В середине апреля AMD выслала в нашу редакцию раннюю бета-версию драйвера с новой технологией сглаживания кадров "Frame Pacing". Первые результаты оказались обещающими, но некоторые вопросы всё равно остались. 1 августа AMD предоставила драйвер Catalyst 13.8 Beta 1 для свободного скачивания. Нам он был выслан заранее, что позволило в полной мере приготовить результаты тестов. Для измерений мы использовали нашу тестовую систему FCAT. Если вы хотите освежить в памяти проблемы и технологии, связанные со сглаживанием кадров "Frame pacing", мы рекомендуем прочитать наши статьи о теоретических основах FCAT, о рендеринге AFR и задержке ввода, а также ознакомиться с первыми результатами и анализом производительности.
Перед тем, как мы перейдём к результатам тестов, позвольте напомнить следующее: "Frame Pacing" или сглаживание кадров - метод, при котором изображения выводятся за примерно одинаковое время, то есть они равномерно распределены по продолжительности секунды. AMD таким образом пыталась устранить неравномерный вывод кадров в системах с несколькими GPU, который ранее приводил к появлению подергиваний, рывков и других артефактов. В частности, от новой технологии должна существенно выиграть видеокарта Radeon HD 7990 (тест и обзор). Драйвер Catalyst 13.8 Beta 1 в первой версии поддерживает игры DirectX 9, 10 и 11, а также OpenGL 4.3 с максимальным разрешением 2560x1600 пикселей. Драйвер во второй версии будет поддерживать более высокие разрешения (Eyefinity) под DirectX 11.1 и OpenGL 4.3.
Технологию "Frame Pacing" можно включать и выключать в Catalyst Control Center в настройках 3D. По умолчанию в системах Crossfire технология "Frame Pacing" будет включена. Но если вы хотите отображать кадры без выравнивания, с минимально возможной задержкой, то можете отключить "Frame Pacing" глобально для всех приложений.
Также в настройках приложений технологию "Frame Pacing" можно включать или выключать в зависимости от игры. AMD указывает потерю производительности в несколько процентов после включения "Frame pacing". В тестах технологию рекомендуется выключать, хотя геймеры вряд ли заметят подобное падение производительности в играх. Опять же, мы подробно исследуем вопрос с производительностью в наших тестах.
Мы начнём тесты с игры Bioshock: Infinite, где мы получаем значительные колебания времени вывода кадров с драйвером Catalyst 13.6 Beta 2. В случае Catalyst 13.8 Beta 1 и технологией "Frame Pacing" график более плавный. Конечно, "Frame Pacing" приводит к увеличению времени вывода кадров, поэтому частота кадров снижается, но с учётом лучшей плавности вывода небольшая потеря производительности кажется нам вполне приемлемой.
Технология "Frame pacing" повлияла и на процентное распределение частоты кадров. Чем более плоской будет кривая, тем более стабильным будет время вывода кадров. Мы получаем меньше аномалий с уходом кривой выше или ниже среднего уровня.
На двух графиках приведена частота кадров по мере прохождения сцены, они позволяют оценить наличие выпадающих и карликовых (неполных) кадров, которые воспринимаются геймером как подёргивания или артефакты. Опять же, мы получаем более плавную кривую с драйвером Catalyst 13.8 Beta 1 (нижний график). Но больше всего радует отсутствие выпадающих и карликовых кадров, которые повсеместно встречаются на верхнем графике Catalyst 13.6 Beta 2.
Тестовая сцена Crysis 3 представляет определённые сложности для драйвера Catalyst 13.6 Beta 2, на большей части графика видеокарта не справляется с поддержанием стабильного времени вывода кадра. Более плавная тёмно-красная линия Catalyst 13.8 Beta 1 показывает эффект от включения "Frame pacing". Но и на ней заметны колебания времени отрисовки кадра. AMD продолжает работать над алгоритмом, который позволил бы снизить подобные флуктуации.
Процентное распределение частоты кадров в Crysis 3 тоже оказывается более плавным.
В Crysis 3 с драйвером Catalyst 13.6 Beta 2 мы получили большое количество выпадений и карликовых кадров, но в случае Catalyst 13.8 Beta 1 мы уже не получили негативного эффекта. Если сравнить две кривые, то в случае "Frame Pacing" средняя частота кадров оказывается ниже, но мы ещё вернёмся к данному вопросу в разделе тестов производительности.
В игре Sleeping Dogs мы видим, что измерения FCAT не всегда показывают знакомую картину. Частота кадров ограничена 60 fps. Но мы всё равно провели измерения в двух случаях. Как можно видеть по процентному распределению, частота кадров "прыгает" с 60 на 30 и 15 fps.
Технология "Frame Pacing" работает и в случае ограничения частоты кадров, что показывают оба графика зависимости fps от времени сцены. Кривая в случае Catalyst 13.6 beta 2 практически "прилипает" к ограничению 60 fps, но у драйвера Catalyst 13.8 Beta 1 технология "Frame pacing" немного снижает частоту кадров - падение составляет около 10 fps, что соответствует снижению на 20%. Так что пользу от включения "Frame Pacing" следует оценивать индивидуально для каждой игры или приложения.
По сравнению с Bioshock: Infinite и Crysis 3 влияние "Frame Pacing" в игре Metro: Last Light не такое позитивное. Конечно, можно заметить некоторое сглаживание времени отрисовки кадров, но оно выражено уже не так заметно. Приятно, что пять выпадений кадров, проявляющих себя с драйвером Catalyst 13.6 beta 2, в случае Catalyst 13.8 Beta 1 и "Frame Pacing" исчезают.
Две кривые процентного распределения fps остаются на разных уровнях, обе они не идеальны, для драйвера Catalyst 13.8 Beta 1 хотелось бы получить более пологую характеристику.
На графике можно заметить упомянутые выше пять выпадений кадров с драйвером Catalyst 13.6 Beta 2. В случае Catalyst 13.8 Beta 1 они уже не проявляют себя.
В игре Tomb Raider мы вновь наблюдаем отличные результаты от активации функции "Frame Pacing". Другими словами: игра Tomb Raider на видеокарте Radeon HD 7990 со старым драйвером идет очень плохо, если вы чувствительны к подергиваниям на системе с несколькими GPU. График с драйвером Catalyst 13.6 beta 2 превратился в заштрихованный участок, но в случае Catalyst 13.8 Beta 1 мы получаем вполне приятную кривую.
Улучшения хорошо заметны по графику процентного распределения fps, где обе кривые прилегают только в определенных диапазонах. Где-то после уровня 95 процентов можно видеть, что у драйвера Catalyst 13.8 Beta 1 не происходит падение, в отличие от Catalyst 13.6 beta 2, то есть значение минимальных fps у драйвера "Frame Pacing" заметно выше.
С драйвером Catalyst 13.6 beta 2 мы получаем бесчисленное количество выпадений и карликовых кадров, но после перехода на Catalyst 13.8 Beta 1 частота кадров сглаживается, артефакты исчезают.
Мы провели тесты нового драйвера Catalyst 13.8 Beta 1 с активной технологией "Frame Pacing" и без неё, что позволяет определить разницу в производительности.
Как можно видеть, разница между активной и выключенной технологией "Frame Pacing" невелика, но заметить её можно. Если вы хотите получить стабильную частоту кадров в конфигурации Crossfire, то никаких причин избегать "Frame Pacing" мы не видим. В тестах производительности мы будем отключать технологию "Frame Pacing", поскольку мы оцениваем "чистую" производительность, без дополнительного влияния на систему.
Мы решили провести дополнительные измерения на конфигурации FCAT, сравнив Radeon HD 7990 с драйвером Catalyst 13.8 Beta 1 со сборкой SLI на двух NVIDIA GeForce GTX 780 с драйвером GeForce 320.18. Нас интересовали не средние значения fps, а графики времени вывода кадра в миллисекундах и процентного распределения частоты кадров. Ниже мы как раз их и приводим.
В первом графике важно получить как можно более плавную кривую без серьёзных флуктуаций. На втором графике кривая тоже должна быть как можно более плоской, что соответствует равномерному распределению частоты кадров.
Сравнение результатов конфигураций AMD и NVIDIA показывает, что AMD неплохо поработала над новым драйвером и технологией сглаживания частоты кадров - результаты схожие, иногда у AMD они даже чуть лучше. Хорошим примером можно назвать Crysis 3. Но в играх Metro: Last Light и Bioshock: Infinite мы тоже получили немного лучший результат AMD.
Вынести субъективную оценку сложнее. Дело в том, что на микро-подёргивания все реагируют по-разному. Некоторые пользователи их вообще не замечают. То же самое касается и карликовых или неполных кадров. Тренированный глаз их замечает, мы тоже, поскольку протестировали большое количество конфигураций на Radeon HD 7990 и GeForce GTX 780 в SLI и пытались выявить отличия. Для конфигурации NVIDIA SLI заметить артефакты сложнее. В случае AMD артефакты были значительно уменьшены с новым драйвером Catalyst 13.8 Beta 1, замечаешь их так же редко, как и у NVIDIA. В статье приведены результаты объективных тестов, которые подтверждают наши субъективные впечатления.
В целом, мы можем повторить заключение, вынесенное после рассмотрения ранней версии прототипа драйвера: очень приятно, что AMD смогла представить на рынок новый драйвер, который решает проблемы, существующие в конфигурациях на нескольких GPU. Такой вывод можно сделать и по результатам тестов, и по субъективным впечатлениям. Мы рекомендуем всем владельцам Radeon HD 7990 или двух видеокарт AMD в Crossfire скачать драйвер Catalyst 13.8 Beta 1 и составить личное впечатление.
Но AMD пока рано расслабляться. В некоторых приложениях и играх система не распознавала нашу видеокарту Radeon HD 7990 как сборку CrossFire, то есть работал только один GPU. В другие игры, такие как Far Cry 3, играть почти невозможно из-за постоянных подёргиваний под DirectX 11.
У NVIDIA есть явное преимущество по сроку разработки, поскольку ещё с объявления архитектуры "Kepler" компания борется с проблемами неравномерного вывода кадров в системах Mutli-GPU. Так что AMD придётся некоторое время догонять главного конкурента, и как быстро компания наверстает упущенное - вопрос открытый. Также по-прежнему остаются вопросы насчет задержки ввода. Но для данной проблемы верно то же самое, что и для микро-подёргиваний: некоторые пользователи вообще не замечают задержек. Пока что очень сложно объективно измерить задержку ввода, так что геймерам придётся полагаться на свои персональные ощущения.
Но нам очень нравятся позитивные продвижения AMD, и мы предлагаем нашим читателям высказаться о своем опыте использования Catalyst 13.8 Beta 1. Мы регулярно отсылаем AMD информацию о результатах тестов, можем к ней добавить и ваш опыт.