Страница 1: Игры в 4K: AMD против NVIDIA - кто готов к будущему Ultra HD?

4K-logo2На нынешней выставке IFA 2013 в Берлине основной темой был формат 4K и разрешение Ultra High Definition. Но в ближайшие годы бум 4K ожидается не только в потребительском сегменте с популяризацией соответствующих телевизоров, но и на рынке ПК. Многие годы производители GPU неутомимо радовали нас новыми 3D-технологиями. Алгоритмы сглаживания становились всё лучше, но производители не могли выйти за пределы разрешения современных дисплеев. Разрешение мониторов сравнялось с современными телевизорами, хотя здесь следует учитывать меньший размер диагонали, поскольку пользователь сидит ближе к экрану. С появлением на рынке первых мониторов 4K ситуация начнёт меняться, и у производителей видеокарт появятся новые задачи и новые проблемы.

Перед тем, как мы перейдём к ответу на вопрос заголовка статьи, мы поговорим о сути проблемы 4K, поделимся некоторыми результатами тестов, а также рассмотрим нынешнюю ситуацию.

Сегодня большинство геймеров на ПК используют мониторы с разрешением 1920x1080 пикселей с диагональю от 21,5 до 24 дюймов. Видеокарты с ценой от 8 тысяч рублей уже хорошо справляются с данным разрешением в современных играх. Если вы хотите перейти на разрешение дисплея 2.560x1.080, 2.560x1.440 или 2.560x1.600 пикселей, то придётся брать монитор с диагональю 27" или даже 30". В таком случае вам потребуется намного более мощная видеокарта.

Скриншот 4K игры Project Cars
Скриншот 4K игры Project Cars

Но при этом мы не учитываем качество вывода картинки или плотность пикселей. Давайте посчитаем:

  • 1.920x1.080 пикселей на 21,5": 102 ppi
  • 1.920x1.080 пикселей на 24": 92 ppi
  • 2.560x1.440 пикселей на 27": 109 ppi
  • 2.560x1.600 пикселей на 30": 101 ppi

Так что последние годы мы "топчемся" на уровне 100 ppi. Об этом стали задумываться только после того, как в нашу жизнь прочно вошли смартфоны и планшеты. Качество дисплеев у них с каждым годом увеличивалось. Конечно, это связано с меньшим расстоянием просмотра, а также и с более красивой картинкой. Приведём несколько примеров:

  • Apple iPhone 5s: 1.136x640 пикселей на 4": 326 ppi
  • Samsung Galaxy S4: 1920x1080 пикселей на 4,99": 441 ppi
  • Apple iPad: 2.048x1.536 пикселей на 9,7": 264 ppi
  • Google Nexus 7 2013: 1.920x1.200 пикселей на 7": 323 ppi

Среди компьютеров первыми отреагировали производители ноутбуков, в том числе и Apple. Ноутбук MacBook Pro с дисплеем Retina смог перенести плотность пикселей уровня high-end планшетов и смартфонов на настольный сегмент. С некоторой задержкой подтянулись и другие производители ноутбуков:

ASUS PQ321QE

Но после выхода двух мониторов с разрешением 4K этим летом ситуация на сегменте настольных ПК будет меняться. Sharp представила PN-K321H, 32-дюймовый монитор с разрешением 3.840x2.160 пикселей. ASUS выпустила PQ321QE, модель с таким же разрешением и диагональю 32 дюйма. Оба монитора обеспечивают плотность пикселей 138 ppi. Конечно, мы не дотягиваем по плотности пикселей до ноутбуков, но не стоит забывать, что площадь дисплея оказывается в четыре раза больше. Причина меньшей плотности кроется не только в расстоянии до зрителя, но и с технологией производства панелей. Но об этом мы поговорим чуть ниже.

Сегодня два этих дисплея 4K продаются за весьма приличную сумму. ASUS просит около 3500 евро в Европе или 122,7 тыс. рублей в России. Sharp продаёт монитор PN-K321H в Европе по цене около 5000 евро, что значительно дороже PQ321QE, в России мы его не обнаружили. На выставке CES 2014 Samsung представит свой новейший настольный дисплей 4K, также и другие производители мониторов должны присоединиться, и чем большие производственные мощности будут задействованы, тем быстрее упадут цены. На данный момент производители предполагают, что летом 2014 года можно ожидать подобные мониторы по цене от 1000 до 1500 евро.