Тест и обзор: ASUS Radeon R9 290X DirectCU II OC (R9290X-DC2OC-4GD5)

Опубликовано:

asus-290x-logoНамеренно или нет, но с видеокартами Radeon R9 290X и Radeon R9 290 AMD перешла на новую парадигму взаимодействия температуры GPU и частоты GPU. Компания выставила температурную планку довольно высоко - на уровне 95 °C, но побывавшие у нас эталонные видеокарты всё равно упирались в это ограничение. Соответственно, эталонная версия Radeon R9 290X достигала заявленных частот Boost в очень редких случаях. Поэтому большие надежды мы возлагали на видеокарты партнёров AMD с собственным дизайном кулера и/или печатной платы. В нашу тестовую лабораторию начали прибывать первые модели, и сегодня мы рассмотрим видеокарту ASUS Radeon R9 290X DirectCU II OC.

Видеокарта AMD Radeon R9 290X в эталонной версии, к сожалению, отличалась неубедительной системой охлаждения. Она была слишком горячей, слишком шумной и работала на слишком низких тактовых частотах, не раскрывая свой потенциал. Многие наши читатели смогли установить альтернативные кулеры самостоятельно, уменьшив температуру и уровень шума, а в некоторых случаях и существенно подняв производительность. Но к цене Radeon R9 290X в таком случае придётся добавлять ещё и цену кулера. К счастью, ASUS уже подготовила собственное решение в виде Radeon R9 290X DirectCU II OC - но за видеокарту придётся отдать 590 евро в Европе. В России новинка появится в январе 2014, цена пока неизвестна.

Для Radeon R9 290X DirectCU II OC ASUS решила придерживаться поверенных стандартов. Чёрная печатная плата, чёрный кулер - но вы можете украсить видеокарту красными и золотистыми наклейками. Так что геймеры смогут придать видеокарте уникальный внешний вид, чтобы она лучше сочеталась, например, с материнской платой.

Информация об архитектуре

ASUS Radeon R9 290X DirectCU II OC (R9290X-DC2OC-4GD5)
Розничная цена около 590 евро в Европе
Сайт производителя ASUS
Техническая информация
GPU Hawaii XT
Техпроцесс 28 нм
Число транзисторов 6,2 млрд.
Тактовая частота GPU (базовая частота) -
Тактовая частота GPU (частота Boost) 1.050 МГц
Частота памяти 1.350 МГц
Тип памяти GDDR5
Объём памяти 4.096 Мбайт
Ширина шины памяти 512 бит
Пропускная способность памяти 345,6 Гбайт/с
Версия DirectX 11.2
Потоковые процессоры 2.816
Текстурные блоки 176
Конвейеры растровых операций (ROP) 64
Пиксельная скорость заполнения 67,2 Гпиксель/с
SLI/CrossFire CrossFire

Конечно, ASUS для видеокарты Radeon R9 290X DirectCU II OC использовала GPU "Hawaii" от AMD с 6,2 млрд. транзисторов. GPU оснащён 2.816 потоковыми процессорами, 176 текстурными блоками и 64 конвейерами растровых операций (ROP). У двух high-end моделей на GPU "Hawaii" больше не существует базовых частот. AMD или производители видеокарт указывают только максимальную тактовую частоту, которая достигается благодаря поддержке Boost через механизмы PowerTune. ASUS увеличила максимальную частоту с 1000 до 1050 МГц. 4096 Мбайт памяти GDDR5 ASUS тоже разогнала на 100 МГц, что позволило увеличить пропускную способность памяти до 345,6 Гбайт/с. Все остальные спецификации соответствуют эталонной видеокарте AMD.

Модель AMD Radeon R9 290X ASUS Radeon R9 290X DirectCU II OC NVIDIA GeForce GTX 780 Ti
Розничная цена от 22,0 тыс. рублей в России
от 431 евро с доставкой в Россию
около 590 евро в Европе от 24,0 тыс. рублей в России
от 524 евро с доставкой в Россию
Сайт производителя AMD ASUS NVIDIA
Технические спецификации
GPU Hawaii XT Hawaii XT GK110 (GK110-425-B1)
Техпроцесс 28 нм 28 нм 28 нм
Число транзисторов 6,2 млрд. 6,2 млрд. 7,1 млрд.
Тактовая частота GPU (базовая частота) - - 876 МГц
Тактовая частота GPU (частота Boost) 1.000 МГц 1.050 МГц 928 МГц
Тактовая частота памяти 1.250 МГц 1.350 МГц 1.750 МГц
Тип памяти GDDR5 GDDR5 GDDR5
Объём памяти 4.096 Мбайт 4.096 Мбайт 3.072 Мбайт
Ширина шины памяти 512 бит 512 бит 384 бит
Пропускная способность памяти 320,0 Гбайт/с 345,6 Гбайт/с 336 Гбайт/с
Версия DirectX 11.2 11.2 11.1
Потоковые процессоры 2.816 2.816 2.880
Текстурные блоки 176 176 240
Конвейеры растровых операций (ROP) 64 64 48
TDP > 250 Вт > 250 Вт 250 Вт

Прямое сравнение между эталонной версией Radeon R9 290X и видеокартой ASUS мы уже провели чуть выше. Так что позвольте здесь сравнить новинку ASUS с самой быстрой игровой видеокартой NVIDIA. Технические характеристики вряд ли имеет смысл сравнивать напрямую, даже по таковой частоте AMD (соответственно, и ASUS) отказалась от базового уровня, в то время как NVIDIA указывает гарантированную минимальную частоту Boost, на которой будет работать видеокарта. Будет интересно посмотреть, сможет ли ASUS Radeon R9 290X DirectCU II OC продержаться в наших тестах на частоте 1.050 МГц.

512-битный интерфейс памяти приводит к существенной разнице в пропускной способности даже при небольшом разбросе в тактовых частотах. Но эталонная видеокарта Radeon R9 290X всё равно уступала модели GeForce GTX 780 Ti в данном отношении. ASUS подняла частоту памяти на 100 МГц до 1.350 МГц, что привело к подъёму пропускной способности памяти почти на 10 Гбайт/с больше спецификаций самой быстрой видеокарты NVIDIA. Также при сравнении конкурентов можно обратить внимание на 176 текстурных блоков у AMD против 240 у NVIDIA, а также 64 конвейера растровых операций (ROP) против 48 у NVIDIA. Преимущества и недостатки обоих вариантов описать сложно, так как здесь на первом месте находятся архитектурные особенности GPU. Теперь перейдём к самому интересному - тактовым частотам ASUS Radeon R9 290X DirectCU II OC.

Скриншот GPU-Z ASUS Radeon R9 290X DirectCU II OC
Скриншот GPU-Z ASUS Radeon R9 290X DirectCU II OC

После того, как NVIDIA представила технологию GPU Boost 2.0, оценивать производительность видеокарт оказалось не так просто. Температура и частоты были тесно связаны, в зависимости от эффективности охлаждения в корпусе видеокарта могла вести себя по-разному. Но у AMD подобный разброс с GPU "Hawaii" оказался ещё сильнее. Видеокарта Radeon R9 290X в режиме Quiet Mode почти всегда упиралась в температурный предел, поэтому снижала тактовые частоты. Даже после переключения в более шумный Uber Mode максимальная частота наблюдалась очень редко.

ASUS тоже использовала две версии BIOS, но они названы совсем иначе и работают по-другому. В режиме Performance Mode вентиляторы могут разгоняться до 50 процентов от максимальной скорости 4540 об/мин. Такой шаг сделан намеренно, чтобы GPU не подбирался к целевой температуре 95 °C, нагреваясь до 94 °C или меньшего уровня. В наших тестах GPU не нагревался больше 80 °C, что радует. Конечно, мы проверили и второй режим Silent Mode. В данном режиме температура может увеличиваться до 95 °C или 94 °C, вентилятор до этой планки будет вращаться с меньшими оборотами. Примерно с планки 87 °C разогнанная видеокарта ASUS начинает сбрасывать обороты, чтобы увеличить температуру. В нашем корпусе с хорошей вентиляцией видеокарта ASUS Radeon R9 290X DirectCU II OC не добиралась даже до этого уровня. Так что мы провели все тесты в режиме Silent Mode, а режим Performance Mode мы рекомендуем тем пользователям, у кого вентиляция в корпусе оставляет желать лучшего. Для разгона мы будем использовать Performance Mode.

Мы решили протестировать и особый сценарий: мы остановили вентиляторы корпуса, чтобы искусственно увеличить нагрев видеокарты. И в данном случае разница между режимами Performance и Silent была заметна сильнее всего. Видеокарта ASUS Radeon R9 290 DirectCU II OC, наконец, добралась до целевой температуры 94 °C в обоих случаях. Но температура в режиме Silent увеличивалась существенно быстрее, а в режиме Performance вентиляторы работали заметно более шумно.

В следующей таблице мы привели взаимосвязь температуры и тактовых частот в наших тестах.

Сравнение температур и тактовых частот
Игра Температура Частота
The Elder Scrolls V Skyrim 75 °C 1.050 МГц
Company of Heroes 77 °C 1.050 МГц
Grid 2 76 °C 1.050 МГц
Metro: Last Light 77 °C 1.050 МГц
Crysis 3 80 °C 1.050 МГц
Battlefield 4 74 °C 1.050 МГц
Assassin's Creed IV: Black Flag 73 °C 1.050 МГц
Bioshock: Infinite 75 °C 1.050 МГц
Tomb Raider 80 °C 1.050 МГц

Вывод напрашивается сам собой: видеокарта ASUS Radeon R9 290X DirectCU II OC во всех случаях удерживала заявленную предельную частоту 1.050 МГц. Но, опять же, подчеркнём, что результат сильно зависит от вентиляции в корпусе компьютера.


 

ASUS Radeon R9 290X DirectCU II OC
ASUS Radeon R9 290X DirectCU II OC

ASUS сохранила приверженность своему традиционному дизайну, но некоторые изменения видны с первого взгляда. ASUS отказалась от красных элементов на кожухе кулера. Вместо этого вы получаете возможность самостоятельно наклеить красные и золотистые стикеры. Вентиляторы отличаются, об этом мы поговорим чуть ниже, когда будем подробно рассматривать кулер DirectCU II.

ASUS Radeon R9 290X DirectCU II OC
ASUS Radeon R9 290X DirectCU II OC

Сзади видеокарта ASUS защищена металлической пластиной, причём ASUS Radeon R9 290X DirectCU II OC имеет длину 28,5 см, то есть на сантиметр больше эталонной версии Radeon R9 290X. ASUS использовала модифицированную печатную плату, но причина удлинения кроется не в ней, а в выступающем кулере, причём не только по длине, но и по высоте.

ASUS Radeon R9 290X DirectCU II OC
ASUS Radeon R9 290X DirectCU II OC

Левый из двух 95-мм вентиляторов относится к типу "COOLTECH Fan". Под таким названием скрываются разработанные ASUS гибридные вентиляторы, сочетающие преимущества осевых и радиальных вентиляторов. Гибридный вентилятор находится прямо над GPU, так что он должен проявить свои преимущества в полную силу. Между рёбрами проглядывает массивный радиатор.

ASUS Radeon R9 290X DirectCU II OC
ASUS Radeon R9 290X DirectCU II OC

Несмотря на усиленную подсистему питания, видеокарта ASUS Radeon R9 290X DirectCU II OC по-прежнему питается от одного 6- и одного 8-контактного разъёмов. Теоретически два этих разъёма вместе со слотом PCI Express могут подавать до 300 Вт энергии. AMD указывает для Radeon R9 290X тепловой пакет (TDP) как "выше 250 Вт". Скорее всего, ASUS с учётом разгона подошла к верхнему уровню. Так что мы не ожидали существенных прорывов в наших тестах разгона. Чтобы защёлки разъёмов питания не конфликтовали с кулером видеокарты, ASUS развернула гнёзда на 180 градусов. Красный и зелёный светодиоды около гнёзд сигнализируют о правильном подключении дополнительного питания.

ASUS Radeon R9 290X DirectCU II OC
ASUS Radeon R9 290X DirectCU II OC

Ближе к задней кромке печатной платы ASUS расположила точки прямого измерения напряжения. В задней пластине видеокарты сделан соответствующий вырез. С помощью обычного мультиметра вы можете считать напряжения GPU, памяти и PLL.

ASUS Radeon R9 290X DirectCU II OC
ASUS Radeon R9 290X DirectCU II OC

На слотовой заглушке располагаются привычные видеовыходы. Вы получите по одному интерфейсу DisplayPort 1.2 и HDMI 1.4, а также пару двухканальных DVI. Небольшая часть горячего воздуха может выходить наружу через перфорацию в слотовой заглушке, но ASUS не предусмотрела принудительной вентиляции воздуха в данном направлении. Разве что радиальный вентилятор Cooltek может способствовать вытяжке горячего воздуха.


 

ASUS Radeon R9 290X DirectCU II OC
ASUS Radeon R9 290X DirectCU II OC

Без кулера DirectCU II можно спокойно рассмотреть печатную плату. Как можно видеть, помимо задней металлической пластины производитель добавил ещё одну металлическую балку сверху для упрочения конструкции.

ASUS Radeon R9 290X DirectCU II OC
ASUS Radeon R9 290X DirectCU II OC

Как и у ранее протестированной ROG Poseidon GTX 780, ASUS расширила подсистему питания Radeon R9 290X DirectCU II OC до десяти фаз. Обе видеокарты имеют разные требования по питанию, но некоторые параллели по выбору компонентов провести можно. Восемь фаз отвечают за питание GPU, ещё две - за чипы памяти.

Помимо увеличения числа фаз, ASUS сконцентрировалась на установке высококачественных компонентов. Как можно видеть, ASUS использует японские конденсаторы "10K Black Metallic" для каждой фазы. Как указывает ASUS, они обеспечивают на 20 процентов меньшее тепловыделение и должны проработать в пять раз дольше по сравнению с обычными конденсаторами.

Также на плату установлены дроссели с логотипом "Super Alloy Chokes". Они должны снизить электронный шум компонентов или полностью его предотвратить. В наших тестах мы не смогли их услышать Плоские детали за дросселями - транзисторы "Super Alloy MOS", которые могут выдержать на 30 процентов большие напряжения. Так что ASUS оснастила подсистему питания высококачественными компонентами, которые не только увеличивают срок службы, но и усиливают потенциал разгона.

 

ASUS Radeon R9 290X DirectCU II OC
ASUS Radeon R9 290X DirectCU II OC

Немаловажную роль в работе видеокарты играет контроллер стабилизации напряжения VRM. Контроллер управляет подачей напряжений разных уровней. Качественная стабилизация важна для разгона, чтобы напряжения были максимально чистыми, без шумов. Контроллер стабилизации Digi+ обеспечивает пульсации в диапазоне 159-239 мВ. Также использование контроллера позволяет оптимизировать нагрузку на фазы, что повышает эффективность работы видеокарты.

 

ASUS Radeon R9 290X DirectCU II OC
ASUS Radeon R9 290X DirectCU II OC

Две из пяти медных никелированных тепловых трубки имеют диаметр 8 мм. Ещё две изготовлены с диаметром 6 мм, а пятая - 10 мм. Тепловые трубки отводят накапливающееся тепло на радиатор.

ASUS Radeon R9 290X DirectCU II OC
ASUS Radeon R9 290X DirectCU II OC

ASUS сплющила тепловые трубки на контактной поверхности с кристаллом GPU. Здесь хорошо видно, что трубки изготовлены из меди. Передача тепла между GPU и тепловыми трубками должна быть оптимальной благодаря прямому контакту меди. В наших тестах мы посмотрим, насколько хорошо кулер DirectCU II справится со своей работой, и с какой температурой будет работать GPU "Hawaii" под нагрузкой.


Для проведения тестирования мы обновили нашу тестовую систему, а также и поколение драйверов. Процессор Intel Core i7-3960X был разогнан со штатной частоты 3,2 ГГц до 3,9 ГГц, чтобы максимально устранить "узкое место" по производительности CPU. Мы использовали следующие компоненты:

 

Тестовая конфигурация
Процессор Intel Core i7-3960X 3,3 ГГц, разгон до 3,9 ГГц
Материнская плата ASUS P9X79 Deluxe
Оперативная память ADATA XPG Gaming Series Low Voltage 4x 2 Гбайт PC3-12800U CL 9-9-9-24
Накопитель ADATA S510 SSD 60 Гбайт
Блок питания Seasonic Platinum Series 1000 Вт
Операционная система Windows 8 Pro 64 Bit
Видеокарты
NVIDIA NVIDIA GeForce GTX 780 Ti (876/928/1.750 MHz, 3072 MB)
  NVIDIA GeForce GTX Titan (837/786/1.502 MHz, 6.144 MB)
  NVIDIA GeForce GTX 780 (863/902/1.502 MHz, 3.072 MB)
  NVIDIA GeForce GTX 770 (1.046/1.085/1.753 MHz, 2.048/4.096 MB)
  NVIDIA GeForce GTX 760 (980/1.033/1.502 MHz, 2.048 MB)
  NVIDIA GeForce GTX 690 (915/1.502 MHz, 4.096 MB)
  NVIDIA GeForce GTX 680 (1.006/1.502 MHz, 2.048 MB)
  NVIDIA GeForce GTX 670 (915/1.502 MHz, 2.048 MB)
  NVIDIA GeForce GTX 660 Ti (915/1.502 MHz, 2.048 MB)
  NVIDIA GeForce GTX 660 (1.058/1.250 MHz, 2.048 MB)
  NVIDIA GeForce GTX 650 Ti Boost (980/1.502 MHz, 2.048 MB)
  NVIDIA GeForce GTX 650 Ti (925/1.350 MHz 2.048 MB)
  NVIDIA GeForce GTX 650 (1.058/1.250 MHz, 1.024/2.048 MB)
  NVIDIA GeForce GTX 590 (608/1.215/854 MHz, 3.072 MB)
  NVIDIA GeForce GTX 580 (772/1.544/1.000 MHz, 1.536 MB)
  NVIDIA GeForce GTX 570 (732/1.464/950 MHz, 1.280MB)
  NVIDIA GeForce GTX 560 Ti 448 Cores (732/1.464/950 MHz, 1.280 MB)
  NVIDIA GeForce GTX 560 Ti (820/1.640/1.000 MHz, 1.024 MB)
  NVIDIA GeForce GTX 560 (810/1.620/1.002 MHz, 1.024 MB) 
  NVIDIA GeForce GTX 550 Ti (900/1.800/1.026 MHz, 1.024 MB)
AMD AMD Radeon R9 290X (1.000/1.250 MHz, 4.096 MB)
  AMD Radeon R9 290 (947/1.500 MHz, 4096 MB)
  AMD Radeon R9 280X (1.000/1.500 MHz, 3.072 MB)
  AMD Radeon R9 270X (1.000/1.400 MHz, 2.048/4.096 MB)
  AMD Radeon R7 260X (1.100/1.625 MHz, 2.048 MB)
  AMD Radeon HD 7990 (950/1.000/1.500 MHZ, 6.144 MB)
  AMD Radeon HD 7970 GHz Edition (1.000/1.050/1.500 MHz, 3.072 MB)
  AMD Radeon HD 7970 (925/925/1.375 MHz, 3.072 MB)
  AMD Radeon HD 7950 (800/800/1.250 MHz, 3.072 MB)
  AMD Radeon HD 7870 (1.000/1.000/1.200 MHz, 2.048 MB)
  AMD Radeon HD 7850 (860/860/1.200 MHz, 2.048 MB)
  AMD Radeon HD 7790 (1.075/1.075/1.500 MHz, 1.024/2.048 MB)
  AMD Radeon HD 7770 (1.000/1.000/1.125 MHz, 1.024 MB)
  AMD Radeon HD 7750 (800/800/1.125 MHz, 1.024 MB)
  AMD Radeon HD 6990 (830/830/1.250 MHz, 4.096 MB)
  AMD Radeon HD 6970 (880/880/1.375 MHz, 2.048 MB)
  AMD Radeon HD 6950 (800/800/1.200 MHz, 2.048 MB)
  AMD Radeon HD 6870 (900/900/1.050 MHz, 1.024 MB)
  AMD Radeon HD 6850 (775/775/1.000 MHz, 1.024 MB)
  AMD Radeon HD 6790 (840/840/1.050 MHz, 1.024 MB)
  AMD Radeon HD 6770 (850/850/1.200 MHz, 1.024 MB)
Драйверы
NVIDIA GeForce 331.82
AMD Catalyst 13.11 Beta 9

Мы выражаем благодарность ASUS, Intel, Thermaltake и Seasonic за предоставленные компоненты.

 

Настройки драйверов NVIDIA:

Текстурные настройки AMD:


Перейдём к оценке уровня шума, энергопотребления и температуры ASUS Radeon R9 290X DirectCU II OC.

Уровень шума в режиме бездействия

strom-idle
в дБ(А)

С уровнем шума 34,2 дБ(A) видеокарта ASUS Radeon R9 290X DirectCU II OC работает на 1,3 дБ(A) тише, чем эталонная версия. Впрочем, эталонная версия Radeon R9 290X уже работала довольно тихо, так что мы не назвали бы данное преимущество решающим. Интересно будет посмотреть на уровень шума кулера DirectCU II под нагрузкой. В любом случае, приятно, что ASUS движется в правильном направлении.

Уровень шума под нагрузкой

strom-idle
в дБ(А)

Под нагрузкой видеокарта ASUS работает сравнительно тихо. Мы получили уровень шума всего 47 дБ(A) - отличный результат ASUS Radeon R9 290X DirectCU II OC, у эталонной видеокарты в режиме Quiet уровень шума составлял 50,3 дБ(A). Самыми шумными в наших тестах раньше были видеокарты с двумя GPU, но AMD смогла к ним присоединиться со своим флагманом Radeon R9 290X в режиме Uber. ASUS смогла обеспечить существенно меньший уровень шума, хотя при этом видеокарта работает с заводским разгоном. Всё это можно отнести к преимуществам новинки ASUS.

Температура в режиме бездействия

strom-idle
в °C

Потенциал кулера ASUS DirectCU II хорошо заметен по температуре в режиме бездействия. Эталонный кулер в данном режиме охлаждал GPU до 40 °C, но в случае ASUS Radeon R9 290X DirectCU II OC мы получили уровень 34 °C. Впрочем, оценивать температуру следует вместе с уровнем шума. И здесь ASUS тоже оказалась впереди.

Температура под нагрузкой

strom-idle
в °C

Напомним, что температура 95 °C является планкой, до которой контроллер вентиляторов допускает нагрев GPU AMD Radeon R9 290 и R9 290X. На практике температура эталонных видеокарт Radeon R9 290 и R9 290X в режиме Quiet или Uber не превышает 94 °C. Но для предотвращения подъёма температуры до предельного уровня 95 °C, видеокарте приходится существенно снижать тактовые частоты, что приводит к снижению производительности. Так что заявленные частоты 1.000 МГц или 947 МГц в таких условиях остаются недостижимыми.

В случае видеокарты ASUS Radeon R9 290X DirectCU II OC ситуация отличается. Под нагрузкой мы получаем максимальную температуру 80 °C. Впрочем, охлаждение видеокарты очень сильно зависит от условий вентиляции корпуса. Мы давно не тестируем видеокарты в открытых тестовых стендах, так как они не отражают условий эксплуатации на практике. С другой стороны, наш корпус обеспечивает хорошую вентиляцию и даёт видеокартам достаточно свежего воздуха, чтобы они выдержали многочасовую нагрузку. Максимальный нагрев всего до 80 °C позволяет видеокарте ASUS Radeon R9 290X DirectCU II OC работать на максимальных тактовых частотах 1.050 МГц.

Энергопотребление всей системы в режиме бездействия

strom-idle
в Вт

В режиме бездействия энергопотребление ASUS Radeon R9 290X DirectCU II OC остаётся на привычном уровне для high-end видеокарты. Здесь нельзя сказать ничего хорошего или плохого. Производитель заявил об использовании эффективных компонентов для подсистемы питания, но в режиме бездействия каких-либо серьёзных преимуществ мы не наблюдаем.

Энергопотребление всей системы под нагрузкой

strom-idle
в Вт

Под нагрузкой видеокарта ASUS Radeon R9 290X DirectCU II OC потребляла всего 435,2 Вт, то есть на несколько ватт больше эталонной версии. В данном случае использование эффективных компонентов должно себя оправдывать, поскольку мы не получаем существенного прироста энергопотребления, несмотря на заводской разгон. Будет интересно посмотреть на результаты производительности в наших тестах, поскольку видеокарта будет работать на максимальных частотах GPU. В любом случае, видеокарту Radeon R9 290X нельзя назвать экономичной, альтернативный кулер в данном отношении ничего не меняет.


Новый тест Futuremark 3DMark позволяет сравнивать разные устройства, от смартфонов до high-end ПК. В тесте предоставляются три пресета, которые охватывают все сферы производительности благодаря изменяемым настройкам. Конечно, в тесте используются такие технологии, как тесселяция, глубина поля резкости, объемное освещение и DirectCompute. Тестовый прогон Firestrike Extreme должен поставить даже high-end видеокарты "на колени". Скачать тест Futuremarks 3DMark можно в соответствующем разделе сайта.

Futuremark 3DMark - Ice Storm

strom-idle
Баллы

Futuremark 3DMark - Cloud Gate

strom-idle
Баллы

Futuremark 3DMark - Fire Strike

strom-idle
Баллы

Futuremark 3DMark - Fire Strike Extreme

strom-idle
Баллы

AMD и NVIDIA всегда подчёркивают вычислительную производительность своих GPU. И в дополнение к многочисленным движкам с поддержкой OpenCL, мы также решили оценить вычислительную производительность отдельно. Мы взяли тест LuxMark 2.0, тестовую сцену "Sala" с использованием RayTracing, результат теста выводится в сэмплах в секунду. Скачать LuxMark 2.0 можно по следующей ссылке.

luxmark-1-rsСкриншот Luxmark 2.0

Скриншот Luxmark 2.0Скриншот Luxmark 2.0

Luxmark 2.0 - Sala

strom-idle
Тысячи семплов в секунду

С помощью теста ComputeMark мы пытались более точно оценить вычислительную производительность GPU. Тест основан на автоматическом выполнении нескольких вычислительных сценариев, которые накладывают различные требования к "железу". Вычислительная мощность тесту предоставляется через API DirectX 11 Compute. Среди всего прочего тест включает сценарий отслеживания лучей (RayTracing). Скачать ComputeMark можно на сайте разработчика.

Скриншот ComputeMark Скриншот ComputeMark
Скриншот ComputeMark Скриншот ComputeMark

ComputeMark - 1024x600 Complex - Fluid2D

strom-idle
Баллы

ComputeMark - 1024x600 Complex - Fluid3D

strom-idle
Баллы

ComputeMark - 1024x600 Complex - Mandel Skalar

strom-idle
Баллы

ComputeMark - 1024x600 Complex - Mandel Vektor

strom-idle
Баллы

ComputeMark - 1024x600 Complex - RayTracing

strom-idle
Баллы

Действие пятой игры в семействе The Elder Scrolls разворачивается в провинции Skyrim. Сюжет игры построен вокруг возвращения драконов, что было предсказано в древних свитках ("Elder Scrolls"). Геймер играет роль "довакина", то есть персонажа с телом человека и душой дракона. В игре вам предстоит сражаться не только с обычными тварями, но и с драконами. Добавим к этому реалистичные улицы и захватывающие дух пейзажи, уходящие в горизонт. Благодаря отличной детализации растительности и значительной дальности видимости Skyrim может нагрузить любую видеокарту.

The Elder Scrolls V: Skyrim - 1.920x1.080 1xAA 1xAF

strom-idle
Кадры в секунду

The Elder Scrolls V: Skyrim - 1.920x1.080 8xAA+FXAA 16xAF

strom-idle
Кадры в секунду

The Elder Scrolls V: Skyrim - 2.560x1.600 1xAA 1xAF

strom-idle
Кадры в секунду

The Elder Scrolls V: Skyrim - 2.560x1.600 8xAA+FXAA 16xAF

strom-idle
Кадры в секунду

The Elder Scrolls V: Skyrim - 3.840x2.160 1xAA 1xAF

strom-idle
Кадры в секунду

The Elder Scrolls V: Skyrim - 3.840x2.160 8xAA+FXAA 16xAF

strom-idle
Кадры в секунду

С игрой Crysis 3 мы получили нового технологического лидера. Игра поддерживает только видеокарты класса DirectX 11, так что Crytek, разработчик Crysis 3, однозначно задал направление развития. В игре используются тесселяция и мощные алгоритмы пост-обработки для сглаживания, способные "поставить на колени" даже новейшие видеокарты.

Crysis 3 - 1.920x1.080 1xAA 1xAF

strom-idle
Кадры в секунду

Crysis 3 - 1.920x1.080 4xMSAA 16xAF

strom-idle
Кадры в секунду

Crysis 3 - 2.560x1.600 1xAA 1xAF

strom-idle
Кадры в секунду

Crysis 3 - 2.560x1.600 4xMSAA 16xAF

strom-idle
Кадры в секунду

Crysis 3 - 3.840x2.160 1xAA 1xAF

strom-idle
Кадры в секунду

Crysis 3 - 3.840x2.160 4xMSAA 16xAF

strom-idle
Кадры в секунду

Среди горячих новинок 2013 года почетное место занимает Bioshock Infinite. Игра радует не только захватывающим сюжетом, но и технологическими инновациями. Движок игры может задействовать практически все современные эффекты DirectX 11, в игре они есть. Так что мы решили добавить Bioshock Infinite к нашему тестовому пакету.

Bioshock Infinite - 1.920x1.080 DirectX 10 Hoch

strom-idle
Кадры в секунду

Bioshock Infinite - 1.920x1.080 DirectX 11 Ultra

strom-idle
Кадры в секунду

Bioshock Infinite - 2.560x1.600 DirectX 10 Hoch

strom-idle
Кадры в секунду

Bioshock Infinite - 2.560x1.600 DirectX 11 Ultra

strom-idle
Кадры в секунду

Bioshock Infinite - 3.840x2.160 DirectX 10 Hoch

strom-idle
Кадры в секунду

Bioshock Infinite - 3.840x2.160 DirectX 11 Ultra

strom-idle
Кадры в секунду

С игрой Battlefield 4 разработчик DICE и издатель EA продолжили успешную линию предшественника: в игре есть небольшая однопользовательская кампания, но суть игры кроется в масштабных многопользовательских сражениях. На крупных картах могут одновременно сражаться до 63 игроков, каждый в одном из трёх классов. В игре доступны десятки видов техники на суше, в воздухе и в воде. Визуально игра Battlefield 4 тоже поставила новую планку, поэтому она предсказуемо вошла в нашу тестовую методику.

Battlefield 4 - 1.920x1.080 1xAA 1xAF

strom-idle
Кадры в секунду

Battlefield 4 - 1.920x1.080 4xMSAA 16xAF

strom-idle
Кадры в секунду

Battlefield 4 - 2.560x1.600 1xAA 1xAF

strom-idle
Кадры в секунду

Battlefield 4 - 2.560x1.600 4xMSAA 16xAF

strom-idle
Кадры в секунду

Battlefield 4 - 3.840x2.160 1xAA 1xAF

strom-idle
Кадры в секунду

Battlefield 4 - 3.840x2.160 4xMSAA 16xAF

strom-idle
Кадры в секунду

Мы провели тесты на новой стратегии в реальном времени Company of Heroes 2, разработанной Relic Entertainment. Действие игры разворачивается на полях сражений Второй мировой войны, за графику отвечает собственный движок Essence 3.0. Графика в игре не самая впечатляющая, но даже последним high-end видеокартам не всегда удаётся выдавать плавную частоту кадров. А некоторые комбинации разрешения и сглаживания могут "поставить на колени" даже системы multi-GPU.

Company of Heroes 2 - 1.920x1.080 1xAA 1xAF

strom-idle
Кадры в секунду

Company of Heroes 2 - 1.920x1.080 8xAA 16xAF

strom-idle
Кадры в секунду

Company of Heroes 2 - 2.560x1.600 1xAA 1xAF

strom-idle
Кадры в секунду

Company of Heroes 2 - 2.560x1.600 8xAA 16xAF

strom-idle
Кадры в секунду

Company of Heroes 2 - 3.840x2.160 1xAA 1xAF

strom-idle
Кадры в секунду

Company of Heroes 2 - 3.840x2.160 8xAA 16xAF

strom-idle
Кадры в секунду

Metro: Last Light представляет собой продолжение Metro 2033, действие вновь происходит в пост-апокалиптическом будущем в московском метро. Мир Metro 2033 был разработан российским писателем Дмитрием Глуховским. Игра базируется на собственном движке A4 Engine, который поддерживает современные функции DirectX 11. Тесселяция, частицы и эффекты освещения способствуют созданию особой атмосферы, которая немало нагружает GPU.

Metro: Last Light - 1.920x1.080 1xAA 4xAF

strom-idle
Кадры в секунду

Metro: Last Light - 1.920x1.080 1xSSAA 16xAF

strom-idle
Кадры в секунду

Metro: Last Light - 2.560x1.600 1xAA 4xAF

strom-idle
Кадры в секунду

Metro: Last Light - 2.560x1.600 1xSSAA 16xAF

strom-idle
Кадры в секунду

Metro: Last Light - 3.840x2.160 1xAA 4xAF

strom-idle
Кадры в секунду

Metro: Last Light - 3.840x2.160 1xSSAA 16xAF

strom-idle
Кадры в секунду

Игра Tomb Raider с Ларой Крофт в главной роли была возрождена в 2013 году. В отличие от предыдущих игр семейства, Лара Крофт превратилась из искателя приключений в начинающего археолога. Действие игры происходит на заброшенном острове в обстановке, полной опасностей. Движок игры Crystal Engine разработки Square Enix поддерживает последние эффекты DirectX 11, так что даже новейшим high-end видеокартам придётся несладко.

Tomb Raider - 1.920x1.080 1xAA+FXAA 1xAF

strom-idle
Кадры в секунду

Tomb Raider - 1.920x1.080 2xSSAA 16xAF

strom-idle
Кадры в секунду

Tomb Raider - 2.560x1.600 1xAA+FXAA 1xAF

strom-idle
Кадры в секунду

Tomb Raider - 2.560x1.600 2xSSAA 16xAF

strom-idle
Кадры в секунду

Tomb Raider - 3.840x2.160 1xAA+FXAA 1xAF

strom-idle
Кадры в секунду

Tomb Raider - 3.840x2.160 2xSSAA 16xAF

strom-idle
Кадры в секунду

Игра Grid 2 представляет собой старые добрые гонки от разработчика Codemasters. Кросс-платформенная игра базируется на движке EGO 3.0. Он является дальнейшим развитием игрового движка Neon, который использовался в Colin McRae. Как и для любой гонки, здесь важна плавная игра с максимально высокой частотой кадров.

Grid 2 - 1.920x1.080 4xMSAA 16xAF

strom-idle
Кадры в секунду

Grid 2 - 2.560x1.600 4xMSAA 16xAF

strom-idle
Кадры в секунду

Grid 2 - 3.840x2.160 4xMSAA 16xAF

strom-idle
Кадры в секунду

Assassin's Creed 4 Black Flag представляет собой четвёртую игру в семействе Assassin's Creed на основе AnvilNext. Движок игры красиво поддерживает смену дня и ночи, выводит богатую растительность, различные эффекты освещения и отражений.

Assassins Creed IV: Black Flag - 1.920x1.080 4xMSAA 16xAF

strom-idle
Кадры в секунду

Assassins Creed IV: Black Flag - 2.560x1.600 1xAA 1xAF

strom-idle
Кадры в секунду

Assassins Creed IV: Black Flag - 2.560x1.600 4xMSAA 16xAF

strom-idle
Кадры в секунду

Assassins Creed IV: Black Flag - 3.840x2.160 4xMSAA 16xAF

strom-idle
Кадры в секунду

Assassins Creed IV: Black Flag - 3.840x2.160 4xMSAA 16xAF

strom-idle
Кадры в секунду

ASUS указала максимальную частоту GPU 1.050 МГц, благодаря отличному кулеру она сохраняется на практике. Но мы попытались выжать из видеокарты ещё больше путём ручного разгона. Мы выставили планку Power Target на +150 процентов. Мы подняли напряжение на 0,1 В, а также выставили скорость вращения вентилятора на 50 процентов от максимума. В конце концов, нам удалось получить стабильную работу GPU на 1.195 МГц, что соответствует разгону на почти 14 процентов. Память работала на 1.545 МГц. Несмотря на существенный подъём скорости работы вентиляторов, температура GPU увеличилась до 85 °C.

Разгон привел к следующему влиянию на производительность:

Futuremark 3DMark - Fire Strike

strom-idle
Баллы

Battlefield 4 - 2.560x1.600 4xMSAA 16xAF

strom-idle
Баллы

Crysis 3 2.560x1.600 4xMSAA 16xAF

strom-idle
Кадры в секунду

Metro: Last Light - 2.560x1.600 1xSSAA 16xAF

strom-idle
Кадры в секунду

Энергопотребление всей системы под нагрузкой

strom-idle
в Вт

Температура под нагрузкой

strom-idle
в °C

Уровень шума под нагрузкой

strom-idle
в дБ(А)

С видеокартой ASUS Radeon R9 290X DirectCU II OC мы получили возможность впервые оценить Radeon R9 290X в собственном дизайне производителя. Обновлённый дизайн печатной платы здесь не так важен, хотя мы ожидаем через 1-2 месяца появление видеокарт от ASUS, MSI и других производителей с более мощной подсистемой питания и серьёзным потенциалом разгона. Более интересна система охлаждения, которая у эталонных видеокарт превращалась в "узкое место", ограничивающее производительность. Честно говоря, возникает немало вопросов, почему у AMD возникли столь большие задержки до появления видеокарт партнёров с собственными дизайнами. Вполне возможно, что AMD слишком поздно передала партнёрам эталонный дизайн видеокарт "Hawaii", поэтому весь процесс затянулся. В случае GTX 780 Ti NVIDIA сработала быстрее, видеокарты с собственным дизайном стали появляться в первые недели после представления эталонной модели.

Охлаждение и производительность видеокарты Radeon R9 290X (а также Radeon R9 290) настолько тесно взаимосвязаны, что рассматривать их отдельно вряд ли имеет смысл. По производительности Radeon R9 290X работает на уровне GeForce GTX 780 и GTX Titan (иногда приближаясь к GTX 780 Ti), но за это приходится расплачиваться высокой температурой, довольно высоким энергопотреблением и высоким уровнем шума. При этом ещё и снижается производительность из-за троттлинга тактовых частот. К счастью, эту проблему удалось решить ASUS с новой видеокартой Radeon R9 290X DirectCU II OC. В хорошо вентилируемом корпусе она будет работать под нагрузкой на максимальной тактовой частоте 1.050 МГц, что даёт существенно более высокую производительность по сравнению с эталонной видеокартой в режиме Uber Mode. И эталонная версия видеокарты GeForce GTX 780 Ti часто остаётся позади.

{jphoto image=48255}

Так что основной недостаток эталонной видеокарты Radeon R9 290X остался в прошлом. Но как насчёт уровня шума? В режиме бездействия видеокарта ASUS Radeon R9 290X не может чем-то выделиться от эталонной версии. Но здесь вряд ли стоит ждать революционных прорывов, более интересна картина уровня шума под нагрузкой. В режиме Uber Mode уровень шума эталонной Radeon R9 290X становился раздражающе высоким - как у самых шумных видеокарт предыдущих поколений. К счастью, у ASUS уровень шума под нагрузкой можно назвать приемлемым. По энергопотреблению возможности у производителей видеокарт не такие значительные. В режиме бездействия современные видеокарты показывают очень близкое энергопотребление. Под нагрузкой модифицированная подсистема питания ASUS обеспечивает некоторую экономию, но не очень большую. Всё же из-за заводского разгона видеокарта потребляет больше энергии, чем эталонная версия.

Цена 590 евро в Европе - немалая, учитывая, что эталонная версия R9 290X сегодня обойдётся от 22 тыс. рублей в России или от 431 евро с доставкой из Европы. На данный момент видеокарта ASUS ещё не появилась в розничной продаже (указана цена для предварительного заказа), это случится в январе 2014. Тогда мы сможем вынести более определённое заключение по поводу цены новинки.

Альтернативы? Пока что мы ещё не опубликовали тесты других видеокарт Radeon R9 290X с собственным дизайном производителей. Поэтому у ASUS Radeon R9 290X DirectCU II OC пока отсутствуют конкуренты, побывавшие в нашей лаборатории. Конечно, вы также можете приобрести эталонную версию R9 290X и установить на неё альтернативный кулер самостоятельно. Опять же, в ближайшие недели мы планируем опубликовать больше обзоров видеокарт, что, будем надеяться, поможет определиться с выбором лучшей модели на рынке.

Преимущества ASUS Radeon R9 290X DirectCU II OC:

Недостатки ASUS Radeon R9 290X DirectCU II OC:

Личное мнение

ASUS Radeon R9 290X DirectCU II OC исправляет основную ошибку эталонной видеокарты. Но мне так и не понятно, почему для новых графических процессоров AMD потребовалось столько времени на разработку собственных дизайнов производителей. Они начинают появляться на рынке только сейчас. Будем надеяться, что мы получим большое разнообразие видеокарт Radeon R9 290X, в том числе и с приличным заводским разгоном. Кулер отлично справляется с охлаждением, сохраняя температуру GPU в диапазоне между 80 и 90 °C. Будет интересно протестировать видеокарты Radeon R9 290X, нацеленные на более экстремальный разгон. Но пока что остаётся только ждать. (Андрей Шиллинг)