Тест и обзор: GeForce GTX 980 и GTX 970 в SLI

Опубликовано:

gtx980-gtx970-sli-logoМы уже опубликовали подробный тест и обзор новых видеокарт Maxwell GeForce GTX 980 и GeForce GTX 970 сразу после их представления, в том числе рассмотрели первые модели с альтернативным дизайном EVGA GeForce GTX 970 Superclocked ACX 2.0 и MSI GeForce GTX 970 Gaming. Сегодня мы хотим более подробно изучить производительность конфигурации multi-GPU или SLI. Сборки подобных систем проблем уже не составляют, поэтому будет интересно посмотреть на производительность, особенно с учётом сравнительно низкой цены новых видеокарт GeForce GTX 970.

AMD и NVIDIA уже несколько лет предлагают пользователям возможность добавления второй идентичной видеокарты для увеличения производительности. Для сборки системы SLI вам потребуется совместимая материнская плата и достаточно быстрый процессор, чтобы успевать отправлять данные на две видеокарты. Большинство материнских плат совместимы с конфигурацией 2-way SLI, то есть могут обеспечивать не меньше восьми линий PCI Express x16 на каждую. Несколько сложнее ситуация с тремя или даже четырьмя видеокартами, здесь следует уже более тщательно подбирать компоненты системы.

Сегодня мы проверим самые простые системы SLI из двух видеокарт, а именно двух GeForce GTX 980 и двух GeForce GTX 970.

Две пары видеокарт GeForce GTX 980 и GTX 970
Две пары видеокарт GeForce GTX 980 и GTX 970

После приобретения и установки видеокарт остаётся только соединить их мостиками SLI. Они располагаются ближе к слотовой заглушке. В отличие от AMD, NVIDIA решила не отказываться от этого мостика у high-end видеокарт. Мостик обеспечивает быструю передачу кадров второй, третьей или четвёртой видеокарт на основную. Интерфейс PCI Express 3.0 с 16 линиями тоже даёт достаточную пропускную способность для данной задачи. Но ничего страшного в установке мостиков мы не видим.

В следующей таблице приведены технические спецификации видеокарт GeForce GTX 980 и GeForce GTX 970.

Новые видеокарты Maxwell
МодельGeForce GTX 980GeForce GTX 970
Розничная цена от 28,0 тыс. рублей в России
от 515 евро в Европе
от 16,1 тыс. рублей в России
от 320 евро в Европе
Сайт производителя NVIDIA NVIDIA
Техническая информация
GPU Maxwell (GM204) Maxwell (GM204)
Техпроцесс 28 нм 28 нм
Число транзисторов 5,2 млрд. 5,2 млрд.
Тактовая частота GPU (базовая) 1.126 МГц 1.050 МГц
Тактовая частота GPU (Boost) 1.216 МГц 1.178 МГц
Частота памяти 1.750 МГц 1.750 МГц
Тип памяти GDDR5 GDDR5
Объём памяти 4.096 Мбайт 4.096 Мбайт
Ширина шины памяти 256 бит 256 бит
Пропускная способность памяти 224,0 Гбайт/с 224,0 Гбайт/с
Потоковые процессоры 2.048 1.664
Текстурные блоки 128 104
Конвейеры растровых операций (ROP) 64 64
TDP 165 Вт 145 Вт
SLI/CrossFire SLI SLI

Перед тем, как мы перейдём к анализу производительности, позвольте рассмотреть тестовую систему.


Для проведения тестирования мы обновили нашу тестовую систему, а также и поколение драйверов. Процессор Intel Core i7-3960X был разогнан со штатной частоты 3,2 ГГц до 3,9 ГГц, чтобы максимально устранить "узкое место" по производительности CPU. Мы использовали следующие компоненты:

 

Тестовая конфигурация
Процессор Intel Core i7-3960X 3,3 ГГц, разгон до 3,9 ГГц
Материнская плата ASUS P9X79 Deluxe
Оперативная память ADATA XPG Gaming Series Low Voltage 4x 2 Гбайт PC3-12800U CL 9-9-9-24
Накопитель ADATA S510 SSD 60 Гбайт
Блок питания Seasonic Platinum Series 1000 Вт
Операционная система Windows 8 Pro 64 Bit
Видеокарты
NVIDIA NVIDIA GeForce GTX 980 (1.126/1.216/1.750 MHz, 4.096 MB)
  NVIDIA GeForce GTX 970 (1.050/1.178/1.750 MHz, 4.096 MB)
  NVIDIA GeForce GTX 780 Ti (876/928/1.750 MHz, 3.072 MB)
  NVIDIA GeForce GTX Titan (837/786/1.502 MHz, 6.144 MB)
  NVIDIA GeForce GTX 780 (863/902/1.502 MHz, 3.072 MB)
  NVIDIA GeForce GTX 770 (1.046/1.085/1.753 MHz, 2.048/4.096 MB)
  NVIDIA GeForce GTX 760 (980/1.033/1.502 MHz, 2.048 MB)
  NVIDIA GeForce GTX 750 Ti (1.020/1.085/1.350 MHz, 2.048 MB)
  NVIDIA GeForce GTX 750 (1.020/1.085/1.250 MHz, 1.024 MB)
  NVIDIA GeForce GTX 690 (915/1.502 MHz, 4.096 MB)
  NVIDIA GeForce GTX 680 (1.006/1.502 MHz, 2.048 MB)
  NVIDIA GeForce GTX 670 (915/1.502 MHz, 2.048 MB)
  NVIDIA GeForce GTX 660 Ti (915/1.502 MHz, 2.048 MB)
  NVIDIA GeForce GTX 660 (1.058/1.250 MHz, 2.048 MB)
  NVIDIA GeForce GTX 650 Ti Boost (980/1.502 MHz, 2.048 MB)
  NVIDIA GeForce GTX 650 Ti (925/1.350 MHz 2.048 MB)
  NVIDIA GeForce GTX 650 (1.058/1.250 MHz, 1.024/2.048 MB)
  NVIDIA GeForce GTX 590 (608/1.215/854 MHz, 3.072 MB)
  NVIDIA GeForce GTX 580 (772/1.544/1.000 MHz, 1.536 MB)
  NVIDIA GeForce GTX 570 (732/1.464/950 MHz, 1.280MB)
  NVIDIA GeForce GTX 560 Ti 448 Cores (732/1.464/950 MHz, 1.280 MB)
  NVIDIA GeForce GTX 560 Ti (820/1.640/1.000 MHz, 1.024 MB)
  NVIDIA GeForce GTX 560 (810/1.620/1.002 MHz, 1.024 MB) 
  NVIDIA GeForce GTX 550 Ti (900/1.800/1.026 MHz, 1.024 MB)
AMD AMD Radeon R9 290X (1.000/1.250 MHz, 4.096 MB)
  AMD Radeon R9 290 (947/1.500 MHz, 4096 MB)
  AMD Radeon R9 280X (1.000/1.500 MHz, 3.072 MB)
  AMD Radeon R9 270X (1.000/1.400 MHz, 2.048/4.096 MB)
  AMD Radeon R7 260X (1.100/1.625 MHz, 2.048 MB)
  AMD Radeon R7 265 (925/1.400 MHz, 2.048 MB)
  AMD Radeon R7 260 (1.000/1.500 MHz, 1.024 MB)
  AMD Radeon HD 7990 (950/1.000/1.500 MHZ, 6.144 MB)
  AMD Radeon HD 7970 GHz Edition (1.000/1.050/1.500 MHz, 3.072 MB)
  AMD Radeon HD 7970 (925/925/1.375 MHz, 3.072 MB)
  AMD Radeon HD 7950 (800/800/1.250 MHz, 3.072 MB)
  AMD Radeon HD 7870 (1.000/1.000/1.200 MHz, 2.048 MB)
  AMD Radeon HD 7850 (860/860/1.200 MHz, 2.048 MB)
  AMD Radeon HD 7790 (1.075/1.075/1.500 MHz, 1.024/2.048 MB)
  AMD Radeon HD 7770 (1.000/1.000/1.125 MHz, 1.024 MB)
  AMD Radeon HD 7750 (800/800/1.125 MHz, 1.024 MB)
  AMD Radeon HD 6990 (830/830/1.250 MHz, 4.096 MB)
  AMD Radeon HD 6970 (880/880/1.375 MHz, 2.048 MB)
  AMD Radeon HD 6950 (800/800/1.200 MHz, 2.048 MB)
  AMD Radeon HD 6870 (900/900/1.050 MHz, 1.024 MB)
  AMD Radeon HD 6850 (775/775/1.000 MHz, 1.024 MB)
  AMD Radeon HD 6790 (840/840/1.050 MHz, 1.024 MB)
  AMD Radeon HD 6770 (850/850/1.200 MHz, 1.024 MB)
Драйвер
NVIDIA GeForce 344.07
AMD Catalyst 14.7 Beta

Мы выражаем благодарность ASUS, Intel, Thermaltake и Seasonic за предоставленные компоненты.

 

Настройки драйверов NVIDIA:

Текстурные настройки AMD:


Перейдём к оценке уровня шума, энергопотребления и температуры GeForce GTX 980 и GTX 970 в SLI.

уровень шума

Бездействие

в дБ(A)
Меньше - лучше

В режиме бездействия мы не наблюдаем существенного изменения при переходе на конфигурацию SLI. Впрочем, энергопотребление в этом режиме невелико. Мы использовали две модели с альтернативным дизайном, поэтому они даже полностью выключали вентиляторы без нагрузки.

уровень шума

Нагрузка

в дБ(A)
Меньше - лучше

Но даже под нагрузкой уровень шума оказался ниже, чем мы ожидали. Видеокарты, подобные Radeon HD 7990, GeForce GTX 690, GTX 590 и системы SLI или Crossfire на GeForce GTX 780 Ti и Radeon R9 290X оказались существенно более шумными под нагрузкой. В любом случае, если вы решите устанавливать систему SLI, то следует учитывать, что вторая видеокарта увеличит уровень шума.

Температура

Бездействие

в градусах Цельсия
Меньше - лучше

В режиме бездействия проблем с температурой GPU не возникло. Как мы уже упомянули выше, некоторые видеокарты в этом режиме вообще останавливали вентиляторы.

Температура

Нагрузка

в градусах Цельсия
Меньше - лучше

Под нагрузкой обе модели достигали температуры 80 °C. Между видеокартами мы оставляли один слот свободного пространства, так что возможность получения свежего воздуха была всегда.

Энергопотребление (вся система)

Бездействие

в Вт
Меньше - лучше

Даже в конфигурации SLI видеокарты не сказываются существенно на энергопотреблении системы. Современные GPU и видеокарты работают очень экономично, другие компоненты обычно дают более существенный вклад в общее энергопотребление.

Энергопотребление (вся система)

Нагрузка

в Вт
Меньше - лучше

Весьма интересной оказалась ситуация под нагрузкой. Наша система с двумя видеокартами GeForce GTX 980 показала энергопотребление 518,7 Вт. С одной GeForce GTX 980 мы получили 368,8 Вт. Разницу в 150 Вт можно отнести на вторую видеокарту. Интересно, что система с двумя GeForce GTX 970 потребляла 498,4 Вт, ненамного меньше двух "старших" моделей. Разница с одной GeForce GTX 970 составила около 160 Вт. Но следует отметить, что мы использовали модели с альтернативным дизайном, тактовые частоты у которых превышают параметры эталонных видеокарт.


Новый тест Futuremark 3DMark позволяет сравнивать разные устройства, от смартфонов до high-end ПК. В тесте предоставляются три пресета, которые охватывают все сферы производительности благодаря изменяемым настройкам. Конечно, в тесте используются такие технологии, как тесселяция, глубина поля резкости, объемное освещение и DirectCompute. Тестовый прогон Firestrike Extreme должен поставить даже high-end видеокарты "на колени". Скачать тест Futuremarks 3DMark можно в соответствующем разделе сайта.

Futuremark 3DMark

Ice Storm

Баллы Futuremark
Больше - лучше

Futuremark 3DMark

Cloud Gate

Баллы Futuremark
Больше - лучше

Futuremark 3DMark

Fire Strike

Баллы Futuremark
Больше - лучше

Futuremark 3DMark

Fire Strike Extreme

Баллы Futuremark
Больше - лучше


AMD и NVIDIA всегда подчёркивают вычислительную производительность своих GPU. И в дополнение к многочисленным движкам с поддержкой OpenCL, мы также решили оценить вычислительную производительность отдельно. Мы взяли тест LuxMark 2.0, тестовую сцену "Sala" с использованием RayTracing, результат теста выводится в сэмплах в секунду. Скачать LuxMark 2.0 можно по следующей ссылке.

luxmark-1-rsScreenshot zu Luxmark 2.0

Screenshot zu Luxmark 2.0Screenshot zu Luxmark 2.0

Luxmark 2.0

Sala

Баллы
Больше - лучше


С помощью теста ComputeMark мы пытались более точно оценить вычислительную производительность GPU. Тест основан на автоматическом выполнении нескольких вычислительных сценариев, которые накладывают различные требования к "железу". Вычислительная мощность тесту предоставляется через API DirectX 11 Compute. Среди всего прочего тест включает сценарий отслеживания лучей (RayTracing). Скачать ComputeMark можно на сайте разработчика.

Screenshot zu ComputeMark Screenshot zu ComputeMark
Screenshot zu ComputeMark Screenshot zu ComputeMark

ComputeMark

Fluid 2D

Баллы
Больше - лучше

ComputeMark

Fluid 3D

Баллы
Больше - лучше

ComputeMark

Mandel Vektor

Баллы
Больше - лучше

ComputeMark

Mandel Skalar

Баллы
Больше - лучше

ComputeMark

Ray Tracing

Баллы
Больше - лучше


Действие пятой игры в семействе The Elder Scrolls разворачивается в провинции Skyrim. Сюжет игры построен вокруг возвращения драконов, что было предсказано в древних свитках ("Elder Scrolls"). Геймер играет роль "довакина", то есть персонажа с телом человека и душой дракона. В игре вам предстоит сражаться не только с обычными тварями, но и с драконами. Добавим к этому реалистичные улицы и захватывающие дух пейзажи, уходящие в горизонт. Благодаря отличной детализации растительности и значительной дальности видимости Skyrim может нагрузить любую видеокарту.

The Elder Scrolls V: Skyrim

2.560 x 1.600 1xAA 1xAF

175.6 XX


115 XX
172.4 XX


114 XX
170.5 XX


119 XX
167.3 XX


113 XX
165.9 XX


110 XX
163.2 XX


107 XX
160.0 XX


113 XX
157.0 XX


105 XX
149.6 XX


110 XX
139.8 XX


114 XX
Кадры в секунду
Больше - лучше

The Elder Scrolls V: Skyrim

2.560 x 1.600 8xAA+FXAA 16xAF

Кадры в секунду
Больше - лучше

The Elder Scrolls V: Skyrim

3.840 x 2.160 1xAA 1xAF

Кадры в секунду
Больше - лучше

The Elder Scrolls V: Skyrim

3.840 x 2.160 8xAA+FXAA 16xAF

Кадры в секунду
Больше - лучше


С игрой Crysis 3 мы получили нового технологического лидера. Игра поддерживает только видеокарты класса DirectX 11, так что Crytek, разработчик Crysis 3, однозначно задал направление развития. В игре используются тесселяция и мощные алгоритмы пост-обработки для сглаживания, способные "поставить на колени" даже новейшие видеокарты.

Crysis 3

2.560 x 1.600 1xAA 1xAF

Кадры в секунду
Больше - лучше

Crysis 3

2.560 x 1.600 4xMSAA 16xAF

Кадры в секунду
Больше - лучше

Crysis 3

3.840 x 2.160 1xAA 1xAF

Кадры в секунду
Больше - лучше

Crysis 3

3.840 x 2.160 4xMSAA 16xAF

Кадры в секунду
Больше - лучше


Среди горячих новинок 2013 года почетное место занимает Bioshock Infinite. Игра радует не только захватывающим сюжетом, но и технологическими инновациями. Движок игры может задействовать практически все современные эффекты DirectX 11, в игре они есть. Так что мы решили добавить Bioshock Infinite к нашему тестовому пакету.

BioShock Infinite

2.560 x 1.600 DirectX 10 High

Кадры в секунду
Больше - лучше

BioShock Infinite

2.560 x 1.600 DirectX 11 Ultra

Кадры в секунду
Больше - лучше

BioShock Infinite

3.840 x 2.160 DirectX 10 High

Кадры в секунду
Больше - лучше

BioShock Infinite

3.840 x 2.160 DirectX 11 Ultra

Кадры в секунду
Больше - лучше


С игрой Battlefield 4 разработчик DICE и издатель EA продолжили успешную линию предшественника: в игре есть небольшая однопользовательская кампания, но суть игры кроется в масштабных многопользовательских сражениях. На крупных картах могут одновременно сражаться до 63 игроков, каждый в одном из трёх классов. В игре доступны десятки видов техники на суше, в воздухе и в воде. Визуально игра Battlefield 4 тоже поставила новую планку, поэтому она предсказуемо вошла в нашу тестовую методику.

Battlefield 4

2.560 x 1.600 1xAA 1xAF

Кадры в секунду
Больше - лучше

Battlefield 4

2.560 x 1.600 4xMSAA 16xAF

Кадры в секунду
Больше - лучше

Battlefield 4

3.840 x 2.160 1xAA 1xAF

Кадры в секунду
Больше - лучше

Battlefield 4

3.840 x 2.160 4xMSAA 16xAF

Кадры в секунду
Больше - лучше


Мы провели тесты на новой стратегии в реальном времени Company of Heroes 2, разработанной Relic Entertainment. Действие игры разворачивается на полях сражений Второй мировой войны, за графику отвечает собственный движок Essence 3.0. Графика в игре не самая впечатляющая, но даже последним high-end видеокартам не всегда удаётся выдавать плавную частоту кадров. А некоторые комбинации разрешения и сглаживания могут "поставить на колени" даже системы multi-GPU.

 

Company of Heroes 2

2.560 x 1.600 без AA 1xAF

Кадры в секунду
Больше - лучше

Company of Heroes 2

2.560 x 1.600 AA high 16xAF

Кадры в секунду
Больше - лучше

Company of Heroes 2

3.840 x 2.160 без AA 1xAF

Кадры в секунду
Больше - лучше

Company of Heroes 2

3.840 x 2.160 AA high 16xAF

Кадры в секунду
Больше - лучше


Metro: Last Light представляет собой продолжение Metro 2033, действие вновь происходит в пост-апокалиптическом будущем в московском метро. Мир Metro 2033 был разработан российским писателем Дмитрием Глуховским. Игра базируется на собственном движке A4 Engine, который поддерживает современные функции DirectX 11. Тесселяция, частицы и эффекты освещения способствуют созданию особой атмосферы, которая немало нагружает GPU.

Metro: Last Light

2.560 x 1.600 без AA 1xAF

Кадры в секунду
Больше - лучше

Metro: Last Light

2.560 x 1.600 1xSSAA 16xAF

Кадры в секунду
Больше - лучше

Metro: Last Light

3.840 x 2.160 без AA 1xAF

Кадры в секунду
Больше - лучше

Metro: Last Light

3.840 x 2.160 1xSSAA 16xAF

Кадры в секунду
Больше - лучше


Игра Tomb Raider с Ларой Крофт в главной роли была возрождена в 2013 году. В отличие от предыдущих игр семейства, Лара Крофт превратилась из искателя приключений в начинающего археолога. Действие игры происходит на заброшенном острове в обстановке, полной опасностей. Движок игры Crystal Engine разработки Square Enix поддерживает последние эффекты DirectX 11, так что даже новейшим high-end видеокартам придётся несладко.

Tomb Raider

2.560 x 1.600 FXAA 1xAF

Кадры в секунду
Больше - лучше

Tomb Raider

2.560 x 1.600 2xSSAA 16xAF

Кадры в секунду
Больше - лучше

Tomb Raider

3.840 x 2.160 FXAA 1xAF

Кадры в секунду
Больше - лучше

Tomb Raider

3.840 x 2.160 2xSSAA 16xAF

Кадры в секунду
Больше - лучше


Игра Grid 2 представляет собой старые добрые гонки от разработчика Codemasters. Кросс-платформенная игра базируется на движке EGO 3.0. Он является дальнейшим развитием игрового движка Neon, который использовался в Colin McRae. Как и для любой гонки, здесь важна плавная игра с максимально высокой частотой кадров.

Grid 2

2.560 x 1.600 4xMSAA 16xAF

Кадры в секунду
Больше - лучше

Grid 2

3.840 x 2.160 4xMSAA 16xAF

Кадры в секунду
Больше - лучше


Из-за высокой эффективности новых видеокарт Maxwell было очень интересно посмотреть на результаты системы SLI. В частности, нас больше всего интересовала видеокарта GeForce GTX 970 с низкой ценой и 4 Гбайт видеопамяти, как она покажет себя по сравнению с GeForce GTX 780 Ti или GeForce GTX Titan.

По производительности GeForce GTX 980 и GeForce GTX 970 оставили в режиме SLI разные впечатления. Две видеокарты GeForce GTX 970 обеспечивают хорошее масштабирование (ещё раз отметим, что мы использовали видеокарты с альтернативным дизайном), по производительности они были очень близки к результатам двух GeForce GTX 780 Ti или Radeon R9 290X, но две GeForce GTX 980 в SLI очень часто выходили в лидеры по производительности. Однако было интересно заметить, что в высоких разрешениях видеокарты Radeon R9 295X2, две Radeon R9 290X в CrossFire или GeForce GTX 780 Ti в SLI часто оказывались существенно быстрее. Можно ли сказать, что новые видеокарты Maxwell ограничиваются узким интерфейсом памяти 256 бит? С другой стороны, в других тестах и играх видеокарты находятся по скорости там, где и должны.

Каждой твари по паре: две GeForce GTX 980 и две GTX 970
Каждой твари по паре: две GeForce GTX 980 и две GTX 970

Результаты тестов нас удовлетворили. В режиме бездействия некоторые видеокарты полностью выключали вентиляторы, так что с уровнем шума проблем не наблюдалось. То же самое касается и энергопотребления, результаты приведены выше. Режим нагрузки, конечно, более интересен.

Из-за фиксированной целевой температуры больше не нужно опасаться, что видеокарты перегреются. Но когда видеокарты достигают целевой температуры, они начинают замедляться. Чтобы избежать подобного эффекта, необходимо наладить хорошую вентиляцию корпуса. Мы использовали тихий корпус с относительно небольшим числом вентиляторов, поэтому и уперлись в температурный порог. Но видеокарты сбрасывали частоты незначительно.

Эффективность новых видеокарт Maxwell положительно сказывается на результатах. Некоторые модели с альтернативным дизайном очень хорошо разгоняются и больше не упираются в порог TDP – в одиночной работе они показывают эффективность намного лучше эталонных видеокарт. Если использовать две видеокарты с альтернативным дизайном, то энергопотребление предсказуемо увеличится. Две GeForce GTX 970 в режиме SLI потребляли около 500 Вт от розетки вместе с остальной системой, что больше самых "прожорливых" одиночных моделей предыдущих поколений, но всё равно меньше предыдущих систем multi-GPU. Две видеокарты GeForce GTX 980 потребляют ещё чуть больше энергии.

Первые видеокарты GeForce GTX 970 в Европе доступны по цене от 300 евро. В России цены составляют от 16,1 тыс. рублей. Чуть более чем за 600 евро в Европе (от 32,2 тыс. рублей в России) вы можете собрать мощную систему с двумя видеокартами, они оснащены 4 Гбайт видеопамяти каждая, так что ограничения предыдущих видеокарт GeForce по памяти остались в прошлом. Несколько сложнее оправдать покупку GeForce GTX 980, видеокарта стоит дороже 500 евро (от 28,0 тыс. рублей в России), что на 200 евро больше GTX 970. А в случае конфигурации SLI придётся отдать в два раза большую сумму.

Как и в случае одиночных видеокарт, переход на новое поколение не всегда разумен. Если вы уже приобрели конфигурацию Crossfire или SLI на прямых предшественницах, то причин для апгрейда мы не видим. Как и раньше, вы можете купить одну GeForce GTX 980 или GTX 970 сегодня, после чего добавить к ней вторую видеокарту через несколько месяцев. Как нам кажется, именно такой сценарий чаще всего и используется.