Тест и обзор: AMD FreeSync – технология синхронизации GPU и дисплея на практике

Опубликовано:

freesyncЕщё несколько месяцев назад в марте была объявлена широкая поддержка технологии FreeSync, также известной как Adaptive Sync. И сегодня мы получили возможность представить результаты тестов этой технологии на двух мониторах. Но перед тем, как мы перейдём к практическим тестам, позвольте напомнить теорию вопроса. Проблемы, которые должна устранить или уменьшить технология FreeSync, идентичны G-Sync. Но G-Sync опирается на проприетарные стандарты, а мониторы с поддержкой G-Sync стоят слишком дорого – и их не так много на рынке. Через год после запуска G-Sync ситуация изменилась незначительно.

Организация Video Electronics Standards Association или VESA объявила, что Adaptive Sync войдет в стандарт DisplayPort 1.2a. Технология Adaptive Sync предусматривает обновление картинки на экране только в том случае, если кадр уже подготовлен видеокартой – то есть происходит синхронизация частоты обновления. В принципе, технологию Adaptive Sync нельзя назвать новой. Она фигурировала в стандарте Embedded DisplayPort ещё с 2009 года. AMD продвигает технологию Adaptive Sync под своим названием FreeSync, которое мы использовали для данной статьи. Но когда мы говорим об FreeSync, мы подразумеваем Adaptive Sync.

AMD FreeSync или Adaptive Sync
AMD FreeSync или Adaptive Sync.

FreeSync – открытый стандарт, Adaptive Sync входит в состав спецификаций VESA. Для поддержки Adaptive Sync требуется совместимая с DisplayPort 1.2a видеокарта и монитор. Со стороны монитора кроме интерфейса должна присутствовать определённая аппаратная начинка. А именно блок масштабирования, который будет автоматически настраивать частоту обновления под видеокарту. Скорее всего, такую задачу выполняет и модуль G-Sync в мониторах G-Sync. Но вполне возможно, что мы знаем не обо всех компонентах в модуле NVIDIA, и с распространением технологии FreeSync у NVIDIA могут оказаться пара козырей в рукаве.

AMD FreeSync или Adaptive Sync
AMD FreeSync или Adaptive Sync.

Принципs работы FreeSync и G-Sync идентичны. Отсутствие синхронизации между выводом кадров на видеокарте и отображением их на мониторе приводит к различным дефектам и артефактам картинки.

AMD FreeSync или Adaptive Sync
AMD FreeSync или Adaptive Sync.

С помощью VSync можно подвести частоту вывода кадров на видеокарте к частоте обновления мониторов, но такой подход оправдан только в том случае, если видеокарта обладает достаточной производительностью для заданной частоты кадров. В играх могут происходить существенные колебания частоты кадров, в зависимости от сложности сцены и других факторов, поэтому стабильный уровень fps на практике достигается редко. Конечно, мониторы могут переключаться между несколькими фиксированными режимами частоты кадров (144, 60, 30, 24 Гц), но данные переходы тоже приводят к появлению подёргиваний картинки. Кроме того, если заданный уровень fps не будет соблюдаться, мы получим увеличение задержки ввода.

AMD FreeSync или Adaptive Sync
AMD FreeSync или Adaptive Sync.

С помощью FreeSync картинка на монитор будет выводиться только в том случае, если она полностью готова. Частота обновления может составлять от 9 до 240 Гц. Она зависит от модели монитора и типа панели. Производители объявили довольно большое число мониторов с поддержкой FreeSync, и вскоре на рынке их должно появиться больше, чем мониторов с поддержкой G-Sync.

AMD FreeSync или Adaptive Sync
AMD FreeSync или Adaptive Sync.

Подход FreeSync идентичен G-Sync: подёргивания минимизируются, разрывание картинки полностью устраняется, монитор выводит частоту кадров с той скоростью, с которой она просчитывается видеокартой.

AMD FreeSync или Adaptive Sync
AMD FreeSync или Adaptive Sync.

AMD не выделяет отличий между FreeSync и Adaptive Sync. Но G-Sync – проприетарный стандарт, что важно. За использование FreeSync не нужно платить роялти, поэтому мониторы стоят дешевле. Хотя на цену сильнее всего влияет конкуренция между производителями мониторов. AMD указывает, что FreeSync поддерживает частоту обновления 9 – 240 Гц. Но экстремальные диапазоны ниже 24 Гц и выше 144 Гц остаются под вопросом – производители пока не представили совместимые панели, так что нам ещё предстоит увидеть, будет ли FreeSync поддерживать такие частоты.

Технология G-Sync работает с частоты 30 fps/Гц, но в случае FreeSync синхронизация выполняется только при превышении порога 40 или 48 fps/Гц. Конкретное значение зависит от модели монитора. Если частота кадров находится ниже данного уровня, то FreeSync не работает, преимущества технологии вы не сможете использовать.

AMD FreeSync или Adaptive Sync
AMD FreeSync или Adaptive Sync.

Когда мы тестировали первый монитор G-Sync в виде ASUS ROG Swift PG278Q (тест и обзор), то обнаружили падение производительности. Оно было измеримым, но незначительным. AMD тоже указывает на потерю производительности до 1,5%, хотя мы получили на несколько процентов больше. Так что вряд ли стоит отрицать падение нескольких fps в играх после активации G-Sync. Но такова плата за улучшение качества. То же самое можно ожидать и от FreeSync.

AMD FreeSync или Adaptive Sync
AMD FreeSync или Adaptive Sync.

Впрочем, AMD говорит о почти не существующей потере производительности, в пределах погрешности. Действительно, если 0,2 процента мы получим в реальности, то можно говорить об отсутствии потери производительности после активации FreeSync. Мы провели некоторые измерения, результаты представлены ниже.

Производительность - Battlefield 4

2.560 x 1.600 4xMSAA 16xAF

Кадры в секунду
Больше - лучше

Производительность - Crysis 3

2.560 x 1.600 4xMSAA 16xAF

Кадры в секунду
Больше - лучше

Производительность - Metro: Last Light

2.560 x 1.600 1xSSAA 16xAF

Кадры в секунду
Больше - лучше

AMD FreeSync или Adaptive Sync
AMD FreeSync или Adaptive Sync.

Ещё одна степень гибкости в случае FreeSync обеспечивается включением и выключением VSync. В зависимости от предпочитаемого поведения системы, пользователь может выбрать в качестве основного критерия стабильную частоту кадров fps или минимально возможную задержку от реакции мыши.

AMD FreeSync или Adaptive SyncAMD FreeSync или Adaptive Sync AMD FreeSync или Adaptive Sync

AMD FreeSync или Adaptive Sync

С самого объявления технологии FreeSync на рынок вышли совместимые мониторы. Мы протестировали Acer XG270HU и LG24M67. Также на CES 2015 BenQ, Samsung и некоторые другие производители объявили свои модели.

AMD FreeSync или Adaptive Sync
AMD FreeSync или Adaptive Sync.

В таблице выше приведены совместимые мониторы.


Ниже мы опишем настройку FreeSync и поделимся практическим опытом использования.

AMD FreeSync в драйвере Catalyst
AMD FreeSync в драйвере Catalyst.

Для поддержки FreeSync вам потребуется совместимая видеокарта AMD и совместимый монитор. AMD называет следующие GPU и APU.

Если установлен совместимый GPU или APU, а к системе подключен монитор FreeSync, то драйвер Catalyst выводит сообщение, подобное приведённому выше. Вы можете перейти в Control Center и активировать FreeSync.

AMD FreeSync в драйвере Catalyst
AMD FreeSync в драйвере Catalyst.

В драйвере можно легко активировать FreeSync, никаких дополнительных настроек вносить не требуется.

AMD FreeSync Techdemo
AMD FreeSync Techdemo.

Ощущения от FreeSync и G-Sync сложно описать словами. На скриншотах и видео проблематично передать позитивные ощущения от работы технологии. К сожалению, у нас было очень мало времени на тесты FreeSync на двух мониторах. Лучше всего описать эффект FreeSync, используя техническую демонстрацию, которую AMD показывала на нескольких выставках. В ней можно легко отключать и включать FreeSync. Также можно закрепить fps на критическом уровне. В демо содержатся последовательности сцен, на которых хорошо заметны артефакты от потери синхронизации между монитором и видеокартой.

Конечно, технические демонстрации – это одно, а практике – совсем другое. Мы попробовали FreeSync во многих играх, и ощущения нас порадовали. Неважно, какая технология используется, G-Sync или FreeSync, обе они обеспечивают существенное улучшение визуального восприятия игры. Эффект не всегда ощутим, но стоит какое-то время поиграть с активной FreeSync или G-Sync, и вы вряд ли захотите вернуться к игре без этих технологий. Это верно и для 3D-шутеров, и для гонок или ролевых игр. Движки за последние годы становятся всё более мощными, но они не влияют на интерфейс между видеокартой и монитором. Так что FreeSync и G-Sync можно назвать важным шагом вперёд, который вполне оправдан от обоих разработчиков GPU. Вам решать, какой стандарт предпочесть. Если вы ничего не имеете против проприетарных стандартов, то G-Sync с работой справится не хуже. Но хотелось бы, чтобы NVIDIA пересмотрела свою ценовую политику, и совместимые мониторы стоили дешевле.

FreeSync – открытый стандарт, но пока что он поддерживается только видеокартами AMD. То же самое касается и поддержки G-Sync от NVIDIA, видеокарты компании не поддерживают Adaptive Sync или FreeSync. Вместо этого NVIDIA планирует и дальше совершенствовать G-Sync. Но конкретных деталей по поводу изменений G-Sync пока не представлено. Что же касается FreeSync, то здесь всё зависит от производителей мониторов, насколько быстро они смогут представить совместимые модели на рынок. Будем надеяться, что надбавка в цене будет разумной, поскольку высокая цена может воспрепятствовать широкому распространению FreeSync. Для массового рынка цены должны быть доступными. Отметим, что AMD представила FreeSync вместе с новыми драйверами. Мы использовали версию Catalyst 15.3.1 Beta, которая скоро должна появиться в публичном доступе.