Тест и обзор: AMD Radeon R9 Fury X

Опубликовано:

amd furyx pre logoСегодня настал день, которого ждали многие геймеры – AMD представляет Radeon R9 Fury X с GPU нового поколения. Данное событие для AMD очень важно, поскольку будущее компании во многом зависит от того, как будет воспринята новая видеокарта. То же самое касается и нового поколения процессоров Zen в 2016 году. Но сегодня мы сфокусируемся на видеокарте AMD Radeon R9 Fury X и представим собственные тесты.

На этот раз AMD довольно успешно провела маркетинговую компанию. Были выпущены многочисленные тизеры в социальных сетях, затем прошло мероприятие с онлайн-вещанием на E3, а позже появились технические спецификации. Так что здесь никаких секретов нет, осталось только вынести вердикт по производительности. Конечно, AMD опубликовала собственные тесты, но вряд ли им стоит всецело доверять.

Напомним, что AMD объявила и новую линейку видеокарт Radeon 300, которая тоже была представлена на прошлой неделе. Но она опирается на известные GPU, которые были слегка модифицированы. На прошлой неделе мы опубликовали первые тесты Radeon R9 390X, R9 390 и R9 380.

Видеокарта Radeon R9 Fury X интересна многим. Во-первых, AMD представила полностью новый GPU "Fiji", который во многом опирается на архитектуру "Graphics Core Next" в её свежей итерации. Но AMD внесла некоторые изменения. Во-вторых, GPU дополняет память High Bandwidth Memory (HBM), AMD стала первым производителем, кто её установил. И в будущем примеру AMD наверняка последуют и другие компании. Мы уже неоднократно детально рассматривали HBM. Сама AMD разъясняла преимущества новой памяти, которые кроются не только в увеличении пропускной способности, но и в уменьшении задержек, а также других технических аспектах. AMD использовала специальную подложку, на которую устанавливаются GPU и чипы памяти HBM – её мы уже рассматривали в отдельной статье.

Информация об архитектуре

Но сначала позвольте поговорить об архитектуре "Fiji". Перед нами самый крупный и сложный чип AMD. Он производится на заводах TSMC по 28-нм техпроцессу, 8,9 млрд. транзисторов упакованы на площади 596 мм². С таким количеством транзисторов чип даже сложнее, чем нынешний флагман NVIDIA GM200. Упаковка состоит из GPU и чипов памяти HBM, площадь подложки составляет 1.011 мм² - тоже не так много. Поскольку память теперь перешла на одну упаковку с GPU, на видеокарте освободилось место – именно по этой причине AMD смогла существенно уменьшить её размер.

Технические спецификации AMD Radeon R9 Fury X в сравнении
Модель AMD Radeon R9 Fury X NVIDIA GeForce GTX 980 Ti
Розничная цена $649 от 39,1 тыс. рублей в России
от 700 евро в Европе
Сайт производителя AMD NVIDIA
Техническая информация
GPU Fiji XT GM200 (GM200-310-A1)
Техпроцесс 28 нм 28 нм
Число транзисторов 8,9 млрд. 8 млрд.
Тактовая частота GPU (базовая) - 1.000 МГц
Тактовая частота GPU (Boost) 1.050 МГц 1.075 МГц
Частота памяти 500 МГц 1.750 МГц
Тип памяти HBM GDDR5
Объём памяти 4 GB 6 GB
Ширина шины памяти 4.096 бит 384 бит
Пропускная способность памяти 512,0 Гбайт/с 336,6 Гбайт/с
Версия DirectX 12 12
Потоковые процессоры 4.096 2.816
Текстурные блоки 256 176
Конвейеры растровых операций (ROP) 64 96
Тепловой пакет 275 Вт 250 Вт
SLI/CrossFire CrossFire SLI

AMD выставила частоту GPU до 1.050 МГц. Напомним, что AMD не разделяет частоты на базовую и Boost. Конечно, реальная частота зависит от температуры. Выше температуры 75 °C видеокарта Radeon R9 Fury X начинает сбрасывать тактовые частоты и напряжения. Но в наших тестах видеокарта не нагревалась до данного порога.

4.096 потоковых процессоров GPU "Fiji" дополняются 256 текстурными блоками и 64 ROP. Так что "Fiji" обеспечивает на треть больше потоковых процессоров по сравнению с нынешней версией "Maxwell". Имеются и другие отличия по архитектуре. У "Fiji" мы получаем существенно больше текстурных блоков, но меньше конвейеров растровых операций (ROP). Производительность с одинарной точностью составляет 8,6 TFLOPS. Производительность с двойной точностью высчитывается 1:16, то есть составляет 537,6 GFLOPS.

4 Гбайт памяти HBM работают на 500 МГц, пропускная способность составляет 512 Гбайт/с. Причина кроется в 4.096-битной шине памяти.

Скриншот GPU-Z видеокарты AMD Radeon R9 Fury X
Скриншот GPU-Z видеокарты AMD Radeon R9 Fury X

На скриншоте GPU-Z подтверждаются все основные технические спецификации, хотя в версии 0.8.9 не всё распознается корректно. Ошибочно выводится пропускная способность памяти, а также число ROP. Часть информации отсутствует, в том числе и от датчиков – здесь необходимо дождаться свежей версии GPU-Z.


На диаграмме показана структура GPU "Fiji". Можно видеть 64 блока Compute Unit, каждый из которых содержит 64 потоковых процессора. Весьма любопытна диаграмма архитектуры слева: здесь видны четыре чипа HBM, каждый из которых подключен через 2x 512-битных контроллера к GPU. За ними находится кэш L2 ёмкостью 2 Мбайт. Как и в случае "Hawaii", чип "Fiji" содержит восемь Asynchronous Compute Engine, которые обеспечивают поддержку асинхронных шейдеров и ускоряют рендеринг.

Слайд презентации AMD Radeon R9 Fury X
Слайд презентации AMD Radeon R9 Fury X

С помощью блоков Global Data Share и Shader Engine задачи распределяются между четырьмя блоками по 16 Compute Units каждый. Также на GPU имеется блок TrueAudio, хотя AMD продвигает его уже не так активно. На данный момент AMD ждёт подвижек со стороны разработчиков, которые должны уделить большее внимание качеству звука в играх. Из выпущенных игр только Thief серьёзно задействует возможности TrueAudio.

Блок Unified Video Decoder (UVD) реализован на том же уровне, что и в современных APU "Carrizo", то есть поддерживает кодек H.265 HVEC. Контроллер Eyefinity Display Controller отвечает за возможность подключения до шести дисплеев. К сожалению, поддержка HDMI 2.0 здесь отсутствует, на чём мы ещё остановимся позже. Ранее уже встречался движок XDMA, который обеспечивает работу Crossfire без мостиков. Интерфейс с системой реализован через PCI Express 3.0 – уже некоторое время данный стандарт остаётся современным.

Строение GCN Compute Unit
Строение GCN Compute Unit

AMD с GPU "Fiji" GPU опирается на архитектуру GCN третьего поколения. Она находится на уровне GPU "Tonga" прошлого года, мы получаем те же самые оптимизации. Один из способов увеличить производительность чипа при прежней тактовой частоте заключается в увеличении числа вычислений на такт. По сравнению с предыдущей архитектурой у GPU "Fiji" за такт рассчитываются четыре так называемых "примитива", то есть простые операции сложения. В результате мы получили удвоение по сравнению с "Tahiti", что даёт существенный прирост по общей производительности. В данном отношении "Fiji" выступает на уровне GPU "Hawaii" и "Tonga". По производительности тесселяции "Fiji" также продвинулся вперёд на уровень "Hawaii" и "Tonga", он должен быть в 2-4 раза быстрее "Tahiti". Для компенсации наличия всего 4 Гбайт видеопамяти AMD разработала цветовую дельта-коррекцию без потерь, что позволяет экономить около 40 процентов – благодаря данному алгоритму сжатия в память передаётся меньше информации. Данный шаг также увеличивает и пропускную способность памяти, которая и так превосходит классические решения GDDR5.

Существенно была улучшена и поддержка вычислений на GPU. Теперь линии SIMD могут обмениваться инструкциями для параллельной обработки. Также была улучшена и диспетчеризация задач, а именно разделение арифметических операций между потоковыми процессорами. Новые 16-битные инструкции для чисел с плавающей запятой тоже обеспечивают более эффективную работу вычислений на GPU и обработки мультимедиа. Всё это входит в обновлённый набор инструкций ISA (Instruction Set Architecture).


Перейдём к изучению непосредственно видеокарты Radeon R9 Fury X, которая удивляет компактным размером и предустановленной СВО с замкнутым контуром.

AMD Radeon R9 Fury X
Длина печатной платы 190,5 мм
Длина с кулером 190,5 мм
Толщина 2 слота
Дополнительное питание 2x 8-конт.
Вентилятор 1x 120 мм
Выходы на дисплей 1x HDMI 1.4
3x DisplayPort 1.2a
Пассивная работа вентиляторов в режиме бездействия Нет

Длина печатной платы и кулера составляет 190,5 мм. Так что видеокарта почти на семь сантиметров короче, чем high-end модели. Конечно, в большинстве систем компактные размеры не будут играть никакой роли, но зачем занимать лишнее место? Зато видеокарту можно комфортно устанавливать в компактные системы. Причина столь компактных размеров – единая упаковка, в которой на подложке установлены GPU и память HBM.

Толщина кулера составляет стандартные два слота, так что проблем с установкой в большинство корпусов не возникнет. Но вам придётся найти место для установки теплообменника с габаритами 155 x 120 x 64 мм (Г x Ш x В). Сама видеокарта не имеет вентилятора, он есть только на внешнем радиаторе. К сожалению, в режиме бездействия вентилятор не останавливается. Насос тоже активен даже в режиме ZeroCore, поэтому работа Radeon R9 Fury X слышна и в режиме бездействия.

AMD Radeon R9 Fury X
AMD Radeon R9 Fury X

Спереди видеокарты хорошо заметны компактные габариты. Ориентиром может служить слот PCI Express. Как правило, с такими габаритами выпускаются только видеокарты для массового рынка с ценой 7-12 тыс. рублей. Но AMD заявляет для видеокарты цену около 750 евро. Приятно видеть алюминиевую отделку корпуса кулера с логотипом "Radeon" рядом со слотовой заглушкой, а также поверхности soft-touch на протяжении почти всей видеокарты.

AMD Radeon R9 Fury X
AMD Radeon R9 Fury X

На фотографии можно легко сравнить размеры видеокарты и теплообменника. Длина трубок от видеокарты составляет 400 мм. Так что радиатор можно установить в различных местах корпуса ATX. Но в крупных корпусах выбор будет уже меньше.

Сравнение температур и тактовых частот
Игра Температура Частота
The Elder Scrolls V Skyrim 58 °C 1.050 МГц
Company of Heroes 58 °C 1.050 МГц
Grid 2 58 °C 1.050 МГц
Metro: Last Light 58 °C 1.050 МГц
Crysis 3 58 °C 1.050 МГц
Battlefield 4 58 °C 1.050 МГц
Bioshock: Infinite 58 °C 1.050 МГц
Tomb Raider 58 °C 1.050 МГц

В таблице мы привели тактовые частоты и температуру GPU под разной нагрузкой. AMD обещает для GPU "Fiji" на видеокарте Radeon R9 Fury X рабочую температуру порядка 50 °C. В нашей закрытой тестовой системе максимальная температура GPU составила порядка 58 °C, когда теплообменник находился на задней стенке корпуса. При этом видеокарта всегда работала на максимальной температуре 1.050 МГц. Троттлинг температуры и напряжения будет происходить только в том случае, если GPU превысит планку 75 °C.

AMD Radeon R9 Fury X
AMD Radeon R9 Fury X

Сзади видеокарта оснащена металлической пластиной. Опять же, она покрыта слоем пластика soft touch, но вентиляционные отверстия отсутствуют. За исключением нескольких наклеек здесь нет ничего интересного.

AMD Radeon R9 Fury X
AMD Radeon R9 Fury X

Питание на Radeon R9 Fury X подаётся через два 8-контактных разъёма. Вместе со слотом PCI Express они могут обеспечить мощность до 375 Вт. Но это если придерживаться стандартов PCI Express. Штекеры могут выдержать и значительно более высокие токи. Технически никаких проблем тоже нет – как мы уже видели с видеокартой Radeon R9 295X2, опирающейся на два 8-контактных интерфейса питания. Типичное энергопотребление Radeon R9 Fury X составляет 275 Вт. Система питания шестифазная, она обеспечивает максимальный ток порядка 400 А.

AMD Radeon R9 Fury X
AMD Radeon R9 Fury X

В верхней части видеокарты присутствует тумблер BIOS. Но, в отличие от Radeon R9 290X, он не предназначен для переключения между режимами Quiet и Uber. Тумблер позволяет выбирать один из двух идентичных BIOS. AMD установила его только для резервирования BIOS, если пользователь захочет внести изменения в один из двух BIOS.

Обратите внимание и на логотип Radeon с подсветкой. Во время работы он загорается красным, приятно радуя пользователей корпусов с окном.


Перейдём к детальному изучению видеокарты Radeon R9 Fury X.

AMD Radeon R9 Fury X
AMD Radeon R9 Fury X

Но вернёмся к дизайну Radeon R9 Fury X. AMD решила уделить большее внимание качеству материалов и изготовления. "Первой ласточкой" можно назвать Radeon R9 295X2, да и NVIDIA не устаёт повторять, что она использует самые качественные материалы для своих эталонных видеокарт. Теперь и AMD подчёркивает качество.

Впрочем, на полированных алюминиевых боковинах быстро появляются отпечатки пальцев, то же самое касается и поверхностей soft-touch, которые ещё и притягивают пыль. Впрочем, дизайн и материалы – это хорошо, но не будем забывать, что для видеокарты на первом месте находится производительность.

AMD Radeon R9 Fury X
AMD Radeon R9 Fury X

Рядом с дополнительными разъёмами питания сзади видеокарты располагаются два DIP-переключателя. Они позволяют управлять подсветкой GPU Tach. Подсветка состоит из 8+1 светодиодов и располагается сразу за разъёмами питания. DIP-переключатели позволяют выключать/включать подсветку, а также менять цвет.

DIP-переключатели GPU Tach
Позиция 1 Позиция 2 LED
Выкл. Выкл. GPU Tach выключена
Выкл. Вкл. Красный
Вкл. Выкл. Синий
Вкл. Вкл. Красный + синий
AMD Radeon R9 Fury X
AMD Radeon R9 Fury X

Над двумя 8-контактными разъёмами дополнительного питания можно видеть индикаторы GPU Tach. Чуть позже мы рассмотрим работу LED и поясним их функции.

AMD Radeon R9 Fury X
AMD Radeon R9 Fury X

В отличие от Radeon R9 295X2, AMD вывела трубки СВО через заднюю панель видеокарты. Впрочем, из-за приличной длины у Radeon R9 295X2 это было невозможно. А Radeon R9 Fury X существенно короче, поэтому AMD и пошла на такой шаг. Вместе с двумя трубками прокладывается и кабель питания вентилятора теплообменника, который также возвращает сигнал тахометра на видеокарту.

AMD Radeon R9 Fury X
AMD Radeon R9 Fury X

Отсутствие поддержки HDMI 2.0 у флагмана AMD вызвало горячие дискуссии. Конечно, AMD повсеместно говорит о "дисплеях нового поколения", но здесь подразумеваются интерфейсы DisplayPort 1.2, присутствующие у большинства видеокарт, с концентратором MST. На Fury X установлено три таких интерфейса. AMD отказалась от двухканального выхода DVI, но есть один HDMI. К сожалению, здесь говорить о новом поколении не приходится, порт HDMI относится к стандарту 1.4a, хотя та же NVIDIA перешла на стандарт HDMI 2.0, позволяющий воспроизводить контент UltraHD/4K с частотой кадров 60 Гц.

По информации AMD, компания не смогла изменить структуру контроллера дисплея в GPU, поэтому пришлось остановиться на поддержке HDMI 1.4a. Более подробного разъяснения мы не получили. Как указывает AMD, телевизоры с поддержкой HDMI 2.0 пока встречаются редко, поэтому и спроса на данный порт со стороны потребителей нет. Но сегодня на рынок выходят новые модели с поддержкой HDMI 2.0, а компактные габариты видеокарт Radeon R9 Fury и Fury Nano позволяют собирать на них системы mini-ITX для гостиной комнаты. Так что отсутствие поддержки HDMI 2.0 всё же разочаровывает.

Ещё одно нарекание касается отсутствия поддержки HDCP 2.2, хотя данный стандарт ещё не вышел. Он будет использоваться на дисках 4K Blu-Ray для защиты контента 4K от копирования.


Ниже мы подробно рассмотрим систему охлаждения Radeon R9 Fury X.

AMD Radeon R9 Fury X
AMD Radeon R9 Fury X

AMD поставляет Radeon R9 Fury X с предустановленной системой водяного охлаждения "всё в одном". Она изготавливается Coolermaster и имеет ряд отличий от других решений. Пользователь не имеет других вариантов помимо данной видеокарты с системой водяного охлаждения, Radeon R9 Fury X с воздушным кулером не планируется. Но AMD выпустит менее производительную Radeon R9 Fury, которая будет поставляться только с воздушным кулером.

AMD Radeon R9 Fury XAMD Radeon R9 Fury X

AMD Radeon R9 Fury X

Теплообменник имеет габариты 155 x 120 x 64 мм (Г x Ш x В), он оснащён 120-мм вентилятором. Благодаря крупному радиатору и большому количество хладагента AMD рассчитывает на увеличение производительности охлаждения по сравнению с Radeon R9 295X2. Теоретически кулер может рассеивать до 500 Вт тепла. Кулер отводит тепло не только от GPU и чипов памяти HBM, но и от других компонентов видеокарты – в том числе и подсистемы питания.

AMD Radeon R9 Fury X
AMD Radeon R9 Fury X

Теплообменник прикручивается к корпусу ПК четырьмя винтами, расстояния между отверстиями соответствуют стандартному формату 120 мм – так что вы можете, теоретически, установить ещё один вентилятор. В любом случае, необходимо учитывать крупные габариты теплообменника. В компактных корпусах с ним могут возникнуть проблемы, если, например, верхние крепления вентиляторов уже заняты 2x 120-мм теплообменником СВО процессора. Так что следует заранее продумать, куда вы будете устанавливать теплообменник Radeon R9 Fury X. В наших тестах мы попробовали разные места установки радиатора и даже оценили работу с другими моделями вентиляторов.

AMD Radeon R9 Fury XAMD Radeon R9 Fury X

AMD Radeon R9 Fury X

Прямое сравнение между Radeon R9 X Fury и Radeon R9 290X наглядно демонстрирует разницу в размерах. Впрочем, для большинства пользователей габариты вряд ли имеют значение. Кроме того, мы уже несколько раз отмечали, что при оценке размеров видеокарты следует учитывать теплообменник. Только Radeon R9 Fury или Fury Nano, которые выйдут позднее летом, можно будет назвать действительно компактными.

AMD Radeon R9 Fury X
AMD Radeon R9 Fury X

После установки на видеокарте загорается ярко-красный логотип "Radeon". Конечно, если ваш корпус не имеет окна, то проку от такой подсветки немного. Но в случае наличия окна всё меняется, многим геймерам такая подсветка понравится.

AMD Radeon R9 Fury XAMD Radeon R9 Fury X

AMD Radeon R9 Fury X

Светодиоды GPU Tach (слева) позволяют оценить нагрузку на GPU. Восемь светодиодов отображают нагрузку до 100% с шагом 12,5%. Это позволяет примерно прикинуть нагрузку на GPU, не прибегая к помощи утилит. Индикаторы GPU Tach можно отключить через DIP-переключатели или изменить их цвет на синий.

Справа можно заметить девятый LED, который загорается, когда Radeon R9 Fury X переводится в режим ZeroCore Power. В нём видеокарта почти полностью отключается, но при этом быстро просыпается в случае необходимости. С системой охлаждения ничего не происходит, насос и вентилятор продолжают работать во всех режимах.


Позвольте перейти к рассмотрению Radeon R9 Fury X в разобранном виде. Как мы уже отмечали несколько раз выше, AMD не разрешила разбирать видеокарту, опасаясь за повреждения (которые вполне возможны, если не быть аккуратным). Кроме того, видеокарта будет передаваться другим тестовым лабораториям, поэтому она должна сохраняться в заводском виде. Так что нам пришлось отказаться от разборки.

Изображений видеокарты в разобранном виде не так много, да и по большей части они являются рендерингом, а не фотографиями. Ниже мы рассмотрим их в деталях.

AMD Radeon R9 Fury X
AMD Radeon R9 Fury X

На иллюстрации можно видеть отдельные компоненты Radeon R9 Fury X. Сзади видеокарту закрывает пластина, затем идёт печатная плата, фронтальная пластина кулера и крышка с кулером. К сожалению, на этой фотографии сложно рассмотреть PCB или систему охлаждения. Но хорошо видно, что кулер СВО охлаждает не только GPU, но также и некоторые компоненты подсистемы питания.

AMD Radeon R9 Fury X
AMD Radeon R9 Fury X

Расположение компонентов на видеокарте несколько изменилось, поскольку AMD перенесла память на упаковку GPU. Справа можно видеть стабилизаторы напряжения VRM и дроссели 6-фазной подсистемы питания. Между упаковкой GPU и слотом PCI Express компонентов нет, поскольку здесь проходят дорожки интерфейса PCI Express. Слева от GPU имеются и дополнительные компоненты подсистемы питания. Печатная плата упакована довольно плотно, хотя из-за памяти HBM AMD удалось укоротить видеокарту до 190,5 мм по длине.

AMD Radeon R9 Fury X
AMD Radeon R9 Fury X

На фотографии показан вид PCB сверху. Интересно, что AMD по-прежнему оставляет контактные точки для мостика CrossFire, хотя он больше и не требуется. Вероятно, AMD оставила возможность прямого доступа к интерфейсу в тестовых целях – для покупателей Radeon R9 Fury X он не имеет никакого значения.

AMD Radeon R9 Fury X
AMD Radeon R9 Fury X

На фотографии выше показан кулер, установленный на Radeon R9 Fury X. Здесь хорошо виден насос и водоблок производства Cooler Master. Для охлаждения компонентов подсистемы питания используется небольшой трюк: медная трубка с хладагентом проходит через дополнительный радиатор, забирая с него тепло.

AMD Radeon R9 Fury X
AMD Radeon R9 Fury X

На радиаторе снизу видны контактные поверхности фронтальной пластины для разных компонентов PCB – теплопроводящие прокладки в данном случае ещё закрыты защитными плёнками. Видна и медная пластина, контактирующая напрямую с GPU "Fiji".

AMD Radeon R9 Fury X
AMD Radeon R9 Fury X

Сзади печатная плата более сложная, чем мы привыкли. AMD использовала больше компонентов SMD, чтобы уменьшить габариты печатной платы. Но в обычных условиях пользователь вряд ли будет наблюдать заднюю сторону печатной платы из-за металлической пластины. Слева хорошо видны структуры, относящиеся к подсистеме питания. Справа начинается область GPU, на которой присутствуют многочисленные резисторы.

AMD Radeon R9 Fury X
AMD Radeon R9 Fury X

AMD также предложила 3D-модель CAD фронтальной крышки, чтобы пользователи могли создавать крышку с собственным дизайном. Наверняка появятся как напечатанные крышки с помощью 3D-принтера, так и обработанные лобзиком CNC. Всю необходимую информацию можно получить напрямую на сайте AMD.


Для проведения тестирования мы обновили нашу тестовую систему, а также и поколение драйверов. Процессор Intel Core i7-3960X был разогнан со штатной частоты 3,2 ГГц до 3,9 ГГц, чтобы максимально устранить "узкое место" по производительности CPU. Мы использовали следующие компоненты:

Тестовая конфигурация
Процессор Intel Core i7-3960X 3,3 ГГц, разгон до 3,9 ГГц
Материнская плата ASUS P9X79 Deluxe
Оперативная память ADATA XPG Gaming Series Low Voltage 4x 2 Гбайт PC3-12800U CL 9-9-9-24
Накопитель ADATA S510 SSD 60 Гбайт
Блок питания Seasonic Platinum Series 1000 Вт
Операционная система Windows 8 Pro 64 Bit
Видеокарты
NVIDIA NVIDIA GeForce GTX Titan X (1.000/1.075/1.750 MHz, 12.288 MB)
  NVIDIA GeForce GTX 980 Ti (1.000/1.075/1.750 MHz, 6.144 MB)
  NVIDIA GeForce GTX 980 (1.126/1.216/1.750 MHz, 4.096 MB)
  NVIDIA GeForce GTX 970 (1.050/1.178/1.750 MHz, 4.096 MB)
  NVIDIA GeForce GTX 780 Ti (876/928/1.750 MHz, 3.072 MB)
  NVIDIA GeForce GTX Titan (837/786/1.502 MHz, 6.144 MB)
  NVIDIA GeForce GTX 780 (863/902/1.502 MHz, 3.072 MB)
  NVIDIA GeForce GTX 770 (1.046/1.085/1.753 MHz, 2.048/4.096 MB)
  NVIDIA GeForce GTX 760 (980/1.033/1.502 MHz, 2.048 MB)
  NVIDIA GeForce GTX 750 Ti (1.020/1.085/1.350 MHz, 2.048 MB)
  NVIDIA GeForce GTX 750 (1.020/1.085/1.250 MHz, 1.024 MB)
  NVIDIA GeForce GTX 690 (915/1.502 MHz, 4.096 MB)
  NVIDIA GeForce GTX 680 (1.006/1.502 MHz, 2.048 MB)
  NVIDIA GeForce GTX 670 (915/1.502 MHz, 2.048 MB)
  NVIDIA GeForce GTX 660 Ti (915/1.502 MHz, 2.048 MB)
  NVIDIA GeForce GTX 660 (1.058/1.250 MHz, 2.048 MB)
  NVIDIA GeForce GTX 650 Ti Boost (980/1.502 MHz, 2.048 MB)
  NVIDIA GeForce GTX 650 Ti (925/1.350 MHz 2.048 MB)
  NVIDIA GeForce GTX 650 (1.058/1.250 MHz, 1.024/2.048 MB)
  NVIDIA GeForce GTX 590 (608/1.215/854 MHz, 3.072 MB)
  NVIDIA GeForce GTX 580 (772/1.544/1.000 MHz, 1.536 MB)
  NVIDIA GeForce GTX 570 (732/1.464/950 MHz, 1.280MB)
  NVIDIA GeForce GTX 560 Ti 448 Cores (732/1.464/950 MHz, 1.280 MB)
  NVIDIA GeForce GTX 560 Ti (820/1.640/1.000 MHz, 1.024 MB)
  NVIDIA GeForce GTX 560 (810/1.620/1.002 MHz, 1.024 MB) 
  NVIDIA GeForce GTX 550 Ti (900/1.800/1.026 MHz, 1.024 MB)
AMD AMD Radeon R9 290X (1.000/1.250 MHz, 4.096 MB)
  AMD Radeon R9 290 (947/1.500 MHz, 4096 MB)
  AMD Radeon R9 280X (1.000/1.500 MHz, 3.072 MB)
  AMD Radeon R9 270X (1.000/1.400 MHz, 2.048/4.096 MB)
  AMD Radeon R7 260X (1.100/1.625 MHz, 2.048 MB)
  AMD Radeon R7 265 (925/1.400 MHz, 2.048 MB)
  AMD Radeon R7 260 (1.000/1.500 MHz, 1.024 MB)
  AMD Radeon HD 7990 (950/1.000/1.500 MHZ, 6.144 MB)
  AMD Radeon HD 7970 GHz Edition (1.000/1.050/1.500 MHz, 3.072 MB)
  AMD Radeon HD 7970 (925/925/1.375 MHz, 3.072 MB)
  AMD Radeon HD 7950 (800/800/1.250 MHz, 3.072 MB)
  AMD Radeon HD 7870 (1.000/1.000/1.200 MHz, 2.048 MB)
  AMD Radeon HD 7850 (860/860/1.200 MHz, 2.048 MB)
  AMD Radeon HD 7790 (1.075/1.075/1.500 MHz, 1.024/2.048 MB)
  AMD Radeon HD 7770 (1.000/1.000/1.125 MHz, 1.024 MB)
  AMD Radeon HD 7750 (800/800/1.125 MHz, 1.024 MB)
  AMD Radeon HD 6990 (830/830/1.250 MHz, 4.096 MB)
  AMD Radeon HD 6970 (880/880/1.375 MHz, 2.048 MB)
  AMD Radeon HD 6950 (800/800/1.200 MHz, 2.048 MB)
  AMD Radeon HD 6870 (900/900/1.050 MHz, 1.024 MB)
  AMD Radeon HD 6850 (775/775/1.000 MHz, 1.024 MB)
  AMD Radeon HD 6790 (840/840/1.050 MHz, 1.024 MB)
  AMD Radeon HD 6770 (850/850/1.200 MHz, 1.024 MB)
Драйвер
NVIDIA GeForce 352.90
AMD Catalyst 15.15

Мы выражаем благодарность ASUS, Intel, Thermaltake и Seasonic за предоставленные компоненты.

 

Настройки драйверов NVIDIA:

Текстурные настройки AMD:


Перейдём к оценке уровня шума, энергопотребления и температуры AMD Radeon R9 Fury X.

уровень шума

Бездействие

в дБ(A)
Меньше - лучше

По уровню шума и температуре видеокарты с водяным охлаждением обычно оказываются в лидерах. Однако в случае Radeon R9 Fury X этого не произошло, насос в видеокарте работал довольно шумно, выделяясь на фоне других компонентов системы. При любой нагрузке СВО издавала довольно характерное стрекотание, которое оценивается шумометром не так критично, но на слух было явно ощутимо. На мероприятии AMD в демонстрационных системах этот шум был заметен, но тогда мы не связали его непосредственно с Radeon R9 Fury X. Но в нашей тестовой лаборатории сразу же стало понятно – источником шума является Radeon R9 Fury X. Наши коллеги со своими образцами видеокарты столкнулись с таким же шумом.

Точную причину найти сложно, так как AMD не рекомендует разбирать видеокарту или теплообменник. Мы сняли только кожух кулера, где обнаружили насос с радиаторами. Если прижимать насос в разных местах, то стрекотание меняется или затухает. Так что источник шума явно в насосе, а не в электронных компонентах. Стрекотание сложно описать словесно, поэтому мы прилагаем небольшой видеоролик работы Radeon R9 Fury X:

Результаты измерений подтверждают давнее правило: переход на СВО снижает уровень шума. Мы получили 33,8 дБ(А), однако при этом не стоит забывать о раздражающем стрекотании в определенном частотном диапазоне. Впрочем, если не прислушиваться, то к данному шуму можно привыкнуть.

На видеоролике можно услышать тестовую систему с видеокартой Radeon R9 Fury X. Мы отключили СВО процессора с замкнутым контуром и HDD. Так что шум практически полностью связан с видеокартой. Во время работы заметно периодическое стрекотание, оно отчётливо слышно и при работе других компонентов охлаждения. AMD ответила на наш запрос, что подобный шум вполне типичен для данной модели насоса. Впрочем, может быть и так, что шум будет наблюдаться только у ранних образцов видеокарт, а в розничных версиях проблема будет решена.

уровень шума

Нагрузка

в дБ(A)
Меньше - лучше

С положительной стороны отметим тихую работу Radeon R9 Fury X под нагрузкой. Хладагент нагревается довольно медленно, видеокарта очень длительный период остаётся со стабильным уровнем температуры. При этом уровень шума почти не меняется, поскольку температура GPU возрастает медленно, то же самое можно сказать и про скорость вентилятора. По сравнению с другими видеокартами уровень шума 39,4 дБ(A) можно назвать отличным результатом.

Температура

Бездействие

в градусах Цельсия
Меньше - лучше

Из-за водяного охлаждения мы получаем хорошие результаты и по температуре GPU. Температура в режиме бездействия 27 °C намного ниже моделей с воздушным охлаждением. Однако режим бездействия не является серьёзной нагрузкой для системы охлаждения, поэтому и температура GPU остаётся низкой. Даже high-end видеокарты в таком режиме могут работать пассивно, температура GPU у них не намного выше.

Температура

Нагрузка

в градусах Цельсия
Меньше - лучше

Под нагрузкой мы получаем более интересную картину. GPU Radeon R9 Fury X нагревался до 58 °C. Конечно, температура значительно ниже уровня видеокарт с воздушным охлаждением. И здесь преимущество видеокарт с водяным охлаждением отчётливо заметно. Если с видеокартами Radeon R9 290X и R9 390X AMD приходилось бороться с высокими температурами, снижая тактовые частоты, то Radeon R9 Fury X всегда работает на максимальной частоте 1.050 МГц. AMD указывает типичную температуру GPU 50 °C. Под полной нагрузкой видеокарта может нагреваться до 65 °C, а максимальная температура составляет 75 °C – затем видеокарта будет снижать тактовые частоты.

Максимум 58 °C мы получили после трёх часов полной нагрузки, поскольку мы хотели дать время на прогрев системы водяного охлаждения. Столь же длительные периоды прогрева мы использовали, когда проводили тесты с разным расположением теплообменника или другими вентиляторами.

Энергопотребление (вся система)

Бездействие

в Вт
Меньше - лучше

Энергопотребление в режиме бездействия не так интересно, поскольку на него существенно влияют остальные компоненты системы. AMD указывает, что Radeon R9 Fury X в режиме ZeroCore Power потребляет меньше 30 Вт.

Энергопотребление (вся система)

Нагрузка

в Вт
Меньше - лучше

Под нагрузкой полное энергопотребление нашей системы составило 422,5 Вт. Говорить о серьёзной экономии не приходится, но от архитектуры GCN и старого техпроцесса большего мы не ждали. Но, по крайней мере, мы остались на уровне Radeon R9 290X и разогнанных GeForce GTX 980 Ti, но энергопотребление следует сравнивать с учётом производительности.

Разное положение теплообменника

В корпусе нашей тестовой конфигурации (Fractal Design Define R5) мы протестировали разные положения теплообменника и ориентации. Некоторые из них не имеют смысла или могут быть реализованы только через дополнительные крепления с помощью затяжек, но мы попытались проверить разные варианты, чтобы оценить влияние на производительность охлаждения.

Тесты разного положения теплообменника
Положение в корпусе Температура
Спереди снизу (нагнетает воздух в корпус) 58 °C
Спереди снизу (выдувает воздух из корпуса) 59 °C
Сзади сверху (нагнетает воздух в корпус) 56 °C
Сзади сверху (выдувает воздух из корпуса) 60 °C

Конечно, всегда имеет смысл снабжать теплообменник холодным воздухом. Но подобный подход не всегда совместим с направлениями воздушного потока внутри корпуса. Кроме того, горячий воздух будет накапливаться внутри корпуса, после чего его придётся выбрасывать наружу с помощью вентиляторов корпуса. Скорее всего, теплообменник Radeon R9 Fury X Rear будет располагаться рядом с материнской платой и кулером CPU. В таком случае он будет выбрасывать нагретый воздух из корпуса. В случае нашего Fractal Design Define R5 вакантное место уже было занято 2x 120-мм теплообменником СВО процессора. Так что заранее продумайте, куда именно вы установите радиатор видеокарты, учитывая его габариты.

AMD Radeon R9 Fury X в корпусе
AMD Radeon R9 Fury X в корпусе – мы на короткое время перенесли теплообменник вниз

Использование разных вентиляторов теплообменника

Мы также протестировали работу разных вентиляторов на теплообменнике Radeon R9 Fury X. Вентилятор тоже может влиять на эффективность охлаждения видеокарты.

Тесты с разными вентиляторами на теплообменнике
Положение в корпусе Об/мин Температура Уровень шума
Noiseblocker eLoop B12-PS (выдувает воздух из корпуса) 500 56 °C 37,5 дБ(A)
Noiseblocker eLoop B12-PS (нагнетает воздух в корпус) 500 58 °C 37,5 дБ(A)
be quiet! Silent Wings 2 (выдувает воздух из корпуса) 700 59 °C 38,2 дБ(A)
be quiet! Silent Wings 2 (нагнетает воздух в корпус) 700 60 °C 38,4 дБ(A)
Noiseblocker BlackSilent Pro Fan PLPS (выдувает воздух из корпуса) 600 56 °C 37,8 дБ(A)
Noiseblocker BlackSilent Pro Fan PLPS (нагнетает воздух в корпус) 600 60 °C 38,0 дБ(A)
Noctua NF-F12-PWM (выдувает воздух из корпуса) 300 57 °C 37,3 дБ(A)
Noctua NF-F12-PWM (нагнетает воздух в корпус) 300 58 °C 37,3 дБ(A)

По сравнению с полученным в тестах уровнем шума 39,4 дБ(A) потенциал улучшения имеется, уровень шума можно снизить, заменив вентилятор другой моделью.


Новый тест Futuremark 3DMark позволяет сравнивать разные устройства, от смартфонов до high-end ПК. В тесте предоставляются три пресета, которые охватывают все сферы производительности благодаря изменяемым настройкам. Конечно, в тесте используются такие технологии, как тесселяция, глубина поля резкости, объемное освещение и DirectCompute. Тестовый прогон Firestrike Extreme должен поставить даже high-end видеокарты "на колени". Скачать тест Futuremarks 3DMark можно в соответствующем разделе сайта.

Futuremark 3DMark

Ice Storm

Баллы Futuremark
Больше - лучше

Futuremark 3DMark

Cloud Gate

Баллы Futuremark
Больше - лучше

Futuremark 3DMark

Fire Strike

Баллы Futuremark
Больше - лучше

Futuremark 3DMark

Fire Strike Extreme

Баллы Futuremark
Больше - лучше


AMD и NVIDIA всегда подчёркивают вычислительную производительность своих GPU. И в дополнение к многочисленным движкам с поддержкой OpenCL, мы также решили оценить вычислительную производительность отдельно. Мы взяли тест LuxMark 2.0, тестовую сцену "Sala" с использованием RayTracing, результат теста выводится в сэмплах в секунду. Скачать LuxMark 2.0 можно по следующей ссылке.

luxmark-1-rsScreenshot zu Luxmark 2.0

Screenshot zu Luxmark 2.0Screenshot zu Luxmark 2.0

Luxmark 2.0

Sala

Баллы
Больше - лучше


С помощью теста ComputeMark мы пытались более точно оценить вычислительную производительность GPU. Тест основан на автоматическом выполнении нескольких вычислительных сценариев, которые накладывают различные требования к "железу". Вычислительная мощность тесту предоставляется через API DirectX 11 Compute. Среди всего прочего тест включает сценарий отслеживания лучей (RayTracing). Скачать ComputeMark можно на сайте разработчика.

Screenshot zu ComputeMark Screenshot zu ComputeMark
Screenshot zu ComputeMark Screenshot zu ComputeMark

ComputeMark

Fluid 2D

Баллы
Больше - лучше

ComputeMark

Fluid 3D

Баллы
Больше - лучше

ComputeMark

Mandel Vektor

Баллы
Больше - лучше

ComputeMark

Mandel Skalar

Баллы
Больше - лучше

ComputeMark

Ray Tracing

Баллы
Больше - лучше


Действие пятой игры в семействе The Elder Scrolls разворачивается в провинции Skyrim. Сюжет игры построен вокруг возвращения драконов, что было предсказано в древних свитках ("Elder Scrolls"). Геймер играет роль "довакина", то есть персонажа с телом человека и душой дракона. В игре вам предстоит сражаться не только с обычными тварями, но и с драконами. Добавим к этому реалистичные улицы и захватывающие дух пейзажи, уходящие в горизонт. Благодаря отличной детализации растительности и значительной дальности видимости Skyrim может нагрузить любую видеокарту.

The Elder Scrolls V: Skyrim

2.560 x 1.600 1xAA 1xAF

188.5 XX


130 XX
185.4 XX


126 XX
182.7 XX


120 XX
170.5 XX


119 XX
167.3 XX


113 XX
165.9 XX


110 XX
163.2 XX


107 XX
160.0 XX


113 XX
157.0 XX


105 XX
149.6 XX


110 XX
147.6 XX


114 XX
146.8 XX


108 XX
139.8 XX


114 XX
127.1 XX


115 XX
99.5 XX


89 XX
Кадры в секунду
Больше - лучше

The Elder Scrolls V: Skyrim

2.560 x 1.600 8xAA+FXAA 16xAF

Кадры в секунду
Больше - лучше

The Elder Scrolls V: Skyrim

3.840 x 2.160 1xAA 1xAF

Кадры в секунду
Больше - лучше

The Elder Scrolls V: Skyrim

3.840 x 2.160 8xAA+FXAA 16xAF

Кадры в секунду
Больше - лучше


С игрой Crysis 3 мы получили нового технологического лидера. Игра поддерживает только видеокарты класса DirectX 11, так что Crytek, разработчик Crysis 3, однозначно задал направление развития. В игре используются тесселяция и мощные алгоритмы пост-обработки для сглаживания, способные "поставить на колени" даже новейшие видеокарты.

Crysis 3

2.560 x 1.600 1xAA 1xAF

Кадры в секунду
Больше - лучше

Crysis 3

2.560 x 1.600 4xMSAA 16xAF

Кадры в секунду
Больше - лучше

Crysis 3

3.840 x 2.160 1xAA 1xAF

Кадры в секунду
Больше - лучше

Crysis 3

3.840 x 2.160 4xMSAA 16xAF

Кадры в секунду
Больше - лучше


Среди горячих новинок 2013 года почетное место занимает Bioshock Infinite. Игра радует не только захватывающим сюжетом, но и технологическими инновациями. Движок игры может задействовать практически все современные эффекты DirectX 11, в игре они есть. Так что мы решили добавить Bioshock Infinite к нашему тестовому пакету.

BioShock Infinite

2.560 x 1.600 DirectX 10 High

Кадры в секунду
Больше - лучше

BioShock Infinite

2.560 x 1.600 DirectX 11 Ultra

Кадры в секунду
Больше - лучше

BioShock Infinite

3.840 x 2.160 DirectX 10 High

Кадры в секунду
Больше - лучше

BioShock Infinite

3.840 x 2.160 DirectX 11 Ultra

Кадры в секунду
Больше - лучше


С игрой Battlefield 4 разработчик DICE и издатель EA продолжили успешную линию предшественника: в игре есть небольшая однопользовательская кампания, но суть игры кроется в масштабных многопользовательских сражениях. На крупных картах могут одновременно сражаться до 63 игроков, каждый в одном из трёх классов. В игре доступны десятки видов техники на суше, в воздухе и в воде. Визуально игра Battlefield 4 тоже поставила новую планку, поэтому она предсказуемо вошла в нашу тестовую методику.

Battlefield 4

2.560 x 1.600 1xAA 1xAF

Кадры в секунду
Больше - лучше

Battlefield 4

2.560 x 1.600 4xMSAA 16xAF

Кадры в секунду
Больше - лучше

Battlefield 4

3.840 x 2.160 1xAA 1xAF

Кадры в секунду
Больше - лучше

Battlefield 4

3.840 x 2.160 4xMSAA 16xAF

Кадры в секунду
Больше - лучше


Мы провели тесты на новой стратегии в реальном времени Company of Heroes 2, разработанной Relic Entertainment. Действие игры разворачивается на полях сражений Второй мировой войны, за графику отвечает собственный движок Essence 3.0. Графика в игре не самая впечатляющая, но даже последним high-end видеокартам не всегда удаётся выдавать плавную частоту кадров. А некоторые комбинации разрешения и сглаживания могут "поставить на колени" даже системы multi-GPU.

Company of Heroes 2

2.560 x 1.600 без AA 1xAF

Кадры в секунду
Больше - лучше

Company of Heroes 2

2.560 x 1.600 AA high 16xAF

Кадры в секунду
Больше - лучше

Company of Heroes 2

3.840 x 2.160 без AA 1xAF

Кадры в секунду
Больше - лучше

Company of Heroes 2

3.840 x 2.160 AA high 16xAF

Кадры в секунду
Больше - лучше


Metro: Last Light представляет собой продолжение Metro 2033, действие вновь происходит в пост-апокалиптическом будущем в московском метро. Мир Metro 2033 был разработан российским писателем Дмитрием Глуховским. Игра базируется на собственном движке A4 Engine, который поддерживает современные функции DirectX 11. Тесселяция, частицы и эффекты освещения способствуют созданию особой атмосферы, которая немало нагружает GPU.

Metro: Last Light

2.560 x 1.600 без AA 1xAF

Кадры в секунду
Больше - лучше

Metro: Last Light

2.560 x 1.600 1xSSAA 16xAF

Кадры в секунду
Больше - лучше

Metro: Last Light

3.840 x 2.160 без AA 1xAF

Кадры в секунду
Больше - лучше

Metro: Last Light

3.840 x 2.160 1xSSAA 16xAF

Кадры в секунду
Больше - лучше


Игра Tomb Raider с Ларой Крофт в главной роли была возрождена в 2013 году. В отличие от предыдущих игр семейства, Лара Крофт превратилась из искателя приключений в начинающего археолога. Действие игры происходит на заброшенном острове в обстановке, полной опасностей. Движок игры Crystal Engine разработки Square Enix поддерживает последние эффекты DirectX 11, так что даже новейшим high-end видеокартам придётся несладко.

Tomb Raider

2.560 x 1.600 FXAA 1xAF

Кадры в секунду
Больше - лучше

Tomb Raider

2.560 x 1.600 2xSSAA 16xAF

Кадры в секунду
Больше - лучше

Tomb Raider

3.840 x 2.160 FXAA 1xAF

Кадры в секунду
Больше - лучше

Tomb Raider

3.840 x 2.160 2xSSAA 16xAF

Кадры в секунду
Больше - лучше


Игра Grid 2 представляет собой старые добрые гонки от разработчика Codemasters. Кросс-платформенная игра базируется на движке EGO 3.0. Он является дальнейшим развитием игрового движка Neon, который использовался в Colin McRae. Как и для любой гонки, здесь важна плавная игра с максимально высокой частотой кадров.

Grid 2

2.560 x 1.600 4xMSAA 16xAF

Кадры в секунду
Больше - лучше

Grid 2

3.840 x 2.160 4xMSAA 16xAF

Кадры в секунду
Больше - лучше


Графики времени вывода кадров

Frameverlauf GTA 5
График времени вывода кадров GTA 5
Frameverlauf GTA 5
График времени вывода кадров GTA 5

GTA 5 – первая игра, для которой мы решили провести детальные тесты с графиками времени вывода кадров. В разрешении 1.920 x 1.080 пикселей GeForce GTX 980 Ti показывает лучшую среднюю производительность и меньшее время вывода кадров. Да и пики на графике у NVIDIA чуть ниже.

Интересную картину мы наблюдаем в разрешении 3.840 x 2.160 пикселей. Здесь Radeon R9 Fury X и GeForce GTX 980 Ti показывают близкие результаты. Кроме почти одинаковой производительности можно отметить и почти одинаковое время вывода кадров – между двумя видеокартами очень сложно обнаружить отличия.

Frameverlauf Project CARS
График времени вывода кадров Project CARS
Frameverlauf Project CARS
График времени вывода кадров Project CARS

Существенно более стабильное время вывода кадров мы получаем в игре Project CARS, видеокарта GeForce GTX 980 Ti здесь оказалась чуть быстрее. Однако AMD указывает на ряд ограничений в этой игре, так что мы не удивлены преимуществом NVIDIA. Конечно, в Project CARS вы можете комфортно играть и на Radeon R9 Fury X.

Несколько иной выглядит ситуация в разрешении 3.840 x 2.160 пикселей. Видеокарта GeForce GTX 980 Ti вновь работает чуть быстрее, видеокарта Radeon R9 Fury X при этом теряет стабильность времени вывода кадров, что заметно в игре. Если снизить настройки качества, то проблему можно избежать – при этом на видеокарте AMD можно будет играть в Project CARS с разрешением UltraHD с плавной частотой кадров.

Frameverlauf Mittelerde: Shadow of Mordor
График времени вывода кадров Shadow of Mordor
Frameverlauf Shadow of Mordor
График времени вывода кадров Shadow of Mordor

В игре Middle-Earth: Shadow of Mordor обе видеокарты показывают близкую производительность, AMD Radeon Fury X даёт стабильное время вывода кадров. Существенных отличий по производительности здесь нет.

И вновь иную картину мы наблюдаем в разрешении 3.840 x 2.160 пикселей. У AMD, похоже, имеются некоторые проблемы со сглаживанием частоты кадров (Frame Pacing) в драйвере, поэтому время вывода кадров уже не такое стабильное, как у NVIDIA. Но, опять же, GeForce GTX 980 Ti и Radeon R9 Fury X идут на равных по производительности.

Frameverlauf The Witcher 3: Wild Hunt
График времени вывода кадров The Witcher 3: Wild Hunt
Frameverlauf The Witcher 3: Wild Hunt
График времени вывода кадров The Witcher 3: Wild Hunt

По производительности мы вновь получаем паритет между Radeon R9 Fury X и GeForce GTX 980 Ti в разрешении 1.920 x 1.080 пикселей. Но здесь важно отметить заметные пики частоты кадров у видеокарты AMD, которые проявляют себя в игре в виде рывков.

Схожую производительность мы получаем в разрешении 3.840 x 2.160 пикселей, но здесь с рывками приходится бороться уже NVIDIA GeForce GTX 980 Ti. Производительность видеокарт схожая (по числу кадров в секунду), но качество игры они обеспечивают разное.


AMD действительно предлагает купить топовую видеокарту, которая оснащена всего 4 Гбайт видеопамяти? Этот вопрос сразу же возникает при выборе Radeon R9 Fury X. Технически у AMD не было другого выбора. SK Hynix сегодня предлагает только чипы с четырьмя слоями и ёмкостью 1 Гбайт на чип. Так что AMD пришлось довольствоваться 4 Гбайт для видеокарты Radeon R9 Fury X. В планах SK Hynix указаны дальнейшие этапы развития HBM с большей ёмкостью, но в этом году новая память вряд ли появится.

High Bandwidth Memory – новая технология, память пока сложно производить, и она весьма дорогая. Мы не знаем точных показателей, но многочисленные источники в индустрии сообщают о трудностях в производстве, да и раньше подобные проблемы встречались. Когда мы спросили о HBM представителя NVIDIA, он сказал, что в нынешнем состоянии технология памяти себя не оправдывает.

Но достаточно ли 4 Гбайт видеопамяти для новейших игр? Мы решили ответить на этот вопрос, запустив последние игры.

Использование памяти в Assassins Creed: Unity
Использование памяти в Assassins Creed: Unity

В Assassin's Creed: Unity мы быстро добрались до магической планки 4 Гбайт видеопамяти. Но какого-либо падения производительности мы не обнаружили, драйверы явно были оптимизированы под такой сценарий, так как использование памяти быстро упало выше предельной планки. Подобный результат мы наблюдали множество раз.

Использование памяти в GTA 5
Использование памяти в GTA 5

GTA 5 довольно экономична к доступной памяти. Даже в разрешении 3.840 x 2.160 пикселей на максимальных графических настройках мы не смогли полностью задействовать доступную память Radeon R9 Fury X. То же самое касается и видеокарты GeForce GTX 980 Ti – это ещё раз подчёркивает правдивость заявления AMD, что современным играм более 4 Гбайт памяти не нужно.

Использование памяти в Mittelerde: Shadow of Mordor
Использование памяти в Mittelerde: Shadow of Mordor

Иную картину мы наблюдаем в игре Middle-Earth: Shadow of Mordor. Мы выбрали графические настройки, для которых разработчики требуют 6 Гбайт видеопамяти. Память Radeon R9 Fury X заполняется довольно быстро, но предельной планки загрузка не достигает.

Использование памяти в The Witcher 3: Wild Hunt
Использование памяти в The Witcher 3: Wild Hunt

Ещё один пример современной игры, которая даже на высоких разрешениях требует очень мало памяти: "Ведьмак 3: Дикая охота". Даже в разрешении 3.840 x 2.160 пикселей с высокими графическими настройками мы не получили заполнение всех 4 Гбайт видеопамяти.

Проведённый нами анализ не претендует на окончательность, поскольку сложно сказать, насколько долго будет хватать 4 Гбайт памяти. AMD разработала цветовую дельта-коррекцию со сжатием без потерь, позволяющую экономить память. Но эта технология отнюдь не нова. NVIDIA тоже опирается на сжатие памяти в чипах "Maxwell".

AMD официально говорит об эффективном использовании доступной памяти. Многое здесь зависит от игровых разработчиков – они не должны безответственно относиться к расходованию памяти. Так что AMD необходимо постоянно тесно сотрудничать с разработчиками. Высокая пропускная способность памяти вместе с чистой шейдерной производительностью могут компенсировать недостатки конфигураций памяти с малым объёмом. В будущем AMD планирует опереться на эффективное расходование памяти таких API, как DirectX 12 и Vulkan. В них вопросу использования памяти уделяется больше внимания.


Ниже мы рассмотрим две функции, которые нельзя назвать новыми, но ранее мы детально их не исследовали.

Virtual Super Resolution

Virtual Super Resolution – не новая функция. VSR – своего рода даунсемплинг, но вам не придётся прибегать к помощи специальных утилит или программ, он выполняется на уровне драйвера. Рендеринг игры выполняется в выбранном высоком разрешении, результат затем уменьшается до разрешения экрана. С видеокартой Radeon R9 Fury X AMD представила новые режимы. В следующей таблице приведены доступные режимы для целевых разрешений.

Virtual Super Resolution
Целевое разрешение Поддерживаемые режимы VSR
1.366 x 786 пикселей @ 60 Гц 1.600 x 900 пикселей
1.920 x 1.080 пикселей
1.600 x 900 пикселей @ 60 Гц 1.920 x 1.080 пикселей
2.560 x 1.440 пикселей
1.920 x 1.080 пикселей @ 60 Гц 3.200 x 1.800 пикселей
3.840 x 2.160 пикселей
2.048 x 1.536 пикселей
1.920 x 1.200 пикселей @ 60 Гц 2.560 x 1.600 пикселей
3.840 x 2.400 пикселей
2.560 x 1.440 пикселей @ 60 Гц 3.200 x 1.800 пикселей
1.920 x 1.080 пикселей @ 120 Гц 1.920 x 1.200 пикселей @ 120 Гц
2.048 x 1.536 пикселей @ 120 Гц

Следует отметить, что режимы VSR для UltraHD/4K доступны только на видеокартах "Tonga" или "Fiji", GPU которых относятся к архитектуре GCN 3-го поколения. Таким образом, разрешения 3.840 x 2.160 и 3.840 x 2.400 пикселей доступны только на Radeon R9 285, R9 380 и R9 Fury X.

AMD Catalyst Control Center: VSR
AMD Catalyst Control Center: VSR

Режим VSR активируется в Catalyst Control Center в настройках монитора. После этого дисплей 1080p будет выглядеть для игры как монитор с разрешением 3.840 x 2.160 пикселей. По производительности нет никакой разницы между VSR 3.840 x 2.160 пикселей или "родным" таким же разрешением. Масштабирование в меньшее разрешение выполняется "бесплатно".

Frame Rate Target Control

Framerate Target Control или FRTC – тоже не новая технология, но с Radeon R9 Fury X мы решили познакомиться с ней поближе. С помощью FRTC можно указывать максимальную частоту кадров, с которой будет высчитываться игра. Конечно, технология актуальна только для игр, которые выводятся с большей частотой кадров, чем требуется. Цель технологии кроется в экономии энергии. FRTC работает не только в самом игровом движке, но и в меню и на экранах загрузки, когда видеокарта может выдавать сотни fps. Для просмотра фильмов технология тоже полезна, поскольку здесь карте не требуется выдавать больше 60 fps.

AMD Catalyst Control Center: FRTC
AMD Catalyst Control Center: FRTC

Мы провели несколько тестов:

FRTC - The Elder Scrolls V: Skyrim

2.560 x 1.600 8xAA+FXAA 16xAF

Кадры в секунду
Больше - лучше

Leistungsaufnahme - The Elder Scrolls V: Skyrim

Нагрузка

в Вт
Меньше - лучше

FRTC - GRID 2

2.560 x 1.600 4xMSAA 16xAF

Кадры в секунду
Больше - лучше

Leistungsaufnahme - GRID 2

Нагрузка

в Вт
Меньше - лучше

Мы ограничили fps в двух играх до 80 или 60 fps с помощью Framerate Target Control. Получившиеся fps оказались чуть ниже заданного уровня. Блок управления Frame Rate Target Control каждые несколько миллисекунд определяет текущую частоту кадров, после чего программно меняет частоту и напряжение GPU. В результате мы и получаем снижение энергопотребления.


Конечно, нельзя забывать и о поддержке DirectX 12. Но на данный момент мы можем провести только синтетический тест 3DMark API Overhead, который не отражает производительность в реальных играх. Он оценивает потенциал нового API по снижению вычислительной нагрузки на вызовы Draw Calls. Первые игры DirectX 12 обеспечат более актуальные результаты – когда они появятся.

Мы тестировали AMD Radeon R9 Fury X и NVIDIA GeForce GTX 980 Ti под нынешней версией Insider Preview Build 10130 Windows 10, с последними доступными драйверами AMD и NVIDIA. В тесте Futuremark 3DMark Driver Overhead мы выбрали разрешение 3.840 x 2.160 пикселей.

Futuremark 3DMark

Driver Overhead Test - DirectX 11 Single-Threaded

Баллы Futuremark
Больше - лучше

Futuremark 3DMark

Driver Overhead Test - DirectX 11 Multi-Threaded

Баллы Futuremark
Больше - лучше

Futuremark 3DMark

Driver Overhead Test - DirectX 12

Баллы Futuremark
Больше - лучше

Результаты подтверждают наши предыдущие выводы: NVIDIA быстрее работает под DirectX 11 и может выполнять примерно на 30% больше вызовов Draw Calls. Это касается и однопоточного, и многопоточного тестов. Под DirectX 12 AMD, похоже, лучше использует свои ресурсы. Здесь AMD даёт на 33 процента большую производительность, чем NVIDIA. Но пока ещё не совсем понятно, какое влияние мы получим на реальных играх DirectX 12. Нам ещё предстоит дождаться появления первых реальных приложений под Windows 10 и DirectX 12.

Тест 3DMark API Overhead показывает, сколько операций Draw Calls сможет выполнить компьютер, прежде чем производительность упадёт ниже 30 fps. Тест поддерживает DirectX 12, для которого необходима Windows 10, но имеется поддержка DirectX 11 в однопоточном и многопоточном режимах, а также Mantle – но для него нужен уже GPU или APU от AMD. Вызовы Draw Calls являются важными командами для процесса рендеринга, они могут накладывать на CPU довольно высокую нагрузку, что приведёт к неоптимальному использованию видеокарты. Все новые графические API как раз пытаются уменьшить данную нагрузку. В дополнение к Mantle, DirectX 12, Vulkan можно отметить и Metal от Apple. В профессиональной сфере подобные оптимизации уже давно стали стандартной практикой, в данном отношении AMD может гордиться свей ролью пионера.


Конечно, мы попытались выжать чуть больше производительности из видеокарты Radeon R9 Fury X с помощью разгона. Если верить AMD, Radeon R9 Fury X можно назвать "мечтой оверклокера". Видеокарта штатно поставляется с тепловым пакетом 275 Вт. Дополнительные разъёмы питания вместе со слотом PCI Express позволяют видеокарте потреблять до 375 Вт. Система охлаждения, по информации AMD, может рассеивать до 500 Вт мощности.

Подсистема питания Radeon R9 Fury X разработана с учётом разгона, поскольку может выдерживать ток до 400 А. Будет интересно посмотреть, какой результат мы получим на практике.

AMD Catalyst Control Center: Overdrive
AMD Catalyst Control Center: Overdrive

Мы смогли получить стабильную максимальную частоту 1.185 МГц. Она соответствует разгону почти на 13 процентов. Память мы разогнать не смогли. Пока что ни AMD, ни партнёры компании не предоставляют соответствующих инструментов для её разгона.

Разгон привел к следующему влиянию на производительность:

Разгон Futuremark 3DMark

Fire Strike Extreme

Баллы Futuremark
Больше - лучше

Разгон Battlefield 4

2.560 x 1.600 4xMSAA 16xAF

Кадры в секунду
Больше - лучше

Разгон Crysis 3

2.560 x 1.600 4xMSAA 16xAF

Кадры в секунду
Больше - лучше

Разгон The Elder Scrolls V: Skyrim

3.840 x 2.160 8xAA+FXAA 16xAF

Кадры в секунду
Больше - лучше

Разгон Tomb Raider

2.560 x 1.600 2xSSAA 16xAF

Кадры в секунду
Больше - лучше

Разгон энергопотребление

Нагрузка

в Вт
Меньше - лучше

Разгон Температура

Нагрузка

в градусах Цельсия
Меньше - лучше

Разгон Уровень шума

Нагрузка

дБ(A)
Меньше - лучше


Видеокарта Radeon R9 Fury X смогла вновь вывести AMD в лидеры. Это отнюдь не означает, что в последние месяцы и годы AMD выпускала плохие видеокарты, но по производительности и эффективности NVIDIA со вторым поколением "Maxwell" перехватила инициативу. По крайней мере, AMD теперь может выступать на равных. Раз в несколько лет компании выводят на рынок принципиально важные технологии, которые используются в будущих архитектурах и техпроцессах. И одна из таких технологий – память High Bandwidth Memory. Ширина интерфейса памяти значительно увеличилась (с 512 бит до 4.096 бит), пропускная способность памяти возросла примерно на 60 процентов.

Но у HBM сегодня есть свой "ручной тормоз". Ёмкость памяти ограничена 4 Гбайт, да и интерфейс памяти способен на большее, чем 512 Гбайт/с. Данные критические замечания наверняка останутся в прошлом, когда HBM выйдет на второе поколение. В любом случае, в ближайшие годы нас ждут новые этапы развития памяти HBM, которая должна вытеснить GDDR5.

GPU Fiji с памятью HBM
GPU Fiji с памятью HBM

Ожидания от нового поколения GPU от AMD были весьма высоки. Высказывалось мнение о 20-30% приросте производительности по сравнению с флагманом NVIDIA. Впрочем, таковы были пожелания фанатов, сама же AMD высказывалась более осторожно. Как мы теперь знаем, подобный прирост производительности так и не стал реальностью. AMD обеспечивает производительность Radeon R9 Fury X на уровне GeForce GTX 980 Ti. В зависимости от теста, иногда вперёд выходит GeForce GTX 980 Ti, иногда - Radeon R9 Fury X. Явного победителя выявить сложно. Radeon R9 Fury X должна была дать ощутимое преимущество в разрешении UltraHD/4K благодаря широкому интерфейсу памяти и 4.096 потоковым процессорам, но здесь заметного прогресса мы не получили. Когда AMD задавали вопрос о "всего" 4 Гбайт HBM, компания оправдывалась низким использованием памяти в большинстве игр, такой объём должен компенсироваться более широким интерфейсом памяти и чистой производительностью. Как видим, "тормозом" 4 Гбайт памяти по сравнению с GeForce GTX 980 Ti не стали, что приятно радует.

Систему охлаждения Radeon R9 Fury X можно обсуждать долго. AMD выбрала СВО с замкнутым контуром по единственной причине: для поддержания производительности видеокарты на высоком уровне без подобного решения было не обойтись. Возможно, видеокарты Radeon R9 Fury X появятся и с воздушными кулерами. В принципе, против системы водяного охлаждения "всё в одном" мы ничего не имеем, если она реализована с высоким качеством. Нет ничего хуже, чем насос, который начнёт стрекотать после нескольких месяцев эксплуатации. Кроме того, жидкость из системы с замкнутым контуром может уходить, возможно и появление других проблем. У нашего образца Radeon R9 Fury X мы сразу же обратили внимание на громкое стрекотание насоса. Другие образцы видеокарты дают такой же шум, поэтому можно говорить об общей проблеме. И для видеокарты за 750 евро с данным шумом сложно смириться, тем более что альтернативные кулеры СВО на рынке показывают себя лучше. В остальном жалоб на систему охлаждения у нас не возникло. Кулер справляется с охлаждением видеокарты, температура GPU всегда находится ниже планки 60 °C, что позволяет ему работать на полной частоте. В режиме бездействия проблема шума раздражает, но под нагрузкой водяной кулер демонстрирует свой потенциал.

AMD Radeon R9 Fury X
AMD Radeon R9 Fury X

К сожалению, замечания тоже есть. Видеокарта AMD Radeon R9 Fury X очень компактная, но при оценке габаритов не следует забывать о крупном теплообменнике СВО с вентилятором. Большинство пользователей вряд ли столкнутся с проблемами поиска места для установки радиатора, но говорить о преимуществе компактного размера видеокарты мы бы не стали. В данном отношении будет интересно взглянуть на видеокарты Radeon R9 Fury и R9 Fury Nano. Кроме того, не совсем понятно наличие только HDMI 1.4a. Компактные габариты видеокарты позволяют использовать её в мини-ПК рядом с телевизором. Но без поддержки HDMI 2.0 придётся ограничиться только частотой 24 или 30 Гц в разрешении UltraHD/4K.

Видеокарта Radeon R9 Fury X оставила смешанное впечатление. Производительность оказалась вполне достойной – по крайней мере, если ваши ожидания были реалистичными. Использование системы водяного охлаждения – идея неплохая, но AMD следует доработать качество. Всё же СВО должна работать с минимальным уровнем шума. У Radeon R9 Fury X нас разочаровал шумный насос.

Остаётся вопрос цены. AMD указала рекомендованную розничную цену 699 евро. Что несколько дороже GeForce GTX 980 Ti, но в ближайшие недели рынок отрегулирует цены. Эталонные видеокарты GeForce GTX 980 Ti можно приобрести от 40 тыс. рублей или 675 евро, за альтернативный кулер придётся доплатить 20-30 евро. И мы как раз получаем уровень Radeon R9 Fury X. Так что по цене и производительности видеокарты оказываются на равных. AMD добавляет к видеокарте предустановленную систему СВО, что понравится многим геймерам. Со стороны NVIDIA мы получаем другой козырь – большое количество видеокарт с альтернативными кулерами. Так что здесь вам придётся выбирать самостоятельно.

Альтернативы? Здесь как раз всё понятно. NVIDIA предлагает видеокарту GeForce GTX 980 Ti по схожей цене. Видеокарта Radeon R9 Fury X будет достойным соперником GeForce GTX 980 Ti – хотя покупатели здесь получат широкий выбор альтернативных кулеров и заводского разгона. Но за них придётся доплачивать.

 

Преимущества AMD Radeon R9 Fury X:

Недостатки AMD Radeon R9 Fury X:

 

Личное мнение

По производительности Radeon R9 Fury X меня не удивила – я не ожидал чудес от первого поколения памяти High Bandwidth Memory. Но приятно видеть, что AMD вновь смогла вернуться на позицию лидера. Будет интересно посмотреть на видеокарты, которые последуют за Radeon R9 Fury X. Radeon R9 Fury обещает быть компактной, она будет опираться на воздушное охлаждения, также нас ждёт существенно лучшее соотношение цена/производительность. А Radeon R9 Fury Nano обеспечит высокую производительность в компактных габаритах.

Но вернёмся к Radeon R9 Fury X или GPU "Fiji". Здесь интересна структура упаковки GPU вместе с памятью HBM на единой подложке. AMD с партнёрами проделала огромную работу, преодолев немало технических препятствий. У новых видеокарт важную роль играет не только структура и техпроцесс GPU, но и производство технология производства подложки с TSV, которая является ключевым элементом связи GPU и HBM. Данные технологии мы будем видеть в будущем ещё чаще. Та же NVIDIA в 2016 году тоже переходит на HBM (Андрей Шиллинг)