В середине июня AMD на выставке E3 привлекла внимание к своим новым видеокартам. Тогда в фокусе была топовая видеокарта Radeon R9 Fury X, чьи технические детали были объявлены. Но вскользь была упомянута и видеокарта Radeon R9 Nano – хотя AMD не показала ничего, кроме изображения рендеринга. В конце августа AMD официально представила видеокарту, слухи о технических спецификациях ходили и раньше, но они все равно удивили. То же самое можно сказать и цену – уровень $649 у Radeon R9 Nano довольно близок к Radeon R9 Fury X. Оправдывают ли компактные размеры и отобранные вручную GPU данную цену по сравнению с другими моделями? На этот вопрос мы постараемся ответить в нашем обзоре.
Для AMD лето выдалось горячим: с середины июня компания последовательно представляла новые продукты, модель за моделью. Сначала была представлена Radeon R9 Fury X, затем Radeon R9 Fury, а теперь настала очередь Radeon R9 Nano. Причем классическое объявление, когда в один день становятся известны спецификации продукта и результаты тестов, осталось в прошлом. Сначала AMD анонсирует скудную начальную информацию, потом объявляет спецификации, после чего независимые лаборатории могут публиковать результаты своих тестов. Сегодня как раз мы поделимся результатами тестов Radeon R9 Nano.
С видеокартой Radeon R9 Nano AMD представляет третью модель с GPU Fiji на рынке. Похоже, что AMD довольна выходом годных кристаллов на заводах TSMC, иначе она бы попросту не смогла удовлетворить спрос на три видеокарты. Хотя на практике не все так просто, видеокарты Radeon R9 Fury X (тест и обзор) после своего объявления были в дефиците. То же самое касается и Radeon R9 Fury (мы протестировали ASUS Strix Radeon R9 Fury и Sapphire Radeon R9 Fury Tri-X OC), чьи GPU были получены в результате отбраковки. Длительный период, на протяжении которого AMD растянула объявление видеокарт Fiji, косвенно указывает на довольно низкий выход годных кристаллов. Для амбициозных продуктов, подобных GPU Fiji, подобная ситуация вполне характерна, но AMD сегодня находится в таком положении, что ей просто необходимо быть успешной.
Кроме того, AMD серьезно зависит от других производителей. GPU Fiji и память High Bandwidth Memory устанавливаются на единую подложку, в технологической цепочке принимают участие и другие компании. Некоторую информацию мы опубликовали в отдельной статье. Кроме проблем с доступностью Radeon R9 Fury X AMD критиковали еще и за систему охлаждения. Проблемы возникли не со всеми СВО с замкнутым контуром, но в некоторых случаях было слышно отчетливое стрекотание насоса. В частности, проблема характерна для первых партий видеокарт. AMD довольно оперативно выпустила вторую ревизию. В результате возникла путаница по поводу версий в магазине. Даже через несколько месяцев после объявления есть шансы, что вы приобретете первую версию.
Впрочем, владельцы объявленных видеокарт Fury отмечают высокий уровень производительности. Технически AMD смогла поднять планку производительности благодаря новой памяти High Bandwidth Memory. Видеокарты Radeon R9 X Fury и Radeon R9 Fury теперь получили в свое семейство третью модель AMD.
Radeon R9 Nano в сравнении | |||
---|---|---|---|
Модель | AMD Radeon R9 Nano | AMD Radeon R9 Fury | AMD Radeon R9 Fury X |
Розничная цена | 699 евро (рекомендованная) | от 45 тыс. рублей от 550 евро |
от 54 тыс. рублей от 700 евро |
Сайт производителя | AMD | AMD | AMD |
Техническая информация | |||
GPU | Fiji XT | Fiji PRO | Fiji XT |
Техпроцесс | 28 нм | 28 нм | 28 нм |
Число транзисторов | 8,9 млрд. | 8,9 млрд. | 8,9 млрд. |
Тактовая частота GPU (базовая) | - | - | - |
Тактовая частота GPU (Boost) | 1.000 МГц | 1.000 МГц | 1.050 МГц |
Частота памяти | 500 МГц | 500 МГц | 500 МГц |
Тип памяти | HBM | HBM | HBM |
Объём памяти | 4 GB | 4 GB | 4 GB |
Ширина шины памяти | 4.096 бит | 4.096 бит | 4.096 бит |
Пропускная способность памяти | 512 Гбайт/с | 512 Гбайт/с | 512 Гбайт/с |
Версия DirectX | 12 | 12 | 12 |
Потоковые процессоры | 4.096 | 3.584 | 4.096 |
Текстурные блоки | 256 | 224 | 256 |
Конвейеры растровых операций (ROP) | 64 | 64 | 64 |
Тепловой пакет | 175 Вт | 275 Вт | 275 Вт |
SLI/CrossFire | CrossFire | CrossFire | CrossFire |
GPU Fiji – один из самых крупных и сложных графических процессоров. Он по-прежнему производится на заводах TSMC по 28-нм техпроцессу и содержит 8,9 млрд. транзисторов на чипе площадью 596 мм². Такое количество транзисторов даже больше, чем у самого сложного на сегодня чипа NVIDIA GM200. Упаковка с GPU и памятью HBM занимает площадь 1.011 мм², что сравнительно немного. Причем упаковка включает в себя и память, что как раз позволило AMD уменьшить размеры Radeon R9 Fury X, Radeon R9 Fury и Radeon R9 Nano.
На следующей странице мы более подробно поговорим об архитектуре Fiji, а пока что позвольте привести технические спецификации Radeon R9 Nano. Графический процессор содержит 4.096 потоковых процессоров, организованных в 64 блока Compute Units, они дополняются 256 текстурными блоками и 64 конвейерами растровых операций ROP. Тактовая частота GPU составляет до 1.000 МГц, GPU обеспечивает вычислительную производительность до 8,19 TFLOPS с одинарной точностью.
Конечно, вместе с GPU используется память High Bandwidth Memory емкостью 4 Гбайт на частоте 500 МГц. Выдающейся особенностью можно назвать очень широкий интерфейс 4.096 битов. В результате AMD смогла добиться пропускной способности 512 Гбайт/с. При увеличении частоты память может значительно увеличивать свою производительность, так что потенциал огромный. Типичное энергопотребление видеокарты составляет 175 Вт. Дополнительное питание подается через 8-контактное гнездо. Конечно, Radeon R9 Nano поддерживает интерфейс PCI Express 3.0, а также оба новых графических API DirectX 12 и Vulkan. Имеется поддержка FreeSync, Virtual Super Resolution и Frame Rate Target Control.
AMD указывает рекомендованную розничную цену Radeon R9 Nano 699 евро. Так что видеокарта позиционируется на тот же уровень, что и Radeon R9 Fury X. AMD оправдывает высокую цену использованием идентичного GPU – так что, по сути, перед нами просто другой вариант Radeon R9 Fury X. Насколько производительность соответствует цене? Об этом мы поговорим в заключении.
Скриншот GPU-Z подтверждает спецификации Radeon R9 Nano.
На диаграмме показана структура GPU "Fiji". Можно видеть 64 блока Compute Unit, каждый из которых содержит 64 потоковых процессора. Весьма любопытна диаграмма архитектуры слева: здесь видны четыре чипа HBM, каждый из которых подключен через 2x 512-битных контроллера к GPU. За ними находится кэш L2 ёмкостью 2 Мбайт. Как и в случае "Hawaii", чип "Fiji" содержит восемь Asynchronous Compute Engine, которые обеспечивают поддержку асинхронных шейдеров и ускоряют рендеринг.
С помощью блоков Global Data Share и Shader Engine задачи распределяются между четырьмя блоками по 16 Compute Units каждый. Также на GPU имеется блок TrueAudio, хотя AMD продвигает его уже не так активно. На данный момент AMD ждёт подвижек со стороны разработчиков, которые должны уделить большее внимание качеству звука в играх. Из выпущенных игр только Thief серьёзно задействует возможности TrueAudio.
Блок Unified Video Decoder (UVD) реализован на том же уровне, что и в современных APU "Carrizo", то есть поддерживает кодек H.265 HVEC. Контроллер Eyefinity Display Controller отвечает за возможность подключения до шести дисплеев. К сожалению, поддержка HDMI 2.0 здесь отсутствует, на чём мы ещё остановимся позже. Ранее уже встречался движок XDMA, который обеспечивает работу Crossfire без мостиков. Интерфейс с системой реализован через PCI Express 3.0 – уже некоторое время данный стандарт остаётся современным.
AMD с GPU "Fiji" GPU опирается на архитектуру GCN третьего поколения. Она находится на уровне GPU "Tonga" прошлого года, мы получаем те же самые оптимизации. Один из способов увеличить производительность чипа при прежней тактовой частоте заключается в увеличении числа вычислений на такт. По сравнению с предыдущей архитектурой у GPU "Fiji" за такт рассчитываются четыре так называемых "примитива", то есть простые операции сложения. В результате мы получили удвоение по сравнению с "Tahiti", что даёт существенный прирост по общей производительности. В данном отношении "Fiji" выступает на уровне GPU "Hawaii" и "Tonga". По производительности тесселяции "Fiji" также продвинулся вперёд на уровень "Hawaii" и "Tonga", он должен быть в 2-4 раза быстрее "Tahiti". Для компенсации наличия всего 4 Гбайт видеопамяти AMD разработала цветовую дельта-коррекцию без потерь, что позволяет экономить около 40 процентов – благодаря данному алгоритму сжатия в память передаётся меньше информации. Данный шаг также увеличивает и пропускную способность памяти, которая и так превосходит классические решения GDDR5.
Существенно была улучшена и поддержка вычислений на GPU. Теперь линии SIMD могут обмениваться инструкциями для параллельной обработки. Также была улучшена и диспетчеризация задач, а именно разделение арифметических операций между потоковыми процессорами. Новые 16-битные инструкции для чисел с плавающей запятой тоже обеспечивают более эффективную работу вычислений на GPU и обработки мультимедиа. Всё это входит в обновлённый набор инструкций ISA (Instruction Set Architecture).
Видеокарты Radeon R9 X Fury и Radeon R9 Nano очень близки технически. Обе опираются на одинаковый GPU, но ориентированы на разные области применения. Компактные размеры Radeon R9 Fury X на самом деле не такие маленькие, учитывая внешний теплообменник с вентилятором, но Radeon R9 Nano ограничена только одной видеокартой длиной всего 152 мм. Теоретически Radeon R9 Nano ничуть не хуже "старшей" модели, но так ли это на практике? Об этом мы поговорим на следующей странице.
На какие меры пришлось пойти AMD, чтобы сделать Radeon R9 Nano столь эффективной моделью? По сравнению с Radeon R9 Fury X у видеокарты Radeon R9 Nano мы получаем на 100 Вт меньший уровень энергопотребления, при этом максимальная частота на 50 МГц ниже.
Сразу же отметим, что заявленные 1.000 МГц видеокарта достигает в идеальных условиях, когда обеспечивается достаточный приток свежего воздуха. В обычных условиях видеокарта Radeon R9 Nano работает на 850-950 МГц, к этому вопросу мы еще вернемся чуть позже. Так что 1.000 МГц существуют только на бумаге. Практические тесты покажут, какую разницу в частоте по сравнению с Radeon R9 Fury X видеокарта будет давать под нагрузкой.
Что касается эффективности, то AMD отмечает очень широкую архитектуру Fiji с 4.096 потоковыми процессорами, которая достигает "золотой середины" при небольшом снижении напряжения и частоты. У high-end модели прирост производительности на 10% приводит к увеличению энергопотребления на 50%. Кроме того, существенную экономию по сравнению с Radeon R9 290X дает новая память HBM. Как правило, память GDDR5 вместе с соответствующей инфраструктурой потребляет порядка 50 Вт. И данный уровень с видеокартами Fiji можно существенно снизить. К сожалению, у видеокарты Radeon R9 Nano память HBM официально разогнать тоже не получится.
Как правило, частота Radeon R9 Nano находилась в диапазоне 950-850 МГц, но ближе к нижней границе – по крайней мере, в выбранных нами тестовых условиях. Выше мы привели пример, на котором видеокарта работала на 976 МГц, то есть чуть ниже официальной максимальной частоты 1.000 МГц.
При более высокой нагрузке видеокарта может работать всего на 854 МГц. Данные флуктуации приводят к тому, что в некоторых тестах видеокарта обгоняет Radeon R9 Fury, в других отстает. В зависимости от нагрузки и ее продолжительности тактовые частоты могут существенно снижаться, намного сильнее, чем в случае технологий NVIDIA GPU Boost и AMD PowerTune.
Впечатления AMD Radeon R9 Nano:
AMD Radeon R9 Nano | |
---|---|
Длина печатной платы | 152 мм |
Длина с кулером | 152 мм |
Толщина | 2 слота |
Дополнительное питание | 1x 8-конт. |
Вентилятор | 1x 85 мм |
Выходы на дисплей | 1x HDMI 1.4 3x Displayport 1.2a |
Пассивная работа вентиляторов в режиме бездействия | Нет |
У видеокарты Radeon R9 Nano кроме крупного GPU Fiji внимание привлекает длина всего 152 мм и использование одного 8-контактного разъема дополнительного питания. Ниже мы подробно рассмотрим видеокарту и приведем фотографии.
Сравнение температур и тактовых частот | ||
---|---|---|
Игра | Температура | Частота |
The Witcher 3: Wild Hunt | 71 °C | 937 МГц |
Battlefield: Hardline | 70 °C | 943 МГц |
Grand Theft Auto IV | 72 °C | 854 МГц |
Far Cry 4 | 71 °C | 896 МГц |
Total War: Attila | 72 °C | 854 МГц |
Metro: Last Light Redux | 71 °C | 924 МГц |
Tomb Raider | 72 °C | 854 МГц |
DiRT Rally | 71 °C | 938 МГц |
Middle-Earth: Shadow of Mordor | 72 °C | 872 МГц |
Ранее мы уже обсуждали взаимосвязь между энергопотреблением, частотой, напряжением и температурой. Полную частоту 1.000 МГц у Radeon R9 Nano мы не получили. Видеокарта тестировалась в закрытой системе, но температура всегда была ниже 85 °C. AMD выставила целевую температуру порядка 75 °C, в наших тестах видеокарта ее тоже не достигала.
Компактные габариты Radeon R9 Nano являются отличительной особенностью. AMD активно использует размеры видеокарты в маркетинге: "Small Size, Giant Impact", то есть компактные габариты, но существенное влияние. Длина видеокарты 152 мм или 6 дюймов соответствует спецификациям систем Mini-ITX (6,7 x 6,7 дюймов - 170 x 170 мм). AMD для сравнения выбрала Radeon R9 290X. Видеокарта Radeon R9 Nano на 40 процентов короче.
Сзади видеокарты не видно ничего особого. Можно заметить некоторые компоненты SMD и наклейки, рамка обеспечивает более эффективное давление кулера на GPU. AMD отказалась от задней пластины Radeon R9 Nano. Если верить AMD, в премиальном сегменте востребована не только производительность, но и качество материалов и изготовления – им AMD уделила особое внимание. Почему AMD отказалась от задней пластины – не совсем понятно.
У видеокарты Radeon R9 Nano используется вентилятор диаметром 85 мм. AMD подчеркивает тихую работу видеокарты. Но в режиме бездействия вентилятор не выключается. Как показали наши тесты, под нагрузкой видеокарта работает довольно тихо, что радует – особенно учитывая ранее представленную Radeon R9 Fury X на том же GPU (пусть и с большей частотой), где для охлаждения требовалась СВО с замкнутым контуром.
Говоря о шуме: если в случае Radeon had R9 Fury X возникли проблемы со стрекотанием насоса, то у Radeon R9 Nano мы столкнулись со свистом дросселей. Так что AMD, похоже, все же выбрала не самые качественные компоненты – как и NVIDIA с новыми видеокартами. Когда Radeon R9 Nano выдавала высокую частоту кадров в несколько сотен кадров в секунду (например, в меню игр), свист дросселей был отчетливо слышен. После запуска тестов, когда частота кадров снижалась до 10-150 fps, шум дросселей исчезал.
AMD использовала для радиатора алюминиевую рамку, кожух тоже изготовлен из металла. С лицевой стороны вокруг вентилятора используется покрытие, мягкое на ощупь. Оно хорошо знакомо нам по Radeon R9 Fury X. В глаза бросается логотип Radeon. AMD отказалась от подсветки логотипа, но поддерживается функция GPU Tach, отображающая уровень нагрузки на видеокарту.
За лопастями вентилятора проглядывает крупный радиатор. Он состоит из алюминия, основание радиатора медное. В нем заключены две испарительные камеры, для отведения тепла используются тепловые трубки. Отдельная тепловая трубка отводит тепло от компонентов VRM – её мы видели на Radeon R9 Fury X. AMD развернула ребра радиатора в продольном направлении, так что часть горячего воздуха выдувается через слотовую заглушку. Но часть горячего воздуха все равно остается в корпусе ПК.
На Radeon R9 Fury X подсвечивался логотип Radeon. Но в случае Radeon R9 Nano AMD отказалась от данной функции. Можно видеть переключатель BIOS, но на частотах или охлаждении видеокарты он не сказывается. AMD предусмотрела переключатель для активации резервного BIOS, если основной выйдет из строя из-за неудачного обновления.
Сзади видеокарты хорошо видны продольные ребра радиатора. Здесь AMD не стала закрывать кожух кулера. Внизу справ можно видеть дополнительный 8-контактный разъем питания. Он обеспечивает дополнительные 150 Вт к 75 Вт, которые поступают через слот PCI Express. Тепловой пакет AMD выставила на 175 Вт, так что запас мощности достаточный.
На слотовой заглушке AMD, в отличие от Radeon R9 Fury X, оставила многочисленные вентиляционные отверстия, через которые горячий воздух может выходить наружу корпуса. Конечно, в случае Radeon R9 Fury X подобные отверстия не требовались из-за водяного охлаждения. Ниже присутствуют видеовыходы. AMD установила три видеовыхода DisplayPort 1.2a и один HDMI 1.4. Отсутствие HDMI 2.0 в случае Radeon R9 Nano печалит еще сильнее, поскольку видеокарту будут использовать для компактных игровых систем, которые часто будут устанавливаться в гостиной комнате – и подключаться к UltraHD TV.
Ниже мы покажем видеокарту Radeon R9 Nano со снятым кулером.
Без кулера компактные габариты Radeon R9 Nano хорошо видны. Вокруг GPU оставлено не так много места, и нельзя сказать, что доступное пространство плотно заполнено компонентами.
Благодаря использованию High Bandwidth Memory AMD смогла сэкономить пространство, которое обычно выделяется под память GDDR5. Это объясняет компактные габариты линейки Fury и, в частности, Radeon R9 Nano. Под терпомастой по центру скрыт GPU Fiji, а также четыре чипа HBM (два выше и два ниже GPU).
Подсистема питания новых видеокарт на GPU Fiji довольно простая. Только ASUS придала Strix Radeon R9 Fury некоторую уникальность, установив 12 фаз подсистемы питания. У Radeon R9 Nano для такого количества просто не хватит места, да и вряд ли такая мощная подсистема питания в данном случае необходима.
Снизу кулера хорошо заметно массивное медное основание с двумя вакуумными камерами. Активно охлаждается только GPU и память HBM, для других компонентов AMD предусмотрело отдельное решение. Рядом с основанием видны две тепловые трубки, выходящие вправо и влево.
Для охлаждения VRM AMD выделила отдельную тепловую трубку. Однако она не касается компонентов напрямую. Металлическая рамка кулера поглощает тепло, после чего передает его тепловой трубке.
Две тепловые трубки передают тепло на радиатор. Они контактируют с алюминиевым радиатором, который в соответствующих областях содержит многочисленные ребра. Они увеличивают площадь поверхности, с которой тепло передается воздуху.
Мы существенно обновили программное обеспечение в виде игр и тестов, но аппаратное обеспечение осталось, по большей части, прежним. Чтобы наша тестовая система была максимально приближена к практическим условиям, мы проводили тесты в закрытом корпусе. Операционная система Windows 10 была установлена на SSD, но для игр мы использовали жесткий диск. На результаты тестов это не влияет.
Тестовая конфигурация | |
---|---|
Процессор | Intel Core i7-3960X 3,3 ГГц, разгон до 3,9 ГГц |
Система охлаждения | Corsair H110i GT СВО с замкнутным контуром |
Mainboard | ASUS P9X97 Deluxe |
Оперативная память | G.Skill |
SSD | OCZ Arc 100 240 GB |
Блок питания | Seasonic Platinum Series 1000 Вт |
Операционная система | Windows 10 64 Bit |
Корпус | Fractal Design Define R5 |
Мы использовали следующие версии драйверов:
- Все видеокарты NVIDIA: GeForce 355.82
- Все видеокарты AMD: Catalyst 15.7.1
- Radeon R9 Nano: Catalyst 15.8 Nano-Beta
Мы использовали следующие игры и тесты:
- Futuremark 3DMark
- Luxmark 3.0
- GPUPI 2.2
- ComputeBenchCL
- ComputeMark
- The Witcher 3: Wild Hunt
- Battlefield: Hardline
- Grand Theft Auto IV
- Far Cry 4
- Total War: Attila
- Metro. Last Light Redux
- Tomb Raider
- DiRt Rally
- Middle-Earth: Shadow of Mordor
- Ashes of Singularity
Перейдём к оценке уровня шума, энергопотребления и температуры.
В режиме бездействия многие видеокарты выключают вентилятор, что дает преимущество по уровню шума. В данном сравнительном тестировании это касается видеокарт GeForce GTX 960 и GTX 970, которые были представлены не в эталонном виде от NVIDIA. В случае Radeon R9 Fury мы тестировали модель Sapphire – она тоже выключала вентилятор.
Видеокарта Radeon R9 Nano вентилятор не выключала, но мы получили довольно низкий уровень 38,8 дБ(A) в наших тестах. Видеокарта работала даже тише Radeon R9 Fury X, high-end видеокарт NVIDIA и старых high-end моделей AMD. Теоретически AMD могла бы для Radeon R9 Nano тоже выбрать выключение вентиляторов в режиме бездействия. Судя по температурам (к которым мы вернемся чуть позже), подобная работа вполне возможна.
Под нагрузкой упомянутые выше видеокарты не в эталонном дизайне выходят в лидеры, за ними следует Radeon R9 Nano с уровнем шума 43,4 дБ(A), затем GeForce GTX 980, GTX 980 Ti и Radeon R9 Fury X. Так что по уровню шума наши опасения не подтвердились. Будет интересно посмотреть на температуры, которые тоже вносят существенный вклад в работу системы охлаждения.
В режиме бездействия мы привыкли к низкому уровню энергопотребления у всех видеокарт. Так что вряд ли следует принимать решение о покупке на основе данного критерия. В любом случае, видеокарты NVIDIA оказались на 5-7 Вт более экономичными, хотя существенной разницу не назовешь. Видеокарта Radeon R9 Nano ничем не хуже своих "собратьев".
AMD после объявления видеокарты Radeon R9 Nano подчеркивала высокую эффективность энергопотребления. В наших тестах мы получили уровень 368,4 Вт для всей системы, что на 93,6 Вт меньше "старшей" модели с энергопотреблением 462,0 Вт. В принципе, мы получили вполне ожидаемый уровень энергопотребления 175 Вт для видеокарты Radeon R9 Nano, поскольку для Radeon R9 Fury X тепловой пакет составляет 275 Вт. Если сравнивать с уровнем 456,1 Вт у Radeon R9 290X, видеокарта Radeon R9 Nano будет на 24 процента эффективнее. Так что AMD близка к своим обещаниям.
В случае подключения двух мониторов никаких проблем не возникает. Энергопотребление увеличивается примерно на ватт – так что вы можете подключать второй монитор без каких-либо опасений.
Температура в режиме бездействия Radeon R9 Nano составляет 34 °C. Теоретически AMD могла бы отключать вентилятор, температура при этом увеличилась бы, как минимум, до 40 °C. Конечно, при нагрузке на видеокарту температура GPU будет быстро расти. В любом случае, AMD могла бы предложить полупассивный режим работы во втором BIOS.
Нам было интересно посмотреть, как увеличатся температуры под нагрузкой. AMD указала целевую температуру 75 °C, но принудительное снижение тактовых частот будет осуществляться только от 85 °C. Вместе с тем температура не является единственным параметром для работы PowerTune. Урезание по энергопотреблению происходит намного раньше. Так что GPU никогда не нагревался выше 72 °C.
Futuremark 3DMark
Тест 3DMark от Futuremark – один из наиболее популярных синтетических тестов, он позволяет удобно сравнивать разные системы или отдельные компоненты. Отдельные режимы (Preset) позволяют оценить различные аспекты работы системы – вплоть до разрешения UltraHD/4K. Тест изначально разрабатывался под DirectX 11, но сегодня 3DMark также позволяет оценить оптимизацию под DirectX 12, анализируя число вызовов Draw calls.
Luxmark 3.0
Luxmark 3.0 – тест рендеринга, который опирается на интерфейс OpenCL и широкую аппаратную базу видеокарт. Luxmark разрабатывался в качестве теста определения производительности LuxRender. Для расчета сцены используется LuxRender 2.x API. Результат выдается в семплах в секунду.
GPUPI 2.2
В тесте GPUPI вычисляется число пи через разные интерфейсы. Программы, такие как SuperPi, уже давно используются для оценки вычислительной производительности "железа", возможен расчет через процессоры и видеокарты. Как видно по названию GPUPI, данный тест опирается для расчета на GPU. Мы использовали OpenCL API и вычисляли число пи до 500 млн. или 1 млрд. знаков. GPUPI позволяет удобно ценить 64-битную производительность "железа".
ComputeBenchCL
ComputeBenchCL – тест OpenCL и RenderScript, позволяющий оценить вычислительную производительность CPU и GPU. Кроме того, он доступен на планшетах и смартфонах, что позволяет сравнивать системы друг с другом. ComputeBenchCL опирается на разные тестовые сценарии, закрывая широкий спектр приложений. В том числе распознавание лиц, симуляцию жидкостей и другие расчеты физики, монтаж видео и т.д.
ComputeMark
ComputeMark – тест вычислительных шейдеров (Compute Shader) DirectX 11. Он фокусируется на производительности GPU, которые проходят через разные тестовые сценарии. Среди них – симуляция газов/огня, поведение сотен объектов под действием гравитации и математические расчеты.
The Witcher 3: Wild Hunt
Ролевая игра Ведьмак 3: Дикая охота базируется на книгах и игровом мире известного фантаста Анджея Сапковски. Протагонист Геральт из Ривии открывает средневековый фантастический мир и выполняет разнообразные квесты. Игровой движок был разработан студией CD Projekt Red самостоятельно, в игре используется версия 3. Ролевая игра опирается на открытый мир и устанавливает новые стандарты компьютерной графики.
Battlefield: Hardline
Battlefield: Hardline – классический шутер от первого лица в линейке Battlefield, однако он отличается действием в городской среде, а вместо военных теперь полиция. Игра Battlefield: Hardline была не так хорошо встречена фанатами серии, но благодаря движку Frostbite графика в игре великолепная, поэтому мы используем ее для наших тестов.
Grand Theft Auto 5
Игра Grand Theft Auto 5 или GTA 5 – одно из знаковых событий года. Действие GTA 5 происходит в выдуманном мире Лос-Сантоса, который напоминает Лос-Анджелес. Мир игры полностью открытый, геймер может исследовать его по своему усмотрению. Из-за реалистичного представления игрового мира GTA 5 серьезно нагружает даже современные видеокарты, поэтому мы добавили игру в наши тесты. GTA 5 опирается на движок RAGE.
Far Cry 4
Far Cry 4 – шутер от первого лица в открытом игровом мире, действие происходит в горах Непала, но сюжет игры выдуманный. Игра опирается на модифицированную версию движка Dunia Engine 2, дополненную движком физики Havok. Far Cry 4 смешивает реальный и выдуманный мир, что придает игре свой шарм. Конечно, открытый мир приводит к серьезным требованиям по аппаратному и программному обеспечению.
Total War: Attila
Total War: Attila – девятая часть популярного стратегического игрового семейства, в ней присутствуют одно- и многопользовательский режимы. Для симуляции игрового мира и игровых персонажей, число которых на поле боя может измеряться тысячами, используется движок Warscape, специально разработанный для подобных игр. Разработчики попытались не только максимально реалистично вывести каждого персонажа, но и расширить это представление на сотни или даже тысячи солдат в игре. Все это накладывает серьезные требования на видеокарту.
Metro: Last Light Redux
Игра Metro: Last Light вошла в историю не только за то, что многие геймеры считают ее лучшим шутером последних лет, но и за отличную графику. Но любые игры постепенно стареют, поэтому разработчики выпустили Last Light в версии Redux. Графика в игре подверглась дальнейшим оптимизациями и доработкам, то же самое касается игрового движка 4A Engine. Игра Metro: Last Light по-прежнему интенсивно нагружает видеокарты.
Tomb Raider
Eidos постоянно обновляет популярную игровую франшизу Tomb Raider. Несмотря на выход игры Tomb Raider под многочисленные платформы, она накладывает довольно серьезные требования по графике. Eidos использовала игровой движок Crystal Engine, в котором реализованы некоторые функции, которые работают только на видеокартах AMD – например, TressFX. Конечно, мы их отключали, как и NVIDIA API GameWorks в играх, чтобы производители GPU были в равных условиях.
DiRt Rally
С игрой Dirt Rally студия разработчиков Codemasters вновь сместила акцент на симуляцию по сравнению с предшественницей. В игре доступны 17 автомобилей, в том числе Audi S1 quattro, Lancia Delta и Ford Fiesta RS WRC, а также 36 трасс в трех уголках мира: Греции, Уэльсе и Монте-Карло. После выхода игры в Steam продолжает появляться дополнительный контент, в том числе Pikes Peak, Rally Deutschland и FIA Rallycross Championship.
Middle-Earth: Shadow of Mordor
Действие игры Middle-earth: Shadow of Mordor происходит во вселенной "Властелина Колец" Толкиена. В игре используется движок Monolith Productions LithTech, который обеспечивает высокое качество графики вместе с текстурами Ultra. На первый взгляд, игра кажется не такой "тяжелой", но с высоким уровнем детализации и соответствующим разрешением она превращается в приличную нагрузку для видеокарт.
Ashes of Singularity
Игра Ashes of Singularity разрабатывается студией Stardock, мы использовали раннюю версию игры. Эта игра одной из первых поддерживает DirectX 12 API под Windows 10, поэтому мы решили добавить ее в наши тесты. Сценарий Draw Call в 3DMark фокусируется на измерениях определенной функциональности, а под Ashes of Singularity мы получаем уже более широкую реализацию функций DirectX 12.
AMD нацеливает Radeon R9 Nano на весьма специфический рынок: компактные видеокарты, которые используются в компактных корпусах. По этой причине мы решили сравнить Radeon R9 Nano с одной из самых мощных компактных видеокарт на GPU NVIDIA. А именно ASUS GeForce GTX 970 OC Mini. Впрочем, и другие производители выпускают компактные модели GeForce GTX 970, например, Gigabyte. В таблице приведено сравнение двух моделей.
Сравнение видеокарт Mini-ITX | ||
---|---|---|
Модель | AMD Radeon R9 Nano | ASUS GeForce GTX 970 Mini OC |
Розничная цена | 699 евро | от 24,1 тыс. рублей от 325 евро |
Сайт производителя | AMD | ASUS |
Техническая информация | ||
GPU | Fiji XT | Maxwell (GM204) |
Техпроцесс | 28 нм | 28 нм |
Число транзисторов | 8,9 млрд. | 5,2 млрд. |
Тактовая частота GPU (базовая) | - | 1.088 МГц |
Тактовая частота GPU (Boost) | 1.000 МГц | 1.228 МГц |
Частота памяти | 500 МГц | 1.750 МГц |
Тип памяти | HBM | GDDR5 |
Объём памяти | 4 GB | 4 GB |
Ширина шины памяти | 4.096 бит | 256 бит (224 + 32 бит) |
Пропускная способность памяти | 512 Гбайт/с | 3,5 Гбайт - на 196,0 Гбайт/с 0,5 Гбайт - на 28,0 Гбайт/с |
Версия DirectX | 12 | 12 |
Потоковые процессоры | 4.096 | 1.664 |
Текстурные блоки | 256 | 104 |
Конвейеры растровых операций (ROP) | 64 | 56 |
Тепловой пакет | 175 Вт | 145 Вт |
SLI/CrossFire | CrossFire | SLI |
По спецификациям видны существенные отличия. Даже начиная с цены, поскольку за Radeon R9 Nano вам придется заплатить 699 евро, а видеокарта ASUS GeForce GTX 970 OC Mini начинается от 325 евро (24,1 тыс. рублей в России). Так что за Radeon R9 Nano придётся выложить в два раза больше, чем за "зелёного" конкурента. По тактовым частотам выполнять сравнение вряд ли разумно, поскольку архитектуры серьезно отличаются. Зато объем памяти одинаковый – 4 Гбайт, хотя AMD использует новую память High Bandwidth Memory. Она обеспечивает более высокий уровень пропускной способности, также в случае Radeon R9 Nano мы получаем больше потоковых процессоров, текстурных блоков и ROP. Теоретически энергопотребление Radeon R9 Nano составляет 175 Вт, то есть на 30 Вт больше GeForce GTX 970 с уровнем 145 Вт. В маленьких системах подобная разница имеет значение.
На первый взгляд ASUS GeForce GTX 970 OC Mini (слева) и Radeon R9 Nano (справа) отличаются незначительно. Размеры кажутся одинаковыми, да и оба кулера используют по одному вентилятору. Но по производительности мы получим существенные отличия.
Если положить видеокарты друг на друга, то отличия по размеру будут заметны. ASUS GeForce GTX 970 OC Mini чуть длиннее, а также толще Radeon R9 Nano. Повлияет ли это на совместимость с компактными корпусами Mini-ITX – сказать сложно. В тот же корпус DAN Cases A4-SFX можно устанавливать даже видеокарты спецификации ATX, при этом он остается довольно компактным. Так что здесь следует ознакомиться со спецификациями конкретного корпуса, чтобы видеокарта точно подошла.
Для нашего теста мы взяли готовую систему с Radeon R9 Nano от Caseking. Тестовая система заключена в корпус Lian Li PC-Q01A. Внутри используется материнская плата Gigabyte H97N с процессором Intel Core i7-4790. Его дополняют 16 Гбайт памяти DDR3 RAM и видеокарта Radeon R9 Nano. В галерее вы можете посмотреть дополнительные фотографии системы:
Позвольте перейти к тестам производительности, в которых мы сравним Radeon R9 Nano с ASUS GeForce GTX 970 OC Mini:
Мы также приводим графики времени вывода кадров, полученные с помощью системы FCAT. Подобные графики дают более точное представление о производительности видеокарт на протяжении длительного периода. Выше мы привели результаты производительности, поэтому читателей вряд ли удивит меньшее время вывода кадров Radeon R9 Nano по сравнению с GeForce GTX 970. График времени вывода кадров Radeon R9 Nano (оранжевый) обычно ниже графика GeForce GTX 970 (зеленый).
Игра Battlefield: Hardline – хороший пример того, насколько GeForce GTX 970 близка по производительности к Radeon R9 Nano в разрешении 1080p, но в 3840 x 2160 мы получаем более заметное разделение.
Иную картину выдает Project Cars. Здесь GeForce GTX 970 от ASUS в разрешении 1080p выходит вперед, Radeon R9 Nano только в 3840 x 2160 восстанавливает утраченные позиции. Так что оптимизация игры очень важна, что видно по примеру Project Cars. Также у Radeon R9 Nano мы получаем менее равномерный график.
Видеокарта Radeon R9 Nano в Middle-earth: Shadow of Mordor быстрее, но график времени вывода кадров остается менее равномерным. Подобную особенность следует иметь в виду при выборе видеокарты.
"Ведьмак 3: Дикая охота" – отличный пример того, как ASUS GeForce GTX 970 Mini OC может выступать на равных в разрешении 1080p, хотя в 3840 x 2160 она уже уступает. Отличия по производительности становятся более заметными, они составляют до 70 процентов.
Мы попытались выжать больший уровень производительности от компактной Radeon R9 Nano с помощью разгона. К сожалению, у нас не было запаса времени для продолжительного тестирования, поэтому мы провели быстрые тесты с помощью драйвера Catalyst и настроек OverDrive и PowerTune.
Мы подняли планку производительности на +20 процентов, что привело к росту энергопотребления видеокарты со 175 Вт до 210 Вт. Такого запаса оказалось достаточно для подъема частоты. Мы постепенно увеличивали тактовую частоту, пределом оказалась планка 10 процентов. Нам не удалось добраться до приведенной выше планки 15%, что теоретически соответствует частоте 1.150 МГц.
Прирост частоты на 10% соответствует теоретическому уровню 1.100 МГц по сравнению со штатной частотой GPU 1.000 МГц. Но данный уровень не зря указан как теоретический. На практике мы получили подъем предыдущей реальной частоты порядка 850 МГц до планки около 935 МГц. Функция PowerTune при этом постоянно меняла тактовые частоты.
В любом случае, мы получили следующий прирост производительности:
AMD нацелилась с видеокартой Radeon R9 Nano на очень специфическую аудиторию. Теоретически видеокарта идентична Radeon R9 Fury X за исключением системы охлаждения и чуть меньших частот. Но именно система охлаждения Radeon R9 Fury X и гарантирует, что видеокарта будет работать на максимальной частоте. К сожалению, Radeon R9 Nano этим похвастаться не может, что подтверждает AMD. На практике мы получили частоты 850-950 МГц, в зависимости от нагрузки. Так что 4.096 потоковых процессоров GPU Fiji с установленным кулером могут работать только на сниженных тактовых частотах. Из-за этого и тепловыделение карты не превышает заявленную планку 175 Вт. AMD для видеокарты использует отобранные вручную GPU, которые при определенном напряжении работают в нужных границах.
Отсюда и наши выводы по производительности: Radeon R9 Nano оказалась даже медленнее Radeon R9 Fury. Что касается видеокарты Radeon R9 290X, она чаще всего остается далеко позади. Так что здесь AMD сдержала свои обещания. Как и в случае Radeon R9 Fury (X) здесь видна тенденция: чем выше разрешение, тем сильнее видеокарта выигрывает от GPU Fiji. Видеокарта GeForce GTX 980 в большинстве тестов 1080p и даже в 1440p оказывается быстрее Radeon R9 Nano. Но если перейти в разрешение 3.840 x 2.160, то компактная Radeon R9 Nano становится уже быстрее GeForce GTX 980.
По производительности Radeon R9 Nano дает ожидаемые результаты. Конечно, следует учитывать размеры видеокарты. Ни одна другая видеокарта не работает быстрее при данных габаритах. Достаточно ли подобного преимущества для успеха продаж Radeon R9 Nano – уже другой вопрос.
Пару слов насчет охлаждения: видеокарта AMD использует воздушное охлаждение, что приводит к упомянутым выше ограничениям по производительности. В режиме бездействия вентилятор не выключается, что можно назвать недостатком в зависимости от того, с какой видеокартой сравнивать. В любом случае, уровень шума оказался очень низким, в гостиной комнате такая видеокарта помехой не станет. Под нагрузкой вентилятор тоже изначально работает очень тихо. Хотя после продолжительной нагрузки он наращивает обороты и становится хорошо слышимым. По сравнению с предыдущими моделями эталонная видеокарта Radeon R9 Nano показала себя очень хорошо. Но, к сожалению, у нашего тестового образца был слышен свист дросселей при высокой частоте кадров. Температуры во всех режимах работы оставались в допустимых рамках, так что видеокарту можно смело устанавливать в компактные и закрытые корпуса.
Особенно нас порадовали результаты тестов энергопотребления. Для Radeon R9 Fury X AMD указала TDP 275 Вт, в случае Radeon R9 Nano тепловой пакет значительно меньше – 175 Вт. Подобные теоретические значения подтверждаются в наших тестах, что тоже радует. AMD сдержала свои обещания – по крайней мере, по энергопотреблению.
Некоторые читатели наверняка обвинят AMD в уловках. Теоретически видеокарта Radeon R9 Nano выглядит почти как Radeon R9 Fury X. Тактовая частота GPU ненамного ниже. Даже по цене видеокарты очень близки. Но по производительности равенства ожидать не следует. Как нам кажется, AMD следует подчеркнуть этот момент.
Также существенным недостатком Radeon R9 Nano нам кажется и цена. AMD уже шокировала потенциальных покупателей ценой $649, теперь официально названа цена 699 евро. Так что Radeon R9 Nano будет продаваться с ценой на уровне Radeon R9 Fury X – но сравнимой производительности не будет. Меньший уровень производительности компенсируется компактным форматом. Насколько покупатели будут с этим согласны – покажет время. Даже в компактные корпуса производители предпочитают устанавливать крупные видеокарты. Размер всего 152 мм у Radeon R9 Nano может служить аргументом, но далеко не всегда. Конечно, Radeon R9 Fury X довольно сложно установить в большинство компактных корпусов. AMD явно нацелилась на премиальный сегмент (хорошая производительность, выбор качественных материалов, высокое качество изготовления). Но стоит ли достигать цели любыми средствами?
Пока что AMD не предоставила информации по поводу доступности видеокарты. Но AMD гарантирует, что Radeon R9 Nano появится в магазинах в ближайшие дни (по крайней мере, в Европе).
Из-за отличной производительности для компактного размера мы присуждаем видеокарте AMD Radeon R9 Nano нашу награду "Новая идея".
Преимущества Radeon R9 Nano:
- Уровень производительности Radeon R9 Fury/GeForce GTX 980
- В большинстве случаев возможна игра в разрешении UltraHD/4K
- Можно всегда включать сглаживание и анизотропную фильтрацию
- GPU Fiji с 4.096 потоковыми процессорами
- High Bandwidth Memory
- Frame Rate Target Control
- Virtual Super Resolution
Недостатки Radeon R9 Nano:
- 4 Гбайт памяти могут стать "узким местом" в будущем
- Свист дросселей
- Высокая цена
Личное мнение
Radeon R9 Nano хорошо показывает возможности GPU Fiji, архитектуры, памяти HBM. Возможно, видеокарту Radeon R9 Nano можно называть лучшей моделью в семействе Fury, пусть она официально к нему не относится. Но к AMD у нас остаются вопросы: какова ситуация с производством GPU Fiji? Видеокарта Radeon R9 Fury X по-прежнему в дефиците, и с Radeon R9 Nano мы наверняка получим похожую ситуацию. Второй вопрос – цена. 699 евро сложно оправдать с учетом предлагаемой производительности. Конечно, размер видеокарты – хороший аргумент. Но стоит ли платить за новинку AMD 699 евро? Решайте сами. (Андрей Шиллинг)