> > > > Как получить хорошие снимки на камеру смартфона? Руководство Hardwareluxx

Как получить хорошие снимки на камеру смартфона? Руководство Hardwareluxx

Опубликовано:

smartphone fotoЛучшая камера – та, которая с собой. Когда была произнесена эта цитата, о смартфонах никто еще не думал, но она отлично подчеркивает достижения последних лет. Смартфоны стали постоянными спутниками многих пользователей, камеры смартфонов продолжают совершенствоваться, качество снимков растет, то же самое можно сказать и про цифровые фотоаппараты. Но если вы хотите получать больше удачных снимков, рекомендуем прислушаться к нашим советам.

На самом деле, не так и важно, какой смартфон вы будете использовать для съемки, поскольку основа у них одинаковая. Отличия выходят на первый план, когда меняешь отдельные параметры, чтобы выжать максимум. И здесь у дорогих смартфонов не всегда все гладко. Ни iPhone 7 или 7 Plus, ни Pixel или Pixel XL не оснащаются штатным приложением, обеспечивающим прямой доступ к настройкам ISO, выдержки, компенсации выдержки или баланса белого.

С другой стороны, Huawei nova кажется приятным исключением из правила. Конечно, перед нами лишь смартфон среднего класса, однако приложение камеры предлагает не только автоматический режим и сюжетные программы, но и дает доступ к большинству важных настроек. В тестах камера показала себя выше среднего, хотя и не все было безупречно. Сенсор имел разрешение 12 МП, размер пикселей составлял 1,25 мкм, Huawei установила на смартфон объектив с диафрагмой f2,2. Автофокус использует два метода, а именно сравнение фазы и контрастности контуров, что обеспечивает высокую скорость фокусировки – важно, если требуется снять кадр как можно быстрее. В условиях скудного освещения на помощь приходит LED-вспышка, но оптической стабилизации картинки нет.

Технические спецификации камеры nova близки к многим современным смартфонам на рынке, поэтому данная модель отлично подходит для демонстрации.

  Huawei nova
Разрешение 12 МП
Возможные разрешения снимков 3.264 x 1.840 пикселей (6 МП)
3.264 x 2.448 пикселей (8 МП)
4.032 x 2.240 пикселей (9 МП)
3.016 x 3.016 пикселей (9 МП)
4.032 x 3.016 пикселей (12 МП)
Диафрагма 2.2
Фокусное расстояние 27 мм
Вспышка LED 
Режимы автофокуса Контрастность контуров
Сравнение фазы

Кроме того, независимо от сюжета или объекта съемки, есть несколько общих правил. Самые важные – правило третей и ракурса съемки.

Правило третей

Хороший снимок должен содержать не только детали объекта или сцены, но и правильную композицию. Чтобы снимок смотрелся гармоничным, при выборе композиции разумно следовать правилу "золотого сечения" или третей. Принцип очень прост: кадр, в данном случае на экране смартфона, который используется в качестве видоискателя, делится двумя вертикальными и горизонтальными линиями на девять равных квадратов. Многие смартфоны позволяют вывести подобную сетку; у Huawei nova есть еще один режим сетки, в котором три горизонтальных средних сегмента чуть уже.

Независимо от выбранной сетки, большинство пользователей выбирает принцип центрального расположения объекта – то есть в центральном квадрате или максимально близко к нему. В случае портретной съемки по центру располагают лицо человека, на природе, например, дерево или животное. А при городской съемке – какую-то архитектурную деталь. В случае съемки пейзажа горизонтальные линии удобно использовать для выравнивания горизонта.

Но хорошие снимки не всегда получаются при центральном расположении объекта. Важные объекты можно располагать на пересечении упомянутых линий, так называемых точках силы. Сторонники этого принципа утверждают, что выравнивание важных частей за этими точками и линиями создает впечатление акцентирования, большего напряжения, энергии и большей заинтересованности к композиции, чем простое расположение предмета съемки в центре кадра. Поэтому попробуйте поэкспериментировать, сдвинув лицо или объект в сторону от центра. В результате вы можете получить более интересную компоновку кадра.

Подробнее о правиле третей можно почитать в Википедии.

Ракурс съемки

Не менее важен для удачной компоновки и ракурс съемки, то есть положение фотографа. Даже несколько сантиметров здесь могут привести к отличиям. Скажем, если снять одну и ту же сцену с нижней позиции около земли и с точки над головой, вы получите совершенно разные результаты. Конечно, это не означает, что при съемке придется ползать по земле или взбираться на деревья или стены, чтобы сделать интересный снимок. Но при съемке не мешает применить смекалку, чтобы поймать наиболее интересный ракурс.

Иногда достаточно просто поднять смартфон на руках. Толпа людей с такого ракурса выглядит намного лучше, чем при съемке на уровне глаз. То же самое касается расположения смартфона на уровне земли, когда можно использовать таймер спуска затвора. Кроме того, такой шаг позволит избежать эффекта трясущихся рук.

Довольно удобно, если в приложении камеры выводится горизонтальный уровень, помогающий правильно ориентировать смартфон. Не следует забывать и о существенном влиянии освещения. Два или три шага вправо или влево могут принципиально изменить освещение сцены. Объект в обоих случаях одинаковый, но результат разный.

Имеет смысл потратить чуть больше времени на поиск оптимального места для съемки. Конечно, современные смартфоны обычно оснащаются широкоугольными объективами, которые захватывают больше информации по ширине. Впрочем, проверенное временем правило все равно остается верным: чем больше объект съемки, тем дальше от него нужно отойти. Иногда достаточно просто поднять смартфон, чтобы получить удачный снимок.

Время съемки

Третье правило не зависит от аппаратного обеспечения камеры, но существенно влияет на результат – мы имеем в виду правильный выбор времени съемки.

Ранним утром или во время восхода снимки отличаются от съемки днем или на закате – каждое время дня дает свое настроение, позволяя создавать разные композиции. Только утром можно застать росу на траве или иней, а в сумерках свет небосвода (конечно, если на нем нет облаков) создает совершенно особую атмосферу, которая отлично подходит для съемки архитектуры. Также умелый фотограф может воспользоваться преимуществами погодных явлений. Например, туман рано утром приводит к неповторимым пейзажам.

Впрочем, все зависит от местности, иногда довольно важен хороший солнечный свет. В долинах и ущельях освещение отличается от равнин, что следует принимать во внимание.

Кроме того, для получения наилучшего результата не мешает освоить режим Pro. Конечно, сначала вам придется попрактиковаться с камерой смартфона, но со временем вы получите хорошие результаты.

При съемке рано утром или вечером важно следить за балансом белого. За последние годы камеры научились весьма точно выставлять баланс белого, но даже у дорогих камер не всегда получается достичь идеального уровня. Если вы не уверены, то можно выставить сценические программы. У Huawei nova, например, доступны режимы искусственного освещения и солнечного света, а также пасмурного неба. Нет ничего сложного и в ручном выставлении баланса белого. У nova, например, диапазон составляет от 2.000 до 8.000 К, от очень теплых до очень холодных оттенков.

При использовании ручного баланса белого следует добиваться контраста с существующими условиями освещения, чтобы в итоге получить баланс. Если для освещения используются лампы накаливания, то следует выставлять высокую цветовую температуру, с выраженной синевой, и наоборот.

Кроме того, подобная регулировка позволяет быстро добиться нужного настроения снимка. Если снимок должен казаться "теплым", то следует выставить цветовую температуру выше нормального уровня. На дисплее смартфона выводится предварительный просмотр в реальном времени, помогающий выбрать подходящее значение температуры. В целом, мы рекомендуем сделать несколько снимков с разными температурами.

Правильная выдержка

Нередко фотографии, полученные на смартфонах, оказываются слишком темными или светлыми. Автоматическая регулировка выдержки обычно хорошо справляется в условиях оптимального освещения, но при малом количестве света или сложных условиях съемки автоматика может сбоить. Здесь помогает режим Pro. В нем вы можете выставить чувствительность ISO, время выдержки и коррекцию экспозиции. Все эти настройки напрямую влияют на качество снимка, разве что диафрагмой управлять возможности нет, поскольку она фиксирована. Здесь можно упомянуть два правила.

  • Более высокое значение ISO повышает чувствительность сенсора и приводит к более светлым снимкам, но при этом повышается риск появления шума. У производителей, чьи сенсоры имеют крупные пиксели, проблем с шумом меньше. Сегодня пиксели обычно имеют размер порядка 1,25 мкм, как и в случае нашего Huawei nova.
  • Меньшее время выдержки снижает риск смазывания кадра из-за дрожания рук – этот фактор не стоит недооценивать, поскольку камеры смартфонов не оснащаются оптическим стабилизатором. С другой стороны, для меньшей выдержки условия освещения должны быть достаточно хорошими, чтобы на сенсор попало достаточно света. Напротив, в условиях скудного освещения придется смириться с длительной выдержкой с умеренным уровнем ISO, либо придется терпеть шум.

Все три указанных параметра зависят друг от друга: если вы меняете один, то придется регулировать и оставшиеся два.

В условиях скудного освещения можно воспользоваться некоторыми хитростями. Ночная съемка будет намного лучше, если смартфон не держать в руке, а прислонить, например, к стенке. Помогут даже небольшие штативы, которые можно легко носить с собой в рюкзаке или даже кармане. Длительную выдержку лучше сочетать с низкими значениями ISO, что даст меньше шума.

Значение выдержки очень сильно сказывается на фотографиях воды. Снимки фонтана или водопада с выдержкой 1/500 с существенно отличаются от таковых с выдержкой 1/8 с. В первом случае можно различить мелкие детали, такие как отдельные капли или брызги воды. Чего нельзя сказать о последнем.

Для получения кадров со световыми дорожками или "рисования светом" следует использовать иной подход. Выдержка должна быть достаточно длительной, иначе вы получите световые точки или короткие дорожки. У некоторых смартфонов, таких как Huawei nova, есть режим рисования светом, но в случае его отсутствия можно получить такой же результат, потренировавшись в режиме Pro.

Ночью тоже можно получать хорошие снимки

Время выдержки играет важную роль при ночной съемке, которая остается весьма сложным испытанием для современных камер. Здесь важно и качество аппаратного обеспечения, и правильная программная обработка снимка.

Очень важным параметром для ночной съемки остается диафрагма или величина относительного оптического отверстия. Чем меньше значение за f/, тем шире диафрагма. То есть диафрагма f/2,2 пропускает больше света, чем диафрагма f/2,5. В первом случае можно выбирать меньшее время выдержки, что снижает риск размазывания из-за дрожания рук – даже оптический стабилизатор здесь не является панацеей. При ночной съемке обычно явно заметны шумы, которые связаны со значением ISO. Поэтому следует найти оптимальный баланс между ISO и временем выдержки. Во многих ситуациях будет полезен штатив, либо можно прислонять смартфон к стене.

Особенно удобно, если участки измерения фокусировки и освещения можно разделить (или зафиксировать фокус/экспозицию). Иначе могут возникнуть проблемы на снимках, где большие темные области сочетаются с яркими объектами, например, уличными фонарями. У Huawei nova и некоторых других смартфонов можно получить разделение измерений фокусировки и экспонометра: достаточно коснуться точки дисплея, по которой следует выполнить фокусировку, после чего перейти на точку, где следует измерить освещение. Но можно воспользоваться и коррекцией экспозиции EV.

Но если вы не уверены в своих силах или у вас просто нет времени на выбор правильных настроек, то помогут ночные сценические программы. В них камера делает несколько снимков с разными настройками, после чего комбинирует их. У nova подобные режимы работают полностью автоматически, но, если требуется, можно указать значение ISO и время выдержки.

При ночной съемке смартфон следует удерживать как можно более стабильно, также и объекты сцены не должны двигаться. Кроме того, следует избегать использования вспышки. Она меняет цвета, да и дальность действия весьма ограниченная.

HDR для сцен со сложным освещением

Съемка в режиме HDR такая же капризная, как и ночью. Здесь смартфон тоже следует удерживать как можно более стабильно, освещение тоже играет существенную роль.

Под термином HDR (High Dynamic Range, высокий динамический диапазон) скрывается технология, позволяющая получать хорошие снимки с существенно отличающимися участками по освещению. Например, узкая тенистая аллея с просачивающимся кое-где ярким солнечным светом, а также снимок объекта на фоне яркого источника света. В обычных режимах съемки камера будет ориентироваться на светлые участки для выставления экспонометра, поэтому в темных областях будут потеряны градиенты и детали.

В режиме HDR обычно комбинируются несколько снимков с разными настройками экспозиции. В результате снимки получают отличный уровень детализации и градиенты яркости. Даже у объектов, располагающихся в тени, будут хорошо видны детали. Причина, почему обычные снимки в сложных условиях освещения кажутся неудовлетворительными, кроется в свойствах человеческого глаза. Он имеет намного больший динамический диапазон, чем сенсор камеры, и режим HDR ближе к тому, что видит человек.

Но есть и проблемы, которые сложно обойти. Качество снимка HDR сложно оценить на экране смартфона, поскольку дисплей тоже должен поддерживать технологию HDR. Поэтому без распечатки снимка не обойтись.

Чаще используйте солнце

Режим HDR хорошо подходит для съемки на закате или восходе. Но здесь все же лучше решить, какой вы видите фотографию: должны ли быть заметны тонкие отличия в яркости и сохранены детали, либо потеря детализации и резкие переходы соответствуют авторской концепции.

При съемке мы рекомендуем использовать советы, приведенные выше. Правило третей поможет составить композицию, фотограф должен занять подходящее положение для оптимального ракурса съемки, возможность раздельного определение фокуса и экспозиции позволит добиться лучшего результата при (частично) автоматической съемке. Если вы хотите добиться хорошего сочетания света и тени, имеет смысл выставлять измерение экспозиции по небу. Если вы снимаете море, озеро или реку, то можно немного увеличить выдержку. Напомним, что выдержка влияет на то, как будет выглядеть движение воды.

На многие факторы съемки повлиять нельзя. При ярком солнечном свете и пасмурной погоде получаются снимки с разным настроением и атмосферой. Легкий туман тоже может добавлять свой шарм. Хотя временной интервал для съемки подобных кадров может быть весьма ограниченным. Особенно это касается зимы, когда для съемки утром и вечером доступны считанные минуты. Но летом придется очень рано вставать или засиживаться допоздна в ожидании заката. Опять же, в сумерках можно получить совершенно особенные снимки.

Портретная съемка: когда человек в фокусе

Селфи продолжают оставаться очень популярными, поэтому производители смартфонов продолжают уделять особое внимание фронтальным камерам. Но не стоит забывать о традиционной портретной съемке. Идея такой съемки в чем-то полностью противоположна селфи. Если селфи можно легко снимать "на ходу", лишь бы запечатлеть себя на фоне объекта, то для качественного портрета требуется потратить время. Но, поверьте, оно того стоит.

Несмотря на все усилия производителей, тыловые камеры продолжают снимать лучше.

Сначала следует решить, как именно вы будете снимать человека. Есть разные типы портретов: по плечи, по пояс, в полный рост – здесь указывается граница нижней части снимка. В зависимости от типа портрета, меняются и правила съемки. Если вы хотите запечатлеть человека в полный рост, то оставьте немного пространства сверху и снизу. Оно поможет связать объект и фон снимка. Если вы снимаете по плечи или по пояс, то над головой тоже следует оставить свободное пространство.

Фокусное расстояние у объективов смартфонов фиксировано, поэтому для съемки трех упомянутых типов портретов фотографу придется менять положение камеры, и в каждом фон будет выглядеть по-разному. Чем дальше фотограф находится от объекта съемки, тем больше пространства кадра остается на фон. Смартфон в вертикальной ориентации хорошо подходит для съемки портретов (поэтому ориентация и называется портретной), но за аксиому это принимать не стоит. В горизонтальной ориентации тоже можно получать хорошие портретные снимки, добавляя к человеку какие-то интересные объекты фона. Если вы снимаете несколько человек, то горизонтальная ориентация подходит уже лучше. Но следите, чтобы лица находились на одном удалении от фотографа – на воображаемой линии глубины. Камера при портретной съемке обычно фокусируется по глазам, поэтому для хорошей резкости все лица должны быть на одном уровне глубины.

При классической съемке портрета камера должна находиться на уровне глаз снимаемого человека. Особенно следует избегать съемки снизу, поскольку при этом вы наверняка захватите и дополнительные подбородки. С другой стороны, никто не мешает экспериментировать с высотой расположения камеры и ракурсом.

По настройкам камеры особых ограничений нет. Конечно, лучших результатов можно добиться, потратив определенное время и усилия в режиме Pro. Вспышку лучше не использовать. У некоторых смартфонов есть специализированные портретные сценические программы, которые добавляют размытие фона и улучшают цветопередачу оттенков кожи.

Даже селфи могут быть хорошими

Выше мы уже высказали мнение, что портретная съемка в чем-то является противоположностью селфи. Но это отнюдь не означает, что селфи можно списывать со счетов. Селфи можно быстро наделать несчетное количество, но если вам требуется хороший снимок, то стоит потратить больше времени и усилий. Конечно, на качестве селфи сказывается аппаратное обеспечение. Хотя производители заметно улучшили фронтальные камеры за последние годы, по качеству они все равно уступают тыловым камерам. Именно по этой причине придется запастись терпением, которое поможет преодолеть недостатки.

Как правило, фронтальные камеры используют пиксели меньшего размера, что осложняет съемку в условиях скудного освещения. Также и автофокуса у них обычно нет. В результате снимки фронтальной камеры часто получаются менее резкими, чем с тыловой. Зато по относительному оптическому отверстию многие фронтальные камеры не уступают тыловым, а зачастую и превосходят их. Например, у Huawei nova диафрагма фронтальной камеры шире, чем тыловой. В любом случае, по условиям освещения фронтальные камеры более капризны, их лучше не использовать в помещения с плохим освещением, а также в очень ярких окружениях.

В случае съемки традиционных селфи смартфон лучше держать ближе к телу, а не на максимальном удалении руки. А ракурс лучше выбирать чуть ниже лица. В таком случае вытянутая рука не будет запечатлена. Но интересен и ракурс выше головы, особенно если на снимке присутствуют несколько человек. Если вы хотите добавить фон, то лучше использовать правило третей.

Во всех случаях важно, чтобы фотограф смотрел не на дисплей, а в камеру. В отличие от тыловой камеры, здесь объектив не так сильно выделяется, а дисплей отвлекает внимание. Можно повысить качество снимка, если использовать таймер или автоматический спуск затвора по улыбке. Первый способ позволяет уменьшить риск смазывания селфи из-за дрогнувшей руки, второй позволяет сделать снимок в нужный момент.

Макросъемка

Большинство пользователей фотографируют других людей, архитектуру или пейзажи, лишь немногие практикуются в макросъемке, когда объект снимается с малого расстояния. Для подобной съемки как раз подходит макро-режим камеры или ручная фокусировка.

При съемке с небольшого расстояния могут возникнуть проблемы с фокусировкой, которые сказываются на результате. Эффект глубины резкости положительно сказывается на макросъемке, поэтому здесь важна широкая диафрагма с малым временем выдержки. Следовательно, и освещение должно быть подходящим. LED-вспышка на небольших расстояниях сделает снимок слишком ярким, поэтому о вспышке лучше забыть. Также источник света не должен располагаться за смартфоном, иначе могут появиться тени.

Цифровой зум может показаться интересным, но впечатление обманчиво. Объект действительно будет казаться ближе, но при этом придется смириться с существенной потерей качества. Вы можете экспериментировать с разными ракурсами и временем дня, снимки могут значительно отличаться, несмотря на одинаковый объект съемки.

Несколько универсальных правил

Выше мы привели советы для разных режимов съемки и ситуаций, но есть и общие рекомендации, которые положительно скажутся на качестве снимков.

О камере следует заботиться. В случае смартфона, в отличие от системной камеры, сенсор чистить не требуется, но регулярно протирать объектив не мешает. Даже небольшие частицы пыли и грязь могут привести к снижению качества снимка. Но их можно легко убрать, если использовать мягкую и сухую тканевую салфетку. В случае частичек пыли ее можно немного смочить. Кроме того, частицы пыли можно просто сдуть. Будьте аккуратны при протирке, поскольку слишком сильное надавливание может привести к царапинам – особенно это верно для фронтальной камеры. Даже покрытие Gorilla Glass не дает абсолютной защиты.

Говоря об аппаратном обеспечении, следует упомянуть хорошую карту памяти. Смартфоны среднего класса, такие как Huawei nova, редко оснащаются больше 32 Гбайт памяти, которая может быстро заполниться приложениями, музыкой и другими данными. Хорошим шагом в таких случаях будет карта micro-SD, на которую можно сохранять фотографии и видео. На фотографии места обычно хватает, но видео требует больше места, особенно 4K. Также можно сэкономить время, воспользовавшись быстрым "картоводом" для передачи файлов на ПК.

Не мешает обзавестись аксессуарами. Штатив-треногу для смартфона можно приобрести по цене от нескольких сотен рублей, зато он позволит снимать даже в условиях скудного освещения. Не помешает и компактная кнопка спуска затвора с подключением Bluetooth.

Наконец, последний совет. Производители предлагают выбор разных разрешений и форматов, но все же следует ограничиться самым высоким разрешением и форматом 4:3. Пусть даже экраны смартфонов, телевизоры и мониторы ПК перешли на стандарт 16:9. Но в сфере фото сильны традиции и старый добрый формат 4:3.