Изначально видеокарту Radeon HD 7950 планировалось представить 9 января 2012 года, но AMD решила отложить анонс до самого конца января - по словам компании, чтобы гарантировать доступность. Вероятно, по этой же причине многие производители решили представить свои собственные системы охлаждения для Radeon HD 7950. Чуть раньше AMD уже успела продемонстрировать немалую гибкость при запуске новых продуктов. Видеокарта Radeon HD 7970 была перенесена с 9 января 2012 на 22 декабря 2011. В любом случае, AMD выпустила Radeon HD 7950 для верхнего сегмента среднего рынка на новом поколении чипов "Southern Island". Как мы уже видели в случае семейства Radeon HD 6900, две самые быстрые видеокарты с одним GPU отличаются только деталями.
Видеокарты Radeon HD 7970 используют GPU Tahiti XT с 2048 потоковыми процессорами, производство которого идет полным ходом, если верить AMD. И доступных резервов нет - но, похоже, заводы TSMC хорошо справляются с производством 28-нм чипов, так как обычно в начале производства мы получали только урезанные чипы.
Но в любом производстве существует выбраковка, и это совершенно нормально. И с этой стороны выход Radeon HD 7950 кажется вполне логичным. Во-первых, можно использовать большую долю производящихся чипов, а во-вторых можно охватить больший объём рынка.
Но позвольте перейти от общего рассмотрения к техническим спецификациям.
NVIDIA GeForce GTX 570 |
NVIDIA GeForce GTX 580 |
AMD Radeon HD 6950 | AMD Radeon HD 6970 | AMD Radeon HD 7950 | AMD Radeon HD 7970 | |
GPU | GF110 | GF110 | Cayman PRO | Cayman XT | Tahiti PRO | Tahiti XT |
Техпроцесс | 40 нм | 40 нм | 40 нм | 40 нм | 28 нм | 28 нм |
Количество транзисторов | 3 млрд. | 3 млрд. | 2,6 млрд. | 2,6 млрд. |
4,3 млрд. |
4,3 млрд. |
Площадь кристалла | 530 мм² | 530 мм² | 389 мм² | 389 мм² | 365 мм² | 365 мм² |
Частота GPU | 732 МГц | 772 МГц | 800 МГц | 880 МГц | 800 МГц | 925 МГц |
Частота памяти | 950 МГц | 1000 МГц | 1250 МГц | 1375 МГц | 1250 МГц | 1375 МГц |
Тип памяти | GDDR5 | GDDR5 | GDDR5 | GDDR5 | GDDR5 | GDDR5 |
Объём памяти | 1280 Мбайт | 1536 Мбайт | 2048 Мбайт | 2048 Мбайт | 3072 Мбайт | 3072 Мбайт |
Интерфейс памяти | 320 бит | 384 бит | 256 бит | 256 бит | 384 бит | 384 бит |
Пропускная способность памяти | 152 Гбайт/с | 192 Гбайт/с | 160 Гбайт/с | 176 Гбайт/с | 240 Гбайт/с | 264 Гбайт/с |
Модель шейдеров | 5.0 | 5.0 | 5.0 | 5.0 | 5.0 | 5.0 |
DirectX | 11 | 11 | 11 | 11 | 11.1 | 11.1 |
Потоковые процессоры | 480 (1D) | 512 (1D) | 1408 (352 4D) | 1536 (384 4D) | 1792 (1D) | 2048 (1D) |
Частота потоковых процессоров | 1464 МГц | 1544 МГц | 800 МГц | 880 МГц | 800 МГц | 925 МГц |
Текстурные блоки | 60 | 64 | 88 | 96 | 112 | 128 |
Конвейеры растровых операций (ROP) | 40 | 48 | 32 | 32 | 32 | 32 |
Максимальное энергопотребление | 219 Вт | 244 Вт | 200 Вт | 250 Вт | 200 Вт | 250 Вт |
Минимальное энергопотребление | - | 30-32 Вт | 20 Вт | 20 Вт | 2,6 Вт | 2,6 Вт |
CrossFire/SLI | SLI | SLI | CrossFireX | CrossFireX | CrossFireX | CrossFireX |
Видеокарта Radeon HD 7950 базируется на том же самом GPU, что и Radeon HD 7970, а именно Tahiti с огромным количеством транзисторов - 4,3 миллиарда. Хотя используются из них далеко не все. Если учесть количество задействованных потоковых процессоров, то мы получим у Tahiti Pro примерно 3,7 млрд. активных транзисторов. У видеокарты Radeon HD 7950 насчитывается 1792 потоковых процессоров, которые разбиты по 28 вычислительным блокам (CU) с четырьмя SIMD c 16 АЛУ в каждом. Мы уже детально описывали архитектуру "Graphics Core Next" в статье, посвященной Radeon HD 7970, поэтому не будем повторяться. Текстурные блоки тоже были урезаны, теперь их стало 112. Количество конвейеров растровых операций (ROP) AMD оставила на том же уровне - их 32. Теоретическая вычислительная производительность Radeon HD 7970 составляет 3,97 терафлопов, но у Radeon HD 7950 она была снижена до 2,87 терафлопов, по информации AMD.
Помимо архитектурных компромиссов, AMD также снизила и тактовую частоту. GPU работает в эталонном варианте на частоте 800 МГц, а память - на 1250 МГц. Ёмкость памяти 3072 Мбайт та же самая, что и у Radeon HD 7970, как и 384-битный интерфейс. Но из-за меньшей тактовой частоты Radeon HD 7950 обеспечивает пропускную способность памяти 240 Гбайт/с. Впрочем, она существенно выше, чем у видеокарты NVIDIA GeForce GTX 580, которая дает 192 Гбайт/с. Максимальное тепловыделение указано AMD на уровне 200 Вт, хотя в играх видеокарта должна потреблять меньше энергии. В режиме бездействия благодаря технологии ZeroCore Power AMD смогла снизить энергопотребление до 2,6 Вт. В наших тестах мы тоже измеряем энергопотребление в режиме бездействия, но с включенным дисплеем.
Как и в случае видеокарты Radeon HD 7970, GPU-Z пока некорректно указывает пиксельную и текстурную пропускную способность для GPU Tahiti. При тактовой частоте 800 МГц GPU дает 25,6 Гпиксель/с и 89,6 Гтексель/с. Кроме того, для Radeon HD 7950 приводится некорректное значение пропускной способности памяти, так как утилита неправильно определяет её на уровне 1375 МГц - на самом деле память работает на 1250 МГц, и обеспечивает 240 Гбайт/с. После всех теоретических выкладок позвольте подробнее рассмотреть эталонный дизайн Radeon HD 7950.
Как обычно, мы начнём с внешнего вида видеокарты.
С первого же взгляда становится понятно, что видеокарты Radeon HD 7970 и 7950 внешне отличаются мало. AMD использовала одинаковую эталонную систему охлаждения, которую можно видеть и у некоторых розничных экземпляров видеокарт разных производителей. Но есть и детали, о которых мы поговорим чуть ниже.
Сзади печатной платы наглядно виден идентичный дизайн AMD Radeon HD 7950 и 7970 . Как и в случае Radeon HD 7970, AMD отказалась от задней пластины. Ниже мы приведем фотографии двух видеокарт рядом друг с другом.
Немного модифицированные лопасти вентилятора призваны снизить уровень шума при равной скорости вращения. Эталонный дизайн Radeon HD 7970 в этом отношении нас вполне убедил. Возможно, в случае Radeon HD 7950 мы получим некоторые улучшения, поскольку энергопотребление видеокарты должно быть ниже.
Подобно Radeon HD 7970, вы можете использовать два разъема Crossfire у Radeon HD 7950 для объединения в конфигурацию CrossFireX до четырёх видеокарт. Рядом можно заметить тумблер переключения BIOS, позволяющий выбирать один из двух чипов BIOS. Основной чип BIOS защищён от записи и не может быть перезаписан.
Из-за меньшего энергопотребления видеокарта Radeon HD 7950 оснащена двумя шестиконтактными разъемами питания. Теоретическое максимальное энергопотребление, таким образом, составляет 225 Вт.
Хотя AMD предусматривает основную вытяжку в слотовой заглушке, часть воздуха может выбрасываться через передний (в корпусе) край видеокарты благодаря наличию двух отверстий.
Как можно видеть, слотовая заглушка Radeon HD 7950 идентична Radeon HD 7970. На ней вы найдете один двухканальный выход DVI, один HDMI и два mini-DisplayPort. Партнёры AMD по производству видеокарт добавляют в комплект переходник HDMI-DVI и активный mini-DisplayPort на DVI. Заглушка второго слота служит только для выбрасывания горячего воздуха наружу корпуса.
Ниже представлены обе видеокарты без кулера.
Прямое сравнение печатных плат Radeon HD 7970 и 7950 явно указывает на одинаковый дизайн системы питания - но одна фаза в нашем случае выключена. Среди других компонентов отличий мы не обнаружили.
Поэтому неудивительно и близкое сходство видеокарт с лицевой стороны.
GPU "Tahiti" защищен ракой, которая призвана устранять неравномерное давление на чип со стороны кулера. На самом GPU нет никаких маркировок. 12 чипов памяти по 256 Мбайт аккуратно распределены вокруг GPU. Память GDDR5 здесь та же самая, что и у видеокарты Radeon HD 7970, производства Hynix.
На фотографии показана 5-фазная система питания видеокарты. Из-за меньшей мощности AMD решила использовать 4+1 фазы у Radeon HD 7950 вместо 5+1 фаз у Radeon HD 7970; дополнительная фаза "+1" в каждом случае используется для питания VRAM, а основная часть фаз - для питания GPU. Для отслеживания напряжений на плату установлен чип Chil. На видеокарте можно заметить контактные точки для внешних измерений напряжения.
На самом GPU нет никакой маркировки (даже после удаления термопасты), но на рамке, по крайней мере, есть несколько букв и цифр. По ним нельзя сказать ничего осмысленного, хотя они наверняка будут полезны оверклокерам, которые всегда интересуются номером партии.
С обратной стороны эталонного кулера мы тоже не наблюдаем отличий между Radeon HD 7950 и 7970. В массивном медном блоке используется испарительная камера шестого поколения.
Радиальный вентилятор продувает большую часть воздуха в направлении к задней слотовой решётке. Но AMD оставила немного отверстий для охлаждения компонентов с задней части печатной платы.
Массивный медный блок передаёт тепло на алюминиевые рёбра, изготовленные из алюминия, через которые вентилятор продувает воздух.
Для данного теста мы немного изменили нашу конфигурацию, не только обновив драйверы, но и установив новое "железо". Мы разогнали процессор Intel Core i7 Extreme 965 с частоты 3,2 ГГц до 3,875 ГГц, чтобы максимально устранить ограничения по производительности CPU. Мы использовали следующие компоненты.
Тестовая конфигурация | |
Процессор | Intel Core i7 Extreme 965 3,2 ГГц, разогнан до 3,875 ГГц |
Материнская плата | ASUS P6T6 WS Revolution |
Оперативная память | Corsair XMS3 Dominator 4 Гбайт PC3-12800U CL 7-7-7-20 |
Жёсткий диск | Seagate Barracuda 7200.11 320 Гбайт |
Блок питания | Corsair HX1000 |
Операционная система | Windows 7 64 Bit |
Видеокарты | |
NVIDIA | NVIDIA GeForce GTX 590 (608/1215/854 МГц, 3072 Мбайт - 1536 Мбайт эффективная) |
NVIDIA GeForce GTX 580 (772/1544/1000 МГц, 1536 Мбайт) | |
NVIDIA GeForce GTX 570 (732/1464/950 МГц, 1280 Мбайт) | |
NVIDIA GeForce GTX 560 Ti 448 Cores (732/1464/950 МГц, 1280 Мбайт) | |
NVIDIA GeForce GTX 560 Ti (820/1640/1000 МГц, 1024 Мбайт) | |
NVIDIA GeForce GTS 550 Ti (900/1800/1026 МГц, 1024 Мбайт) | |
NVIDIA GeForce GTX 480 (700/1401/924 МГц, 1536 Мбайт) | |
NVIDIA GeForce GTX 470 (608/1215/838 MHz, 1280 MB) | |
NVIDIA GeForce GTX 465 (608/1215/802 МГц, 1024 Мбайт) | |
NVIDIA GeForce GTX 460 (675/1350/900 МГц, 1024 Мбайт) | |
NVIDIA GeForce GTS 450 (783/1566/902 МГц, 1024 Мбайт) | |
AMD | AMD Radeon HD 7970 (925/925/1375 МГц, 3072 Мбайт) |
AMD Radeon HD 7950 (800/800/1250 МГц, 3072 Мбайт) | |
AMD Radeon HD 6990 (830/830/1250 МГц, 4096 Мбайт - 2048 Мбайт эффективная) | |
AMD Radeon HD 6970 (880/880/1375 МГц, 2048 Мбайт) | |
AMD Radeon HD 6950 (800/800/1200 МГц, 2048 Мбайт) | |
AMD Radeon HD 6870 (900/900/1050 МГц, 1024 Мбайт) | |
AMD Radeon HD 6850 (775/775/1000 МГц, 1024 Мбайт) | |
AMD Radeon HD 5970 (725/725/1000 МГц, 2048 Мбайт - 1024 Мбайт эффективная ) | |
AMD Radeon HD 5870 (850/850/1200 МГц, 1024 Мбайт) | |
AMD Radeon HD 5850 (725/725/1000 МГц, 1024 Мбайт) | |
AMD Radeon HD 5830 (800/800/1000 МГц, 1024 Мбайт) | |
Драйверы: | |
NVIDIA |
GeForce 285.76 |
AMD | AMD Catalyst 11.12 (8.921.2-111215a-130438E-ATI) |
Настройки драйверов NVIDIA:
- Текстурная фильтрация: Качество
- Сглаживание- гамма-коррекция: Да
- Текстурная фильтрация - оптимизация анизотропии: Нет
- Текстурная фильтрация - отрицательный LOD Bias: Заблокировано
Текстурные настройки AMD:
- Текстурная фильтрация: Качество
- Catalyst AI: Выключен/ Качество
Ниже приведены настройки тестов, использованных нами:
Futuremark 3DMark Vantage (PhysX выключен):
- Performance
- High
- Extreme
Futuremark 3DMark 11:
- Entry
- Performance
- Extreme
Resident Evil 5 (Motion Blur - да, Shadow Detail - High, Texture Detail - High, Overall Quality - High):
- 1680x1050 8xAA 16xAF
- 1920x1200 8xAA 16xAF
- 2560x1600 8xAA 16xAF
H.A.W.X. 2 (DX11, все High или включены):
- 1680x1050 4xAA 16xAF
- 1680x1050 8xAA 16xAF
- 1920x1200 4xAA 16xAF
- 1920x1200 8xAA 16xAF
- 2560x1600 4xAA 16xAF
- 2560x1600 8xAA 16xAF
Far Cry 2 (DirectX 10 Performance - Very High, Overall Quality - Optimal, все остальное High):
- 1680x1050 4xAA 16xAF
- 1680x1050 8xAA 16xAF
- 1920x1200 4xAA 16xAF
- 1920x1200 8xAA 16xAF
- 2560x1600 4xAA 16xAF
- 2560x1600 8xAA 16xAF
Unigine Heaven 2.1 (DirectX 11, Shader - high, Tessellation - Normal):
- 1680x1050 4xAA 16xAF
- 1680x1050 8xAA 16xAF
- 1920x1200 4xAA 16xAF
- 1920x1200 8xAA 16xAF
- 2560x1600 4xAA 16xAF
- 2560x1600 8xAA 16xAF
Metro 2033 (DirectX 11 support, Quality - High, DOF - да, PhysX - выключен):
- 1680x1050 AAA 16xAF
- 1680x1050 4xAA 16xAF
- 1920x1200 AAA 16xAF
- 1920x1200 4xAA 16xAF
- 2560x1600 AAA 16xAF
- 2560x1600 4xAA 16xAF
Mafia II (Все настройки High или включены, без APEX PhysX):
- 1680x1050 без AA 16xAF
- 1680x1050 AA с (2xSSAA) 16xAF
- 1920x1200 без AA 16xAF
- 1920x1200 AA с (2xSSAA) 16xAF
- 2560x1600 без AA16xAF
- 2560x1600 AA с (2xSSAA) 16xAF
Anno 1404 (Все включено или High, старт кампании, первые 60 секунд):
- 1680x1050 4xAA 16xAF
- 1920x1200 4xAA 16xAF
- 2560x1600 4xAA 16xAF
Crysis Warhead (DirectX 10, Enthusiast, Frost Flythrough):
- 1680x1050 4xAA 16xAF
- 1920x1200 4xAA 16xAF
- 2560x1600 4xAA 16xAF
Настройки игр:
- Metro 2033 (2560x1600, DirectX 11, Quality - High, DOF - да, PhysX - выключена)
- Call of Duty: Black Ops (2560x1600, все High, 55 секунд миссии "Перебежчик")
- Battlefield: Bad Company 2 (2560x1600, все High, 210 секунд от начала кампании)
- Alien vs. Predator (2560x1600, все выставлено на Maximum, 100 секунд тестов)
Позвольте начать с тестов энергопотребления, температуры и уровня шума:
В режиме бездействия видеокарты Radeon HD 7950 и 7970 работают на одинаковых тактовых частотах: 300 МГц для GPU и 150 МГц для памяти. Поэтому и результаты по энергопотреблению они демонстрируют одинаковые. В целом, AMD удалось представить архитектуру "Southern Island" с очень эффективным состоянием режима бездействия.
Под нагрузкой энергопотребление возрастает. Видеокарта Radeon HD 7970 уже показала, что может дать высокий уровень производительности при относительно низком энергопотреблении. И Radeon HD 7950 оказывается ещё более экономичной. Всё же 28-нм техпроцесс имеет свои сильные стороны.
Эталонный кулер справляется с режимом бездействия без особых трудностей. Мы получаем температуру 42° и, как мы увидим ниже, нормальный уровень шума.
Под нагрузкой обе видеокарты из линейки Radeon HD 7900 находятся где-то посередине. Кулер без проблем справляется с охлаждением GPU до вполне хороших температур.
В режиме бездействия уровень шума важен, так как именно в таком состоянии карта будет работать большую часть времени. Мы получаем 51,2 дБ(А) у видеокарт Radeon HD 7950 и 7970, которые вновь находятся где-то посредине.
Но уровень шума под нагрузкой тоже весьма важен. И эталонную систему охлаждения линейки Radeon HD 7900 можно признать хорошей. Впрочем, мы ожидаем получить приличный потенциал у альтернативных систем охлаждения.
Futuremark 3DMark Vantage является первым тестом в популярном семействе, опирающемся на API Microsoft DirectX 10. И данный тест действительно позволяет раскрыть весь потенциал нового графического интерфейса. 3DMark Vantage измеряет, в основном, графическую производительность системы. Чтобы вы смогли насладиться всей красотой без каких-либо ограничений, вам потребуется high-end система с мощным CPU. Скачать 3DMark Vantage можно в соответствующем разделе нашего сайта.
Мы добавили в наши тесты последнее поколение 3DMark. 3DMark 11 является первым тестом, полностью ориентированным на DirectX 11, от разработчика Futuremark. Именно по этой причине тест интенсивно использует тесселяцию, глубину поля резкости, объёмное освещение и DirectCompute. Вполне логичным кажется требование по наличию многоядерного процессора с количеством ядер не меньше четырёх. Скачать тест можно в соответствующем разделе нашего сайта.
Последняя игра в семействе жанра ужастиков Resident Evil вышла не только для различных приставок, но и для ПК. В неё встроены тестовые прогоны, которые позволяют проверить производительность видеокарт в динамичном "зомбятнике". Мы выбрали второй тестовый прогон, поскольку он намного короче.
Far Cry 2 является шутером от первого лица собственной разработки Ubisoft. Перед нами уже вторая версия легендарной игры (ставшей уже классической) на собственном движке Dunia Engine. Он реализует динамически меняющуюся погоду, смену дня и ночи, а также растительность, тоже в динамике. Игра можно задействовать многоядерные процессоры, поддерживает DirectX 9 и 10, а также содержит встроенную функцию теста с многочисленными опциями конфигурации.
Разработчиков Crysis можно поблагодарить за то, что их игра стала тестом де-факто графических возможностей ПК. Движок Cry Engine всегда отличался тем, что мог "поставить на колени" даже новейшие high-end системы. Именно по этой причине для наших тестов мы взяли дополнение Crysis Warhead. Мы запускали Crysis в режиме DirectX 10 с максимальным уровнем детализации.
Для тестов мы взяли продолжение известной стратегии, получившей немало наград, под названием Anno 1404. Игра вышла в 2009 году от издателя Ubisoft, и в ней геймеру вновь предстоит исследовать Восток в XV веке. Новая версия игры стала ещё ближе к идеалу по графике. Все строения отображаются ещё более детально, морская вода движется ещё более реалистично, флорой и фауной можно любоваться. Вы можете слышать, как работают мельницы, повсюду летают птицы, а огонь приводит к появлению большого количества дыма. В распоряжении игрока оказывается больше островов, чем раньше, на которых он может развивать мощную цивилизацию и открывать новые технологии. Если выкрутить уровень детализации и эффекты на максимум, то Anno 1404 способна довольно серьёзно нагрузить систему.
Unigine Heaven 2.1 присутствует довольно много изменений по сравнению с предшествующей версией. Среди них есть и принудительное использование тесселяции. Кроме того, были добавлены и объекты, на которых заметно наложение новых эффектов. Отметим наличие динамических источников света, а также и расчет флагов с учетом физики.
Враждебное окружение, радиация, мутанты и наёмники - все эти элементы бывший разработчик игры S.T.A.L.K.E.R. 4A Games Studios перенёс и во вселенную Metro 2033. В 2013 году человечество вновь погрязло в войне и почти что уничтожило всё живое ядерными бомбардировками. Небольшие группы выживших спустились в московское метро, чтобы укрыться. К сожалению, подземку заселили не только они, поэтому выжившим придётся сражаться с тварями, привыкшими к токсичным условиям. Причём цель этих тварей заключается в уничтожении оставшихся людей! В игре вы можете использовать как грубую силу, так и хитроумную тактику, но вам придётся нелегко. Как и в случае дебютной игры, разработчики смогли "поставить на колени" даже самые современные видеокарты.
Во второй версии аркадного симулятора миссии были заметно улучшены, как и графический движок, который теперь научился в значительной мере задействовать тесселяцию. Геймер же может оттачивать все элементы современного воздушного боя. В игре часто требуется проникнуть в зону противника незамеченным, нанести смертельный удар, после чего исчезнуть ещё до того, как враг успеет отреагировать. В игре используются самые современные технологии, ослабляющие врага с расстояния, после чего его можно добить в ближнем бою. Добавим к этому ночные миссии, возможность дозаправки в воздухе и другие задачи, которые придется выполнять геймеру-пилоту.
Разработчик 2K Czech, создавший оригинальную игру Mafia, недавно выпустил вторую версию, которая оказалась вполне достойным продолжателем дела. Геймер погружается в мир 40-х и 50-х годов прошлого века, воссозданный с любовью к деталям. Игроку доступны около 50 машин, у каждой из которых свои особенности и свой стиль вождения. Исследование игрового мира выполняется под музыку Buddy Holly и Dean Martin, разработчики добавили в игру больше 120 лицензированных мелодий 40-х и 50-х годов XX века, которые приятно льются из автомобильного радиоприёмника.
Для построения первого графика мы выбрали игру Alien vs. Predator в режиме 2560x1600 с активными 8xAA и 16xAF. Вначале мы наблюдаем сражение между Radeon HD 7950 и GeForce GTX 580, но на поздних этапах расстановка сил становится более очевидной. Лидером всей сцены стала видеокарта Radeon HD 7970, показавшая максимальный уровень fps.
В Battlefield: Bad Company 2 видеокарты GeForce показывают себя как обычно довольно сильно. Лидирует GeForce GTX 580, за ней следует тройка видеокарт GeForce GTX 570, Radeon HD 7970 и Radeon HD 7950 с близкими результатами.
Игра Call of Duty: Modern Warfare интересна на участках, где видеокарты не подбираются к максимуму fps, заданному движком. У предыдущего поколения Radeon HD 6900 мы наблюдаем некоторую дистанцию до нового семейства Radeon HD 7900. Между тем, GeForce GTX 570 вновь демонстрирует убедительный результат. А видеокарта GeForce GTX 580 вполне достойно конкурирует с двумя моделями в семействе Radeon HD 7900.
В игре Metro 2033 мы наблюдаем разделение видеокарт по категориям. Две видеокарты в семействе Radeon HD 6900 находятся вместе с GeForce GTX 570 в нижней категории. А две видеокарты в линейке Radeon HD 7900 явно обгоняют GeForce GTX 580 в верхней категории.
Разгон Radeon HD 7970 оказался вполне убедительным. Штатная частота GPU составляет 925 МГц, однако многие видеокарты успешно разгоняются выше 1000 МГц - мы также слышали о разгоне до 1200 МГц с воздушным охлаждением. Так как Radeon HD 7950 использует такой же чип, то мы ожидали схожих результатов. Мы подняли напряжение со значения 1,07 В до 1,125В, после чего смогли получить 1030 МГц для GPU и 1400 МГц для памяти.
Повышение тактовых частот привело к следующему увеличению производительности в тестах.
Разгон, как и можно было ожидать, сказался на энергопотреблении, температуре и уровне шума.
Видеокарта Radeon HD 7950 является вторым представителем поколения "Southern Island", но по сравнению с видеокартой Radeon HD 7970 AMD несколько урезала архитектуру и тактовые частоты. Так что особых сюрпризов мы не ожидали. По архитектуре AMD урезала кристалл примерно на 15 процентов, а по вычислительной производительности - почти на 40 процентов. Как все это сказалось на результатах тестов, вы можете видеть выше. В любом случае, AMD неплохо поработала над продуктом, альтернативным Radeon HD 7970, поскольку цену в 460 евро (20 тысяч рублей) нельзя назвать низкой. И видеокарта для верхнего сегмента среднего уровня, которая потенциально способна конкурировать с high-end моделями от Nvidia, имеет все шансы хорошо продаваться.
В синтетических тестах Radeon HD 7950 уступает Radeon HD 7970 чуть более чем на 15 процентов. Но вместе с тем она более чем на 10 процентов обгоняет GeForce GTX 580. Вместе с тем в играх преимущество Radeon HD 7970 снижается до всего пяти процентов. Конечно, можно найти приложения, которые вновь увеличивают разрыв до 15 процентов. Между тем GeForce GTX 580 и Radeon HD 7950 в играх дают близкую производительность.
{jphoto image=19975}
Видеокарта Radeon HD 7970 уже приятно порадовала энергопотреблением в режиме бездействия и под нагрузкой. Radeon HD 7950 тоже работает ещё более эффективно. Энергопотребление в режиме бездействия почти такое же, а под нагрузкой Radeon HD 7950 показывает себя на уровне видеокарт среднего класса предыдущих поколений от AMD и NVIDIA. Эталонная система охлаждения без особых проблем справляется с поддержанием температуры на относительно низком уровне. Поскольку в случае видеокарты AMD Radeon HD 7950 производители получили фору по времени, то мы ожидаем скорого появления на рынке видеокарт с более эффективными системами охлаждения, которые способны дать лучшие результаты по уровню шума. С другой стороны, некоторые производители будут продавать видеокарты и с эталонной системой охлаждения, поэтому её уровень шума тоже имеет значение.
Кроме того, у видеокарты Radeon HD 7950 есть ещё одно преимущество. Она очень хорошо показала себя по результатам разгона, пусть даже не приблизилась к уровню Radeon HD 7970. Поэтому можно предсказать появление на рынке большого количества моделей с заводским разгоном.
AMD указывает возможную розничную цену 449 евро для Radeon HD 7950, которая вплотную приближается к 460 евро для Radeon HD 7970 - уровень явно завышенный. Вместе с тем рекомендованный уровень цены составляет 419 евро. Но только в ближайшие недели, когда рынок будет наполнен новинками, мы узнаем реальную цену новинок. Пока что она составляет около 16 тысяч рублей.
Преимущества AMD Radeon HD 7950:
- Стабильно высокая производительность на уровне GeForce GTX 580
- Низкое энергопотребление в режиме бездействия и под нагрузкой
- ZeroCore Power
- Приличные возможности разгона
Недостатки AMD Radeon HD 7950:
- Довольно высокая розничная цена
- У эталонной системы охлаждения температура и уровень шума сбалансированы не очень хорошо