С выходом Radeon HD 7970 (см. обзор на HardwareLuxx) AMD сделала первый шаг на новой архитектуре GPU одновременно со снижением техпроцесса. Видеокарта XFX Radeon HD 7970 Double Dissipation Edition (см. обзор на Hardwareluxx) стала первой моделью в нашей лаборатории на новом GPU с альтернативной системой охлаждения. Из-за серьёзного потенциала разгона Radeon HD 7970 производители довольно быстро подготовили собственные модели с заводским разгоном. Gigabyte GV-R797OC-3GD первой добралась до нашей тестовой лаборатории. Видеокарта сочетает альтернативную систему охлаждения и увеличенные тактовые частоты. В нашей статье вы узнаете, как показывает себя на практике система охлаждения Windforce 3X, а также и заводской разгон.
Gigabyte GV-R797D5-3GD-B - стандартная видеокарта Gigabyte на Radeon HD 7970, которая комплектуется эталонным кулером и работает на штатных тактовых частотах. Стоит она в России 19,3 тыс. рублей или 520 евро в Европе. GV-R797OC-3GD в нашем обзоре обойдется дороже - по цене 20 тыс. рублей в России.
Мы начнём наш обзор с обычного рассмотрения спецификаций:
Название и производитель | Gigabyte GV-R797OC-3GD |
Розничная цена | Около 18,5 тыс. рублей в России |
Сайт производителя | www.gigabyte.ru |
Технические спецификации | |
GPU | Tahiti XT |
Техпроцесс | 28 нм |
Количество транзисторов | 4,3 млрд. |
Тактовая частота GPU | 1000 МГц |
Частота памяти | 1375 МГц |
Тип памяти | GDDR5 |
Объём памяти | 3072 Мбайт |
Ширина шины памяти | 384 бит |
Пропускная способность памяти | 264 Гбайт/с |
Версия модели шейдеров | 5.0 |
Версия DirectX | 11.1 |
Количество потоковых процессоров | 2048 (1D) |
Частота потоковых процессоров | 1000 МГц |
Количество текстурных блоков | 128 |
Количество ROP | 32 |
SLI/CrossFire | CrossFire |
У видеокарты Gigabyte GV-R797OC-3GD разогнан GPU, который работает не на штатном уровне 925 МГц, а на магической планке 1000 МГц. Gigabyte решила не разгонять память, оставив её на уровне 1375 МГц. В принципе, ничто не мешало Gigabyte поднять у GV-R797OC-3GD частоту памяти, но это не дало бы такого ощутимого эффекта на производительности.
Все другие архитектурные и технические детали соответствуют эталонной видеокарте Radeon HD 7970. Систему охлаждения мы подробно рассмотрим на следующих страницах.
На скриншоте GPU-Z нет каких-либо специфических деталей.
После обсуждения спецификаций позвольте перейти к самой видеокарте.
На Gigabyte GV-R797OC-3GD установлен хорошо известный кулер WindForce 3X. Как обещает производитель, благодаря технологии "Triangle Cool" температуры должны находиться примерно на 15 процентов ниже Radeon HD 7970 с эталонной системой охлаждения. Кроме того, Gigabyte, как мы упоминали выше, смогла увеличить тактовые частоты с 925 до 1000 МГц, что позволило достичь прироста производительности 21,5% по сравнению с GeForce GTX 580 и 41,8% по сравнению с Radeon HD 6970. Насколько эти обещания производителя соответствуют реальности, мы с вами убедимся по результатам тестов.
С обратной стороны видеокарты сразу же становится очевидным, что первое поколение разогнанных видеокарт Gigabyte Radeon HD 7970 базируется на эталонной печатной плате. В первых анонсах видеокарты GV-R797OC-3GD демонстрировались платы на синем текстолите. В данном же случае мы получили чёрный текстолит.
Для видеокарт Radeon HD 7970 широко распространено использование двух разъёмов Crossfire, позволяющих объединить в конфигурацию CrossFireX до четырёх видеокарт. Слева от разъемов можно заметить тумблер переключения между двумя BIOS. Gigabyte для обеих позиций прошила одинаковый BIOS. Мы прошили BIOS с разгоном во второй, незащищённый чип, о чём мы ещё поговорим в разделе тестов.
На CES были продемонстрированы первые модели Radeon HD 7970 с двумя 8-контактными разъёмами питания. Но Gigabyte решила выбрать для GA-R797OC-3GD эталонный дизайн печатной платы, который предусматривает одно 6-контактное и одно 8-контактное гнездо питания.
Слотовая заглушка тоже соответствует эталонному дизайну: вы получите по одному двухканальному выходу DVI и HDMI, а также два разъёма mini-DisplayPort. Заглушка второго слота перфорирована, но без направленного воздушного потока такой дизайн нельзя назвать эффективным.
Если посмотреть сбоку, то пространство между вентиляторами и печатной платой занято алюминиевым радиатором с медными тепловыми трубками. Они передают выделяющееся тепло с пластины, соприкасающейся с GPU, на радиаторы в обоих направлениях, а уже затем тепло выбрасывается наружу с помощью обдува вентиляторами.
Вид печатной платы без кулера хорошо знаком - это неудивительно, поскольку и Gigabyte использовала эталонный дизайн.
Как и у всех протестированных видеокарт на эталонном дизайне, активно охлаждаются GPU и чипы памяти. Частично элементы 6-фазной системы питания охлаждаются собственным радиатором. У эталонного дизайна и видеокарты Double Dissipation Edition от XFX эти части закрываются основным кулером.
Три 8-мм тепловые трубки напрямую контактируют с пластиной GPU, позволяя отводить тепло быстро и эффективно. Отметим, что Gigabyte подчёркивает использование специальных рёбер у радиатора, которые снижают турбулентность воздушного потока. Кроме того, обдув воздуха выполняется не под углом 90° к печатной плате, а с небольшим наклоном. Это позволяет горячему воздуху лучше выходить за пределы видеокарты снизу и сверху.
Для данного теста мы немного изменили нашу конфигурацию, не только обновив драйверы, но и установив новое "железо". Мы разогнали процессор Intel Core i7 Extreme 965 с частоты 3,2 ГГц до 3,875 ГГц, чтобы максимально устранить ограничения по производительности CPU. Мы использовали следующие компоненты.
Тестовая конфигурация | |
Процессор | Intel Core i7 Extreme 965 3,2 ГГц, разогнан до 3,875 ГГц |
Материнская плата | ASUS P6T6 WS Revolution |
Оперативная память | Corsair XMS3 Dominator 4 Гбайт PC3-12800U CL 7-7-7-20 |
Жёсткий диск | Seagate Barracuda 7200.11 320 Гбайт |
Блок питания | Corsair HX1000 |
Операционная система | Windows 7 64 Bit |
Видеокарты | |
NVIDIA | NVIDIA GeForce GTX 590 (608/1215/854 МГц, 3072 Мбайт - 1536 Мбайт эффективное значение) |
NVIDIA GeForce GTX 580 (772/1544/1000 МГц, 1536 Мбайт) | |
NVIDIA GeForce GTX 570 (732/1464/950 МГц, 1280 Мбайт) | |
NVIDIA GeForce GTX 560 Ti 448 Cores (732/1464/950 МГц, 1280 Мбайт) | |
NVIDIA GeForce GTX 560 Ti (820/1640/1000 МГц, 1024 Мбайт) | |
NVIDIA GeForce GTS 550 Ti (900/1800/1026 МГц, 1024 Мбайт) | |
NVIDIA GeForce GTX 480 (700/1401/924 МГц, 1536 Мбайт) | |
NVIDIA GeForce GTX 470 (608/1215/838 МГц, 1280 Мбайт) | |
NVIDIA GeForce GTX 465 (608/1215/802 МГц, 1024 Мбайт) | |
NVIDIA GeForce GTX 460 (675/1350/900 МГЦ, 1024 Мбайт) | |
NVIDIA GeForce GTS 450 (783/1566/902 МГц, 1024 Мбайт) | |
AMD | AMD Radeon HD 7970 (925/925/1375 МГц, 3072 Мбайт) |
AMD Radeon HD 6990 (830/830/1250 МГц, 4096 MB - 2048 Мбайт эффективное значение) | |
AMD Radeon HD 6970 (880/880/1375 МГц, 2048 Мбайт) | |
AMD Radeon HD 6950 (800/800/1200 МГц, 2048 Мбайт) | |
AMD Radeon HD 6870 (900/900/1050 МГц, 1024 Мбайт) | |
AMD Radeon HD 6850 (775/775/1000 МГц, 1024 Мбайт) | |
AMD Radeon HD 5970 (725/725/1000 МГц, 2048 Мбайт - 1024 Мбайт эффективное значение) | |
AMD Radeon HD 5870 (850/850/1200 МГц, 1024 Мбайт) | |
AMD Radeon HD 5850 (725/725/1000 МГц, 1024 Мбайт) | |
AMD Radeon HD 5830 (800/800/1000 МГц, 1024 Мбайт) | |
Драйверы: | |
NVIDIA |
GeForce 285.76 |
AMD | AMD Catalyst 11.12 (8.921.2-111215a-130438E-ATI) |
Настройки драйверов NVIDIA:
- Текстурная фильтрация: Качество
- Сглаживание- гамма-коррекция: Да
- Текстурная фильтрация - оптимизация анизотропии: Нет
- Текстурная фильтрация - отрицательный LOD Bias: Заблокировано
Текстурные настройки AMD:
- Текстурная фильтрация: Качество
- Catalyst AI: Выключен/ Качество
Ниже приведены настройки тестов, использованных нами:
Futuremark 3DMark06 (стандартные настройки):
- 1680x1050 8xAA 16xAF
- 1920x1200 8xAA 16xAF
- 2560x1600 8xAA 16xAF
Futuremark 3DMark Vantage (PhysX выключен):
- Performance
- High
- Extreme
Resident Evil 5 (Motion Blur - да, Shadow Detail - High, Texture Detail - High, Overall Quality - High):
- 1680x1050 8xAA 16xAF
- 1920x1200 8xAA 16xAF
- 2560x1600 8xAA 16xAF
H.A.W.X. 2 (DirectX 11, все High или включены):
- 1680x1050 4xAA 16xAF
- 1680x1050 8xAA 16xAF
- 1920x1200 4xAA 16xAF
- 1920x1200 8xAA 16xAF
- 2560x1600 4xAA 16xAF
- 2560x1600 8xAA 16xAF
Far Cry 2 (DirectX 10, Performance - Very High, Overall Quality - Optimal, все остальное High):
- 1680x1050 4xAA 16xAF
- 1680x1050 8xAA 16xAF
- 1920x1200 4xAA 16xAF
- 1920x1200 8xAA 16xAF
- 2560x1600 4xAA 16xAF
- 2560x1600 8xAA 16xAF
Unigine Heaven 2.1 (DirectX 11, Shader - High, Tesselation - Normal):
- 1680x1050 4xAA 16xAF
- 1680x1050 8xAA 16xAF
- 1920x1200 4xAA 16xAF
- 1920x1200 8xAA 16xAF
- 2560x1600 4xAA 16xAF
- 2560x1600 8xAA 16xAF
Metro 2033 (DirectX 11, Quality - High, DOF - да, PhysX - выключен):
- 1680x1050 AAA 16xAF
- 1680x1050 4xAA 16xAF
- 1920x1200 AAA 16xAF
- 1920x1200 4xAA 16xAF
- 2560x1600 AAA 16xAF
- 2560x1600 4xAA 16xAF
Mafia II (Все настройки High или включены, без APEX PhysX):
- 1680x1050 без AA 16xAF
- 1680x1050 AA с (2xSSAA) 16xAF
- 1920x1200 без AA 16xAF
- 1920x1200 AA с (2xSSAA) 16xAF
- 2560x1600 без AA16xAF
- 2560x1600 AA с (2xSSAA) 16xAF
S.T.A.L.K.E.R. - Call of Pripyat (2560x1600, DirectX 11, Preset - Extreme, 4x MSAA, SSAO Mode - Default, SSOA Quality - Medium, enable Tesselation)
- Day
- Night
- Rain
- Sun
Anno 1404 (Все включено или High, старт кампании, первые 60 секунд):
- 1680x1050 4xAA 16xAF
- 1920x1200 4xAA 16xAF
- 2560x1600 4xAA 16xAF
Crysis Warhead (DirectX 10, Enthusiast, Frost Flythrough):
- 1680x1050 4xAA 16xAF
- 1920x1200 4xAA 16xAF
- 2560x1600 4xAA 16xAF
Давайте перейдем к результатам тестов:
Поскольку у видеокарт используется одинаковая печатная плата, то мы получаем очень близкие результаты энергопотребления в режиме бездействия, разница находится в пределах погрешности. Будет весьма интересно посмотреть, как себя покажут видеокарты с печатными платами собственного дизайна.
Под нагрузкой энергопотребление выглядит несколько иначе. У эталонной версии и модели XFX энергопотребление ниже, чем у GV-R797OC-3GD - всё же сказывается разгон видеокарты.
Две видеокарты Radeon HD 7970 с альтернативной системой охлаждения работают в режиме бездействия с чуть меньшей температурой. Впрочем, разница у всех тестовых моделей невелика.
Эффективное охлаждение под нагрузкой куда важнее. Здесь мы наблюдаем потенциал альтернативной системы охлаждения. Видеокарта XFX Radeon HD 7970 Double Dissipation Edition уже давала убедительные результаты, но система охлаждения Gigabyte GV-R797OC-3GD оказывается ещё лучше, GPU работает на градус холоднее.
Для покупателей видеокарт уровень шума тоже играет важную роль, хотя AMD уже неплохо поработала над эталонным решением. Но системы охлаждения производителей собственной разработки продолжают ставить новые рекорды. Две протестированные видеокарты от Gigabyte и XFX соответствуют обещаниям, уровень шума в режиме бездействия действительно ниже эталонной видеокарты.
Но работа под нагрузкой, конечно, важнее. Видеокарта XFX Radeon HD 7970 Double Dissipation Edition оказывается в лидерах по минимальному уровню шума. Хотя Gigabyte GV-R797OC-3GD работает всего на 0,3 дБ(А) громче. Gigabyte в данном случае решила допустить нагрев GPU на несколько градусов выше, чтобы видеокарта работала с меньшим уровнем шума.
Futuremark 3DMark Vantage является первым тестом в популярном семействе, опирающемся на API Microsoft DirectX 10. И данный тест действительно позволяет раскрыть весь потенциал нового графического интерфейса. 3DMark Vantage измеряет, в основном, графическую производительность системы. Чтобы вы смогли насладиться всей красотой без каких-либо ограничений, вам потребуется high-end система с мощным CPU.
Мы добавили в наши тесты последнее поколение 3DMark. 3DMark 11 является первым тестом, полностью ориентированным на DirectX 11, от разработчика Futuremark. Именно по этой причине тест интенсивно использует тесселяцию, глубину поля резкости, объёмное освещение и DirectCompute. Вполне логичным кажется требование по наличию многоядерного процессора с количеством ядер не меньше четырёх.
Последняя игра в семействе жанра ужастиков Resident Evil вышла не только для различных приставок, но и для ПК. В неё встроены тестовые прогоны, которые позволяют проверить производительность видеокарт в динамичном "зомбятнике". Мы выбрали второй тестовый прогон, поскольку он намного короче.
Far Cry 2 является шутером от первого лица собственной разработки Ubisoft. Перед нами уже вторая версия легендарной игры (ставшей уже классической) на собственном движке Dunia Engine. Он реализует динамически меняющуюся погоду, смену дня и ночи, а также растительность, тоже в динамике. Игра можно задействовать многоядерные процессоры, поддерживает DirectX 9 и 10, а также содержит встроенную функцию теста с многочисленными опциями конфигурации.
Разработчиков Crysis можно поблагодарить за то, что их игра стала тестом де-факто графических возможностей ПК. Движок Cry Engine всегда отличался тем, что мог "поставить на колени" даже новейшие high-end системы. Именно по этой причине для наших тестов мы взяли дополнение Crysis Warhead. Мы запускали Crysis в режиме DirectX 10 с максимальным уровнем детализации.
Для тестов мы взяли продолжение известной стратегии, получившей немало наград, под названием Anno 1404. Игра вышла в 2009 году от издателя Ubisoft, и в ней геймеру вновь предстоит исследовать Восток в XV веке. Новая версия игры стала ещё ближе к идеалу по графике. Все строения отображаются ещё более детально, морская вода движется ещё более реалистично, флорой и фауной можно любоваться. Вы можете слышать, как работают мельницы, повсюду летают птицы, а огонь приводит к появлению большого количества дыма. В распоряжении игрока оказывается больше островов, чем раньше, на которых он может развивать мощную цивилизацию и открывать новые технологии. Если выкрутить уровень детализации и эффекты на максимум, то Anno 1404 способна довольно серьёзно нагрузить систему.
Unigine Heaven 2.1 присутствует довольно много изменений по сравнению с предшествующей версией. Среди них есть и принудительное использование тесселяции. Кроме того, были добавлены и объекты, на которых заметно наложение новых эффектов. Отметим наличие динамических источников света, а также и расчет флагов с учетом физики.
Скачать тест Unigine Heaven 2.1 вы можете бесплатно на сайте www.unigine.com.
Враждебное окружение, радиация, мутанты и наёмники - все эти элементы бывший разработчик игры S.T.A.L.K.E.R. 4A Games Studios перенёс и во вселенную Metro 2033. В 2013 году человечество вновь погрязло в войне и почти что уничтожило всё живое ядерными бомбардировками. Небольшие группы выживших спустились в московское метро, чтобы укрыться. К сожалению, подземку заселили не только они, поэтому выжившим придётся сражаться с тварями, привыкшими к токсичным условиям. Причём цель этих тварей заключается в уничтожении оставшихся людей! В игре вы можете использовать как грубую силу, так и хитроумную тактику, но вам придётся нелегко. Как и в случае дебютной игры, разработчики смогли "поставить на колени" даже самые современные видеокарты.
Разработчик 2K Czech, создавший оригинальную игру Mafia, недавно выпустил вторую версию, которая оказалась вполне достойным продолжателем дела. Геймер погружается в мир 40-х и 50-х годов прошлого века, воссозданный с любовью к деталям. Игроку доступны около 50 машин, у каждой из которых свои особенности и свой стиль вождения. Исследование игрового мира выполняется под музыку Buddy Holly и Dean Martin, разработчики добавили в игру больше 120 лицензированных мелодий 40-х и 50-х годов XX века, которые приятно льются из автомобильного радиоприёмника.
Эталонная версия Radeon HD 7970 в наших первых тестах разгона была ограничена только возможностями программного обеспечения. Но видеокарта XFX Radeon HD 7970 Double Dissipation Edition всё же позволила прилично разогнать Radeon HD 7970. С помощью модифицированной версии BIOS и специальной версии утилиты ASUS GPUTweak (MSI Afterburner тоже поддерживает Radeon HD 7970 и позволяет изменять напряжение GPU), мы попытались разогнать Gigabyte GV-R797OC-3GD.
Мы смогли разогнать GPU до 1245 МГц, что на 10 МГц уступает модели XFX, но по сравнению с эталонной видеокартой прирост всё равно составляет 34,5 процента. Даже по сравнению с заводским разгоном мы получили прирост на 24,5 процента. Но для получения данного уровня разгона нам пришлось увеличить напряжение до 1,225 В. Что касается памяти, то мы смогли увеличить частоту до 1550 МГц. По крайней мере, с помощью разгона памяти мы смогли убрать "узкое место" у видеокарты Gigabyte. На производительности наш разгон сказался следующим образом:
Конечно, подъём напряжения и тактовых частот сопровождается увеличением энергопотребления, температуры и уровня шума.
Gigabyte GV-R797OC-3GD - первая видеокарта в нашей тестовой лаборатории, сочетающая собственную систему охлаждения с заводским разгоном. AMD предоставила производителям видеокарт богатые возможности по доработке Radeon HD 7970, поэтому они могут выпускать модели на любой вкус. Конечно, преимуществом видеокарт собственного дизайна производителей можно назвать более эффективное охлаждение, но и потенциал разгона тоже задействуется с тем или иным успехом. Gigabyte выбрала для GPU разгон до магической планки 1 ГГц, но мы уже знаем, что XFX объявила о заводском разгоне вместе со своими видеокартами Radeon HD 7970 Black Edition. Да и PowerColor Radeon HD 7970 должна вскоре выйти на печатной плате собственного дизайна с разгоном тоже до 1000 МГц. Возможно, AMD искусственно ограничила производителей видеокарт планкой 1000 МГц, или производители сами посчитали нецелесообразным выставлять больший уровень разгона.
Но перейдём к тестам. Gigabyte разогнала GPU у видеокарты GV-R797OC-3GD на восемь процентов. Но по результатам тестов видно, что увеличение тактовых частот на восемь процентов не даёт такого же выигрыша по производительности. В среднем, мы получили прирост частоты кадров на три-четыре процента. Возможно, частично в этом виноваты штатные тактовые частоты памяти. Увеличение частоты памяти с 1375 МГц до 1400 или 1425 МГц положительно сказывается на результатах. Стоит ли переплачивать за заводской разгон - решайте сами. Всё же планку 1000 МГц для GPU можно получить практически на любой видеокарте Radeon HD 7970.
{jphoto image=19864}
Система охлаждения Gigabyte GV-R797OC-3GD тоже не стала рекордной. Она действительно работала эффективнее эталонной системы охлаждения, но всё же уступала версии "Double Dissipation" от XFX. Конечно, в случае Gigabyte частота GPU была увеличена до 1000 МГц, то есть под нагрузкой мы получаем несколько иную ситуацию. Но мы по-прежнему не понимаем, почему видеокарта GV-R797OC-3GD отказалась от реализации технологии ZeroCore Power. Впрочем, у видеокарты XFX эта технология тоже не работала.
Но не будем забывать о серьёзном преимуществе Gigabyte GV-R797OC-3GD в виде потенциала разгона. В наших тестах мы смогли увеличить частоту GPU до 1245 МГц, что можно назвать очень хорошим результатом. Но разгон, к сожалению, не является уникальной функцией видеокарты Gigabyte. Вероятно, когда на рынок выйдут видеокарты с собственным дизайном производителей, мы получим больший разброс между результатами разных моделей после разгона.
На момент публикации цены на видеокарту Gigabyte GV-R797OC-3GD не были известны, поэтому какие-либо рекомендации по покупке дать сложно.
Преимущества Gigabyte GV-R797OC-3GD:
- Эффективная система охлаждения с низким уровнем шума и температурой
- Заводской разгон
- Хорошие возможности разгона
Недостатки Gigabyte GV-R797OC-3GD:
- Отсутствие поддержки ZeroCore Power
- Отсутствие заводского разгона памяти, который бы соответствовал более высокой частоте GPU