С видеокартой GeForce GTX 660 Ti (тест и обзор Hardwareluxx) NVIDIA недавно представила новую модель для верхнего сегмента массового рынка на GPU "Kepler". Сегодня компания наносит второй удар, ориентируясь на покупателей, чувствительных к цене. В нашу тестовую лабораторию поступили две новых видеокарты GeForce GTX 650 и 660. По крайней мере, "старшую" GeForce GTX 660 можно назвать вполне интересным вариантом для геймера с ограниченным бюджетом. Все подробности вы узнаете в нашей статье.
Производители графических процессоров AMD и NVIDIA давно поделили рынок на сегменты. Видеокарты дороже 16 тысяч рублей (400 евро) покупают обычно только энтузиасты. Причём уровень продаж этих видеокарт не так велик, поэтому производителям приходится поддерживать высокую цену. Большинство же покупателей ориентируются на так называемую "золотую середину" с оптимальным соотношением производительность/цена. Как правило, видеокарты в данном сегменте продаются по цене 10-12 тысяч рублей (250-300 евро), но сюда уже ориентирована GeForce GTX 660 Ti, которую сегодня можно найти по цене от 10,5 тыс. рублей. Что же касается NVIDIA GeForce GTX 660, то эта видеокарта будет биться за сегмент дешевле 8 тыс. рублей (200 евро), чтобы уровень продаж был достаточно внушительным.
NVIDIA выпускает эталонные версии видеокарт, но производители представляют модели собственного дизайна. В нашу тестовую лабораторию поступили видеокарты от ASUS и ZOTAC, опирающиеся на заводской разгон и альтернативную систему охлаждения.
Спецификации приведены в следующей таблице:
Технические спецификации видеокарт GeForce GTX 650/660 | |||
---|---|---|---|
Модель | NVIDIA GeForce GTX 650 | NVIDIA GeForce GTX 660 | NVIDIA GeForce GTX 660 Ti |
Розничная цена | 3 999 рублей в России $109 (рекоменд.) |
8 499 рублей в России $229 (рекоменд.) |
около 299 евро в Европе от 10,5 тыс. рублей в России |
Сайт производителя | NVIDIA | NVIDIA | NVIDIA |
Технические спецификации | |||
GPU | GK107 (GK107-301-A2) | GK106 (GK106-400-A1) | GK104 (GK104-300-KD-A2) |
Техпроцесс | 28 нм | 28 нм | 28 нм |
Число транзисторов | 1,3 млрд. | 2,54 млрд. | 3,54 млрд. |
Тактовая частота GPU | 1058 МГц | 980 МГц (Boost: 1033 МГц) | 915 МГц (Boost: 980 МГц) |
Частота памяти | 1250 МГц | 1502 МГц | 1502 МГц |
Тип памяти | GDDR5 | GDDR5 | GDDR5 |
Объём памяти | 1024 / 2048 Мбайт | 2048 Мбайт | 2048 Мбайт |
Ширина шины памяти | 128 бит | 192 бит | 192 бит |
Пропускная способность памяти | 80 Гбайт/с | 144,2 Гбайт/с | 144,2 Гбайт/с |
Версия DirectX | 11.1 | 11.1 | 11.1 |
Потоковые процессоры | 384 (1D) | 960 (1D) | 1344 (1D) |
Текстурные блоки | 32 | 80 | 112 |
Конвейеры растровых операций | 16 | 24 | 24 |
Пиксельная скорость заполнения | - | 23,5 Гпиксель/с | 22 Гпиксель/с |
TDP | 64 Вт | 140 Вт | 150 Вт |
SLI/CrossFire | - | SLI | SLI |
Видеокарта GeForce GTX 660 стала первой моделью на "младшем" дизайне Kepler GK106, GTX 650 использует GK107. Графический процессор производится по 28-нм техпроцессу, но по сравнению с флагманским GPU он серьёзно урезан, в результате чего количество транзисторов было уменьшено до 2,54 млрд. В случае GPU GeForce GTX 650 используется один кластер Graphics Processing Cluster с двумя кластерами SMX. Это даёт 384 потоковых процессора CUDA, 32 текстурных блока и 16 конвейеров растровых операций (ROP). Память GDDR5 ёмкостью 1024 или 2048 Мбайт подключается по 128-битной шине. NVIDIA указывает базовую частоту GPU 1058 МГц, причём функция GPU Boost не поддерживается. Память "младшего" Kepler работает на частоте 1250 МГц. Потенциальная производительность GeForce GTX 650 уже хорошо понятна хотя бы по тепловому пакету 64 Вт. Так что перед нами видеокарта начального уровня, которая вряд ли подойдёт амбициозному геймеру.
Видеокарта GeForce GTX 660 построена на GPU GK106. Поэтому количество транзисторов значительно превышает GTX 650. Но здесь используются уже три кластера Graphics Processing Сluster, которые содержат пять кластеров SMX. Количество потоковых процессоров CUDA здесь тоже составляет 960, то есть существенно выше, чем у GeForce GTX 650. Количество текстурных блоков у GeForce GTX 660 тоже увеличено до 80. Количество конвейеров растровых операций (ROP) составляет 24, что аналогично 660 GTX Ti, как и шина памяти - она 192-битная. NVIDIA выбрала базовую тактовую частоту GPU на уровне 980 МГц, но технология GPU Boost позволяет увеличивать её до уровня, как минимум, 1033 МГц. Частота памяти составляет 1502 МГц, к чему мы уже привыкли. NVIDIA для эталонной видеокарты оговаривает объём 2048 Мбайт памяти GDDR5. Тепловой пакет GPU составляет 140 Вт, так что данная модель весьма близка к GeForce GTX 660 Ti.
В следующей таблице приведены характеристики видеокарт, полученных нами от партнёров NVIDIA.
Технические спецификации видеокарт GeForce GTX 660 | ||
---|---|---|
Модель | ASUS GeForce GTX 660 DirectCU II TOP | Zotac GeForce GTX 660 AMP! Edition |
Розничная цена | Узнать цену в России | |
Сайт производителя | ASUS | ZOTAC |
Технические спецификации | ||
GPU | GK106 | GK106 |
Техпроцесс | 28 нм | 28 нм |
Число транзисторов | 2,54 млрд. | 2,54 млрд. |
Тактовая частота GPU | 1072 МГц (Boost: 1137 МГц) | 1111 МГц (Boost: 1176 МГц) |
Тактовая частота памяти | 1527 МГц | 1652 МГц |
Тип памяти | GDDR5 | GDDR5 |
Объём памяти | 2048 Мбайт | 2048 Мбайт |
Ширина шины памяти | 192 бит | 192 бит |
Пропускная способность памяти | 146,6 Гбайт/с | 158,6 Гбайт/с |
Версия DirectX | 11.1 | 11.1 |
Потоковые процессоры | 960 (1D) | 960 (1D) |
Текстурные блоки | 80 | 80 |
Конвейеры растровых операций | 24 | 24 |
Пиксельная скорость заполнения | 25,7 Гпиксель/с | 26,7 Гпиксель/с |
TDP | 140 Вт | 140 Вт |
SLI/CrossFire | SLI | SLI |
Помимо альтернативных систем охлаждения, на которых мы остановимся подробнее чуть ниже, оба производителя предлагают заводской разгон видеокарт. Напомним, что штатная частота GTX 660 составляет 980 МГц, но в случае ASUS GeForce GTX 660 DirectCU II TOP она увеличена до 1072 МГц. С помощью технологии GPU Boost возможно увеличение частоты, как минимум, до 1137 МГц. Кроме того, ASUS разогнала память на 25 МГц до уровня 1527 МГц. Другие спецификации по сравнению с эталонной видеокартой NVIDIA не изменились.
Видеокарта Zotac GeForce GTX 660 AMP! Edition даёт даже больший уровень разгона: 1111 МГц для GPU существенно превышает штатные спецификации NVIDIA 980 МГц. Кроме того, технология GPU Boost позволяет GPU увеличивать частоту до, как минимум, 1176 МГц. Также была увеличена и частота работы чипов памяти GDDR5. Они работают на частоте 1652 МГц, что соответствует увеличению на 150 МГц. Соответственно, у видеокарты увеличились пропускная способность памяти и пиксельная скорость заполнения. В остальном мы получаем типичные спецификации GPU GK106 у GeForce GTX 660.
В наших тестах мы посмотрим, как заводской разгон сказался на производительности. Сейчас же позвольте рассмотреть видеокарты более детально.
Начнём с ASUS GeForce GTX 660 DirectCU II TOP:
На первой странице обзора мы привели технические детали видеокарты ASUS GeForce GTX 660 DirectCU II TOP. Утилита GPU-Z распознала их корректно.
Видеокарта ASUS GeForce GTX 660 DirectCU II TOP для охлаждения не использует закрытый кожух: мы получаем знакомую концепцию кулера DirectCU II. За обдув радиатора отвечают два 60-мм вентилятора. За ними можно разглядеть алюминиевые рёбра радиатора.
Как можно видеть по фотографии задней стороны печатной платы, на ней располагается половина чипов памяти. Кроме того, можно видеть проходящие через кулер тепловые трубки.
Максимальное энергопотребление эталонной видеокарты GTX 660 составляет 140 Вт, дополнительный 6-контактный разъём питания вместе со слотом PCI Express обеспечивают видеокарту теоретически до 150 Вт энергии. Хотя ASUS добавила заводской разгон, подаваемого питания должно быть достаточно.
Видеокарта GeForce GTX 660 может работать и в конфигурации SLI. Поэтому на видеокарте ASUS GeForce GTX 660 DirectCU II TOP можно заметить соответствующий разъём.
На слотовой панели ввода/вывода мы получаем типичную для NVIDIA картину: два двухканальных выхода DVI (один DVI-I и один DVI-D), а также интерфейсы HDMI 1.4a и DisplayPort 1.2.
ASUS установила восемь чипов памяти ёмкостью 256 Мбайт, которые и дают суммарный объём 2048 Мбайт. Чипы памяти производства Samsung заявлены на работу на частоте 1500 МГц, но ASUS решила немного разогнать их на 25 МГц, что оказалось вполне возможным.
Без кулера DirectCU II можно разглядеть GPU. Рядом располагаются четыре из восьми чипов памяти, но, как и сзади видеокарты, им приходится обходиться без активного охлаждения. ASUS выбрала весьма просторный дизайн печатной платы, можно заметить большое количество свободных областей, на которых есть только сигнальные дорожки.
Если приглядеться, то можно рассмотреть модельный номер GPU: GK106-400-A1. NVIDIA использовала GPU в первой ревизии для объявления новых видеокарт.
Для подачи питания на GPU предусмотрены шесть фаз стабилизатора напряжения, ASUS выбрала высококачественные компоненты. Подобный дизайн мы уже встречали на других видеокартах линейки ASUS DirectCU. Ещё одна фаза рядом со слотовой заглушкой используется для питания чипов памяти.
Как можно догадаться по названию "DirectCU", медные тепловые трубки напрямую контактируют с кристаллом GPU и отводят тепло на радиатор. Чипы памяти кулером не охлаждаются.
Продолжим с видеокартой Zotac GeForce GTX 660 AMP! Edition:
Даже в случае Zotac GeForce GTX 660 AMP! Edition утилита GPU-Z правильно определила все параметры.
Видеокарта Zotac GeForce GTX 660 AMP! Edition оказалась по размерам намного меньше модели ASUS. Но это не помешало AMP! Edition использовать для охлаждения два вентилятора. Они имеют диаметр 70 мм.
Сзади хорошо видно, насколько компактная печатная плата. Но это не помешало Zotac разместить на ней половину чипов памяти.
Как и в случае модели ASUS, для дополнительного питания достаточно только одного 6-контактного разъёма питания.
На слотовой заглушке мы получаем стандартный набор интерфейсов: два двухканальных выхода DVI (один DVI-I и один DVI-D), а также интерфейсы HDMI 1.4a и DisplayPort 1.2.
Две медные тепловые трубки отводят выделяемое тепло от GPU и рассеивают его через радиатор.
Без кулера хорошо видны компактные размеры печатной платы. Но чипы памяти спереди закрыты металлической пластиной.
Честно говоря, для нас осталось загадкой, почему Zotac решила закрыть чипы памяти спереди, но оставила их "голыми" сзади. Справа можно заметить компоненты 4-фазной подсистемы питания.
Медная пластина кулера снизу напрямую контактирует с GPU. Две тепловые трубки отводят затем тепло на радиатор.
В отличие от кулера ASUS DirectCU, тепловые трубки не входят в прямой контакт с GPU. Зато Zotac опирается на эффективное соединение базовой пластины-основания и тепловых трубок, чтобы тепло передавалось максимально быстро.
Для проведения тестирования мы обновили нашу тестовую систему, а также и поколение драйверов. Процессор Intel Core i7-3960X был разогнан со штатной частоты 3,2 ГГц до 4,2 ГГц, чтобы максимально устранить "узкое место" по производительности CPU. Мы использовали следующие компоненты:
Тестовая конфигурация | |
---|---|
Процессор | Intel Core i7-3960X 3,3 ГГц, разгон до 4,2 ГГц |
Материнская плата | ASUS P9X79 |
Оперативная память | ADATA XPG Gaming Series Low Voltage 4x 2 Гбайт PC3-12800U CL 9-9-9-24 |
Накопитель | ADATA S510 SSD 60 Гбайт |
Блок питания | Seasonic Platinum Series 1000 Вт |
Операционная система | Windows 7 64 Bit с SP1 |
Видеокарты | |
NVIDIA | NVIDIA GeForce GTX 690 (915/1502 МГц, 4096 Мбайт) |
NVIDIA GeForce GTX 680 (1006/1502 МГц, 2048 Мбайт) | |
NVIDIA GeForce GTX 670 (915/1502 МГц, 2048 Мбайт) | |
NVIDIA GeForce GTX 660 Ti (915/1502 МГц, 2048 Мбайт) | |
NVIDIA GeForce GTX 660 (1058/1250 МГц, 2048 Мбайт) | |
NVIDIA GeForce GTX 590 (608/1215/854 МГц, 3072 MB - 1536 Мбайт эффективное значение) | |
NVIDIA GeForce GTX 580 (772/1544/1000 МГц, 1536 Мбайт) | |
NVIDIA GeForce GTX 570 (732/1464/950 МГц, 1280 Мбайт) | |
NVIDIA GeForce GTX 560 Ti 448 Cores (732/1464/950 МГц, 1280 Мбайт) | |
NVIDIA GeForce GTX 560 Ti (820/1640/1000 МГц, 1024 Мбайт) | |
NVIDIA GeForce GTX 560 (810/1620/1002 МГц, 1024 Мбайт) | |
NVIDIA GeForce GTX 550 Ti (900/1800/1026 МГц, 1024 Мбайт) | |
AMD | AMD Radeon HD 7970 GHz Edition (1050/1050/1500 МГц, 3072 Мбайт) |
AMD Radeon HD 7970 (925/925/1375 МГц, 3072 Мбайт) | |
AMD Radeon HD 7950 (800/800/1250 МГц, 3072 Мбайт) | |
AMD Radeon HD 7870 (1000/1000/1200 МГц, 2048 Мбайт) | |
AMD Radeon HD 7850 (860/860/1200 МГц, 2048 Мбайт) | |
AMD Radeon HD 7770 (1000/1000/1125 МГц, 1024 Мбайт) | |
AMD Radeon HD 7750 (800/800/1125 МГц, 1024 Мбайт) | |
AMD Radeon HD 6990 (830/830/1250 МГц, 4096 Мбайт - 2048 Мбайт эффективная) | |
AMD Radeon HD 6970 (880/880/1375 МГц, 2048 Мбайт) | |
AMD Radeon HD 6950 (800/800/1200 МГц, 2048 Мбайт) | |
AMD Radeon HD 6870 (900/900/1050 МГц, 1024 Мбайт) | |
AMD Radeon HD 6850 (775/775/1000 МГц, 1024 Мбайт) | |
AMD Radeon HD 6790 (840/840/1050 МГц, 1024 Мбайт) | |
AMD Radeon HD 6770 (850/850/1200 МГц, 1024 Мбайт) | |
Драйверы | |
NVIDIA | GeForce 306.23 |
AMD | Catalyst 12.7 |
Мы выражаем благодарность ASUS, Intel, ADATA, Thermaltake и Seasonic за предоставленные компоненты.
Настройки драйверов NVIDIA:
- Текстурная фильтрация: Качество
- Сглаживание- гамма-коррекция: Да
- Текстурная фильтрация - оптимизация анизотропии: Нет
- Текстурная фильтрация - отрицательный LOD Bias: Заблокировано
Текстурные настройки AMD:
- Текстурная фильтрация: Качество
- Catalyst AI: Выключен/ Качество
Ниже приведены настройки тестов, использованных нами:
Futuremark 3DMark 11 (DX11):
- Entry
- Performance
- Extreme
- Sala
Anno 2070 (DX11):
- 1680x1050 AA без 16xAF
- 1680x1050 MLAA 16xAF
- 1920x1080 AA без 16xAF
- 1920x1080 MLAA 16xAF
- 2560x1600 AA без 16xAF
- 2560x1600 MLAA 16xAF
Battlefield 3 (DX11):
- 1680x1050 1xAA 16xAF
- 1680x1050 4xAA 16xAF
- 1920x1080 1xAA 16xAF
- 1920x1080 4xAA 16XAF
- 2560x1600 1xAA 16xAF
- 2560x1600 4xAA 16xAF
Call of Duty: Modern Warfare 3 (DX9):
- 1680x1050 4xAA 16xAF
- 1920x1080 4xAA 16xAF
- 2560x1600 4xAA 16xAF
Crysis Warhead (DX10):
- 1680x1050 1xAA 16xAF
- 1680x1050 8xAA 16xAF
- 1920x1080 1xAA 16xAF
- 1920x1080 8xAA 16xAF
- 2560x1600 1xAA 16xAF
- 2560x1600 8xAA 16xAF
Crysis 2 (DX11):
- 1680x1050 1xAA 16xAF
- 1680x1050 16xAA 16xAF
- 1920x1080 1xAA 16xAF
- 1920x1080 16xAA 16xAF
- 2560x1600 1xAA 16xAF
- 2560x1600 16xAA 16xAF
Rage (OpenGL):
- 2560x1600 8xAA 16xAF
The Elder Scrolls V: Skyrim (DX9):
- 1680x1050 1xAA 16xAF
- 1680x1050 8xAA 16xAF
- 1920x1080 1xAA 16xAF
- 1920x1080 8xAA 16xAF
- 2560x1600 1xAA 16xAF
- 2560x1600 8xAA 16xAF
The Witcher 2 (DX9):
- 1680x1050 AA без 16xAF
- 1680x1050 MLAA 16xAF
- 1920x1080 AA без 16xAF
- 1920x1080 MLAA 16xAF
- 2560x1600 AA без 16xAF
- 2560x1600 MLAA 16xAF
Metro 2033 (DX11):
- 1680x1050 1xAA 16xAF
- 1680x1050 4xAA 16xAF
- 1920x1080 1xAA 16xAF
- 1920x1080 4xAA 16xAF
- 2560x1600 1xAA 16xAF
- 2560x1600 4xAA 16xAF
Мы традиционно начнём наши тесты с измерения энергопотребления, температуры и уровня шума.
Энергопотребление всей системы в режиме бездействия, Вт.
В режиме бездействия два представителя линейки GeForce GTX 660 потребляют энергии чуть больше модели GTX 660 Ti. Впрочем, разница находится в пределах погрешности.
Энергопотребление всей системы под нагрузкой, Вт.
Под нагрузкой на энергопотреблении двух видеокарт сказывается приличный уровень разгона. Видеокарта от Zotac потребляет на несколько ватт больше версии ASUS. Что ж, посмотрим, сможет ли производительность компенсировать увеличение энергопотребления.
Температура в режиме бездействия, градусы Цельсия.
В режиме бездействия температуры протестированных карт близки друг к другу. Система охлаждения DirectCU II от ASUS отлично зарекомендовала себя и в прошлом. Лишь на градус горячее оказалась видеокарта AMP! Edition от Zotac.
Температура под нагрузкой, градусы Цельсия.
Под нагрузкой системе охлаждения приходится намного сложнее. Видеокарта ASUS показала вполне убедительный результат 66 °C, а модель Zotac - 68 °C, разница невелика. В целом, обе видеокарты без проблем справятся с продолжительной работой, перегрева не возникнет.
Уровень шума в режиме бездействия, дБ(А).
При выборе видеокарты следует учитывать не только цену и производительность, но и уровень шума. Обе модели от ASUS и Zotac показали убедительные результаты в режиме бездействия. Совсем недавно мы опубликовали тесты семи видеокарт GeForce GTX 660 Ti (тест и обзор), так что вы можете сравнить результаты с ними. Будет интересно посмотреть на модели GTX 660 других производителей, когда они поступят в нашу тестовую лабораторию.
Уровень шума под нагрузкой, дБ(А).
Под нагрузкой расстановка сил не меняется. Эталонные видеокарты AMD и NVIDIA обычно работают с довольно высоким уровнем шума. Несмотря на разгон, видеокарты GeForce GTX 660 от ASUS и Zotac работают очень тихо. Ниже мы посмотрим, как соотносится такой уровень шума с производительностью.
Мы добавили в наши тесты последнее поколение 3DMark. 3DMark 11 является первым тестом, полностью ориентированным на DirectX 11, от разработчика Futuremark. Именно по этой причине тест интенсивно использует тесселяцию, глубину поля резкости, объёмное освещение и DirectCompute. Вполне логичным кажется требование по наличию многоядерного процессора с количеством ядер не меньше четырёх. Скачать тест можно в соответствующем разделе нашего сайта.
AMD и NVIDIA всегда подчёркивают вычислительную производительность своих GPU. И в дополнение к многочисленным движкам с поддержкой OpenCL, мы также решили оценить вычислительную производительность отдельно. Мы взяли тест LuxMark 2.0, тестовую сцену "Sala" с использованием RayTracing, результат теста выводится в сэмплах в секунду. Скачать LuxMark 2.0 можно по следующей ссылке.
Во второй части знаменитой ролевой саги "Ведьмак/The Witcher" Геральту из Ривии снова противостоят полчища тварей. С помощью меча и магии игроку предстоит пройти многочисленные локации фантастического игрового мира, радующего вниманием к деталям. Вторая часть игры под названием "Убийца королей/Assassins of Kings" стала успешным продолжением первой игры в развитии нелинейного сюжета, когда действия игрока влияют на ход игры. Игра вышла в 2010 году, и специально разработанный для неё Red Engine (DX9) смог поднять стандарты качества графики ролевых игр на новую планку. Геймеры и журналисты с одобрением встретили новую игру. И разработчики движка RED, компания CD Projekt, не зря назвали свой движок "лучшим в мире для ролевых игр".
Игра Call of Duty - Modern Warfare 3, вышедшая в конце 2011 года, стала восьмой в весьма успешном семействе. Шутер от первого лица позволяет насладиться активным геймплеем в реальном режиме времени, который перемежается с сюжетными вставками кинематографического качества. Геймер погружается в брутальную атмосферу игры благодаря богатым возможностям движка IW Engine 4.0 (DX9), оказываясь в гуще боевых событий. Если верить разработчикам, движок отличается от конкурирующих решений возможностью вертикального геймплея и проработанными детализованными текстурами.
Игра Anno 2070 отличается от предшествующих игр серии тем, что действие происходит не в прошлом, а через 60 лет в будущем. Геймплей во многом похож, то есть вам нужно исследовать и открывать острова, колонизировать их, создавать циклы производства продукции и развития поселений, чтобы удовлетворять потребности общества, а также выстраивать дипломатические отношения с соседями. В игру были введены три фракции: Эко/Eco нацеливаются на развитие возобновляемых источников энергии и сохранение природы, Магнаты/Tycoons не стесняются загрязнять окружающую среду ради прибыльной работы тяжелой промышленности. Третья фракция Техи/Techs развивают новые технологии и осваивают морские глубины. Большие острова, живая флора и фауна, впечатляющие эффекты воды и растительности - всё это в изобилии имеется в игре благодаря движку Related Designs (DX11), и высокие настройки детализации накладывают немалую нагрузку на видеокарту.
Семейство Battlefield недавно получило уже третью итерацию, позволяющую геймерам сражаться друг с другом на масштабных аренах. В игре можно выбирать бойцов разной специализации, воевать с помощью реалистично смоделированного оружия и техники. Добавьте к этому мощный движок Frostbite 2 (DX11), обеспечивающий глубокое погружение в игру. Благодаря продвинутой системе совершенствований, достижений и роста персонажа интерес к игре не будет ослабевать в течение долгого времени, добавьте к этому возможность разблокирования оружия и гаджетов. Так что длительное наслаждение третьей игрой в семействе Battlefield гарантировано.
Разработчиков Crysis можно поблагодарить за то, что их игра стала тестом де-факто графических возможностей ПК. Движок Cry Engine всегда отличался тем, что мог "поставить на колени" даже новейшие high-end системы. Именно по этой причине для наших тестов мы взяли дополнение Crysis Warhead. Мы запускали Crysis в режиме DirectX 10 с максимальным уровнем детализации.
Игра Crysis 2 на основе CryEngine 3 (DX11) переносит игрока в пост апокалиптический Нью-Йорк. Раса чужих под названием "цефы", знакомая по первой части игры, во второй части вновь пытается уничтожить человечество. Главный персонаж с позывным Алькатрас вновь оказывается в гуще событий, ему придётся надеяться только на свой нанокостюм, обеспечивающий возможности супермена, а также на оружие. Игроку как и раньше противостоят превосходящие силы врага. В отличие от первой игры, владельцы "слабых" компьютеров тоже получат плавную игру благодаря опциональному режиму DirectX 9. Разработчики пошли на некоторый технический компромисс, что связано и с портированием игры под приставки. Так что для современного "железа" игра оказывается уже не такой "тяжелой".
Действие пятой игры в семействе The Elder Scrolls разворачивается в провинции Skyrim. Сюжет игры построен вокруг возвращения драконов, что было предсказано в древних свитках ("Elder Scrolls"). Геймер играет роль "довакина", то есть персонажа с телом человека и душой дракона. В игре вам предстоит сражаться не только с обычными тварями, но и с драконами. Добавим к этому реалистичные улицы и захватывающие дух пейзажи, уходящие в горизонт. Благодаря отличной детализации растительности и значительной дальности видимости Skyrim может нагрузить любую видеокарту.
Враждебное окружение, радиация, мутанты и наёмники - все эти элементы бывший разработчик игры S.T.A.L.K.E.R. 4A Games Studios перенёс и во вселенную Metro 2033. В 2013 году человечество вновь погрязло в войне и почти что уничтожило всё живое ядерными бомбардировками. Небольшие группы выживших спустились в московское метро, чтобы укрыться. К сожалению, подземку заселили не только они, поэтому выжившим придётся сражаться с тварями, привыкшими к токсичным условиям. Причём цель этих тварей заключается в уничтожении оставшихся людей! В игре вы можете использовать как грубую силу, так и хитроумную тактику, но вам придётся нелегко. Как и в случае дебютной игры, разработчики смогли "поставить на колени" даже самые современные видеокарты движком A4 (DX11).
Хотя обе видеокарты уже имеют заводской разгон, мы постарались его увеличить. Видеокарты оснащены альтернативными системами охлаждения, да и результаты температуры и уровня шума позволяют надеяться на высокие частоты разгона. Конечно, разгон не превратит GeForce GTX 660 в топовую видеокарту, но бесплатно выжать несколько кадров в секунду - тоже идея неплохая.
Видеокарту ASUS GeForce GTX 660 DirectCU II TOP мы смогли разогнать с уровня 1072/1527 МГц до 1134 МГц для GPU и 1700 МГц для памяти. Это соответствует разгону GPU почти на шесть процентов.
В случае Zotac GeForce GTX 660 AMP! Edition мы стартовали с более высокой позиции 1111/1652 МГц и получили 1152 МГц для GPU, память мы разогнали до 1700 МГц. Из-за более высоких тактовых частот видеокарты Zotac разгон составил всего 3,6 процента.
В тестах разгон привел к следующему результату:
Разгон повлиял на энергопотребление, температуру и уровень шума:
Энергопотребление всей системы под нагрузкой, Вт.
Температура под нагрузкой, градусы Цельсия.
Уровень шума под нагрузкой, дБ(А).
Сразу же скажем, что производительность GeForce GTX 650 мы оценить не смогли, поскольку не получили образца видеокарты. Но ситуация изменится в ближайшие дни, кроме того, мы представим тесты и других моделей GeForce GTX 660 в дополнение к протестированным видеокартам ASUS и Zotac.
Видеокарта GeForce GTX 660 Ti неплохо показала себя, хотя и не добралась до уровня Radeon HD 7950. Вместе с тем она обошла "младшие" видеокарты Radeon HD 7870 и 7850. Новая видеокарта NVIDIA GeForce GTX 660 как раз нацелена на конкуренцию с ними - по уровню производительности она примерно соответствует Radeon HD 7870 и 7850.
Мы не протестировали видеокарту с эталонным дизайном от NVIDIA, но зато получили две модели от Asus и Zotac. Сразу же стало понятным, что сходство с GeForce GTX 660 Ti прослеживается не только по названию, но и по спецификациям, а также подходам производителей. Как и в случае моделей GeForce GTX 660 Ti, мы получили видеокарты с системами охлаждения Direct CU II и AMP! Edition.
Что интересно, в штатном режиме производительность новинки уступает GeForce GTX 660 Ti, но благодаря заводскому разгону мы получили даже более высокий уровень. Но следует отметить, что на рынке будут присутствовать, в основном, как раз версии с большим или меньшим заводским разгоном. Видеокарта Radeon HD 7950, как правило, побеждает обе модели GeForce GTX 660. С оппонентами в виде Radeon HD 7870 и 7850 новые видеокарты обычно справляются. Разница по производительности между ASUS GeForce GTX 660 DirectCU II TOP и Zotac GeForce GTX 660 AMP! Edition невелика, чаще всего в пользу Zotac.
Видеокарты обеспечивают приличную производительность в современных играх на средних разрешениях и средних настройках сглаживания. Никакого революционного прорыва от видеокарт, подобных GeForce GTX 660, ждать не стоит. NVIDIA ориентировала новинку на пользователей с ограниченным бюджетом, которым GeForce GTX 660 Ti кажется слишком дорогой.
По энергопотреблению обе модели тоже дают близкие результаты, хотя AMP! Edition оказалась более "прожорливой" из-за более высоких тактовых частот. По температурам и уровню шума в лидеры выходит модель ASUS. Система охлаждения DirectCU II уже отлично показала себя на видеокартах предыдущего поколения, и здесь мы вновь наблюдаем замечательные результаты. Система охлаждения AMP! Edition работает с большей нагрузкой, поэтому и шумит чуть сильнее.
Цены NVIDIA GeForce GTX 660 Ti в Европе на момент старта составляли 299 евро, но сегодня они снизились до 265 евро. В России видеокарты GTX 660 Ti сегодня продаются по цене от 10,5 тыс. рублей. Видеокарта NVIDIA GeForce GTX 660 стартует с уровня 225 евро в Европе, $229 в США и 8 499 руб. в России. Zotac для своей видеокарты AMP! Edition указала цену 249 евро. Конечно, реальные цены в магазинах мы узнаем в самое ближайшее время.
Преимущества ASUS GeForce GTX 660 DirectCU II TOP:
- Хорошее соотношение цена/производительность
- Можно комфортно играть в игры на средних разрешениях и средних настройках сглаживания
- Хорошая система охлаждения
- DirectX 11.1
- PCI-Express 3.0
Недостатки ASUS GeForce GTX 660 DirectCU II TOP:
- Более высокое энергопотребление из-за заводского разгона
Преимущества Zotac GeForce GTX 660 AMP! Edition:
- Хорошее соотношение цена/производительность
- Можно комфортно играть в игры на средних разрешениях и средних настройках сглаживания
- DirectX 11.1
- PCI-Express 3.0
Недостатки Zotac GeForce GTX 660 AMP! Edition:
- Более высокое энергопотребление из-за заводского разгона