Тест и обзор: две видеокарты GeForce GTX 660 от EVGA и KFA² с заводским разгоном

Опубликовано:

2xgtx66ocСразу же после объявления новой видеокарты GeForce GTX 660, мы начали получать первые образцы от партнёров NVIDIA. Две из них легли в основу данной статьи: EVGA GeForce GTX 660 Superclocked и KFA² GeForce GTX 660 EX OC, мы сравним их с конкурирующими моделями AMD. Обе видеокарты работают на повышенных тактовых частотах, что даёт определённые преимущества по производительности. В случае модели KFA² ещё используется собственная система охлаждения - видеокарта EVGA традиционно базируется на эталонном кулере. В нашей статье мы подробно рассмотрим обе видеокарты.

После объявления NVIDIA GeForce GTX 660 Ti (тест и обзор) через некоторое время на рынок вышли ещё две видеокарты "Kepler": GeForce GTX 660 (тест и обзор) и GeForce GTX 650 (тест и обзор). Через две недели после их объявления партнёры NVIDIA выслали нам свои модели, которые мы сравним с эталонной версией GTX 660 и конкурентами AMD. EVGA GeForce GTX 660 SuperClocked оснащена эталонным кулером, а у KFA² EX OC мы получаем собственное решение с многочисленными алюминиевыми рёбрами, толстыми тепловыми трубками и двумя вентиляторами, так что по эффективности охлаждения и уровню шума видеокарта должна выгодно выделяться среди конкурентов. Обе модели предлагают более высокие тактовые частоты (заводской разгон). Напомним, что NVIDIA указала для эталонных видеокарт частоты 980 МГц для GPU и 1502 МГц для памяти, но в случае KFA² мы получаем 1006/1502 МГц, соответственно. Видеокарта EVGA работает с ещё более высокими частотами 1046/1502 МГц, обгоняя все ранее протестированные видеокарты GeForce GTX 660. Если вы желаете приобрести 3D-ускоритель в классе цены 200 евро, то мы надеемся, что наша статья сможет вам помочь. Мы подробно рассмотрим EVGA GeForce GTX 660 Superclocked и KFA² GeForce GTX 660 EX OC, а также приведём результаты тестов.

Перед тем, как мы перейдём к тестированию двух видеокарт, позвольте поговорить об архитектуре GPU. Подобно всем современным видеокартам NVIDIA, GeForce GTX 660 базируется на архитектуре "Kepler", которая официально была объявлена в марте 2012 вместе с выходом GeForce GTX 680 (тест и обзор). Графический процессор производится по 28-нм техпроцессу на заводах TSMC, но по сравнению с флагманским GPU он серьёзно урезан, в результате чего количество транзисторов было уменьшено до 2,54 млрд. Видеокарта GeForce GTX 660 построена на GPU GK106. Здесь используются три кластера Graphics Processing Cluster, которые содержат пять кластеров SMX. Каждый кластер содержит 192 потоковых процессора и 16 текстурных блоков, в результате общее количество потоковых процессоров CUDA здесь составляет 960, а количество текстурных блоков у GeForce GTX 660 - 80. Количество конвейеров растровых операций (ROP) составляет 24, что аналогично 660 GTX Ti, как и шина памяти - она 192-битная. NVIDIA выбрала базовую тактовую частоту GPU на уровне 980 МГц, но технология GPU Boost позволяет увеличивать её до уровня, как минимум, 1033 МГц. Частота памяти составляет 1502 МГц, к чему мы уже привыкли. NVIDIA для эталонной видеокарты оговаривает объём 2048 Мбайт памяти GDDR5. Тепловой пакет GPU составляет 140 Вт, так что данная модель весьма близка к GeForce GTX 660 Ti.

Как уже отмечали выше, две протестированные видеокарты работают на более высоких тактовых частотах по сравнению с эталонной моделью, до 1046/1502 МГц.

Спецификации приведены в следующей таблице:

Обзор видеокарт GeForce GTX 660
Модель NVIDIA GeForce GTX 660 EVGA GeForce GTX 660 SuperClocked KFA² GeForce GTX 660 EX OC
Розничная цена от 7,7 тыс. рублей около 200 евро в Европе
Узнать цену в России
около 215 евро в Европе
Узнать цену в России
Сайт производителя NVIDIA EVGA KFA²
Технические спецификации
GPU GK106 (GK106-400-A1) GK106 (GK106-400-A1) GK106 (GK106-400-A1)
Техпроцесс 28 нм 28 нм 28 нм
Число транзисторов 2,54 млрд. 2,54 млрд. 2,54 млрд.
Тактовая частота GPU 980 МГц (Boost: 1033 МГц) 1046 МГц (Boost: 1111 МГц) 1006 МГц (Boost: 1072 МГц)
Частота памяти 1502 МГц 1502 МГц 1502 МГц
Тип памяти GDDR5 GDDR5 GDDR5
Объём памяти 2048 Мбайт 2048 Мбайт 2048 Мбайт
Ширина шины памяти 192 бит 192 бит 192 бит
Пропускная способность памяти 144,2 Гбайт/с 144,2 Гбайт/с 144,2 Гбайт/с
Версия DirectX 11.1 11.1 11.1
Потоковые процессоры 960 (1D) 960 (1D) 960 (1D)
Текстурные блоки 80 80 80
Конвейеры растровых операций 24 24 24
Пиксельная скорость заполнения 23,5 Гпиксель/с 25,1 Гпиксель/с 24,1 Гпиксель/с
SLI/CrossFire SLI SLI SLI

Обе протестированные видеокарты работают на более высоких тактовых частотах, что должно помочь им обойти конкурентов и эталонную модель по производительности. В случае видеокарты KFA² будет интересно оценить производительность системы охлаждения. Но сначала позвольте рассмотреть обе видеокарты KFA² GeForce GTX 660 EX OC и EVGA GeForce GTX 660 Superclocked более подробно.


EVGA редко меняет систему охлаждения. Даже в случае GeForce GTX 660 Superclocked мы получаем привычный кулер NVIDIA. Зато вы получаете существенно более высокие тактовые частоты. Эталонная видеокарта NVIDIA работает на 980 МГц, но версия EVGA Superclocked может похвастаться частотой GPU 1046 МГц, то есть существенно выше. 2048 Мбайт памяти GDDR5 подключены по привычной 192-битной шине, частота работы составляет 1502 МГц, то есть в данном отношении спецификации соответствуют эталонным.

evga

Из-за более высокой тактовой частоты GPU, пиксельная скорость заполнения EVGA GeForce GTX 660 Superclocked увеличена до 25,1 Гпиксель/с. Память работает с пропускной способностью 144,2 Гбайт/с, на стандартном уровне.

Внешне видеокарта мало отличается от эталонной модели. Разве что логотип производителя указывает на продукт EVGA. Под двухслотовым кулером скрывается GPU GK106.

Сам кулер состоит из многочисленных алюминиевых рёбер, двух медных тепловых трубок и 65-мм радиального вентилятора.

На задней панели мы тоже не обнаружили каких-либо отличий. Длина видеокарты составляет около 18 см, причём треть от длины занимает система охлаждения.

Для обеспечения достаточного питания EVGA GeForce GTX 660 Superclocked потребуется дополнительный 6-контаткный разъём питания PCI Express, который позволяет видеокарте теоретически потреблять до 150 Вт от блока питания (вместе со слотом PCI Express). Максимальное энергопотребление NVIDIA указывает на уровне 140 Вт.


На двухслотовой заглушке размещены привычные порты. Вы получите два порта DVI, порт HDMI и дополнительный разъём DisplayPort.

Если производительности EVGA GeForce GTX 660 Superclocked будет недостаточно, вы можете позднее добавить эквивалентный 3D-ускоритель. Благодаря поддержке SLI вы можете комбинировать две видеокарты в режиме с несколькими GPU.

Комплект поставки видеокарты EVGA довольно скудный, вы получите руководство по быстрой установке, CD с драйвером, наклейку на корпус и все необходимые переходники.


Если снять с видеокарты EVGA GeForce GTX 660 Superclocked систему охлаждения, то вы получите стандартную печатную плату.

Она оснащена 5-фазной подсистемой питания, GPU имеет площадь 220 мм².

Кулер использует крупную алюминиевую пластину с многочисленными алюминиевыми рёбрами. За вывод горячего воздуха за пределы корпуса отвечает 65-мм радиальный вентилятор.


KFA² выбрала для видеокарты GeForce GTX 660 EX OC принцип конструкции, уже знакомый нам по модели KFA² GeForce GTX 660 Ti EX OC (тест и обзор). В отличие от рассмотренной выше видеокарты EVGA, у KFA² мы получаем другую систему охлаждения и увеличенную по длине печатную плату. Кулер использует два осевых вентилятора и толстые тепловые трубки. Внутренние характеристики видеокарты тоже отличаются от эталонной модели. KFA² установила стандартный объём 2048 Мбайт видеопамяти GDDR5 на частоте 1502 МГц, но GPU работает на повышенной частоте 1006 МГц по сравнению с эталонным значением 980 МГц. Но, опять же, рассмотренная выше видеокарта EVGA даёт ещё более высокий заводской разгон. Ниже мы посмотрим, какие результаты получим по производительности и эффективности охлаждения.

kfa

Из-за более высокой тактовой частоты GPU пиксельная скорость заполнения оказалась выше уровня стандартной GeForce GTX 660. Мы получили 24,1 Гпиксель/с. Но память работает на стандартной частоте 1502 МГц, что приводит к пропускной способности 144,2 Гбайт/с.

Визуально KFA² GeForce GTX 660 EX OC напоминает "старшую" модель KFA² GeForce GTX 660 Ti EX OC (тест и обзор). Но в данном случае мы получаем плату с синим текстолитом. Покупателей по-прежнему должны привлечь заводской разгон и система охлаждения с двумя вентиляторами.

Вместо эталонного кулера KFA² установила собственную модель. Она опирается на многочисленные алюминиевые рёбра, три толстых медных тепловых трубки и два осевых вентилятора с центральным монтажом и диаметром 80 мм.

Плата существенно длиннее эталонного варианта, здесь система охлаждения уже не добавляют свою треть.

Подобно EVGA GeForce GTX 660 Superclocked выше, видеокарта KFA² GeForce GTX 660 EX OC для работы требует подключения дополнительного 6-контактного гнезда питания PCI Express. NVIDIA заявляет максимальное энергопотребление 140 Вт, но оно может быть чуть выше из-за заводского разгона.


На двухслотовой заглушке вы получите два порта DVI и по одному порту HDMI или DisplayPort.

Поддержка SLI тоже присутствует. Вы можете скомбинировать в режим с несколькими GPU две одинаковые видеокарты - если у вас есть подходящая материнская плата, конечно же.

По комплекту поставки видеокарта KFA² ограничена только самыми базовыми аксессуарами. В дополнение к CD с драйвером и руководству по быстрой установке, вы получите два переходника для питания и DVI на VGA.


Снимем радиатор с нашей тестовой видеокарты. За ним можно наблюдать печатную плату собственного дизайна производителя.

Вместо стандартных пяти фаз системы питания GeForce GTX 660, здесь мы получаем шесть.

Кулер KFA² GeForce GTX 660 EX OC оснащён многочисленными алюминиевыми рёбрами, они дополняются тремя тепловыми трубками толщиной до 6 мм и двумя 80-мм вентиляторами. Всё это обещает высокую эффективность охлаждения при сохранении низкого уровня шума. Так ли это, мы узнаем ниже.


Для проведения тестирования мы обновили нашу тестовую систему, а также и поколение драйверов. Процессор Intel Core i7-3960X был разогнан со штатной частоты 3,2 ГГц до 4,2 ГГц, чтобы максимально устранить "узкое место" по производительности CPU. Мы использовали следующие компоненты:

Тестовая система
Процессор Intel Core i7-3960X 3,3 ГГц, разгон до 4,2 ГГц
Материнская плата ASUS P9X79
Оперативная память ADATA XPG Gaming Series Low Voltage 4x 2 Гбайт PC3-12800U CL 9-9-9-24
Накопитель ADATA S510 SSD 60 Гбайт
Блок питания Seasonic Platinum Series 1000 Вт
Операционная система Windows 7 64 Bit с SP1
Видеокарты
NVIDIA NVIDIA GeForce GTX 690 (915/1502 МГц, 4096 Мбайт)
NVIDIA GeForce GTX 680 (1006/1502 МГц, 2048 Мбайт)
NVIDIA GeForce GTX 670 (915/1502 МГц, 2048 Мбайт)
NVIDIA GeForce GTX 660 Ti (915/1502 МГц, 2048 Мбайт)
NVIDIA GeForce GTX 590 (608/1215/854 МГц, 3072 MB - 1536 Мбайт эффективное значение) 
NVIDIA GeForce GTX 580 (772/1544/1000 МГц, 1536 Мбайт)
NVIDIA GeForce GTX 570 (732/1464/950 МГц, 1280 Мбайт)
NVIDIA GeForce GTX 560 Ti 448 Cores (732/1464/950 МГц, 1280 Мбайт) 
NVIDIA GeForce GTX 560 Ti (820/1640/1000 МГц, 1024 Мбайт)
NVIDIA GeForce GTX 560 (810/1620/1002 МГц, 1024 Мбайт) 
NVIDIA GeForce GTX 550 Ti (900/1800/1026 МГц, 1024 Мбайт)
AMD AMD Radeon HD 7970 GHz Edition (1050/1050/1500 МГц, 3072 Мбайт) 
AMD Radeon HD 7970 (925/925/1375 МГц, 3072 Мбайт) 
AMD Radeon HD 7950 (800/800/1250 МГц, 3072 Мбайт) 
AMD Radeon HD 7870 (1000/1000/1200 МГц, 2048 Мбайт) 
AMD Radeon HD 7850 (860/860/1200 МГц, 2048 Мбайт) 
AMD Radeon HD 7770 (1000/1000/1125 МГц, 1024 Мбайт) 
AMD Radeon HD 7750 (800/800/1125 МГц, 1024 Мбайт)
AMD Radeon HD 6990 (830/830/1250 МГц, 4096 Мбайт - 2048 Мбайт эффективная) 
AMD Radeon HD 6970 (880/880/1375 МГц, 2048 Мбайт) 
AMD Radeon HD 6950 (800/800/1200 МГц, 2048 Мбайт)
AMD Radeon HD 6870 (900/900/1050 МГц, 1024 Мбайт)
AMD Radeon HD 6850 (775/775/1000 МГц, 1024 Мбайт)
AMD Radeon HD 6790 (840/840/1050 МГц, 1024 Мбайт)
AMD Radeon HD 6770 (850/850/1200 МГц, 1024 Мбайт)
Драйверы
NVIDIA GeForce 306.02 Beta
AMD Catalyst 12.8

Мы выражаем благодарность ASUS, Intel, ADATA, Thermaltake и Seasonic за предоставленные компоненты.

Настройки драйверов NVIDIA:

Текстурные настройки AMD:

Ниже приведены настройки тестов, использованных нами:

Futuremark 3DMark 11 (DX11):

LuxMark 2.0 (OpenCL):

Anno 2070 (DX11):

Battlefield 3 (DX11):

Call of Duty: Modern Warfare 3 (DX9):

Crysis Warhead (DX10):

Crysis 2 (DX11):

Rage (OpenGL):

The Elder Scrolls V: Skyrim (DX9):

The Witcher 2 (DX9):

Metro 2033 (DX11):


После обновления нашей тестовой системы мы выполняем измерения энергопотребления, температуры и уровня шума. Максимальное энергопотребление, температура и уровень шума измеряются под нагрузкой игрой Crysis 2 в разрешении 1920 x 1080 пикселей с активными режимами повышения качества AF / AA. Оставшиеся три измерения в режиме бездействия мы проводили через десять минут после старта системы. Уровень шума мы измеряли с расстояния 30 см.

laut-idle

Уровень шума в режиме бездействия, дБ(А).

laut-last

Уровень шума под нагрузкой, дБ(А).

Обе видеокарты при работе под Windows в режиме бездействия показали вполне достойные результаты. Видеокарта EVGA GeForce GTX 660 Superclocked показала уровень шума 39,2 дБ(A), а KFA² GeForce GTX 660 EX OC чуть меньше - 38,6 дБ(A). Под нагрузкой скорость вращения вентиляторов у обеих видеокарт увеличилась, но уровень шума остался в допустимых пределах. Для видеокарты KFA² мы получили уровень шума до 47,6 дБ(A), для видеокарты EVGA - 49,9 дБ(A). В целом, две протестированные видеокарты работали тише GeForce GTX 560 Ti, GeForce GTX 660 Ti или Radeon HD 6870.

strom-idle

Энергопотребление всей системы в режиме бездействия, Вт.

strom-last

Энергопотребление всей системы под нагрузкой, Вт.

По энергопотреблению мы обнаружили большие отличия в режимах 2D и 3D. Из-за более высоких тактовых частот видеокарта EVGA потребляла энергии заметно больше своего оппонента. Мы получили 305,1 Вт под нагрузкой против 291,3 Вт у KFA² (приведено общее энергопотребление системы). Видеокарты потребляли больше энергии, чем GeForce GTX 660 Ti, не говоря уже о Radeon HD 7850. В режиме бездействия разница сократилась: две протестированные видеокарты потребляли 106 или 102,3 Вт.

temp-idle

Температура в режиме бездействия, градусы Цельсия.

temp-last

Температура под нагрузкой, градусы Цельсия.

s

Как можно видеть по результатам тестов температур, кулер KFA² GeForce GTX 660 EX OC эффективно работает и в режиме бездействия, и под нагрузкой - 28-нм GPU охлаждается ниже отметки 65 °C. Температура 61 °C оказалась лучше других протестированных видеокарт. EVGA GeForce GTX 660 Superclocked с температурой до 78 °C нагревается существенно выше. В режиме бездействия температуры составляют 38 °C или 29 °C, то есть находятся на относительно низком уровне. Производительность кулера KFA² нас приятно удивила!


Мы добавили в наши тесты последнее поколение 3DMark. 3DMark 11 является первым тестом, полностью ориентированным на DirectX 11, от разработчика Futuremark. Именно по этой причине тест интенсивно использует тесселяцию, глубину поля резкости, объёмное освещение и DirectCompute. Вполне логичным кажется требование по наличию многоядерного процессора с количеством ядер не меньше четырёх. Скачать тест можно в соответствующем разделе нашего сайта.

3dmark11_2_rs 3dmark11_1_rs
3dmark11_4_rs 3dmark11_3_rs

3dmark11-entr

3dmark11-entr

3dmark11-entr


AMD и NVIDIA всегда подчёркивают вычислительную производительность своих GPU. И в дополнение к многочисленным движкам с поддержкой OpenCL, мы также решили оценить вычислительную производительность отдельно. Мы взяли тест LuxMark 2.0, тестовую сцену "Sala" с использованием RayTracing, результат теста выводится в сэмплах в секунду. Скачать LuxMark 2.0 можно по следующей ссылке.

luxmark-1-rsluxmark-2-rs

luxmark-3-rsluxmark-4-rs

luxmark


Во второй части знаменитой ролевой саги "Ведьмак/The Witcher" Геральту из Ривии снова противостоят полчища тварей. С помощью меча и магии игроку предстоит пройти многочисленные локации фантастического игрового мира, радующего вниманием к деталям. Вторая часть игры под названием "Убийца королей/Assassins of Kings" стала успешным продолжением первой игры в развитии нелинейного сюжета, когда действия игрока влияют на ход игры. Игра вышла в 2010 году, и специально разработанный для неё Red Engine (DX9) смог поднять стандарты качества графики ролевых игр на новую планку. Геймеры и журналисты с одобрением встретили новую игру. И разработчики движка RED, компания CD Projekt, не зря назвали свой движок "лучшим в мире для ролевых игр".

Crysis1_rsCrysis2_rs
Crysis3_rs Crysis4_rs

witcher2-1680

witcher2-1680

witcher2-1680

witcher2-1680

witcher2-1680

witcher2-1680


Игра Call of Duty - Modern Warfare 3, вышедшая в конце 2011 года, стала восьмой в весьма успешном семействе. Шутер от первого лица позволяет насладиться активным геймплеем в реальном режиме времени, который перемежается с сюжетными вставками кинематографического качества. Геймер погружается в брутальную атмосферу игры благодаря богатым возможностям движка IW Engine 4.0 (DX9), оказываясь в гуще боевых событий. Если верить разработчикам, движок отличается от конкурирующих решений возможностью вертикального геймплея и проработанными детализованными текстурами.

ResidentEvil1_rs ResidentEvil2_rs
ResidentEvil3_rs ResidentEvil4_rs

cod-1680

cod-1680

cod-1680


Игра Anno 2070 отличается от предшествующих игр серии тем, что действие происходит не в прошлом, а через 60 лет в будущем. Геймплей во многом похож, то есть вам нужно исследовать и открывать острова, колонизировать их, создавать циклы производства продукции и развития поселений, чтобы удовлетворять потребности общества, а также выстраивать дипломатические отношения с соседями. В игру были введены три фракции: Эко/Eco нацеливаются на развитие возобновляемых источников энергии и сохранение природы, Магнаты/Tycoons не стесняются загрязнять окружающую среду ради прибыльной работы тяжелой промышленности. Третья фракция Техи/Techs развивают новые технологии и осваивают морские глубины. Большие острова, живая флора и фауна, впечатляющие эффекты воды и растительности - всё это в изобилии имеется в игре благодаря движку Related Designs (DX11), и высокие настройки детализации накладывают немалую нагрузку на видеокарту.

 
 

anno-1680

anno-1680

anno-1680

anno-1680

anno-1680

anno-1680


Семейство Battlefield недавно получило уже третью итерацию, позволяющую геймерам сражаться друг с другом на масштабных аренах. В игре можно выбирать бойцов разной специализации, воевать с помощью реалистично смоделированного оружия и техники. Добавьте к этому мощный движок Frostbite 2 (DX11), обеспечивающий глубокое погружение в игру. Благодаря продвинутой системе совершенствований, достижений и роста персонажа интерес к игре не будет ослабевать в течение долгого времени, добавьте к этому возможность разблокирования оружия и гаджетов. Так что длительное наслаждение третьей игрой в семействе Battlefield гарантировано.

ResidentEvil1_rs ResidentEvil2_rs
ResidentEvil3_rs ResidentEvil4_rs

bf-1680

bf-1680

bf-1680

bf-1680

bf-1680

bf-1680


Разработчиков Crysis можно поблагодарить за то, что их игра стала тестом де-факто графических возможностей ПК. Движок Cry Engine всегда отличался тем, что мог "поставить на колени" даже новейшие high-end системы. Именно по этой причине для наших тестов мы взяли дополнение Crysis Warhead. Мы запускали Crysis в режиме DirectX 10 с максимальным уровнем детализации.

Crysis1_rs Crysis2_rs
Crysis3_rs Crysis4_rs

crysis-1680 

crysis-1680 

crysis-1680 

crysis-1680 

crysis-1680 

crysis-1680 


Игра Crysis 2 на основе CryEngine 3 (DX11) переносит игрока в пост апокалиптический Нью-Йорк. Раса чужих под названием "цефы", знакомая по первой части игры, во второй части вновь пытается уничтожить человечество. Главный персонаж с позывным Алькатрас вновь оказывается в гуще событий, ему придётся надеяться только на свой нанокостюм, обеспечивающий возможности супермена, а также на оружие. Игроку как и раньше противостоят превосходящие силы врага. В отличие от первой игры, владельцы "слабых" компьютеров тоже получат плавную игру благодаря опциональному режиму DirectX 9. Разработчики пошли на некоторый технический компромисс, что связано и с портированием игры под приставки. Так что для современного "железа" игра оказывается уже не такой "тяжелой".

Crysis1_rs Crysis2_rs
Crysis3_rs Crysis4_rs

crysis2-1680 

crysis2-1680 

crysis2-1680 

crysis2-1680 

crysis2-1680 

crysis2-1680 


Действие пятой игры в семействе The Elder Scrolls разворачивается в провинции Skyrim. Сюжет игры построен вокруг возвращения драконов, что было предсказано в древних свитках ("Elder Scrolls"). Геймер играет роль "довакина", то есть персонажа с телом человека и душой дракона. В игре вам предстоит сражаться не только с обычными тварями, но и с драконами. Добавим к этому реалистичные улицы и захватывающие дух пейзажи, уходящие в горизонт. Благодаря отличной детализации растительности и значительной дальности видимости Skyrim может нагрузить любую видеокарту.

Crysis1_rs Crysis2_rs
Crysis3_rs Crysis4_rs

skyrim-1680 

skyrim-1680 

skyrim-1680 

skyrim-1680 

skyrim-1680 

skyrim-1680 


Враждебное окружение, радиация, мутанты и наёмники - все эти элементы бывший разработчик игры S.T.A.L.K.E.R. 4A Games Studios перенёс и во вселенную Metro 2033. В 2013 году человечество вновь погрязло в войне и почти что уничтожило всё живое ядерными бомбардировками. Небольшие группы выживших спустились в московское метро, чтобы укрыться. К сожалению, подземку заселили не только они, поэтому выжившим придётся сражаться с тварями, привыкшими к токсичным условиям. Причём цель этих тварей заключается в уничтожении оставшихся людей! В игре вы можете использовать как грубую силу, так и хитроумную тактику, но вам придётся нелегко. Как и в случае дебютной игры, разработчики смогли "поставить на колени" даже самые современные видеокарты движком A4 (DX11).

Metro_1_rs Metro_2_rs
Metro_3_rs Metro_4_rs

metro-1680

metro-1680

metro-1680

metro-1680

metro-1680

metro-1680


Конечно же, мы попытались выполнить разгон GPU и памяти выше штатных спецификаций, пусть даже оба производителя уже оснастили видеокарты заводским разгоном. Мы выставили напряжение видеокарт на максимум, как и подняли Power Target. После многочисленных тестов производительности и стабильности мы смогли определить самые высокие тактовые частоты двух видеокарт. Несмотря на менее комфортные стартовые условия (штатная система охлаждения, более высокий заводской разгон) видеокарта EVGA GeForce GTX 660 Superclocked смогла разогнаться лучше.

Мы получили следующие результаты (включая частоту GPU, памяти и Boost):

 

oc1

oc1

oc1

oc1

oc1

Энергопотребление всей системы под нагрузкой, Вт.

oc1

Температура под нагрузкой, градусы Цельсия.

oc1

Уровень шума под нагрузкой, дБ(А).


Видеокарта GeForce GTX 660 конкурирует с моделями AMD Radeon HD 7870 и Radeon HD 7850. Обе протестированные модели обгоняют "младшую" видеокарту AMD, но в большинстве тестов Radeon HD 7870 оказывается заметно быстрее, несмотря на заводской разгон двух протестированных в статье GTX 660. Иерархия между EVGA GeForce GTX 660 Superclocked и KFA² GeForce GTX 660 EX OC хорошо чувствуется: с частотой 1046 МГц видеокарта EVGA оказывается в тестах быстрее конкурента KFA², которому приходится довольствоваться 1006 МГц. Оба производителя выбрали стандартный объём памяти 2048 Мбайт, которая работает на частоте 1502 МГц. В данном отношении EVGA и KFA² придерживались рекомендаций калифорнийского производителя графических процессоров.

Что касается эффективности охлаждения и уровня шума, версия EVGA Superclocked показала себя хуже соперника. Традиционно для EVGA мы получили эталонную систему охлаждения, которая привела к высоким температурам и шумной работе. Температура GPU составила до 78 °C, уровень шума - чуть ниже отметки 50 дБ(A). 49,9 дБ(A), если быть точным. KFA² выбрала иной путь, установив двухслотовую систему охлаждения собственного дизайна, оснащённую тремя тепловыми трубками и двумя 80-мм вентиляторами. Температура оказалась рекордно низкой - под нагрузкой нагрев GPU составил всего 61 °C. Уровень шума, максимум, 47,6 дБ(A) тоже заметно ниже конкурента.

По энергопотреблению обе модели оказались более прожорливыми, чем GeForce GTX 660 Ti или конкуренты Radeon HD 7850/7870. Это связано с более высокими тактовыми частотами (заводским разгоном). Видеокарта EVGA с частотой 1046 МГц в данном отношении потребляет чуть больше оппонента. Под нагрузкой система потребляла от розетки до 305,1 Вт. У видеокарты KFA² энергопотребление оказалось чуть ниже - 291,3 Вт из-за меньшей тактовой частоты 1006 МГц чипа. Что касается потенциала разгона, то видеокарта EVGA показала себя лучше, несмотря на менее благоприятные условия (штатная система охлаждения и больший нагрев). Мы смогли разогнать видеокарту EVGA GeForce GTX 660 Superclocked до частоты 1122 по GPU и до 1618 МГц по памяти, она прошла тесты без единого сбоя. Видеокарта KFA² GeForce GTX 660 EX OC, к сожалению, не смогла дать частоту выше 1047 МГц по GPU и 1618 МГц по памяти, что ненамного превосходит штатную тактовую частоту видеокарты EVGA.

По комплекту поставки оба производителя ничем не выделяются. Вы получите обязательное руководство по быстрой установке, CD с драйверами и пару необходимых переходников. Хотя бы у видеокарты EVGA есть наклейка на корпус.

{jphoto image=28748}

Цена видеокарт составляет 200 или 215 евро в Европе, в России на момент публикации они ещё не были объявлены. Видеокарта KFA² стоит чуть дороже, но она даёт меньшую температуру и уровень шума. Если же вы не хотите тратить больше, то за 200 евро можете приобрести EVGA GeForce GTX 660 Superclocked, которая показала отличные результаты разгона и производительности. Так что сами выбирайте, стоит ли доплачивать 15 евро за более эффективную систему охлаждения. В России следует исходить из розничных цен, когда видеокарты появятся в продаже. В таблице ниже мы привели ссылки на карточки видеокарт в Яндекс.Маркет, по которым вы можете проверить доступность в рознице.

Позвольте ещё раз привести характеристики протестированных видеокарт в таблице:

Спецификации GeForce GTX 660
Модель EVGA GeForce GTX 660 SuperClocked KFA² GeForce GTX 660 EX OC
Розничная цена около 200 евро в Европе
Узнать цену в России
около 215 евро в Европе
Узнать цену в России
Сайт производителя EVGA KFA²
Технические спецификации
GPU GK106 (GK106-400-A1) GK106 (GK106-400-A1)
Техпроцесс 28 нм 28 нм
Число транзисторов 2,54 млрд. 2,54 млрд.
Тактовая частота GPU 1046 МГц (Boost: 1111 МГц) 1006 МГц (Boost: 1072 МГц)
Частота памяти 1502 МГц 1502 МГц
Тип памяти GDDR5 GDDR5
Объём памяти 2048 Мбайт 2048 Мбайт
Ширина шины памяти 192 бит 192 бит
Пропускная способность памяти 144,2 Гбайт/с 144,2 Гбайт/с
Версия DirectX 11.1 11.1
Потоковые процессоры 960 (1D) 960 (1D)
Текстурные блоки 80 80
Конвейеры растровых операций 24 24
Пиксельная скорость заполнения 25,1 Гпиксель/с 24,1 Гпиксель/с
SLI/CrossFire SLI SLI
Уровень шума
В режиме бездействия 39,2 дБ(A) 38,6 дБ(A)
Под нагрузкой 49,9 дБ(A) 47,6 дБ(A)
Энергопотребление
В режиме бездействия 106,0 Вт 102,3 Вт
Под нагрузкой 305,1 Вт 291,3 Вт
Температуры
В режиме бездействия 38 °C 29 °C
Под нагрузкой 78 °C 61 °C

Видеокарты EVGA GeForce GTX 660 Superclocked the KFA² GeForce GTX 660 EX OC показали себя неплохо. Вместе с тем никаких сюрпризов мы не получили.

Преимущества EVGA GeForce GTX 660 SuperClocked:

  • Достаточно производительная для современных игр
  • Высокие тактовые частоты из-за заводского разгона
  • Хороший потенциал разгона

Недостатки EVGA GeForce GTX 660 SuperClocked:

  • Высокие температуры
  • Спартанский комплект поставки

Преимущества KFA² GeForce GTX 660 EX OC:

  • Достаточно производительная для современных игр
  • Очень тихая работа
  • Очень хорошая эффективность охлаждения

Недостатки KFA² GeForce GTX 660 EX OC:

  • Скудный комплект поставки
  • Невысокий потенциал разгона