Тест и обзор: AMD Radeon R9 290X

Опубликовано:

amd-290x-logoВидеокарты Radeon R9 280X, R9 270X и R7 260X, объявленные в начале октября, не свершили революции. Новые функции, такие как TrueAudio и DirectX 11.2 с поддержкой Tier 2 пока что были поддержаны только на видеокарте Radeon R7 260X, а гибкая реализация Eyefinity расширяется и до старых видеокарт. Но сегодня, наконец, официально выходит видеокарта Radeon R9 290X. Поэтому мы можем поговорить обо всех функциях архитектуры Graphics Core Next 2.0. Новый механизм PowerTune позволяет видеокарте работать максимально эффективно, также поддерживается возможность работы в Crossfire без мостика. Но наиболее интересным аспектом будет производительность GPU "Hawaii", которую мы оценим в полном наборе тестов. Видеокарта Radeon R9 290 тоже была объявлена, но её судьба пока неизвестна.

Сегодня AMD представляет только самую быструю модель поколения "Volcanic Islands". Видеокарта Radeon R9 290X базируется на новом GPU "Hawaii" и представляет собой дальнейшее развитие архитектуры GCN. Как и в случае "младших" видеокарт, AMD обеспечивает не только более высокую производительность новых GPU, но и предлагает обновлённый набор функций. В статье, опубликованной в начале октября, мы упоминали детали о поддержке TrueAudio, разрешении 4K/UltraHD и гибкой реализации Eyefinity. У новой модели все эти функции тоже есть. Но ниже мы всё же приведём сравнение новых видеокарт поколения "Volcanic Islands", чтобы оценить их функциональность.

Сравнение видеокарт Volcanic Islands
Модель AMD Radeon R9 290X AMD Radeon R9 280X AMD Radeon R9 270X AMD Radeon R7 260X
Розничная цена Около 475 евро от 10,0 тыс. рублей в России
около 250 евро в Европе
от 6,6 тыс. рублей в России
около 165 евро в Европе
Узнать цену в России
около 120 евро в Европе
Сайт производителя AMD AMD AMD AMD
Технические спецификации
GPU Hawaii XT Tahiti XTL Curacao XT Bonaire
Техпроцесс 28 нм 28 нм 28 нм 28 нм
Число транзисторов 6,2 млрд. 4,3 млрд. 2,8 млрд. 2,08 млрд.
Тактовая частота GPU (базовая) 1.000 МГц 1.000 МГц 1.000 МГц 1.100 МГц
Тактовая частота GPU (Boost) 1.000 МГц 1.050 МГц 1.050 МГц -
Частота памяти 1.250 МГц 1.500 МГц 1.400 МГц 1.625 МГц
Тип памяти GDDR5 GDDR5 GDDR5 GDDR5
Объём памяти 4.096 Мбайт 3.072 Мбайт 2.048 / 4.096 Мбайт 2.048 Мбайт
Ширина шины памяти 512 бит 384 бит 256 бит 128 бит
Пропускная способность памяти 320,0 Гбайт/с 288,0 Гбайт/с 179,2 Гбайт/с 104,0 Гбайт/с
Версия DirectX 11.2 11.2 11.2 11.2
Потоковые процессоры 2816 2048 1.280 896
Текстурные блоки 176 128 80 56
Конвейеры растровых операций (ROP) 64 32 32 16
Пиксельная скорость заполнения 64 Гпиксель/с 33,6 Гпиксель/с 33,6 Гпиксель/с 17,6 Гпиксель/с
SLI/CrossFire CrossFire CrossFire CrossFire CrossFire
Макс. энергопотребление > 250 Вт 250 Вт 180 Вт 115 Вт
Сравнение функций
Поддержка TrueAudio Да Нет Нет Да
GCN 2.0 Да Нет (GCN 1.0) Нет (GCN 1.0) Нет (GCN 1.1)
DirectX 11.2 Tier 2 Да Нет Нет Да
Гибкая Eyefinity Да Да Да Да
CrossFire без мостика Да Нет Нет Да

Видеокарта Radeon R9 290X представляет собой единственную новую разработку в поколении "Volcanic Islands", и она существенно отличается от Radeon R9 280X. GPU построен на новой архитектуре, которую мы подробно обсудим чуть ниже, он поддерживает большую ёмкость памяти, более широкий интерфейс памяти и технологии TrueAudio, DirectX 11.2 Tier 2 и Crossfire без мостика - данные функции были доступны только у "младшей" Radeon R7 260X.

Видеокарта AMD Radeon R9 290X использует GPU "Hawaii" с 6,2 млрд. транзисторов, который производится по 28-нм техпроцессу. Площадь чипа составляет 438 мм². Для сравнения, у "Tahiti XT2" мы получаем площадь 352 мм² и 4,3 млрд. транзисторов. Базовую частоту AMD не указывает, но в режиме Boost через PowerTune обеспечивается частота 1.000 МГц. Впрочем, данная частота не является предельной, как мы увидим по видеокартам партнёров AMD. Вскоре после представления R9 290X на рынок выйдут модели с более высокими тактовыми частотами, чем 1000 МГц, в том числе и с эталонной системой охлаждения. Частоту памяти AMD выставила более консервативно, всего 1250 МГц. С 512-битным интерфейсом памяти пропускная способность составила 320 Гбайт/с. Видеокарта Radeon R9 290X оснащена 4.096 Мбайт памяти GDDR5.

Скриншот GPU-Z видеокарты Radeon R9 290X

44 блока Compute Units (CU) содержат по четыре блока SIMD (Single Instruction Multiple Data) каждый, последние используют 16 потоковых процессоров или АЛУ (арифметико-логические устройства), что даёт 2.816 потоковых процессоров у GPU Radeon R9 290X. Также мы получаем 176 текстурных блоков. Конвейеры растровых операций ROP (Raster Operation Units) уже не привязаны к блокам CU и установлены отдельно - их мы получаем 64. Они также не подсоединяются и к интерфейсу памяти, в отличие от "Tahiti". AMD реализовала на кристалле четыре движка шейдеров (Shader Engine), каждый содержит 11 блоков CU и до четырех блоков рендеринга (Rendering Back-End) с четырьмя ROP в каждом. В результате мы получаем до 64 конвейеров растровых операций (ROP).

Выше мы лишь вкратце описали новую архитектуру Graphics Core Next 2.0, более конкретно мы поговорим о ней на отдельной странице. Перед тем, как мы приступим к рассмотрению деталей, позвольте сравнить видеокарту Radeon R9 290X с основными конкурентами GeForce GTX 780 и GeForce GTX Titan от NVIDIA:

Сравнение Volcanic Islands с конкурентами
Модель AMD Radeon R9 290X NVIDIA GeForce GTX 780 NVIDIA GeForce GTX Titan
Розничная цена Около 475 евро от 20,1 тыс. рублей в России
около 510 евро в Европе
от 32,7 тыс. рублей в России
около 800 евро
Сайт производителя AMD NVIDIA NVIDIA
Технические спецификации
GPU Hawaii XT GK110 (GK110-300-A1) GK110 (GK110-400-A1)
Техпроцесс 28 нм 28 нм 28 нм
Число транзисторов 6,2 млрд. 7,1 млрд. 7,1 млрд.
Частота GPU (базовая частота) 1.000 МГц 864 МГц 837 МГц
Частота GPU (частота Boost) 1.000 МГц 902 МГц 876 МГц
Частота памяти 1.250 МГц 1.502 МГц 1.502 МГц
Тип памяти GDDR5 GDDR5 GDDR5
Объём памяти 4.096 Мбайт 3.072 Мбайт 6.144 Мбайт
Ширина шины памяти 512 бит 384 бит 384 бит
Пропускная способность памяти 320,0 Гбайт/с 288,4 Гбайт/с 288,4 Гбайт/с
Версия DirectX 11.2 11.1 11.1
Потоковые процессоры 2.816 2.304 (1D) 2.688 (1D)
Текстурные блоки 176 192 224
Конвейеры растровых операций (ROP) 64 48 48
Тепловой пакет (TDP) > 250 Вт 250 Вт 250 Вт

Ниже мы рассмотрим эксклюзивные функции "Hawaii", а также технологии уже известных видеокарт "Volcanic Islands".


Graphics Core Next 2.0
Graphics Core Next 2.0

Обзорный слайд GPU "Hawaii" позволяет вычленить ключевые спецификации новинки: до 44 блоков Compute Units (CU) с четырьмя SIMD каждый (Single Instruction Multiple Data). В каждом блоке SIMD содержатся 16 потоковых процессоров (АЛУ), что даёт 2.816 потоковых процессоров в общей сложности. Они сгруппированы в четыре так называемых блока шейдерных движков (Shader Engine), к каждым из которых прикреплён геометрический процессор (Geometry Processor), так что вычисления распределяются между четырьмя шейдерными движками. Графический процессор оснащён 2 Мбайт кэш-памяти L2. Внутри блоков СU также используется кэш L1 и блоки регистров разных размеров. Наконец, восемь 64-битных контроллеров памяти обеспечивают 512-битный интерфейс. Ниже мы детально рассмотрим отдельные компоненты.

Graphics Core Next 2.0
Graphics Core Next 2.0

На GPU "Hawaii" может использоваться до четырёх шейдерных движков, каждый из которых содержит 11 блоков Compute Unit. Так что вполне можно ожидать версии "Hawaii" с двумя или тремя шейдерными движками. Пока подобные видеокарты не объявлены, но вполне возможно, что AMD Radeon R9 290 нас чем-то удивит. Внутри каждого шейдерного движка используется геометрический процессор (Geometry Processor) которые, в том числе, отвечают за распределение нагрузки между четырьмя шейдерными движками. Данная функция нацелена больше на сферу GPGPU, до четырёх CU могут совместно использовать кэш инструкций и данных. Кроме того, в зависимости от используемых конвейеров растровых операций, каждый шейдерный движок может задействовать до четырёх блоков рендеринга (Rendering Back-End).

Graphics Core Next 2.0
Graphics Core Next 2.0

Если посмотреть на структуру отдельных блоков CU (Compute Unit), то изменений не так много. На блок CU установлены четыре блока SIMD, которые получают данные от диспетчера (Scheduler). Каждый CU оснащён 16 кбайт кэша L1, четырьмя блоками векторных регистров по 64 кбайт, кэшем локальных данных на 64 кбайт и блоком скалярных регистров на 4 кбайт.

Graphics Core Next 2.0
Graphics Core Next 2.0

AMD доработала процессор команд (Command Processor) и геометрические процессоры (Geometry Processor), что позволило увеличить производительность вычислений геометрии. Здесь мы вновь получаем оптимизации, поскольку принципиально структура не изменилась. AMD заявляет о более высокой эффективности, поскольку снижает объём передаваемых данных с внешних компонентов, что повышает производительность.

Graphics Core Next 2.0
Graphics Core Next 2.0

Четыре потоковых движка получают до четырёх блоков рендеринга (Rendering Back-End), что позволяет использовать, максимум, 16 блоков рендеринга (4 ROP в каждом). Именно по этой причине Radeon R9 290X может похвастаться пропускной способностью растровых конвейеров до 64 Гпиксель/с. Дальнейшие оптимизации кэшей L1 и L2 позволили увеличить ёмкость на 33 процента, а также на 33% внутреннюю пропускную способность. Но в распределении кэшей на блок CU изменений не произошло. В принципе, улучшения можно связать с увеличением числа блоков Compute Unit на кристалле. Суммарная пропускная способность всех кэшей составляет 1 Тбайт/с.

Graphics Core Next 2.0
Graphics Core Next 2.0

Важной особенностью архитектуры "Hawaii" является 512-битный интерфейс памяти GPU. Несмотря на снижение частоты памяти, он позволил AMD поднять пропускную способность памяти до 320 Гбайт/с. Важно отметить, что AMD смогла оптимизировать структуру контроллера памяти на кристалле, что позволило ему занимать меньшую площадь. Это позволило AMD заявить о приросте пропускной способности памяти на квадратный миллиметр, но на конечных пользователях такие изменения вряд ли отразятся.

Graphics Core Next 2.0
Graphics Core Next 2.0

AMD подчеркивает увеличение в новой архитектуре большинства ключевых параметров: повышение числа потоковых процессоров, более широкий интерфейс памяти и двукратное увеличение других характеристик. Повышение площади кристалла вряд ли можно считать позитивным, если только производительность не будет расти прямо пропорционально площади.

Для прироста производительности в играх важно увеличивать пиксельную скорость заполнения. На неё положительно влияют большая пропускная способность памяти, а также большее количество блоков CU и потоковых процессоров, которые выполняют простые арифметические операции.

Graphics Core Next 2.0
Graphics Core Next 2.0

AMD в новых процессорах "Hawaii" внесла ряд изменений, нацеленных на оптимизацию вычислений на GPU. Мы получаем восемь асинхронных вычислительных движков Asynchronous Compute Engines (ACE), которые могут работать независимо. Каждый движок ACE получает очередь, в которой могут храниться до восьми команд. Для ускорения доступа к данным все движки ACE могут напрямую обращаться к кэшу L2. Через два движка DMA возможен доступ и к оперативной памяти компьютера. В данном случае будет полезной высокая пропускная способность 16 Гбайт/с у интерфейса PCI Express 3.0.


AMD TrueAudio
AMD TrueAudio

Существенную роль в продвижении новых видеокарт AMD отводит технологии TrueAudio. С помощью TrueAudio AMD планирует перенести обработку и вывод звука в играх на новый уровень. Почему это так важно, можно посмотреть на иллюстрации выше. Сегодня при разработке игры звуку уделяется не такое большое значение. Бюджет CPU приходится разделять между разными задачами, и на звук обычно отводится не больше 10 процентов. Для звука важна не только чистая нагрузка на CPU, но возможность обрабатывать звук в реальном времени. С новой технологией TrueAudio AMD обещает оставить позади все описанные проблемы.

В немалой степени из-за low-end звуковых чипов (которые встроены в большинство материнских плат) Microsoft пришлось почти полностью переписать звуковой стек, практически исключив аппаратное ускорение звука.

AMD TrueAudio
AMD TrueAudio

Чтобы обеспечить обработку звука в реальном времени, AMD интегрировала в GPU цифровой сигнальный процессор (ЦСП или DSP). Но он востребован только в случае сложных звуковых эффектов в многоканальном окружении. Они позволяют точно разместить геймера в 3D-мире и по звуковому окружению, но при этом расчеты звука становятся намного более сложными. Причём эти расчеты не только сложные, но и чувствительные ко времени обработки. Расчеты звука должны, в лучшем случае, выполняться в реальном времени, чтобы картинка и звук были синхронизированы. Приятно, что для поддержки TrueAudio вам не потребуется дискретная видеокарта. Просчитанный ЦСП звук будут перенаправляться на обычную звуковую карту, при этом тип вывода звука значения не имеет (колонки, наушники, HDMI и DisplayPort).

AMD TrueAudio
AMD TrueAudio

На следующей диаграмме показаны отдельные подсистемы и процедуры TrueAudio. Мы не будем подробно разбирать их в рамках данной статьи, поскольку не каждый читатель профессионально интересуется звуком и технологиями ЦСП.

AMD TrueAudio
AMD TrueAudio

AMD разработала ЦСП не самостоятельно, она опиралась на интеллектуальную собственность компании Tensilca, с помощью которой были разработаны специально оптимизированные компоненты чипа. Видеокарты TrueAudio оснащены несколькими подобными ЦСП, каждый из которых содержит 32 кбайт кэша данных и инструкций, а также отдельный буфер 8 кбайт.

AMD TrueAudio
AMD TrueAudio

Помимо 64 кбайт кэша и дополнительных 8 кбайт буфера для каждого ЦСП, AMD добавила 384 кбайт общей памяти, в которую каждый ЦСП может записывать или считывать информацию напрямую (через прямой доступ к памяти, ПДП или DMA). Также TrueAudio может резервировать до 64 Мбайт из видеопамяти.

AMD TrueAudio
AMD TrueAudio

Для технологии TrueAudio специальной звуковой карты не требуется, что хорошо видно по следующей иллюстрации. Звуковые данные передаются из игрового движка на так называемую прослойку "middleware". Она отвечает за расчет, например, звуковых эффектов. Разработчики игр редко прибегают к созданию собственных звуковых движков, предпочитая опираться на поставщиков "middleware", которые выполняют эту работу за них. Среди известных компаний-производителей "middleware" можно отметить GenAudio, Firelight Technologies и AudioKinetics. Эти компании разработали звуковые движки, которые могут использовать аппаратную технологию AMD TrueAudio.

После обработки звуковые данные передаются звуковому стеку операционной системы и звуковой карте, которые отвечают за вывод звуковых сигналов на соответствующие средства воспроизведения звука, как можно видеть на правой стороне слайда.

AMD TrueAudio
AMD TrueAudio

Преимущества TrueAudio AMD видит даже при выводе стереозвука, поскольку он теперь будет рассчитываться более реалистично. При расчете звука будет использоваться информация о расположении геймера в виртуальном пространстве, на видеокарте TrueAudio будут просчитываться различные источники звука.

AMD TrueAudio
AMD TrueAudio

Поддержка TrueAudio должна быть явно прописана игровыми разработчиками. Вполне возможно, что для уже вышедших игр появятся патчи с поддержкой TrueAudio. AMD также представляет API TrueAudio, которое могут использовать разработчики middleware. Мы уже упомянули трёх разработчиков, которые будут поддерживать технологию в своих решениях. Вскоре AMD опубликует дополнительные детали.

AMD TrueAudio
AMD TrueAudio

На слайде подведены итоги и показаны преимущества, которые обеспечивает AMD TrueAudio: более точное и более реалистичное позиционирование 3D-звука, в том числе и для воспроизведения стерео. Также ЦСП может выполнять и другие задачи, которые не будут отнимать вычислительные ресурсы CPU на обработку десятков звуковых потоков - всё это будет рассчитываться аппаратно.


AMD UltraHD и Eyefinity
AMD UltraHD и Eyefinity

Конечно, новые дисплеи высокого разрешения 4K или UltraHD играют важную роль в продвижении новых видеокарт AMD. Но прежде всего здесь необходимо разрешить ряд проблем. Некоторые из них мы уже обсуждали в нашей статье, посвященной играм в разрешении 4K/UltraHD.

AMD UltraHD и Eyefinity
AMD UltraHD и Eyefinity

Прежде всего, следует учитывать цену новых мониторов, которая приближается к нескольким тысячам евро (сегодня тот же ASUS PQ321QE можно приобрести по цене около 142 тыс. рублей). Немногие геймеры смогут позволить себе такую новинку. И пока что вряд ли можно спрогнозировать, как упадут цены в будущем. Если верить анализу DisplaySearch от первого квартала 2013 и AMD, то при благоприятных условиях в следующем году на рынок будет поставлено около миллиона дисплеев с разрешением 4K или UltraHD. Вместе с тем пройдёт несколько лет, прежде чем уровень продаж этих дисплеев сравняется с нынешними моделями высокого разрешения.

AMD UltraHD и Eyefinity
AMD UltraHD и Eyefinity

Посмотрим на текущую ситуацию с поддержкой со стороны видеокарт обоих производителей. Из-за ограничений HDMI разрешения 3.840x2.160 или 4.096x2.160 пикселей можно передавать только с частотой кадров 30 или 24 Гц. Только стандарт HDMI 2.0, который пока не поддерживают ни NVIDIA, ни AMD, позволит передавать такие разрешения с частотой до 60 Гц.

Все доступные на сегодня дисплеи UltraHD используют две панели, каждая с разрешением 1.920x2.160 или 2.048x2.160 пикселей, для геймеров будет интересен только интерфейс DisplayPort, обеспечивающий частоту до 60 Гц. Исключением можно назвать американскую модель ASUS PQ321QE, которая использует два входа HDMI, поэтому может обеспечивать 60 Гц через HDMI.

AMD UltraHD и Eyefinity
AMD UltraHD и Eyefinity

При разрешениях 3.840x2.160 или 4.096x2.160 необходимо передавать почти 300 млн. пикселей в секунду с частотой кадров 24 или 30 Гц, а при полной частоте 60 Гц поток увеличивается до 554 или 588 млн. пикселей в секунду. Так что подключать дисплеи, состоящие из двух панелей (Tiled Display) не так просто. Любой дополнительный дисплей для видеокарты является ещё одной конечной точкой для потока видео, который необходимо подавать. Но у нынешнего поколения видеокарт AMD уже поддерживает передачу потока видео на несколько клиентских устройств (MST, multi-stream transport) через DisplayPort - у NVIDIA такая поддержка тоже появилась.

AMD UltraHD и Eyefinity
AMD UltraHD и Eyefinity

В нашей статье, посвященной играм в 4K/UltraHD, дисплеи как раз использовали технологию "Tiled Displays". NVIDIA представила специальный драйвер, поддерживающий стандарт VESA 1.3, который корректно определяет дисплеи. Если верить AMD, NVIDIA использовала для этого трюк, определяя дисплей 4K по двум разным выходам (HDMI или DisplayPort) на две панели. AMD же хотела реализовать новый стандарт полностью, поэтому правильно выставляет значение поля в протоколе DisplayPort. Соответственно, такую конфигурацию можно указать в драйвере. Возможна не только автоматическая конфигурация дисплеев 4K/UltraHD из двух панелей, но и схожая конфигурация Eyefinity, которая будет учитывать при выводе картинки на два монитора толщину рамок.

AMD UltraHD и Eyefinity
AMD UltraHD и Eyefinity

Проблема "Tiled Displays" всё равно будет решена в том или ином виде в начале следующего года. Пока что такие мониторы UltraHD с диагональю 32 дюйма предлагают только ASUS и Sharp. Но другие производители на CES 2014 тоже должны подтянуться - причём должны появиться мониторы и с одной цельной панелью.

AMD UltraHD и Eyefinity
AMD UltraHD и Eyefinity

Вся необходимая поддержка подобных дисплеев уже реализована в семействе Radeon R9 290.

AMD UltraHD и Eyefinity
AMD UltraHD и Eyefinity

Eyefinity в поколении "Volcanic Islands" играет важную роль. AMD уже поддерживает до шести дисплеев, так что в данном направлении возможностей для расширения не осталось. Поэтому AMD нацелила свои усилия на улучшение гибкости Eyefinity. Но вы по-прежнему должны использовать два двухканальных выхода DVI и один HDMI для подключения трёх дисплеев. Оставшиеся три дисплея поддерживаются через DisplayPort и технологию Multi-Stream.

AMD UltraHD и Eyefinity
AMD UltraHD и Eyefinity

Вместе с тем для подключения двух или трёх дисплеев уже не требуется выбирать определённые выходы. Пользователь получил свободу подключения любых выходов. Возможна конфигурация на трёх мониторах с двумя двухканальными выходами DVI и HDMI. Также возможна конфигурация на выходах DisplayPort, HDMI и DVI (к каждому по монитору).

AMD UltraHD и Eyefinity
AMD UltraHD и Eyefinity

Чтобы подключить шесть дисплеев, придётся использовать 2x DVI и 1x HDMI вместе с портом DisplayPort, к которому подключен внешний модуль MST, подающий картинку на три монитора.


AMD PowerTune
AMD PowerTune

У некоторых новинок AMD обновила функцию PowerTune. Впрочем, цели технологии остались прежними: видеокарта должна работать тише, но вместе с тем и быстрее, когда требуется, а также потреблять энергии не больше, чем необходимо при данной нагрузке.

AMD PowerTune
AMD PowerTune

В результате технология AMD PowerTune стала учитывать ещё один компонент, а именно температуру. Видеокарта проводит измерения температуры и оценивает энергопотребление, а также снимает показатели со стабилизаторов напряжения, все эти данные обрабатываются прошивкой SMU. Затем подбираются оптимальные настройки, они передаются аппаратному обеспечению. По данным настройкам выставляются тактовые частоты, напряжения и скорость работы вентилятора.

AMD PowerTune
AMD PowerTune

AMD использовала на некоторых новых видеокартах второе поколение контроллера стабилизатора напряжений Serial VID. Судя по имеющейся информации, AMD будет использовать данный контроллер на видеокартах R9 290X и R7 260X. Кроме того, контроллер будет использоваться на некоторых APU под Socket FM2 на основе "Kaveri".

AMD указывает, что новый контроллер стабилизатора напряжений обеспечивает высокую скорость переключения (около 10 мкс) и высокую точность (с шагом 6,25 мВ). Контроллер может регулировать стабилизатор напряжений от 0 до 1,55 В с 248 шагами, но AMD указывает на 255 возможных шагов (скорее всего, из-за 8-битного управления).

Если верить AMD, для корректной работы технологии PowerTune критически важны показатели, снимаемые с контроллера. Показатели тока и напряжения снимаются с частотой 40 кГц и передаются по каналу 20 Мбит/с в прошивку SMU.

AMD PowerTune
AMD PowerTune

Новые возможности AMD показала на нескольких примерах. На слайде выше симулируется поведение напряжения при однородной нагрузке. На первый взгляд, нагрузка фиксирована на уровне около 210 Вт, но при внимательном изучении можно заметить флуктуации от 207,5 до 206,5 Вт. Но причина кроется отнюдь не в том, что напряжение и ток не получается выставлять стабильными. Просто они постоянно адаптируются под текущий сценарий.

AMD PowerTune
AMD PowerTune

То же самое касается и управления скоростью вращения вентилятором, хотя по сравнению с предыдущей реализацией PowerTune разница уже не такая существенная. На слайде показаны две настройки скорости. В первой области скорость была ограничена 1.800 об/мин, но во второй области из-за роста требований она увеличивалась до 2.300 об/мин. В обоих случаях контроллер вентилятора снижал скорость вращения до нормального уровня постепенно, чтобы минимизировать восприятие разницы в скорости для человеческого уха.

AMD PowerTune
AMD PowerTune

Также AMD привела и график зависимости температуры от времени. Отметим, что была выбрана максимальная температура 94 °C. GPU нагрелся до этой температуры, но потом он был охлажден до 87 °C, поскольку технология PowerTune увеличила скорость вращения вентилятора. После снятия нагрузки температура GPU медленно возвращалась на уровень бездействия.


PowerTune в работе на Radeon R9 290X
PowerTune в работе на Radeon R9 290X

В теории технология PowerTune работает схоже с GPU Boost 2.0 от NVIDIA, но предлагает больше вариантов регулировки в драйвере, к которым может добраться пользователь. Соответствующие параметры вынесены в пункт Overdrive панели Catalyst Control Center. Как можно видеть на иллюстрации, 2D-диаграмма позволяет указать максимальные планки по энергопотреблению и частоте в процентах. Вы можете выставлять оба значения на плюс/минус 50 процентов.

Кроме всего прочего, вы можете увеличивать и частоту памяти. Здесь AMD даёт возможность регулировки плюс/минус 60 процентов. Но более важен новый параметр - целевая температура. Она выставлена на 95 °C по умолчанию, но температуру можно снизить до 50 °C. Также вы можете регулировать скорость вращения вентилятора от 20 до 100 процентов. Приведённые пять параметров позволяют оптимизировать уровень шума вентилятора, а также производительность видеокарты. В наших тестах мы более подробно рассмотрим влияние этих параметров.

PowerTune в работе на Radeon R9 290X

Но у видеокарты Radeon R9 290X мы столкнулись с той же проблемой, что и у многих моделей NVIDIA с эталонным кулером: перегрев и снижение тактовой частоты GPU. Система стартовала видеокарту Radeon R9 290X с тактовой частоты 1.030 МГц, но затем быстро снижала её до 1.000 МГц. Через несколько минут после нагрузки частота GPU, в зависимости от приложения, снижалась до уровня 850-1.000 МГц. В данном случае мы оставляли целевую температуру на штатном уровне 95 °C, как и максимальную скорость вентилятора на 40 процентах.

Ниже мы привели таблицу, в которой указана температура и эффективные тактовые частоты в некоторых нагрузках:

Сравнение тактовых частот и температур при разных нагрузках
Игра Температура Тактовая частота
Call of Duty: Black Ops 2 93 °C 940 - 970 МГц
Anno 2070 94 °C 890 - 909 МГц
Battlefield 3 94 °C 908 - 925 МГц
Far Cry 3 94 °C 890 - 930 МГц
Hitman: Absolution 91 °C 1.000 МГц
Crysis 3 94 °C 890 - 919 МГц
Bioshock: Infinite 93 °C 970 - 1.000 МГц

Так что видеокарта Radeon R9 290X может дать максимальную производительность только в некоторых играх - всё зависит от характера нагрузки в выбранной игре.


Два чипа BIOS на видеокарте AMD Radeon R9 290X позволяют использовать две разные версии BIOS. Рядом со слотовой заглушкой есть тумблер, с помощью которого вы можете выставить "Quiet BIOS." Соответствующие настройки работы и технология AMD PowerTune призваны удовлетворить любителей тихих компьютеров. Настройка "Uber BIOS" активируется во втором положении тумблера, она призвана обеспечить бескомпромиссную производительность и охлаждение.

AMD Radeon R9 290X
AMD Radeon R9 290X

Ещё до тестов наших образцов мы знали, что две настройки BIOS дают мизерный эффект на практике. Причина кроется в том, что Radeon R9 290X на штатных настройках уже упирается в температурный предел и работает очень шумно. Так что режим "Uber BIOS" не способен выжать из видеокарты больше, несмотря на агрессивные настройки PowerTune.

AMD Radeon R9 290X Quiet BIOS против Uber BIOS

AMD Radeon R9 290X Quiet BIOS против Uber BIOS

AMD Radeon R9 290X Quiet BIOS против Uber BIOS

AMD Radeon R9 290X Quiet BIOS против Uber BIOS

AMD Radeon R9 290X Quiet BIOS против Uber BIOS

AMD Radeon R9 290X Quiet BIOS против Uber BIOS

Производительность в режиме "Uber BIOS" возрастает на тысячные доли процента. Честно говоря, нас подобные результаты обескуражили, и мы связались с AMD. Но в руководстве Reviewers Guide приведены схожие результаты, так что проблема не связана с нашими измерениями. В итоге две версии BIOS - отличная идея AMD, но на практике реализация пока оставляет желать лучшего.


Новый режим CrossFire без мостика
Новый режим CrossFire без мостика

При внимательном изучении диаграммы нового GPU "Hawaii" можно заметить блок CrossFire XDMA, который обеспечивает передачу данных между двумя или более GPU без знаменитых мостиков Crossfire - через интерфейс PCI Express.

Напомним, что в режиме SLI и Crossfire видеокарты обмениваются не данными для расчётов 3D-сцены, а просто готовыми кадрами. В случае двух видеокарт кадры выводятся по очереди, сначала Master-карта выдает свой кадр, затем кадр от второй карты и так далее. Трафик получается не очень большой, но у high-end видеокарт для этой цели всё равно используется внешнее подключение через мостик. В случае 16 линий PCI Express 3.0 пропускная способность составляет до 31.508 Мбайт/с, поэтому выделить несколько Мбайт/с для передачи кадров вряд ли проблематично. Такой шаг не приведет к потере производительности, поэтому AMD решила избавиться от мостиков. Как будет выглядеть ситуация в случае использования меньшего числа линий или старого стандарта PCI Express 2.0, нам не известно.

AMD Radeon R9 290X
AMD Radeon R9 290X

Если верить AMD, новый способ соединения в CrossFire не сказывается на реализации технологии сглаживания кадров ("Frame pacing") в драйвере. Напомним, что под сглаживанием кадров скрывается метод, который синхронизирует вывод кадров между двумя или большим числом видеокарт, чтобы избежать так называемого эффекта микро-подёргиваний. До появления поддержки "Frame pacing" микро-подёргивания оставались самым слабым местом конфигурации Crossfire на видеокартах AMD.

Две Radeon R9 290X в CrossFire

Две видеокарты Radeon R9 290X будут работать в CrossFire даже без мостика Crossfire, если верить информации GPU-Z.

Tiled Resources - компонент DirectX 11.2
Tiled Resources - компонент DirectX 11.2

Новые GPU "Hawaii" первыми поддержали все функции DirectX 11.2. Среди них можно назвать и поддержку тайловых ресурсов "Tiled Resources". Для игр весьма важна и поддержка частично резидентных текстур "Partially Resident Textures" (PRT). С помощью данной технологии видеопамять работать в качестве кэша, через который можно записывать и считывать данные из оперативной памяти ПК. Это позволяет использовать очень большие текстуры. Они могут иметь размер до 32 Тбайт (16 кбайт x 16 кбайт x 128 кбайт x 8 бит), что положительно сказывается и на производительности вычислений на GPU. Кроме того, по мере распространения разрешений 4K и UltraHD потребуются и текстуры большого размера, поэтому технология PRT придётся как нельзя кстати.

В PRT текстура разделяется на фиксированные блоки. Кроме того, поверхности одинакового цвета требуют меньше информации для хранения, чем переходы форм или оттенков. Технология определяет, в каких областях текстуры на 64 кбайт требуется высокое разрешение. Таким образом, текстура уже не хранится полностью в высоком разрешении - она представляет собой пул участков памяти, содержащих нужные секции в подходящем разрешении.


AMD Radeon R9 290X
AMD Radeon R9 290X

Позвольте представить новую видеокарту AMD Radeon R9 290X. AMD уже показывала видеокарту и раньше, так что особых сюрпризов мы не получили. Длина Radeon R9 290X составляет 27,5 см, то есть видеокарта не длиннее предшественницы, система охлаждения базируется на том же принципе.

AMD Radeon R9 290X
AMD Radeon R9 290X

Сзади видеокарты мы тоже не видим ничего особого. Посередине установлена крестовина для поддержки кулера GPU, с противоположной стороны она прижимает медную пластину к кристаллу GPU, чтобы контакт был как можно более плотным.

AMD Radeon R9 290X
AMD Radeon R9 290X

AMD использовала радиальный вентилятор диаметром 70 мм, ничего особого в нём нет. Но AMD указывает на оптимизированную программную регулировку вентилятора, что позволило улучшить эффективность охлаждения Radeon R9 290X.

AMD Radeon R9 290X
AMD Radeon R9 290X

Помимо 75 Вт через слот PCI Express, видеокарта Radeon R9 290X получает питание через дополнительные 8- и 6-контактные разъёмы. Это позволяет Radeon R9 290X теоретически получать до 300 Вт питания. Тепловой пакет (TDP) составляет около 250 Вт.

AMD Radeon R9 290X
AMD Radeon R9 290X

Особенностью Radeon R9 290X является отказ от разъёмов для мостиков Crossfire. Но место для соответствующих контактов на плате предусмотрено. Вероятно, точки пайки оставлены для тестовых целей. Но конечным пользователям мостики Crossfire всё равно не понадобятся.

AMD Radeon R9 290X
AMD Radeon R9 290X

Рядом с бывшими разъёмами Crossfire установлен тумблер переключения BIOS. С помощью него вы можете переключаться между "Quiet BIOS" и "Uber BIOS". Мы рассмотрели оба режима BIOS на отдельной странице.

AMD Radeon R9 290X
AMD Radeon R9 290X

Свежий воздух засасывается вентилятором-центрифугой через область, расположенную вокруг оси вентилятора. Но в данном случае воздух дополнительно засасывается и через три отверстия, расположенные на торце видеокарты.

AMD Radeon R9 290X
AMD Radeon R9 290X

На слотовой заглушке мы получаем привычный набор интерфейсов: два двухканальных выхода DVI (по одному DVI-I и DVI-D), а также порты DisplayPort 1.2 и HDMI 1.4a. К сожалению, AMD так и не реализовала поддержку HDMI 2.0, но она может быть добавлена позднее.

AMD Radeon R9 290X
AMD Radeon R9 290X

Утечки до официального представления указывали на новую схему именования - часто без "Radeon". Но для AMD было бы не очень разумно отказываться от известной марки.


AMD Radeon R9 290X
AMD Radeon R9 290X

Без кулера можно рассмотреть печатную плату и расположение компонентов. По центру находится кристалл GPU. С четырёх сторон от него расположились 16 чипов памяти GDDR5 производства Hynix ёмкостью 256 Мбайт. Они работают на частоте 1250 МГц и подключены по 512-битному интерфейсу.

AMD Radeon R9 290X
AMD Radeon R9 290X

AMD использовала 6-фазную подсистему питания для GPU и памяти. Пока не совсем понятно, как скоро мы увидим видеокарты Radeon R9 290X производителей с собственными дизайнами. Пока что мы знаем о планах выпуска моделей на эталонном дизайне.

AMD Radeon R9 290X
AMD Radeon R9 290X

Для поддержки новой версии PowerTune, AMD использовала второе поколение контроллера Serial VID, который установлен на задней части видеокарты.

AMD Radeon R9 290X
AMD Radeon R9 290X

На самом GPU нет дополнительной информации. Разве что на рамке можно заметить ASIC ID. Указано значение 1316, которое соответствует первому поколению GPU. Также нанесены и внутренние коды, но расшифровать их не представляется возможным.

AMD Radeon R9 290X
AMD Radeon R9 290X

Память GDDR5 видеокарты Radeon R9 290X изготовлена Hynix с модельным номером H5GQ2H24AFR-R0C. Она работает с напряжением 1,5 В, ёмкость составляет 2 Гбит на чип (256 Мбайт). Обозначение "R0" соответствует заявленной частоте 3 ГГц (в реальности эффективная частота составляет 1500 МГц). AMD на эталонной видеокарте выставила частоту памяти 1250 МГц.

AMD Radeon R9 290X
AMD Radeon R9 290X

Мы получили в нашу тестовую лабораторию не одну видеокарту Radeon R9 290X, а две. Это позволило провести тесты конфигурации CrossFire без мостиков и получить первые результаты.


Для проведения тестирования мы обновили нашу тестовую систему, а также и поколение драйверов. Процессор Intel Core i7-3960X был разогнан со штатной частоты 3,2 ГГц до 4,2 ГГц, чтобы максимально устранить "узкое место" по производительности CPU. Мы использовали следующие компоненты:

 

Тестовая конфигурация
Процессор Intel Core i7-3960X 3,3 ГГц, разгон до 4,2 ГГц
Материнская плата ASUS P9X79 Deluxe
Оперативная память ADATA XPG Gaming Series Low Voltage 4x 2 Гбайт PC3-12800U CL 9-9-9-24
Накопитель ADATA S510 SSD 60 Гбайт
Блок питания Seasonic Platinum Series 1000 Вт
Операционная система Windows 8 Pro 64 Bit
Видеокарты
NVIDIA NVIDIA GeForce GTX Titan (837/786/1.502 MHz, 6.144 MB)
  NVIDIA GeForce GTX 780 (863/902/1.502 MHz, 3.072 MB)
  NVIDIA GeForce GTX 770 (1.046/1.085/1.753 MHz, 2.048/4.096 MB)
  NVIDIA GeForce GTX 760 (980/1.033/1.502 MHz, 2.048 MB)
  NVIDIA GeForce GTX 690 (915/1.502 MHz, 4.096 MB)
  NVIDIA GeForce GTX 680 (1.006/1.502 MHz, 2.048 MB)
  NVIDIA GeForce GTX 670 (915/1.502 MHz, 2.048 MB)
  NVIDIA GeForce GTX 660 Ti (915/1.502 MHz, 2.048 MB)
  NVIDIA GeForce GTX 660 (1.058/1.250 MHz, 2.048 MB)
  NVIDIA GeForce GTX 650 Ti Boost (980/1.502 MHz, 2.048 MB)
  NVIDIA GeForce GTX 650 Ti (925/1.350 MHz 2.048 MB)
  NVIDIA GeForce GTX 650 (1.058/1.250 MHz, 1.024/2.048 MB)
  NVIDIA GeForce GTX 590 (608/1.215/854 MHz, 3.072 MB)
  NVIDIA GeForce GTX 580 (772/1.544/1.000 MHz, 1.536 MB)
  NVIDIA GeForce GTX 570 (732/1.464/950 MHz, 1.280MB)
  NVIDIA GeForce GTX 560 Ti 448 Cores (732/1.464/950 MHz, 1.280 MB)
  NVIDIA GeForce GTX 560 Ti (820/1.640/1.000 MHz, 1.024 MB)
  NVIDIA GeForce GTX 560 (810/1.620/1.002 MHz, 1.024 MB) 
  NVIDIA GeForce GTX 550 Ti (900/1.800/1.026 MHz, 1.024 MB)
AMD AMD Radeon HD 7990 (950/1.000/1.500 MHZ, 6.144 MB)
  AMD Radeon HD 7970 GHz Edition (1.000/1.050/1.500 MHz, 3.072 MB)
  AMD Radeon HD 7970 (925/925/1.375 MHz, 3.072 MB)
  AMD Radeon HD 7950 (800/800/1.250 MHz, 3.072 MB)
  AMD Radeon HD 7870 (1.000/1.000/1.200 MHz, 2.048 MB)
  AMD Radeon HD 7850 (860/860/1.200 MHz, 2.048 MB)
  AMD Radeon HD 7790 (1.075/1.075/1.500 MHz, 1.024/2.048 MB)
  AMD Radeon HD 7770 (1.000/1.000/1.125 MHz, 1.024 MB)
  AMD Radeon HD 7750 (800/800/1.125 MHz, 1.024 MB)
  AMD Radeon HD 6990 (830/830/1.250 MHz, 4.096 MB)
  AMD Radeon HD 6970 (880/880/1.375 MHz, 2.048 MB)
  AMD Radeon HD 6950 (800/800/1.200 MHz, 2.048 MB)
  AMD Radeon HD 6870 (900/900/1.050 MHz, 1.024 MB)
  AMD Radeon HD 6850 (775/775/1.000 MHz, 1.024 MB)
  AMD Radeon HD 6790 (840/840/1.050 MHz, 1.024 MB)
  AMD Radeon HD 6770 (850/850/1.200 MHz, 1.024 MB)
Драйверы
NVIDIA GeForce 331.58
AMD Catalyst 13.11 Beta 5

Мы выражаем благодарность ASUS, Intel, ADATA, Thermaltake и Seasonic за предоставленные компоненты.

Настройки драйверов NVIDIA:

Текстурные настройки AMD:

Ниже приведены настройки тестов, использованных нами:

Futuremark 3DMark 11 (DX11):

Futuremark 3DMark (DX11):

LuxMark 2.0 (OpenCL):

Compute Mark (Complex):

Unigine Valley (DX11):

Anno 2070 (DX11):

Battlefield 3 (DX11):

Call of Duty: Black Ops II (DX11):

Crysis Warhead (DX10):

Crysis 3 (DX11):

The Elder Scrolls V: Skyrim (DX9):

Far Cry 3 (DX11):

Hitman: Absolution (DX11):

Bioshock Infinite:


Перейдём к оценке уровня шума, энергопотребления и температуры видеокарты AMD Radeon R9 290X.

Энергопотребление всей системы в режиме бездействия, Вт.

Видеокарта Radeon R9 290X потребляет энергии на вполне типичном уровне для современных видеокарт - 106,9 Вт для всей системы. Вряд ли в будущем можно ожидать каких-либо серьёзных продвижений в случае использования одиночного GPU, поскольку частота и напряжение значительно снижаются. Улучшения возможны только при переходе на меньший техпроцесс GPU. В случае двух видеокарт в режиме Crossfire AMD и раньше демонстрировала низкое энергопотребление - две видеокарты Radeon R9 290X в режиме Crossfire потребляют всего 111,4 Вт.

Энергопотребление всей системы под нагрузкой, Вт.

Под нагрузкой видеокарта Radeon R9 290X демонстрирует довольно высокий уровень энергопотребления - но здесь наша оценка будет зависеть и от обеспечиваемой производительности. В любом случае, 416,9 Вт - новый рекорд для конфигураций с одним GPU. Конечно, в энергопотребление вносят лепту и другие компоненты системы, но видеокарту Radeon R9 290X всё равно нельзя назвать экономичной. То же самое касается и конфигурации из двух видеокарт CrossFire, которая потребляла от розетки 667,1 Вт.

Температура в режиме бездействия, градусы Цельсия

Температуры в режиме бездействия не так интересны. Они позволяют предварительно оценить производительность кулера, но отведение небольшого количества тепла для современных кулеров проблем не составляет. В системе Crossfire вторая видеокарта нагревается чуть сильнее, поскольку ей достается меньше свежего воздуха. Мы получили температуру 37 °C для GPU на второй видеокарте, в одиночном режиме температура не превышает 34 °C.

Температура под нагрузкой, градусы Цельсия

Под нагрузкой проблемы Radeon R9 290X становятся заметны довольно хорошо. Как в одиночном режиме, так и в Crossfire обе видеокарты довольно быстро достигают предельной температуры 95 °C, после чего снижают частоты и напряжение, температура стабилизируется на уровне 94 °C.

Уровень шума в режиме бездействия, дБ(А)

Для многих покупателей уровень шума видеокарты довольно важен. Раньше AMD не всегда радовала тихой работой своих видеокарт. Режим бездействия, опять же, не представляет особых проблем для видеокарт, уровень шума значительно увеличивается под нагрузкой. Видеокарта Radeon R9 290X в режиме бездействия занимает среднюю позицию - могло быть хуже, но могло быть и лучше.

Уровень шума под нагрузкой, дБ(А)

Мы были (почти) удивлены хорошими значениями уровня шума под нагрузкой. Конечно, видеокарта Radeon R9 290X имеет значительный потенциал, который можно раскрыть тонкой настройкой PowerTune. Но видеокарта оказалась существенно тише предшественницы Radeon HD 7970 GHz Edition. Ситуация несколько отличается в системе CrossFire. Видеокартам приходится справляться с возросшим энергопотреблением двух GPU, уровень шума довольно значительный.


Мы добавили в наши тесты предыдущее поколение 3DMark. 3DMark 11 является первым тестом, полностью ориентированным на DirectX 11, от разработчика Futuremark. Именно по этой причине тест интенсивно использует тесселяцию, глубину поля резкости, объёмное освещение и DirectCompute. Вполне логичным кажется требование по наличию многоядерного процессора с количеством ядер не меньше четырёх. Скачать тест можно в соответствующем разделе нашего сайта.

Скриншот 3DMark 11 Скриншот 3DMark 11
Скриншот 3DMark 11 Скриншот 3DMark 11

Futuremark 3DMark 11

Futuremark 3DMark 11

Futuremark 3DMark 11


Новый тест Futuremark 3DMark позволяет сравнивать разные устройства, от смартфонов до high-end ПК. В тесте предоставляются три пресета, которые охватывают все сферы производительности благодаря изменяемым настройкам. Конечно, в тесте используются такие технологии, как тесселяция, глубина поля резкости, объемное освещение и DirectCompute. Тестовый прогон Firestrike Extreme должен поставить даже high-end видеокарты "на колени". Скачать тест Futuremarks 3DMark можно в соответствующем разделе сайта.

Скриншот Futuremarks 3DMark Скриншот Futuremarks 3DMark
Скриншот Futuremarks 3DMark Скриншот Futuremarks 3DMark

Futuremark 3DMark

Futuremark 3DMark

Futuremark 3DMark

Futuremark 3DMark


Тест Unigine Heaven неплохо показал себя в будущем в качестве платформы для сравнения производительности, недавно он был улучшен в виде версии Valley. Тест создаёт ландшафт площадью 64 млн. квадратных метров, который накладывает высокую нагрузку на современные GPU, в том числе, благодаря богатой растительности и динамически изменяемой погоде. Встроенный тест оценивает производительность в различных окружениях, что позволяет составить полную общую картину производительности. Скачать Unigine Valley можно на сайте разработчика.

Скриншот Unigine Valley Скриншот Unigine Valley
Скриншот Unigine Valley Скриншот Unigine Valley

Unigine Valley

Unigine Valley

Unigine Valley

Unigine Valley

Unigine Valley

Unigine Valley


AMD и NVIDIA всегда подчёркивают вычислительную производительность своих GPU. И в дополнение к многочисленным движкам с поддержкой OpenCL, мы также решили оценить вычислительную производительность отдельно. Мы взяли тест LuxMark 2.0, тестовую сцену "Sala" с использованием RayTracing, результат теста выводится в сэмплах в секунду. Скачать LuxMark 2.0 можно по следующей ссылке.

 

luxmark-1-rsСкриншот Luxmark 2.0

Скриншот Luxmark 2.0Скриншот Luxmark 2.0

 

Luxmark


С помощью теста ComputeMark мы пытались более точно оценить вычислительную производительность GPU. Тест основан на автоматическом выполнении нескольких вычислительных сценариев, которые накладывают различные требования к "железу". Вычислительная мощность тесту предоставляется через API DirectX 11 Compute. Среди всего прочего тест включает сценарий отслеживания лучей (RayTracing). Скачать ComputeMark можно на сайте разработчика.

Скриншот ComputeMark Скриншот ComputeMark
Скриншот ComputeMark Скриншот ComputeMark

ComputeMark

ComputeMark

ComputeMark

ComputeMark

ComputeMark


Действие пятой игры в семействе The Elder Scrolls разворачивается в провинции Skyrim. Сюжет игры построен вокруг возвращения драконов, что было предсказано в древних свитках ("Elder Scrolls"). Геймер играет роль "довакина", то есть персонажа с телом человека и душой дракона. В игре вам предстоит сражаться не только с обычными тварями, но и с драконами. Добавим к этому реалистичные улицы и захватывающие дух пейзажи, уходящие в горизонт. Благодаря отличной детализации растительности и значительной дальности видимости Skyrim может нагрузить любую видеокарту.

Crysis1_rs Скриншот The Elder Scrolls V Skyrim
Скриншот The Elder Scrolls V Skyrim Скриншот The Elder Scrolls V Skyrim

The Elder Scrolls V Skyrim

The Elder Scrolls V Skyrim

The Elder Scrolls V Skyrim

The Elder Scrolls V Skyrim

The Elder Scrolls V Skyrim

The Elder Scrolls V Skyrim


Разработчиков Crysis можно поблагодарить за то, что их игра стала тестом де-факто графических возможностей ПК. Движок Cry Engine всегда отличался тем, что мог "поставить на колени" даже новейшие high-end системы. Именно по этой причине для наших тестов мы взяли дополнение Crysis Warhead. Мы запускали Crysis в режиме DirectX 10 с максимальным уровнем детализации.

Скриншот Crysis Warhead Скриншот Crysis Warhead
Скриншот Crysis Warhead Скриншот Crysis Warhead

Crysis Warhead

Crysis Warhead

Crysis Warhead

Crysis Warhead

Crysis Warhead

Crysis Warhead


С игрой Crysis 3 мы получили нового технологического лидера. Игра поддерживает только видеокарты класса DirectX 11, так что Crytek, разработчик Crysis 3, однозначно задал направление развития. В игре используются тесселяция и мощные алгоритмы пост-обработки для сглаживания, способные "поставить на колени" даже новейшие видеокарты.

Crysis1_rs Crysis2_rs
Crysis3_rs Crysis4_rs

Crysis 3

Crysis 3

Crysis 3

Crysis 3

Crysis 3

Crysis 3


Black Ops 2 - последняя часть в игровой линейке "Call of Duty", при этом новое дополнение опирается на различные улучшения движка. Мир находится в состоянии холодной войны между Китаем и США за драгоценные редкоземельные металлы. Запрет экспорта привёл к кибератаке, парализовавшей китайский фондовый рынок. Конфликт разворачивается между двумя сторонами, которые, тем не менее, избегают открытого противостояния.

Скриншот Call of Duty: Black Ops 2 Скриншот Call of Duty: Black Ops 2

Скриншот Call of Duty: Black Ops 2 Скриншот Call of Duty: Black Ops 2

Call of Duty: Black Ops 2

Call of Duty: Black Ops 2

Call of Duty: Black Ops 2

Call of Duty: Black Ops 2

Call of Duty: Black Ops 2

Call of Duty: Black Ops 2


Игра Anno 2070 отличается от предшествующих игр серии тем, что действие происходит не в прошлом, а через 60 лет в будущем. Геймплей во многом похож, то есть вам нужно исследовать и открывать острова, колонизировать их, создавать циклы производства продукции и развития поселений, чтобы удовлетворять потребности общества, а также выстраивать дипломатические отношения с соседями. В игру были введены три фракции: Эко/Eco нацеливаются на развитие возобновляемых источников энергии и сохранение природы, Магнаты/Tycoons не стесняются загрязнять окружающую среду ради прибыльной работы тяжелой промышленности. Третья фракция Техи/Techs развивают новые технологии и осваивают морские глубины. Большие острова, живая флора и фауна, впечатляющие эффекты воды и растительности - всё это в изобилии имеется в игре благодаря движку Related Designs (DX11), и высокие настройки детализации накладывают немалую нагрузку на видеокарту.

Скриншот Anno 2070 Скриншот Anno 2070
Скриншот Anno 2070 Скриншот Anno 2070

Anno 2070

Anno 2070

Anno 2070

Anno 2070

Anno 2070

Anno 2070


Семейство Battlefield недавно получило уже третью итерацию, позволяющую геймерам сражаться друг с другом на масштабных аренах. В игре можно выбирать бойцов разной специализации, воевать с помощью реалистично смоделированного оружия и техники. Добавьте к этому мощный движок Frostbite 2 (DX11), обеспечивающий глубокое погружение в игру. Благодаря продвинутой системе совершенствований, достижений и роста персонажа интерес к игре не будет ослабевать в течение долгого времени, добавьте к этому возможность разблокирования оружия и гаджетов. Так что длительное наслаждение третьей игрой в семействе Battlefield гарантировано.

Скриншот Battlefield 3 Скриншот Battlefield 3
Скриншот Battlefield 3 Скриншот Battlefield 3

Battlefield 3

Battlefield 3

Battlefield 3

Battlefield 3

Battlefield 3

Battlefield 3


Самая новая игра в семействе Far Cry построена на движке Dunia Engine 2, разработчиком выступила Ubisoft. Геймер традиционно переносится на тропический остров, где он играет роль протагониста Джейсона Броди, попавшего на остров со своими друзьями. Главного героя со всей честной компанией захватывают в плен пираты, поэтому выбираться придётся в одиночку. А потом, с помощью местных жителей, геймеру придётся вызволять из плена друзей и расстреливать врагов. Far Cry 3, как и две предыдущие версии игры, радует впечатляющей графикой. В режиме DirectX 11 картинка значительно улучшается сглаживанием, технологией Ambient Occlusion и красивыми текстурами. Добавим к этому высокую плотность деталей, так что даже high-end видеокартам придётся нелегко.

Скриншот Far Cry 3 Скриншот Far Cry 3
Скриншот Far Cry 3 Скриншот Far Cry 3

Far Cry 3

Far Cry 3

Far Cry 3


Hitman: Absolution можно назвать наследницей предыдущей игры Hitman: Blood Money. Главный персонаж - агент 47, работающий профессиональным киллером. В Hitman: Absolution агенту 47 предстоит узнать, что бывшие друзья предали его и покинули. Так что придётся заняться обычным делом, чтобы распутать ситуацию. Игра Hitman: Absolution базируется на движке Glacier 2, который способен нагрузить даже high-end видеокарты.

Скриншот Hitman Absolution Скриншот Hitman Absolution
Скриншот Hitman Absolution Скриншот Hitman Absolution

Hitman: Absolution

Hitman: Absolution

Hitman: Absolution


Среди горячих новинок 2013 года почетное место занимает Bioshock Infinite. Игра радует не только захватывающим сюжетом, но и технологическими инновациями. Движок игры может задействовать практически все современные эффекты DirectX 11, в игре они есть. Так что мы решили добавить Bioshock Infinite к нашему тестовому пакету.

Скриншот Bioshock Infinite Скриншот Bioshock Infinite
Скриншот Bioshock Infinite Скриншот Bioshock Infinite

Bioshock: Infinite

Bioshock: Infinite

Bioshock: Infinite


Мы были (почти) удивлены хорошими значениями уровня шума под нагрузкой. Конечно, видеокарта Radeon R9 290X имеет значительный потенциал, который можно раскрыть тонкой настройкой PowerTune. Но видеокарта оказалась существенно тише предшественницы Radeon HD 7970 GHz Edition. Ситуация несколько отличается в системе CrossFire. Видеокартам приходится справляться с возросшим энергопотреблением двух GPU, уровень шума довольно значительный.

Сегодня, в момент выхода AMD Radeon R9 290X, можно довольно четко определить основные векторы развития игр для ПК: новые разрешения (UltraHD/4K) и новые технологии (G-SYNC). Поэтому мы протестировали новую Radeon R9 290X и некоторые другие видеокарты в разрешении 3.840x2.160 пикселей на мониторе ASUS PQ321QE. Мы подключали монитор через DisplayPort. В ближайшем будущем мы планируем обновить нашу тестовую систему и программное обеспечение. Тогда мы добавим тесты в высоком разрешении в нашу стандартную методику тестов. Ниже представлена небольшая выборка из восьми тестов с разными настройками:

Тесты Radeon R9 290X 4K

Тесты Radeon R9 290X 4K

Тесты Radeon R9 290X 4K

Тесты Radeon R9 290X 4K

Тесты Radeon R9 290X 4K

Тесты Radeon R9 290X 4K

Тесты Radeon R9 290X 4K

Тесты Radeon R9 290X 4K


Тесты 4K, часть 2

Тесты Radeon R9 290X 4K

Тесты Radeon R9 290X 4K

Тесты Radeon R9 290X 4K

Тесты Radeon R9 290X 4K

Тесты Radeon R9 290X 4K

Тесты Radeon R9 290X 4K

Тесты Radeon R9 290X 4K

Тесты Radeon R9 290X 4K


Конечно, мы провели тесты разгона Radeon R9 290X. Но первые тесты показали, что нам не следует ожидать чудес от разгона видеокарты Radeon R9 290X со штатным кулером. Графический процессор быстр достигает максимальных температур 94-95 °C, после чего снижает тактовые частоты.

Сначала мы попробовали перейти с закрытого корпуса на открытый. Мы также выставили скорость работы вентилятора на 80 процентов. Конечно, уровень шума видеокарты Radeon R9 290X значительно увеличился, но на данном этапе он нас мало беспокоил - мы хотели выжать максимальную производительность из видеокарты. В конце концов, мы получили частоту GPU 1.100 МГц и частоту памяти 1.450 МГц. Они держались стабильно при температуре 94 °C. Дальнейшее увеличение тактовых частот приводило к их снижению даже при скорости вентилятора 80%.

Разгон видеокарты привёл к следующим результатам производительности:

Разгон Radeon R9 290X

Разгон Radeon R9 290X

Разгон Radeon R9 290X

Разгон Radeon R9 290X

Увеличение тактовых частот привело к следующим результатам энергопотребления, температуры и уровня шума.

Энергопотребление всей системы под нагрузкой, Вт.

Температура под нагрузкой, градусы Цельсия

Уровень шума под нагрузкой, дБ(А)


AMD вернулась - по крайней мере, это можно сказать о производительности Radeon R9 290X. В последние месяцы AMD могла атаковать только ценой (впрочем, это не так плохо, поскольку всегда приятно за те же деньги получить чуть больше производительности), но сегодня AMD вновь выпустила сильную видеокарту.

По производительности Radeon R9 290X находится между видеокартами GeForce GTX 780 и Titan - всё же не зря NVIDIA собирается представить оппонента в виде GeForce GTX 780 Ti. Но пока технические спецификации видеокарты NVIDIA ещё не объявлены, есть только утечки, появившиеся несколько дней назад. В тестах новая видеокарта AMD показала впечатляющую производительность в режиме CrossFire, а также в разрешениях UltraHD и 4K. Но всё же не следует забывать, что у видеокарты Radeon R9 290X используется 4 Гбайт видеопамяти, а у GeForce GTX 780 для хранения текстур имеется "всего" 3 Гбайт. Медленно, но верно мы подходим к планке, когда видеокарт с одним GPU будет достаточно для игры в разрешении 4K. Будем надеяться, что и цены соответствующих дисплеев снизятся до разумного уровня через шесть-девять месяцев. Графический процессор "Hawaii" оснащён 6,2 млрд. транзисторов, при этом AMD удалось обеспечить почти такую же производительность, что и у GPU NVIDIA с 7,1 млрд. транзисторов. У GeForce GTX Titan мы получаем площадь кристалла около 600 мм², что значительно выше 438 мм² у 438 Radeon R9 290X. Но прямое сравнение подобных технических спецификаций не стоит переоценивать - важно принимать во внимание результаты производительности. По ним Radeon R9 290X находится между GeForce GTX 780 и GeForce GTX Titan, причём AMD акцентирует высокую эффективность.

AMD Radeon R9 290X
AMD Radeon R9 290X

Высокая эффективность? На практике именно высокое энергопотребление смазывает положительные впечатления от перехода на новую архитектуру GCN с "Tahiti" на "Hawaii". Энергопотребление просто слишком высокое для видеокарты с одним GPU, а если сравнивать с конкурентами от NVIDIA, то ситуация с эффективностью будет прямо противоположной. Ещё одной проблемой оказался перегрев видеокарты Radeon R9 290X - под полной нагрузкой она через несколько минут нагревается до предельной температуры, что приводит к снижению тактовых частот и напряжения. В результате объективно оценивать видеокарту довольно сложно - в тестах необходимо следить, чтобы температура не превышала пороговое значение, иначе видеокарта будет замедляться. Мы проводили тесты в корпусе с хорошей вентиляцией. Так что покупателям Radeon R9 290X следует сначала удостовериться, что их корпус обеспечивает достаточный приток свежего воздуха к видеокарте.

В любом случае (возможно, и по причине нового температурного режима), видеокарта смогла работать с меньшим уровнем шума под нагрузкой, чем предшественница AMD Radeon HD 7970 GHz Edition. Это касается и режима бездействия, и работы под нагрузкой. Конечно, конфигурация CrossFire оказалась исключением. Две видеокарты конкурируют друг с другом за свежий воздух, которого в закрытом корпусе оказывается недостаточно. В зависимости от выбранной скорости вращения вентиляторов, наши тестовые образцы работали с температурами от 92 до 94 °C, то есть вплотную к предельному уровню 95 °C. В данном отношении видеокарта Radeon 290X не лучшим образом выглядит по сравнению с конкурентами. Как подобный температурный режим скажется на сроке службы GPU, предсказать сложно. AMD указывает на пороговую температуру выключения чипа 104 °C, она является предельной.

Впрочем, помимо привычных тестов производительности и оценок, у AMD припрятан ещё один козырь в рукаве, но пока что он чисто теоретический. Мы имеем в виду технологии TrueAudio и Mantle. Если TrueAudio призвана обеспечить лучшее качество многоканального звука в играх, то с новым API Mantle AMD планирует получить максимально широкую поддержку от разработчиков. Поддержка Mantle обещает более гибкое программирование под аппаратные ресурсы AMD, а также улучшения производительности. Значительная часть нашей статьи посвящена производительности, поэтому на результаты поддержки Mantle будет интересно посмотреть. Но придётся дождаться первой игры, которая будет поддерживать Mantle. DICE объявила соответствующее обновление для Battlefield 4 в декабре. Также должны появиться и новые игры с поддержкой TrueAudio, но произойдет это только через несколько месяцев.

{jphoto image=45442}

AMD выставила рекомендованную розничную цену в 475 евро, в результате чего мы получаем значительный разрыв между новой Radeon R9 290X и Radeon R9 280X. Но этот разрыв должен устраниться с появлением Radeon R9 290. Также будет интересно посмотреть на производительность и цену грядущей NVIDIA GeForce GTX 780 Ti.

Альтернативы? Мы рекомендуем подождать появления видеокарт от партнёров AMD. Пока мы не знаем, открыла ли AMD дизайн видеокарт Radeon R9 290X, а также возможность установки альтернативных кулеров, но вскоре ответ на этот вопрос будет получен. В остальном видеокарта GeForce GTX 780 теперь получила конкурента в виде Radeon R9 290X. По производительности обе видеокарты отличаются на несколько процентов, также видеокарта NVIDIA сегодня стоит чуть дороже.

AMD Radeon R9 290X
AMD Radeon R9 290X
 

Личное мнение

Оценивать новинку AMD было нелегко. Видеокарта Radeon R9 290X действительно закрывает разрыв по производительности с NVIDIA, но при этом технология PowerTune реализована очень агрессивно, даже в штатном режиме видеокарта значительно нагревается, поэтому проводить прямое сравнение проблематично. В случае GPU Boost 2.0 NVIDIA позволила разным видеокартам ускоряться до определенного уровня, но в случае PowerTune мы получаем замедление до выставленной планки. В любом случае, новая видеокарта AMD позволила компании поднять производительность до конкурентоспособного уровня. Интересно будет посмотреть на результаты, если видеокарта Radeon R9 290X будет нагреваться не выше 80 °C с полной частотой 1030 МГц, будем надеяться, что с собственными кулерами производителей видеокарт мы это получим (Андрей Шиллинг).

Преимущества AMD Radeon R9 290X:

Недостатки AMD Radeon R9 290X: