Тест и обзор: AMD Kaveri в конфигурации Dual Graphics

Опубликовано:

teaserAMD продолжает фокусироваться на игровых решениях. Последние видеокарты "Hawaii" семейства Radeon R9 укрепили позицию AMD среди лидеров, также компания атаковала и сегменты с меньшей ценой и производительностью. Здесь следует отметить заметный рост производительности APU за последние два года. И последним шагом в данном направлении можно назвать представленный в середине января "Kaveri". Теперь AMD опубликовала новую бета-версию драйвера, которая разблокировала функцию Dual Graphics на "Kaveri", то есть современную версию Hybrid Crossfire. В нашей статье мы рассмотрим эту функцию на практике. Мы будем использовать APU AMD A10-7850K вместе с видеокартой Radeon R7 250.

С переходом на новые APU "Kaveri" AMD не только усилила вычислительную производительность благодаря переходу на новую архитектуру "Steamroller", но и усилила графическую подсистему. Вместо старой архитектуры "VLIW4" теперь используется новая "GCN", как и в high-end дискретных видеокартах американского разработчика. У флагманского APU "Kaveri" (A10-7850K) поддерживаются восемь вычислительных блоков (Compute Units), которые обеспечивают 512 потоковых процессоров. Для старых игр такой производительности будет вполне достаточно. В новые игры, такие как Tomb Raider или даже Crysis 3 играть тоже можно, но придётся снизить разрешение и настройки графики. Но казуальным геймерам подобное решение подойдет вполне хорошо - как показало наше тестирование APU в январе.

Но это еще не все: месяц назад AMD представила новую бета-версию Catalyst 14.1, которая обеспечивала поддержку "Mantle" в игре Battlefield 4 на топовых видеокартах AMD. Также новые драйверы добавляли очень важную новую функцию для "Kaveri": поддержку Dual Graphics с функцией выравнивания кадров (Frame Pacing). Благодаря этой функции вы можете объединить встроенную графику с недорогой видеокартой Radeon R7, что позволит увеличить производительность в играх.

В конфигурации Dual Graphics или Hybrid Crossfire нет ничего нового, технология была представлена ещё вместе с "Llano" в 2011 году. Но от подобной конфигурации сегодня можно ожидать не только увеличения производительности, но и устранения некоторых проблем, связанных с работой двух GPU. Драйверы AMD Catalyst 14.1 Beta 6 и 7 позволяют избавиться от эффекта микро-подёргиваний благодаря технологии выравнивания кадров (Frame Pacing). Приятно и то, что владельцы систем "Richland" с конфигурациями Dual Graphics тоже могут установить новые драйверы, чтобы получить преимущество от технологии выравнивания кадров.

В нашей статье мы рассмотрим, как покажет себя флагманский APU "Kaveri" с видеокартой Radeon R7 250, а также какой эффект сглаживание кадров даёт на практике.


Благодаря новому драйверу Catalyst графическое ядро APU "Kaveri" может работать вместе с дискретной видеокартой Radeon в режиме Dual Graphics. По сути, он представляет собой асимметричный режим CrossFire, который позволяет двум разным видеокартам семейства Radeon R7 "Volcanic Islands" работать вместе. В частности, AMD указывает возможность совместной работы с видеокартами Radeon R7 240 и Radeon R7 250. Также следует учитывать, что технология Dual Graphics не работает под DirectX 9 и поддерживает только полноэкранный режим. Если игра будет выводиться в окне, то Dual Graphics работать не будет. Технология Dual Graphics работает в режиме AFR (Alternate Frame Rendering), когда графические процессоры по очереди рассчитывают кадры.

APU Рекомендованная видеокарта Также работает с
A10-7000-Series AMD Radeon R7 250 DDR3 "Oland XT" AMD Radeon R7 "Oland"
A10-6000-Series AMD Radeon HD 6670 "Turks XT"
AMD Radeon HD 6570 "Turks Pro"
AMD Radeon HD 6450 "Caicos"
A8-7000-Series AMD Radeon R7 240 DDR3 "Oland Pro" AMD Radeon R7 "Oland"
A8-6000-Series AMD Radeon HD 6450 "Caicos"
AMD Radeon HD 6570 "Turks Pro"
AMD Radeon HD 6670 "Turks XT"
A6-7000-Series AMD Radeon R7 240 DDR3 "Oland" AMD Radeon R7 "Oland"
A6-6000-Series AMD Radeon HD 6450 "Caicos" AMD Radeon HD 6570 "Turks Pro"
A4-7000-Series Н/Д Н/Д
A4-6000-Series Н/Д Н/Д

"Старшую" модель Radeon R7 250 из двух видеокарт можно приобрести от 2,8 тыс. рублей в России или 75 евро в Европе, она оснащается 384 потоковыми процессорами, что даже меньше встроенного iGPU "Kaveri" - там используется 512 потоковых процессоров. Но и тактовые частоты существенно выше. В случае APU частота графического ядра составляет 720 МГц, у Radeon R7 250 она заявлена до 1.050 МГц. Также и видеопамять подключается к GPU отдельно, а не забирается из оперативной памяти - в зависимости от типа памяти она работает на частоте до 1.150 МГц. Интерфейс памяти в обоих случаях 128-битный. Видеокарта Radeon R7 250 может оснащаться 2048 Мбайт менее скоростной памяти DDR3 или 1024 Мбайт быстрой памяти GDDR5.

Видеокарта Radeon R7 240 тоже может работать совместно с новыми APU "Kaveri", причём обойдётся она дешевле - от 2,4 тыс. рублей в России или около 60 евро в Европе. Число потоковых процессоров уменьшено до 320, тактовая частота GPU 780 МГц тоже меньше, хотя всё равно чуть выше, чем у интегрированного графического ядра AMD A10-7850K. Различий по подсистеме памяти нет. Здесь тоже возможны конфигурации с памятью DDR3 или GDDR5. Тактовые частоты памяти составляют 900-1125 МГц. Обе видеокарты базируются на новом GPU "Oland", который выпускается по 28-нм техпроцессу, максимальное энергопотребление (TDP) составляет 65 или 30 Вт.

Для APU A10-7850K AMD рекомендует использовать видеокарту Radeon R7 250, чтобы получить максимальный прирост производительности. Для "младшего" A8-7600 предлагается уже Radeon R7 240. В обоих случаях AMD рекомендует выбирать менее скоростные, но обычно и менее дешёвые видеокарты с памятью DDR3. Технология Dual Graphics будет работать и с видеокартами GDDR5 в системах "Kaveri", но у версий DDR3 будет наблюдаться меньше проблем по выравниванию кадров, будет упрощена синхронизация между интегрированной и дискретной видеокартами.

kaverigpuzr7-250

Dual Graphics обещает плавную игру в современные игры в разрешении Full-HD с высокими настройками качества. По крайней мере, так утверждает AMD. В результате вы сможете собрать игровую конфигурацию с минимальным бюджетом (дешевле 20 тыс. рублей). Базовая конфигурация на A10-7700K и Radeon R7 240 обойдётся около 14 тыс. рублей, за конфигурацию с A10-7850K и Radeon R7 250 придётся отдать около 15-16 тыс. рублей.

Пример конфигурации
  AMD A10-7850K + R7 250 Цена* AMD A10-7700K + R7 240 Цена*
Процессор: AMD A10-7850K от 6,3 тыс. рублей AMD A10-7700K от 5,5 тыс. рублей
Материнская плата: Gigabyte GA-F2A88XM-DS2 от 1,9 тыс. рублей Gigabyte GA-F2A88XM-DS2 от 1,9 тыс. рублей
Оперативная память: G.Skill RipJawsX DDR3-2133, 8GB  от 3,9 тыс. рублей G.Skill RipJawsX DDR3-2133, 8GB от 3,9 тыс. рублей
Видеокарта: MSI Radeon R7 250 DDR3 от 3,1 тыс. рублей MSI Radeon R7 240 DDR3 от 2,6 тыс. рублей
Итого   От 15,2 тыс. рублей   От 13,9 тыс. рублей
* цены на момент публикации статьи 

Первые проблемы:

Но, к сожалению, всё пошло не так гладко, как планировалось. После установки драйвера наша система регулярно "вылетала", ситуация исправлялась только сбросом. В частности, при переключении между режимами 2D и 3D в Dual Graphics драйвер часто "вылетал", что очень сильно осложняло тестирование. Особенно много проблем возникало с тестами игры Battlefield 4 и драйвером Catalyst 14.1 Beta 7.


Для данного теста мы полностью пересмотрели нашу тестовую конфигурацию. Все протестированные видеокарты работали в системе с APU на одной и той же материнской плате, мы не меняли версию драйвера и аппаратную конфигурацию. Для тестов мы установили все обновления программного обеспечения.

Тестовая конфигурация
Процессор: AMD A10-7850K
AMD A10-6800K
Материнская плата: Gigabyte A88X G1.Sniper (AMD-CPUs)
MSI Z87 XPower (Intel-CPUs)
Оперативная память: AMD Radeon Memory Performance Series @ 2.133 MHz, CL9
Накопитель: SanDisk Extreme II, 120 GB
SanDisk Ultra Plus, 64 Гбайт
Видеокарта: ASUS Radeon R7 240, 1.024 MB DDR3
MSI Radeon R7 250 OC, 2.048 MB DDR3
ASUS Radeon R7 250, 1.024 MB DDR3
ASUS RAdeon R7 260, 1.024 MB GDDR5
AMD Radeon HD 7750, 1.024 MB GDDR3
AMD Radeon HD 7770, 1.024 MB GDDR5
Gigabyte Radeon HD 7790, 1.024 MB GDDR5
ASUS GeForce GT 640, 2.048 MB DDR3
NVIDIA GeForce GTX 650 TI, 1.024 MB GDDR5
Блок питания: be quiet! Straight Power 480Watt
Драйвер: AMD Catalyst 14.1 Beta 7
NVIDIA GeForce 332.21 WHQL

{jphoto image=50898}

Мы использовали операционную систему Windows 8.1 64-bit, тоже с последними обновлениями, драйверами и тестами. Для всех тестов мы использовали память на частоте 2.133 МГц с задержками 9-9-9-24.

dualgpu k
Технологию Dual Graphics можно легко включить в драйвере Catalyst.

Для конфигурации Dual Graphics на основе "Kaveri" вам потребуется не только подходящее "железо", но и драйвер не ниже Catalyst 14.1 Beta 6. В BIOS следует включить интегрированное графическое ядро и дискретную видеокарту. Монитор следует подключать к дискретной 3D-видеокарте в слоте PCI Express. Наконец, нужно включить Dual Graphics в драйвере. После установки драйвера соответствующий пункт уже должен быть активирован. Также по умолчанию включается и технология выравнивания кадров (Frame Pacing).


Новый тест Futuremark 3DMark позволяет сравнивать разные устройства, от смартфонов до high-end ПК. В тесте предоставляются три пресета, которые охватывают все сферы производительности благодаря изменяемым настройкам. Конечно, в тесте используются такие технологии, как тесселяция, глубина поля резкости, объемное освещение и DirectCompute. Тестовый прогон Firestrike Extreme должен поставить даже high-end видеокарты "на колени". Скачать тест Futuremarks 3DMark можно в соответствующем разделе сайта.

Futuremark 3DMark - Ice Storm

strom-idle
Баллы

Futuremark 3DMark - Cloud Gate

strom-idle
Баллы

Futuremark 3DMark - Fire Strike

strom-idle
Баллы

AMD и NVIDIA всегда подчёркивают вычислительную производительность своих GPU. И в дополнение к многочисленным движкам с поддержкой OpenCL, мы также решили оценить вычислительную производительность отдельно. Мы взяли тест LuxMark 2.0, тестовую сцену "Sala" с использованием RayTracing, результат теста выводится в сэмплах в секунду. Скачать LuxMark 2.0 можно по следующей ссылке.

luxmark-1-rsScreenshot zu Luxmark 2.0

Screenshot zu Luxmark 2.0Screenshot zu Luxmark 2.0

Luxmark 2.0 - Sala

strom-idle
Тысячи семплов в секунду

Действие пятой игры в семействе The Elder Scrolls разворачивается в провинции Skyrim. Сюжет игры построен вокруг возвращения драконов, что было предсказано в древних свитках ("Elder Scrolls"). Геймер играет роль "довакина", то есть персонажа с телом человека и душой дракона. В игре вам предстоит сражаться не только с обычными тварями, но и с драконами. Добавим к этому реалистичные улицы и захватывающие дух пейзажи, уходящие в горизонт. Благодаря отличной детализации растительности и значительной дальности видимости Skyrim может нагрузить любую видеокарту.

The Elder Scrolls V: Skyrim - 1280x720 1xAA 1xAF

strom-idle
Кадры в секунду

The Elder Scrolls V: Skyrim - 1280x720 8xAA+FXAA 16xAF

strom-idle
Кадры в секунду

The Elder Scrolls V: Skyrim - 1680x1050 1xAA 1xAF

strom-idle
Кадры в секунду

The Elder Scrolls V: Skyrim - 1680x1050 8xAA+FXAA 16xAF

strom-idle
Кадры в секунду

The Elder Scrolls V: Skyrim - 1920x1080 1xAA 1xAF

strom-idle
Кадры в секунду

The Elder Scrolls V: Skyrim - 1920x1080 8xAA+FXAA 16xAF

strom-idle
Кадры в секунду

С игрой Crysis 3 мы получили нового технологического лидера. Игра поддерживает только видеокарты класса DirectX 11, так что Crytek, разработчик Crysis 3, однозначно задал направление развития. В игре используются тесселяция и мощные алгоритмы пост-обработки для сглаживания, способные "поставить на колени" даже новейшие видеокарты.

Crysis 3 - 1280x720 1xAA 1xAF

strom-idle
Кадры в секунду

Crysis 3 - 1680x1050 1xAA 1xAF

strom-idle
Кадры в секунду

Crysis 3 - 1920x1080 1xAA 1xAF

strom-idle
Кадры в секунду

Игра Anno 2070 отличается от предшествующих игр серии тем, что действие происходит не в прошлом, а через 60 лет в будущем. Геймплей во многом похож, то есть вам нужно исследовать и открывать острова, колонизировать их, создавать циклы производства продукции и развития поселений, чтобы удовлетворять потребности общества, а также выстраивать дипломатические отношения с соседями. В игру были введены три фракции: Эко/Eco нацеливаются на развитие возобновляемых источников энергии и сохранение природы, Магнаты/Tycoons не стесняются загрязнять окружающую среду ради прибыльной работы тяжелой промышленности. Третья фракция Техи/Techs развивают новые технологии и осваивают морские глубины. Большие острова, живая флора и фауна, впечатляющие эффекты воды и растительности - всё это в изобилии имеется в игре благодаря движку Related Designs (DX11), и высокие настройки детализации накладывают немалую нагрузку на видеокарту.

 
 

Anno 2070 - 1280x720 1xAA 1xAF

strom-idle
Кадры в секунду

Anno 2070 - 1280x720 8xMLAA 16xAF

strom-idle
Кадры в секунду

Anno 2070 - 1680x1050 1xAA 1xAF

strom-idle
Кадры в секунду

Anno 2070 - 1680x1050 8xMLAA 16xAF

strom-idle
Кадры в секунду

Anno 2070 - 1920x1080 1xAA 1xAF

strom-idle
Кадры в секунду

Anno 2070 - 1920x1080 8xMLAA 16xAF

strom-idle
Кадры в секунду

С игрой Battlefield 4 разработчик DICE и издатель EA продолжили успешную линию предшественника: в игре есть небольшая однопользовательская кампания, но суть игры кроется в масштабных многопользовательских сражениях. На крупных картах могут одновременно сражаться до 63 игроков, каждый в одном из трёх классов. В игре доступны десятки видов техники на суше, в воздухе и в воде. Визуально игра Battlefield 4 тоже поставила новую планку, поэтому она предсказуемо вошла в нашу тестовую методику.

Battlefield 4 - 1280x720 1xAA 1xAF

strom-idle
Кадры в секунду

Battlefield 4 - 1280x720 4xMSAA 16xAF

strom-idle
Кадры в секунду

Battlefield 4 - 1680x1050 1xAA 1xAF

strom-idle
Кадры в секунду

Battlefield 4 - 1680x1050 4xMSAA 16xAF

strom-idle
Кадры в секунду

Battlefield 4 - 1920x1080 1xAA 1xAF

strom-idle
Кадры в секунду

Battlefield 4 - 1920x1080 4xMSAA 16xAF

strom-idle
Кадры в секунду

Игра Tomb Raider с Ларой Крофт в главной роли была возрождена в 2013 году. В отличие от предыдущих игр семейства, Лара Крофт превратилась из искателя приключений в начинающего археолога. Действие игры происходит на заброшенном острове в обстановке, полной опасностей. Движок игры Crystal Engine разработки Square Enix поддерживает последние эффекты DirectX 11, так что даже новейшим high-end видеокартам придётся несладко.

Tomb Raider - 1280x720 1xAA 1xAF

strom-idle
Кадры в секунду

Tomb Raider - 1280x720 2xSSAA 16xAF

strom-idle
Кадры в секунду

Tomb Raider - 1680x1050 1xAA 1xAF

strom-idle
Кадры в секунду

Tomb Raider - 1680x1050 2xSSAA 16xAF

strom-idle
Кадры в секунду

Tomb Raider - 1920x1080 1xAA 1xAF

strom-idle
Кадры в секунду

Tomb Raider - 1920x1080 2xSSAA 16xAF

strom-idle
Кадры в секунду

Игра Grid 2 представляет собой старые добрые гонки от разработчика Codemasters. Кросс-платформенная игра базируется на движке EGO 3.0. Он является дальнейшим развитием игрового движка Neon, который использовался в Colin McRae. Как и для любой гонки, здесь важна плавная игра с максимально высокой частотой кадров.

Grid 2 - 1280x720 4xMSAA 16xAF

strom-idle
Кадры в секунду

Grid 2 - 1680x1050 4xMSAA 16xAF

strom-idle
Кадры в секунду

Grid 2 - 1920x1080 4xMSAA 16xAF

strom-idle
Кадры в секунду

Dual Graphics, по сути, представляет собой конфигурацию Crossfire нижнего ценового диапазона. И здесь возникают давно известные проблемы. В частности, эффект микро-подёргиваний. Он не так сильно проявляет себя на high-end видеокартах при частоте 50 fps и выше, но в случае использования видеокарт нижнего и среднего диапазонов в режиме CrossFire частота кадров может быть существенно ниже, поэтому и эффект микро-подёргиваний заметнее. Как можно видеть по тестам выше, переход в режим Dual Graphics даёт заметный прирост производительности, частота кадров в зависимости от теста и разрешения в некоторых случаях более чем удваивается. Без сглаживания и анизотропной фильтрации можно запускать игры в разрешении Full-HD - по крайней мере, теоретически.

У первых систем Dual Graphics наблюдались серьёзные проблемы с микро-подёргиваниями, и команда разработчиков драйверов AMD вскоре после представления предшественника "Richland" стала с ними бороться. Также эффект микро-подёргиваний ощущался в системах "Llano". Уже в августе команда разработчиков драйверов AMD опубликовала первую бета-версию драйвера с выравниванием кадров ("Frame Pacing"). Технология "Frame Pacing" представляет собой метод, при котором время вывода кадров выравнивается, чтобы отображение игры в кадрах в секунду было равномерным. В драйвере Catalyst 14.1 Beta 6 AMD перешла на следующий этап, технология "Frame Pacing" стала активной и в системах Dual Graphics. Причём от новых драйверов выигрывают даже старые поколения "Richland". Технология выравнивания кадров ("Frame Pacing") по умолчанию активируется в драйвере Catalyst 14.1 Beta 6. Но игра Battlefield 3 и её четвёртая версия поддерживаются только в седьмой бета-версии Catalyst 14.1. Данная версия драйвера на момент тестов была предоставлена AMD только для прессы.

amd frametime fcat k
С активной технологией "Frame Pacing" эффект микро-подёргиваний будет минимизирован. На иллюстрации показан график FCAT от AMD.

Технология "Frame Pacing" включена по умолчанию после установки драйвера, но вы можете её выключить. Впрочем, причин это делать мы не видим. AMD смогла минимизировать эффект микро-подёргиваний, хотя полностью от него избавиться не удалось. Например, в сценах Battlefield 4 мы по-прежнему заметили большое число резких подёргиваний. В подобных случаях AMD наверняка попытается исправить ситуацию в будущих обновлениях драйвера. Для наших тестов мы использовали версию Catalyst 14.1 Beta 7.

framepacing k
Технологию "Frame Pacing" можно легко активировать в драйвере Catalyst.

Мы провели несколько тестов и построили графики времени отрисовки кадра (frametime) с помощью FRAPS - с активной технологией выравнивания кадров (frame pacing) и с выключенной. Лучше всего прогресс заметен в игре Anno 2070. Здесь задержки между отдельными кадрами были существенно сглажены. Но также, если присмотреться, можно заметить эффект в играх Tomb Raider, Battlefield 4, Crysis 3 и Grid 2. Для более точных измерений необходимо использовать систему FCAT. На последнем графике можно наглядно наблюдать прирост производительности Dual Graphics по сравнению с интегрированным GPU.

Anno 2070 - 1680x1050 8xMLAA 16xAF

anno-fp-off kanno fp on k

Battlefield 4 - 1680x1050 4xMSAA 16xAF

bf-fp-off kanno fp on k

Crysis 3 - 1680x1050 4xMSAA 16xAF

bf-fp-off kanno fp on k

Grid 2 - 1680x1050 4xMSAA 16xAF

grid-fp-off kanno fp on k

The Elder Scrolls V: Skyrim - 1680x1050 8xAA+FXAA 16xAF

grid-fp-off kanno fp on k

Tomb Raider - 1680x1050 2xSSAA 16xAF

grid-fp-off kanno fp on k

anno-frameverlauf k

В новых APU "Kaveri" AMD смогла существенно повысить эффективность своих гибридных процессоров, несмотря на дальнейшее увеличение вычислительной производительности, особенно в играх и приложениях, интенсивно нагружающих GPU. Конфигурация Dual Graphics даёт дальнейший прирост производительности. Конечно, из-за дискретной видеокарты при этом увеличивается и энергопотребление. Если система с AMD A10-7850K в 2D-режиме потребляет от розетки 31,9 Вт, то с видеокартой Radeon R7 250 энергопотребление увеличивается до 43,2 Вт. Разница под 3D-нагрузкой составляет уже почти 30 Вт. Мы получаем 140,2 Вт для системы с Dual Graphics и Crossfire, без дискретной видеокарты - 113,5 Вт.

Энергопотребление всей системы в режиме бездействия

strom-idle
в Вт

Энергопотребление всей системы под нагрузкой

strom-idle
в ВТ

Для максимального прироста производительности APU A10-7850K AMD рекомендует использовать Radeon R7 250 с памятью DDR3. Но технология Dual Graphics будет работать между APU "Kaveri" и любой современной видеокартой на GPU "Oland", в том числе и Radeon R7 240. То же самое касается и видеокарт с более быстрой памятью GDDR5. Мы решили проверить, какую производительность придётся принести в жертву с "младшей" моделью видеокарты, а также получится ли выжать дополнительные кадры в секунду с памятью GDDR5. Мы взяли видеокарту Radeon R7 250 с 1.024 Мбайт памяти GDDR5, после чего провели тесты с видеокартой Radeon R7 240, оснащённой 1.024 Мбайт памяти DDR3 - и сравнили их с ранее полученными показателями (R7 250 и DDR3). Итог таков: прирост производительности при переходе на видеокарту GDDR5 составляет несколько процентов. Но существенной разницы мы не обнаружили. В зависимости от теста, мы получаем прирост на 2-3 кадра в секунду. Так что смысла гнаться за видеокартой с GDDR5 мы не видим, на практике разницу вы не заметите.

Между видеокартами Radeon R7 240 и Radeon R7 250 в конфигурации Dual Graphics разница уже более ощутима. Так что смысл приобретать более быструю модель есть. Особенно если вы относите себя к фанатам Tomb Raider.

Futuremark 3DMark - Fire Strike

strom-idle
Баллы

Anno 2070 - 1920x1080 1xAA 1xAF

strom-idle
Кадры в секунду

Battlefield 4 - 1920x1080 1xAA 1xAF

strom-idle
Кадры в секунду

Crysis 3 - 1920x1050 1xAA 1xAF

strom-idle
Кадры в секунду

Grid 2- 1920x1050 1xAA 1xAF

strom-idle
Кадры в секунду

The Elder Scrolls V: Skyrim - 1920x1050 1xAA 1xAF

strom-idle
Кадры в секунду

Tomb Raider - 1920x1050 1xAA 1xAF

strom-idle
Кадры в секунду

Если производительности интегрированного ядра Radeon R7 в APU "Kaveri" будет не хватать (в том числе и в Dual Graphics), то вполне логичным шагом можно рассматривать покупку недорогой дискретной видеокарты Radeon HD 7750 или Radeon R7 260. Возникает вопрос: не лучше ли вообще отказаться от APU с интегрированной графикой (и Dual Graphics), а приобрести за эти же деньги CPU и дискретную видеокарту? Мы решили сравнить производительность APU AMD A10-7850K по цене от 6,3 тыс. рублей с менее дорогими процессорами AMD Athlon X2 370K (от 1,5 тыс. рублей) и Intel Core i3-4130 (от 3,9 тыс. рублей).

Оба процессора в сравнении обладают двумя физическими ядрами. Но у CPU Intel из-за поддержки Hyper-Threading мы получаем одновременное выполнение четырёх потоков. Результаты говорят сами за себя: даже процессор AMD Athlon X2 370K, который стоит всего треть от A10-7850K, даёт производительности почти на уровне AMD A10-7850K, если вы будете использовать дискретную видеокарту. Иногда модель Athlon выходит вперёд, иногда APU. Единственным слабым участком для процессора Athlon стала игра The Elder Scrolls V: Skyrim с видеокартой Radeon R7 260. В данном случае конфигурация на A10-7850K работала почти на 40 процентов быстрее.

Но в паре с дискретной видеокартой Intel Core i3-4130 почти всегда был быстрее. При этом вы ещё и экономите больше двух тысяч рублей по сравнению с A10-7850K.

Мы выражаем благодарность нашему партнёру MIFcom, который смог предоставить для тестов два CPU.

Futuremark 3DMark - Fire Strike

vgl-intel-3dmark
Баллы

The Elder Scrolls V: Skyrim - 1680x1050 8xAA+FXAA 16xAF

vgl-intel-skyrim
Кадры в секунду

Battlefield 4 - 1680x1050 4xMSAA 16xAF

vgl-intel-skyrim
Кадры в секунду

Anno 2070 - 1680x1050 8xMSAA 16xAF

vgl-intel-skyrim
Кадры в секунду

Tomb Raider - 1680x1050 2xSSAA 16xAF

vgl-intel-skyrim
Кадры в секунду

Grid 2 - 1680x1050 4xMSAA 16xAF

vgl-intel-skyrim
Кадры в секунду

Конечно, отказ от дискретной видеокарты позволяет упростить конфигурацию системы. Наша тестовая система с AMD Athlon X2 370K в режиме бездействия и под 3D-нагрузкой потребляла чуть меньше энергии от розетки, чем с A10-7850K. Сравнение с конфигурацией на Intel Core i3 4130 здесь приблизительное, поскольку в нашем распоряжении не было дешёвых материнских плат на Intel Z87, только MSI Z87 XPower. Однако она оснащена большим количеством дополнительных функций и чипов, и стоит почти в три раза дороже CPU.

Энергопотребление всей системы в режиме бездействия

vgl-intel-skyrim
в Вт

Энергопотребление всей системы под нагрузкой

vgl-intel-strom-last
в Вт

Драйвер AMD Catalyst 14.1 в шестой бета-версии привнёс не только поддержку Dual Graphics на APU "Kaveri", но также и поддержку нового низкоуровневого API "Mantle". Мы уже опубликовали детальные тесты и привели результаты производительности high-end видеокарт на архитектуре GCN. Графическое решение в новых APU "Kaveri" тоже базируется на современной архитектуре GCN и поддерживает "Mantle". Новый API должен существенно увеличить производительность Battlefield 4, особенно в многопользовательском режиме, поэтому мы решили акцентировать именно однопользовательскую игру, выбрав для оценки карту " Siege of Shanghai/ Осада Шанхая" в режиме Conquest Large на 64 игроков. Как в нашем предыдущем тесте, мы использовали для оценки производительности под "Mantle" и под "Direct3D" встроенную в игру утилиту, мы записывали время отрисовки кадров на протяжении десяти минут.

Мы получили прирост производительности и в случае A10-7850K, и при использовании Dual Graphics, но его нельзя назвать очень существенным. По крайней мере, в конфигурации Dual Graphics система с видеокартой Radeon R7 250 обеспечивала плавную игру в настройках Ultra с разрешением 720p. Прирост производительности на меньших разрешениях оказался чуть выше.

Battlefield 4 - 1280x720 1xAA 16xAF

strom-idle
Кадры в секунду

Battlefield 4 - 1680x1050 1xAA 16xAF

strom-idle
Кадры в секунду

Battlefield 4 - 1920x1080 1xAA 16xAF

strom-idle
Кадры в секунду

Кроме приведённых выше тестов, мы также обнаружили, что "Mantle" может давать преимущества в ситуациях, когда производительность упирается в CPU. Поскольку два модуля "Steamroller" в APU A10-7850K имеют существенно меньшую вычислительную производительность, чем четыре физических ядра в Intel Core i7-3960X, мы расширили тесты high-end видеокарт ещё и платформой "Kaveri". Мы использовали флагманский APU "Kaveri" вместе с видеокартой Radeon R9 290. Как можно видеть, производительность в разрешении Full-HD с использованием "Mantle" ощутимо увеличилась. Вместо 53 fps под DirectX в случае "Mantle" мы получили среднюю частоту кадров 70 fps.

Battlefield 4 - 1920x1080 1xAA 16xAF

strom-idle
Кадры в секунду

На конференции Tech Days, говоря о "Kaveri", AMD подчеркнула возможности разгона нового поколения APU. Действительно, интегрированное графическое ядро A10-7850K можно разогнать довольно существенно. Вместо штатной частоты 720 МГц для GPU мы смогли без проблем получить стабильный разгон до 970 МГц. Также мы смогли немного разогнать и нашу видеокарту MSI Radeon R7 250 OC, несмотря на уже имеющийся заводской разгон. Для GPU мы увеличили частоту до 1.200 МГц, для памяти - до 1.500 МГц. Всё это позволило повысить производительность конфигурации двух GPU в играх.

Futuremark 3DMark - Fire Strike

strom-idle
Баллы

Tomb Raider- 1920x1080 2xSSAA 16xAF

strom-idle
Кадры в секунду

Battlefield 4 - 1920x1080 4xMSAA 16xAF

strom-idle
Кадры в секунду

Crysis 3 - 1920x1080 4xMSAA 16xAF

strom-idle
Кадры в секунду

Grid 2 - 1920x1080 4xMSAA 16xAF

strom-idle
Кадры в секунду

Энергопотребление всей системы под нагрузкой

strom-idle
в Вт

Теперь понятно, почему Dual Graphics во время объявления первых APU "Kaveri" не была активирована в драйвере: AMD требовалось время, чтобы "вылизать" функцию. Вполне разумное решение, как показывают наши тесты. Самой большой проблемой конфигурации Crossfire на дешёвых видеокартах в прошлом были раздражающие микро-подёргивания. В случае Dual Graphics с этой проблемой удалось во многом справиться, пусть и не решить полностью. Хотя AMD не смогла устранить всех проблем в последней бета-версии драйверов, компания явно движется в правильном направлении. В игры Anno 2070 и Battlefield 4 теперь играть намного приятнее, хотя последняя версия Battlefield на игровых заставках всё равно "дёргается". Так что в ближайшие недели AMD предстоит доработать алгоритм выравнивания кадров.

По сравнению с интегрированным графическим ядром Radeon R7 APU "Kaveri" система Dual Graphics хорошо масштабируется, она действительно позволяет получить достаточно высокую частоту кадров в играх даже с высокими настройками детализации. В зависимости от игры и разрешения производительность практически удваивается. В целом, производительность AMD A10-7850K в паре с Radeon R7 250 примерно соответствует уровню дискретной Radeon HD 7750. И в этом мы видим как раз основную проблему Dual Graphics. Видеокарта Radeon R7 250 сегодня обойдётся от 2,8 тыс. рублей, а существенно более быструю Radeon HD 7750 можно приобрести от 2,7 тыс. рублей.

Самый существенным конкурентом Dual Graphics можно рассматривать недавно появившуюся видеокарту Radeon R7 250X, базирующуюся на GPU "Cape Verde". Для геймеров выгоднее отказаться от интегрированной графики в APU совсем, приобрести за ту же цену недорогой двуядерный процессор и добавить к нему, как минимум, Radeon HD 7750. Вы получите систему по схожей цене со схожей производительностью, но при этом не возникнет никаких проблем с микро-подёргиваниями. Даже процессор AMD Athlon X2 370K, который стоит от 1,5 тыс. рублей, работает с дискретной видеокартой практически ничуть не хуже APU. А если вы доплатите от 3,9 тыс. рублей за тот же Intel Core i3-4130, то получите ещё более высокую производительность. Для сравнения, AMD A10-7850K сегодня обойдётся от 6,3 тыс. рублей. Конечно, ситуация несколько отличается, если вам требуется производительность CPU в общем плане - здесь 4-ядерный APU показывает себя неплохо.

Пока что поддержка "Mantle" для системы "Kaveri" ключевой роли не играет - это касается и работы одного iGPU, и технологии Dual Graphics. Прирост производительности составляет считанные кадры в секунду. Сильнее всего A10-7850K выигрывает от нового низкоуровневого API в низких разрешениях, особенно если вы будете использовать мощную 3D-видеокарту в паре со слабым процессором AMD. Когда мы добавили к APU A10-7850K видеокарту Radeon R9 290, то производительность с переходом на Mantle увеличилась с почти 50 fps до 70 fps. Это вполне соответствует результатам, которые мы получили в первых тестах "Mantle".

Но если вы уже приобрели процессор "Kaveri" для своего компьютера, то в таком случае Dual Graphics можно рассматривать как интересную альтернативу. Эта опция станет приятной возможностью апгрейда для владельцев APU "Kaveri", а также обеспечит дополнительную гибкость. По сравнению с предыдущими поколениями AMD смогла значительно улучшить работу технологии благодаря добавлению выравнивания кадров и переходу на архитектуру GCN. Впрочем, от выравнивания кадров выиграют даже старые системы "Richland".

{jphoto image=50897}

 

Личное мнение

Я не отношу себя к хардкорным геймерам, но когда я сажусь за экран компьютера, чтобы поиграть пару часов после работы, то мне хочется наслаждаться последними играми в максимально возможном качестве без каких-либо компромиссов. Конечно, на "Kaveri" и Dual Graphics можно собрать сравнительно дешёвую игровую систему, которая сможет справиться с играми в Full-HD, но за те же деньги можно подобрать конфигурацию лучше. Я бы предпочел сборку с одним мощным GPU, что позволило бы ещё и сэкономить. Стартовым уровнем для казуальных геймеров можно рассматривать Radeon HD 7750, но не только. Лучше взять видеокарту Radeon R7 260 или недавно объявленную NVIDIA GeForce GTX 750 (Андрей Штегмюллер).