После анонса GeForce GTX 960 мы подготовили обзор пяти видеокарт, немного припозднилась ASUS GeForce GTX 960 Strix OC. ASUS в прошлом уже несколько раз показывала, что компания может добиться баланса между производительностью и тихой работой системы охлаждения в сегменте среднего класса. Посмотрим, получится ли у ASUS на этот раз. В обзоре мы рассмотрим преимущества и недостатки видеокарты.
ASUS GeForce GTX 960 Strix OC – пока единственная модель GeForce GTX 960 от ASUS. В прошлом тайванский производитель обычно представлял сразу несколько разных моделей, но на этот раз пока придётся довольствоваться только одной. Скорее всего, в будущем будет представлена, по крайней мере, ещё одна видеокарта ASUS GeForce GTX 960 – для корпусов mini-ITX. Но достоверной информации пока нет, поэтому будущее покажет.
Следует напомнить, что протестированные нами модели довольно близки технически. Но производители по-разному выставляли максимальную частоту Boost, в зависимости от которой видеокарты выстраивались в рейтинг в тестах. Как показали наши измерения, частота Boost не упиралась в предельную температуру или предельную планку по энергопотреблению. Мы ожидаем схожего поведения и от видеокарты ASUS GeForce GTX 960 Strix OC.
Информация об архитектуре
По архитектуре ASUS GeForce GTX 960 Strix OC не отличается от других моделей GeForce GTX 960. GPU GM206 производится по 28-нм техпроцессу и содержит 2,94 млрд. транзисторов. 1.024 потоковых процессоров дополняются 64 текстурными блоками и 32 конвейерами растровых операций. GPU работает с 2048 Мбайт памяти GDDR5.
ASUS GeForce GTX 960 Strix OC | |
---|---|
Розничная цена | 18,8 тыс. рублей в России 225 евро в Европе |
Сайт производителя | Официальная страница ASUS GeForce GTX 960 Strix OC |
Техническая информация | |
GPU | Maxwell (GM206) |
Техпроцесс | 28 нм |
Число транзисторов | 2,94 млрд. |
Тактовая частота GPU (базовая) | 1.253 МГц |
Тактовая частота GPU (Boost) | 1.317 МГц |
Частота памяти | 1.800 МГц |
Тип памяти | GDDR5 |
Объём памяти | 2.048 Мбайт |
Ширина шины памяти | 128 бит |
Пропускная способность памяти | 115,2 Гбайт/с |
Версия DirectX | 12 |
Потоковые процессоры | 1.024 |
Текстурные блоки | 64 |
Конвейеры растровых операций (ROP) | 32 |
Пиксельная скорость заполнения | 40,1 Гпиксель/с |
SLI/CrossFire | SLI |
Видеокарта GeForce GTX 960 от ASUS работает не на эталонных тактовых частотах, вполне ожидаем оказался заводской разгон. Базовая частота была увеличена с 1.126 МГц до 1.253 МГц. Минимальная планка Boost была повышена, соответственно, с 1.178 МГц до 1.317 МГц. Также ASUS решила разогнать и память с 1.750 МГц до 1.800 МГц. В результате мы получили разгон порядка 12 процентов. По заводскому разгону ASUS оказалась среди лидеров видеокарт GeForce GTX 960.
Скриншот GPU-Z подтверждает спецификации производителя, разве что можно заметить небольшие отличия из-за делителей частот.
Сравнение температур и тактовых частот | ||
---|---|---|
Игра | Температура | Частота |
The Elder Scrolls V Skyrim | 56 °C | 1.430 МГц |
Company of Heroes | 55 °C | 1.430 МГц |
Grid 2 | 56 °C | 1.430 МГц |
Metro: Last Light | 56 °C | 1.430 МГц |
Crysis 3 | 56 °C | 1.430 МГц |
Battlefield 4 | 56 °C | 1.430 МГц |
Bioshock: Infinite | 55 °C | 1.430 МГц |
Tomb Raider | 56 °C | 1.430 МГц |
ASUS указала минимальную планку Boost 1.317 МГц, но на практике видеокарта работала на значительно более высокой частоте. Кулер смог эффективно охлаждать экономичный GPU GM206, температура сохранялась на приятно низком уровне. Частота Boost в тестах составила 1.430 МГц. Температуру GPU мы получили на уровне 55-56 °C.
Ниже мы более подробно рассмотрим видеокарту ASUS GeForce GTX 960.
ASUS GeForce GTX 960 Strix OC | |
---|---|
Длина печатной платы | 170 мм |
Длина с кулером | 215 мм |
Толщина | 2 слота |
Дополнительное питание | 1x 6-конт. |
Вентиляторы | 75 мм |
Выходы на дисплей | 1x Dual-Link-DVI 1x HDMI 2.0 3x DisplayPort 1.2a |
Пассивная работа вентиляторов в режиме бездействия (ниже 40 °C) | Да |
Макс. скорость вращения | 920 об/мин |
Тепловой пакет | 120 Вт |
Перейдём к изучению самой видеокарты.
ASUS выбрала для новейшего представителя семейства Strix знакомый дизайн. Отметим модифицированный кулер DirectCU II с угловатыми элементами дизайна в стиле технологии "стелс". Красные вставки добавляют некоторое разнообразие. Длина видеокарты составляет 215 мм.
Сзади видеокарты хорошо видно, что кулер значительно длиннее печатной платы. Длина последней – всего 170 мм, так что видеокарту можно будет переделать и под спецификации Mini-ITX с другим кулером. В остальном сзади нет ничего примечательного, ASUS закрыла плату сплошной металлической пластиной без прорезей.
Два осевых вентилятора диаметром 75 мм обеспечивают приток свежего воздуха. Как и в случае других видеокарт GeForce GTX 960, ASUS в режиме бездействия оба вентилятора выключаются. Два вентилятора начинают работать, когда GPU нагревается до температуры 56 °C. Они останавливаются при охлаждении до 40 °C. Максимальная скорость в наших тестах составила 920 оборотов в минуту.
Дополнительное питание обеспечивается 6-контактным разъёмом. ASUS следовала рекомендациям NVIDIA для GeForce GTX 960, максимальное энергопотребление заявлено 120 Вт. Если вы будете устанавливать видеокарту ASUS GeForce GTX 960 Strix OC в старую систему, то в случае наличия 6-контактного штекера питания вам не придётся менять БП целиком.
На слотовой заглушке ASUS GeForce GTX 960 Strix OC можно видеть типичные выходы для поколения "Maxwell". Кроме двухканального DVI и HDMI 2.0 вы получите три DisplayPort 1.2.
Радиатор с двумя вентиляторами пронизывают тепловые трубки, которые улучшают передачу тепла. ASUS использовала четыре тепловые трубки, их можно хорошо видеть со стороны интерфейса PCI Express.
Ниже мы подробно рассмотрим систему охлаждения и видеокарту под кулером.
Сняв кулер DirectCU II, можно рассмотреть печатную плату ASUS GeForce GTX 960 Strix OC. Обратите внимание на небольшие пассивные радиаторы над компонентами VRM, которые тоже обдуваются двумя вентиляторами.
Рассмотрим подсистему питания с небольшими радиаторами поближе. ASUS выбрала 5-фазную подсистему питания, четыре фазы обеспечивают питание GPU. Для ASUS GeForce GTX 960 Strix OC подобного решения вполне достаточно.
Мы сняли заднюю пластину, что позволило детально рассмотреть печатную плату. На этой стороне видеокарты установлена половина чипов памяти GDDR5. Хорошо заметна и сложная структура компонентов видеокарты. Конечно, причина кроется в том, что ASUS решила укоротить печатную плату, поэтому компоненты пришлось располагать ближе друг к другу.
Как и все видеокарты GeForce GTX 960, модель ASUS можно устанавливать в конфигурацию SLI на двух GPU. Варианты 3-Way и 4-Way SLI оставлены для "старших" моделей GeForce GTX 980 и GTX 970.
Кулер DirectCU II нам хорошо знаком. Две крупные тепловые трубки контактируют напрямую с кристаллом GPU, в этом месте они расплющены. Трубки передают тепло от GPU на алюминиевые рёбра радиатора. Хорошо видно, что ещё две трубки по краям касаются кристалла GPU лишь частично.
Для проведения тестирования мы обновили нашу тестовую систему, а также и поколение драйверов. Процессор Intel Core i7-3960X был разогнан со штатной частоты 3,2 ГГц до 3,9 ГГц, чтобы максимально устранить "узкое место" по производительности CPU. Мы использовали следующие компоненты:
Тестовая конфигурация | |
---|---|
Процессор | Intel Core i7-3960X 3,3 ГГц, разгон до 3,9 ГГц |
Материнская плата | ASUS P9X79 Deluxe |
Оперативная память | ADATA XPG Gaming Series Low Voltage 4x 2 Гбайт PC3-12800U CL 9-9-9-24 |
Накопитель | ADATA S510 SSD 60 Гбайт |
Блок питания | Seasonic Platinum Series 1000 Вт |
Операционная система | Windows 8 Pro 64 Bit |
Видеокарты | |
NVIDIA | NVIDIA GeForce GTX 980 (1.126/1.216/1.750 MHz, 4.096 MB) |
NVIDIA GeForce GTX 970 (1.050/1.178/1.750 MHz, 4.096 MB) | |
NVIDIA GeForce GTX 960 (1.127/1.178/1.750 MHz, 2.048 MB) | |
NVIDIA GeForce GTX 780 Ti (876/928/1.750 MHz, 3.072 MB) | |
NVIDIA GeForce GTX Titan (837/786/1.502 MHz, 6.144 MB) | |
NVIDIA GeForce GTX 780 (863/902/1.502 MHz, 3.072 MB) | |
NVIDIA GeForce GTX 770 (1.046/1.085/1.753 MHz, 2.048/4.096 MB) | |
NVIDIA GeForce GTX 760 (980/1.033/1.502 MHz, 2.048 MB) | |
NVIDIA GeForce GTX 750 Ti (1.020/1.085/1.350 MHz, 2.048 MB) | |
NVIDIA GeForce GTX 750 (1.020/1.085/1.250 MHz, 1.024 MB) | |
NVIDIA GeForce GTX 690 (915/1.502 MHz, 4.096 MB) | |
NVIDIA GeForce GTX 680 (1.006/1.502 MHz, 2.048 MB) | |
NVIDIA GeForce GTX 670 (915/1.502 MHz, 2.048 MB) | |
NVIDIA GeForce GTX 660 Ti (915/1.502 MHz, 2.048 MB) | |
NVIDIA GeForce GTX 660 (1.058/1.250 MHz, 2.048 MB) | |
NVIDIA GeForce GTX 650 Ti Boost (980/1.502 MHz, 2.048 MB) | |
NVIDIA GeForce GTX 650 Ti (925/1.350 MHz 2.048 MB) | |
NVIDIA GeForce GTX 650 (1.058/1.250 MHz, 1.024/2.048 MB) | |
NVIDIA GeForce GTX 590 (608/1.215/854 MHz, 3.072 MB) | |
NVIDIA GeForce GTX 580 (772/1.544/1.000 MHz, 1.536 MB) | |
NVIDIA GeForce GTX 570 (732/1.464/950 MHz, 1.280MB) | |
NVIDIA GeForce GTX 560 Ti 448 Cores (732/1.464/950 MHz, 1.280 MB) | |
NVIDIA GeForce GTX 560 Ti (820/1.640/1.000 MHz, 1.024 MB) | |
NVIDIA GeForce GTX 560 (810/1.620/1.002 MHz, 1.024 MB) | |
NVIDIA GeForce GTX 550 Ti (900/1.800/1.026 MHz, 1.024 MB) | |
AMD | AMD Radeon R9 290X (1.000/1.250 MHz, 4.096 MB) |
AMD Radeon R9 290 (947/1.500 MHz, 4096 MB) | |
AMD Radeon R9 280X (1.000/1.500 MHz, 3.072 MB) | |
AMD Radeon R9 270X (1.000/1.400 MHz, 2.048/4.096 MB) | |
AMD Radeon R7 260X (1.100/1.625 MHz, 2.048 MB) | |
AMD Radeon R7 265 (925/1.400 MHz, 2.048 MB) | |
AMD Radeon R7 260 (1.000/1.500 MHz, 1.024 MB) | |
AMD Radeon HD 7990 (950/1.000/1.500 MHZ, 6.144 MB) | |
AMD Radeon HD 7970 GHz Edition (1.000/1.050/1.500 MHz, 3.072 MB) | |
AMD Radeon HD 7970 (925/925/1.375 MHz, 3.072 MB) | |
AMD Radeon HD 7950 (800/800/1.250 MHz, 3.072 MB) | |
AMD Radeon HD 7870 (1.000/1.000/1.200 MHz, 2.048 MB) | |
AMD Radeon HD 7850 (860/860/1.200 MHz, 2.048 MB) | |
AMD Radeon HD 7790 (1.075/1.075/1.500 MHz, 1.024/2.048 MB) | |
AMD Radeon HD 7770 (1.000/1.000/1.125 MHz, 1.024 MB) | |
AMD Radeon HD 7750 (800/800/1.125 MHz, 1.024 MB) | |
AMD Radeon HD 6990 (830/830/1.250 MHz, 4.096 MB) | |
AMD Radeon HD 6970 (880/880/1.375 MHz, 2.048 MB) | |
AMD Radeon HD 6950 (800/800/1.200 MHz, 2.048 MB) | |
AMD Radeon HD 6870 (900/900/1.050 MHz, 1.024 MB) | |
AMD Radeon HD 6850 (775/775/1.000 MHz, 1.024 MB) | |
AMD Radeon HD 6790 (840/840/1.050 MHz, 1.024 MB) | |
AMD Radeon HD 6770 (850/850/1.200 MHz, 1.024 MB) | |
Драйвер | |
NVIDIA | GeForce 347.25 |
AMD | Catalyst 14.9 |
Мы выражаем благодарность ASUS, Intel, Thermaltake и Seasonic за предоставленные компоненты.
Настройки драйверов NVIDIA:
- Текстурная фильтрация: Качество
- Сглаживание- гамма-коррекция: Да
- Текстурная фильтрация - оптимизация анизотропии: Нет
- Текстурная фильтрация - отрицательный LOD Bias: Заблокировано
Текстурные настройки AMD:
- Текстурная фильтрация: Качество
- Catalyst AI: Выключен/ Качество
Перейдём к оценке уровня шума, энергопотребления и температуры ASUS GeForce GTX 960 Strix OC.
Начнём с уровня шума ASUS GeForce GTX 960 Strix OC в режиме бездействия. Как и все другие видеокарты GeForce GTX 960, модель ASUS выключает вентиляторы в этом режиме. Так что мы, по сути, измеряем уровень шума остальных компонентов в системе. Все шесть протестированных видеокарт GeForce GTX 960 привели к одинаковому результату 32 дБ(А).
Первый "настоящий" тест – уровень шума ASUS GeForce GTX 960 Strix OC под нагрузкой. Видеокарта шумит незначительно, мы получили 42 дБ(А), что даже меньше других протестированных моделей GeForce GTX 960. Хотя разница с конкурентами невелика.
Кулер легко справляется с поддержанием низкой температуры в режиме бездействия. Мы получили около 30 °C, вентиляторы выключаются ниже планки 40 °C, так что видеокарта работает бесшумно – и запас тоже имеется.
Более интересна температура под нагрузкой. Мы получили весьма низкий уровень 56 °C. Лучше себя показала только видеокарта Inno3D, которая сочетает низкую температуру с самой высокой частотой Boost. ASUS, похоже, выбрала более сбалансированный подход – температура 56 °C не является высокой, но вместе с тем и уровень шума остаётся приятно низким.
В режиме бездействия все видеокарты показывают очень близкие результаты энергопотребления. Мы получили 120,5 Вт для всей системы.
Под нагрузкой система с видеокартой ASUS GeForce GTX 960 Strix OC потребляла 250,8 Вт. Тоже весьма достойный результат, учитывая частоту Boost и температуру. Посмотрим, какую производительность видеокарта покажет в наших тестах.
Новый тест Futuremark 3DMark позволяет сравнивать разные устройства, от смартфонов до high-end ПК. В тесте предоставляются три пресета, которые охватывают все сферы производительности благодаря изменяемым настройкам. Конечно, в тесте используются такие технологии, как тесселяция, глубина поля резкости, объемное освещение и DirectCompute. Тестовый прогон Firestrike Extreme должен поставить даже high-end видеокарты "на колени". Скачать тест Futuremarks 3DMark можно в соответствующем разделе сайта.
AMD и NVIDIA всегда подчёркивают вычислительную производительность своих GPU. И в дополнение к многочисленным движкам с поддержкой OpenCL, мы также решили оценить вычислительную производительность отдельно. Мы взяли тест LuxMark 2.0, тестовую сцену "Sala" с использованием RayTracing, результат теста выводится в сэмплах в секунду. Скачать LuxMark 2.0 можно по следующей ссылке.
С помощью теста ComputeMark мы пытались более точно оценить вычислительную производительность GPU. Тест основан на автоматическом выполнении нескольких вычислительных сценариев, которые накладывают различные требования к "железу". Вычислительная мощность тесту предоставляется через API DirectX 11 Compute. Среди всего прочего тест включает сценарий отслеживания лучей (RayTracing). Скачать ComputeMark можно на сайте разработчика.
Действие пятой игры в семействе The Elder Scrolls разворачивается в провинции Skyrim. Сюжет игры построен вокруг возвращения драконов, что было предсказано в древних свитках ("Elder Scrolls"). Геймер играет роль "довакина", то есть персонажа с телом человека и душой дракона. В игре вам предстоит сражаться не только с обычными тварями, но и с драконами. Добавим к этому реалистичные улицы и захватывающие дух пейзажи, уходящие в горизонт. Благодаря отличной детализации растительности и значительной дальности видимости Skyrim может нагрузить любую видеокарту.
С игрой Crysis 3 мы получили нового технологического лидера. Игра поддерживает только видеокарты класса DirectX 11, так что Crytek, разработчик Crysis 3, однозначно задал направление развития. В игре используются тесселяция и мощные алгоритмы пост-обработки для сглаживания, способные "поставить на колени" даже новейшие видеокарты.
Среди горячих новинок 2013 года почетное место занимает Bioshock Infinite. Игра радует не только захватывающим сюжетом, но и технологическими инновациями. Движок игры может задействовать практически все современные эффекты DirectX 11, в игре они есть. Так что мы решили добавить Bioshock Infinite к нашему тестовому пакету.
С игрой Battlefield 4 разработчик DICE и издатель EA продолжили успешную линию предшественника: в игре есть небольшая однопользовательская кампания, но суть игры кроется в масштабных многопользовательских сражениях. На крупных картах могут одновременно сражаться до 63 игроков, каждый в одном из трёх классов. В игре доступны десятки видов техники на суше, в воздухе и в воде. Визуально игра Battlefield 4 тоже поставила новую планку, поэтому она предсказуемо вошла в нашу тестовую методику.
Мы провели тесты на новой стратегии в реальном времени Company of Heroes 2, разработанной Relic Entertainment. Действие игры разворачивается на полях сражений Второй мировой войны, за графику отвечает собственный движок Essence 3.0. Графика в игре не самая впечатляющая, но даже последним high-end видеокартам не всегда удаётся выдавать плавную частоту кадров. А некоторые комбинации разрешения и сглаживания могут "поставить на колени" даже системы multi-GPU.
Metro: Last Light представляет собой продолжение Metro 2033, действие вновь происходит в пост-апокалиптическом будущем в московском метро. Мир Metro 2033 был разработан российским писателем Дмитрием Глуховским. Игра базируется на собственном движке A4 Engine, который поддерживает современные функции DirectX 11. Тесселяция, частицы и эффекты освещения способствуют созданию особой атмосферы, которая немало нагружает GPU.
Игра Tomb Raider с Ларой Крофт в главной роли была возрождена в 2013 году. В отличие от предыдущих игр семейства, Лара Крофт превратилась из искателя приключений в начинающего археолога. Действие игры происходит на заброшенном острове в обстановке, полной опасностей. Движок игры Crystal Engine разработки Square Enix поддерживает последние эффекты DirectX 11, так что даже новейшим high-end видеокартам придётся несладко.
Игра Grid 2 представляет собой старые добрые гонки от разработчика Codemasters. Кросс-платформенная игра базируется на движке EGO 3.0. Он является дальнейшим развитием игрового движка Neon, который использовался в Colin McRae. Как и для любой гонки, здесь важна плавная игра с максимально высокой частотой кадров.
Мы протестировали возможности разгона видеокарты ASUS GeForce GTX 960 Strix OC. Мы увеличили целевую температуру и планку по энергопотреблению, после чего постепенно повышали тактовые частоты. Видеокарта смогла обеспечить стабильную работу на частоте GPU 1.494 МГц, память работала на 1.950 МГц. Более высокий уровень частоты мы не получили. По сравнению со штатным режимом работы разгон составил 4,5 процента.
Разгон привел к следующим результатам по производительности.
Видеокарта ASUS соответствует ожиданиям в большинстве сфер. Заводской разгон довольно приличный, в реальности частота достигала 1.430 МГц. Производительности видеокарты достаточно для игры в разрешениях Full-HD или 1.440p/1.600p, хотя в некоторых играх придётся пойти на компромиссы по уровню детализации. Хватит ли для игр 2.048 Мбайт памяти – покажут ближайшие месяцы. Пока что можно сказать, что ASUS GeForce GTX 960 Strix OC обеспечивает хорошую производительность за свою цену.
По охлаждению видеокарта ASUS показала себя очень хорошо. В режиме бездействия мы не обнаружили разницы с конкурентами, поскольку все видеокарты GeForce GTX 960 выключают вентиляторы. Но под нагрузкой уровень шума GeForce GTX 960 Strix OC был приятно низким. Также мы получаем и довольно низкую температуру GPU. Энергопотребление под нагрузкой оказалось вполне типичным для видеокарт GeForce GTX 960 – NVIDIA с последним поколением "Maxwell" на GPU GM206 смогла обеспечить отличное соотношение производительности на ватт, от которого выиграла ASUS.
{jphoto image=69774}
Разгон не так интересен для видеокарт среднего уровня. Потенциал разгона не очень высокий, но ещё несколько процентов вы сможете выжать.
Цена видеокарты ASUS GeForce GTX 960 Strix OC составляет 18,8 тыс. рублей в России или 225 евро в Европе, что дороже многих моделей GeForce GTX 960. Но вы получите соответствующий высокий уровень производительности, так что цена кажется нам оправданной. Система охлаждения работает отлично, уровень шума под нагрузкой низкий, что тоже отнесём к преимуществам ASUS. Впрочем, чудес по производительности ожидать не стоит, всё же перед нами не high-end видеокарта.
Альтернативы? На рынке можно найти большое количество альтернативных видеокарт Radeon R9 280 и R9 285, которые будут конкурировать с GeForce GTX 960, в том числе и с ASUS GeForce GTX 960 Strix OC. В зависимости от уровня заводского разгона, они могут обеспечивать более высокий уровень производительности. Но не все конкуренты дают такое же соотношение производительности на ватт, как GeForce GTX 960, да и пассивный режим работы во время бездействия имеется только у новых видеокарт. Среди моделей GeForce GTX 960 тоже можно найти ряд достойных альтернатив, в том числе, если вам требуется более быстрая видеокарта. Мы рекомендуем ознакомиться с нашим тестом пяти видеокарт GeForce GTX 960.
Преимущества ASUS GeForce GTX 960 Strix OC:
- Хороший уровень заводского разгона
- Бесшумно работает в режиме бездействия
- Тихая работа под нагрузкой
- Хорошее соотношение производительности на ватт
- Установлена задняя пластина
Недостатки ASUS GeForce GTX 960 Strix OC:
- Небольшой потенциал разгона
- 2.048 Мбайт видеопамяти могут стать ограничением в играх