Тест и обзор: NVIDIA Titan X на архитектуре Pascal в SLI

Опубликовано:

NVIDIA многих удивила несколько недель назад, представив Titan X – самую быструю видеокарту с одним GPU для сетей глубокого обучения и игр. Впрочем, линейка Titan фокусируется не столько на играх, сколько на профессиональных приложениях. Поэтому NVIDIA и изменила название с GeForce на Titan. В нашу тестовую лабораторию поступили две флагманские видеокарты, что позволяет оценить их производительность в одиночном режиме, а также в SLI.

После представления первых игровых видеокарт Pascal, а именно GeForce GTX 1080 и GeForce GTX 1070, появились слухи, что между GPU GP104 и GPU GP100 (используется в вычислительных ускорителях Tesla P100) должна быть промежуточная ступень в виде GPU GP102. Но до последнего времени было не понятно, насколько интересен этот GPU окажется для геймеров, то есть для потребительского сегмента.

Видеокарты NVIDIA Titan X опираются на GPU GP102, который также используется в профессиональных видеокартах Quadro P6000. В последнем случае мы получаем полную версию GPU с 3.840 потоковыми процессорами и 24 Гбайт видеопамяти. Но видеокарты Quadro ориентированы на профессиональных сегмент рынка, и та же P6000 выйдет только в октябре. До сих пор не появилось информации о тактовых частотах, поэтому производительность оценить сложно. Видеокарты Titan X, с другой стороны, уже доступны на рынке, а цена их составляет примерно четверть от Quadro P6000. Основным рынком Titan X NVIDIA считает университеты и компании, участвующие в исследованиях в сфере искусственного интеллекта. Но, конечно, и геймерам подобная видеокарта может пригодиться, если они не против отдать за нее 1.299 евро в Европе. В России видеокарта на момент публикации еще не появилась, но NVIDIA указывает, что заказать видеокарту можно будет только напрямую у компании. Поэтому в рознице она может и не появиться. Видеокарта Titan X фокусируется на вычислениях FP32 и INT8, поэтому она одинаково хорошо подходит и для сферы глубокого обучения, и для классического рендеринга/игр.

Ниже под видеокартой Titan X мы будем подразумевать новую модель на архитектуреPascal. В случае предыдущей версии Titan X на архитектуре Maxwell мы будем делать соответствующую добавку.

Технические спецификации Titan X в сравнении
Модель NVIDIA GeForce GTX Titan X NVIDIA GeForce GTX 1080 AMD Radeon R9 Fury X
Цена 1.299 евро от 45,5 тыс. рублей от 44 тыс. рублей
Сайт производителя NVIDIA NVIDIA AMD
Техническая информация
GPU GP102 GP104 Fiji XT
Техпроцесс 16 нм 16 нм 28 нм
Число транзисторов 12 млрд. 7,2 млрд. 8,9 млрд.
Тактовая частота GPU (базовая) 1.417 МГц 1.607 МГц -
Тактовая частота GPU (Boost) 1.531 МГц 1.733 МГц 1.050 МГц
Частота памяти 2.500 МГц 2.500 МГц 500 МГц
Тип памяти GDDR5X GDDR5X HBM
Объём памяти 12 GB 8 GB 4 GB
Ширина шины памяти 384 бит 256 бит 4.096 бит
Пропускная способность памяти 480 Гбайт/с 320 Гбайт/с 512 Гбайт/с
Версия DirectX 12 12 12
Потоковые процессоры 3.584 2.560 4.096
Текстурные блоки 224 160 256
Конвейеры растровых операций (ROP) 96 64 64
Тепловой пакет 250 Вт 180 Вт 275 Вт
SLI/CrossFire SLI SLI CrossFire

Перейдем к техническим спецификациям NVIDIA Titan X: 3.584 потоковых процессора, которые работают на тактовой частоте до 1.531 МГц. Вычислительная производительность составляет 11 TFLOPs. Кроме того, к GPU подключены 12 Гбайт памяти GDDR5X. Как и можно было ожидать, GPU GP102 производится по 16-нм техпроцессу FinFET и содержит 12 млрд. транзисторов. У GP102 потоковых процессоров примерно на 40% больше, чем у GPU GP104 в видеокарте GeForce GTX 1080, хотя тактовая частота чуть ниже. Базовая частота составляет 1.417 МГц, а минимальная планка GPU Boost – 1.531 МГц. Вычислительная производительность 11 TFLOPs у новой видеокарты Titan X на 34% выше GeForce GTX 1080, в играх можно ожидать соответствующий прирост. Если вам интересны подробности архитектуры Pascal, рекомендуем ознакомиться с обзором GeForce GTX 1080 Founders Edition.

12 Гбайт памяти GDDR5X подключены по 384-битному интерфейсу. В результате пропускная способность памяти составляет 480 Гбайт/с. Со столь высоким уровнем пропускной способности видеокарта приближается к первому поколению HBM. Что касается ROP, то на каждый 32-битный контроллер памяти их приходится восемь, что дает 96 ROP. Текстурные блоки, в полном соответствии с принципами архитектуры Pascal, присутствуют в количестве 224. Тепловыделение новой GeForce GTX Titan X составляет до 250 Вт.

Диаграмма GPU GP102 видеокарты Titan X
Диаграмма GPU GP102 видеокарты Titan X

Если сравнивать GP100 и GP102, то можно прийти к следующему. GPU GP102 имеет площадь 471 мм², то есть на 139 мм² меньше GPU GP100, где мы получили 610 мм². Оба GPU содержат в полной конфигурации 3.840 потоковых процессора, хотя у Tesla P100 и Titan X используется только 3.584 потоковых процессора. Лишь у Quadro P6000, которая выходит в октябре, будут доступны полные 3.840 потоковых процессора.

Экономия площади чипа была достигнута разными средствами. GPU GP102 лишился поддержки NVLink, быстрого выполнения операций FP64/FP16 и крупного блока регистров. Разделение между сферами HPC и играми/рабочими станциями для NVIDIA теперь важно и экономически, поскольку себестоимость GPU GP102 существенно ниже (меньший размер кристалла, большая доля выхода годных кристаллов). Раньше такое не представлялось возможным, по крайней мере, если обе линейки опирались на идентичный GPU.

Сравнение вычислительной производительности и функций
Модель NVIDIA Tesla P100 NVDIDIA Quadro P6000 NVIDIA Titan X
GPU GP100 GP102 GP102
FP64 5,3 TFLOPS - 343 GFLOPS
FP32 10,6 TFLOPS - 11 TFLOPS
FP16 21,2 TFLOPS - 172 GFLOPS
Соотношение FP64 1/2 1/32 1/32
Соотношение FP16 2/1 1/64 1/64
Соотношение INT8 4:1 4:1 4:1
Тип памяти HBM2 GDDR5X GDDR5X
Объем памяти 16 GB 24 GB 12 GB
Интерфейс памяти 4.096 бит 384 бит 384 бит
Пропускная способность памяти 720 Гбайт/с 480 Гбайт/с 480 Гбайт/с
Потоковые процессоры 3.584 3.840 3.584

Видеокарта Titan X заинтересует многих геймеров, но NVIDIA все же нацеливает ее на вычислительную сферу, где важна производительность FP32 и INT8. Поэтому компания решила отказаться от добавок "GeForce" и "GTX". Предыдущие видеокарты Titan хорошо зарекомендовали себя как в области вычислений, так и игр, но NVIDIA решила выставить приоритеты. Видеокарты Titan, Titan X и Titan Z часто использовались как дешевая альтернатива Quadro и Tesla для вычислений. Посмотрим, как будет обстоять дело с видеокартами Titan X на архитектуре Pascal.


Перейдем к оценке работы NVIDIA Titan X на практике.

Скриншот GPU-Z видеокарты NVIDIA Titan X
Скриншот GPU-Z видеокарты NVIDIA Titan X

Скриншот GPU-Z подтверждает предыдущую информацию NVIDIA Titan X.

Как показали тесты новых GPU от AMD или NVIDIA с альтернативными системами охлаждения, производительность очень сильно зависит от тактовых частот и температур.

Сравнение температур и тактовых частот
Игра Температура Частота
The Witcher 3: Wild Hunt 82 °C 1.521 МГц
Rise of the Tomb Raider 83 °C 1.508 МГц
Hitman 82 °C 1.534 МГц
Far Cry Primal 82 °C 1.521 МГц
DiRT Rally 82 °C 1.521 МГц
Anno 2205 83 °C 1.508 МГц
The Division 83 °C 1.521 МГц
Fallout 4 82 °C 1.508 МГц
DOOM 83 °C 1.521 МГц

NVIDIA выставила для Titan X базовую частоту 1.417 МГц, в режиме Boost она увеличивается, как минимум, до 1.531 МГц. Но в наших тестах мы не смогли получить данный уровень. Причина кроется в системе охлаждения GeForce GTX 1080 Founders Edition, температура ограничивает частоту Boost. Если верить NVIDIA, система охлаждения GeForce GTX 1080 Founders Edition ориентирована на отведение до 180 Вт тепла. Добавьте к этому низкую целевую планку температуры, которую NVIDIA выставила на 83 °C. В результате из-за перегрева видеокарта вынуждена снижать тактовые частоты GPU и напряжение.

Время от времени видеокарта Titan X нагревалась даже до температуры GPU 85 °C. Затем срабатывал механизм Boost. Все же Titan X с тепловым пакетом 250 Вт использует тот же самый кулер, что и GeForce GTX 1080 Founders Edition с тепловыделением 180 Вт. И эти дополнительные 70 Вт необходимо рассеять в окружающее пространство. Как видим, кулер с данной задачей не справляется. При продолжительной интенсивной нагрузке на GPU частота в некоторых случаях снижалась даже ниже базовой. Как нам кажется, NVIDIA следует пересмотреть систему охлаждения Titan X. Впрочем, все это касается только эталонной видеокарты NVIDIA. Та же EKWB разработала водоблок с полным покрытием, который должен раскрыть потенциал видеокарты.

Видеокарта NVIDIA Titan X почти всегда упирается в предельную планку по температуре
Видеокарта NVIDIA Titan X почти всегда упирается в предельную планку по температуре

GPU-Z наглядно показывает, в какое ограничение упирается видеокарта в определенный момент времени. Розовый цвет указывает на предельную планку температуры.


Перейдем к сборке системы SLI на двух видеокартах Titan X:

В принципе, ничего сложного в сборке подобной системы нет. Конечно, пользователь должен убедиться, что остальная часть системы справится с двумя подобными видеокартами. Это касается и блока питания, который должен обеспечивать необходимую мощность. Но и процессор должен успевать подавать на обе видеокарты достаточный поток данных. Вряд ли стоит использовать Core i3 за несколько тысяч рублей, но и Core i7-6950X за 130 тыс. рублей кажется перебором.

Панель управления NVIDIA Control Panel
Панель управления NVIDIA Control Panel

После сборки системы можно приступать к работе. Драйвер распознает две установленные видеокарты, предлагая объединить их в конфигурацию SLI. Также драйвер выдает советы по использованию видеовыходов. Необходимо установить мостик SLI, на котором мы остановимся чуть ниже. С архитектурой Pascal и двумя самыми быстрыми видеокартами данного поколения NVIDIA представила новый режим SLI HB. Он обеспечивает более высокую скорость передачи данных через мостик SLI, что позволяет добиться больших разрешений и частот кадров.

NVIDIA продает новые мостики SLI HB напрямую по цене 39,99 евро, они доступны в трех вариантах размеров. Но партнеры NVIDIA тоже выпускают мостики SLI в разных вариантах дизайна. Например, EVGA представила собственные мостики SLI HB. Но позвольте немного пояснить работу технологии SLI на новых видеокартах.

NVIDIA Titan X в SLINVIDIA Titan X в SLI

NVIDIA Titan X в SLI

В системах SLI происходит передача готовых кадров на основную видеокарту через соответствующие мостики SLI. Теоретически возможна передача через интерфейс PCI Express, но здесь пропускная способность ограничена, а задержки обычно выше, чем допускается требованиями SLI. NVIDIA обычно опирается на использование одного или двух мостиков SLI на своих видеокартах. У high-end моделей имеются два порта SLI, у карт среднего сегмента – один разъем, а видеокарты начального уровня их лишены. В ноутбуках возможна связь SLI через PCI Express, но там частота кадров и разрешение обычно ниже, поэтому особых проблем не возникает.

С появлением дисплеев высокого разрешения и частот обновления 144 Гц и выше требования к мостикам SLI возросли. Каналы мостиков SLI обычно работают на 400 МГц, то есть на той же частоте, что и схема управление видеовыходами. В прошлом такие производители, как ASUS, EVGA и MSI представляли особые мостики SLI, которые работали не на 400 МГц, а на 540 МГц. Соответствующее увеличение пропускной способности позволяло подключать мониторы с частотой обновления выше 144 Гц или разрешением 4К. Но все же эти мостики выходили за спецификации NVIDIA.

NVIDIA Titan X в SLINVIDIA Titan X в SLI

NVIDIA Titan X в SLI

Если вы пожелаете собрать конфигурацию из нескольких мониторов с очень высоким разрешением, к которой подключить систему SLI из двух GeForce GTX 1080, GTX 1070 или Titan X, то обычные мостики SLI могут и не справиться со своей задачей – пропускной способности может оказаться недостаточно. В таких случаях придется покупать новые мостики SLI HD, которые NVIDIA как раз предлагает. Мостики будут доступны в разных длинах. То есть вы можете выбирать нужный мостик, в зависимости от расстояния между видеокартами в слотах. Если вы переходите на другую материнскую плату с другим расстоянием, то придется покупать новый мостик. NVIDIA не планирует предлагать гибкие мостики, поскольку их нельзя сделать достаточно качественными.

NVIDIA рекомендует использовать старые мостики для разрешений до 2.560 x 1.440 пикселей с частотой обновления до 60 Гц. Если вы планируете играть в разрешении выше 2.560 x 1.440 пикселей с частотой обновления 120 Гц и выше, то следует использовать новые мостики.


Перед тем, как мы перейдем к детальному рассмотрению NVIDIA Titan X, позвольте привести спецификации кулера, PCB и т.д.

NVIDIA Titan X
Длина печатной платы 266 мм
Длина с кулером 266 мм
Толщина 2 слота
Дополнительное питание 1x 8-конт.
1x 6-конт.
Вентиляторы 1x 65 мм
Выходы на дисплей 1x HDMI 2.0b
3x Displayport 1.3/1.4
1x Dual-Link DVI
Пассивная работа вентиляторов в режиме бездействия Нет

Уже по первым фотографиям Titan X стало понятно, что видеокарта внешне почти идентична версиям Founders Editions GeForce GTX 1080 и GeForce GTX 1070. То же самое можно сказать и после изучения спецификаций. Длина видеокарты составляет 266 мм, PCB тоже имеет такую же длину. Ниже мы рассмотрим видеокарту подробнее.

NVIDIA Titan X
NVIDIA Titan X

Длина Titan X составляет 266, причем это касается и кулера, и печатной платы. Высота PCB и видеокарты составляет 100 мм (без слота PCI Express). По толщине видеокарта занимает два слота. В целом, габариты видеокарты вполне ожидаемы для модели high-end категории с одним GPU. Кулер следует дизайну ранее представленных видеокарт Founders Editions, но у топовой модели он полностью черный.

NVIDIA Titan X
NVIDIA Titan X

Сзади NVIDIA установила металлическую пластину – как и у GeForce GTX 1080 Founders Edition. Она полностью закрывает печатную плату. NVIDIA не стала добавлять на заднюю пластину вырезы, хотя на ней можно заметить рисунок из борозд – он сделан больше из соображений внешнего вида, нежели улучшения охлаждения. На пластине можно заметить логотип NVIDIA и надпись "GeForce GTX Titan X". Да, вы прочитали правильно, "GeForce GTX Titan X", хотя NVIDIA в последнее время подчеркивает, что видеокарта называется просто Titan X. После установки видеокарты в компьютер надпись располагается в правильной ориентации.

Когда видеокарты Titan X работают в конфигурации SLI, то может возникнуть ситуация расположения двух видеокарт вплотную (если слоты PCI Express находятся через слот друг от друга). В таком случае вентилятор второй видеокарты будет получать недостаточно воздуха. В случае GeForce GTX 1080 Founders Edition и Titan X NVIDIA предусмотрела решение – достаточно снять небольшую часть задней пластины. У Titan X снимается не маленькая часть задней пластины, а практически половина. В результате у радиального радиатора получается зазор в несколько миллиметров, через который он может получить больше свежего воздуха.

NVIDIA Titan X
NVIDIA Titan X

Радиальный вентилятор NVIDIA располагается в задней части видеокарты, он имеет диаметр 65 мм. Вентилятор забирает воздух сверху, после чего продувает его через радиатор в направлении слотовой заглушки. В режиме бездействия вентилятор вращается на скорости около 1.100 об/мин, полной остановки не предусмотрено. Под нагрузкой скорость может достигать 2.400 об/мин.

NVIDIA добавила хромированный ободок вокруг радиатора, а также кругляш по центру. Подобная отделка на черном фоне кулера придает видеокарте элегантный внешний вид. Хорошо вписываются и винты Torx.

NVIDIA Titan X
NVIDIA Titan X

Рядом со слотовой заглушкой располагается надпись Titan X. Она хорошо выделяется на черном кожухе кулера NVIDIA. Здесь же хорошо видно, что NVIDIA сделала дизайн угловатым, а также добавила декоративные отверстия, напоминающие воздухозаборники спортивных автомобилей.

NVIDIA Titan X
NVIDIA Titan X

Через крышку из оргстекла можно видеть радиатор. Он оснащен большим количеством алюминиевых ребер, вытянутых вдоль видеокарты по направлению к слотовой заглушке. Вентилятор продувает воздух через ребра радиатора, после чего горячий воздух выбрасывается через отверстия слотовой заглушки.


Продолжим детальное рассмотрение Titan X:

NVIDIA Titan X
NVIDIA Titan X

Для видеокарты GeForce GTX 1080 Founders Edition NVIDIA довольствовалась одним 8-контактным гнездом дополнительного питания, но Titan X получил по одному 6- и 8-контактному гнезду. В результате на видеокарту теоретически можно подавать до 300 Вт мощности. NVIDIA указала тепловой дизайн 250 Вт, так что определенный запас имеется. В случае видеокарт GeForce GTX 1080 с альтернативным дизайном некоторые производители использовали даже два 8-контактных гнезда дополнительного питания, чтобы облегчить разгон.

NVIDIA Titan X
NVIDIA Titan X

На задней пластине Titan X и с торца видеокарты можно видеть логотип "GeForce GTX". Честно говоря, он не очень вписывается, поскольку NVIDIA не перестает указывать, что видеокарту следует называть только Titan X. Но даже у Titan X во время работы мы видим яркий логотип "GeForce GTX". На самом деле причина простая: NVIDIA не захотела тратиться на разработку еще одного кулера, попросту взяв систему охлаждения от GeForce GTX 1080 и GeForce GTX 1070 Founders Edition.

NVIDIA Titan X
NVIDIA Titan X

NVIDIA установила на Titan X два разъема SLI. Если вы планируете использовать конфигурацию SLI с несколькими мониторами и/или высоким разрешением и частотой обновления, потребуются новые мостики SLI HD, которые мы рассмотрели чуть раньше. Они решают проблему нехватки пропускной способности при передаче готовых кадров со вторичной видеокарты на основную. С двумя портами SLI вы можете объединить три и четыре видеокарты Titan X в SLI.

NVIDIA Titan X
NVIDIA Titan X

В задней части видеокарты NVIDIA добавила отверстие. Так что небольшая часть воздуха, захваченная вентилятором, может выходить через данное отверстие и оставаться внутри корпуса ПК. С этого ракурса хорошо заметно сходство дизайна с некоторыми итальянскими спорт-карами.

NVIDIA Titan X
NVIDIA Titan X

Еще один ракурс на заднюю пластину. Здесь хорошо видно, что правая часть снимается. Достаточно открутить пять маленьких крестовых винтов, потребуется отвертка с тонким лезвием.

NVIDIA Titan X
NVIDIA Titan X

На слотовой заглушке мы получаем стандартную конфигурацию интерфейсов. Но NVIDIA обновила интерфейсы HDMI и DisplayPort до новых стандартов, даже старый выход DVI был обновлен и лишился аналоговых контактов. Впрочем, вряд ли кто-то будет по ним скучать. Как и в случае GeForce GTX 1080, мы получаем 3x DisplayPort 1.3/1.4, 1x HDMI 2.0b и 1x dual-link DVI.

Оставшаяся часть слотовой заглушки перфорирована треугольными отверстиями, через которые горячий воздух выбрасывается наружу корпуса ПК. Такой подход позволяет избежать накапливания горячего воздуха внутри корпуса.

NVIDIA Titan X
NVIDIA Titan X

Поскольку мы не хотели нарушать тепловые характеристики видеокарт, мы отказались от снятия кулера. Но NVIDIA выслала нам фотографию PCB со снятым кулером. В случае PCB видеокарты GeForce GTX 1080 Founders Edition мы обратили внимание на свободные места с точками пайки, у Titan X на них уже установлены компоненты. Так что NVIDIA выбрала идентичную PCB для видеокарт Founders Edition GeForce GTX 1080 и GeForce GTX 1070, а также Titan X. Кулеры, совместимые с GeForce GTX 1080 Founders Edition, должны подойти и для Titan X. Но мы все же рекомендуем дождаться соответствующих заявлений о совместимости от производителей кулеров.


Мы обновили тестовый пакет игр и приложений, но аппаратное обеспечение осталось, по большей части, прежним. Чтобы наши тесты максимально соответствовали среднему компьютеру геймера, мы проводили их в закрытом корпусе. Операционная система Windows 10 была установлена на SSD, но игры мы запускали с жесткого диска. Хотя эта деталь на производительность не влияет.

Тестовая конфигурация
Процессор Intel Core i7-3960X 3,3 ГГц, разгон до 3,9 ГГц
Система охлаждения Corsair H110i GT СВО с замкнутным контуром
Материнская плата ASUS P9X97 Deluxe
Оперативная память G.Skill
SSD OCZ Arc 100 240 GB
Блок питания Seasonic Platinum Series 1.000 Вт
Операционная система Windows 10 64 Bit
Корпус Fractal Design Define R5

Наша тестовая система содержит компоненты Intel, ASUS, Fractal Design, Corsair, G.Skill, OCZ и Seasonic. Мы выражаем благодарность всем производителям, предоставившим нам комплектующие!

Мы использовали следующие версии драйверов:

Мы использовали следующие игры и тесты:


Начнем с результатов тестов энергопотребления, уровня шума и температуры.

уровень шума

Бездействие

в дБ(A)
Меньше - лучше

В режиме бездействия мы получили уровень шума, идентичный другим моделям Founders Edition. Видеокарта Titan X оказалась лишь чуть громче GeForce GTX 1080 или GeForce GTX 1070 Founders Edition. Но разница не превышает предела погрешности, поэтому результаты можно назвать равными. У системы SLI уровень шума предсказуемо выше, поскольку и у второй видеокарты вентилятор не останавливается.

уровень шума

Нагрузка

в дБ(A)
Меньше - лучше

Под нагрузкой кулер Titan X не справляется с тепловыделением, что заметно по скорости и уровню шума. Но все же Titan X работает тише предыдущих версий. Причина кроется в том, что NVIDIA допускает нагрев GPU до довольно высоких температур. Если бы NVIDIA решила сдерживать температуру ниже предельного уровня, то мы бы получили значительно более высокий уровень шума. Мы вручную увеличили скорость вращения вентилятора, но при этом уровень шума вышел за разумные пределы.

Конечно, конфигурация SLI из двух видеокарт Titan X работает с более высоким уровнем шума. Все же системе приходится отводить удвоенное количество тепла.

Температура

Бездействие

в градусах Цельсия
Меньше - лучше

Сравнительно низкий уровень шума в режиме бездействия объясняется температурами. Мы получили значение 42 °C для GPU GP102 в режиме бездействия. В режиме SLI температура составила 44 °C, технически данный уровень не вызывает опасений.

Температура

Нагрузка

в градусах Цельсия
Меньше - лучше

Под нагрузкой ситуация иная. Независимо от одной или двух видеокарт Titan X в системе температура GPU быстро достигла максимума 85 °C, что даже выше целевой температуры. Поэтому контроллер вентилятора пытается снизить температуру GPU. В результате скорость вращения вентилятора превышает 2.000 об/мин. Кроме того, видеокарта работает на предельном уровне температуры, поэтому сбрасывает тактовые частоты GPU.

Энергопотребление (вся система)

Бездействие

в Вт
Меньше - лучше

По энергопотреблению в режиме бездействия все современные видеокарты показывают близкие результаты. У Titan X каких-либо проблем нет.

Энергопотребление (вся система)

Нагрузка

в Вт
Меньше - лучше

Под нагрузкой максимальное энергопотребление наверняка достигает 250 Вт, поскольку для всей системы мы получаем энергопотребление 405,8 Вт, близкое к уровню предыдущих high-end видеокарт с тем же тепловым пакетом 250 Вт. Здесь Titan X не отличается от предшественников, но прежние 250 Вт обеспечивают более высокую производительность. Конфигурация SLI потребляла значительно больше – 638,7 Вт. Будет интересно посмотреть, какие результаты по 3D-производительности мы получим при таком энергопотреблении.

Энергопотребление (вся система)

бездействие - 2 монитора

в Вт
Меньше - лучше

В режиме с двумя мониторами проблем нет, энергопотребление видеокарты увеличивается незначительно. С двумя видеокартами энергопотребление выше, поскольку вторая видеокарта не может полностью отключиться.


Futuremark 3DMark

Тест 3DMark от Futuremark – один из наиболее популярных синтетических тестов, он позволяет удобно сравнивать разные системы или отдельные компоненты. Отдельные режимы (Preset) позволяют оценить различные аспекты работы системы – вплоть до разрешения UltraHD/4K. Тест изначально разрабатывался под DirectX 11, но сегодня 3DMark также позволяет оценить оптимизацию под DirectX 12, анализируя число вызовов Draw calls.

Futuremark 3DMark

Fire Strike

Баллы Futuremark
Больше - лучше

Futuremark 3DMark

Fire Strike Extreme

Баллы Futuremark
Больше - лучше

Futuremark 3DMark

Fire Strike Ultra

Баллы Futuremark
Больше - лучше


Luxmark 3.0

Luxmark 3.0 – тест рендеринга, который опирается на интерфейс OpenCL и широкую аппаратную базу видеокарт. Luxmark разрабатывался в качестве теста определения производительности LuxRender. Для расчета сцены используется LuxRender 2.x API. Результат выдается в семплах в секунду.

Luxmark 3.0

Sala

Баллы
Больше - лучше


GPUPI 2.2

В тесте GPUPI вычисляется число пи через разные интерфейсы. Программы, такие как SuperPi, уже давно используются для оценки вычислительной производительности "железа", возможен расчет через процессоры и видеокарты. Как видно по названию GPUPI, данный тест опирается для расчета на GPU. Мы использовали OpenCL API и вычисляли число пи до 500 млн. или 1 млрд. знаков. GPUPI позволяет удобно ценить 64-битную производительность "железа".

GPUPI 2.0

500M

секунды
Меньше - лучше

GPUPI 2.0

1000M

секунды
Меньше - лучше


The Witcher 3: Wild Hunt

Ролевая игра Ведьмак 3: Дикая охота базируется на книгах и игровом мире известного фантаста Анджея Сапковски. Протагонист Геральт из Ривии открывает средневековый фантастический мир и выполняет разнообразные квесты. Игровой движок был разработан студией CD Projekt Red самостоятельно, в игре используется версия 3. Ролевая игра опирается на открытый мир и устанавливает новые стандарты компьютерной графики.

The Witcher 3

2.560 x 1.440

Кадры в секунду
Больше - лучше

The Witcher 3

3.840 x 2.160

Кадры в секунду
Больше - лучше


Rise of the Tomb Raider

Rise of the Tomb Raider

2.560 x 1.440 1xFXAA 16xAF

Кадры в секунду
Больше - лучше

Rise of the Tomb Raider

2.560 x 1.440 2xSSAA 16xAF

Кадры в секунду
Больше - лучше

Rise of the Tomb Raider

3.840 x 2.160 1xFXAA 16xAF

Кадры в секунду
Больше - лучше

Rise of the Tomb Raider

3.840 x 2.160 2xSSAA 16xAF

Кадры в секунду
Больше - лучше


Hitman

Hitman

2.560 x 1.440 SMAA 16xAF

Кадры в секунду
Больше - лучше

Hitman

3.860 x 2.160 SMAA 16xAF

Кадры в секунду
Больше - лучше


Far Cry: Primal

Far Cry Primal

2.560 x 1.440 4xMSAA 16xAF

Кадры в секунду
Больше - лучше

Far Cry Primal

3.840 x 2.160 4xMSAA 16xAF

Кадры в секунду
Больше - лучше


DiRt Rally

С игрой Dirt Rally студия разработчиков Codemasters вновь сместила акцент на симуляцию по сравнению с предшественницей. В игре доступны 17 автомобилей, в том числе Audi S1 quattro, Lancia Delta и Ford Fiesta RS WRC, а также 36 трасс в трех уголках мира: Греции, Уэльсе и Монте-Карло. После выхода игры в Steam продолжает появляться дополнительный контент, в том числе Pikes Peak, Rally Deutschland и FIA Rallycross Championship.

DiRt Rally

2.560 x 1.440 1xAA 1xAF

Кадры в секунду
Больше - лучше

DiRt Rally

2.560 x 1.440 4xMSAA 16xAF

Кадры в секунду
Больше - лучше

DiRt Rally

3.840 x 2.160 1xAA 1xAF

Кадры в секунду
Больше - лучше

DiRt Rally

3.840 x 2.160 4xMSAA 16xAF

Кадры в секунду
Больше - лучше


Anno 2205

Anno 2205

2.560 x 1.440 1xAA 1xAF

Кадры в секунду
Больше - лучше

Anno 2205

2.560 x 1.440 4xAA 16xAF

Кадры в секунду
Больше - лучше

Anno 2205

3.840 x 2.160 1xAA 1xAF

Кадры в секунду
Больше - лучше

Anno 2205

3.840 x 2.160 4xAA 16xAF

Кадры в секунду
Больше - лучше


The Division

Tom Clancys The Division

2.560 x 1.440

Кадры в секунду
Больше - лучше

Tom Clancys The Division

3.840 x 2.160

Кадры в секунду
Больше - лучше


Fallout 4

Fallout 4

2.560 x 1.440 TAA 16xFA

Кадры в секунду
Больше - лучше

Fallout 4

3.840 x 2.160 TAA 16xFA

Кадры в секунду
Больше - лучше


The Talos Principle

The Talos Principle

2.560 x 1.440 1xAA 1xAF

Кадры в секунду
Больше - лучше

The Talos Principle

2.560 x 1.440 4xMSAA 16xAF

Кадры в секунду
Больше - лучше

The Talos Principle

3.840 x 2.160 1xAA 1xAF

Кадры в секунду
Больше - лучше

The Talos Principle

3.840 x 2.160 4xMSAA 16xAF

Кадры в секунду
Больше - лучше


DOOM

Doom

2.560 x 1.440 8xTXA 16xAF

Кадры в секунду
Больше - лучше

Doom

3.840 x 2.160 8xTXA 16xAF

Кадры в секунду
Больше - лучше


Как и в случае других видеокарт с одним GPU, мы попытались выжать больший уровень производительности из Titan X. Мы увеличили планку энергопотребления до 120%, после чего отрегулировали контроллер вентилятора, увеличив скорость вращения – температура GPU не превышала 80 °C и даже была чуть ниже. Мы смогли достичь максимального смещения частоты +150 МГц по сравнению со штатным уровнем, видеокарта сохраняла стабильность во всех тестах.

В тестах мы получили следующий уровень производительности:

Futuremark 3DMark

Fire Strike Extreme

Баллы Futuremark
Больше - лучше

DOOM

2.560 x 1.440 8xTXA 16xAF

Кадры в секунду
Больше - лучше

Fallout 4

2.560 x 1.440 TAA 16xAF

Кадры в секунду
Больше - лучше

Rise of the Tomb Raider

2.560 x 1.440 2xSSAA 16xAF

Кадры в секунду
Больше - лучше

The Witcher 3: Wild Hunt

2.560 x 1.440

Кадры в секунду
Больше - лучше

Температура

Last OC

градусы Цельсия
Меньше - лучше

уровень шума

Last OC

дБ(A)
Меньше - лучше

энергопотребление

Система в целом

Watt
Меньше - лучше


Видеокарта GeForce GTX 1080 Founders Edition была представлена NVIDIA всего несколько недель назад. Titan X вновь поднимает планку еще выше, причем последовательность представления GPU с разными этапами реализации архитектуры Pascal для многих стала сюрпризом. Сначала для избранных клиентов в начале лета появились ускорители Tesla P100 на GPU GP100. Затем последовали GeForce GTX 1080 и GeForce GTX 1070 на GPU GP104. Позднее NVIDIA представила GPU GP106 вместе с видеокартой GeForce GTX 1060, а теперь GPU GP102 и Titan X. Получается, за шесть месяцев NVIDIA смогла вывести на рынок полный ассортимент.

Видеокарта Titan X оказалась на 10-30 процентов быстрее GeForce GTX 1080. По сравнению с GeForce GTX 980 Ti прирост составляет до 65%. Подобный прирост производительности будет сразу же заметен – конечно, если согласиться на столь внушительную доплату. Зато вы получите рекордный уровень производительности с одним GPU. Также вычислительная производительность GPU хорошо сбалансирована с доступным объемом памяти 12 Гбайт. 384-битный интерфейс памяти GDDR5X на 2.500 МГц дает пропускную способность 480 Гбайт/с, отличный уровень. У видеокарты GeForce GTX 1080 наблюдались кое-где проблемы с разрешением 3.840 x 2.160 пикселей, но Titan X показывает себя намного лучше.

Придется упомянуть и неудачный кулер, который является самым слабым звеном видеокарты. Под нагрузкой он не справляется с тепловыделением, поэтому видеокарта не работает на максимальных тактовых частотах. После небольшого периода нагрузки видеокарта сбрасывает частоту до уровня Boost или даже ниже. Конечно, вентилятор кулера может работать быстрее. Но при этом уже довольно громкая видеокарта становится еще более шумной. Если вы решитесь на установку альтернативного кулера на видеокарту ценой 1.299 евро, мы рекомендуем это сделать. PCB идентична GeForce GTX 1080 Founders Edition.

{jphoto image=101566}

Видеокарту NVIDIA Titan X можно купить только напрямую от NVIDIA. Партнеры ее продавать не будут, в рознице официально она тоже не появится. Здесь NVIDIA следует своей стратегии с видеокартой GeForce GTX 1060 Founders Edition, которая тоже доступна только напрямую от NVIDIA (а в России вообще недоступна). Несколько иная ситуация с видеокартами GeForce GTX 1080 и GeForce GTX 1070 Founders Edition, поскольку партнеры продают и их тоже. Но отличий нет, обе видеокарты также доступны напрямую от NVIDIA.

Цена видеокарты NVIDIA Titan X составляет 1.299 евро, поэтому на хорошее соотношение цена/производительность рассчитывать не приходится. NVIDIA позиционирует видеокарту в качестве недорогой альтернативы Quadro. Видеокарта Quadro P6000 тоже опирается на GPU GP102, но при этом с увеличенным числом потоковых процессоров и удвоенным объемом памяти, цена будет составлять порядка 7.000 евро. Quadro M5000 на архитектуре предыдущего поколения обойдется в 4.500 евро или от 147 тыс. рублей в России. Поэтому с ценой 1.299 евро видеокарта Titan X – отличная альтернатива для тех, кому важна вычислительная производительность. В таком случае отсутствие драйвера Quadro не станет препятствием.

Пока не совсем понятно, станет ли Titan X финальной стадией архитектуры Pascal для потребительского рынка. Видеокарта GeForce GTX 1080 Ti с 3.840 потоковыми процессорами, то есть с полной конфигурацией GPU GP102, кажется нам вполне вероятной. Но здесь все зависит от NVIDIA. Видеокарта Quadro P6000 на том же GPU выйдет на рынок в октябре, и если компания сможет обеспечить хорошую долю выхода годных кристаллов, то у GeForce GTX 1080 Ti перспективы хорошие.

Здесь хотелось бы посетовать на отсутствие конкуренции со стороны AMD. Ни одна видеокарта Radeon не может и близко дать производительность уровня Titan X. В некоторых играх Titan X обгоняет Radeon R9 Fury X в два раза. Причин тому много. AMD выбрала иную ориентацию для своих последних продуктов, но разрыв между двумя компаниями сегодня большой как никогда.

Преимущества NVIDIA Titan X:

Недостатки NVIDIA Titan X:

Личное мнение

Многих отпугнет цена NVIDIA Titan X в 1.299 евро. Но ничего страшного в ней нет, поскольку NVIDIA и не ориентирует Titan X как оптимальную видеокарту по соотношению цена/производительность. Цена 1.299 евро обусловлена тем, что вы получите самую быструю видеокарту в мире, которая оставляет все остальные модели позади. Да и технически производители вряд ли смогут выжать из такой видеокарты продукт с хорошим соотношением цена/производительность. Titan X – это абсолютный топ, и этим все сказано. Разрыв по производительности между high-end моделями от AMD и NVIDIA еще никогда не был таким большим. Будем надеяться, что AMD хорошо покажет себя с видеокартами Vega и сократит разрыв (Андрей Шиллинг).