Тест: NVIDIA GeForce RTX 2080 Ti и RTX 2080 Founders Edition - видеокарты нового поколения Turing

Опубликовано:

geforcertx2080Сегодня мы, наконец, публикуем тесты производительности двух новых видеокарт в линейке GeForce RTX 20 от NVIDIA. Архитектура Pascal была объявлена еще в мае 2016, прошло больше двух лет, и NVIDIA потратила это время не зря. Новые видеокарты знаменую начало новой эпохи. Ниже мы детально рассмотрим две модели GeForce RTX 2080 Ti и GeForce RTX 2080, поговорим об их возможностях, сильных и слабых сторонах.

На прошлой неделе мы уже опубликовали детальную статью, посвященную архитектуре Turing, новым ядрам RT и Tensor. С архитектурой Turing NVIDIA внесла многочисленные изменения в структуру потоковых мультипроцессоров, а также перешла на более быструю память GDDR6. Новые функции, такие как Mesh Shading и Variable Rate Shading, призваны ускорить традиционную растеризацию. Для понимания принципа работы нового гибридного движка рендеринга видеокарт GeForce RTX следует сначала разобраться в различных технологиях трассировки лучей.

Видеокарты GeForce RTX без добавления RTX, ядер Tensor и RT были бы не так интересны. В рамках статьи мы рассмотрели новый метод сглаживания Deep Learning Super Sampling (DLSS) и функцию NV Scanner, которая позволяет более эффективно разгонять видеокарту, чтобы увеличить ее производительность.

Но сначала позвольте вернуться к двум видеокартам и привести их технические характеристики. Ниже приведены спецификации обеих видеокарт, которые мы протестируем сегодня:

Технические спецификации GeForce RTX 2080 Ti, RTX 2080 и RTX 2070
Модель GeForce RTX 2080 Ti GeForce RTX 2080 GeForce RTX 2070
Цена 95.990 руб.
1.259 евро
63.990 руб.
849 евро
47.990 руб.
639 евро
Технические спецификации
Архитектура Turing Turing Turing
GPU TU102 TU104 TU106
Техпроцесс TSMC 12 нм TSMC 12 нм TSMC 12 нм
Число транзисторов 18,6 млрд. 13,6 млрд. 10,8 млрд.
Площадь кристалла 754 мм² 545 мм² 445 мм²
Потоковые процессоры 4.352 2.944 2.304
Ядра Tensor 544 368 288
Ядра RT 68 46 36
Текстурные блоки 272 184 144
Геометрические блоки 34 23 18
ROPs 88 64 64
Частота GPU (базовая) 1.350 МГц 1.515 МГц 1.410 МГц
Частота GPU (Boost) 1.635 МГц 1.800 МГц 1.710 МГц
RTX-OPS 78 TRTX-OPS 60 TRTX-OPS 45 TRTX-OPS
Гигалучей/с 10 Глуч/с 8 Глуч/с 6 Глуч/с
Частота памяти 1.750 МГц 1.750 МГц 1.750 МГц
Тип памяти GDDR6 GDDR6 GDDR6
Объем памяти 11 GB 8 GB 8 GB
Ширина шины памяти 352 бит 256 бит 256 бит
Пропускная способность 616 Гбайт/с 448 Гбайт/с 448 Гбайт/с
TDP 260 Вт 225 Вт 185 Вт
Доп. питание 2x 8-конт. 1x 8-конт. + 1x 6-конт. 1x 8-конт.
SLI/NVLink 2x NVLink 1x NVLink -

Все видеокарты нового поколения опираются на GPU Turing. Кристаллы производятся по 12-нм техпроцессу на мощностях TSMC. На кристалле площадью до 754 мм² расположены до 18,6 млрд. транзисторов, так что перед нами один из самых крупных чипов за всю историю NVIDIA. Также и для игровых видеокарт использование подобного кристалла редкость. Более подробно техпроцесс мы обсудили на прошлой неделе.

GeForce RTX 2080 Ti предлагает 4.352 потоковых процессора, у GeForce RTX 2080 и GeForce RTX 2070 мы получаем меньше, 2.944 и 2.302, соответственно. Одно ядро RT на кластер SM соответствует 68, 46 и 36 для GPU в целом. Также каждый кластер SM содержит восемь ядер Tensor, что дает в сумме 544, 368 и 288. В зависимости от GPU меняется число геометрических и текстурных блоков. Конечно, имеются отличия и по тактовым частотам. С новыми GPU Turing и новыми эталонными кулерами NVIDIA изменился и механизм GPU Boost.

Переход на память GDDR6 позволил NVIDIA увеличить пропускную способность для 352- и 256-битных интерфейсов.

Ниже мы сравним GeForce RTX 2080 Ti и GeForce GTX 1080 Ti, а также GeForce RTX 2080 и GeForce GTX 1080.


Видеокарта GeForce RTX 2080 Ti Founders Edition является флагманом NVIDIA, однако она позиционируется ближе к моделям Titan предыдущих поколений. Ниже мы сравним новую видеокарту с GeForce GTX 1080 Ti Founders Edition, но все же не забывайте о позиционировании.

Технические спецификации GeForce RTX 2080 Ti
Модель GeForce RTX 2080 Ti Founders Edition GeForce GTX 1080 Ti Founders Edition
Цена 95.990 руб.
1.259 евро
от 50 тыс. рублей
639 Euro
Технические спецификации
Архитектура Turing Pascal
GPU TU102 GP102
Техпроцесс TSMC 12 нм TSMC 16 нм
Число транзисторов 18,6 млрд. 12 млрд.
Потоковые процессоры 4.352 3.584
Ядра Tensor 544 -
Ядра RT 68 -
Текстурные блоки 272 224
ROPs 88 88
Частота GPU (базовая) 1.350 МГц 1.480 МГц
Частота GPU (Boost) 1.635 МГц 1.582 МГц
RTX-OPS 78 TRTX-OPS -
Гигалучей/с 10 Глуч/с -
Частота памяти 1.750 МГц 1.375 МГц
Тип памяти GDDR6 GDDR5X
Объем памяти 11 GB 11 GB
Ширина шины памяти 352 бит 352 бит
Пропускная способность 616 Гбайт/с 484 Гбайт/с
TDP 260 Вт 250 Вт
Доп. питание 2x 8-конт. 1x 8-конт. + 1x 6-конт.
SLI/NVLink 2x NVLink SLI

Кроме новых аппаратных блоков Turing, GeForce RTX 2080 Ti предлагает 4.352 потоковых процессоров, что на 21% превышает число GeForce GTX 1080 Ti. Благодаря переходу на память GDDR6 пропускная способность увеличилась до 616 Гбайт/с, то есть на 27%. Объем видеопамяти остается прежним - 11 Гбайт.

Тактовые частоты GPU теоретически ненамного выше, главный вопрос здесь в том, сможет ли новый кулер гарантировать высокие частоты Boost видеокарты GeForce RTX 2080 Ti Founders Edition или мы столкнемся с температурным троттлингом, как в случае GeForce GTX 1080 Ti Founders Edition. Ниже мы подробно рассмотрим подсистему питания новых видеокарт. А пока что позвольте привести спецификации новинки.

GeForce RTX 2080 Ti Founders Edition
Длина PCB 264 мм
Длина видеокарты с кулером 268 мм
Толщина 2 слота
Дополнительные разъемы питания 2x 8-конт.
Диаметр вентиляторов 2x 85 мм
Видеовыходы 1x HDMI 2.0b
3x Displayport 1.3/1.4
1x VirtualLink
Остановка вентиляторов в режиме бездействия Нет

NVIDIA перешла на новый дизайн кулера, но видеокарта по-прежнему остается в пределах спецификации ATX: длина составляет 268 мм, благодаря толщине в два слота видеокарта уместится даже в компактных корпусах. Два вентилятора диаметром 85 мм в режиме бездействия не останавливаются.

Впервые за многие годы NVIDIA решила изменить принцип охлаждения своих видеокарт. Вместо радиального вентилятора-турбины, который продувал воздух продольно через закрытый кожухом радиатор, мы получаем два осевых вентилятора. Они продувают воздух перпендикулярно PCB, напрямую на радиатор. Партнеры NVIDIA используют подобные кулеры уже довольно давно, но NVIDIA впервые обратилась к данному дизайну в своих видеокартах Founders Edition.

Кроме новой конструкции кулера и перехода на два вентилятора, внешний вид тоже немного изменился. NVIDIA по-прежнему использует большое количество алюминия, спереди между двумя вентиляторами мы получаем черную панель. Видеокарты по-прежнему изготовлены качественно, однако они тяжелее предыдущих поколений.

Между двумя вентиляторами располагается черная панель, места у слотовой заглушки не осталось, поэтому NVIDIA перенесла название модели тоже между вентиляторами.

Два осевых вентилятора диаметром 85 мм используют 13 лопастей каждый. В результате крыльчатка почти полностью закрывает окружность вентилятора, что несколько отличается от открытого дизайна с узкими лопастями. NVIDIA решила не останавливать вентиляторы в режиме бездействия, но видеокарта работает во всех режимах намного тише Founders Edition предыдущих поколений.

Скорость вентиляторов составляет от 1.500 об/мин в режиме бездействия до 2.000 об/мин под нагрузкой.

С торца можно видеть привычный логотип GeForce, который теперь дополнен суффиксом RTX вместо GTX. Логотип подсвечен LED. Скорее всего, NVIDIA установила RGB LED, теоретически можно выставить и другие цвета. Но штатно логотип подсвечивается зеленым.

Два осевых вентилятора заключены в выступающую рамку, подчеркивающую как бы "шахты" для крыльчатки. Сбоку можно видеть изогнутые алюминиевые панели со скошенными краями - они красиво блестят. Конечно, NVIDIA можно обвинять в высоких ценах, но видеокарты оставляют впечатление высокого качества, они вполне могут конкурировать с лучшими моделями партнеров.

Дополнительное питание на видеокарту подается через два 8-контактных гнезда. По спецификации ATX каждое может обеспечивать мощность до 150 Вт. Вместе со слотом PCI Express, который дает до 75 Вт, мы получаем теоретическую планку 375 Вт. NVIDIA указывает тепловой пакет 260 Вт, причем еще порядка 60 Вт доступно пользователю для разгона видеокарты.

Ниже мы детально рассмотрим подсистему питания, поскольку изменения в ней довольно серьезные.

Новая структура кулера с двумя осевыми вентиляторами изменила принцип прохождения воздушного потока. Он больше не направлен параллельно PCB в сторону слотовой заглушки, через которую поток выбрасывался наружу корпуса. Два вентилятора продувают воздух в направлении, перпендикулярном PCB, и большая часть горячего воздуха остается внутри корпуса компьютера. После вентиляторов и прохождения радиатора воздух выбрасывается вверх или вниз (если смотреть на видеокарту с лицевой стороны). Для этого NVIDIA предусмотрела большие и маленькие отверстия вокруг видеокарты.

Сзади видеокарта оснащена алюминиевой пластиной. Раньше, в случае кулера с радиальным вентилятором, часть пластины можно было извлечь, чтобы при установке двух видеокарт вплотную для вентилятора было больше воздуха. Сейчас такой возможности нет. Задняя пластина GeForce RTX 2080 Ti Founders Edition обеспечивает механическую прочность и защищает видеокарту от повреждений.

NVIDIA постаралась придать видеокарте красивый внешний вид и сзади, добавив блестящее название модели. Обратите внимание и на стильные продолговатые бороздки.

На момент выхода GeForce RTX 2080 Ti Founders Edition тесты SLI мы пока провести не можем. У видеокарты имеется разъем NVLink с торца. Он как раз позволяет объединить несколько видеокарт в конфигурацию SLI. Если разъем не требуется, он закрывается кожухом, который гармонично вписывается в дизайн задней пластины.

На слотовой заглушке GeForce RTX 2080 Ti Founders Edition отверстия все же оставлены. Поскольку вентилятор больше не выбрасывает горячий воздух наружу корпуса, надобности в крупных отверстиях уже нет.

Доступны видеовыходы HDMI 2.0b и три DisplayPorts 1.4. Также NVIDIA стала первым производителем видеокарт, установившим интерфейс VirtualLink в виде порта Type C. Более подробную информацию о VirtualLink, а также новом движке видео и дисплеев вы можете прочитать в нашем обзоре.

Другой конец GeForce RTX 2080 Ti Founders Edition полностью закрыт. Два осевых вентилятора должны выбрасывать большую часть горячего воздуха с торца видеокарты, поскольку в корпусе компьютера именно здесь обеспечивается гарантированная вентиляция.


Ниже мы снимем с GeForce RTX 2080 Ti Founders Edition кулер и подробно рассмотрим видеокарту.

На первый взгляд, у PCB видеокарты GeForce RTX 2080 Ti Founders Edition нет каких-либо особых функций. Поскольку память High Bandwidth Memory не используется, структура PCB выглядит знакомой. По центру установлен GPU. Его с трех сторон окружают 11 чипов памяти GDDR6. Слева и справа можно видеть компоненты питания GPU и памяти.

GPU TU102 на видеокарте GeForce RTX 2080 Ti Founders Edition имеет площадь 754 мм², крупный размер хорошо заметен на фотографии, если сравнить с другими компонентами. Видны и дорожки от GPU к чипам памяти. Каждый подключен к GPU через 32-битный интерфейс.

С 11 чипами GDDR6 и 32-битным интерфейсом у каждого мы получаем в сумме 352 бита. Один контроллер памяти не задействуется, в отличие от тех же Quadro RTX 6000 и Quadro RTX 8000. Чипы памяти GDDR6 на видеокартах GeForce RTX на данный момент устанавливаются от Micron с обозначением MT61K256M32JE-14:A. Емкость составляет 8 Гбит или 1 Гбайт на чип, напряжение - 1,35 В.

Задняя треть PCB содержит компоненты управления подсистемой питания. Здесь можно видеть два 8-контактных разъема дополнительного питания. Слева расположены часть фаз из 13+3-фазной подсистемы питания GeForce RTX 2080 Ti Founders Edition.

Десять фаз из 16 находятся справа от GPU, как раз по центру снимка. NVIDIA не стала использовать компоненты удвоения фаз, поэтому управление всеми 16 фазами осуществляется по-отдельности. Если верить NVIDIA, удвоение фаз дает слишком много недостатков, в том числе дизайн перестает быть гибким, поэтому было решено использовать более сложное решение, хотя оно занимает на PCB меньше места.

Дизайн 13+3 подразумевает питание GPU через 13 фаз, оставшиеся три фазы отвечают за память. Для повышения эффективности NVIDIA включает/выключает фазы динамически в зависимости от нагрузки.

GPU, установленный на GeForce RTX 2080 Ti Founders Edition, имеет маркировку TU102-300A-K1-A1. TU102-300 указывает на вариант расширения чипа. Окончание "A", как было недавно обнаружено, соответствует отобранному GPU с хорошим разгоном. У видеокарт GeForce RTX 2080 Ti без заводского разгона будет использоваться чип с обозначением TU102-300-K1-A1, то есть без добавки "A".

В задней части PCB NVIDIA вынесла систему управления 13+3 фазами GeForce RTX 2080 Ti Founders Edition, также здесь установлены два разъема дополнительного питания. Они должны обеспечить чуть более эффективное питание видеокарт Turing по сравнению с предшественницами, а также чуть более высокий уровень разгона.

Мы уже упомянули видимые дорожки от GPU к одиннадцати чипам памяти GDDR6. На фотографии выше видны дорожки к интерфейсу PCI Express, которые обходят чипы GDDR6. Также хорошо заметны шесть фаз подсистемы питания GeForce RTX 2080 Ti Founders Edition из 16.

Сзади на PCB GeForce RTX 2080 Ti Founders Edition все уже не так интересно. Разве что в глаза бросается обилие компонентов за GPU и фазами питания. NVIDIA закрыла видеокарту сзади тонкой алюминиевой пластиной, которая обеспечивает защиту от механических воздействий.

Спереди PCB оснащена крупными компонентами, сзади можно видеть лишь маленькие детали SMD. Но их, конечно, большое количество. Также хорошо заметна сложность PCB современных видеокарт.

С компонентами GeForce RTX 2080 Ti Founders Edition за исключением GPU контактирует крупная металлическая пластина. Тепло на нее передается соответствующими прокладками. За пластиной установлен непосредственно сам радиатор. Для лучшей передачи тепла используется большое количество тепловых трубок.

Сам GPU контактирует с медным основанием, в которое смонтирована испарительная камера (Vapor Chamber). Если верить NVIDIA, на видеокарте GeForce RTX 2080 Ti Founders Edition используется самая крупная испарительная камера за всю историю видеокарт.

Вместо нескольких 4-контактных штекеров, на NVIDIA GeForce RTX 2080 Ti Founders Edition добавлен отдельный шлейф питания двух вентиляторов и LED видеокарты. Через который обратно на видеокарту подается информация тахометра. Цветной кабель может являться косвенным признаком того, что LED кулера можно подсветить и другими цветами.


Перейдем к видеокарте GeForce RTX 2080, но мы не будем ее рассматривать так подробно, как GeForce RTX 2080 Ti Founders Edition, поскольку видеокарта во многом идентична старшей модели.

Технические спецификации GeForce RTX 2080
Модель GeForce RTX 2080 Founders Edition GeForce GTX 1080 Founders Edition
Цена 63.990 руб.
849 евро
от 34 тыс. рублей
470 евро
Технические спецификации
Архитектура Turing Pascal
GPU TU104 GP104
Техпроцесс TSMC 12 нм TSMC 16 нм
Число транзисторов 13,6 млрд. 7,2 млрд.
Потоковые процессоры 2.944 2.560
Ядра Tensor 368 -
Ядра RT 46 -
Текстурные блоки 184 160
ROPs 64 64
Частота GPU (базовая) 1.515 МГц 1.506 МГц
Частота GPU (Boost) 1.800 МГц 1.683 МГц
RTX-OPS 60 TRTX-OPS -
Гигалучей/с 8 Глуч/с -
Частота памяти 1.750 МГц 2.500 МГц
Тип памяти GDDR6 GDDR5X
Объем памяти 8 GB 8 GB
Ширина шины памяти 256 бит 256 бит
Пропускная способность 448 Гбайт/с 320 Гбайт/с
TDP 225 Вт 180 Вт
Доп. питание 1x 8-конт. + 1x 6-конт. 1x 8-конт.
SLI/NVLink 1x NVLink SLI

GeForce RTX 2080 также является весьма серьезным усилением по сравнению с GeForce GTX 1080. Видеокарта оснащается на 15% большим числом потоковых процессоров, также и пропускная способность памяти теперь выше на 40%. Конечно, стоит учитывать новые ядра Tensor и RT, благодаря которым GPU стал еще сложнее. Впрочем, от них выигрывают только игры, использующие новые функции.

Частота Boost увеличилась умеренно, но тепловой пакет заметно увеличился - еще одно указание на то, что GeForce RTX 2080 ближе к модели Ti, чем к обычной версии. Все же NVIDIA решила сдвинуть всю линейку на ступеньку выше.

Мы уже рассмотрели GeForce RTX 2080 Ti Founders Edition во всех подробностях, ниже мы отметим отличия между GeForce RTX 2080 Founders Edition и старшей моделью.

Видеокарты GeForce RTX 2080 Founders Edition и GeForce RTX 2080 Ti Founders Edition по внешнему виду не отличаются. Кулер тоже идентичен, но имеются отличия подсистемы питания и PCB, на которых мы остановимся ниже.

Кроме надписи "GeForce RTX 2080" без добавки Ti, в отличие от GeForce RTX 2080 Ti Founders Edition, NVIDIA уменьшила мощность разъемов дополнительного питания GeForce RTX 2080 Founders Edition до одного 6- и одного 8-контактного. В результате теоретическая максимальная мощность составляет 300 Вт. NVIDIA указывает непосредственно 225 Вт.

NVIDIA для видеокарты GeForce RTX 2080 Founders Edition использовала совсем другую PCB, чем для GeForce RTX 2080 Ti Founders Edition, пусть даже базовая структура идентична. На первый взгляд, PCB видеокарты GeForce RTX 2080 Founders Edition менее сложная, чем у "старшей" модели.

GPU на видеокарте GeForce RTX 2080 Founders Edition имеет маркировку TU104-400A-A1. Здесь мы вновь получаем добавку "A", указывающую на разгоняемый GPU NVIDIA. Интересно, что в случае GPU TU104 NVIDIA уже отказалась от металлической рамки вокруг упаковки GPU. Но чип в таком случае ничем не защищен, поэтому следует быть очень аккуратным при монтаже кулера, чтобы не допустить сколов.

С трех сторон GPU расположены восемь чипов памяти GDDR6, тоже производства Micron. Мы получаем те же чипы, что и на видеокарте GeForce RTX 2080 Ti Founders Edition. Вновь хорошо видны дорожки к отдельным чипам, слоту PCI Express и видеовыходам.

Вместо подсистемы питания с 13+3 фазами, как у GeForce RTX 2080 Ti Founders Edition, видеокарта GeForce RTX 2080 Founders Edition оснащена "всего" 8+2 фазами. Все они вынесены справа от упаковки GPU. Для видеокарты GeForce RTX 2080 Founders Edition NVIDIA вновь выбрала динамическое управление числом фаз в зависимости от нагрузки на GPU.

Последняя треть PCB кажется менее сложной, компонентов на GeForce RTX 2080 Founders Edition здесь уже меньше. NVIDIA использовала VRM-контроллеры и другие компоненты для управления подсистемой питания. Присутствуют и шунты, которые можно будет модифицировать, чтобы изменить систему питания видеокарты.

Что спереди, что сзади видеокарта GeForce RTX 2080 Founders Edition смотрится намного проще GeForce RTX 2080 Ti Founders Edition. Впрочем, не стоит забывать, что мы по-прежнему рассматриваем видеокарту ценой 64 тыс. рублей.


Кулеры новых видеокарт Founders Edition отличаются не только двумя осевыми вентиляторами, но и внутренней структурой.

Мы не стали разбирать кулер. Но наши коллеги GamersNexus выполнили разборку, используя тепловую пушку, что позволило рассмотреть компоненты кулера.

Чтобы разобрать кулер, сначала необходимо снять крышку между двумя осевыми вентиляторами. Она приклеена, так что здесь как раз потребуется тепловая пушка. Затем можно отделить от кулера лицевую пластину и радиатор. Испарительная камера вмонтирована в основание радиатора.

Испарительная камера полностью занимает основание радиатора. Но для продувания воздуха двумя осевыми вентиляторами в направлении PCB NVIDIA оставила в испарительной камере отверстия.

Для приверженцев водяного охлаждения ситуация понятна: кулер Founders Edition можно снять довольно легко. Но вот вскрыть кулер, например, для очистки уже куда сложнее.

Почему NVIDIA выбрала столь сложную конструкцию кулера - неизвестно. Впрочем, вряд ли многие пользователи захотят разобрать кулер. Но с очисткой кулера могут возникнуть проблемы.

Используем тепловизор

Мы сделали видеоролики с помощью тепловизора. Мы сравнили охлаждение видеокарт Founders Edition старой линейки GeForce GTX с новой GeForce RTX. Мы также добавили видеокарту GeForce GTX 1080 Ti с альтернативным кулером.

Как можно видеть на тепловизоре, переход с радиального вентилятора на два осевых показывает себя с лучшей стороны. Кроме того, с лицевой стороны почти не осталось горячих участков. Будет интересно взглянуть на измерения температуры внутри.


Как утверждает NVIDIA, компания вложила немало средств и времени в разработку подсистемы питания новых видеокарт. Новая подсистема питания обеспечивает более эффективную работу, большие тактовые частоты, а также более высокий потенциал разгона. По сравнению с GeForce GTX 1080, NVIDIA увеличила диапазон разгона GeForce RTX 2080 Founders Edition с почти 40 Вт до 55 Вт. То же самое касается и GeForce RTX 2080 Ti Founders Edition. Новая подсистема питания должна обеспечивать более чистое выходное напряжение.

Еще раз стоит напомнить число фаз подсистемы питания обеих видеокарт. У GeForce RTX 2080 Ti Founders Edition мы получаем 13+3 фазы, у GeForce RTX 2080 Founders Edition - 8+2 фазы, а у GeForce RTX 2070 Founders Edition - 6+2 фазы. Для сравнения, у GeForce GTX 1080 Ti Founders Edition приходилось довольствоваться семью фазами и 14 Dual FET. NVIDIA разработала фазы с учетом нагрузки 30 Вт на каждую. В случае GeForce RTX 2080 Ti Founders Edition теоретический порог составляет 480 Вт, у GeForce RTX 2080 Founders Edition мы получаем 300 Вт. Впрочем, теоретический дизайн - это одно, главное все же производительность фаз на практике.

Но самая крупная инновация заключается в динамическом включении/выключении отдельных фаз.

Чем больше фаз доступно, тем более эффективным будет питание при высоких токах. Но при этом пик эффективности сдвигается в сторону увеличения нагрузки, и при малой нагрузке эффективность будет ниже, чем в случае небольшого числа фаз.

Поэтому NVIDIA разработала подсистему питания GeForce RTX 2080 и GeForce RTX 2080 Ti таким образом, чтобы она динамически включала и выключала фазы - в зависимости от требований по мощности. В результате мы получаем идеальную эффективность при любых нагрузках. В случае GeForce RTX 2080 подсистема питания опирается на 8 фаз, которые могут динамически включаться и выключаться. У GeForce RTX 2080 Ti мы получаем 13 фаз. Будет интересно посмотреть на результаты тестов энергопотребления.

Некоторые наши читатели наверняка вспомнят споры о подсистеме питания Radeon R9 Fury X, которая иногда потребляла существенно больше мощности по одному из двух дополнительных 8-контактных разъемов, чем обычно. Тогда AMD решила проблему путем балансировки питания между двумя 8-контактными разъемами и слотом PCI Express. NVIDIA тоже отмечает оптимизацию в данном отношении у видеокарт GeForce RTX 2080 Founders Edition и GeForce RTX 2080 Ti Founders Edition. Особенно она актуальна при использовании двух 8- или 6-контактных разъемов, по которым будет лучше распределяться нагрузка. Как можно видеть по электрическим схемам на PCB видеокарты, NVIDIA для данной задачи установила новые контроллеры питания.


Улучшенная подсистема питания положительно сказывается на потенциале разгона. GPU можно разогнать вручную, но NVIDIA снова ограничивает напряжение, поскольку чрезмерно высокое напряжение может привести к повреждению GPU.

У разгона с помощью той же утилиты Precision X1 от EVGA есть свои ограничения. Бегунок напряжения не выводит фиксированное значение, оно отображается в процентах.

Технология GPU Boost 4.0 получила определенные оптимизации, влияющие на тактовые частоты в зависимости от температуры. Видеокарты на GPU Pascal довольно быстро сбрасывали тактовые частоты при достижении температурного предела. GPU Boost 4.0 на GPU Turing сначала снижает тактовые частоты до ограничения Boost, а затем, при необходимости, уменьшает их и далее.

На соответствующей странице мы рассмотрим разгон двух видеокарт вручную. Новая технология NV Scanner существенно упрощает разгон. С новой линейкой видеокарт GeForce RTX 20 NVIDIA представила новый компонент интерфейса NV API, который используется такими программами, как EVGA Precision и MSI Afterburner для управления видеокартой и разгона.

NV Scanner должен сократить время, которое уходит на разгон видеокарты. Разгон довольно похож на функцию OC Scanner в поколении Pascal. Уже с видеокартами Pascal NVIDIA встроила в API GPU Boost алгоритмы, которые автоматически определяют максимальную частоту при разных уровнях напряжения, в результате получается кривая частот/напряжений.

Но в новом NV Scanner API появился собственный тест нагрузки, который призван значительно упростить разгон. Раньше стабильность проверяли на одной или нескольких играх. Но если игра A шла стабильно, с игрой B могли возникнуть проблемы. Тест нагрузки NV Scanner позволяет решить эту проблему. Причем нагрузка состоит из математических расчетов, а не вывода 3D. Тест проводится внутри видеокарты, в результате можно не опасаться за зависание компьютера или "вылет" драйвера. Конечно, подобный тест сокращает время поиска оптимальных результатов разгона.

В NV Scanner доступны пять точек напряжения, на них утилита проводит проверку тактовых частот GPU, после чего интерполирует значения на кривой напряжений/частот между пятью данными точками.

Для GeForce RTX 2080 Founders Edition NV Scanner определил смещение GPU +112 МГц, что дало частоту GPU чуть выше 2.000 МГц. Для GeForce RTX 2080 Ti Founders Edition, если верить NV Scanner, мы получили прирост +186 МГц и частоту почти 2.000 МГц.

В наших тестах NV Scanner также работал на видеокартах с архитектурами Volta и Pascal. Соответствующие версии EVGA Precision X1 и MSI Afterburner уже вышли, обе утилиты работали корректно.


Почти во всех играх полученный в процессе рендеринга кадр выводится не сразу, а проходит через ряд этапов пост-обработки, например, через временное сглаживание Temporal Anti-Aliasing (TAA). Данный алгоритм опирается на потоковые процессоры и сравнивает два последовательных кадра, используя векторы движения. TAA не всегда работает идеально, приводя к появлению артефактов. Без TAA этих артефактов не было, но в таком случае пришлось бы играть без сглаживания. Здесь как раз на помощь приходит Deep Learning Super Sampling.

Позвольте разъяснить принцип работы DLSS. С одной стороны, у нас есть картинка, которая создается видеокартой (в меньшем разрешении, чем целевое). С другой стороны, предварительно рассчитанные идеальные кадры. Они были получены с помощью суперсемплинга 64x (64xAA) на суперкомпьютере NVIDIA SATURN V. Результат достигается через алгоритм сравнения отличий между картинкой видеокарты и идеальными кадрами. За инференс как раз отвечают ядра Tensor.

По сути, алгоритм DLSS представляет собой высоко специализированный (и временной) фильтр скейлинга. Конечно, результат уступает по качеству картинке в родном высоком разрешении, но приближается к ней благодаря оптимизациям и тренировке сети глубокого обучения. Чтобы получить такой же результат, как в высоком родном разрешении, сеть глубокого обучения должна обладать бесконечно большим массивом данных, а также тренироваться бесконечное время. Так что DLSS неизбежно приводит к неточностям и артефактам, другой вопрос, насколько они заметны.

Поскольку данные для тренировки доступны с суперсемплингом 64x, кадр 2K с масштабированием до 4K может выглядеть даже лучше, чем кадр в родном разрешении 4K. Но здесь все зависит от тренировки сети глубокого обучения, которая в конечном итоге и дает наилучший результат. Чем больше будет тренировок сети, тем лучше будет работать алгоритм.

В тестах мы провели некоторые измерения DLSS, и на видеокартах GeForce RTX показали разницу между TAA и DLSS. Мы также провели тесты некоторых старых видеокарт с TAA, чтобы показать отличия по производительности. На втором этапе внедрения технологии будет работать DLSS 2x, когда в качестве основы для алгоритма будет браться кадр с видеокарты в планируемом выходном разрешении (пока разрешение меньше). После чего будет выполняться такой же процесс инференса. Но на первом этапе кадр берется в меньшем разрешении, всегда выполняется масштабирование.

При оценке работы DLSS ключевым остается вопрос качества картинки. Прирост производительности, с одной стороны, связан с тем, что на первом этапе используется низкое разрешение. Да и сглаживание по сравнению с TAA выполнять уже не требуется. В результате новые видеокарты могут выводить игры, которые раньше в 4K просто не шли плавно - с полным уровнем детализации и без раздражающих рывков или с более высокой частотой кадров.

Ниже приведены игры, которые начнут поддерживать DLSS в ближайшем будущем или с момента выхода:

Сравнение видео

Для сравнения качества картинки мы привели две демонстрации GeForce RTX 2080 Ti Founders Edition. Слева активно сглаживание TAA, справа - DLSS.

Конечно, провести полноценное сравнение сложно. Для записи мы выставили максимальный поток видео, но YouTube проводит собственное сжатие. По персональным ощущениям качество картинки между TAA и DLSS отличить сложно. Хотя в Final Fantasy XV заметно мерцание травы при активации DLSS, но фильтр TAA часто "замывает" многие детали. К сожалению, тесты FFXV не идентичны от прогона к прогону, что приводит к разбросу.

Следует отметить, что на данном этапе работает только DLSS 1x. В данном случае картинка берется в низком разрешении, после чего масштабируется.


Описанные технологии RTX - это прекрасно, но геймеры хотят получить их реализацию в играх. DLSS сегодня работала только на двух демонстрациях, но не в играх. Также в нашем распоряжении оказалась демонстрация трассировки лучей. Да, вновь знаменитая демонстрация из вселенной "Звездных войн" в лифте, которая использует некоторые эффекты трассировки лучей. Также в данной демо поддерживается DLSS.

Мы запустили демо на видеокарте NVIDIA Titan V, а также на двух новых моделях. С видеокартой GeForce RTX 2080 возникли проблемы с разрешением 2160p, поэтому результатов нет.

Star Wars Elevator Demo

Ray Tracing + DLSS

Кадры в секунду
Больше - лучше

В демо Star Wars "Reflections" два имперских пехотинца заходят в лифт с капитаном Фазмой. Обратите внимание на впечатляющие отражения на броне капитана Фазмы. Для расчета подобных отражений в реальном времени еще весной требовалась рабочая станция с четырьмя GPU, подобная NVIDIA DGX-1. Но цель NVIDIA заключается в том, чтобы подобные эффекты были возможны на одной видеокарте. На NVIDIA Titan V с архитектурой Volta мы получаем 9-13 кадров в секунду. В случае GeForce RTX 2080 Founders Edition мы смогли запустить демо только в разрешении 1440p и получили 34,6 fps. На GeForce RTX 2080 Ti Founders Edition в разрешении 1.440p производительность составила 55 fps, в разрешении 2.160p - почти 44 fps.

Мы также записали тестовый прогон на видеокарте GeForce RTX 2080 Ti Founders Edition в разрешении 2160p, а также на GeForce RTX 2080 Founders Edition в разрешении 1440p.


Мы обновили программное обеспечение в виде игр и тестов, компоненты тестовой системы тоже подверглись модернизации. Чтобы наша тестовая система была максимально приближена к практическим условиям, мы проводили тесты в закрытом корпусе. Операционная система Windows 10 была установлена на PCI Express SSD, но для игр мы использовали жесткий диск. На результаты тестов это не влияет.

Тестовая конфигурация
Процессор AMD Ryzen Threadripper 1950X, 16x 3,4 ГГц
Система охлаждения Noctua NH-U14S TR4-SP3
Материнская плата ASUS ROG Strix X399-E Gaming
Оперативная память G.Skill Flare X F4-3200C14Q-32GFX, 4x 8GB DDR4-3200
SSD Samsung SSD 960 Pro 512GB
HDD Seagate FireCuda 2TB
Блок питания Seasonic Prime Titanium Series 850W
Операционная система Windows 10 64 бит
Корпус Fractal Design Define XL R2

Мы использовали следующие версии драйверов:

Мы использовали следующие игры и тесты:


Уровень шума

Нагрузка/ Бездействие

37.5 XX


0.0 XX
38.5 XX


0.0 XX
39.0 XX


38.8 XX
40.1 XX


0.0 XX
40.6 XX


35.4 XX
42.2 XX


35.4 XX
43.3 XX


37.3 XX
43.8 XX


37.2 XX
45.4 XX


35.5 XX
45.8 XX


37.5 XX
46.2 XX


37.5 XX
49.9 XX


32.5 XX
52.1 XX


32.5 XX
в дБ(A)
Меньше - лучше

Благодаря новому кулеру с двумя осевыми вентиляторами, NVIDIA обещает существенно снизить уровень шума под нагрузкой. Действительно, видеокарты GeForce RTX 2080 Ti и GeForce RTX 2080 Founders Edition в наших тестах показали заметно меньший уровень шума, а именно 40,6 и 41,1 дБ(А). Намного меньше предыдущих вариантов Founders Edition. Впрочем, видеокарты с альтернативными кулерами могут работать еще тише - по крайней мере, если судить по результатам моделей GeForce GTX 1080 Ti. К сожалению, NVIDIA не планирует отключать вентиляторы в режиме бездействия.

Энергопотребление (вся система)

Нагрузка/ Бездействие

180.4 XX


61.5 XX
214.9 XX


76.5 XX
219.6 XX


62.8 XX
240.5 XX


77.1 XX
247.8 XX


73.1 XX
263.8 XX


72.0 XX
276.5 XX


72.5 XX
278.7 XX


72.6 XX
306.2 XX


73.1 XX
311.6 XX


77.9 XX
329.4 XX


76.4 XX
345.5 XX


79.2 XX
348.5 XX


81.2 XX
348.9 XX


77.2 XX
372.8 XX


74.0 XX
в Вт
Меньше - лучше

Мы провели измерения энергопотребления двумя способами. Первый - для тестовой системы в целом, второй - для самих видеокарт. Поэтому и результаты отличаются.

Энергопотребление (только видеокарта)

Нагрузка

в Вт
Меньше - лучше

Интересны измерения энергопотребления и самих видеокарт. GeForce RTX 2080 Ti Founders Edition потребляла чуть больше 260 Вт. То есть на 15 Вт больше, чем GeForce GTX 1080 Ti Founders Edition. Однако новый флагман все равно работает более экономично, чем самая быстрая видеокарта Vega.

У GeForce RTX 2080 Founders Edition мы тоже получили более высокое энергопотребление по сравнению с предшественницей. Здесь разница составляет уже 55 Вт. Интересно будет взглянуть на тесты производительности, что позволит сделать выводы об эффективности новинок.

Температура

Нагрузка/ Бездействие

в градусах Цельсия
Меньше - лучше

Как можно видеть по тестам температуры, обе видеокарты работают ниже предельного уровня. Видеокарта GeForce RTX 2080 Founders Edition не нагревается выше 73 °C, а в случае GeForce RTX 2080 Ti Founders Edition мы получаем 77 °C. Так что NVIDIA смогла улучшить систему охлаждения не только по уровню шума, но и по температуре.

Пару слов о свисте дросселей. Мы его не обнаружили. NVIDIA также указывает, что ей, по большей части, удалось обойтись без классических дросселей. Конечно, такой шаг возможен, только если электрическая цепь может работать без дросселей. Если такое возможно. Посмотрим, перейдут ли другие производители на дизайн подсистемы питания без классических дросселей.


Futuremark 3DMark

Fire Strike (Graphics/Overall)

30665 XX


24569 XX
29573 XX


23929 XX
28168 XX


22907 XX
26758 XX


22349 XX
26315 XX


21989 XX
22122 XX


18934 XX
20256 XX


18551 XX
19708 XX


17448 XX
18755 XX


17349 XX
17303 XX


15940 XX
16941 XX


15395 XX
16037 XX


15137 XX
14017 XX


12447 XX
12715 XX


11805 XX
12605 XX


11211 XX
12303 XX


11273 XX
11056 XX


10290 XX
Баллы Futuremark
Больше - лучше

Futuremark 3DMark

Fire Strike Extreme (Graphics/Overall)

16270 XX


15702 XX
15514 XX


15064 XX
14144 XX


13653 XX
13071 XX


12716 XX
13002 XX


12565 XX
10420 XX


9831 XX
9884 XX


9645 XX
9186 XX


8752 XX
9122 XX


8878 XX
8222 XX


8030 XX
8007 XX


7780 XX
7699 XX


7630 XX
6315 XX


6132 XX
5940 XX


5917 XX
5876 XX


5800 XX
5582 XX


5427 XX
5212 XX


5190 XX
Баллы Futuremark
Больше - лучше

Futuremark 3DMark

Fire Strike Ultra (Overall/Graphics)

7871 XX


7626 XX
7172 XX


7024 XX
6581 XX


6368 XX
5317 XX


5310 XX
5122 XX


4968 XX
4807 XX


4663 XX
4724 XX


4692 XX
4261 XX


4127 XX
4206 XX


4134 XX
3858 XX


3660 XX
3177 XX


3114 XX
3111 XX


2976 XX
3046 XX


2920 XX
2852 XX


2799 XX
2673 XX


2554 XX
Баллы Futuremark
Больше - лучше

Futuremark 3DMark

Time Spy (Graphics/Overall)

13239 XX


12745 XX
12123 XX


11836 XX
10546 XX


10520 XX
9728 XX


9799 XX
6916 XX


7261 XX
6899 XX


7265 XX
6660 XX


7033 XX
6142 XX


6544 XX
5700 XX


6112 XX
5140 XX


5555 XX
4941 XX


5365 XX
4190 XX


4595 XX
4029 XX


4432 XX
3975 XX


4377 XX
3561 XX


3948 XX
3541 XX


3929 XX
Баллы Futuremark
Больше - лучше

Futuremark 3DMark

Time Spy Extreme (Graphics/Overall)

6053 XX


6082 XX
4864 XX


5024 XX
4538 XX


4728 XX
3311 XX


3561 XX
3178 XX


3427 XX
3090 XX


3338 XX
2998 XX


3250 XX
2628 XX


2871 XX
2390 XX


2634 XX
2363 XX


2604 XX
1901 XX


2121 XX
1863 XX


2080 XX
1836 XX


2052 XX
1652 XX


1856 XX
1645 XX


1847 XX
Баллы Futuremark
Больше - лучше


Luxmark 3.0

Hotel Lobby

Баллы
Больше - лучше


GPUPI 3.2

1000M

In секунды
Меньше - лучше


Blender Benchmark

BMW27

in секунды
Меньше - лучше

Blender Benchmark

Classroom

in секунды
Меньше - лучше


Call of Duty: WWII

2.560 x 1.440 - Extra (Avg/Min)

Кадры в секунду
Больше - лучше

Call of Duty: WWII

3.840 x 2.160 - Extra (Avg/Min)

Кадры в секунду
Больше - лучше

Call of Duty: WWII

2.560 x 1.440 - Extra HDR (Avg/Min)

Кадры в секунду
Больше - лучше

Call of Duty: WWII

3.840 x 2.160 - Extra HDR (Avg/Min)

Кадры в секунду
Больше - лучше


Project Cars 2

2.560 x 1.440 - Ultra (Avg/Min)

Кадры в секунду
Больше - лучше

Project Cars 2

3.840 x 2.160 - Ultra (Avg/Min)

Кадры в секунду
Больше - лучше


Assassin's Creed: Origins

2.560 x 1.440 - Very High (Avg/Min)

Кадры в секунду
Больше - лучше

Assassin's Creed: Origins

3.840 x 2.160 - Very High (Avg/Min)

Кадры в секунду
Больше - лучше

Assassin's Creed: Origins

2.560 x 1.440 - Very High HDR (Avg/Min)

Кадры в секунду
Больше - лучше

Assassin's Creed: Origins

3.840 x 2.160 - Very High HDR (Avg/Min)

Кадры в секунду
Больше - лучше


Star Wars Battlefront II

2.560 x 1.440 - High (Avg/Min)

Кадры в секунду
Больше - лучше

Star Wars Battlefront II

3.840 x 2.160 - High (Avg/Min)

Кадры в секунду
Больше - лучше


Wolfenstein II: The new Colossus

2.560 x 1.440 - Extrem (Avg/Min)

Кадры в секунду
Больше - лучше

Wolfenstein II: The new Colossus

3.840 x 2.160 - Extrem (Avg/Min)

Кадры в секунду
Больше - лучше


Destiny 2

2.560 x 1.440 - High (Avg/Min)

Кадры в секунду
Больше - лучше

Destiny 2

3.840 x 2.160 - High (Avg/Min)

Кадры в секунду
Больше - лучше


Far Cry 5

3.840 x 2.160 - High (Avg/Min)

Кадры в секунду
Больше - лучше

Far Cry 5

2.560 x 1.440 - High HDR (Avg/Min)

Кадры в секунду
Больше - лучше

Far Cry 5

3.840 x 2.160 - High HDR (Avg/Min)

Кадры в секунду
Больше - лучше


Final Fantasy XV

2.560 x 1.440 - Maximal (Avg/Min)

Кадры в секунду
Больше - лучше

Final Fantasy XV

3.840 x 2.160 - Maximal (Avg/Min)

Кадры в секунду
Больше - лучше

Final Fantasy XV

2.560 x 1.440 - Maximal HDR (Avg/Min)