NVIDIA сегодня официально представила новую видеокарту GeForce GTX 1660 Ti, слухи о которой ходили последние недели. С новой видеокартой GeForce GTX можно праздновать возвращение номенклатуры GTX. NVIDIA не представила версию GeForce GTX 1660 Ti Founders Edition, так что мы будем тестировать ASUS ROG Strix GeForce GTX 1660 Ti.
За последние месяцы геймеры уже привыкли к новому обозначению "GeForce RTX", но теперь придется возвращаться к старому доброму "GeForce GTX", хотя пальцы уже научились автоматически набирать RTX. Моторная память, что поделать...
Сегодня мы рассмотрим первую видеокарту на GPU Turing, которая не поддерживает технологии RTX и DLSS. В обзорах ранее вышедших видеокарт GeForce RTX мы уже неоднократно обсуждали улучшения архитектуры Turing. А именно специальные функциональные блоки (SFU) - ядра RT для аппаратного ускорения трассировки лучей и ядра Tensor для DLSS. Сегодня нам придется сфокусироваться на остальных изменениях двенадцатой архитектуры NVIDIA GPU.
Перед тем, как мы перейдем к подробному изучению GPU TU116, позвольте сравнить GeForce GTX 1660 Ti с конкурентами.
Модель | GeForce GTX 1660 Ti | GeForce GTX 1060 | Radeon RX 590 | |
Цена | 22.990 ₽ 299 евро |
от 16.900 ₽ от 200 евро | от 18.700 ₽ от 240 евро |
|
Технические спецификации | ||||
---|---|---|---|---|
Архитектура | Turing | Pascal | Polaris | |
GPU | TU116 | GP106 | Polaris 20 | |
Техпроцесс | TSMC 12 нм | TSMC 16 нм | GF 12 нм | |
Число транзисторов | 6,6 млрд. | 4,4 млрд. | 5,7 млрд. | |
Площадь кристалла | 284 мм² | 200 мм² | 232 мм² | |
Потоковые процессоры | 1.536 | 1.280 | 2.304 | |
Ядра Tensor | - | - | - | |
Ядра RT | - | - | - | |
Текстурные блоки | 96 | 80 | 144 | |
ROPs | 48 | 48 | 32 | |
Частота GPU (базовая) | 1.500 МГц | 1.506 МГц | 1.469 МГц | |
Частота GPU (Boost) | 1.635 МГц | 1.708 МГц | 1.545 МГц | |
Частота памяти | 1.500 МГц | 2.000 МГц | 2.000 МГц | |
Тип памяти | GDDR6 | GDDR5 | GDDR5 | |
Объем памяти | 6 GB | 6 GB | 8 GB | |
Ширина шины памяти | 192 бит | 192 бит | 256 бит | |
Пропускная способность | 288,1 Гбайт/с | 192 Гбайт/с | 256 Гбайт/с | |
TDP | 120 Вт | 120 Вт | 225 Вт | |
Доп. питание | 1x 8-конт. | 1x 8-конт. | 1x 8-конт. | |
NVLink/CrossFire | - | - | - |
Конкурентом GeForce GTX 1660 Ti в лагере AMD можно назвать Radeon RX 590, которую можно приобрести от 18.700 ₽ (€240). По номенклатуре предшественницей GeForce GTX 1660 Ti будет видеокарта GeForce GTX 1060 на архитектуре Pascal. Сегодня ее можно купить от 16.900 ₽ (€180), хотя в момент своего появления она стоила заметно дороже.
На самом деле прямой предшественницы GeForce GTX 1660 Ti нет, поскольку Pascal GPU с 1.536 потоковыми процессорами просто не существует. У видеокарты GeForce GTX 1060 их число составляет 1.280, у GeForce GTX 1070 - уже 1.920. Но сравнение с GeForce GTX 1060 все равно напрашивается из-за 192-битного интерфейса памяти и 6 Гбайт видеопамяти. Но NVIDIA все же значительно увеличила пропускную способность памяти, у GeForce GTX 1660 Ti мы получаем 288,1 Гбайт/с из-за более скоростной GDDR6, у GeForce GTX 1060 скорость памяти была ограничена 192 Гбайт/с. Но объем памяти составляет "всего" 6 Гбайт.
Есть еще одно сходство: тепловой пакет (Thermal Design Power) заявлен на уровне 120 Вт. Базовая частота - 1.500 МГц, в режиме Boost минимальная планка - 1.635 МГц. Как и в случае TDP, партнеры могут выставлять другие спецификации. Так и произошло с видеокартой ASUS ROG Strix GeForce GTX 1660 Ti, но мы вернемся к данному вопросу чуть позднее.
Подобно всем видеокартам GeForce RTX, новая GeForce GTX 1660 Ti базируется на архитектуре NVIDIA Turing. Чип содержит 6,6 млрд. транзисторов на площади 284 мм². В результате он на добрых 42% крупнее GP106 (4,4 млрд. транзисторов и 200 мм²) видеокарты GeForce GTX 1060, соответственно, и намного сложнее. Так что видеокарта GeForce GTX 1660 Ti должна работать быстрее GeForce GTX 1060, да и GeForce GTX 1070 будет в прямой досягаемости. Впрочем, не будем торопиться, здесь все же стоит взглянуть на результаты тестов.
Перейдем к подробностям архитектуры Turing и изменениям, которые внесла NVIDIA по сравнению с предыдущим поколением.
Архитектура Turing относится к 12 поколению архитектур NVIDIA GPU. Мультипроцессоры Turing Streaming Multiprocessor (SM) были немного оптимизированы по сравнению с архитектурой Volta, но по сравнению с Pascal изменения намного более существенны.
Из новшеств можно отметить одновременные вычисления целых чисел (INT) и чисел с плавающей запятой (FP), что в предыдущих архитектурах NVIDIA GPU не поддерживалось. NVIDIA проанализировала данные вычисления в конвейере рендеринга в десятках игр, обнаружив, что на каждые 100 расчетов FP выполняется примерно треть вычислений INT. Впрочем, значение среднее, на практике оно меняется от 20% до 50%. Конечно, если вычисления FP и INT будут выполняться одновременно, то конвейеру придется иногда "подтормаживать" в случае взаимных связей.
В любом случае, параллельная обработка FP и INT ускоряет рендеринг, поэтому NVIDIA как раз и добавила ее с архитектурой Turing. У Turing SM имеются 64 блока FP32 и 64 блока INT32 - не совсем типичное соотношение для конвейера рендеринга.
В иерархии кэша произошли изменения, NVIDIA в архитектуре Turing увеличила число блоков Load/Store. В архитектуре Volta NVIDIA использовала 32 блока Load/Store на SM. В случае архитектуры Pascal тоже использовалось 32 блока Load/Store на SM. Сейчас же в архитектуре Turing каждый потоковый мультипроцессор опирается на 64 блока Load/Store, которые выполняют адресацию памяти, кэш обрабатывает 16 потоков за такт. Но NVIDIA также внесла изменения в кэш L1 и общую память.
Кэш L2 был увеличен до 6 Мбайт еще в архитектуре Volta, такой же объем перешел и в Turing. Некоторые изменения с кэшем L1 знакомы по архитектуре Volta. В случае Pascal кэши L1 и общая память были разделены, теперь NVIDIA их объединила. Что наблюдалось и в Volta. Кэш L1 и общая память в случае Volta имели размер 128 кбайт. А объем общей памяти можно было изменять до 96 кбайт. С архитектурой Turing NVIDIA уменьшила объем до 96 кбайт в сумме, теперь он может разделяться на 64 кбайт (кэш L1) + 32 кбайт (общая память) или 32 кбайт (кэш L1) + 64 кбайт (общая память).
Изменение расчетов FP32 и INT32, а также оптимизация иерархии кэша позволили NVIDIA заявить об ускорении скорости выполнения инструкций на такт в полтора раза. Конечно, на практике столь существенный прирост будет наблюдаться лишь в ограниченном числе случаев.
Увеличение эффективности архитектуры привело и к повышению эффективности GPU при идентичном расчетном TDP.
NVIDIA провела свои собственные тесты. Владельцы GeForce GTX 1060 вряд ли будут задумываться об апгрейде на GeForce GTX 1660 Ti, поскольку типичный цикл здесь составляет 3-4 года. Именно по этой причине NVIDIA привела сравнение производительности с видеокартой GeForce GTX 960. Но мы не будем комментировать данные тесты, поскольку провели собственные.
Видеокарту ASUS ROG Strix GeForce GTX 1660 Ti нельзя назвать типичным представителем GeForce GTX 1660 Ti, поскольку модель ASUS все же относится к high-end категории. Что видно и по техническим спецификациям.
Длина PCB | 285 мм |
Длина видеокарты с кулером | 295 мм |
Толщина | 3 слота |
Дополнительные разъемы питания | 1x 8-конт. |
Диаметр вентиляторов | 3x 80 мм |
Видеовыходы | 2x HDMI 2.0b 2x Displayport 1.4 |
Остановка вентиляторов в режиме бездействия | Да (ниже 42 °C) |
С длиной почти 300 мм видеокарта ASUS ROG Strix GeForce GTX 1660 Ti довольно близка к предельным спецификациям ATX. Что верно и для толщины в 2,7 слота - видеокарта занимает три полных слота в корпусе. Доступный объем используется, главным образом, для системы охлаждения. Ниже мы рассмотрим, насколько эффективно кулер охлаждает ASUS GeForce GTX 1660 Ti.
Игра | Температура | Частота |
Kingdom Come Deliverance | 58 °C | 1.950 МГц |
Shadow of the Tomb Raider | 58 °C | 1.950 МГц |
Call of Duty: WWII | 58 °C | 1.950 МГц |
Assassins Creed: Origins | 57 °C | 1.950 МГц |
Star Wars: Battlefront II | 58 °C | 1.950 МГц |
Wolfenstein 2: The new Collosus | 58 °C | 1.950 МГц |
Destiny 2 | 57 °C | 1.950 МГц |
Far Cry 5 | 58 °C | 1.950 МГц |
Final Fantasy XV | 58 °C | 1.950 МГц |
NVIDIA указывает эталонную базовую частоту GeForce GTX 1660 Ti 1.500 МГц. Планка Power Limit в случае ASUS ROG Strix GeForce GTX 1660 Ti увеличена с 120 до 130 Вт. Также производитель поддерживает несколько программных профилей, которые можно выставлять через GPU Tweak II.
- Silent Mode – частота Boost: 1.830 МГц / Power Target: 90 %
- Gaming-Mode – частота Boost: 1.860 МГц / Power Target: 100 %
- OC-Mode – частота Boost: 1.890 МГц / Power Target: 110 %
Так что пользователи могут выбирать профили по желанию. В зависимости от выбранной частоты и планки Power Limit меняются и обороты вентиляторов - видеокарта будет работать громче. Мы провели тесты видеокарты в режиме Gaming, поскольку в первой версии утилиты режим OC не выставлялся. Незадолго до даты публикации ASUS выслала новую версию утилиты, в ней режим OC успешно срабатывал, частота Boost немного превышала планку 2 ГГц. Но у нас уже не было времени провести все тесты заново.
Внешний вид ASUS ROG Strix GeForce GTX 1660 Ti вполне типичен для линейки ASUS ROG Strix. Мы знакомы с этим кулером по многочисленным видеокартам, ранее побывавшим в нашей тестовой лаборатории. Поэтому никаких сюрпризов не было. В случае GeForce GTX 1660 Ti мы ожидаем появления и более компактных моделей, как и менее дорогих вариантов.
Три осевых вентилятора на ASUS ROG Strix GeForce GTX 1660 Ti имеют диаметр 80 мм каждый. Они начинают раскручиваться при температуре GPU 56 °C. Под полной нагрузкой температура GPU составила 58 °C, три вентилятора работали на 1.000 об/мин. После уменьшения нагрузки вентиляторы останавливались при охлаждении GPU до 42 °C.
Сзади ASUS установила полностью сплошную пластину. Хотя в некоторых местах у нее есть вырезы: для дополнительных разъемов питания, кнопок и переключателей Dual BIOS и подсветки.
Мы уже отвыкли от логотипа GeForce GTX на новых видеокартах с NVIDIA GPU. В случае ASUS ROG Strix GeForce GTX 1660 Ti производитель решил его не подсвечивать. Но фанаты RGB-подсветки не забыты, под кожухом кулера добавлена соответствующая полоска.
С торца видеокарты можно видеть разъем дополнительного питания. ASUS установила 8-контактное гнездо. По спецификациям оно обеспечивает 150 Вт, слот PCI Express дает еще 75 Вт, в итоге мы получаем 225 Вт. NVIDIA указывает TDP 120 Вт, ASUS штатно увеличила его до 130 Вт. Так что возможностей 8-контактного штекера питания вполне достаточно.
Ближе к слотовой заглушке можно видеть переключатель Dual BIOS. Он позволяет выбирать между Quiet BIOS и Performance BIOS. Впрочем, на практике разница невелика, если она вообще есть. Мы рекомендуем покупателям ASUS ROG Strix GeForce GTX 1660 Ti регулировать режимы программно.
Имеется кнопка RGB-подсветки. Она позволяет легко и просто включать или выключать RGB LED. Справа от кнопки можно видеть точки прямого измерения напряжений. Для GeForce GTX 1660 Ti они вряд ли имеют смысл, но ASUS разрабатывает дизайн PCB сразу для нескольких моделей видеокарт, поэтому и "младшие" GPU наследуют многие премиальные функции.
В задней части видеокарты можно видеть разъемы подключения вентиляторов и подсветки. Также ASUS ROG Strix GeForce GTX 1660 Ti предлагает гребенку RGB для внешнего управления подсветкой. Наконец, отметим два разъема подключения вентиляторов корпуса, которыми можно управлять средствами видеокарты.
По слотовой заглушке толщина видеокарты хорошо заметна. Честно говоря, подобные габариты характерны для более производительных GPU. Мы получаем по паре видеовыходов HDMI 2.0b и DisplayPort 1.4.
Без кулера можно рассмотреть "голую" PCB с установленными компонентами. По центру красуется новый GPU TU116, без аппаратного ускорения трассировки лучей, то есть без ядер RT и Tensor. Также на PCB довольно много свободного пространства. ASUS не смогла перенести дизайн PCB с моделей RTX, так что раскладка здесь полностью новая.
GPU на видеокарте ASUS ROG Strix GeForce GTX 1660 Ti назван TU116-400-A1. В глаза бросается его прямоугольная структура. Также заметны остатки термопасты на GPU и PCB из-за протечки. Мы сделали данные фотографии уже после проведения тестов. Перед повторной установкой кулера мы аккуратно убрали все остатки термопасты.
На видеокарту установлены шесть чипов памяти GDDR6 от Micron с маркировкой 8XA77 D9WCW. Они работают на частоте 1.500 МГц. На видеокартах GeForce RTX частота составляет 1.750 МГц. Также имеются свободные участки для двух чипов памяти GDDR6. Будут ли они когда-либо использоваться на видеокартах Turing в линейке GTX - неизвестно.
За питание GPU отвечают шесть фаз. Еще две на PCB обеспечивают питание памяти и интерфейса PCI Express.
Две последние фазы расположены на задней стороне PCB. В остальном задняя сторона, как и лицевая, по большей части свободна. ASUS выбрала раскладку PCB с весьма неэкономным расходованием пространства. Производитель мог бы представить и более компактный дизайн.
Вез кулера можно хорошо рассмотреть разъемы подключения вентиляторов и RGB-подсветки ASUS ROG Strix GeForce GTX 1660 Ti. Четыре красных контакта позволяют управлять RGB LED, справа можно видеть два дополнительных разъема для подключения вентиляторов корпуса. Слева - разъемы подключения вентиляторов и подсветки.
Кулер полностью имеет никелированное покрытие, в том числе это касается и контактной площадки GPU. Три тепловые трубки проходят через основание и отводят тепло на радиатор. Затем тепло передается воздуху, продуваемому тремя осевыми вентиляторами.
Мы обновили программное обеспечение в виде игр и тестов, компоненты тестовой системы тоже подверглись модернизации. Чтобы наша тестовая система была максимально приближена к практическим условиям, мы проводили тесты в закрытом корпусе. Операционная система Windows 10 была установлена на PCI Express SSD, но для игр мы использовали жесткий диск. На результаты тестов это не влияет.
Тестовая конфигурация | |
---|---|
Процессор | AMD Ryzen Threadripper 1950X, 16x 3,4 ГГц |
Система охлаждения | Noctua NH-U14S TR4-SP3 |
Материнская плата | ASUS ROG Strix X399-E Gaming |
Оперативная память | G.Skill Flare X F4-3200C14Q-32GFX, 4x 8GB DDR4-3200 |
SSD | Samsung SSD 960 Pro 512GB |
HDD | Seagate FireCuda 2TB |
Блок питания | Seasonic Prime Titanium Series 850W |
Операционная система | Windows 10 64 бит |
Корпус | Fractal Design Define XL R2 |
Мы использовали следующие версии драйверов:
- Все видеокарты NVIDIA: GeForce 399.24
- Все видеокарты NVIDIA GeForce RTX: 411.15
- Все видеокарты GeForce RTX от партнеров: 411.63
- GeForce RTX 2060 Founders Edition: 417.15
- Все видеокарты AMD: Radeon Software 18.9.1
- Все видеокарты Radeon RX Vega:Radeon Software Adrenalin 2019 Edition 19.1.2;
- AMD Radeon RX 590: Radeon Software Adrenalin 2019 Edition 19.2.2
- AMD Radeon VII: драйвер Radeon Software Adrenalin 2019 Edition для прессы
- GeForce GTX 1660 Ti: 418.91
Мы использовали следующие игры и тесты:
- UL 3DMark
- LuxMark 3.1
- GPUPI 3.2
- Blender Benchmark
- Call of Duty: WWII
- Project CARS 2
- Assassins Creed: Origins
- Star Wars Battlefront II
- Wolfenstein 2: The new Colossus
- Destiny 2
- Far Cry 5
- Final Fantasy XV
- Kingdom Come Deliverance
- Shadow of the Tomb Raider
Температура GPU видеокарты ASUS ROG Strix GeForce GTX 1660 Ti лишь на несколько градусов превышает уровень, при котором вентиляторы раскручиваются. Поэтому скорость вращения 1.000 об/мин не удивляет. Конечно, видеокарта при этом работает очень тихо. Кулер не испытывает никаких проблем с отведением 130 Вт мощности.
При уровне энергопотребления видеокарты 130 Вт на общую картину сильнее влияют другие компоненты системы.
Для видеокарты мы получили энергопотребление 137,3 Вт. Оно ненамного выше заявленной планки 130 Вт, видеокарта GeForce GTX 1660 Ti оказалась весьма экономичной моделью поколения Turing.
Мы уже отметили очень низкую температуру под нагрузкой 58 °C. Целевая температура видеокарты выставлена на 83 °C, но кулер отлично справляется с охлаждением. От видеокарты с воздушным кулером вряд ли можно требовать большего.
Новые видеокарты GeForce RTX подкупают геймеров, прежде всего, функциями DXR и DLSS. Но в архитектуре Turing есть и другие оптимизации, а также новые режимы затенения. В том числе Variable Rate Shading (VRS). NVIDIA назвала VRS как NVIDIA Adaptive Shading (NAS). Во время презентации архитектуры NVIDIA в качестве примера показала Wolfenstein II: The New Colossus на Vulkan API. Видеокарта GeForce GTX 1660 Ti тоже поддерживает данную технологию.
По сути, Variable Rate Shading является технологией сжатия на уровне затенения. Мы уже знакомы с технологиями сжатия музыки (MP3), изображений (JPG), да и архитектуры GPU опираются на сжатие памяти. Как правило, в процессе шейдинга каждый пиксель просчитывается каждый раз. Но подобная точность требуется далеко не всегда. Многие участки на протяжении нескольких кадров не меняются. Здесь как раз и пригодится Variable Rate Shading.
В случае Variable Rate Shading кадр разделяется на несколько блоков. В зависимости от контента кадра и скорости, с которой объект меняется на следующих кадрах, размер блоков может меняться. Также могут использоваться разные методы Variable Rate Shading.
Начнем с Content Adaptive Shading, здесь анализируется содержимое кадра. И однородные поверхности без особых отличий 3D-модели или текстуры могут комбинироваться. Motion Adaptive Shading оценивает движения и изменения, которые происходят при переходе от одного кадра к другому. Как раз в Wolfenstein II: The new Colossus и используется Motion Adaptive Shading. Motion Adaptive Shading опирается на то, что движущиеся объекты воспринимаются человеческим глазом с меньшим разрешением, чем стационарные. Технология Motion Adaptive Shading не должна давать какие-либо существенные отличия по качеству картинки. Первые секунды демонстрации геймер включает и выключает Motion Adaptive Shading.
NVIDIA активирует оверлей для индикации областей, на которых технология Motion Adaptive Shading активна. Если оверлея нет, то и Motion Adaptive Shading на данном участке не работает. А цвет указывает на размер блока. NVIDIA ожидает, что Motion Adaptive Shading обеспечит прирост производительности порядка 20 процентов в играх, которые работали на уровне 60 fps.
В игре Wolfenstein II: The New Colossus можно активировать NVIDIA Adaptive Shading (NAS). Доступны три настройки качества "Сбалансировано" (по умолчанию), "Производительность" и "Качество". Мы провели несколько тестов.
Активация Adaptive Shading приводит к увеличению производительности от 6,8% до 9,4% в случае низкого уровня качества NAS. Если же включить режим высокого качества NAS, то прирост составит всего около 2%.
Впрочем, как раз в случае Wolfenstein II: The New Colossus и новых видеокарт RTX с производительностью никаких проблем нет. Даже GeForce RTX 2070 дает достаточную частоту кадров в разрешении 3.840 x 2.160 пикселей в режиме Extreme. В случае GeForce GTX 1660 Ti все выглядит несколько иначе. С менее мощными видеокартами и новыми играми на Vulkan API технология NVIDIA Adaptive Shading может оказать более существенное влияние.
По качеству картинки мы не обнаружили каких-либо отличий во время движения. Однако мы заметили некоторые артефакты, связанные с Adaptive Shading, которые несколько раздражают. На примере ниже после активации NAS создается впечатление, что по стене стекает вода или отбрасывается тень. Без NAS ничего такого нет.
Технология Adaptive Shading пока поддерживается только на видеокартах Turing. На тех же видеокартах с GPU Pascal (например, GeForce GTX 1080) данной опции просто нет.
Мы попытались разогнать ASUS ROG Strix GeForce GTX 1660 Ti. Мы увеличили планку Power Limit на максимальные 20%. Затем мы шаг за шагом повышали тактовые частоты GPU Boost. То же самое касается и памяти.
В итоге мы получили частоту Boost 2.070 МГц, память работала на 1.700 МГц. Разгон привел к следующим результатам производительности.
Перед тем, как мы перейдем к заключению, позвольте подробнее рассмотреть младший чип Turing. Если верить NVIDIA, TU116 на видеокарте GeForce GTX 1660 Ti используется в полной версии. То есть больше 1.536 потоковых процессоров на TU116 мы не получим. Но NVIDIA раскрывает не все карты. Мы были удивлены, обнаружив два свободных участка для чипов памяти на PCB GeForce GTX 1660 Ti. Новой видеокарты GeForce GTX на Turing с 256-битным интерфейсом пока не объявлено, да и ASUS использует другую раскладку PCB для видеокарт GeForce RTX. Откуда тогда появились два данных участка? Возможно, мы скоро получим более мощный чип Turing (TU114?) без ядер RT и Tensor? Впрочем, нынешние слухи указывают, напротив, на меньший чип.
По сравнению с номинальным предшественником, а именно GeForce GTX 1060 на GP106 GPU, площадь чипа увеличилась с 200 до 284 мм². Число транзисторов тоже возросло с 4,4 до 6,6 млрд. Пропорции площади и числа транзисторов увеличились практически линейно. Однако это не наблюдается в случае потоковых процессоров. Но здесь стоит учитывать блоки INT32 и большие кэши.
В любом случае, производительность в расчете на квадратный миллиметр GPU TU116 лишь ненамного увеличилась по сравнению с архитектурой Pascal. GPU GP104 у видеокарты GeForce GTX 1070 имеет площадь 314 мм², по производительности он примерно соответствует GeForce GTX 1660 Ti с GPU 284 мм².
На двух фотографиях выше показаны SM Turing TU116 GPU (слева) и TU102 GPU (справа). Самое большое отличие кроется в отсутствии ядер RT и Tensor у TU116 GPU. В последнем случае ядра были заменены блоками FP16. В случае GPU TU102 вычисления с плавающей запятой FP16 выполнялись на ядрах Tensor.
NVIDIA производила GPU Pascal по 16-нм техпроцессу, новые GPU Turing производятся по технологии 12 нм. В случае GPU Volta NVIDIA со своим партнером TSMC смогла оптимизировать 12-нм техпроцесс, то же самое коснется и всех GPU Turing. Но переход с 200 на 284 мм² приведет к удорожанию себестоимости производства.
В Turing SM имеются не только аппаратные изменения с выделенными блоками INT32 и иерархией кэша, но и новые программные функции. Среди них можно отметить технологию Variable Rate Shading (VRS), которую NVIDIA называет Adaptive Shading (NAS). Пока что данная функция поддерживается только в Wolfenstein II: The new Colossus. В зависимости от сложности сцены, NAS может давать определенный прирост производительности.
Впрочем, как и в случае других подобных реализаций, успех зависит от поддержки со стороны разработчиков. Будем надеяться, что в будущем мы увидим больше игр с поддержкой NAS. То же самое касается видеокарт GeForce RTX и функций RTX и DLSS.
С видеокартой GeForce GTX 1660 Ti NVIDIA обновляет свою линейку для массового рынка, изменив фокус по сравнению с ранее представленными GeForce RTX. Конечно, с названиями может возникнуть путаница. Разница между GeForce RTX и GeForce GTX очевидна, но как оценивать разницу в номерах? GeForce GTX 1660 Ti напрашивается как преемница GeForce GTX 1060, для которой версии Ti не выходило. В любом случае, маркетологи NVIDIA решили сначала выпустить видеокарту GeForce GTX 1660 Ti, так что наверняка нас ждут и другие модели в линейке GeForce GTX 16.
Протестированная видеокарта ASUS GeForce GTX 1660 Ti работала на уровне GeForce GTX 1070, то есть она существенно быстрее номинальной предшественницы GeForce GTX 1060. Впрочем, это можно было ожидать, поскольку у предшественницы используется 1.280 потоковых процессоров, а у новой GeForce GTX 1660 Ti их число увеличено до 1.536. Кроме того, потоковые процессоры архитектуры Turing были оптимизирована по сравнению с Pascal. Что касается Radeon RX 590 от AMD, выигрыш новинки NVIDIA составляет 10-15%. Впрочем, здесь опасность для GeForce GTX 1660 Ti находится в другом направлении. AMD снизила цены на Radeon RX Vega 56, видеокарту можно приобрести от €280 (в России цены пока составляют от 26.000 ₽).Так что в ближайшие недели Radeon RX Vega 56 и новая GeForce GTX 1660 Ti наверняка будут конкурировать по ценам. Видеокарта Radeon RX Vega 56 работает быстрее, но и потребляет больше энергии.
Разница по сравнению с GeForce RTX 2060 тоже невелика, отставание составляет между 10 и 15%. Так что если вы все же хотите насладиться функциями RTX и DLSS в разрешении 1080p, то стоит дважды подумать, выбрать GeForce GTX 1660 Ti или GeForce RTX 2060.
Пару слов стоит сказать об объеме памяти GeForce GTX 1660 Ti. 6 Гбайт в некоторых современных играх хватает впритык. В тех же Shadow of the Tomb Raider и Resident Evil 2 видеопамять полностью забита, также заметны и "узкие места", связанные с ее недостатком. Но NVIDIA со 192-битным интерфейсом особый выбор не предлагает (причина кроется в дизайне GPU), только шесть чипов по 32 бита каждый. Опять же, есть сценарии, в которых видеопамяти нынешнего поколения Turing все же маловато.
Также стоит упомянуть систему охлаждения ASUS ROG Strix GeForce GTX 1660 Ti. Мы тестировали видеокарту ASUS, которая является high-end вариантом GeForce GTX 1660 Ti. Что особенно видно по кулеру. Его длина составляет почти 300 мм, толщина - почти три слота. По объему кулер соответствует GeForce RTX 2080 (Ti). Соответственно, по температуре и уровню шума видеокарта показала себя хорошо. На нагрев GPU до температуры 56 °C, при которой вентиляторы начинают раскручиваться, уходит определенное время. Но максимальная температура составляет всего 58 °C, при этом вентиляторы работают на довольно низкой скорости. Поэтому и видеокарта демонстрирует низкий уровень шума.
Производительность видеокарты упирается в планку Power Limit, пусть даже ASUS подняла ее с 120 Вт до 130 Вт. В любом случае, энергопотребление остается очень низким. В режиме Gaming графический процессор штатно работает на 1.950 МГц. В режиме OC частота превышает планку 2.000 МГц.
В случае GeForce GTX 1660 Ti NVIDIA указала цену от 22.990 ₽. Но ASUS ROG Strix GeForce GTX 1660 Ti наверняка будет стоить намного дороже. Цена, как нам кажется, будет ближе к 30 тыс. рублей. Честно говоря, рекомендовать такую видеокарту сложно, поскольку самые бюджетные GeForce RTX 2060 можно приобрести дешевле - от 23.200 ₽. При этом будет возможность активировать эффекты RTX в играх, а также сглаживание DLSS. Конечно, за премиальное оснащение ASUS ROG Strix GeForce GTX 1660 Ti придется доплачивать. Если же вы не прочь сэкономить, то в ближайшие дни мы планируем протестировать менее дорогие варианты GeForce GTX 1660 Ti.
Одно можно сказать точно: с линейкой GeForce GTX 16 NVIDIA продолжает заменять видеокарты предыдущего поколения Pascal, и рано или поздно у покупателей не останется выбора, кроме как приобретать видеокарты Turing. Прирост производительности GeForce GTX 1660 Ti по сравнению с GeForce GTX 1060 можно назвать приличным, производительность примерно соответствует GeForce GTX 1070. Поскольку многие геймеры пропускают, по крайней мере, одно поколение GPU, то рассматривать апгрейд имеет смысл с видеокарт GeForce GTX 960. У нас под рукой нет свежих тестов этой видеокарты, но GeForce GTX 1660 Ti во многих случаях окажется в два раза быстрее модели Maxwell возрастом четыре года.
Преимущества ASUS ROG Strix GeForce GTX 1660 Ti:
- Более чем достаточная производительность для 1080p и 1440p
- Полупассивная система охлаждения
- Низкие температуры и уровень шума
- Низкое энергопотребление
Недостатки ASUS ROG Strix GeForce GTX 1660 Ti:
- Высокая цена
- 6 Гбайт видеопамяти достаточно не всегда