Страница 1: Тест и обзор: GeForce RTX 5090 Founders Edition от NVIDIA — многокадровая генерация впечатляет

hardwareluxx news newНаконец-то настал момент истины! После январского анонса на CES, подробностей о новой архитектуре Blackwell и представленных технологиях, сегодня мы готовы перейти к конкретным данным: бенчмаркам и тестам! Мы оценим, какие результаты демонстрирует GeForce RTX 5090 Founders Edition от NVIDIA. Основное внимание уделим приросту производительности по сравнению с предыдущими поколениями и сравнению с, пожалуй, единственным конкурентом — Radeon RX 7900 XTX. Кроме того, мы детально изучим такие новшества, как DLSS 4 с функцией Multi Frame Generation, ИИ-вычисления и многое другое.

Сегодня наш акцент исключительно на бенчмарки и тесты, так как остальная информация уже известна. Ключевые моменты мы уже рассмотрели по ссылкам:

NVIDIA продолжает развивать серию GeForce RTX 50, делая ставку на рендеринг с поддержкой ИИ и внедряя новые технологии. Компания обещает прирост производительности растеризации и DLSS в диапазоне +30%. Однако значительный скачок обеспечивает технология Multi Frame Generation, где к каждому рендеренному кадру добавляются два или три сгенерированных.

Главный вопрос: готовы ли геймеры отказаться от классического рендеринга? «Фальшивые кадры» стали почти ругательным выражением. Несмотря на критику первых попыток внедрения DLSS и эффектов трассировки лучей, технологии прошли долгий путь.

С одной стороны, игры вроде Indiana Jones and The Great Circle показывают, что трассировка лучей стала стандартом. Визуальное качество трассировки пути в Alan Wake 2 и Cyberpunk 2077 поражает. С другой стороны, создание подобных эффектов требует огромных вычислительных ресурсов, которые невозможно обеспечить без поддержки ИИ для апскейлинга и генерации кадров. Интересно, что трассировка лучей становится не только визуальным стандартом, но и упрощает задачу разработчиков. Теперь сцены освещения больше не требуют искусственных источников света, а для отражений не нужно прибегать к сложным ухищрениям.

NVIDIA в этом направлении не одинока. AMD планирует внедрить ИИ-компоненты в FSR 4 для апскейлинга и генерации кадров, а в XeSS от Intel это уже реализовано. Масштабирование и генерация кадров с ИИ станут неизбежными, ведь текущие архитектуры GPU неспособны обеспечить высочайшее качество изображения и рендеринг только через нативные методы.

Подписывайтесь на группу Hardwareluxx ВКонтакте и на наш канал в Telegram (@hardwareluxxrussia).

Сравнение GPU Blackwell

GB202 AD102GB203AD103GB205AD104
Техпроцесс TSMC 4N TSMC 4NTSMC 4NTSMC 4NTSMC 4NTSMC 4N
Площадь кристалла 750 мм² 608,3 мм²378 мм²378,6 мм²263 мм²294,5 мм²
Количество транзисторов 92,2 млрд. 76 млрд.45,6 млрд.45,9 млрд.31,1 млрд.35,8 млрд.
Плотность транзисторов 122,9 MTr/mm² 124,9 MTr/mm²120,6 MTr/mm²121,2 MTr/mm²118,3 MTr/mm²121,6 MTr/mm²

Особенно выделяется чип GB202, который стал значительно больше и находится на грани возможного для массового рынка. Основная проблема кроется в том, что NVIDIA продолжает использовать техпроцесс TSMC 4N. По сравнению с Ada Lovelace (серия GeForce RTX 40) уже нет преимущества оптимизации, которое могли бы обеспечить более передовые техпроцессы.

Почему NVIDIA не перешла на 3-нм техпроцесс? Причины, вероятно, экономические. Компания предпочла проверенные технологии, которые, однако, накладывают ограничения на дальнейшее масштабирование.

NVIDIA GeForce RTX 5090 Founders Edition

На этом этапе мы хотим сравнить GeForce RTX 5090 с ее предшественницами — GeForce RTX 4090 и GeForce RTX 3090:

Сравнение серии GeForce RTX XX90

GeForce RTX 5090 GeForce RTX 4090GeForce RTX 3090
GPU GB202
AD102GA102
Архитектура Blackwell Ada LovelaceAmpere
Число SM 170 12882
Число FP32 ALU 21.760
16.384
10.496
Базовая частота 2.010 МГц --
Частота Boost 2.410 МГц 2.520 МГц1.695 МГц
Кэш L1 21.760 кбайт 16.384 кбайт10.496 кбайт
L2 Cache96 MB 72 MB6 MB
Ширина шины памяти 512 бит 384 бит384 бит
Память GDDR7 (28 Gbps) GDDR6X (21 Gbps)
GDDR6X (19,5 Gbps)
Емкость памяти 32 GB 24 GB24 GB
Пропускная способность памяти 1.792 Гбайт/с
1.008 Гбайт/с936 GB/s
TGP 575 Вт 450 Вт350 Вт
Цена 2.329 евро 1.799 евро
1.599 евро

Наиболее заметное развитие наблюдается в увеличении количества потоковых процессоров: у GeForce RTX 5090 их более чем в два раза больше, чем у GeForce RTX 3090. В то же время прогресс в ширине интерфейса памяти или объеме памяти относительно невелик. Однако использование все более быстрых типов памяти, таких как GDDR7, позволило удвоить пропускную способность памяти.

Все подробности об архитектуре Blackwell и развитии вычислительных блоков доступны в отдельной статье.

Одним из самых интересных новшеств GeForce RTX 5090 Founders Edition стал переработанный дизайн системы охлаждения. NVIDIA удалось уменьшить ширину кулера с трех слотов до двух, несмотря на увеличение TDP с 450 до 575 Вт.

Различия особенно заметны при прямом сравнении. Хотя большинство современных ATX-корпусов обеспечивают достаточно места, удивительно, что новая GeForce RTX 5090 Founders Edition подойдет для формата SSF (Small Form Factor). Однако, по сравнению с GeForce RTX 3080 Founders Edition, новинка выглядит как настоящий гигант — она значительно увеличилась в размерах.

Ранее мы подробно изучали систему двойного воздушного потока Double Flow Through. Она позволяет направлять воздушные потоки через кулер линейно. Вентиляционные отверстия на передней и нижней частях кулера предотвращают рециркуляцию отработанного воздуха. В отличие от GeForce RTX 4090 Founders Edition, у новой версии больше нет выхода воздуха через слотовую заглушку.

Если взглянуть на стек ребер кулера сбоку, можно заметить, что края ребер имеют двумерную вогнутую форму. В области вентилятора присутствует небольшое углубление, тогда как на краях, где лопасти вращаются с максимальной скоростью, наблюдается небольшое возвышение. NVIDIA адаптировала глубину массива ребер к создаваемому вентилятором давлению воздуха, чтобы оптимизировать эффективность охлаждения.

Еще одно важное новшество: в GeForce RTX 5090 Founders Edition впервые используется жидкий металл для термопроводящего материала. Пока неизвестно, как это скажется на сроке службы видеокарты.

Подробное обсуждение дизайна и деталей видеокарты можно найти здесь.

Мы рекомендуем ознакомиться с нашим руководством по выбору видеокарты для разных бюджетов.