Страница 1: Тест и обзор: GeForce RTX 5090 Founders Edition от NVIDIA — многокадровая генерация впечатляет
Наконец-то настал момент истины! После январского анонса на CES, подробностей о новой архитектуре Blackwell и представленных технологиях, сегодня мы готовы перейти к конкретным данным: бенчмаркам и тестам! Мы оценим, какие результаты демонстрирует GeForce RTX 5090 Founders Edition от NVIDIA. Основное внимание уделим приросту производительности по сравнению с предыдущими поколениями и сравнению с, пожалуй, единственным конкурентом — Radeon RX 7900 XTX. Кроме того, мы детально изучим такие новшества, как DLSS 4 с функцией Multi Frame Generation, ИИ-вычисления и многое другое.
Сегодня наш акцент исключительно на бенчмарки и тесты, так как остальная информация уже известна. Ключевые моменты мы уже рассмотрели по ссылкам:
- Анонс на CES
- Детали ультракомпактной печатной платы
- Теоретическая часть о Blackwell, DLSS 4 и Multi Frame Generation, а также дизайн системы охлаждения
NVIDIA продолжает развивать серию GeForce RTX 50, делая ставку на рендеринг с поддержкой ИИ и внедряя новые технологии. Компания обещает прирост производительности растеризации и DLSS в диапазоне +30%. Однако значительный скачок обеспечивает технология Multi Frame Generation, где к каждому рендеренному кадру добавляются два или три сгенерированных.
Главный вопрос: готовы ли геймеры отказаться от классического рендеринга? «Фальшивые кадры» стали почти ругательным выражением. Несмотря на критику первых попыток внедрения DLSS и эффектов трассировки лучей, технологии прошли долгий путь.
С одной стороны, игры вроде Indiana Jones and The Great Circle показывают, что трассировка лучей стала стандартом. Визуальное качество трассировки пути в Alan Wake 2 и Cyberpunk 2077 поражает. С другой стороны, создание подобных эффектов требует огромных вычислительных ресурсов, которые невозможно обеспечить без поддержки ИИ для апскейлинга и генерации кадров. Интересно, что трассировка лучей становится не только визуальным стандартом, но и упрощает задачу разработчиков. Теперь сцены освещения больше не требуют искусственных источников света, а для отражений не нужно прибегать к сложным ухищрениям.
NVIDIA в этом направлении не одинока. AMD планирует внедрить ИИ-компоненты в FSR 4 для апскейлинга и генерации кадров, а в XeSS от Intel это уже реализовано. Масштабирование и генерация кадров с ИИ станут неизбежными, ведь текущие архитектуры GPU неспособны обеспечить высочайшее качество изображения и рендеринг только через нативные методы.
Подписывайтесь на группу Hardwareluxx ВКонтакте и на наш канал в Telegram (@hardwareluxxrussia).
GB202 | AD102 | GB203 | AD103 | GB205 | AD104 | |
Техпроцесс | TSMC 4N | TSMC 4N | TSMC 4N | TSMC 4N | TSMC 4N | TSMC 4N |
Площадь кристалла | 750 мм² | 608,3 мм² | 378 мм² | 378,6 мм² | 263 мм² | 294,5 мм² |
Количество транзисторов | 92,2 млрд. | 76 млрд. | 45,6 млрд. | 45,9 млрд. | 31,1 млрд. | 35,8 млрд. |
Плотность транзисторов | 122,9 MTr/mm² | 124,9 MTr/mm² | 120,6 MTr/mm² | 121,2 MTr/mm² | 118,3 MTr/mm² | 121,6 MTr/mm² |
Особенно выделяется чип GB202, который стал значительно больше и находится на грани возможного для массового рынка. Основная проблема кроется в том, что NVIDIA продолжает использовать техпроцесс TSMC 4N. По сравнению с Ada Lovelace (серия GeForce RTX 40) уже нет преимущества оптимизации, которое могли бы обеспечить более передовые техпроцессы.
Почему NVIDIA не перешла на 3-нм техпроцесс? Причины, вероятно, экономические. Компания предпочла проверенные технологии, которые, однако, накладывают ограничения на дальнейшее масштабирование.
NVIDIA GeForce RTX 5090 Founders Edition
На этом этапе мы хотим сравнить GeForce RTX 5090 с ее предшественницами — GeForce RTX 4090 и GeForce RTX 3090:
GeForce RTX 5090 | GeForce RTX 4090 | GeForce RTX 3090 | |
GPU | GB202 | AD102 | GA102 |
Архитектура | Blackwell | Ada Lovelace | Ampere |
Число SM | 170 | 128 | 82 |
Число FP32 ALU | 21.760 | 16.384 | 10.496 |
Базовая частота | 2.010 МГц | - | - |
Частота Boost | 2.410 МГц | 2.520 МГц | 1.695 МГц |
Кэш L1 | 21.760 кбайт | 16.384 кбайт | 10.496 кбайт |
L2 Cache | 96 MB | 72 MB | 6 MB |
Ширина шины памяти | 512 бит | 384 бит | 384 бит |
Память | GDDR7 (28 Gbps) | GDDR6X (21 Gbps) | GDDR6X (19,5 Gbps) |
Емкость памяти | 32 GB | 24 GB | 24 GB |
Пропускная способность памяти | 1.792 Гбайт/с | 1.008 Гбайт/с | 936 GB/s |
TGP | 575 Вт | 450 Вт | 350 Вт |
Цена | 2.329 евро | 1.799 евро | 1.599 евро |
Наиболее заметное развитие наблюдается в увеличении количества потоковых процессоров: у GeForce RTX 5090 их более чем в два раза больше, чем у GeForce RTX 3090. В то же время прогресс в ширине интерфейса памяти или объеме памяти относительно невелик. Однако использование все более быстрых типов памяти, таких как GDDR7, позволило удвоить пропускную способность памяти.
Все подробности об архитектуре Blackwell и развитии вычислительных блоков доступны в отдельной статье.
Одним из самых интересных новшеств GeForce RTX 5090 Founders Edition стал переработанный дизайн системы охлаждения. NVIDIA удалось уменьшить ширину кулера с трех слотов до двух, несмотря на увеличение TDP с 450 до 575 Вт.
Различия особенно заметны при прямом сравнении. Хотя большинство современных ATX-корпусов обеспечивают достаточно места, удивительно, что новая GeForce RTX 5090 Founders Edition подойдет для формата SSF (Small Form Factor). Однако, по сравнению с GeForce RTX 3080 Founders Edition, новинка выглядит как настоящий гигант — она значительно увеличилась в размерах.
Ранее мы подробно изучали систему двойного воздушного потока Double Flow Through. Она позволяет направлять воздушные потоки через кулер линейно. Вентиляционные отверстия на передней и нижней частях кулера предотвращают рециркуляцию отработанного воздуха. В отличие от GeForce RTX 4090 Founders Edition, у новой версии больше нет выхода воздуха через слотовую заглушку.
Если взглянуть на стек ребер кулера сбоку, можно заметить, что края ребер имеют двумерную вогнутую форму. В области вентилятора присутствует небольшое углубление, тогда как на краях, где лопасти вращаются с максимальной скоростью, наблюдается небольшое возвышение. NVIDIA адаптировала глубину массива ребер к создаваемому вентилятором давлению воздуха, чтобы оптимизировать эффективность охлаждения.
Еще одно важное новшество: в GeForce RTX 5090 Founders Edition впервые используется жидкий металл для термопроводящего материала. Пока неизвестно, как это скажется на сроке службы видеокарты.
Подробное обсуждение дизайна и деталей видеокарты можно найти здесь.
Мы рекомендуем ознакомиться с нашим руководством по выбору видеокарты для разных бюджетов.