Страница 6: Масштабирование DDR5

Один из важных факторов при переходе на новую платформу AM5 – память DDR5. В принципе, новшеством ее назвать сложно, поскольку на настольных платформах эта память используется уже девять месяцев. Когда процессоры Alder Lake только вышли, память DDR5 сложно было найти в рознице, стоила она очень дорого. Но ситуация с ценами и доступностью значительно улучшилась. В продаже можно легко найти комплекты на 6.000 MT/s от 10.200 ₽ за 16-Гбайт модуль и даже более скоростные DIMM.

Для тестирования процессоров Ryzen 7000 в нашем распоряжении были два комплекта. А именно Corsair Dominator Platinum RGB DDR5-6000 CL30-36-36-76 (SK Hynix M-Die) и G.Skill Trident Z5 Neo DDR5-6000 CL30-38-38-96. Оба снабжены новыми профилями EXPO, что позволяет на платформе AM5 быстро выставить нужные настройки.

AMD для EXPO предлагает бесплатное лицензирование, поэтому производителям памяти не требуется ничего отчислять. Конечно, комплекты памяти XMP тоже будут работать с процессорами AMD, но пока нет ясности, можно ли будет загружать профили XMP на материнских платах AM5 и профили EXPO на платформе Intel.

По крайней мере, Gigabyte анонсировала, что память с профилями EXPO будет работать на материнских платах с чипсетами Z690 и B660. Также профили XMP должны поддерживаться на новых материнских платах AM5 после старта платформы. Gigabyte предложит соответствующие обновления BIOS для материнских плат на чипсетах Z690 и B660. Конечно, с точки зрения пользователя взаимная совместимость EXPO и XMP 3.0 весьма желательна. AMD и Intel здесь вряд ли будут сотрудничать, но производитель материнской платы может добавить данную функцию.

Среди прочего, Corsair, G.Skill, Teamgroup и другие производители представили память EXPO. Мы уже получили первые комплекты и проверим их работу на системах Intel. Цель заключается в том, чтобы оценить возможность распознавания профилей EXPO.

В тестах на платформе AMD мы не столкнулись с какими-либо проблемами памяти EXPO. AMD довольно строго регламентирует характеристики модулей. Производители должны опубликовать полный список основных характеристик, в том числе все тайминги и установленные компоненты. Производители должны протестировать комплект на стабильность, а также указать, на каком "железе" выполнялись тесты.

Разгон памяти стал еще проще

До сих пор рекомендовалось соблюдать синхронность частот процессоров Ryzen. То есть соотношение 1:1:1 для MCLK = UCLK = FCLK, что позволяло добиться высокой производительности. Частота UCLK соответствует контроллеру памяти, то есть с какой скоростью он может отправлять или принимать команды в память. FCLK – частота Infinity Fabric. Данный интерконнект отвечает за связь между CCD и IOD.

С процессорами Ryzen можно было выставить, например, частоту DDR4-3733, при которой внутренние делители работали 1:1:1 (MCLK = UCLK = FCLK = 1.866 МГц). Но более высокие частоты могули привести к потере синхронной работы. С процессорами Ryzen 7000 подобное соотношение 1:1:1 осталось в прошлом.

Новая спецификация "Auto:1" подразумевает, что частота Infinity Fabric (FCLK) выставляется в автоматическом режиме, а контроллер памяти (UCLK) будет работать на той же частоте, что и сама память (MCLK). Новым оптимумом становится DDR5-6000, мы провели тесты и с этим режимом. То есть процессоры Ryzen 9 7950X и Ryzen 7 7700X мы тестировали не только в штатном режиме DDR5-5200, но и с памятью DDR5-6000. Ниже мы проведем тесты масштабирования памяти.

Тесты памяти

Начнем с синтетических тестов памяти. Мы проводили тесты с процессорами Ryzen 7000 без отметки с памятью DDR5-5200, а для Core i9-12900K выставляли режим DDR5-4800. Затем мы переходили на DDR5-6000 во всех случаях.

AIDA64

Пропускная способность чтения

MB/s
Больше - лучше

AIDA64

Пропускная способность записи

MB/s
Больше - лучше

AIDA64

Копирование данных

MB/s
Больше - лучше

AIDA64

Задержки памяти

в нс
Меньше - лучше

Y-Chruncher

nT (500M)

Секунды
Меньше - лучше

7-Zip

Итого

MIPS
Больше - лучше

Как и можно было ожидать, перевод памяти на частоту 6.000 MT/s положительно сказался на пропускной способности. Ryzen 7 7700X приходится бороться с тем, что пропускная способность чтения чуть меньше из-за подключения CCD к IOD. Но хорошо видно, что память DDR5-5200 будет сдерживать потенциал производительности новых процессоров.

И еще несколько игр:

Control - 1.280 x 720 пикселей

High (RT: High)

187.6 XX


126.9 XX
185.9 XX


123.9 XX
178.6 XX


109.1 XX
170.3 XX


102.8 XX
164.0 XX


74.4 XX
161.5 XX


99.8 XX
160.7 XX


101.6 XX
160.4 XX


103.1 XX
149.6 XX


100.7 XX
FPS
Больше - лучше

DOOM Eternal - 1.280 x 720 пикселей

High (RT: средние)

380.5 XX


277.0 XX
379.2 XX


263.2 XX
378.2 XX


276.5 XX
377.7 XX


260.5 XX
377.4 XX


269.6 XX
376.7 XX


262.3 XX
375.5 XX


281.1 XX
374.6 XX


248.2 XX
365.9 XX


273.1 XX
FPS
Больше - лучше

F1 22 - 1.280 x 720 пикселей

Ultra (RT: да)

217.8 XX


125.1 XX
215.8 XX


125.5 XX
210.8 XX


121.9 XX
203.3 XX


122.5 XX
188.9 XX


107.4 XX
185.1 XX


113.0 XX
181.5 XX


109.1 XX
178.7 XX


108.4 XX
176.7 XX


102.8 XX
FPS
Больше - лучше

Marvel's Spider-Man Remastered - 1.920 x 1.080 пикселей

Ultrahigh (RT: да)

106.8 XX


74.2 XX
103.9 XX


73.6 XX
100.7 XX


77.5 XX
99.5 XX


69.8 XX
95.3 XX


71.9 XX
FPS
Больше - лучше

The Riftbreaker - 1.920 x 1.080 пикселей

Standard (RT: нет)

188.3 XX


122.9 XX
174.7 XX


109.8 XX
173.4 XX


115.1 XX
172.9 XX


116.2 XX
172.5 XX


110.6 XX
169.6 XX


105.6 XX
152.0 XX


91.6 XX
151.4 XX


95.0 XX
146.8 XX


94.0 XX
FPS
Больше - лучше

Cyberpunk 2077 - 1.920 x 1.080 пикселей

High (RT: High)

122.4 XX


84.2 XX
119.5 XX


80.7 XX
117.5 XX


84.6 XX
114.6 XX


75.4 XX
104.5 XX


71.8 XX
FPS
Больше - лучше

A Total War Saga: TROY - 1.280 x 720 пикселей

Ultra (RT: нет)

266.4 XX


152.1 XX
266.1 XX


160.4 XX
265.9 XX


148.3 XX
265.0 XX


162.6 XX
244.9 XX


136.3 XX
240.4 XX


152.7 XX
238.2 XX


135.3 XX
234.7 XX


131.7 XX
231.6 XX


133.1 XX
FPS
Больше - лучше

Процессор Core i9-12900K и два новых Ryzen выигрывают от более быстрой памяти. Конечно, многое зависит от игры и настроек, но прирост производительности fps составляет 10-15%, если игра не упирается в ограничения GPU.