Тест и обзор: домашняя трансляция Steam на ZOTAC ZBOX nano

Опубликовано:

steamХотите играть в современные игры, такие как Tomb Raider, Assassins Creed, Crysis 3 или Watch_Dogs на большом телевизоре в гостиной комнате с дивана? Раньше такое было возможно только с современной игровой приставкой или мощным игровым ПК, подключенным к ТВ. Но благодаря новой функции "Домашняя трансляция" или In-Home Streaming в Steam, которая появилась в мае, вы можете легко использовать для этой цели дешёвый HTPC или даже ноутбук. Игра передаётся в гостиную комнату по домашней сети с мощного игрового компьютера, который может стоять где угодно в квартире. В нашей статье мы покажем, как технология работает на практике.

Сражение между геймерами на ПК и приставках переходит на новый уровень. Если геймеры на ПК указывают графическое превосходство платформы, то фанаты консолей вновь выставляют аргументы комфортной игры с дивана и отсутствие длительной процедуры установки. Впрочем, последнее сегодня уже перестало быть верным. Современные игры на приставках обычно занимают часть пространства на жёстком диске.

По графике ПК по-прежнему находится в лидерах, поскольку даже самое новое поколение приставок Sony PlayStation 4 и Microsoft Xbox One не способно справиться с новыми играми в разрешении 1080p на телевизоре. В частности, приставка Microsoft для плавной частоты кадров ограничивает многие игры разрешением 900p или даже 720p. С помощью новой технологии домашней трансляции Steam создатели Half-Life планируют устранить второе преимущество игровых приставок.

Valve переходит на Steam OS, Steam Controller и грядущие Steam Machine в ближайшие недели и месяцы, всё больше проникая в гостиную комнату. Компания желает, чтобы будущая платформа занимала почетное место рядом с игровыми приставками, не устраняя их полностью.

Конечно, в данном случае никуда не деть тот аргумент, что для трансляции вам потребуется (дорогой) игровой компьютер, а также сами игры. Разумную игровую сборку вы можете приобрести по цене от 23 тыс. рублей без монитора (пример сборки на cheklab.ru), а за мини-ПК ZOTAC ZBOX CI320 nano Plus придётся выложить от 11,3 тыс. рублей в России или 230 евро Европе. Добавьте к этому необходимость использования сети с мощным маршрутизатором, который обойдётся ещё около 3 тыс. рублей. Для сравнения, Xbox One обойдётся от 380 евро (от 15,3 тыс. рублей в России), а PlayStation 4 – от 375 евро (от 15,5 тыс. рублей в России).

Ниже мы рассмотрим, как домашняя трансляция Steam покажет себя на практике.


Принцип работы домашней трансляции Steam довольно прост. Мощный игровой компьютер обеспечивает рендеринг игры, кодирует поток аудио и видео, а также обрабатывает входящие команды. А менее мощным системам придётся выполнять только декодирование потока и передавать команды с мыши или геймпада и клавиатуры на игровой ПК. Поток может передаваться через проводной Ethernet или по беспроводной сети, он кодируется кодеками H.264 и Ogg Vorbis. Звуковой поток передаётся на клиента только в стерео, а на игровом ПК звук глушится. Насладиться многоканальным звуком на диване, к сожалению, не получится. Обе системы должны быть подключены к одной сети.

steam in home streaming praxis-06
Принцип работы Steam In-Home Streaming.

Конечно, игровому компьютеру придётся не только выводить игру в нужном разрешении, с нужным качеством картинки и частотой кадров, но и своевременно кодировать поток видео. По этой причине Valve в минимальных требованиях называет, как минимум, 4-ядерный процессор. Для клиентской системы требования существенно ниже. Её требуется только декодировать поток H.264 и справляться с передачей команд управления. Многие современные видеокарты, а также интегрированные графические процессоры в CPU Intel и APU AMD, оснащены аппаратным блоком декодирования, что позволяет выполнять эту задачу без снижения производительности. Домашняя трансляция поддерживает блок Video Codec Engine (VCE) от AMD, Intel Quick Sync или NVIDIA NVENC. Если аппаратного декодера нет, то CPU придётся полностью взять декодирование на себя, что может привести к снижению производительности.

Сеть должна поддерживать пропускную способность не ниже 100 Мбит/с. На игровом ПК поддерживаются только операционные системы Windows Vista, Windows 7, Windows 8 и последняя Windows 8.1. Другие системы, подобные Linux или Mac OS X, для host-системы на данный момент не подходят. Но, вероятно, их можно использовать в качестве клиента, который сможет получать трансляцию игры. В будущем разработчики обещают добавить и другие платформы на игровом компьютере. Valve на данный момент активно занимается разработкой технологии. Теоретически клиентская система может выводить картинку в том же или меньшем разрешении, что и на игровом ПК. Но поскольку большинство телевизоров поддерживают Full-HD, то выбирать более высокое разрешение вряд ли имеет смысл. Также не стоит забывать, что меньшее разрешение приводит к значительному снижению трафика.

Домашняя трансляция Steam не ограничивается играми с платформы распространения Valve. В теории, если постараться, то можно вывести в поток любую игру. Устанавливать игру требуется только на игровой компьютер. Если игра установлена на обе системы, то пользователь сможет выбирать, запускать её в потоке или просто запустить локально. Конечно, Steam должна быть установлена на обе системы.


Чтобы стриминг работал плавно, мы использовали в качестве игрового ПК нашу тестовую систему для видеокарт. Она оснащена процессором Intel Core i7-3960X, разогнанным до 3,9 ГГц для шести ядер. Для 3D-игр мы выбрали слегка разогнанную AMD Radeon HD 7970. Конечно, эта видеокарта не самая быстрая, но для наших целей ей вполне достаточно. Она оснащена 8 Гбайт памяти DDR3 на частоте 1600 МГц с задержками 9-9-9-24. Операционная система была установлена на скоростной 60-Гбайт SSD от ADATA, но большинство игр мы устанавливали на старый жёсткий диск, который подключался через SATA. В качестве операционной системы мы использовали 64-битную Windows 8 Professional.

Аппаратная конфигурация игрового ПК
 Модель
Процессор Intel Core i7-3960X @ 3,9 ГГц
Материнская плата ASUS P9X79 Deluxe
Видеокарта AMD Radeon HD 7970, 3 GB VRAM
Оперативная память ADATA XPG Gaming Series Low Voltag 4x 2 GB PC3-12800U CL 9-9-9-24
Накопитель ADATA S510 SSD 60 GB
Блок питания Seasonic Platinum Series 1000 Вт
Операционная система Windows 8 Pro 64 Bit

В качестве клиентской системы мы взяли ZOTAC ZBOX из последнего обзора. ZOTAC ZBOX CI320 nano опирается на маломощную SoC с архитектурой "SilverMont". Сам по себе этот мини-ПК справится только со старыми играми и офисными приложениями. Процессор Intel Celeron N2930 опирается на четыре ядра с тактовой частотой до 2,16 ГГц. Дискретную видеокарту неттоп не использует, 3D-ускорителем выступает интегрированное графическое ядро HD Graphics. Для нашего теста мы увеличили объём оперативной памяти. Она по-прежнему работает на 1333 МГц, но ёмкость составляет 8.192 Мбайт. Операционную систему Windows 8.1 мы установили на 64-Гбайт SSD, на него же мы установили и Steam, но без игровой библиотеки. Все игры устанавливались на игровой ПК на жёсткий диск. Благодаря поддержке QuickSync клиентская система отлично подходила для наших нужд.

ZOTAC ZBOX CI320 nano в версии Plus обойдётся от 11,3 тыс. рублей в России или 230 евро в Европе. Версия barebone без памяти и накопителя стоит дешевле – от 7,1 тыс. рублей в России или 130 евро в Европе.

Аппаратное обеспечение клиентской системы
 Модель
Процессор Intel Celeron N2930, 4x 2,16 ГГц
Материнская плата ZOTAC
Видеокарта Intel HD Graphics
Оперативная память G.Skill 8.192 MB DDR3-1333 CL9-9-9-24
Накопитель Foresse-SSD 64 GB
Блок питания ZOTAC
Операционная система Windows 8.1 N 64 Bit

{jphoto image=60407}

Мы использовали маршрутизатор ASUS RT-N660U. Он поддерживает два диапазона 2,4 или 5,0 ГГц, а также даёт скорость Wi-Fi до 450 Мбит/с. Порты LAN у маршрутизатора поддерживают скорость 1 Гбит/с. В Европе маршрутизатор ASUS обойдётся от 109 евро.

asus rtn660u k
ASUS RT-660N обеспечивает достаточную производительность сети для стриминга

Возможности настройки

После подготовки конфигурации для домашней трансляции Steam, можно приступать к стримингу игр, которыми вы будете наслаждаться с дивана в гостиной комнате. Настроек не так много. Steam автоматически определит, когда одна и та же учетная запись зайдет в двух системах одной сети, после чего автоматически подключится домашняя трансляция. Но для поиска других систем Steam порт 27036 должен быть открытым. Брандмауэр этот порт блокировать не должен, иначе соединение домашней трансляции не будет активировано. Затем вы можете устанавливать на игровой компьютер игру, после чего на клиентской системе в библиотеке игр достаточно будет выбрать её запуск через домашнюю трансляцию.

Но в настройки заглянуть стоит. Низкая скорость сети будет ограничивать не только пропускную способность, но и разрешение. Его можно оставить на уровне настольного ПК или выбрать 1080p, 720p и 480p. В настройках лучше включить аппаратное декодирование, что в нашем случае было просто необходимо, поскольку производительность маломощного Intel Celeron N2930 и так невелика, а она будет расходоваться ещё и на декодирование. В настройках можно посмотреть информацию о производительности. Во время игры Steam будет выводить обновляемую информацию о потоке, пропускной способности и задержках.

steam in home streaming praxis-09
Хотя домашняя трансляция будет работать и без дополнительных настроек, в меню опций всё же стоит взглянуть

В расширенных настройках источника можно активировать аппаратное кодирование и выставить приоритет сетевого трафика. Другие настройки, в том числе порт по умолчанию, который Steam использует для поиска систем в сети, изменить на данный момент нельзя.

steam in home streaming praxis-08
В настройках можно выставить параметры клиентской системы и игрового ПК

Добавление игр не-Steam

Домашняя трансляция работает не только с играми, которые вы купили или активировали через Steam. Поддерживаются игры Origin, Uplay или другие игры на host-системе. Но сначала их необходимо добавить в библиотеку Steam. Для этого нужно перейти в библиотеку Steam, после чего нажать снизу "Добавить игру". После чего будет выведен список установленных игр и приложений. Если нужной игры в списке нет, то можно добавить её вручную, указав путь к исполняемому файлу exe.

steam in home streaming praxis-20
Даже сторонние игры можно запускать через домашнюю трансляцию Steam, но сначала их необходимо добавить в библиотеку Steam.

Но на практике с некоторыми играми Steam нам пришлось столкнуться со странными проблемами, особенно если они запускаются через собственный лаунчер. Но об этом мы подробнее расскажем на следующей странице. Если игра установлена на host-компьютер и на клиентскую систему, то в клиенте можно выбрать, как её запускать: локально или через трансляцию.


Когда игр запускается на клиентской системе через трансляцию, она запускается и на host-компьютере в полноэкранном режиме. Так что игровой компьютер во время трансляции вряд ли сможет кто-либо использовать, поскольку всё содержимое экрана передаётся на клиентскую систему. Она же передаёт информацию управления на игровой ПК. Если дети в семье спорят по поводу того, кто в данный момент может пользоваться игровым ПК, то могут возникнуть проблемы. Младшему браду ничего не стоит подвигать за игровым ПК мышь, чтобы испортить прохождение игры.

Игры можно запускать и из режима "Big Picture" в Steam. Там же можно посмотреть, в какие игры можно играть на геймпаде. Но только при выборе игры можно посмотреть, установлена ли она на host-систему. В режиме "Библиотека" всё несколько иначе. Здесь все не установленные игры просто отмечены серым. Через клиент можно запустить скачивание и установку игры на host-системе, но каждую игру после установки следует первоначально запустить один раз на host-системе, чтобы позднее трансляция работала корректно. Надо, чтобы игра подготовила все необходимые библиотеки на host-ПК для своего запуска.

steam in home streaming praxis-13
Вы можете выводить в режиме стриминга даже сторонние игры для Steam (пример: Watch_Dogs от Uplay).

Технология домашней трансляции теоретически работает с любой игрой, но её всё же рекомендуется использовать с играми Steam. Мы смогли легко запустить Watch_Dogs или Assassin's Creed 4 через Uplay, но Battlefield 4 от Origin на клиентской системе так и не стартовала. Игры, которые используют свой лаунчер, к ним как раз относится Battlefield 4, требуют либо ввода дополнительной информации на host-системе, или просто не работают. То же самое касается игр, которые не заходят автоматически в нужные сервисы. В наших тестах хорошо работали следующие игры: BioShock: Infinite, Company of Heroes 2, DiRt 3, The Elder Scrolls V: Skyrim, Grid 2, Metro: Last Light, Assassins Creed 4, Watch_Dogs и Wolfenstein: The New Order.

В целом, очень многое зависит от используемого разрешения. Из-за крупного дисплея, подключенного к нашей видеокарте, тестовая система может теоретически выводить в стриминге на телевизор разрешение 2.560 x 1.600 пикселей. Но для быстрой передачи данных и низких задержек рекомендуется понизить разрешение, а для улучшения качества – включить режимы AA и AF. В случае проводной гигабитной сети задержки составляли меньше десяти миллисекунд, но через WLAN задержки существенно выше. Они могут раздражать в шутерах и гонках. Часто начинаешь слетать с трассы, поскольку слишком долго нажимал влево или просто не успел нажать нужную кнопку вовремя.

Кроме того, при беспроводной передаче возникают некоторые артефакты и дефекты изображения, также и поток несколько ниже по сравнению с проводными системами. Если вы хотите улучшить задержки при передаче через Wi-Fi, то лучше снизить разрешение, например, с 1080p до 720p. В таком случае, конечно, качество картинки тоже существенно уменьшится. Кроме того, возможно, имеет смысл снизить частоту кадров. По умолчанию частота кадров домашней трансляции составляет 60 fps. Но в некоторые игры можно играть без особых проблем и с частотой кадров 30 fps. В общем, здесь открывается большое поле для экспериментов.

Кроме того, беспроводные сети в диапазоне 2,4 ГГц обычно довольно сильно загружены, поэтому на качество связи влияют помехи соседних сетей. Valve рекомендует перейти на менее загруженный диапазон 5,0 ГГц. В среднем, мы получали задержку беспроводной связи 40-50 мс, если верить оверлею Steam, который можно вызвать клавишей F6. Он обеспечивает дополнительную информацию о скорости передачи, потоке и возникающих ошибках.

steam in home streaming praxis-12
При связи через WLAN всегда возникают небольшие выпадения, поскольку задержки намного выше

Но host-система и клиентский компьютер всё же должны быть достаточно мощными, чтобы технология домашней трансляции работала без нареканий. В игре Plants vs. Zombies: Garden Warfare мы постоянно получали сообщение "медленное декодирование", геймплей сопровождался раздражающими рывками. На старых видеокартах в host-системе, подобных Radeon HD 4890, которые относились к классу high-end лет пять назад, технология домашней трансляции часто выводила сообщение "медленное кодирование".

Наконец, следует отметить, что технология домашней трансляции работает в целом очень хорошо, и даже в гонках, несмотря на большие задержки беспроводной сети, вы получите немало удовольствия. Но лучше всего стриминг подходит для ролевых игр и стратегий. Всё же создатели Half Life поработали на славу. Будем надеяться, что третья версия игры будет отлично идти через домашнюю трансляцию.


С технологией домашней трансляции Steam (In-Home Streaming) Valve сделала крупный шаг в направлении гостиной комнаты и подготовила основу для дорогих и мощных систем Steam Machine, которые ожидаются в 2015 году. Но уже сегодня геймеры ПК получили в свои руки отличный инструмент. Чтобы играть с дивана им уже не требуется приобретать дорогой и мощный второй игровой компьютер. Мы использовали мини-ПК ZOTAC ZBOX CI320 nano, который благодаря аппаратному декодеру отлично подошёл для нашей задачи. В barebone-версии он обойдётся по цене от 130 евро в Европе или от 7,1 тыс. рублей в России. Если вы хотите приобрести версию Plus с предустановленным 64-Гбайт SSD и 2.048 Мбайт памяти DDR3, то придётся заплатить от 230 евро в Европе или от 11,3 тыс. рублей в России.

Использовать домашнюю трансляцию Steam очень легко: достаточно установить Steam на клиентский компьютер, войти под той же учетной записью, после чего запустить игру через клиент Steam. И на этом всё! Других настроек вносить не потребуется, хотя следует проверить, чтобы аппаратное кодирование и декодирование были включены, а также выставлены приоритеты сетевым пакетам. Стриминг работает и через беспроводную сеть, хотя задержки в этом случае чуть выше, возникают выпадения пакетов, причём даже на high-end маршрутизаторе со скоростью работы до 450 Мбит/с. Иногда в шутерах и гонках эти задержки становятся заметны. Но в ролевых играх и стратегиях положение намного лучше.

{jphoto image=61231}

Весьма интересно, что в игры под Windows теперь можно играть на компьютерах Mac OS X или Linux, а также выполнять стриминг сторонних для Steam игр. Но это работает только в том случае, если у игры нет отдельного лончера, она автоматически заходит в учетную запись. Иначе на host-системе придётся дополнительно вводить информацию для старта игры, либо игра может не заработать совсем.

С помощью домашней трансляции вы можете переносить игру с мощного ПК практически в том же качестве на менее мощную систему, на которой можно комфортно играть, например, с дивана. Стриминг через Wi-Fi работает не так хорошо, но игра сможет доставить несколько приятных минут и часов. Мы рекомендуем попробовать новую технологию.