Тест и обзор: драйвер AMD Catalyst Omega с функцией даунсемплинга VSR

Опубликовано:

AMD Gaming EvolvedПо разработке драйверов NVIDIA сегодня немного обгоняет AMD. Связано это и с новыми функциями двух самых быстрых видеокарт Maxwell (DSR и MFAA), и с тем фактом, что NVIDIA ко дню появления новой игры выпускает драйверы с оптимизацией по производительности. Впрочем, насколько всё это полезно для обычного пользователя – вопрос открытый. В любом случае, AMD решила активизировать разработку своих драйверов Catalyst. Что как раз и вылилось в нынешнее объявление драйвера AMD Catalyst Omega. В нашей статье мы более внимательно рассмотрим новые функции и технологии.

В конце лета и осенью AMD провела опросы пользователей и журналистов в рамках своей программы обратных отзывов. Цель заключалась в том, чтобы сделать драйверы лучше. И это касается не только поиска и исправления ошибок, но и новых функций, которые раньше были возможны только с помощью сторонних утилит или модификаций драйвера.

AMD Catalyst Omega
AMD Catalyst Omega

Драйвер AMD Catalyst Omega обеспечивает исправление многих ошибок, улучшение функциональности и производительности. Данная специальная версия ("Special Edition") драйвера не будет обновляться в будущем, но улучшения будут постепенно вноситься в стандартные драйверы Catalyst.

AMD Catalyst Omega
AMD Catalyst Omega

В частности, AMD добавила более 20 новых функций. Кроме прироста производительности на многих GPU до 19 процентов, мы получили увеличение производительности на APU до 29 процентов. Исправление ошибок тоже немаловажно, хотя они касались довольно ограниченного числа сценариев.


Первые новые функции Catalyst Omega: Virtual Super Resolution или VSR.

AMD Catalyst Omega
AMD Catalyst Omega

Как и NVIDIA с функцией DSR (Dynamic Super Resolution, динамическое суперразрешение) ранее, AMD представила возможность даунсемплинга напрямую в драйвере. Ничего принципиально нового в технологии даунсемплинга нет. Программа или игра выполняет рендеринг картинки не в "родном" разрешении экрана (скажем, 1.920 x 1.080 пикселей), а в более высоком 3.840 x 2.160 пикселей, после чего оно масштабируется "вниз". VSR доступно и для конфигураций с одним GPU, и для систем multi-GPU. Поддерживаются следующие видеокарты: AMD Radeon R9 295X2, R9 290X, R9 290 и R9 285.

AMD Catalyst Omega
AMD Catalyst Omega

VSR активируется в драйверах Catalyst. Здесь VSR присутствует в настройках монитора, опцию достаточно включить. Уже в игре вы сможете выбирать более высокие разрешения, чем обеспечивает монитор в "родном" режиме. Поддерживаются следующие комбинаций "родных" разрешений и VSR:

Возможные разрешения VSR
"Родное" разрешение дисплея Доступные режимы VSR
1.920 x 1.080 @ 60 Hz 2.560 x 1.440 @ 60 Hz
3.200 x 1.800 @ 60 Hz
3.840 x 2.160 @ 60 Hz (только R9 285)
1.920 x 1.200 @ 60 Hz 2.048 x 1.535 @ 60 Hz
2.560 x 1.600 @ 60 Hz
3.840 x 2.400 @ 60 Hz (только R9 285)
2.560 x 1.440 @ 60 Hz 3.200 x 1.800 @ 60 Hz
1.920 x 1.080 @ 120 Hz 1.920 x 1.200 @ 120 Hz
2.048 x 1.536 @ 120 Hz

VSR работает во всех играх и приложениях, позволяющих менять разрешение. Обратите внимание, что в неоптимизированных приложениях все элементы интерфейса будут выводиться меньше. Почему в некоторых случаях более высокое разрешение поддерживается только на Radeon R9 285, осталось для нас загадкой.

AMD Catalyst Omega
AMD Catalyst Omega

В нынешней версии Catalyst Omega VSR включается в соответствующем пункте меню. После чего в играх вы можете выбрать более высокие разрешения.

Конечно, мы провели несколько тестов с активацией VSR.

Battlefield 4

Режимы VSR с 1xAA и 1xAF

Кадры в секунду
Больше - лучше

Crysis 3

Режимы VSR с 1xAA и 1xAF

Кадры в секунду
Больше - лучше

Tomb Raider

Режимы VSR с 1xAA и 1xAF

Кадры в секунду
Больше - лучше

Как и можно было ожидать, увеличение разрешения приводит к снижению производительности, но мы получаем вполне стандартное масштабирование при повышении разрешения. Что интересно, AMD не предоставляет отдельной опции фильтрации и не даёт возможности пользователю влиять на качество картинки после масштабирования.


NVIDIA уже внедрила технологию сглаживания кадров Frame Pacing в свои драйверы, AMD представила специальные версии драйверов с данной технологией, а в версии Catalyst Omega она была расширена.

AMD Catalyst Omega
AMD Catalyst Omega

Технология Frame Pacing теперь должна работать ещё лучше, причём не только в классической системе multi-GPU, но и в конфигурации AMD Dual Graphics, состоящей из AMD GPU и APU.

AMD Catalyst Omega
AMD Catalyst Omega

В стандарт DisplayPort 1.2a добавлена технология адаптивной синхронизации, которая здесь называется FreeSync, и, по мнению AMD, она будет играть важную роль, начиная с 2015. FreeSync работает подобно NVIDIA G-Sync и обеспечивает синхронизацию кадров, выводимых видеокартой, с частотой вывода кадров, отображаемых на мониторе.

По информации AMD, соответствующие мониторы с поддержкой FreeSync уже доступны на рынке, и для активации технологии потребуется только обновление прошивки. К тому времени производители валидируют новый драйвер AMD, но широкую доступность моделей мониторов можно ожидать не раньше первого квартала 2015.

AMD Catalyst Omega
AMD Catalyst Omega

На своем игровом мероприятии AMD недавно объявила, что Samsung будет поддерживать FreeSync на нескольких мониторах UHD. Они обеспечивают разрешение 3.840 x 2,160 пикселей и диагональ от 23,6 до 31,5 дюймов.

AMD Catalyst Omega
AMD Catalyst Omega

В первом квартале 2015 года Dell представит монитор UP2715K с разрешением 5.120 x 2.880 пикселей – то есть первый монитор 5K для персонального компьютера, который будет подключаться через два входа DisplayPort. AMD уже добавила "родную" поддержку этого монитора с помощью специального драйвера. Поддержка iMac с дисплеем 5K Retina на видеокартах AMD тоже имеется.

AMD Catalyst Omega
AMD Catalyst Omega

В Omega Catalyst была расширена поддержка и функциональность Eyefinity. Теперь вы можете подключать к видеокарте до 24 дисплеев, конечно, если имеется достаточное количество видеовыходов. Конечно, имеются в виду конфигурации MST, поскольку на одной видеокарте такое число выходов вряд ли можно установить. Кроме аппаратной поддержки AMD оптимизировала программное обеспечение, так что настройка подобных конфигураций теперь должна осуществляться проще.


Кроме новых функций в драйверах Catalyst Omega была улучшена производительность.

AMD Catalyst Omega
AMD Catalyst Omega

В зависимости от видеокарты и игры, AMD заявляет о приросте производительности с драйверами Omega до 19 процентов.

Мы провели несколько тестов и получили следующие результаты:

Battlefield 4

3.840 x 2.160 4xMSAA 16xAF

Кадры в секунду
Больше - лучше

Bioshock: Infinite

3.840 x 2.160 DirectX 11 Ultra

Кадры в секунду
Больше - лучше

Crysis 3

3.840 x 2.160 1xAA 1xAF

Кадры в секунду
Больше - лучше

Metro: Last Light

3.840 x 2.160 1xSSAA 16xAF

Кадры в секунду
Больше - лучше

Tomb Raider

3.840 x 2.160 FXAA 1xAF

Кадры в секунду
Больше - лучше

AMD Catalyst Omega
AMD Catalyst Omega

Также можно ожидать существенного увеличения производительности APU от AMD. Здесь AMD указывает прирост производительности до 29 процентов – конечно, всё зависит от используемого APU и игры.


Кроме новых функций и увеличения производительности, AMD отметила повышение качества воспроизведения видео.

AMD Catalyst Omega
AMD Catalyst Omega

Технология "Fluid Motion Video" будет поддерживаться совместно с CyberLink PowerDVD 14, она обеспечит более плавную картинку при выводе фильмов Blu-ray. Для этой цели анализируется каждая пара соседних кадров, между ними вставляются промежуточные кадры, созданные с помощью интерполяции. В результате на быстрых движениях объектов рывки будут уже менее заметны.

Технология поддерживается на всех APU с энергопотреблением 35 Вт и выше, а также на видеокартах Radeon R9 295X2, R9 290X, R9 290, R9 285, R7 260X и R7 260.

AMD Catalyst Omega
AMD Catalyst Omega

Также улучшен вывод цветовых градиентов или переходов, которые теперь должны быть менее заметны. Данное улучшение уже не ограничивается фильмами Blu-Ray, а доступно для всего выводимого контента видео. Для активации улучшения в настройках качества видео драйвера Catalyst должна быть активирована опция De-Contouring.

De-Contouring поддерживается на всех APU с энергопотреблением 25 Вт и выше, а также на видеокартах Radeon R9 295X2, R9 290X, R9 290, R9 285, R7 260X и R7 260.

AMD Catalyst Omega
AMD Catalyst Omega

Для видео низкого разрешения AMD тоже предлагает своего рода даунсемплинг. AMD обещает увеличение качества примерно до уровня видео 1080p. Для этого на видео накладываются различные эффекты, чтобы в конечном итоге картинка смотрелась более детализованной.

AMD Catalyst Omega
AMD Catalyst Omega

То же самое касается и подъёма качества видео 1080p до уровня UltraHD/4K. Опять же, для этой цели используются различные эффекты. Впрочем, не возникает никаких сомнений, что данные меры уступают "настоящему" видео с высоким "родным" разрешением.

Две последние функции обеспечиваются на AMD APU A-Series 7x00 или видеокарте AMD Radeon R9 285. Также и видеоплеер должен их поддерживать.


AMD пытается найти более широкую поддержку сообщества. Как нам кажется, такой подход можно только приветствовать, тем более что при этом исправляются ошибки и добавляются новые функции. Некоторые функции можно назвать долгожданными. Для наших читателей самой интересной новинкой наверняка станет даунсемплинг Virtual Super Resolution или VSR. NVIDIA первой представила соответствующую технологию, но сегодня и AMD услышала мольбы пользователей. VSR позволяет существенно увеличить качество картинки, пусть и за счёт производительности, поскольку картинка будет просчитываться, скажем, не в 1.080p, а в разрешении 2.160p, затем на GPU будет выполняться даунсемплинг до "родного" разрешения экрана. Неудивительно, что AMD поддержала VSR изначально только на самых мощных видеокартах Radeon R9 285, R9 290 и R9 290X. Пока не известно, будет ли поддержка VSR расширена и до "младших" видеокарт в будущем, как сделала NVIDIA.

Улучшенная технология Frame Pacing будет интересна только при использовании APU с дискретным GPU. Для конфигурации Crossfire на двух Radeon R9 290X мы отличий не заметили. Существенно больше должна обеспечить поддержка FreeSync, то есть "открытой версии G-Sync", которая была добавлена в стандарт DisplayPort 1.2a и, вероятно, будет широко поддержана производителями мониторов в первой половине 2015.

AMD Catalyst Omega
AMD Catalyst Omega

Расширенная поддержка Eyefinity, как нам кажется, будет интересна ограниченному числу пользователей, поскольку конфигурации даже из трёх мониторов встречаются очень редко. Вероятно, с появлением широких и изогнутых дисплеев домашние пользователи начнут обзаводиться тремя мониторами, которые можно поставить рядом друг с другом. Улучшение качества видео, на первый взгляд, кажется важным шагом, но ограничения по источнику видео и по плееру сужают число пользователей технологии. Что касается масштабирования видео для повышения качества, то здесь пользователям необходимо оценить преимущества самостоятельно, поскольку не всем нравится "выкрученная" резкость и детализация, в ряде случаев картинка будет выглядеть даже хуже, чем раньше.

Улучшения производительность – приятный бонус, но прирост обеспечивается на определенных видеокартах и играх. Не каждая игра получает значительный прирост, и не каждая видеокарта или APU смогут дать увеличение производительности. То есть все зависит от конфигурации системы и каждого конкретного случая.

В целом, AMD взяла правильный путь улучшения драйверов. Следующим шагом улучшения должны быть интегрированы в обычные версии драйверов, поскольку в наших тестах с Catalyst Omega не всё было гладко, игры "вылетали" или драйвер сбрасывался. И для AMD важно, чтобы драйвер Catalyst Omega не стал разовой акцией, чтобы подобные улучшения выполнялись на регулярной основе. Ещё не так давно AMD радовала постоянными обновлениями драйверов, которые всегда поддерживали свежие игры. Но сегодня AMD обычно выпускает только бета-версии драйверов с поддержкой важных игр, оптимизации затем вносятся через недели или даже месяцы в обычные релизы драйверов. Будет хорошо, если AMD вернётся к своему привычному ритму и будет постоянно добавлять новые функции (который ждут пользователи – список набирается внушительный).

Ниже мы приводим ссылку для скачивания. Пока AMD не выложит драйверы на своём сайте, вы можете скачать драйверы Omega Catalyst в версии Release Candidate по ссылке ниже: