> > > > Экскурсия в Heinz Nixdorf MuseumsForum - самый крупный компьютерный музей в мире

Экскурсия в Heinz Nixdorf MuseumsForum - самый крупный компьютерный музей в мире

Опубликовано:

hnf-logo
Вместе с Доктором Брауном и Марти Макфлаем команда Hardwareluxx возвращается назад в будущее. Но гораздо раньше, чем в 1955 год в одноименном научно-фантастическом фильме. Мы посетим музей Heinz Nixdorf MuseumsForum (HNF) в немецком городе Падерборн. Мы начнем с электромеханической роторной машины Энигма, применявшейся во Второй мировой войне для шифрования коммуникаций Вермахта. Но также мы станем свидетелями работы Стива Джобса и Стива Возняка над компьютером Apple I. Конечно, в HNF много других интересных экспонатов. Так что во время нашей виртуальной экскурсии вас ждет много старого "железа" и канувших в лету компьютерных компонентов.

Heinz Nixdorf MuseumsForum - самый крупный компьютерный музей в мире. Площадь экспозиции составляет 6.000 м², она охватывает 5.000 лет истории вычислений, показаны настоящие и грядущие информационные технологии, начиная с изобретения цифр и алфавита 3.000 лет до н.э. и заканчивая грядущими новинками XXI века. В музее Heinz Nixdorf можно ознакомиться с более 2.000 экспонатами в широком социальном и экономическом историческом контексте, так что посещение будет интересно не только компьютерным гикам, но и всем пользователям, когда-либо прикасавшимся к клавиатуре компьютера. Также при музее работает форум, в котором проходят различные мероприятия, лекции, семинары и конференции. Heinz Nixdorf Museum и Forum поддерживает фонд Foundation Westphalia, основанный Хайнцом Никсдорфом. Цель фонда заключается в продвижении науки и образования, особенно в сфере информационных технологий.

Музей на данный момент предлагает одиннадцать постоянных экспозиций, начиная с "Числа, символы и сигналы". Чтобы передавать информацию, любая система передачи основана на каких-либо символах, звуках, жестах и т.д., с помощью которых кодировались данные. Самая ранняя система, которая сохранилась до сих пор, является устным языком общения. С помощью языка люди общались между собой и передавали информацию, даже не имея письменности или алфавита. Затем появились рисунки, представлявшие собой раннюю форму письма. Древний человек научился выражать свои мысли и идеи с помощью рисунков на стенах пещер еще до того, как изобрел письменность. Системы счета появились даже раньше алфавита. С помощью камешков, глиняных шариков или насечек на дереве, кости или глине древние люди выполняли простейшие арифметические расчеты.

Конечно, одним из наиболее важных изобретений человечества стала письменность. Тысячи лет алфавит и цифры были единственным способом передать информацию. Все началось с пиктограмм, которые затем стали более абстрактными и унифицированными. Затем появились буквы и шрифты. В 1450 году Гутенберг изобрел способ книгопечати, позволявший копировать книги практически без ограничения. Впрочем, серьезное развитие типографское дело получило только в XIX веке с появлением стальных литер, промышленного производства бумаги, наборных и ротационных машин.

Данная тема освещается и в следующей экспозиции "Механизация информационных технологий" музея Heinz Nixdorf. Экспозиция посвящена офисным и коммуникационным технологиям, начиная с XIX века. С 1850-х годов появились первые изобретения, пытавшиеся механизировать офисную работу. В 1880 году печатные и счетные машинки стали повсеместно распространяться в офисах. Они освободили сотрудников от выполнения расчетов в уме и рукописной работы. Что было жизненно необходимо в связи с ростом промышленного производства, международной торговли, расширения административных задач в офисах и на заводах. С 1900-х годов оборот производителей офисных машин вырос более чем стократно. И началась эпоха офисных машин. Офисная механизация началась в США, в Европе и России она запоздала на пару десятилетий.

Весьма интересна выставочная зона "Аллея славы". Здесь в хронологическом порядке рассказывается о 15 персонах, которые внесли наибольший вклад в информационные технологии вплоть до изобретения первого компьютера. И хронология растянулась на четыре века, от изобретения первых счетных машин в 1623 году до разработки компьютера в XX веке. Конечно, не обошлось без Алана Тьюринга. Английский математик родился в 1912 году в Лондоне и жил у приемных родителей вместе со старшим братом. Родители Алана жили в Индии, отец работал по линии государственной службы. С 1931 по 1934 год Алан Тьюринг изучал математику в Королевском колледже Кембриджа. Во время Второй мировой войны Тьюринг работал в британской организации GCHQ, специализировавшейся на взломе шифров в Блетчли-парке. Он разработал метод расшифровки роторной машины кодирования Энигма, которая применялась Вермахтом для передачи зашифрованных сообщений. После войны Тьюринг продолжил работу над созданием компьютера ACE (Automatic Computing Engine) в Национальной физической лаборатории в 1945-1947 годах. Компьютер ACE выполнил свою первую программу в 1950 году, хотя полная версия ACE так и не была никогда построена.

Основатель музея Хайнц Никсдорф тоже присутствует в Аллее славы. Хайнц основал в 1952 году компанию Nixdorf Computer AG, которая была четвертой по величине компьютерной группой в Европе. В середине 1960-х годов Хайнц Никсдорф производил компьютеры, которые позволяли предприятиям малого и среднего бизнеса переходить с обычного административного производства на электронное. Со своим пониманием рабочего пространства и компьютерных технологий, ориентированных на пользователей, Хайнц стал пионером децентрализованной обработки данных. Хайнц родился в Падерборне в 1925 году. Ребенок рос в тяжелых условиях, из-за безработицы и ранней смерти отца семья постоянно испытывала лишения. Но, несмотря на все препятствия, Хайнц Никсдорф смог получить хорошее образование и сделать блестящую карьеру. А детские впечатления вдохновили Хайнца основать свой благотворительный фонд.

Следующая экспозиция "Компьютеры для всех с 1980 по 2000" является триумфом идеи, в которую в прошлом веке верили немногие - мы имеем в виду появление массовых доступных компьютеров. В 1971 году появился микропроцессор Intel 4004, которого оказалось достаточно для создания небольшого универсального компьютера. Однако первые компьютеры в начале 1970-х особого успеха не имели. Как считали менеджеры той эпохи, для них просто не было рынка. Впрочем, уже конец 1970-х показал, насколько сильно они ошибались. Всего за несколько лет было основано несколько "гаражных" компаний, которые позднее сформировали миллиардную индустрию. Когда IBM, наконец, представила свой первый ПК в 1981, многие ругали его за отсталую MS-DOS. Впрочем, для потребителей на первом месте была репутация гиганта IBM. В результате IBM PC стал стандартным офисным компьютером. Компьютеры Apple Macintosh свершили революцию в 1984 году, когда операционная система Mac предложила пользователям иконки и окна, а также управление мышью. Что, кстати, позволило Mac прочно закрепиться в нише издательского дела. Быстрый прогресс в сфере полупроводниковых чипов способствовал дальнейшему росту популярности компьютеров. Новые задачи требовали все большей производительности. Возник гигантский рынок компьютерных игр.

Кстати, видеоигры тоже нашли свое место в музее Heinz Nixdorf Museum. История начинается с консоли "Odyssey", которую разработал "отец видеоигр" - Ральф Баер. Консоль Odyssey распространяла компания Magnavox, начиная с 1972 года. В общей сложности было продано около 350.000 приставок Odyssey по всему миру. Нолан Бушнелл вдохновился демонстрацией тенниса на приставке Odyssey, после чего 27 июня 1972 года основал свою компанию Atari и через пять месяцев представил игровой автомат "Pong". Успех был весьма существенным, в результате Atari выпустила домашнюю игровую приставку "Pong" в 1975 году. Рынок игровых приставок рос, как на дрожжах к началу 80-х годов. Но в 83/84 году его ждал крах, поскольку появились мощные домашние компьютеры, такие как Commodore VC-20 и Commodore C64, на которых можно было запускать разные игры. А в 1985 году японская компания Nintendo вышла на западные рынки с игровой приставкой Nintendo Entertainment System (NES), которая в России получила распространение под брендом Dendy. Конкуренцию Nintendo составили такие компании, как Sega и Sony, которые обусловили новую революцию видеоигр.

На экспозиции "Все становится цифровым" показаны круглые стенды с прототипами различных устройств за последнее десятилетие. С октября 2018 на экспозиции "Человек, робот!" выставлены роботы Beppo, Pepper, Aibo и Cozmo, а также другие решения искусственного интеллекта на площади 500 м². Посетители могут не только посмотреть экспонаты, но и взаимодействовать с ними. Например, с промышленным роботом Beppo.

Beppo - робот-уборщик, он вооружен метелкой и весь день занимается тем, что подметает четыре миллиона красных пластиковых частиц, выкладывая их в определенные узоры. Цикл уборки Beppo выполняет за 30 минут. Но цикл можно прервать конусом прожектора, которым управляют посетители. Таким образом, Beppo реагирует на действия посетителей.

Конечно, в музее Heinz Nixdorf можно посмотреть намного больше. Музей в Падерборне работает со вторника по пятницу с 09:00 до 18:00, в субботу и воскресенье с 10:00 до 18:00. По понедельникам музей закрыт. Также в музее регулярно проходят дополнительные выставки. На данный момент, например, проходит выставка, посвященная космическим исследованиям. Цена посещения музея составляет €8, для пенсионеров, школьников и студентов билет будет стоить €5, семейный билет - €16.