Тест и обзор: Volkswagen Passat GTE с Discover Pro

Опубликовано:

vw passat gte teaser kleinПо гибридным автомобилям немецкие производители, в отличие от тех же японцев, заметно запаздывают. И ярким примером здесь как раз была компания Volkswagen. К счастью, теперь на рынок вышли две модели Golf GTE и Passat GTE, которые могут работать как от электричества, так и от бензина. Последнюю мы получили в нашу тестовую лабораторию, поэтому будет интересно оценить преимущества гибридного подхода на практике.

Вне всякого сомнения, двигатели внутреннего сгорания продолжат играть весьма значимую роль в среднесрочной перспективе, несмотря на все усилия "зеленых". И это понимают не только в VW. Но альтернативы можно разделить на два семейства. С одной стороны, Passat GTE и Golf GTE доступны в гибридном варианте PHEV (plug-in hybrid electric vehicle), с другой стороны, можно приобрести "чистые" электромобили e-Up и e-Golf. Какой из типов лучше – зависит от персональных предпочтений пользователя. В любом случае, гибридный автомобиль обеспечивает намного большую гибкость использования.

Что касается цены, то здесь однозначные выводы сделать сложно. Цена гибридных автомобилей или электромобилей больше зависит от производителя, чем от типа двигателя. За базовую комплектацию e-Golf, например, VW просит 34.900 евро, а за Golf GTE - 36.900 евро. В любом случае, оба варианта обойдутся дороже, чем автомобиль с ДВС. В случае Passat цены следующие: 27.500 евро за базовую комплектацию, 34.300 евро за автомобиль со средним оснащением, бензиновым двигателем на 150 л.с. и 7-ступенатой коробкой DSG, за GTE придется выложить уже больше – 45.200 евро. Даная комплектация значительно богаче базовой Passat, но не является окончательной. Наш тестовый автомобиль был оснащен всеми возможными функциями, но его цена составила почти 60.800 евро. Электропривод нельзя назвать дешевым ни в случае Passat GTE, ни Golf GTE, поэтому возникает вопрос: насколько оправданна доплата?

По сравнению с базовой комплектацией вариант Passat GTE оснащен светодиодными фарами, синим освещением салона, комфортными сиденьями, сенсорами парковки спереди и сзади, различными ассистентами водителя и модифицированной приборной панелью. Также есть и внешние изменения, например, ходовые огни. Но более важны изменения под капотом. В базовую комплектацию Passat установлен 4-цилиндровый бензиновый двигатель на 1,4 л мощностью 92 кВт (125 л.с.) и крутящим моментом 200 Н·м, в GTE VW тоже установила 4-цилинровый двигатель (EA 211), но уже мощностью 115 кВт (156 л.с.) и максимальным крутящим моментом 250 Н·м. Бензиновый двигатель сопровождается трехфазным синхронным электроприводом на 85 кВт (115 л.с.) с крутящим моментом до 330 Н·м. Он установлен в единый блок с передачей, привод в обеих случаях на переднюю ось. В результате производитель заявляет мощность 160 кВт (218 л.с.) и крутящий момент 400 Н·м, максимальная скорость составляет 225 км/ч, разгон с 0 до 100 км/ч выполняется за 7,6 с.

Батарея без технологии быстрой зарядки

Еще один довольно дорогой компонент гибридного автомобиля - литиево-ионная батарея. Она устанавливается перед задней осью и обеспечивает емкость 9,9 кВт·ч. Однако емкость доступна не полностью, часть выделена в качестве буфера для защиты батареи, поэтому остается порядка 8,7 кВт·ч. Емкость набирается восемью модулями по 12 ячеек каждый, напряжение составляет 353 В. При необходимости к батарее подключается жидкостное охлаждение, гарантия составляет восемь лет или пробег 160.000 км.

Батарею можно заряжать разными способами, основным является электрическая розетка, скрытая в решетке радиатора рядом с логотипом VW. От обычной домашней розетки (мощность 2,3 кВт) полный заряд батареи выполняется за четыре-четыре с половиной часа. От трехфазной розетки или станции зарядки (мощность 3,6 кВт) уходит около двух с половиной часов. Зарядка выполняется от обычной сети переменного тока, поддержки зарядки постоянным током (как, например, CCS у e-Golf) у Passat GTE нет.


Есть также два других способа зарядки батареи, оба связаны с четырьмя режимами работы Passat GTE.

Если тормозишь позже, то и заряжаешься дольше

Первый способ – возврат энергии. Электромотор работает в роли генератора, преобразуя механическую энергию в электрическую. Подобное торможение выполняется с задержкой, хотя система торможения при этом не задействуется. Возврат энергии у Passat GTE зависит от двух факторов: уровня зарядка батареи и выбранного режима вождения. Чем меньше уровень заряда, тем больше энергии вернет генератор. В режиме F коробки передач энергии возвращается меньше, чем в режиме B. Но, опять же, возврат энергии идет во всех четырех режимах.

Второй способ зарядки – вождение в режиме зарядки. Он выбирается кнопкой E-Mode рядом с ручкой переключения передач, при этом двигатель внутреннего сгорания будет использоваться и для движения, и для зарядки батареи. Мощность зарядки зависит от нескольких факторов. Среди всего прочего играет роль температура двигателя и глубина нажатия педали газа, то есть стиль вождения. В тестах нам пришлось проехать порядка 100 км в смешанном режиме, чтобы батарея полностью зарядилась. Режим зарядки весьма удобен, он позволяет не выискивать станцию зарядки, но увеличивает расход топлива.

Изменение почти не ощутимо

Но в гибридном режиме и, конечно, при движении от электропривода заключены свои опасности. Последний работает почти бесшумно, кроме шума электропривода мало отличаясь от автомобиля, движущегося накатом. Поэтому движущийся автомобиль может статью сюрпризом для пешеходов, идущих по обочине. В отличие от ДВС, максимальный крутящий момент доступен почти на всем диапазоне скорости, в том числе и в момент начала движения. В сочетании со 6-ступенчатой коробкой DSG, вы можете ускоряться до нужной скорости почти без потери ускорения. Кроме того, здесь хорошо видно, что электропривод и ДВС не исключают друг друга, поскольку от электричества можно разогнаться только до 130 км/ч.

Если вы выберите гибридный режим, то сможете немного влиять на выбор привода. Если нажимать на педаль газа очень плавно, то в городской среде можно использовать только электропривод. ДВС будет включаться только при необходимости, причем переход едва заметен – разве что шумовая картина меняется. В режиме наката двигатель внутреннего сгорания выключается и не шумит.

Гибридный режим можно использовать независимо от скорости и времени вождения, но его сильные стороны проявляются, главным образом, в городской среде. Электропривод позволяет быстро набирать скорость после светофоров, но для высоких скоростей без ДВС не обойтись.

Вождение с GTE

Если верить неофициальным источникам, режим 4 изначально не планировался для Golf GTE, который присутствует на рынке дольше Passat GTE. Поэтому данный автомобиль должен был получить добавку к названию Plug-in Hybrid, но дистрибуторы не посчитали данный вариант хорошим, поскольку пользователи намного лучше бы отнеслись к "спортивному" суффиксу GTI. Так и получился режим GTE, который обозначает гибридный режим, то есть использование двух двигателей одновременно.

Конечно, весьма интересна производительность двигателей Passat GTE. Оба они не могут давать максимальную мощность при одновременной работе. Но VW указывает максимальную скорость и другие параметры только для режима GTE.

Режим активируется отдельной кнопкой, переключение передач сопровождается дополнительной анимацией, при резком газе водитель тоже получит соответствующую анимацию на спидометре.


Конечно, уровень продаж Passat уступает Golf, и вряд ли ситуация изменится. Причина кроется в том, что Golf долгое время оставался самой крупной машиной бренда, а также семейным автомобилем. Впрочем, все меняется. Но вариант GTE обеспечивает достаточно места для четырех взрослых с багажом, но в среднее кресло по центру второго ряда уместится только взрослый с небольшой комплекцией или ребенок из-за ограниченной ширины. Передние кресла дают больше места и комфорта, чем задние. Поэтому в них легко можно вынести даже длительные поездки. Отметим и климат-контроль по трем зонам.

В случае GTE придется смириться с тем, что по сравнению с моделями с ДВС батарея сказывается на объеме загрузки. В зависимости от двигателя (бензин или дизель) модель Passat может загружаться до 680 кг, по объему от 650 до 1.780 л, гибридный вариант ограничен 590 кг и объемом от 483 до 1.613 л; но подобной загрузки вполне достаточно для небольшого путешествия.

Discovery Pro не выглядит свежим

Для длительных путешествий информационно-развлекательная система придется как нельзя кстати. Discovery Pro базируется на втором поколении модульной системы (MIB 2) и в случае Passat GTE предлагает 8-дюймовый сенсорный экран с разрешением 800 x 480 пикселей. По сравнению с 12,3-дюймовым Active Info Display с разрешением 1.440 x 540 пикселей, мы получаем почти идентичную плотность пикселей, но в последнем случае субъективно картинка смотрится более четкой. VW не раскрывает используемых компонентов, но здесь задействованы, по крайней мере, две платформы на разных стадиях разработки, которые отличаются типом памяти и емкостью, а также дисплеем. У нашего тестового автомобиля мы получили максимальную конфигурацию с поддержкой CarPlay и Android Auto, но также с функцией "Car-Net Guide & Inform" и модемом LTE.

Guide & Inform позволяет получать в реальном времени информацию о пробках и трафике, а также свободных местах на парковках или ценах бензина. Но в случае Passat GTE более важным будет информация о станциях зарядки. В соответствующем меню можно посмотреть расстояние, а также тип и количество станций зарядки. Также можно проложить к ним маршрут. Но реализация данных функций, которые бесплатны в первый год после покупки автомобиля, разочаровывает. У Mercedes-Benz, например, вы получаете цену бензина сразу в окне навигации, а у VW придется вызывать дополнительное меню.

В целом. структура системы кажется устаревшей. Хотя MIB 2 была запущена в 2015 году. Некоторые важные функции скрыты на втором или третьем уроне, через физические кнопки вокруг дисплея можно добраться только до восьми основных функций.

Хорошей альтернативой сенсорному дисплею можно назвать голосовое управление. Оно работает очень похоже на Fords SYNC 3, то есть распознаются только ключевые слова, но здесь общаться с системой можно несколько более свободно. В наших тестах уровень распознавания речи был хорошим, но не идеальным. Но варианты всегда можно выбрать на дисплее.

Все остальные функции информационно-развлекательной системы остаются на хорошем уровне, разве что станции FM и DAB+ представлены по-отдельности, также и маршруты прокладываются довольно долго. Первый маршрут выводится довольно быстро, но на пару альтернатив уходит на три-четыре секунды дольше. Есть и большой плюс: в отличие от Mercedes-Benz и Ford, навигацию VW можно использовать и при подключении смартфона через CarPlay или Android Auto. В браузере и на смартфоне можно посмотреть информацию автомобиля через функцию "Car-Net e-Remote", также можно запрограммировать маршрут.

Рекомендуем Active Info Display

Мы рекомендуем добавить в комплектацию Active Info Display. Он заменяет привычные аналоговые круглые индикаторы VW, как и зону MFA между ними, а также может отображать намного больше информации. Кроме обычной информации, касающейся скорости и расхода топлива, а также состояния систем помощи водителю, можно вывести навигационный вид. В нем выводится карта вместе с проложенным маршрутом, но точки интереса и другие объекты, которые потенциально могут отвлечь водителя, скрыты из соображений безопасности. Встроенный спидометр GTE также отображает использование электропривода и уровень заряда батареи. Если необходимо, мощность двигателя можно отображать графически. Управлять дисплеем можно через кнопки рулевого колеса.

По эргономике нареканий нет. Для системы кондиционирования предусмотрены кнопки под дисплеем, до которых легко добраться, рядом с ручкой переключения передач DSG располагаются дополнительные кнопки. Через некоторое время вы наверняка будете нажимать их вслепую. Но все же хотелось бы покритиковать довольно низкое расположение дисплея, а также количество и расположение портов USB. У тестового автомобиля мы получили только один порт, который был скрыт в подлокотнике по центру. В комплектацию можно добавить розетку на 230 В, но штатно вы всегда получите два "прикуривателя" на 12 В.

В комплектацию входят все привычные ассистенты помощи вождению. У нашего тестового автомобиля был включен пакет "Fahrassistenz-Paket Plus", который обойдется примерно в 2.000 евро. Он предлагает различные опции, в том числе адаптивный круиз-контроль ACC до скорости 210 км/ч, но также помощник удержания полосы, парковки и объезда пробок.

Все системы в наших тестах работали так, как и ожидалось, хотя здесь VW все же не приближается к уровню современных систем Mercedes-Benz. Скажем, руль не реагировал так отзывчиво, как у нового автомобиля E-класса для удержания центра полосы. С распознаванием дорожных знаков тоже не все было гладко, система круиз-контроля не использовала полученные данные. С другой стороны, система круиз-контроля работала намного лучше, чем у Mercedes-Benz. Торможение и газ у Passat GTE были намного ближе к стилю вождения опытного водителя.


Официально новое поколение называется Passat B8, по сравнению с предшественником корпус автомобиля выглядит чуть более спортивно и угловато, но при этом вам не придется идти на жертвы по доступному пространству и практичности. Семейные автовладельцы получат альтернативу минивэнам, остальным пользователям могут прийтись по вкусу гибридный привод и системы помощи вождению. Впрочем, гибридный вариант GTE подойдет не для всех.

Расход топлива

И причина кроется не только в высокой начальной цене более 45.000 евро, но и в расходе топлива. VW указывает расход NEDC порядка от 1,6 до 1,7 л на 100 км, но с полностью заряженной батареей. В режиме электромобиля можно проехать порядка 50 км, а суммарно от одного бака VW указывает расстояние 1.114 км. С учетом бака на 50 л и упомянутого расхода оно не такое высокое. Впрочем, здесь как раз видна дилемма производителей и потребителей. Рейтинг NEDC дает высокие показатели, но он мало соответствует реальности.

На практике Passat GTE дает иные показатели. В лучшем случае мы смогли проехать 40 км от батареи, в худшем случае – менее 30. Потребленная энергия составила между 12 и 13 кВт·ч, что соответствует значениям, указанным VW (от 12,4 до 12,9 кВт·ч) при работе от батареи. Но потребление топлива было намного выше. На трассе со скоростью от 120 до 140 км/ч автомобиль потреблял от 5 до 6 литров на 100 км, в смешанных условиях (город и трасса) – от 7,5 до 8,5 л. В гибридном режиме энергопотребление удавалось снизить примерно на пол-литра.

Поэтому подсчет оказывается довольно простым: доплата в несколько тысяч евро по сравнению с Passat со схожим оснащением и бензиновым или дизельным двигателем не оправдывает себя. Тем более что расход топлива моделей с ДВС ненамного выше. Поэтому выбор GTE имеет смысл только в том случае, если вы сможете заряжать батарею сравнительно дешево или даже бесплатно, после чего использовать при вождении, в основном, электропривод. Например, если вы проезжаете от дома до работы и обратно порядка 15 км и можете использовать корпоративную зарядную станцию бесплатно. Если же вы захотите выбраться в выходные за город, то бензиновый двигатель обеспечит нужное расстояние.

Впрочем, гибридные автомобили нельзя считать панацеей, несмотря на все функции комфорта, которые предлагает Passat GTE. В некоторых сценариях заметны преимущества подобного подхода, но все перевешивают недостатки. Тяжелые аккумуляторы повышают расход топлива при работе от ДВС, а бензобак и двигатель не позволяют установить более емкие батареи.

Но в реальности не все так плохо. Как показали тесты Passat GTE от VW, гибридные автомобили вполне можно рассматривать как весьма достойный вариант, они не ограничивают повседневный комфорт вождения.

Конечно, цена гибридных решений высока, но конкуренты тоже заставляют раскошелиться. Mercedes-Benz за C 350 e и модель T просит порядка 52.700 евро, BMW за седан 330e – 43.600 евро. Toyota предлагает только Prius Plug-in Hybrid за 36.600 евро. Audi A3 e-tron обойдется в 40.100 евро в базовой комплектации. Из технически более интересных альтернатив можно отметить разве что Volvo V60 D5 за 55.500 евро. Шведский концерн объединил дизельный двигатель с электроприводом, что должно снизить расход топлива в гибридном режиме более существенно, чем у конкурентов.


Ниже представлены технические спецификации автомобиля.

Volkswagen Passat GTE
  GTE
Двигатель 4 цилиндра
бензин
Объем 1.395 см³
Макс. мощность 115 кВт (156 л.с.)
Макс. крутящий момент 250 Нм
Макс. мощность E-привода 85 кВт (115 л.с.)
Макс. крутящий момент 330 Нм
Макс. суммарная мощность 160 кВт (218 л.с.)
Макс. крутящий момент 400 Нм
Макс. скорость 225 км/ч
Коробка передач 6-ступенчатая автоматическая***
Привод Передняя ось
0 - 100 км/ч 7,6 с
Масса 1.735 кг
Полная масса 2.250 кг
Расход NEDC
в л**
-/-/1,6 - 1,7
Расход NEDC в кВтч -/-/12,4 - 12,9
Выброс CO2
(комбинированный)
37 - 39 г
Объем бака 50 л
Емкость батареи 9,9 кВтч
Макс. дальность по нормам NEFZ 1.114 км (из них 50 электроприводом)
Цена 45.250 евро
Цена тестовой комплектации 60.768 евро
*: Ручная коробка передач
**: город/ шоссе/ комбинированный 100 км
***: коробка передач с двойным сцеплением

 

Volkswagen Passat GTE
Длина 4,767 м
Ширина 1,832 м
2,083 м с зеркалами
Высота 1,516 м
Колесная база 2,786 м
Объем багажника 483 - 1.613 л