> > > > AMD представила Radeon Pro Duo с двумя GPU Fiji, а также рассказала о VR

AMD представила Radeon Pro Duo с двумя GPU Fiji, а также рассказала о VR

Опубликовано:

amd radeon 2013Для производителей компьютерного «железа», таких как AMD, конференция Game Developer Conference является важным событием, чтобы привлечь внимание разработчиков игр. На конференции в Сан-Франциско AMD провела презентацию вместе со своими партнерами, в том числе Crytek, Ubisoft, EA, Square Enix и DICE, лейтмотивом мероприятия стала виртуальная реальность. Также на сцене выступили партнеры Sony, Oculus, HTC, Magic Leap, Leap Motion и Lenovo. Впрочем, здесь никаких сюрпризов нет, AMD работает с этими компаниями довольно давно.

Мероприятие AMD Капсаицин на GDC
Мероприятие AMD Капсаицин на GDC

Если сложить долю настольных видеокарт и игровых приставок, то потенциальный рынок VR для AMD составляет 83%, поэтому интерес компании к системам виртуальной реальности понятен. Для настольных компьютеров уже представлены Oculus Rift и HTC Vive, но на рынке игровых приставок все не так просто. По крайней мере, Sony уже представила отдельный продукт - PlayStation VR. Microsoft пока сохраняет молчание, система дополненной реальности HoloLens в контексте игровой приставки не упоминается. Если же рассматривать рыночную долю настольных видеокарт, то здесь лидерство остается за NVIDIA.

В целом, AMD говорит о более чем 100 партнерствах с разработчиками программного и аппаратного обеспечения.

Мероприятие AMD Капсаицин на GDC
Мероприятие AMD Капсаицин на GDC

AMD сотрудничает с Голливудом и университетами

Если AMD и можно было встретить в Голливуде, то в связи с видеокартами, которые используют киностудии и студии CGI. Но с распространением VR ситуация может измениться. Все крупные киностудии объявили о своих кинопроектах в сфере виртуальной реальности. На GDC AMD говорила о сотрудничестве с 21st Century Fox, Lionsgate и Legendary.

О сотрудничестве на уровне университетов AMD тоже не забыла. В частности, компания объявила о программе сотрудничества в сфере VR с турецким университетом. Хотя здесь AMD будет выступать, по большей части, поставщиком «железа». Также планируются партнерские программы и с некоторыми другими университетами (UCL, Стэнфорд и некоторые другие).

AMD Radeon Pro Duo

Конечно, главной новинкой презентации на GDC можно назвать объявление Radeon Pro Duo. Видеокарта с двумя GPU Fiji была объявлена девять месяцев назад, но в качестве финального решения она представлена только сейчас. За минувшие девять месяцев AMD неоднократно намекала на грядущее появление новой видеокарты. На VRLA демонстрировались системы с видеокартами на двух GPU Fiji, хотя внутрь заглянуть возможности не было. Как раз перед GDC информационный шум со стороны AMD усилился.

Но теперь видеокарта, наконец, представлена. Она будет называться Radeon Pro Duo, как видно по названию, AMD нацеливает новинку и на профессиональных пользователей, и на геймеров. Перед нами первый продукт AMD с подобным дуализмом.

AMD Radeon Pro DuoAMD Radeon Pro Duo

AMD Radeon Pro Duo

По вычислительной производительности AMD поделилась информацией еще на VRLA, Роб Тейлор сообщил о 12 TFLOPS. Поскольку видеокарта опирается на два GPU Fiji в полной конфигурации, то по производительности можно сделать выводы о частотах. Radeon R9 Fury X оснащается 4.096 потоковыми процессорами, с частотой 1.050 МГц мы получаем теоретическую вычислительную производительность 8,6 TFLOPS. Таким образом, два GPU дадут производительность 17,2 TFLOPS. Теперь AMD говорит о производительности Radeon Pro Duo на уровне 16 TFLOPS, то есть два полных GPU Fiji работают чуть медленнее.

Для геймеров производительность Radeon Pro Duo оценить легко. Она будет находиться между конфигураций CrossFire из двух Radeon R9 Fury X и двух Radeon R9 Nano. Самой AMD важнее привлечь профессиональных пользователей, для них компания подготовила работу с видео на 360°. Объединение нескольких видеопотоков для полного охвата 360° требует серьезных вычислений, с которыми как раз способна справиться видеокарта Radeon Pro Duo. Впрочем, видеокарты для рабочих станций FirePro (линейка FirePro W) тоже на это способны.

AMD Radeon Pro DuoAMD Radeon Pro Duo

AMD Radeon Pro Duo

К сожалению, AMD не дает более подробные спецификации Radeon Pro Duo. Хотя по фотографиям можно сделать определенные выводы. AMD использовала три гнезда дополнительного питания PCI Express на восемь контактов каждое. Так что по стандартам PCI Express энергопотребление видеокарты составляет до 525 Вт, но разъемы питания могут выдерживать и больший ток. Так что 525 Вт – это теоретическое значение.

AMD Radeon Pro DuoAMD Radeon Pro Duo

AMD Radeon Pro Duo

На фотографиях также хорошо видна система водяного охлаждения с замкнутым контуром, причем на самой видеокарте нет дополнительного осевого вентилятора. Раньше на некоторых фотографиях вентилятор присутствовал, но там, скорее всего, использовалась не Radeon Pro Duo, а другая видеокарта. Трубки СВО выходят из видеокарты рядом со слотовой заглушкой. Внутри работает не менее одного насоса, жидкость прокачивается через два водоблока, по одному на GPU. Трубки подходят к внешнему теплообменнику, который оснащен крупным 140-мм вентилятором. Здесь тепло передается воздушному потоку, продуваемому через теплообменник.

AMD сохранила характерный дизайн линейки Fury. То есть матовую отделку на верхней кромке видеокарты, а также поверхности soft-touch. Логотип Radeon вновь подсвечивается, но AMD отказалась от светодиодов GPU Tach, которые у Radeon Fury X информировали о нагрузке на GPU.

AMD Radeon Pro DuoAMD Radeon Pro Duo

AMD Radeon Pro Duo

Видеокарты Radeon Pro Duo начнут поставляться в начале второго квартала, скорее всего, в апреле. AMD указывает цену $1.499. Цена в России пока неизвестна.

LiquidVR и DirectX 12

Конечно, для разработчиков предложены соответствующие интерфейсы. AMD позиционирует LiquidVR в качестве API, оптимизированного для приложений виртуальной реальности. Еще до GDC 2016 появилось несколько игр, уже обладающих поддержкой DirectX 12. В них AMD показала производительность лучше «зеленого» конкурента. И подобная картина сохранится в ближайшем будущем, например, в играх, которые появятся в мае.

Существенный вклад в производительность обеспечивают Asynchronous Shaders. В игре Ashes of the Singularity активация асинхронных шейдеров дает значимый выигрыш по производительности. Конечно, чтобы активация Asynchronous Shaders оказала влияние, архитектура GPU должна обладать подобной поддержкой. С архитектурой GCN AMD уже несколько лет над ней работала. Майк Мэнтор (Mike Mantor), Senior Fellow Architect в AMD, как раз отвечает за данное направление, в том числе и поддержку в грядущей архитектуре GPU.

VR приходит, чтобы остаться

Конечно, самый большой вопрос касается распространения VR в массы. Очки VR Oculus Rift и HTC Vive привлекли внимание многих энтузиастов и геймеров, предварительных заказов сделано очень много, но можно ли рассчитывать на миллионные продажи? Этот вопрос очень сильно интересовал производителей, разработчиков и партнеров.

Можно вспомнить технологию стерео 3D или предыдущие реализации VR, которые теряли привлекательность через несколько лет. Чтобы такого не произошло с нынешней итерацией VR, AMD работает с партнерами по многим направлениям. Разработчики программного и аппаратного обеспечения не без помощи AMD формируют экосистему вокруг очков VR. Конечно, AMD ориентирована на улучшения, сейчас компания работает с неназванным производителем над очками, которые обеспечат разрешение 4K на глаз. Разрешение является очень важным фактором, что видно по шлему VR от StarVR, где на каждый глаз обеспечивается высокое разрешение 2.560 x 1.440 пикселей. Впрочем, сегодня в фокусе внимания Oculus Rift и HTC Vive, другие производители пока не так интересны.

AMD верит в потенциал развития экосистемы VR, инвестируя крупные средства. Компания действительно вложила намного больше средств, чем обычно бывает в случае подобных технологий, и в этом году инвестиции продолжатся. С новой архитектурой Polaris компания планирует не только перевести производительность видеокарт на новый уровень, что улучшит поддержку шлемов VR, но и сделать быстрые видеокарты дешевле. Напомним, что для очков VR рекомендованы видеокарты AMD и NVIDIA не ниже GeForce GTX 970 и Radeon R9 290 – и это минимальные требования. Но две этих видеокарты вряд ли справятся с графически интенсивными играми VR с производительностью 90 fps для каждого глаза. AMD считает оптимальным уровнем цены high-end видеокарты $350, и в будущем за указанную сумму можно будет приобрести быстрые видеокарты на архитектуре Polaris. Судя по исследования рынка, сегодня в мире насчитывается всего около 7,5 млн. пользователей GeForce GTX 970 или Radeon R9 290, и данное число следует значительно увеличить – лучше всего с видеокартами AMD, конечно.

Чтобы облегчить покупателям выбор правильных комплектующих, AMD запускает программу "Radeon VR Ready Premium". Соответствующие логотипы должны появиться на готовых ПК или видеокартах, по ним покупатель сможет понять, что данная система будет безупречно работать с очками VR. NVIDIA выступила со схожей инициативой GeForce GTX VR Ready.

Демонстрация Polaris 10 GPU


Мероприятие AMD Капсаицин на GDC
Мероприятие AMD Капсаицин на GDC

Пока что появилась только одна демо архитектуры Polaris, построенная на сцене Star Wars: Battlefront, чтобы продемонстрировать эффективность энергопотребления Polaris. Минувшей ночью была показана демонстрация Aperture Science Robot Repair на системе с GPU Polaris 10. Демонстрация призвана показать, что AMD готова к преодолению всех тягот VR с новым поколением GPU, которые работают очень экономично из-за 14-нм техпроцесса FinFET. К сожалению, дополнительной информации о GPU на архитектуре Polaris пока нет.

Обновление:

В начале презентации AMD рассказала о том, что можно ожидать в будущем. Компания ожидает, что в будущем потребность в вычислительной производительности GPU будет расти экспоненциально. Движущей силой здесь должна стать и виртуальная реальность. Кроме того, будет влиять и постоянно растущее разрешение дисплеев.

Мероприятие AMD Капсаицин на GDC
Мероприятие AMD Капсаицин на GDC

AMD приоткрыла завесу тайны над будущими архитектурами GPU, которые последуют за Polaris. Раджа Кодури (Raja Koduri), глава Radeon Technologies Group, в своем интервью назвал Vega. Впрочем, название Vega уже фигурировала в планах компании в этом году, причем самой важной инновацией была указана поддержка памяти HBM2. Отсюда можно сделать заключение, что Polaris пока не будет использовать HBM2. За Vega в 2018 году последует Navi. Здесь важную роль будет играть масштабируемость multi-GPU и новая технология памяти. Но что именно появится после HBM2, пока можно только гадать.

Мероприятие AMD Капсаицин на GDC
Мероприятие AMD Капсаицин на GDC

Демонстрация архитектуры Polaris была ограничена короткой игровой сценой из новой игры Hitman, рендеринг которой выполнялся на GPU Polaris 10. Напомним, что Polaris 10 является «младшим» вариантом из двух GPU Polaris. Конечно, игра Hitman шла под DirectX 12 API. Дополнительной информации, к сожалению, нет. Роберт Хэллок (Robert Hallock), глава отдела технического маркетинга AMD, в Twitter пояснил, что это была первая «живая» демонстрация Polaris 10, а на CES демонстрировалась Polaris 11.