На прошлой неделе в свет вышла видеокарта Radeon HD 7790 (тест и обзор Hardwareluxx), слухи о которой циркулировали уже несколько недель, а спецификации были подтверждены ещё на CeBIT. Конечно, сей факт не мог ускользнуть мимо внимания NVIDIA, которая представила сегодня видеокарту GeForce GTX 650 Ti Boost. Как можно догадаться по названию, к модели GeForce GTX 650 Ti была добавлена поддержка Boost, но и без Boost видеокарта может похвастаться более высокими тактовыми частотами. В нашу тестовую лабораторию поступила видеокарта EVGA GeForce GTX 650 Ti Boost Superclocked. Мы получили и эталонную видеокарту NVIDIA, но модель EVGA не менее интересна. Поэтому в обзоре мы представим две видеокарты.
В продаже появятся два варианта видеокарт NVIDIA GeForce GTX 650 Ti Boost. Они будут отличаться только объёмом памяти. Версия с 2 Гбайт памяти GDDR5 обойдется в 139 евро в Европе, а модель с 1 Гбайт памяти - в 122 евро. Цены в России пока неизвестны, как и цена EVGA GeForce GTX 650 Ti Boost.
Перед тем, как мы перейдём к рассмотрению эталонной GeForce GTX 650 Ti Boost и модели от EVGA, а также к тестам, позвольте напомнить архитектуру GPU.
Архитектура GPU: базовая информация
AMD для Radeon HD 7790 (тест и обзор) разработала полностью новый GPU. Графический процессор с кодовым названием "Bonaire" интересен тем, что задействует некоторые технологии, которые должны появиться в новом поколении Radeon в конце года. В случае "Bonaire" AMD не только адаптировала архитектуру GPU для видеокарт среднего уровня (хотя она могла бы, например, просто увеличить тактовые частоты "Cape Verde XT"), но и добавила ряд новых функций. В архитектуре стал поддерживаться новый набор инструкций, который должен значительно улучшить вычислительную производительность. Есть и небольшие улучшения, касающиеся эффективности блока шейдеров/CU. Впрочем, в повседневных приложениях и играх пользователи вряд ли их заметят. Весьма любопытна оказалась улучшенная технология PowerTune. Впрочем, революционно новой архитектуру GCN вряд ли уместно назвать. Она может описываться, скорее, как "GCN 1.1".
Иной подход был выбран NVIDIA для GeForce GTX 650 Ti Boost. В основу новинки лег графический процессор GK106, хорошо известный нам по моделям GeForce GTX 650 (Ti). Но GPU NVIDIA GeForce GTX 650 для версии Ti Boost используется отличный от варианта GeForce GTX 650 Ti - мы получаем новый чип GK106-240-A1. Важно также напомнить, что функция Boost на видеокартах GeForce GTX 650 Ti раньше не поддерживалась. Также NVIDIA решила усилить интерфейс памяти, который составляет уже не 128 бит, а полные 192 бита. Есть и некоторые другие отличия, о которых мы поговорим чуть ниже, когда будем сравнивать GeForce GTX 650 Ti Boost с конкурентами. Максимальное энергопотребление по информации NVIDIA составляет 134 Вт.
NVIDIA GeForce GTX 650 Ti Boost | |
---|---|
Розничная цена | Около 165 евро |
Сайт производителя | NVIDIA |
Технические спецификации | |
GPU | GK106 (GK106-240-A1) |
Техпроцесс | 28 нм |
Число транзисторов | 2,54 млрд. |
Тактовая частота GPU (базовая частота) | 980 МГц |
Тактовая частота GPU (частота Boost) | 1033 МГц |
Частота памяти | 1502 МГц |
Тип памяти | GDDR5 |
Ёмкость памяти | 1024 / 2048 Мбайт |
Ширина шины памяти | 192 бита |
Пропускная способность памяти | 144,2 Гбайт/с |
Версия DirectX | 11.0 |
Потоковые процессоры | 786 (1D) |
Текстурные блоки | 64 |
Конвейеры растровых операций (ROPs) | 24 |
Пиксельная скорость заполнения | 23,5 Гпиксель/с |
SLI/CrossFire | SLI |
Перед тем, как мы перейдём к рассмотрению эталонной видеокарты GeForce GTX 650 Ti Boost и модели от EVGA в наших тестах, позвольте более внимательно изучить непосредственно сами образцы.
{jphoto image=35181}
Видеокарта GeForce GTX 650 Ti Boost в эталонном варианте не выйдет на рынок, но мы всё равно проведём её тесты и сравним с конкурентами. Также мы протестируем и видеокарту от EVGA.
На скриншоте GPU-Z можно видеть уже знакомые нам спецификации эталонной видеокарты GeForce GTX 650 Ti Boost.
То же самое касается видеокарты EVGA GeForce GTX 650 Ti Boost Superclocked.
В следующей таблице мы сравним "обычную" видеокарту NVIDIA GeForce GTX 650 Ti в эталонной версии с вариантом EVGA Boost, а также с конкурентом. Но в нашем обзоре мы всё же будем фокусироваться на EVGA GeForce GTX 650 Ti Boost Superclocked.
Сравнение с эталонной видеокартой
Сравнение EVGA GeForce GTX 650 Ti Boost Superclocked с конкурентами | |||
---|---|---|---|
Модель | AMD Radeon HD 7790 | NVIDIA GeForce GTX 650 Ti | EVGA GeForce GTX 650 Ti Boost Superclocked |
Розничная цена | от 139 евро в Европе | от 110 евро в Европе | от 165 евро в Европе |
Сайт производителя | AMD | NVIDIA | EVGA |
Технические спецификации | |||
GPU | Bonaire | GK106 (GK104-220-A1) | GK106 (GK106-240-A1) |
Техпроцесс | 28 нм | 28 нм | 28 нм |
Число транзисторов | 2,08 млрд. | 2,54 млрд. | 2,54 млрд. |
Тактовая частота GPU (базовая частота) | 1000 МГц | 925 МГц | 1072 МГц |
Тактовая частота GPU (частота Boost) | 1000 МГц | 925 МГц | 1137 МГц |
Частота памяти | 1500 МГц | 1350 МГц | 1502 МГц |
Тип памяти | GDDR5 | GDDR5 | GDDR5 |
Объём памяти | 1024 Мбайт | 1024 / 2048 Мбайт | 2048 Мбайт |
Ширина шины памяти | 128 бит | 128 бит | 192 бит |
Пропускная способность памяти | 96 Гбайт/с | 86,4 Гбайт/с. | 144,2 Гбайт/с |
Версия DirectX | 11.1 | 11.0 | 11.0 |
Потоковые процессоры | 786 (1D) | 768 (1D) | 768 (1D) |
Текстурные блоки | 56 | 64 | 64 |
ROPs | 16 | 16 | 16 |
Прямым конкурентом GeForce GTX 650 Ti Boost, конечно же, является видеокарта AMD Radeon HD 7790 (тест и обзор) - по крайней мере, на бумаге. Впрочем, по производительности новая видеокарта находится опасно близко к Radeon HD 7870. Если не принимать ее во внимание, то можно видеть ощутимые отличия между EVGA GeForce GTX 650 Ti Boost Superclocked и "обычной" GeForce GTX 650 Ti - по тактовым частотам GPU и ширине шины памяти. Переход со штатной частоты 925 МГц на 980 МГц (эталонная версия) и 1072 МГц (версия EVGA GeForce GTX 650 Ti Boost Superclocked) можно назвать весьма существенным. Технология Boost увеличивает тактовую частоту GPU до, как минимум, 1033 МГц в эталонном варианте или 1137 МГц у EVGA. Расширение интерфейса памяти дает положительный эффект на пропускной способности. Будет интересно посмотреть на результаты тестов GeForce GTX 650 Ti Boost и видеокарты EVGA.
Тестовый образец в деталях
В нашей статье мы будем детально рассматривать видеокарту EVGA GeForce GTX 650 Ti Boost Superclocked, поскольку она будет продаваться в магазинах, в отличие от эталонной видеокарты NVIDIA.
Тестовый образец в деталях | ||
---|---|---|
Тактовые частоты (2D/3D) | Чип | 324 МГц/1072 МГц |
Память | 162 МГц/ 1502 МГц | |
Turbo | 1137 МГц | |
Память | Объём | 2048 Мбайт |
Производитель, тип | Samsung, GDDR5 | |
Ширина шины памяти | 192 бит | |
Раскладка | Длина (со слотовой заглушкой) | 24,4 см |
Длина (с кулером) | 24,4 см | |
Высота (с кулером) | 10,7 см | |
Толщина (с кулером) | 3,4 см (два слота) | |
Дополнительное питание | 1x 6 конт. | |
Подсистема питания | 3+1 фазы | |
Кулер | Размер | Два слота |
Радиатор | Никелированные алюминиевые ребра | |
Вентилятор | 1x 65-мм осевой | |
Интерфейсы | 2x DL-DVI 1x DisplayPort 1x HDMI |
|
Комплект поставки | 1x Руководство по быстрой настройке 1x CD с дрйвером 2x переходника питания 1x переходник VGA/DVI 1x плакат 1x наклейка на корпус EVGA |
Настало время более подробно рассмотреть тестовые видеокарты.
Мы традиционно начнём с внешнего вида видеокарты.
Дизайн эталонной версии GeForce GTX 650 Ti Boost от NVIDIA нельзя назвать новым. Сразу же видно, что кулер намного выступает за пределы видеокарты. NVIDIA выбрала для эталонного дизайна радиальный вентилятор. Некоторые производители наверняка возьмут данный дизайн за основу свои видеокарт с минимальными изменениями.
Сзади можно хорошо видеть, что печатная плата намного короче кулера. У GeForce GTX 650 Ti Boost она занимает примерно 3/4 от длины кулера. NVIDIA установила довольно крупный кулер, который заканчивается в задней части радиальным вентилятором-центрифугой. Также сзади оставлены отверстия, позволяющие вентилятору забирать часть воздуха и с этой стороны. В остальном у видеокарты нет ничего примечательного.
Вентилятор-центрифугу NVIDIA и AMD давно любят использовать для своих эталонных решений. Но производители видеокарт не всегда согласны с таким вариантом и часто устанавливают осевые вентиляторы. Сможет ли кулер EVGA победить эталонное решение NVIDIA? Об этом мы поговорим в разделе тестов. Впрочем, поскольку EVGA тоже использовала радиальный вентилятор, отличия должны быть невелики.
NVIDIA указала максимальное энергопотребление видеокарты GeForce GTX 650 Ti Boost на уровне 134 Вт. В дополнение к максимальной обеспечиваемой мощности 75 Вт через интерфейс PCI Express, на видеокарту подается ещё 75 Вт через 6-контактное гнездо питания. Разъём вынесен на самый конец печатной платы, которая занимает 3/4 кулера.
Также есть и разъём SLI, позволяющий объединить две GeForce GTX 650 Ti Boost. Так что NVIDIA предлагает своим клиентам теоретически удвоить производительность видеокарты.
Перейдём к детальному рассмотрению видеокарты.
Как мы уже отмечали, в эталонном дизайне NVIDIA установила радиальный вентилятор, который также забирает воздух и сзади видеокарты. Для этой цели сзади можно видеть два отверстия.
Чипы памяти Samsung работают на частоте 1500 МГц. Каждый чип имеет ёмкость 256 Мбайт. NVIDIA распределила по четыре чипа сзади и спереди печатной платы. 1-Гбайт версия GeForce GTX 650 Ti Boost наверняка будет оснащаться чипами памяти только с одной стороны.
На слотовой заглушке мы наблюдаем типичную конфигурацию из 2x двухканальных выходов DVI (1x DVI-I и 1x DVI-D) и 1x HDMI 1.4a и 1x DisplayPort 1.2. Воздух продувается радиальным вентилятором через кулер, после чего выбрасывается наружу корпуса компьютера через отверстия на слотовой заглушке.
Без кулера видеокарта GeForce GTX 650 Ti Boost кажется намного более компактной. Если посмотреть на область вокруг GPU, то там теоретически достаточно места для установки восьми чипов памяти. Впрочем, чипы памяти не требуют активного охлаждения, так что конфигурация с половиной чипов сзади и спереди печатной платы никаких проблем не вызывает.
Справа от GPU можно видеть основные компоненты для обеспечения питания. Они тоже расположены не вплотную, так что при желании количество фаз можно увеличить. Есть даже площадки с пайкой, так что у производителей видеокарт есть некоторая свобода по количеству фаз. Также можно видеть 6-контактный разъём дополнительного питания, слева от которого располагается гнездо для подключения вентилятора.
Как можно видеть, NVIDIA выбрала для новой видеокарты обновлённую версию GPU GK106, который использовался на GeForce GTX 650 Ti. На старой видеокарте работал чип GK106-220-A1, а на новой GeForce GTX 650 Ti Boost - GK106-240-A1.
Перейдём ко второй видеокарте в нашем обзоре, а именно EVGA GeForce GTX 650 Ti Boost Superclocked.
Видеокарта EVGA тоже использует кулер с радиальным вентилятором. Но для кожуха взят другой материал. В принципе, базовый принцип кулера не изменился, но модель используется другая.
Как можно видеть сзади видеокарты, у EVGA GeForce GTX 650 Ti Boost Superclocked печатная плата короче кулера. EVGA использовала ту же печатную плату, что и у эталонной версии NVIDIA, но выставила намного более высокие тактовые частоты. Ёмкость памяти составляет те же 2048 Мбайт, чипы GDDR5 расположены с двух сторон печатной платы.
Радиальный вентилятор EVGA GeForce GTX 650 Ti Boost Superclocked имеет диаметр 65 мм, то есть он соответствует эталонной версии. Но чтобы визуально улучшить дизайн кулера, EVGA налепила на поверхности кожуха пленку, которая создает впечатление текстурированного алюминия или карбонового волокна.
У видеокарты от EVGA тоже есть возможность объединения двух GPU в конфигурацию SLI. Производительность теоретически будет удваиваться. То есть вы можете приобрести одну EVGA GeForce GTX 650 Ti Superclocked сегодня, а вторую докупить через несколько месяцев.
Отличие в кулерах можно видеть сзади видеокарты. Если у эталонного кулера присутствовало два отверстия для нагнетания воздуха с задней стороны видеокарты, то здесь никаких отверстий нет. Радиальный вентилятор получает свежий воздух только с лицевой стороны видеокарты. Как это скажется на результатах тестов температуры - мы увидим в соответствующем разделе статьи.
Как и в случае эталонной версии видеокарты, у EVGA GeForce GTX 650 Ti Boost Superclocked используется дополнительный 6-контактный разъём питания. Он может обеспечивать до 75 Вт энергии. Вместе со слотом PCI Express видеокарта может получать до 150 Вт мощности. NVIDIA указала максимальное энергопотребление видеокарты 134 Вт. В принципе, из-за разгона видеокарта EVGA может быстро превысить указанную планку, но выше мы привели теоретические значения предельной мощности разъёмов, на практике они могут обеспечивать больше питания.
На слотовой заглушке можно видеть крупные вентиляционные отверстия, через которые видеокарта выбрасывает горячий воздух наружу. EVGA GeForce GTX 650 Ti Boost Superclocked предлагает два двухканальных выхода DVI (1x DVI-I и 1x DVI-D), по одному HDMI 1.4a и DisplayPort 1.2.
Для проведения тестирования мы обновили нашу тестовую систему, а также и поколение драйверов. Процессор Intel Core i7-3960X был разогнан со штатной частоты 3,2 ГГц до 4,2 ГГц, чтобы максимально устранить "узкое место" по производительности CPU. Мы использовали следующие компоненты:
Тестовая конфигурация | |
---|---|
Процессор | Intel Core i7-3960X 3,3 ГГц, разгон до 4,2 ГГц |
Материнская плата | ASUS P9X79 |
Оперативная память | ADATA XPG Gaming Series Low Voltage 4x 2 Гбайт PC3-12800U CL 9-9-9-24 |
Накопитель | ADATA S510 SSD 60 Гбайт |
Блок питания | Seasonic Platinum Series 1000 Вт |
Операционная система | Windows 8 Pro 64 Bit |
Видеокарты | |
NVIDIA | NVIDIA GeForce GTX Titan (837/1502 MHz, 6144 MB) |
NVIDIA GeForce GTX 690 (915/1502 MHz, 4096 MB) | |
NVIDIA GeForce GTX 680 (1006/1502 MHz, 2048 MB) | |
NVIDIA GeForce GTX 670 (915/1502 MHz, 2048 MB) | |
NVIDIA GeForce GTX 660 Ti (915/1502 MHz, 2048 MB) | |
NVIDIA GeForce GTX 660 (1058/1250 MHz, 2048 MB) | |
NVIDIA GeForce GTX 650 Ti (925/1350 MHz 2048 MB) | |
NVIDIA GeForce GTX 650 (1058/1250 MHz, 1024/2048 MB) | |
NVIDIA GeForce GTX 590 (608/1215/854 MHz, 3072 MB - 1536 MB эффект.) | |
NVIDIA GeForce GTX 580 (772/1544/1000 MHz, 1536 MB) | |
NVIDIA GeForce GTX 570 (732/1464/950 MHz, 1280MB) | |
NVIDIA GeForce GTX 560 Ti 448 Cores (732/1464/950 MHz, 1280 MB) | |
NVIDIA GeForce GTX 560 Ti (820/1640/1000 MHz, 1024 MB) | |
NVIDIA GeForce GTX 560 (810/1620/1002 MHz, 1024 MB) | |
NVIDIA GeForce GTX 550 Ti (900/1800/1026 MHz, 1024 MB) | |
AMD | AMD Radeon HD 7970 GHz Edition (1050/1050/1500 MHz, 3072 MB) |
AMD Radeon HD 7970 (925/925/1375 MHz, 3072 MB) | |
AMD Radeon HD 7950 (800/800/1250 MHz, 3072 MB) | |
AMD Radeon HD 7870 (1000/1000/1200 MHz, 2048 MB) | |
AMD Radeon HD 7850 (860/860/1200 MHz, 2048 MB) | |
AMD Radeon HD 7770 (1000/1000/1125 MHz, 1024 MB) | |
AMD Radeon HD 7750 (800/800/1125 MHz, 1024 MB) | |
AMD Radeon HD 6990 (830/830/1250 MHz, 4096 MB - 2048 MB эффект.) | |
AMD Radeon HD 6970 (880/880/1375 MHz, 2048 MB) | |
AMD Radeon HD 6950 (800/800/1200 MHz, 2048 MB) | |
AMD Radeon HD 6870 (900/900/1050 MHz, 1024 MB) | |
AMD Radeon HD 6850 (775/775/1000 MHz, 1024 MB) | |
AMD Radeon HD 6790 (840/840/1050 MHz, 1024 MB) | |
AMD Radeon HD 6770 (850/850/1200 MHz, 1024 MB) | |
Драйвер | |
NVIDIA | GeForce 314.22 |
AMD | Catalyst 13.2 Beta 5 |
Мы выражаем благодарность ASUS, Intel, ADATA, Thermaltake и Seasonic за предоставленные компоненты.
Настройки драйверов NVIDIA:
- Текстурная фильтрация: Качество
- Сглаживание- гамма-коррекция: Да
- Текстурная фильтрация - оптимизация анизотропии: Нет
- Текстурная фильтрация - отрицательный LOD Bias: Заблокировано
Текстурные настройки AMD:
- Текстурная фильтрация: Качество
- Catalyst AI: Выключен/ Качество
Ниже приведены настройки тестов, использованных нами:
Futuremark 3DMark 11 (DX11):
- Entry
- Performance
- Extreme
Futuremark 3DMark (DX11):
- Ice Storm
- Cloud Gate
- Fire Strike
- Fire Strike Extreme
- Sala
Compute Mark (Complex):
- Fluid 3D
- Fluid 2D
- Mandel Vektor
- Mandel Skalar
- RayTracing
Unigine Valley (DX11):
- 1680x1050 1xAA/AF
- 1680x1050 8xAA/16xAF
- 1920x1080 1xAA/AF
- 1920x1080 8xAA/16xAF
- 2560x1600 1xAA/AF
- 2560x1600 8xAA/16xAF
Anno 2070 (DX11):
- 1680x1050 1xAA/AF
- 1680x1050 MLAA 16xAF
- 1920x1080 1xAA/AF
- 1920x1080 MLAA 16xAF
- 2560x1600 1xAA/AF
- 2560x1600 MLAA 16xAF
Battlefield 3 (DX11):
- 1680x1050 1xAA/AF
- 1680x1050 4xMSAA 16xAF
- 1920x1080 1xAA/AF
- 1920x1080 4xMSAA 16XAF
- 2560x1600 1xAA/AF
- 2560x1600 4xMSAA 16xAF
Call of Duty: Black Ops II (DX11):
- 1680x1050 1xAA/AF
- 1680x1050 8xMSAA+FXAA 16xAF
- 1920x1080 1xAA/AF
- 1920x1080 8xMSAA+FXAA 16XAF
- 2560x1600 1xAA/AF
- 2560x1600 8xMSAA+FXAA 16xA
Crysis Warhead (DX10):
- 1680x1050 1xAA/AF
- 1680x1050 8xMSAA 16xAF
- 1920x1080 1xAA/xAF
- 1920x1080 8xMSAA 16xAF
- 2560x1600 1xAA/AF
- 2560x1600 8xMSAA 16xAF
The Elder Scrolls V: Skyrim (DX9):
- 1680x1050 1xAA/AF
- 1680x1050 8xAA+FXAA 16xAF
- 1920x1080 1xAA/AF
- 1920x1080 8xAA+FXAA 16xAF
- 2560x1600 xAA/AF
- 2560x1600 8xAA+FXAA 16xAF
Far Cry 3 (DX11):
- 1680x1050 8xAAx16xAF
- 1920x1080 8xAA/16xAF
- 2560x1600 8xAA/16xAF
Hitman: Absolution (DX11):
- 1680x1050 8xMSAA/16xAF
- 1920x1080 8xMSAA/16xAF
- 2560x1600 8xMSAA/16xAF
Перейдём к оценке уровня шума, энергопотребления и температуры видеокарты GeForce GTX 650 Ti Boost в эталонной версии и в модели от EVGA.
Энергопотребление всей системы в режиме бездействия, Вт.
Из-за очень близких чипов энергопотребление GeForce GTX 650 Ti Boost должно мало отличаться от "обычной" 650 Ti в режиме бездействия. Это мы и получили на практике: разница между 102,9 и 103,2 Вт невелика, пользователь компьютера её вряд ли заметит. Оба представителя семейства Radeon HD 7790 показали чуть более высокий результат.
Энергопотребление всей системы под нагрузкой, Вт.
Под нагрузкой ситуация оказывается несколько иной. Будем надеяться, что потенциал производительности у GeForce GTX 650 Ti Boost окажется выше, как и соотношение производительности на ватт. Наша эталонная видеокарта вместе с системой потребляла 303,1 Вт под нагрузкой, у видеокарты EVGA GeForce GTX 650 Ti Boost Superclocked мы получили энергопотребление 330,8 Вт - в данном отношении сказались и добавление GPU Boost, и более высокая тактовая частота.
Видеокарта AMD Radeon HD 7790 потребляет под нагрузкой заметно меньше энергии, что вполне предсказуемо. Всё же AMD указала максимальное энергопотребление 85 Вт вместо 134 Вт у новинки NVIDIA.
Температура в режиме бездействия, градусы Цельсия.
Результаты энергопотребления хорошо соответствуют результатам измерения температуры в режиме бездействия. AMD с видеокартой Radeon HD 7790 удалось разработать GPU, ориентированный на нижний сегмент массового рынка. Он отлично охлаждается - мы получили температуру GPU всего 30 °C. У NVIDIA и EVGA с видеокартой GeForce GTX 650 Ti Boost результаты уже не такие низкие, хотя температура 34 и 35 °C, вне всякого сомнения, хороша для режима бездействия.
Температура под нагрузкой, градусы Цельсия.
Результаты под нагрузкой вновь оказываются более интересными. Можно видеть, что у видеокарты Radeon HD 7790 наблюдается очень низкая температура 62 °C. Данный GPU не представляет проблем ни для какого кулера. С видеокартами GeForce GTX 650 Ti Boost ситуация иная. Эталонная версия показала заметно меньшие температуры 69 °C, но GPU на видеокарте EVGA GeForce GTX 650 Ti Superclocked нагревался до 76 °C. Температура уже приближается к верхнему порогу, будем надеяться, что подобный рост компенсируется низким уровнем шума.
Уровень шума в режиме бездействия, дБ(А).
В режиме бездействия уровень шума AMD Radeon HD 7790 приятно радует. EVGA тоже неплохо поработала с видеокартой GeForce GTX 650 Ti Boost Superclocked, уровень шума которой составляет всего 35,1 дБ(А) в режиме бездействия - в системе с кулером CPU такой уровень шума вряд ли будет заметен. Эталонный кулер NVIDIA работает чуть громче - 36,4 дБ(A).
Уровень шума под нагрузкой, дБ(А).
Под нагрузкой ситуация оказалась более интересной. Две видеокарты на AMD Radeon HD 7790 явно выходят в лидеры. Как мы уже упомянули, они отличаются очень низким энергопотреблением, поэтому система охлаждения работает без особой нагрузки. Остаётся только оценить, будет ли производительность на уровне.
Вместе с тем EVGA неплохо поработала над системой управления вентилятором. GPU у EVGA нагревается сильнее, но это не приводит к значительному повышению уровня шума, что радует. Эталонная видеокарта с уровнем шума 51,5 дБ(A) работает ощутимо громко, в случае EVGA видеокарта обеспечивает более высокую производительность, сильнее нагревается, но шумит чуть меньше - 50,6 дБ(А).
Мы добавили в наши тесты предыдущее поколение 3DMark. 3DMark 11 является первым тестом, полностью ориентированным на DirectX 11, от разработчика Futuremark. Именно по этой причине тест интенсивно использует тесселяцию, глубину поля резкости, объёмное освещение и DirectCompute. Вполне логичным кажется требование по наличию многоядерного процессора с количеством ядер не меньше четырёх. Скачать тест можно в соответствующем разделе нашего сайта.
Новый тест Futuremark 3DMark позволяет сравнивать разные устройства, от смартфонов до high-end ПК. В тесте предоставляются три пресета, которые охватывают все сферы производительности благодаря изменяемым настройкам. Конечно, в тесте используются такие технологии, как тесселяция, глубина поля резкости, объемное освещение и DirectCompute. Тестовый прогон Firestrike Extreme должен поставить даже high-end видеокарты "на колени". Скачать тест Futuremarks 3DMark можно в соответствующем разделе сайта.
Тест Unigine Heaven неплохо показал себя в будущем в качестве платформы для сравнения производительности, недавно он был улучшен в виде версии Valley. Тест создаёт ландшафт площадью 64 млн. квадратных метров, который накладывает высокую нагрузку на современные GPU, в том числе, благодаря богатой растительности и динамически изменяемой погоде. Встроенный тест оценивает производительность в различных окружениях, что позволяет составить полную общую картину производительности. Скачать Unigine Valley можно на сайте разработчика.
AMD и NVIDIA всегда подчёркивают вычислительную производительность своих GPU. И в дополнение к многочисленным движкам с поддержкой OpenCL, мы также решили оценить вычислительную производительность отдельно. Мы взяли тест LuxMark 2.0, тестовую сцену "Sala" с использованием RayTracing, результат теста выводится в сэмплах в секунду. Скачать LuxMark 2.0 можно по следующей ссылке.
С помощью теста ComputeMark мы пытались более точно оценить вычислительную производительность GPU. Тест основан на автоматическом выполнении нескольких вычислительных сценариев, которые накладывают различные требования к "железу". Вычислительная мощность тесту предоставляется через API DirectX 11 Compute. Среди всего прочего тест включает сценарий отслеживания лучей (RayTracing). Скачать ComputeMark можно на сайте разработчика.
Действие пятой игры в семействе The Elder Scrolls разворачивается в провинции Skyrim. Сюжет игры построен вокруг возвращения драконов, что было предсказано в древних свитках ("Elder Scrolls"). Геймер играет роль "довакина", то есть персонажа с телом человека и душой дракона. В игре вам предстоит сражаться не только с обычными тварями, но и с драконами. Добавим к этому реалистичные улицы и захватывающие дух пейзажи, уходящие в горизонт. Благодаря отличной детализации растительности и значительной дальности видимости Skyrim может нагрузить любую видеокарту.
Разработчиков Crysis можно поблагодарить за то, что их игра стала тестом де-факто графических возможностей ПК. Движок Cry Engine всегда отличался тем, что мог "поставить на колени" даже новейшие high-end системы. Именно по этой причине для наших тестов мы взяли дополнение Crysis Warhead. Мы запускали Crysis в режиме DirectX 10 с максимальным уровнем детализации.
С игрой Crysis 3 мы получили нового технологического лидера. Игра поддерживает только видеокарты класса DirectX 11, так что Crytek, разработчик Crysis 3, однозначно задал направление развития. В игре используются тесселяция и мощные алгоритмы пост-обработки для сглаживания, способные "поставить на колени" даже новейшие видеокарты.
Black Ops 2 - последняя часть в игровой линейке "Call of Duty", при этом новое дополнение опирается на различные улучшения движка. Мир находится в состоянии холодной войны между Китаем и США за драгоценные редкоземельные металлы. Запрет экспорта привёл к кибератаке, парализовавшей китайский фондовый рынок. Конфликт разворачивается между двумя сторонами, которые, тем не менее, избегают открытого противостояния.
<Игра Anno 2070 отличается от предшествующих игр серии тем, что действие происходит не в прошлом, а через 60 лет в будущем. Геймплей во многом похож, то есть вам нужно исследовать и открывать острова, колонизировать их, создавать циклы производства продукции и развития поселений, чтобы удовлетворять потребности общества, а также выстраивать дипломатические отношения с соседями. В игру были введены три фракции: Эко/Eco нацеливаются на развитие возобновляемых источников энергии и сохранение природы, Магнаты/Tycoons не стесняются загрязнять окружающую среду ради прибыльной работы тяжелой промышленности. Третья фракция Техи/Techs развивают новые технологии и осваивают морские глубины. Большие острова, живая флора и фауна, впечатляющие эффекты воды и растительности - всё это в изобилии имеется в игре благодаря движку Related Designs (DX11), и высокие настройки детализации накладывают немалую нагрузку на видеокарту.
Семейство Battlefield недавно получило уже третью итерацию, позволяющую геймерам сражаться друг с другом на масштабных аренах. В игре можно выбирать бойцов разной специализации, воевать с помощью реалистично смоделированного оружия и техники. Добавьте к этому мощный движок Frostbite 2 (DX11), обеспечивающий глубокое погружение в игру. Благодаря продвинутой системе совершенствований, достижений и роста персонажа интерес к игре не будет ослабевать в течение долгого времени, добавьте к этому возможность разблокирования оружия и гаджетов. Так что длительное наслаждение третьей игрой в семействе Battlefield гарантировано.
Самая новая игра в семействе Far Cry построена на движке Dunia Engine 2, разработчиком выступила Ubisoft. Геймер традиционно переносится на тропический остров, где он играет роль протагониста Джейсона Броди, попавшего на остров со своими друзьями. Главного героя со всей честной компанией захватывают в плен пираты, поэтому выбираться придётся в одиночку. А потом, с помощью местных жителей, геймеру придётся вызволять из плена друзей и расстреливать врагов. Far Cry 3, как и две предыдущие версии игры, радует впечатляющей графикой. В режиме DirectX 11 картинка значительно улучшается сглаживанием, технологией Ambient Occlusion и красивыми текстурами. Добавим к этому высокую плотность деталей, так что даже high-end видеокартам придётся нелегко.
Hitman: Absolution можно назвать наследницей предыдущей игры Hitman: Blood Money. Главный персонаж - агент 47, работающий профессиональным киллером. В Hitman: Absolution агенту 47 предстоит узнать, что бывшие друзья предали его и покинули. Так что придётся заняться обычным делом, чтобы распутать ситуацию. Игра Hitman: Absolution базируется на движке Glacier 2, который способен нагрузить даже high-end видеокарты.
Мы также проверили потенциал разгона обеих видеокарт, эталонной версии и EVGA GeForce GTX 650 Ti Boost Superclocked. Мы получили следующие результаты.
У эталонной видеокарты GeForce GTX 650 Ti Boost мы смогли разогнать GPU с базовой частоты 980 МГц до 1143 МГц. Но при этом технология GPU Boost срабатывала не до технически возможных 1198 МГц, а ограничивалась в большинстве случаев всего 1160 МГц. Память GDDR5 мы смогли разогнать до частоты 1745 МГц вместо штатных 1502 МГц.
У видеокарты EVGA GeForce GTX 650 Ti Boost Superclocked разгон получился более удачным, мы смогли увеличить тактовую частоту со штатного уровня 1072 МГц до 1258 МГц. Благодаря технологии GPU Boost тактовая частота увеличивалась до 1320 МГц на короткое время, но затем срабатывал троттлинг из-за порога энергопотребления. Для памяти мы смогли получить частоту 1765 МГц, что можно назвать приличным разгоном по сравнению со штатным уровнем 1502 МГц.
Разгон привел к следующим результатам производительности:
Конечно, повышение тактовой частоты также привело к росту энергопотребления, температуры и уровня шума.
Энергопотребление всей системы под нагрузкой, Вт.
Температура под нагрузкой, градусы Цельсия.
Уровень шума под нагрузкой, дБ(А).
AMD с видеокартой Radeon HD 7790 закрыла брешь между Radeon HD 7770 и 7850, но так ли это было необходимо? С новым GPU "Bonaire" видеокарта Radeon HD 7790 кажется своего рода пробным шагом для слегка модифицированной архитектуры, которая будет значительно расширена к концу года. Но в данной статье мы обсуждаем не Radeon HD 7790, хотя видеокарта NVIDIA GeForce GTX 650 Ti Boost и является прямым ответом NVIDIA. Но даже эталонная версия NVIDIA слишком заметно обгоняет Radeon HD 7790 (даже после разгона последнего). Не говоря уже о EVGA GeForce GTX 650 Ti Boost Superclocked.
Впрочем, некоторые тесты всё же позволяют говорить о паритете. Возьмём, например, игру Anno 2070, в которой видеокарта Gigabyte Radeon HD 7790 обошла эталонную версию GeForce GTX 650 Ti Boost. Но в большинстве других тестов две новинки NVIDIA оставляют конкурентов AMD далеко позади. Также отметим, что видеокарты GeForce GTX 650 Ti Boost выигрывают от большего объёма памяти 2048 Мбайт, который в два раза превышает ёмкость памяти конкурента AMD Radeon HD 7790. Добавим к этому и на 50% более широкий интерфейс памяти.
{jphoto image=35225}
Но высокая производительность хорошо заметна по уровню энергопотребления. Две видеокарты Radeon HD 7790 даже под полной нагрузкой потребляют намного меньше энергии, чем эталонная GeForce GTX 650 Ti Boost и, в особенности, EVGA Superclocked, разница составляет больше 60 Вт. К сожалению, прирост производительности не соответствует разнице в энергопотреблении, поэтому за AMD Radeon HD 7790 остаётся лидерство по соотношению производительности на ватт. Но если энергопотребление для вас не принципиально, то видеокарта GeForce GTX 650 Ti Boost обеспечит явное преимущество.
Нам очень понравилась видеокарта EVGA GeForce GTX 650 Ti Boost Superclocked. Даже под стрессовой нагрузкой она допускала небольшое увеличение температуры, но вентилятор работал тише по сравнению с эталонной видеокартой. Добавим к меньшему уровню шума и существенный заводской разгон, который приводит к заметному приросту производительности.
EVGA GeForce GTX 650 Ti Boost Superclocked | |
---|---|
Розничная цена | - |
Сайт производителя | EVGA |
Технические спецификации | |
GPU | GK106 (GK106-240-A1) |
Техпроцесс | 28 нм |
Число транзисторов | 2,54 млрд. |
Тактовая частота GPU (базовая частота) | 1072 МГц |
Тактовая частота GPU (частота Boost) | 1137 МГц |
Частота памяти | 1502 МГц |
Тип памяти | GDDR5 |
Пропускная способность памяти | 1024 / 2048 Мбайт |
Ширина шины памяти | 192 бита |
Пропускная способность памяти | 144,2 Гбайт/с |
Версия DirectX | 11.0 |
Потоковые процессоры | 786 (1D) |
Текстурные блоки | 64 |
Конвейеры растровых операций (ROPs) | 24 |
Пиксельная скорость заполнения | 23,5 Гпиксель/с |
SLI/CrossFire | SLI |
Уровень шума | |
В режиме бездействия | 35,1 дБ(A) |
Под нагрузкой | 50,6 дБ(A) |
Энергопотребление | |
В режиме бездействия | 103,2 Вт |
Под нагрузкой | 330,8 Вт |
Температура | |
В режиме бездействия | 34 °C |
Под нагрузкой | 76 ° |
И вновь видеокарта AMD Radeon HD 7790 (даже в варианте от Gigabyte) не может конкурировать с NVIDIA GeForce GTX 650 Ti Boost - особенно с версией EVGA Superclocked. Производители GPU по-разному подошли к представлению новых видеокарт. AMD решила выпустить полностью новый чип. NVIDIA же взяла знакомую нам GeForce GTX 650 Ti, увеличила базовую тактовую частоту и добавила технологию GPU Boost, после чего новинка стала представлять опасность даже для собственных "старших" видеокарт NVIDIA для массового рынка.
По доступности и ценам пока известно мало. Какие цены установятся на видеокарты NVIDIA? Подождём - увидим.
Альтернативы? Обе видеокарты появились совсем недавно и ещё не успели утвердиться на рынке, чтобы составить о них впечатление. Всё же получение в тестовую лабораторию эталонной версии видеокарты для оценки рынка недостаточно. AMD нацелилась на ценовой сегмент Radeon HD 7850 с ценой 139 евро в Европе (от 5,5 тыс. рублей в России). NVIDIA выбрала схожий подход с видеокартой NVIDIA GeForce GTX 650 Ti Boost, опасно приблизившись к цене GeForce GTX 660 (от 6,8 тыс. рублей в России). Впрочем, нам предстоит дождаться появления видеокарт на рынке, чтобы можно было говорить об их ценах. В ближайшем будущем мы планируем представить сводный обзор видеокарт AMD Radeon HD 7790 и GeForce GTX 650 Ti от разных производителей.
Личное мнение
При близком рассмотрении стало понятно, что AMD с новым чипом "Bonaire" проделала намного больше работы, чем показалось на первый взгляд. Обидно, что AMD так мало рассказала о том, что было добавлено с чипом "Bonaire". Новая технология PowerTune технически интересна, но насколько она актуальна для видеокарты нижнего уровня массового рынка? С видеокартой AMD Radeon HD 7790 мы можем приоткрыть завесу тайны над новыми моделями, которые ожидают нас в конце года.
NVIDIA реализовала GeForce GTX 650 Ti Boost намного проще. К уже известному GK106 была добавлена новая функция GPU Boost. Получившаяся видеокарта по производительности больше соответствует уже не AMD Radeon HD 7790, а собственным моделям NVIDIA среднего ценового уровня. Если NVIDIA сможет удержать цену 165 евро за модели, подобные разогнанной EVGA GeForce GTX 650 Ti Boost, то мы получим весьма интересный вариант производительности за свою цену. (Андрей Шиллинг).
Преимущества EVGA GeForce GTX 650 Ti Boost Superclocked:
- Более чем достаточная производительность для большинства игр в Full-HD
- Очень хороший уровень заводского разгона
- Тихая работа под нагрузкой
- Низкое энергопотребление в режиме бездействия
- PCI Express 3.0
- DirectX 11
Недостатки EVGA GeForce GTX 650 Ti Boost Superclocked:
- Высокое энергопотребление под нагрузкой
- Пока недоступна в продаже