Тест и обзор: 2x GeForce GTX 690 в Quad SLI

Опубликовано:

gtx690sli-logoС объявлением GeForce GTX 690 NVIDIA представила самую быструю видеокарту на рынке (тест и обзор Hardwareluxx). Конечно, если вам не требуется двух GPU, то вполне можно довольствоваться и топовым одиночным решением GeForce GTX 680 (тест и обзор Hardwareluxx). Но что мешает пользователю GeForce GTX 690 установить две карты в систему, чтобы получить сборку Quad SLI? Мы решили именно так и поступить, что обеспечило нашу систему четырьмя GPU и позволило наслаждаться играми в высоких разрешениях до 5760 x 1080 пикселей. Мы также сравнили производительность нашей сборки с двумя GeForce GTX 670 и 680 в SLI и парой Radeon HD 7970 в Crossfire. Впрочем, все эти варианты мы привели для сравнения, поскольку они намного дешевле цены двух GeForce GTX 690.

Особое спасибо мы хотим высказать EVGA за предоставление второй GeForce GTX 690.

В следующей таблице мы привели характеристики GeForce GTX 690, а также и системы Quad SLI:

NVIDIA GeForce GTX 690 NVIDIA GeForce GTX 690 Quad-SLI
Розничная цена Около 929 евро в Европе Около 1858 евро в Европе
Сайт производителя Страница NVIDIA GeForce GTX 690 Страница NVIDIA GeForce GTX 690
Технические спецификации
GPU 2x GK104 (GK104-355-A2) 4x GK104 (GK104-355-A2)
Техпроцесс 28 нм 28 нм
Число транзисторов 2x 3,54 млрд. 4x 3,54 млрд.
Тактовая частота GPU 915 МГц + Boost (1019 МГц) 915 МГц + Boost (1019 МГц)
Тактовая частота памяти 1502 МГц 1502 МГц
Тип памяти GDDR5 GDDR5
Объем памяти 2x 2048 Мбайт 4x 2048 Мбайт
Интерфейс памяти 2x 256 бит 4x 256 бит
Пропускная способность памяти 2x 192,2 Гбайт/с 4x 192,2 Гбайт/с
Версия DirectX 11.1 11.1
Потоковые процессоры 2x 1536 (1D) 4x 1536 (1D)
Текстурные блоки 2x 128 4x 128
ROP 2x 32 4x 32
Пиксельная скорость заполнения 2x 29,3 Гпиксель/с 4x 29,3 Гпиксель/с
Минимальное энергопотребление 15 Вт 2x 15 Вт
Максимальное энергопотребление 300 Вт 2x 300 Вт
SLI/CrossFire SLI SLI

Конечно, установка двух видеокарт в SLI не привела к изменению тактовых частот. По техническим причинам мы не могли просто сложить память двух видеокарт, поскольку каждый GPU получает по-прежнему "только" 2048 Мбайт памяти, подключенные по 256-битной шине. Но потенциал производительности обещает быть приличным, так как в конфигурации Quad SLI задействованы 14,2 млрд. транзисторов. В общей сложности на пользователя работают 6144 процессора CUDA, 512 текстурных блоков и 128 конвейеров растровых операций ROP. Потрясающая мощь!

Никаких чудес по энергопотреблению и уровню шума мы не получили. Хотя GeForce GTX 690 для high-end видеокарты с двумя GPU работала достаточно тихо и прохладно, команда из двух видеокарт потребляет приличную мощность энергии, которую нужно выбрасывать наружу в виде тепла, уровень шума при этом получается соответствующим.


alles

Конечно, помимо впечатляющих технических данных, две видеокарты поражают и визуально. Впечатление подкрепляется и тем, что за две видеокарты вам придётся выложить почти 2000 евро в Европе. В России на момент публикации, к сожалению, видеокарты ещё не появились в продаже.

alles

Конечно, почти за 2000 евро вы получаете красивый комплект "железа", Nvidia постаралась и данном отношении. Немало тому способствует высококачественный кожух системы охлаждения из магниевого сплава.

alles

На каждой видеокарте GeForce GTX 690 присутствуют бесчисленные компоненты поверхностного монтажа SMD, с задней стороны платы хорошо заметна техническая сложность изделия.

alles

Две видеокарты оснащены парой 8-контактных разъемов дополнительного питания каждая. Подобную мощь питания увидишь не каждый день - в конце концов, теоретически вы можете подавать на видеокарты до 750 Вт энергии.

alles

Две видеокарты GeForce GTX 690 занимают немало места в корпусе, причём их нужно разделять, как минимум, на один свободный слот, иначе видеокартам просто не будет хватать свежего воздуха.

Если в вашем корпусе есть боковое окно, то пара логотипов "GeForce GTX" будут приятно смотреться. Вам будет, чем удивить друзей и знакомых.

alles

К каждому GPU "Kepler" вы можете подключить до шести из дисплеев. Но из-за нехватки места на панели ввода/вывода у большинства видеокарт на заглушке вынесены только четыре выхода. В случае установки двух GeForce GTX 690 в систему вы получаете немало возможностей подключения.

GTX690sli-dvi

С другой стороны, система Quad SLI позволяет использовать только определенные порты DVI. Они показаны зелёным цветом на рисунке выше.

Мы столкнулись с некоторыми проблемами, пытаясь запустить нашу систему Quad SLI без ошибок. В идеальном случае всё должно было заработать после установки двух видеокарт и подключения их мостиком SLI. Однако наши карты желали работать только в виде конфигурации 3-Way SLI. Один GPU всегда находился в режиме бездействия, мы перепробовали всевозможные конфигурации с другими видеокартами, мостиками SLI и без них, а также переустанавливая различные версии драйверов. Через несколько часов экспериментов в панели управления NVIDIA Control Panel, наконец, появилась конфигурация Quad SLI, и мы приступили к тестам и измерениям.

gtx690sli-nvidia 


Для проведения тестирования мы обновили нашу тестовую систему, а также и поколение драйверов. Процессор Intel Core i7-3960X был разогнан со штатной частоты 3,2 ГГц до 4,2 ГГц, чтобы максимально устранить "узкое место" по производительности CPU. Мы использовали следующие компоненты:

Тестовая конфигурация
Процессор Intel Core i7-3960X 3,3 ГГц разгон до 4,2 ГГц
Материнская плата ASUS P9X79
Память ADATA XPG Gaming Series Low Voltage 4x 2 Гбайт PC3-12800U CL 9-9-9-24
Накопитель ADATA S510 SSD 60 Гбайт
Блок питания Seasonic Platinum Series 1000 Вт
Операционная система Windows 7 64 Bit с SP1
Видеокарты
NVIDIA NVIDIA GeForce GTX 690 (915/1502 МГц, 4096 Мбайт)
NVIDIA GeForce GTX 680 (1006/1502 МГц, 2048 Мбайт)
NVIDIA GeForce GTX 670 (915/1502 МГц, 2048 Мбайт)
NVIDIA GeForce GTX 590 (608/1215/854 МГц, 3072 Мбайт - 1536 Мбайт эффективное значение) 
NVIDIA GeForce GTX 580 (772/1544/1000 МГц, 1536 Мбайт)
NVIDIA GeForce GTX 570 (732/1464/950 МГц, 1280 Мбайт)
NVIDIA GeForce GTX 560 Ti 448 Cores (732/1464/950 МГц, 1280 Мбайт) 
NVIDIA GeForce GTX 560 Ti (820/1640/1000 МГц, 1024 Мбайт)
NVIDIA GeForce GTX 560 (810/1620/1002 МГц, 1024 Мбайт) 
NVIDIA GeForce GTX 550 Ti (900/1800/1026 МГц, 1024 Мбайт)
AMD AMD Radeon HD 7970 (925/925/1375 МГц, 3072 Мбайт) 
AMD Radeon HD 7950 (800/800/1250 МГц, 3072 Мбайт) 
AMD Radeon HD 7870 (1000/1000/1200 МГц, 2048 Мбайт) 
AMD Radeon HD 7850 (860/860/1200 МГц, 2048 Мбайт) 
AMD Radeon HD 7770 (1000/1000/1125 МГц, 1024 Мбайт) 
AMD Radeon HD 7750 (800/800/1125 МГц, 1024 Мбайт)
AMD Radeon HD 6990 (830/830/1250 МГц, 4096 Мбайт - 2048 Мбайт эффективное значение) 
AMD Radeon HD 6970 (880/880/1375 МГц, 2048 Мбайт) 
AMD Radeon HD 6950 (800/800/1200 МГц, 2048 Мбайт)
AMD Radeon HD 6870 (900/900/1050 МГц, 1024 Мбайт)
AMD Radeon HD 6850 (775/775/1000 МГц, 1024 Мбайт)
AMD Radeon HD 6790 (840/840/1050 МГц, 1024 Мбайт)
AMD Radeon HD 6770 (850/850/1200 МГц, 1024 Мбайт)
Драйверы:
NVIDIA GeForce 301.34 WHQL
AMD Catalyst 12.4

Компоненты для нашей тестовой системы были предоставлены ASUS, Intel, ADATA, Thermaltake и Seasonic. Мы выражаем благодарность данным компаниям за предоставленные компоненты!

Настройки драйверов NVIDIA:

Текстурные настройки AMD:

Ниже приведены настройки тестов, использованных нами:

Futuremark 3DMark 11 (DX11):

LuxMark 2.0 (OpenCL):

Anno 2070 (DX11):

Battlefield 3 (DX11):

Call of Duty: Modern Warfare 3 (DX9):

Crysis Warhead (DX10):

Crysis 2 (DX11):

Rage (OpenGL):

The Elder Scrolls V: Skyrim (DX9):

The Witcher 2 (DX9):

Metro 2033 (DX11):


Мы традиционно начнём наши тесты с измерения энергопотребления.

mess1

NVIDIA обещает для GTX 690 15 Вт в режиме бездействия. В нашей тестовой системе энергопотребление двух видеокарт увеличилось на 20 Вт, со 120 до 140 Вт. Обратите внимание, что две видеокарты GeForce GTX 690 потребляют в режиме бездействия меньше энергии, чем одна GeForce GTX 590. В любом случае, если вы можете позволить себе пару видеокарт за 2000 евро, то энергопотребление системы 140 Вт вас вряд ли смутит.

mess1

Под нагрузкой мы наблюдаем совершенно иную картину. Для одной GeForce GTX 690 мы отмечали хорошее соотношение производительности на ватт. Но с двумя видеокартами наша система стала потреблять 743 Вт - значительно больше предыдущего "рекорда".

mess1

Благодаря хорошей системе охлаждения видеокарта GeForce GTX 690 продемонстрировала довольно низкие уровни температуры в нашем первом обзоре. Два свободных слота между двумя видеокартами обеспечивают конфигурациюQuad SLI достаточным количеством воздуха - никаких проблем мы не наблюдаем.

mess1

Под нагрузкой температуры заметно увеличиваются, высокий уровень тепловыделения становится заметен и по росту температуры внутри корпуса. Однако наша тестовая система довольно хорошо вентилировалась, горячий воздух быстро и эффективно выбрасывался за пределы корпуса. Но если вы планируете собирать компьютер с конфигурацией Quad SLI, то учитывайте необходимость хорошей вентиляции.

mess1

Конечно, мы измеряем не только энергопотребление, но и уровень шума. Как можно видеть по результатам, система охлаждения видеокарт работает весьма эффективно, причём в режиме бездействия это касается и одной видеокарты, и двух. Впрочем, если вы приобрели две GeForce GTX 690, то наверняка не для того, чтобы они простаивали без дела, не так ли? Перейдём к результатам под нагрузкой.

mess1

Под нагрузкой две GeForce GTX 690 шумят не меньше пылесоса. С одной видеокартой уровень шума 52,4 дБ(A) уже был значительный, но с добавлением второй видеокарты он увеличился до 56,7 дБ(A). Так что мы рекомендуем использовать в наушники или включать звук в игре на полную громкость.


Мы добавили в наши тесты последнее поколение 3DMark. 3DMark 11 является первым тестом, полностью ориентированным на DirectX 11, от разработчика Futuremark. Именно по этой причине тест интенсивно использует тесселяцию, глубину поля резкости, объёмное освещение и DirectCompute. Вполне логичным кажется требование по наличию многоядерного процессора с количеством ядер не меньше четырёх. Скачать тест можно в соответствующем разделе нашего сайта.

3dmark11_2_rs 3dmark11_1_rs
3dmark11_4_rs 3dmark11_3_rs

3dmark1

3dmark1

3dmark1


AMD и NVIDIA всегда подчёркивают вычислительную производительность своих GPU. И в дополнение к многочисленным движкам с поддержкой OpenCL, мы также решили оценить вычислительную производительность отдельно. Мы взяли тест LuxMark 2.0, тестовую сцену "Sala" с использованием RayTracing, результат теста выводится в сэмплах в секунду.

Скачать LuxMark 2.0 вы можете бесплатно по следующей ссылке.

luxmark-1-rsluxmark-2-rs

luxmark-3-rsluxmark-4-rs

luxmark 


Во второй части знаменитой ролевой саги "Ведьмак/The Witcher" Геральту из Ривии снова противостоят полчища тварей. С помощью меча и магии игроку предстоит пройти многочисленные локации фантастического игрового мира, радующего вниманием к деталям. Вторая часть игры под названием "Убийца королей/Assassins of Kings" стала успешным продолжением первой игры в развитии нелинейного сюжета, когда действия игрока влияют на ход игры. Игра вышла в 2010 году, и специально разработанный для неё Red Engine (DX9) смог поднять стандарты качества графики ролевых игр на новую планку. Геймеры и журналисты с одобрением встретили новую игру. И разработчики движка RED, компания CD Projekt, не зря назвали свой движок "лучшим в мире для ролевых игр".

Crysis1_rsCrysis2_rs
Crysis3_rs Crysis4_rs

witcher1

witcher1

witcher1

witcher1

witcher1

witcher1


Игра Call of Duty - Modern Warfare 3, вышедшая в конце 2011 года, стала восьмой в весьма успешном семействе. Шутер от первого лица позволяет насладиться активным геймплеем в реальном режиме времени, который перемежается с сюжетными вставками кинематографического качества. Геймер погружается в брутальную атмосферу игры благодаря богатым возможностям движка IW Engine 4.0 (DX9), оказываясь в гуще боевых событий. Если верить разработчикам, движок отличается от конкурирующих решений возможностью вертикального геймплея и проработанными детализованными текстурами.

ResidentEvil1_rs ResidentEvil2_rs
ResidentEvil3_rs ResidentEvil4_rs

cod1

cod1

cod1


Игра Anno 2070 отличается от предшествующих игр серии тем, что действие происходит не в прошлом, а через 60 лет в будущем. Геймплей во многом похож, то есть вам нужно исследовать и открывать острова, колонизировать их, создавать циклы производства продукции и развития поселений, чтобы удовлетворять потребности общества, а также выстраивать дипломатические отношения с соседями. В игру были введены три фракции: Эко/Eco нацеливаются на развитие возобновляемых источников энергии и сохранение природы, Магнаты/Tycoons не стесняются загрязнять окружающую среду ради прибыльной работы тяжелой промышленности. Третья фракция Техи/Techs развивают новые технологии и осваивают морские глубины. Большие острова, живая флора и фауна, впечатляющие эффекты воды и растительности - всё это в изобилии имеется в игре благодаря движку Related Designs (DX11), и высокие настройки детализации накладывают немалую нагрузку на видеокарту.

 
 

anno1

anno1

anno1

anno1

anno1

anno1


Семейство Battlefield недавно получило уже третью итерацию, позволяющую геймерам сражаться друг с другом на масштабных аренах. В игре можно выбирать бойцов разной специализации, воевать с помощью реалистично смоделированного оружия и техники. Добавьте к этому мощный движок Frostbite 2 (DX11), обеспечивающий глубокое погружение в игру. Благодаря продвинутой системе совершенствований, достижений и роста персонажа интерес к игре не будет ослабевать в течение долгого времени, добавьте к этому возможность разблокирования оружия и гаджетов. Так что длительное наслаждение третьей игрой в семействе Battlefield гарантировано.

ResidentEvil1_rs ResidentEvil2_rs
ResidentEvil3_rs ResidentEvil4_rs

bf1

bf1

bf1

bf1

bf1

bf1


Разработчиков Crysis можно поблагодарить за то, что их игра стала тестом де-факто графических возможностей ПК. Движок Cry Engine всегда отличался тем, что мог "поставить на колени" даже новейшие high-end системы. Именно по этой причине для наших тестов мы взяли дополнение Crysis Warhead. Мы запускали Crysis в режиме DirectX 10 с максимальным уровнем детализации.

Crysis1_rs Crysis2_rs
Crysis3_rs Crysis4_rs

crysis1-1 

crysis1-1 

crysis1-1 

crysis1-1 

crysis1-1 

crysis1-1 


Игра Crysis 2 на основе CryEngine 3 (DX11) переносит игрока в пост апокалиптический Нью-Йорк. Раса чужих под названием "цефы", знакомая по первой части игры, во второй части вновь пытается уничтожить человечество. Главный персонаж с позывным Алькатрас вновь оказывается в гуще событий, ему придётся надеяться только на свой нанокостюм, обеспечивающий возможности супермена, а также на оружие. Игроку как и раньше противостоят превосходящие силы врага. В отличие от первой игры, владельцы "слабых" компьютеров тоже получат плавную игру благодаря опциональному режиму DirectX 9. Разработчики пошли на некоторый технический компромисс, что связано и с портированием игры под приставки. Так что для современного "железа" игра оказывается уже не такой "тяжелой".

Crysis1_rs Crysis2_rs
Crysis3_rs Crysis4_rs

crysis2-1

crysis2-1

crysis2-1

crysis2-1

crysis2-1

crysis2-1


Действие пятой игры в семействе The Elder Scrolls разворачивается в провинции Skyrim. Сюжет игры построен вокруг возвращения драконов, что было предсказано в древних свитках ("Elder Scrolls"). Геймер играет роль "довакина", то есть персонажа с телом человека и душой дракона. В игре вам предстоит сражаться не только с обычными тварями, но и с драконами. Добавим к этому реалистичные улицы и захватывающие дух пейзажи, уходящие в горизонт. Благодаря отличной детализации растительности и значительной дальности видимости Skyrim может нагрузить любую видеокарту.

Crysis1_rs Crysis2_rs
Crysis3_rs Crysis4_rs

skyrim1

skyrim1

skyrim1

skyrim1

skyrim1

skyrim1


Враждебное окружение, радиация, мутанты и наёмники - все эти элементы бывший разработчик игры S.T.A.L.K.E.R. 4A Games Studios перенёс и во вселенную Metro 2033. В 2013 году человечество вновь погрязло в войне и почти что уничтожило всё живое ядерными бомбардировками. Небольшие группы выживших спустились в московское метро, чтобы укрыться. К сожалению, подземку заселили не только они, поэтому выжившим придётся сражаться с тварями, привыкшими к токсичным условиям. Причём цель этих тварей заключается в уничтожении оставшихся людей! В игре вы можете использовать как грубую силу, так и хитроумную тактику, но вам придётся нелегко. Как и в случае дебютной игры, разработчики смогли "поставить на колени" даже самые современные видеокарты движком A4 (DX11).

Metro_1_rs Metro_2_rs
Metro_3_rs Metro_4_rs

metro1

metro1

metro1

metro1


Система Quad SLI из двух GeForce GTX 690 является сегодня самым мощным решением на рынке, какое только можно приобрести за свои деньги. Конечно, две огромные видеокарты будут занимать немало места в корпусе (и шуметь тоже довольно сильно), но вы сможете получить рекордную производительность в популярных синтетических тестах - в них четыре GPU масштабируются хорошо.

Если вам больше интересна производительность в играх, то оправдать необходимость установки двух GeForce GTX 690 довольно тяжело. Очень часто мы сталкивались с ограничениями игровых движков, о которых даже не подозревали. Мы начинали тесты уже с разрешения 1920x1080, но заметный прирост смогли получить только в разрешениях 2560x1600 и выше, с соответствующими режимами сглаживания. Поэтому мы можем рекомендовать две GeForce GTX 690 только для самых высоких разрешений. Мы не случайно провели тесты и с тремя 24" мониторами в разрешении 5760x1080. Только в данном режиме система Quad SLI начинала заметно обходить все другие тестовые варианты.

{jphoto image=24099}

Конечно, все другие компоненты вашей системы должны быть адаптированы, чтобы раскрыть мощь четырёх GPU. Слабый CPU, например, просто не сможет обеспечить четыре графических процессора необходимыми данными. То же самое касается и подключения видеокарт. В тестах GeForce GTX 690 мы уже показали, что использование PCI Express 3.0 вместо 2.0 не даёт ощутимого выигрыша, но это касается использования 8 или 16 линий для каждой видеокарты. Мы использовали материнскую плату на чипсете Intel X79 с двумя слотами PCI Express по 16 линий каждый. Что касается других материнских плат и чипсетов, то вполне могут возникать "узкие места".

Нас приятно обрадовали отличные результаты энергопотребления, температуры и уровня шума в режиме бездействия. Раньше даже одиночные видеокарты с двумя GPU в режиме бездействия были "прожорливыми", шумными и горячими. Под нагрузкой, конечно, картина меняется, но, по крайней мере, по температурам мы получаем вполне разумные уровни. Конечно, система Quad SLI с двумя GeForce GTX 690 не будет экономичной, оно и понятно. Да и с громкой работой вентиляторов придётся смириться.

gtx690sli-8-rs

В целом, результаты тестов и измерений говорят сами за себя, добавить к ним особо нечего. Конфигурация Quad SLI GeForce GTX 690 многим покажется спорной, у неё есть масса преимуществ и недостатков. В любом случае, цена почти в 2000 евро за две видеокарты будет далеко не всем по карману.

Преимущества двух GeForce GTX 690 в Quad SLI

Недостатки двух GeForce GTX 690 в Quad-SLI: