Тест и обзор: NVIDIA GeForce GTX 750 Ti

Опубликовано:

gtx750ti-logoНа первый взгляд, вышедшие сегодня видеокарты GeForce GTX 750 и GTX 750 Ti не кажутся сколько-нибудь примечательными. Однако они знаменуют новую архитектуру GPU NVIDIA, которая впервые появилась не на high-end сегменте, а в видеокартах среднего уровня. На то у NVIDIA были свои причины, о которых мы поговорим в статье. Дизайны GPU на основе "Maxwell" должны достигать новых высот по эффективности энергопотребления, то есть производительности на ватт. В нашей статье мы протестируем первую представительницу нового поколения видеокарт, которая покажет, что нам можно ожидать в будущем.

NVIDIA сегодня объявляет две новых видеокарты, но в данном обзоре мы сфокусируемся на GeForce GTX 750 Ti. К сожалению, мы не смогли получить образец GeForce GTX 750 от NVIDIA напрямую, также и производители видеокарт не успели предоставить свои образцы. В ближайшие дни и недели мы протестируем и видеокарты GeForce GTX 750. Мы также запланировали сводный обзор нескольких моделей GeForce GTX 750 Ti. В данной статье мы приведём результаты тестов эталонной видеокарты GeForce GTX 750 Ti и модели от ASUS.

NVIDIA stellt die GeForce GTX 750 und GTX 750 Ti vor
NVIDIA представила GeForce GTX 750 и GTX 750 Ti

Но перед тем, как мы перейдём к обсуждению архитектуры "Maxwell", позвольте поговорить о технических спецификациях GeForce GTX 750 и GTX 750 Ti.

Информация об архитектуре

Технические спецификации GeForce GTX 750 и 750 Ti
Модель NVIDIA GeForce GTX 750 NVIDIA GeForce GTX 750 Ti
Розничная цена 4490 руб. (рекоменд.) 5490 руб. (рекоменд.)
Сайт производителя NVIDIA NVIDIA
Технические спецификации
GPU GM107 GM107
Техпроцесс 28 нм 28 нм
Число транзисторов 1,87 млрд. 1,87 млрд.
Тактовая частота GPU (базовая частота) 1.020 МГц 1.020 МГц
Тактовая частота GPU (частота Boost) 1.085 МГц 1.085 МГц
Тактовая частота памяти 1.350 МГц 1.350 МГц
Тип памяти GDDR5 GDDR5
Объём памяти 1.024 Мбайт 2.048 Мбайт
Ширина шины памяти 128 бит 128 бит
Пропускная способность памяти 86,4 Гбайт/с 86,4 Гбайт/с
Версия DirectX 11.1 11.1
Потоковые процессоры 512 640
Текстурные блоки 32 40
Конвейеры растровых операций (ROP) 16 16
Тепловой пакет (TDP) 55 Вт 60 Вт
SLI/CrossFire - -

Обе видеокарты GeForce GTX 750 и GTX 750 Ti базируются на графическом процессоре GM107, но в разных версиях. Базовая частота, как можно видеть в таблице, в обоих случаях составляет 1.020 МГц, а минимальная планка Boost - 1.085 МГц. Но на практике тактовые частоты оказываются значительно выше. Напомним, что с представлением технологии GPU Boost 2.0 видеокарты NVIDIA учитывают при выставлении тактовых частот энергопотребление и температуру. Но NVIDIA остаётся верной себе с указанием минимальных тактовых частот, которые гарантированно достигаются видеокартой. Исключением будут разве что ситуации, когда система охлаждения не справляется.

Разница между видеокартами GeForce GTX 750 и GTX 750 Ti кроется и в объёме поддерживаемой видеопамяти. Если "младшая" GeForce GTX 750 может работать всего с 1.024 Мбайт памяти GDDR5, то у "старшей" GeForce GTX 750 Ti объём составляет уже 2048 Мбайт. Память у обеих видеокарт работает на частоте 1.350 МГц. С учётом 128-битного интерфейса памяти мы получаем пропускную способность 86,4 Гбайт/с. Видеокарта GeForce GTX 750 Ti использует 640 потоковых процессоров, но у GeForce GTX 750 мы получаем только 512 потоковых процессоров. От числа потоковых процессоров (ниже мы более подробно рассмотрим архитектуру "Maxwell") зависит и количество текстурных блоков. У GeForce GTX 750 мы получаем 32 TMU, у GeForce GTX 750 Ti их уже 40. У архитектуры "Maxwell" конвейеры растровых операций (ROP) по-прежнему привязаны к интерфейсу памяти. Обе видеокарты оснащены 128-битным интерфейсом, поэтому и конвейеров ROP используется 16.

Одно из основных преимуществ двух видеокарт - тепловой пакет. NVIDIA для GeForce GTX 750 Ti указывает максимальное энергопотребление всего 60 Вт. У GeForce GTX 750 оно составляет 55 Вт. Теоретически обе видеокарты поддерживают и режим multi-GPU SLI. Но NVIDIA пока что не разрешила эту функцию на обеих видеокартах.

Оппонентами GeForce GTX 750 и 750 Ti на рынке можно назвать видеокарты AMD Radeon R7 260 и R7 260X. Ниже мы сравним с ними спецификации.

Сравнение GeForce GTX 750 и 750 Ti с видеокартами Radeon R7 260 и 260X
Модель AMD Radeon R7 260 AMD Radeon R7 260X NVIDIA GeForce GTX 750 NVIDIA GeForce GTX 750 Ti
Розничная цена от 4,5 тыс. рублей в России
от 114 евро с доставкой в Россию
от 4,3 тыс. рублей в России
от 115 евро с доставкой в Россию
4490 руб. (рекоменд.) 5490 руб. (рекоменд.)
Сайт производителя AMD AMD NVIDIA NVIDIA
Технические спецификации
GPU Bonaire Bonaire GM107 GM107
Техпроцесс 28 нм 28 нм 28 нм 28 нм
Число транзисторов 2,08 млрд. 2,08 млрд. 1,87 млрд. 1,87 млрд.
Тактовая частота GPU (базовая частота) - - 1.020 МГц 1.020 МГц
Тактовая частота GPU (частота Boost) 1.000 МГц 1.100 МГц 1.085 МГц 1.085 МГц
Тактовая частота памяти 1.500 МГц 1.650 МГц 1.350 МГц 1.350 МГц
Тип памяти GDDR5 GDDR5 GDDR5 GDDR5
Объём памяти 1.024/2.048 Мбайт 1.024/2.048 Мбайт 1.024 Мбайт 2.048 Мбайт
Ширина шины памяти 128 бит 128 бит 128 бит 128 бит
Пропускная способность памяти 96 Гбайт/с 104 Гбайт/с 86,4 Гбайт/с 86,4 Гбайт/с
Версия DirectX 11.2 11.2 11.1 11.1
Потоковые процессоры 768 896 512 640
Текстурные блоки 48 56 32 40
Конвейеры растровых операций (ROP) 16 16 16 16
Тепловой пакет (TDP) 95 Вт 115 Вт 55 Вт 60 Вт
SLI/CrossFire CrossFire CrossFire - -

Конечно, тактовые частоты и основные архитектурные параметры, такие как число потоковых процессоров, ROP, текстурных блоков и ширину шины памяти между видеокартами AMD и NVIDIA не следует сравнивать 1:1. Разница по реализации этих компонентов и по влиянию их на производительность слишком велика. Но примерное сравнение сделать можно. Также интересно сравнить энергопотребление. Видеокарты NVIDIA со схожей производительностью потребляют чуть больше половины от видеокарт AMD. Будет интересно посмотреть на практические тесты энергопотребления и производительности видеокарт GeForce GTX 750 и GTX 750 Ti.

Сравнение температур и тактовых частот
Игра Температура Частота Температура Частота
  NVIDIA GeForce GTX 750 Ti ASUS GeForce GTX 750 Ti
The Elder Scrolls V Skyrim 54 °C 1.150 МГц 55 °C 1.228 МГц
Company of Heroes 55 °C 1.150 МГц 56 °C 1.228 МГц
Grid 2 54 °C 1.150 МГц 56 °C 1.228 МГц
Metro: Last Light 54 °C 1.150 МГц 55 °C 1.228 МГц
Crysis 3 55 °C 1.150 МГц 55 °C 1.228 МГц
Battlefield 4 55 °C 1.150 МГц 56 °C 1.228 МГц
Assassin's Creed IV: Black Flag 55 °C 1.150 МГц 55 °C 1.228 МГц
Bioshock: Infinite 54 °C 1.150 МГц 56 °C 1.228 МГц
Tomb Raider 54 °C 1.150 МГц 56 °C 1.228 МГц

Грядущие видеокарты на архитектуре "Maxwell" тоже будут опираться на GPU Boost 2.0. Так что соотношению тактовых частот и температур следует уделять пристальное внимание. Как можно видеть по таблице, GPU эталонной видеокарты и модели ASUS не нагревался до планки 60 °C. Целевая температура составляет 84 °C, только при её достижении будет активирован механизм повышения скорости вращения вентилятора или снижения тактовой частоты GPU. Обе видеокарты в наших тестах работали на максимальной частоте Boost 1.150 МГц или 1.228 МГц, соответственно.


Ниже мы детально рассмотрим новую архитектуру "Maxwell".

"Kepler" против "Maxwell"

Архитектура "Maxwell" претерпела улучшения во многих областях по сравнению с "Kepler", что позволяет NVIDIA заявлять об увеличении соотношения производительность на ватт в два раза. В случае "Kepler" были представлены кластеры SMX со 192 потоковыми процессорами (ядра CUDA), но они были пересмотрены. Также произошли и некоторые другие изменения. Причина проста: управляющая логика (Control Logic на схеме) для 192 потоковых процессоров оказалась бы уже слишком сложной. Так что в случае архитектуры "Maxwell" потоковый мультипроцессор (он назван SMM, Maxwell streaming multiprocessor), был разделён на четыре блока, каждый с 32 потоковыми процессорами. В итоге мы получаем 128 потоковых процессоров для блока SMM.

Менее сложная управляющая логика позволяет эффективно распределять задачи по ядрам CUDA. В результате производительность одиночных потоковых процессоров увеличилась до 35% по сравнению с архитектурой "Kepler". Конечно, здесь сказываются и другие улучшения, которые мы обсудим позже. Также NVIDIA на данный момент раскрывает не все детали новой архитектуры.

GPU-Blockdiagramm der GM107-GPU mit
Диаграмма GPU GM107 на архитектуре "Maxwell"

Диаграмма GPU GM107 на архитектуре "Maxwell" довольно похожа на GPU с архитектурой "Kepler". Интерфейс PCI Express 3.0, контроллер памяти, кэш L2, конвейеры растровых операций и движок GigaThread составляют модульный кластер Graphics Processing Cluster. В кластере GPC может присутствовать до пяти SMM. В полной конфигурации GPU GM107 используется пять потоковых мультипроцессоров SMM, которые обеспечивают в сумме 640 потоковых процессоров. Каждый их мультипроцессоров SMM в архитектуре Maxwell разделяется на четыре блока по 32 ядра CUDA. Если посчитать, то 4 x 32 x 5 как раз и дадут нам 640 потоковых процессоров. Каждый SMM оснащается восемью текстурными блоками. В результате в GPU GM107 мы получаем 40 текстурных блоков TMU. Также доступных 16 конвейеров растровых операций (ROP) и два 64-битных контроллера памяти.

Более высокую эффективность и производительность NVIDIA смогла получить благодаря нескольким решениям. Кэш L2 в архитектуре "Maxwell", скорее всего, был увеличен до 2.048 кбайт по сравнению с 256 кбайт в архитектуре "Kepler". Пропускная способность кэша осталась на уровне 512 байт на такт. Также была улучшена подготовка данных для вычисления на потоковых процессорах (диспетчеризация, балансировка и т.д.), что позволяет лучше загружать потоковые процессоры и выполнять в итоге больше работы. Добавим к этому и увеличение числа инструкций, выполняемых за такт.

SMM-Blockdiagramm
Диаграмма SMM

Кроме перераспределения потоковых процессоров базовый дизайн изменился мало. Каждый SMM оснащен движком PolyMorph 2.0. Он отвечает за выборку вершин, тесселяцию, настройку атрибутов, трансформацию поля зрения и потоковый вывод. После прохождения движка PolyMorph 2.0 и кластера SMM результаты перенаправляются на движок растеризации. На втором этапе тесселятор начинает расчеты позиций поверхностей, в зависимости от расстояния выбирается нужный уровень детализации. Скорректированные значения отсылаются на кластер SMM, где с ними работают доменные и геометрические шейдеры. Доменный шейдер рассчитывает финальную позицию каждого треугольника, учитывая данные Hull-шейдеров и тесселяторов. На данном этапе накладываются карты смещения. Геометрический шейдер затем сравнивает рассчитанные данные с действительно видимыми объектами и отсылает результаты обратно на движок тесселяции для окончательного расчета. На последнем этапе движок PolyMorph 2.0 выполняет трансформацию поля зрения и коррекцию перспективы. Наконец, рассчитанные данные выводятся через потоковый вывод, память освобождается для дальнейших расчетов.

Каждая пара блоков из 32 потоковых процессоров в SMM опирается на текстурный кэш L1. Также у блока SMM из 128 потоковых процессоров есть общая память объёмом 64 кбайт. На SMM приходится восемь текстурных блоков (TMU). Каждый блок из 32 потоковых процессоров оснащен буфером инструкций и warp-планировщиком. Два блока диспетчеризации работают с 16 384 32-битными регистрами каждый. Если посмотреть на архитектуру "Kepler", то 192 потоковых процессора работали с четырьмя warp-планировщиками и восемью блоками диспетчеризации, всего было доступно 65 536 32-битных регистров. Теоретически на каждый потоковый процессор в архитектуре "Maxwell" приходятся 512 регистров, у "Kepler" их количество составляло около 341. Эта мера тоже способствовала приросту производительности потоковых процессоров до 35%. Также несколько изменилось соотношение между потоковыми процессорами и так называемыми специальными функциональными блоками (Special Function Units, SFU). В архитектуре "Kepler" соотношение составляло 6/1, в " Maxwell" оно снизилось до 4/1. То же самое касается и соотношения потоковых процессоров и блоков чтения/записи (Load/Store, LD/ST). Специальные блоки вычислений с двойной точностью на диаграмме не показаны. Но, если верить NVIDIA, соотношение одиночной и двойной точности составляет 1/24, как и в чипах "Kepler" первого поколения (GK104).

Сравнение архитектуры "Kepler" и "Maxwell"
GPU GK107 GM107
Максимальное количество потоковых процессоров 384 640
Базовая частота 1.058 МГц 1.020 МГц
Частота Boost - 1.085 МГц
GFLOPs 812,5 1305,6
Текстурные блоки 32 40
Скорость заполнения текселей 33,9 Гтексель/с 40,8 Гтексель/с
Тактовая частота 1.250 МГц 1.350 МГц
Пропускная способность памяти 80 Гбайт/с 86,4 Гбайт/с
Конвейеры растровых операций (ROPs) 16 16
Объём кэша L2 256 кбайт 2.048 кбайт
Количество транзисторов 1,3 млрд. 1,87 млрд.
Площадь кристалла 118 мм2 148 мм2
Техпроцесс 28 нм 28 нм
TDP 64 Вт 60 Вт

Прямое сравнение чипов GK107 ("Kepler") и GM107 ("Maxwell") наглядно демонстрирует изменения в архитектуре. Площадь чипа увеличилась со 118 мм² до 148 мм², то есть на 25 процентов. В то же время и число транзисторов возросло с 1,3 до 1,87 млрд., то есть на 49 процентов. Всё это позволило уместить на 66 процентов больше потоковых процессоров в новом дизайне. Кроме небольших изменений во внутренней структуре и логике управления именно увеличение числа потоковых процессоров привело к заметному росту производительности - но пока только на бумаге. Обратите внимание на почти идентичное теоретическое максимальное энергопотребление видеокарты.

NVENC

Одно из серьёзных изменений в архитектуре "Kepler" заключалось в добавлении отдельного блока, выполняющего кодирование и декодирование видео H.264. Именно он позволил реализовать функцию записи игры ShadowPlay на видеокартах GeForce GTX 600 и 700. С архитектурой "Maxwell" NVIDIA обновила блок NVENC и улучшила его производительность. Новый блок способен воспроизводить поток H.264 со скоростью 6-8x быстрее реального времени. В графических процессорах "Kepler" скорость составляла 4x. Локальный кэш видео и более эффективное использование памяти позволяет снизить энергопотребление при воспроизведении видео. Новый режим "GC5" Power State в графических процессорах "Maxwell" также позволяет уменьшить энергопотребление в сценариях с небольшой нагрузкой.

Unified Memory

Первые настольные видеокарты в виде GeForce GTX 750 Ti и GeForce GTX 750 по-прежнему не используют унифицированную память, хотя NVIDIA представила её год назад вместе с объявлением архитектуры "Maxwell". Дополнительную информацию о судьбе этой технологии вы можете почерпнуть из нашей новости.

 


Мы начнём со скриншота GPU-Z эталонного дизайна видеокарты GeForce GTX 750 Ti.

Скриншот GPU-Z видеокарты NVIDIA GeForce GTX 750 Ti

Первой мы рассмотрим эталонную видеокарту GeForce GTX 750 Ti

NVIDIA GeForce GTX 750 Ti im Referenzdesign
NVIDIA GeForce GTX 750 Ti в эталонном дизайне

Видеокарта GeForce GTX 750 Ti сразу удивляет компактными размерами и небольшим количеством компонентов. Такое впечатление, что NVIDIA специально оставила длину печатной платы такой, чтобы она доходила до конца слота PCI Express. Длина составляет 14,5 см. Для эталонной версии NVIDIA выбрала небольшой кулер с радиальным вентилятором, располагающийся как раз над GPU.

NVIDIA GeForce GTX 750 Ti im Referenzdesign
NVIDIA GeForce GTX 750 Ti в эталонном дизайне

Сзади видеокарты нельзя заметить ничего примечательно, разве что несколько компонентов SMD. Все основные компоненты располагаются на лицевой стороне. Обратите внимание на четыре площадки с точками пайки, которые теоретически позволяют удвоить объём памяти.

NVIDIA GeForce GTX 750 Ti im Referenzdesign
NVIDIA GeForce GTX 750 Ti в эталонном дизайне

Слева от кулера находятся компоненты подсистемы питания, а именно две фазы. Компактный вентилятор имеет диаметр 60 мм. За ним виднеется небольшой алюминиевый радиатор. С максимальным тепловыделением 60 Вт сложная система охлаждения вряд ли требуется.

NVIDIA GeForce GTX 750 Ti im Referenzdesign
NVIDIA GeForce GTX 750 Ti в эталонном дизайне

Без разгона видеокарта GeForce GTX 750 Ti может работать без дополнительного питания. Необходимые 60 Вт она может получать через слот PCI Express. Но NVIDIA всё же предусмотрела место для установки дополнительного 6-контактного разъёма питания.

NVIDIA GeForce GTX 750 Ti im Referenzdesign
NVIDIA GeForce GTX 750 Ti в эталонном дизайне

С двух сторон чип GM107 окружают четыре чипа памяти, каждый по 512 Мбайт. Они изготовлены Hynix и штатно работают на 1.350 МГц. Модельный номер чипов - H5GC4H24MFA-T2C.

NVIDIA GeForce GTX 750 Ti im Referenzdesign
NVIDIA GeForce GTX 750 Ti в эталонном дизайне

Видеокарта GeForce GTX 750 Ti использует GPU с модельным номером GM107-400-A2. Пока что мы не знаем, какой модельный номер будет у GPU GeForce GTX 750. На слотовой заглушке NVIDIA установила два двухканальных выхода DVI (по одному DVI-I и DVI-D), а также один HDMI 1.4. Выход HDMI 2.0 не поддерживается, несмотря на новый GPU "Maxwell" видеокарт GeForce GTX 750 Ti и GeForce GTX 750. Опционально производители могут добавлять выход DisplayPort. Но в эталонном дизайне NVIDIA от него отказалась, вероятно, из-за одного слота, занимаемого заглушкой.


Эталонный дизайн видеокарт на первых чипах "Maxwell" от NVIDIA вряд ли поступит в розничную продажу, поэтому мы добавили в нашу статью тесты ASUS GeForce GTX 750 Ti.

GPU-Z-Screenshot der ASUS GeForce GTX 750 Ti

По сравнению с эталонной версией ASUS выставила более высокую базовую частоту 1.072 МГц, которая в режиме Boost увеличивается, как минимум, до 1.150 МГц. Как мы уже видели в таблице, приведенной на первой странице обзора, видеокарта справляется с охлаждением GPU, поэтому технология GPU Boost 2.0 работает в полную силу, видеокарта во всех тестах достигала частоты GPU 1.228 МГц. Память ASUS оставила на частоте 1.350 МГц, за исключением системы охлаждения мы не получили каких-либо других отличий по спецификациям от эталонного дизайна.

ASUS GeForce GTX 750 Ti
ASUS GeForce GTX 750 Ti

Конечно, с первого взгляда в глаза бросается крупный кулер, которым ASUS оснастила видеокарту GeForce GTX 750 Ti. Он значительно больше эталонной версии. Возможно, из-за низкого энергопотребления чипа ASUS отказалась от кулера DirectCU, использовав классический алюминиевый радиатор. Два осевых вентилятора имеют диаметр 70 мм. Длина видеокарты составляет 21,5 см, что существенно крупнее 14,5 см эталонной версии. Но длина печатной платы ограничивается 17,8 см, кулер выставляется ещё на несколько сантиметров.

ASUS GeForce GTX 750 Ti
ASUS GeForce GTX 750 Ti

Сзади видеокарты нет каких-либо специальных функций: раскладка GeForce GTX 750 Ti сравнительно непримечательная. Мы не обнаружили свидетельств усиленной подсистемы питания, ASUS также отказалась от дополнительных площадок с контактами для увеличения памяти.

ASUS GeForce GTX 750 Ti
ASUS GeForce GTX 750 Ti

На видеокарту установлены два 70-мм вентилятора без специальных функций. За ними можно разглядеть алюминиевый радиатор, который, несмотря на значительный размер, отводит тепло только от GPU. Четыре чипа памяти обходятся без активного охлаждения.

ASUS GeForce GTX 750 Ti
ASUS GeForce GTX 750 Ti

Расположение дополнительного разъёма питания нельзя назвать удачным. На эталонной видеокарте места для него имелось, но самого разъёма не было. Многие розничные версии видеокарт с заводским разгоном разъём дополнительного питания предусматривают. Тепловой пакет видеокарты составляет всего 60 Вт, так что для работы в штатном режиме должно быть достаточно и питания через слот PCI Express. Дополнительные 75 Вт в данном случае могут способствовать более высокому уровню разгона. Но зачем ASUS установила разъём дополнительного питания рядом со слотовой заглушкой - осталось для нас загадкой. В нашей тестовой системе кабель от блока питания был слишком короткий, чтобы прокладывать его к этому разъёму за лотком для материнской платы.

ASUS GeForce GTX 750 Ti
ASUS GeForce GTX 750 Ti

Не совсем обычен и дизайн разъёмов на слотовой заглушке. Видеокарты "Maxwell" поддерживают до шести дисплеев, но только через DisplayPort или хаб MST. На моделях для настольных ПК мы, скорее всего, будем видеть два двухканальных выхода DVI и по одному HDMI и DisplayPort. Но ASUS решила установить два двухканальных выхода DVI, а также по одному разъёму HDMI и VGA.


Для проведения тестирования мы обновили нашу тестовую систему, а также и поколение драйверов. Процессор Intel Core i7-3960X был разогнан со штатной частоты 3,2 ГГц до 3,9 ГГц, чтобы максимально устранить "узкое место" по производительности CPU. Мы использовали следующие компоненты:

 

Тестовая конфигурация
Процессор Intel Core i7-3960X 3,3 ГГц, разгон до 3,9 ГГц
Материнская плата ASUS P9X79 Deluxe
Оперативная память ADATA XPG Gaming Series Low Voltage 4x 2 Гбайт PC3-12800U CL 9-9-9-24
Накопитель ADATA S510 SSD 60 Гбайт
Блок питания Seasonic Platinum Series 1000 Вт
Операционная система Windows 8 Pro 64 Bit
Видеокарты
NVIDIA NVIDIA GeForce GTX 780 Ti (876/928/1.750 MHz, 3072 MB)
  NVIDIA GeForce GTX Titan (837/786/1.502 MHz, 6.144 MB)
  NVIDIA GeForce GTX 780 (863/902/1.502 MHz, 3.072 MB)
  NVIDIA GeForce GTX 770 (1.046/1.085/1.753 MHz, 2.048/4.096 MB)
  NVIDIA GeForce GTX 760 (980/1.033/1.502 MHz, 2.048 MB)
  NVIDIA GeForce GTX 750 Ti (1.020/1.085/1.350 MHz, 2.048 MB)
  NVIDIA GeForce GTX 750 (1.020/1.085/1.350 MHz, 1.024 MB)
  NVIDIA GeForce GTX 690 (915/1.502 MHz, 4.096 MB)
  NVIDIA GeForce GTX 680 (1.006/1.502 MHz, 2.048 MB)
  NVIDIA GeForce GTX 670 (915/1.502 MHz, 2.048 MB)
  NVIDIA GeForce GTX 660 Ti (915/1.502 MHz, 2.048 MB)
  NVIDIA GeForce GTX 660 (1.058/1.250 MHz, 2.048 MB)
  NVIDIA GeForce GTX 650 Ti Boost (980/1.502 MHz, 2.048 MB)
  NVIDIA GeForce GTX 650 Ti (925/1.350 MHz 2.048 MB)
  NVIDIA GeForce GTX 650 (1.058/1.250 MHz, 1.024/2.048 MB)
  NVIDIA GeForce GTX 590 (608/1.215/854 MHz, 3.072 MB)
  NVIDIA GeForce GTX 580 (772/1.544/1.000 MHz, 1.536 MB)
  NVIDIA GeForce GTX 570 (732/1.464/950 MHz, 1.280MB)
  NVIDIA GeForce GTX 560 Ti 448 Cores (732/1.464/950 MHz, 1.280 MB)
  NVIDIA GeForce GTX 560 Ti (820/1.640/1.000 MHz, 1.024 MB)
  NVIDIA GeForce GTX 560 (810/1.620/1.002 MHz, 1.024 MB) 
  NVIDIA GeForce GTX 550 Ti (900/1.800/1.026 MHz, 1.024 MB)
AMD AMD Radeon R9 290X (1.000/1.250 MHz, 4.096 MB)
  AMD Radeon R9 290 (947/1.500 MHz, 4096 MB)
  AMD Radeon R9 280X (1.000/1.500 MHz, 3.072 MB)
  AMD Radeon R9 270X (1.000/1.400 MHz, 2.048/4.096 MB)
  AMD Radeon R7 260X (1.100/1.625 MHz, 2.048 MB)
  AMD Radeon HD 7990 (950/1.000/1.500 MHZ, 6.144 MB)
  AMD Radeon HD 7970 GHz Edition (1.000/1.050/1.500 MHz, 3.072 MB)
  AMD Radeon HD 7970 (925/925/1.375 MHz, 3.072 MB)
  AMD Radeon HD 7950 (800/800/1.250 MHz, 3.072 MB)
  AMD Radeon HD 7870 (1.000/1.000/1.200 MHz, 2.048 MB)
  AMD Radeon HD 7850 (860/860/1.200 MHz, 2.048 MB)
  AMD Radeon HD 7790 (1.075/1.075/1.500 MHz, 1.024/2.048 MB)
  AMD Radeon HD 7770 (1.000/1.000/1.125 MHz, 1.024 MB)
  AMD Radeon HD 7750 (800/800/1.125 MHz, 1.024 MB)
  AMD Radeon HD 6990 (830/830/1.250 MHz, 4.096 MB)
  AMD Radeon HD 6970 (880/880/1.375 MHz, 2.048 MB)
  AMD Radeon HD 6950 (800/800/1.200 MHz, 2.048 MB)
  AMD Radeon HD 6870 (900/900/1.050 MHz, 1.024 MB)
  AMD Radeon HD 6850 (775/775/1.000 MHz, 1.024 MB)
  AMD Radeon HD 6790 (840/840/1.050 MHz, 1.024 MB)
  AMD Radeon HD 6770 (850/850/1.200 MHz, 1.024 MB)
Драйверы
NVIDIA GeForce 334.69
AMD Catalyst 13.12

Мы выражаем благодарность ASUS, Intel, Thermaltake и Seasonic за предоставленные компоненты.

 

Настройки драйверов NVIDIA:

Текстурные настройки AMD:


Перейдём к оценке уровня шума, энергопотребления и температуры GeForce GTX 750 Ti от NVIDIA и ASUS.

Уровень шума в режиме бездействия

strom-idle
в дБ(A)

Учитывая низкое энергопотребление видеокарты GeForce GTX 750 Ti, кулер у модели ASUS без особых проблем справляется с охлаждением, уровень шума составляет всего 34,3 дБ(А). У эталонной версии уровень шума увеличивается до 35,1 дБ(А), его можно назвать средним для протестированных видеокарт в нашей тестовой лаборатории.

Уровень шума под нагрузкой

strom-idle
в дБ(A)

Под нагрузкой обе модели работают заметно громче. Уровень шума 42,8 дБ(A) у видеокарты ASUS GeForce GTX 750 Ti, на наш взгляд, всё же выше необходимого уровня. Как можно видеть по эталонной версии, с охлаждением видеокарты вполне справляется один маленький радиатор с вентилятором. Так что два вентилятора на видеокарте ASUS и массивный радиатор кажутся избыточными.

Температура в режиме бездействия

strom-idle
в °C

В режиме бездействия температура GPU составляет 31 или 33 °C, уровень вполне обыденный. Учитывая низкие температуры в режиме бездействия, у видеокарты ASUS GeForce GTX 750 Ti есть запас прочности кулера.

Температура под нагрузкой

strom-idle
в °C

Под нагрузкой видеокартам GeForce GTX 750 Ti приходится рассеивать около 60 Вт тепла, с чем они справляются отлично. Мы уже привыкли к высоким температурам от 70 до 90 °C у high-end видеокарт. Полученные нами температуры 55 и 56 °C явно указывают на уровень мощности новинок. Но какую производительность мы получим от видеокарт NVIDIA? Об этом мы поговорим в разделе тестов.

Энергопотребление всей системы в режиме бездействия

strom-idle
в Вт

Современные видеокарты потребляют не так много энергии в режиме бездействия, как раньше. Видеокарта GeForce GTX 750 Ti в режиме бездействия потребляет считанные ватты, новые режимы сниженного энергопотребления будут полезны при воспроизведении видео H.264.

Энергопотребление всей системы под нагрузкой

strom-idle
в Вт

Как мы уже упомянули в начале статьи, в архитектуре "Maxwell" NVIDIA особо подчёркивает улучшение производительности в расчете на ватт. Действительно, под нагрузкой NVIDIA смогла существенно снизить энергопотребление, что сказывается на температурах. Мы получили минимальный уровень энергопотребления среди видеокарт данного уровня цены. Будет интересно посмотреть на результаты производительности.


Новый тест Futuremark 3DMark позволяет сравнивать разные устройства, от смартфонов до high-end ПК. В тесте предоставляются три пресета, которые охватывают все сферы производительности благодаря изменяемым настройкам. Конечно, в тесте используются такие технологии, как тесселяция, глубина поля резкости, объемное освещение и DirectCompute. Тестовый прогон Firestrike Extreme должен поставить даже high-end видеокарты "на колени". Скачать тест Futuremarks 3DMark можно в соответствующем разделе сайта.

Futuremark 3DMark - Ice Storm

strom-idle
Баллы

Futuremark 3DMark - Cloud Gate

strom-idle
Баллы

Futuremark 3DMark - Fire Strike

strom-idle
Баллы

Futuremark 3DMark - Fire Strike Extreme

strom-idle
Баллы

AMD и NVIDIA всегда подчёркивают вычислительную производительность своих GPU. И в дополнение к многочисленным движкам с поддержкой OpenCL, мы также решили оценить вычислительную производительность отдельно. Мы взяли тест LuxMark 2.0, тестовую сцену "Sala" с использованием RayTracing, результат теста выводится в сэмплах в секунду. Скачать LuxMark 2.0 можно по следующей ссылке.

luxmark-1-rsScreenshot zu Luxmark 2.0

Screenshot zu Luxmark 2.0Screenshot zu Luxmark 2.0

Luxmark 2.0 - Sala

strom-idle
Тысячи семплов в секунду

С помощью теста ComputeMark мы пытались более точно оценить вычислительную производительность GPU. Тест основан на автоматическом выполнении нескольких вычислительных сценариев, которые накладывают различные требования к "железу". Вычислительная мощность тесту предоставляется через API DirectX 11 Compute. Среди всего прочего тест включает сценарий отслеживания лучей (RayTracing). Скачать ComputeMark можно на сайте разработчика.

Screenshot zu ComputeMark Screenshot zu ComputeMark
Screenshot zu ComputeMark Screenshot zu ComputeMark

ComputeMark - 1024x600 Complex - Fluid2D

strom-idle
Баллы

ComputeMark - 1024x600 Complex - Fluid3D

strom-idle
Баллы

ComputeMark - 1024x600 Complex - Mandel Skalar

strom-idle
Баллы

ComputeMark - 1024x600 Complex - Mandel Vektor

strom-idle
Баллы

ComputeMark - 1024x600 Complex - RayTracing

strom-idle
Баллы

Действие пятой игры в семействе The Elder Scrolls разворачивается в провинции Skyrim. Сюжет игры построен вокруг возвращения драконов, что было предсказано в древних свитках ("Elder Scrolls"). Геймер играет роль "довакина", то есть персонажа с телом человека и душой дракона. В игре вам предстоит сражаться не только с обычными тварями, но и с драконами. Добавим к этому реалистичные улицы и захватывающие дух пейзажи, уходящие в горизонт. Благодаря отличной детализации растительности и значительной дальности видимости Skyrim может нагрузить любую видеокарту.

The Elder Scrolls V: Skyrim - 1.680x1.050 1xAA 1xAF

strom-idle
Кадры в секунду

The Elder Scrolls V: Skyrim - 1.680x.1.050 8xAA+FXAA 16xAF

strom-idle
Кадры в секунду

The Elder Scrolls V: Skyrim - 1.920x1.080 1xAA 1xAF

strom-idle
Кадры в секунду

The Elder Scrolls V: Skyrim - 1.920x1.080 8xAA+FXAA 16xAF

strom-idle
Кадры в секунду

The Elder Scrolls V: Skyrim - 2.560x1.600 1xAA 1xAF

strom-idle
Кадры в секунду

The Elder Scrolls V: Skyrim - 2.560x1.600 8xAA+FXAA 16xAF

strom-idle
Кадры в секунду

С игрой Crysis 3 мы получили нового технологического лидера. Игра поддерживает только видеокарты класса DirectX 11, так что Crytek, разработчик Crysis 3, однозначно задал направление развития. В игре используются тесселяция и мощные алгоритмы пост-обработки для сглаживания, способные "поставить на колени" даже новейшие видеокарты.

Crysis 3 - 1.680x1.050 1xAA 1xAF

strom-idle
Кадры в секунду

Crysis 3 - 1.680x1.050 4xMSAA 16xAF

strom-idle
Кадры в секунду

Crysis 3 - 1.920x1.080 1xAA 1xAF

strom-idle
Кадры в секунду

Crysis 3 - 1.920x1.080 4xMSAA 16xAF

strom-idle
Кадры в секунду

Crysis 3 - 2.560x1.600 1xAA 1xAF

strom-idle
Кадры в секунду

Crysis 3 - 2.560x1.600 4xMSAA 16xAF

strom-idle
Кадры в секунду

Среди горячих новинок 2013 года почетное место занимает Bioshock Infinite. Игра радует не только захватывающим сюжетом, но и технологическими инновациями. Движок игры может задействовать практически все современные эффекты DirectX 11, в игре они есть. Так что мы решили добавить Bioshock Infinite к нашему тестовому пакету.

Bioshock Infinite - 1.680x1.050 DirectX 10 Hoch

strom-idle
Кадры в секунду

Bioshock Infinite - 1.680x1.050 DirectX 11 Ultra

strom-idle
Кадры в секунду

Bioshock Infinite - 1.920x1.080 DirectX 10 Hoch

strom-idle
Кадры в секунду

Bioshock Infinite - 1.920x.1080 DirectX 11 Ultra

strom-idle
Кадры в секунду

Bioshock Infinite - 2.560x1.600 DirectX 10 Hoch

strom-idle
Кадры в секунду

Bioshock Infinite - 2.560x1.600 DirectX 11 Ultra

strom-idle
Кадры в секунду

Игра Tomb Raider с Ларой Крофт в главной роли была возрождена в 2013 году. В отличие от предыдущих игр семейства, Лара Крофт превратилась из искателя приключений в начинающего археолога. Действие игры происходит на заброшенном острове в обстановке, полной опасностей. Движок игры Crystal Engine разработки Square Enix поддерживает последние эффекты DirectX 11, так что даже новейшим high-end видеокартам придётся несладко.


Игра Grid 2 представляет собой старые добрые гонки от разработчика Codemasters. Кросс-платформенная игра базируется на движке EGO 3.0. Он является дальнейшим развитием игрового движка Neon, который использовался в Colin McRae. Как и для любой гонки, здесь важна плавная игра с максимально высокой частотой кадров.

Grid 2 - 1.680x1.050 4xMSAA 16xAF

strom-idle
Кадры в секунду

Grid 2 - 1.920x1.080 4xMSAA 16xAF

strom-idle
Кадры в секунду

Grid 2 - 2.560x1.600 4xMSAA 16xAF

strom-idle
Кадры в секунду

Мы провели тесты разгона для видеокарты ASUS. Поскольку эталонная видеокарта, скорее всего, в розничную продажу не поступит, её разгон практического значения не имеет. Мы увеличили планку Power Target до максимума и постепенно увеличивали тактовые частоты GPU и памяти, пока не потеряли стабильность. В итоге мы получили разгон GPU 1.332 МГц и памяти 1.550 МГц.

Разгон привёл к следующему влиянию на производительность.

Futuremark 3DMark - Fire Strike

strom-idle
Баллы

Battlefield 4 - 2.560x1.600 4xMSAA 16xAF

strom-idle
Баллы

Crysis 3 2.560x1.600 4xMSAA 16xAF

strom-idle
Кадры в секунду

Metro: Last Light - 2.560x1.600 1xSSAA 16xAF

strom-idle
Кадры в секунду

Энергопотребление всей системы под нагрузкой

strom-idle
Вт

Температура под нагрузкой

strom-idle
в °C

Уровень шума под нагрузкой

strom-idle
в дБ(A)

С архитектурой "Kepler" NVIDIA уже продемонстрировала свои возможности от компактной SoC Tegra K1 до high-end настольных решений. Но прошло некоторое время, прежде чем NVIDIA смогла оптимизировать производство чипов после первых GPU на архитектуре "Kepler" GeForce GTX 680 (GK104) и Tesla K20 (GK110). Направление, взятое NVIDIA, тоже довольно понятно: настольные видеокарты долгое время остаются основным бизнесом компании, но всё большую роль начинает играть мобильный рынок и соответствующие продукты. Так что увеличение соотношения производительности на ватт кажется нам вполне логичным путём, которым следуют и другие производители полупроводников последние годы. Именно по этой причине NVIDIA стала представлять архитектуру "Maxwell" с компактных и эффективных чипов. Хотя они и не нацеливаются на мобильный сегмент (для этого нам предстоит дождаться оптимизации техпроцесса), но открывают новую страницу в истории недорогих чипов для массового рынка. Видеокарты GeForce GTX 750 и GeForce GTX 750 Ti позволяют приоткрыть завесу тайны над тем, что ожидает нас в будущем.

"Kepler" против "Maxwell"

Впервые NVIDIA отказалась от подробного раскрытия информации, как при прежнем техпроцессе удалось получить подобное увеличение производительности. Конечно, компания оптимизировала баланс компонентов, изменив соотношение логики управления и вычислительных блоков, но подробностей мы не получили. Прирост производительности можно объяснить увеличением числа потоковых процессоров, но производительность непосредственно самих потоковых процессоров в архитектуре "Maxwell" предположительно заметно выше, чем в случае "Kepler".

NVIDIA не очень охотно рассказывает о первом поколении "Maxwell" - скорее всего, у компании есть свои причины. В прошлом году NVIDIA на GTC 2013 впервые показала план выхода GPU "Maxwell", где значилась технология унифицированной памяти ("Unified Memory"). Скорее всего, NVIDIA даст новые подробности на грядущей конференции GTC 2014. Она нацелена на профессиональный сегмент, но и настольные видеокарты тоже будут упоминаться. Скорее всего, мы узнаем подробности о функциях второго поколения "Maxwell", а также новости о техпроцессе, поскольку GPU GM107 по-прежнему производится по технологии 28 нм. Здесь неизбежно возникают параллели со стратегией "тик-так" Intel, когда сначала происходит переход на новую архитектуру, а уже затем освоение нового техпроцесса. Но пока что надёжной информации нет, поэтому не будем полагаться на слухи, а обсудим то, что мы уже получили сегодня: видеокарты GeForce GTX 750 и GeForce GTX 750 Ti.

Ценовой сегмент 4-6 тыс. рублей (100-150 евро) привлекателен для производителей видеокарт. В нём наблюдаются самые большие продажи, поэтому он обычно является основой для продуктового семейства производителей. И новая архитектура NVIDIA "Maxwell" как раз позволяет представить на этот сегмент весьма интересные продукты. Теоретически NVIDIA выбрала в качестве конкурентов GeForce GTX 750 Ti видеокарту Radeon R7 260X, а для GeForce GTX 750 оппонентом является Radeon R7 260. В зависимости от выбранного теста, мы получили примерно то же самое. Пока что мы не получили в нашу тестовую лабораторию образцов видеокарт Radeon R7 260, как и GeForce GTX 750, поэтому не будем делать какие-либо выводы. То же самое касается и недавно представленной Radeon R7 265. Если же принять во внимание старые поколения, то здесь можно выбрать в качестве оппонентов GeForce GTX 560 Ti или GeForce GTX 650 Ti.

Интересно отметить, что для оценки энергопотребления NVIDIA указала в два раза меньший уровень по сравнению с первой видеокартой на основе архитектуры "Fermi", но вместе с тем в два раза более высокую производительность. Результаты тестов говорят сами за себя, видеокарта GeForce GTX 750 Ti часто обгоняет по производительности Radeon R7 260X, но тестовая система с новинкой NVIDIA потребляет на 60 Вт меньше. Схожее соотношение мы ожидаем между Radeon R7 260 и GeForce GTX 750. Эталонную видеокарту GeForce GTX 750 Ti вы вряд ли сможете купить в рознице, поэтому мы перейдём к оценке видеокарты ASUS.

На рынок выйдет большое количество разных моделей видеокарт, которые будут отличаться тактовыми частотами и системой охлаждения. ASUS выбрала повышенные тактовые частоты, которые обеспечивают прирост производительности видеокарты по сравнению с эталонной версией. Но мы наверняка получим модели от других производителей и с более высоким уровнем заводского разгона. Всё это мы увидим в ближайшие дни и недели. Кулер без проблем справляется с отведением тепла от GPU, но нам бы хотелось увидеть менее громоздкие и более тихие системы охлаждения. Кулер видеокарты ASUS нам показался чрезмерно мощным.

Несколько комментариев по поводу ASUS GeForce GTX 750 Ti. Во-первых, нам не очень понравилось место расположения дополнительного разъёма питания видеокарты. В большинстве случаев производители сдвигают этот разъём ближе к передней части корпуса, где к нему проще подвести кабель от блока питания. В данном случае придётся либо терпеть висящий провод, либо прокладывать его за лотком для материнской платы, если длины хватит. Во-вторых, выбор видеовыходов нельзя назвать удачным. Мы не понимаем, по какой причине ASUS потребовалось устанавливать аналоговый выход VGA, так как его можно реализовать простым переходником DVI на VGA. Вместо него нам хотелось бы увидеть видеовыход DisplayPort. С другой стороны, нам понравился полученный уровень разгона. Он позволяет выжать из крохотного чипа "Maxwell" дополнительную производительность.

NVIDIAs-Produktpalette in der unteren Mittelklasse
Семейство видеокарт NVIDIA для нижнего сегмента массового рынка

Цены подобраны верно. NVIDIA рекомендует для GeForce GTX 750 цену $119 или 4.490 рублей в России, для GeForce GTX 750 Ti - $149 или 5.490 рублей в России. Розничная цена наверняка будет ниже, так что видеокарта ASUS GeForce GTX 750 Ti будет продаваться по цене $140-$149. В таком случае она станет интересной альтернативой видеокартам Radeon R7 260(X), которые сегодня можно приобрести от 4,3 тыс. рублей в России. Существенным преимуществом NVIDIA можно назвать значительно меньшее энергопотребление, которое оправдывает небольшую доплату.

Итог нашей статьи будет следующий: NVIDIA очень аккуратно подошла к переходу на новую архитектуру. С новой архитектурой "Maxwell" NVIDIA впервые изменила подход "сверху вниз", когда после high-end GPU появлялись "младшие" чипы. Теперь развитие GPU будет идти в двух направлениях. И с самого начала NVIDIA нацеливается на оптимальное соотношение производительности на ватт. В качестве отправной точки видеокарты GeForce GTX 750 Ti и GeForce GTX 750 получились на славу, а в ближайшие недели и месяцы нас ждут новые продукты. Но пока не совсем понятно, когда именно это случится, и какие именно продукты нас ждут. Протестированные GPU "Maxwell" выпускаются по 28-нм техпроцессу, а для high-end видеокарт NVIDIA вполне могла запланировать 20-нм чипы.

Альтернативы? Как мы неоднократно указывали выше, на ценовом диапазоне 4-6 тыс. рублей (100-150 евро) конкуренция значительна, и недавнее объявление новых продуктов AMD отнюдь не облегчает жизнь конечному потребителю. Всё зависит от ваших предпочтений, подобрать подходящую видеокарту можно всегда. Пока что довольно сложно рекомендовать какие-либо альтернативы, поскольку мы не можем охватить взором всю линейку новых видеокарт. Впрочем, серьёзных ошибок на данном сегменте вы тоже не совершите. Мы рекомендуем ознакомиться со свежим руководством по выбору видеокарты, которое публикует "Лаборатория Чеканова".

 

Преимущества ASUS GeForce GTX 750 Ti

Недостатки ASUS GeForce GTX 750 Ti:

 

Личное мнение

С видеокартами GeForce GTX 750 и GeForce GTX 750 Ti и первой реализацией архитектуры "Maxwell" NVIDIA позволяет одним глазком заглянуть в то, что ожидает нас в ближайшие месяцы. Честно говоря, приятно впечатляет, что NVIDIA удалось получить небольшой прирост производительности при сохранении прежней технологии производства, вместе с тем уменьшив энергопотребление. Классы энергопотребления и производительности видеокарт по-прежнему сохраняются (то есть меньше 100 Вт, 150 Вт, 200 Вт и 250 Вт), но если вам достаточно текущего уровня производительности, вскоре вы можете получить его за 2/3 от текущего энергопотребления. Или получить производительность современных high-end видеокарт за 2/3 от их энергопотребления. Впрочем, требования к производительности видеокарт будут только расти, поэтому архитектура "Maxwell" открывает путь увеличения производительности при сохранении прежнего уровня энергопотребления. Довольно обидно, что NVIDIA не раскрывает подробностей новой архитектуры. Пока что мы знаем только об увеличении числа потоковых процессоров и изменении структуры модулей, но хотелось бы знать подробности. Возможно, NVIDIA на GTC 2014 предоставит более подробную информацию. (Андрей Шиллинг).