Несмотря на то, что бизнес Intel Foundry рассчитан на тепхроцессы Intel 16, Intel 3 и Intel 18A, клиенты и партнеры, похоже, решили, что важной отправной точкой станет Intel 18A. Производители программного обеспечения EDA, такие как Synopsys, Cadence и Siemens, сосредоточились на Intel 18A.
Для всех производителей EDA и самой Intel очевидно, что проектирование микросхем больше невозможно без поддержки искусственного интеллекта. Иначе Intel не сможет выдавать запланированные объемы в качестве контрактного производителя. Платформа Neoverse от ARM также играет здесь важную роль, поскольку она позволяет сократить усилия, необходимые для перехода от проектирования чипов к производству, и упростить соответствующие этапы.
Прежде всего, Synopsys постаралась снять страх перед эпохой «Ангстрема». Инструменты для Intel 18A уже готовы, будь то средства EDA или моделирование таких функций, как Voltage Drop через Ansys. Intel и три основных поставщика EDA (Synopsys, Cadence и Siemens) имеют свои наборы для проектирования процессоров (PDK) в почти завершенном состоянии, даже если первые результаты основаны на версиях 0.5-0.9. В этом году будет доступна версия 1.0 для запланированного начала производства по Intel 18A в следующем году.
Также можно сообщить о первых успехах, ведь помимо Clearwater Forest от самой Intel, некоторые тестовые чипы от заказчиков Foundry уже прошли обкатку Tape Out по техпроцессу Intel 18A. Synopsys продемонстрировала данные по собственному тестовому чипу, логические функции которого работают корректно, а области памяти тоже оказались в пределах ожидаемого выхода годных кристаллов. Один из заказчиков Synopsys также уже изготовил тестовый чип по техпроцессу Intel 18A и завершил пробное производство tape out.
То, что Intel 18A может стать лучшим техпроцессом текущего периода, подчеркивает ядро HPC, которое смогло заработать на тактовой частоте 3,4 ГГц – также в пределах заданных целевых значений по частоте и энергопотреблению.
Успешный перенос дизайна на новый техпроцесс Intel 18A поднимает и тему аналоговых устройств. Но и в этом вопросе поставщики EDA уверены: тема сложная, но отнюдь не невозможная.
Монолитные дизайны относительно легко сделать по новому техпроцессу. Однако все более важную роль играет корпусировка, даже на мощностях внешних контрактных производителей.
В примере Synopsys приводит использование EMIB на подложке корпусировки с двумя чиплетами, один из которых изготовлен по технологии Intel 18A, а другой - по технологии Intel 3. В каждом случае необходимо соединить разное количество контактов micro bumps (3.020 для Intel 18A и 4.024 для Intel 3). Решение – маленький кристалл EMIB 1.7, который имеет 4.219 контактов micro bumps и соединяет два чиплета.
Верификацию таких конструкций берет на себя Multi-Die-EDA, и здесь поставщики EDA также единодушны: они готовы поддержать своих клиентов в качестве партнеров по производству Intel Foundry.
Не конкурирует ли Intel сама с собой?
Конечно, главный вопрос заключается в том, как поведет себя Intel, если продуктовые подразделения, выпускающие процессоры Core и Xeon, заключат контракт с Intel Foundry? По словам представителей Intel, подразделение Foundry будет относиться к своим внутренним заказчикам наравне с внешними. Не должно быть никаких приоритетов. Решение о том, кто получит приоритет, будет приниматься исключительно на основе технических и экономических аспектов - в интересах подразделения Foundry.
Чтобы предотвратить конфликт интересов, Intel пытается спрогнозировать ожидаемые размеры кристаллов и объемы производства на ближайшие шесть-семь лет. Однако нейтральное решение, основанное исключительно на технических и экономических данных, не отвечает на вопрос о том, как Intel гарантирует отсутствие утечек информации от партнеров Foundry к Intel Products. Вероятные утечки вызывают большие опасения внешних заказчиков. Но Intel планирует принять меры со своей стороны.
Intel Products и Intel Foundry станут отдельными юридическими лицами. Между отделами Foundry и Products будут действовать правила, гарантирующие, что никакая информация клиентов Foundry не может быть просмотрена. То же самое касается запрета на передачу информации от одного клиента Foundry к другому, что важно для контрактного производителя. Потеря доверия в этом отношении, вероятно, станет смертельным ударом.
Благодаря своим архитектурам ARM является прямым противником Intel, который защищает свою архитектуру x86. И все же клиентами Intel Foundry станут компании, владеющие лицензией ARM. 80% всех чипов, производимых на заводах TSMC, имеют ядра ARM. Для Intel было бы невозможно исключить этих клиентов. ARM и Intel, соответственно, тесно сотрудничают.
В ходе сессии вопросов и ответов Пэт Гелсингер подтвердил, что Intel хочет стать мировым производителем полупроводников, и что ни один потенциальный клиент не будет исключен. Однако настоящие тяжеловесы пока еще не на стороне Intel, или пока просто об этом не говорят. Вероятно, решение в большей степени зависит от заказчика, чем от самой Intel. Гелсингер упомянул NVIDIA, о чем ходили слухи. Даже Лиза Су, а значит и AMD, может стать клиентом Intel Foundry. Случится ли это когда-нибудь?
На данный момент ожидаемая стоимость заказов Intel Foundry на пластины и современную упаковку Advanced Packaging составляет около 15 миллиардов долларов США. Только в январе 2024 года объем продаж TSMC составил 6,8 миллиарда долларов США. Так что Intel еще предстоит пройти долгий путь.
Подписывайтесь на группу Hardwareluxx ВКонтакте и на наш канал в Telegram (@hardwareluxxrussia).