Система водяного охлаждения ноутбука, напечатанная на 3D-принтере (обновление 2)

Опубликовано:

3d-wasserkuehlerРоман Хартунг, известный под ником der8auer, несколько раз пытался оптимизировать систему охлаждения ноутбука, но до сих пор безуспешно. Использование жидкого металла и настройка профилей вентиляторов давали положительный эффект, но все равно позволяли рассчитывать на прирост производительности лишь в несколько процентов.

Роман поставил цель напечатать систему водяного охлаждения ноутбука. Он выбрал Acer Predator с процессором Intel Core i9-9980HK и GeForce RTX 2080 Max-Q. Acer использует для охлаждения двух данных компонентов и системы питания сложную конструкцию из тепловых трубок. В частности, используются пять тепловых трубок, которые обеспечивают распределение тепла по нескольким радиаторам с ребрами охлаждения. За вентиляцию отвечают два радиальных вентилятора, что вполне типично для игрового ноутбука. Но подобный дизайн, конечно, имеет свои ограничения.

По этой причине Роман прибегнул к помощи компании Parare, разработавшей процесс 3D-печати даже сложных металлических компонентов. Сам принтер изготовлен другим производителем, но у Parare есть довольно богатый опыт по 3D-печати металлов. Готовые изделия применяются, например, в автоиндустрии. Подобная печать может использоваться, когда другие способы обработки металла (сверление, фрезеровка и т.д.) не могут применяться из-за сложной структуры.

Компания Parare напечатал водоблок, который можно установить в ноутбук. Он был напечатан из алюминия, дизайн напоминает оригинальный воздушный кулер с тепловыми трубками, все же водоблок придется снова устанавливать на ноутбук. Два вентилятора по-прежнему обеспечивают вентиляцию внутри корпуса ноутбука, но водоблок имеет терминалы, чтобы добавить его в контур охлаждения.

Внутри областей над CPU и GPU есть некоторые структуры, оптимизирующие передачу тепла жидкости. Подобный водоблок вряд ли можно было сделать в обычном "плоском" дизайне. Для станка CNC такой водоблок стал бы весьма сложной задачей, да и для крышки с изоляторами внутри ноутбука просто нет места, не говоря уже о сложном процессе сборки. В данном отношении 3D-печать открывает новые возможности.

Роман планирует опубликовать еще один видеоролик, на котором покажет результат использования водяного охлаждения в ноутбуке. Мы обновим новость, когда он выйдет.

Обновление: первые результаты тестов

Роман установил в ноутбук напечатанный водоблок и провел первые тесты. Роман объяснил, что водоблок внутри ноутбука является замкнутым, то есть он не подключается к внешнему контуру. Внутри ноутбука работает небольшая помпа на 5 В. А охлаждение обеспечивают два вентилятора. В стационарных условиях два штуцера Quick Connect позволяют подключить водоблок к внешнему контуру. Однако ноутбук можно использовать и без внешнего контура, то есть мобильность сохраняется.

Напечатанный в таком виде водоблок обойдется от €2.500 до €3.000 (от 226 тыс. рублей). Дело в том, что перед нами прототип, поэтому и себестоимость производства высокая.

Первые тесты показали довольно приличный прирост Boost при однопоточной нагрузке, что видно по баллам Cinebench. Ранее результат составил 454 балла, теперь - 473 балла. При многопоточной нагрузке температуры вновь увеличились до 90 °C, но и здесь CPU показал более высокие частоты Boost, результаты Cinebench оказались на 600-700 баллов выше (2.889 баллов ранее, теперь 3.521 балл). Так что прирост производительности CPU весьма приличный.

Впрочем, с охлаждением GPU водоблок справляется уже не так успешно. Ранее в тесте Time Spy результат был 9.225 баллов, теперь - всего 5.195 баллов. GPU нагревается на 10 °C сильнее, чем раньше.

Роман скоро опубликует еще один видеоролик, в котором водоблок подключен к внешнему контуру.

Обновление 2: результаты с внешним контуром

Роман провел тесты с подключенным внешним контуром СВО. Благодаря дальнейшей оптимизации бюджета Power Limit, в тесте Cinebench R23 удалось увеличить результат до 3.997 баллов. Со штатным кулером он составлял 2.889 баллов, с внутренним контуром СВО - 3.521 балл, а теперь с внешним контуром мы получили почти 4.000 баллов.

Температуры GPU теперь тоже были достаточно низкими (Роману пришлось оптимизировать количество термопасты), поэтому 3D-производительность удалось увеличить с 9.225 баллов до 9.551 баллов.

В итоге прирост производительности не оправдывает усилий, не говоря уже о затратах. Но данный проект является пилотным. Возможно, некоторые энтузиасты им заинтересуются.

Подписывайтесь на группы Hardwareluxx ВКонтакте и Facebook, а также на наш канал в Telegram (@hardwareluxxrussia).