Чип "New Zealand" был объявлен ещё в декабре 2011, но видеокарта Radeon HD 7990 вышла намного позже под кодовым названием "Malta". По сути, перед нами та же самая видеокарта, которая была запланирована ещё 16 месяцев назад. Но почему первая AMD Radeon HD 7990 выходит только сегодня? Ответа на этот вопрос у нас нет, но мы ещё поговорим о вероятных причинах после тестов производительности. Позвольте начать наш обзор с детального рассмотрения эталонной версии видеокарты Radeon HD 7990.
AMD довольно долго вынашивала в себе идею представления Radeon HD 7990 на рынок. По многим причинам видеокарту всё никак не удавалось выпустить. Самые существенные - технические сложности. О них говорили партнёры AMD ещё на Computex 2012. Скорее всего, проблема кроется в коммутаторе PCI Express - PEX8747 от PLX. У видеокарты NVIDIA GeForce GTX 690 (тест и обзор), а также ASUS ARES II (тест и обзор) и PowerColor HD7990 Devil 13 (тест и обзор) мы не столкнулись с какими-либо проблемами. Разве что с эффектом микро-подёргиваний в системах с несколькими GPU видеокарты NVIDIA справляются лучше, чем AMD.
Перед тем, как мы перейдём к рассмотрению видеокарты AMD Radeon HD 7990 и нашим тестам, позвольте поговорить об архитектуре GPU, а также привести несколько слайдов презентации AMD.
Видеокарты с двумя GPU для AMD не являются чем-то новым, почти с каждым поколением GPU производитель выпускал подобную модель на рынок, которая занимала лидирующую позицию по производительности. Но планам AMD всегда мешала NVIDIA, и победителями оказывались модели из "зелёного" или "красного" лагерей с попеременным успехом. В случае Radeon HD 7990 AMD упустила слишком много времени, так как NVIDIA представила видеокарты GeForce GTX 690 (тест и обзор) с двумя GPU почти год назад.
Но в случае Radeon HD 7990 AMD не выпускает полностью новую разработку, компания использует графический ускоритель FirePro S10000 в настольной версии с изменёнными тактовыми частотами. Также и система охлаждения была заимствована.
У видеокарты AMD Radeon HD 7990 работают два чипа, каждый по 4,3 млрд. транзисторов, в случае GeForce GTX 690 мы получаем два процессора по 3,52 млрд. транзисторов, а у GeForce GTX Titan - 7,1 млрд транзисторов. Для видеокарты Radeon HD 7990 заявлена производительность с одинарной точностью 8,2 TFLOPS. Для сравнения, у GeForce GTX Titan производительность составляет 4,5 TFLOPS, а у GeForce GTX 690 - почти 6 TFLOPS.
На GPU доступны 3 Гбайт памяти GDDR5, так что у Radeon HD 7990 мы получаем в общей сложности 6 Гбайт видеопамяти. Но данный объём всё же не следует напрямую сравнивать с 6 Гбайт у GeForce GTX Titan, поскольку там GPU получает доступ ко всем 6 Гбайт. По работе с памятью Radeon HD 7990 близка к Radeon HD 7970 3GB. Так что удвоение памяти до 6 Гбайт в данном ключе не так и важно.
GPU "Tahiti" может управлять числом дисплеев до шести, так что в случае Radeon HD 7990 теоретически возможно подключение большего числа мониторов, чем заявленные пять. Половина слотовой заглушки была оставлена свободной, AMD также установила двухканальный выход DVI. Системы Eyefinity с более чем пятью мониторами встречаются редко, так что подобного набора должно быть достаточно.
Долгое время упорно ходили слухи о том, что AMD разрабатывает собственный чип для связи между GPU и интерфейсом PCI Express. Но, как видим, на видеокарте используется хорошо знакомый PEX8747 от PLX, который мы уже встречали на многих моделях с двумя GPU.
Чем больше тепла выделяется, тем эффективнее приходится охлаждать GPU и чипы памяти, а также другие компоненты. У видеокарты с двумя GPU системы охлаждения никогда не были тривиальными. В случае Radeon HD 7990 AMD использовала тот же кулер, что и у профессиональной видеокарты FirePro S10000. Три вентилятора и массивный радиатор призваны отводить все накапливающееся тепло. Насколько кулер успешно справляется со своей работой, мы поговорим в разделе тестов.
Технология Zero Core Power была представлена вместе с линейкой Radeon HD 7000, она призвана гарантировать низкое энергопотребление в режиме бездействия. Современные видеокарты потребляют всего 10-15 Вт в режиме бездействия с активным 2D-выходом на дисплей. Если монитор выключен, то технология Zero Core Power отключает и другие участки GPU, а также может останавливать вентилятор. В 2D-режиме видеокарта Radeon HD 7990 также отключает один из двух GPU для экономии энергии, а также защищает нервы пользователя, снижая обороты вентиляторов.
Архитектура
Теперь, когда мы рассмотрели самые важные новые черты Radeon HD 7990, позвольте углубиться в технические спецификации.
AMD Radeon HD 7990 | |
---|---|
Розничная цена | Н/Д |
Сайт производителя | AMD |
Технические характеристики | |
GPU | 2x Tahiti XT2 |
Техпроцесс | 28 нм |
Число транзисторов | 2x 4,3 млрд. |
Тактовая частота GPU (базовая частота) | 950 МГц |
Тактовая частота GPU (частота Boost) | 1000 МГц |
Частота памяти | 1500 МГц |
Тип памяти | GDDR5 |
Объём памяти | 2x 3072 Мбайт |
Ширина шины памяти | 2x 384 бит |
Пропускная способность памяти | 2x 288 Гбайт/с |
Версия DirectX | 11.1 |
Потоковые процессоры | 2x 2048 (1D) |
Текстурные блоки | 2x 128 |
Конвейеры растровых операций | 2x 32 |
Пиксельная скорость заполнения | 2x 32 Гпиксель/с |
SLI/CrossFire | CrossFire |
Видеокарта Radeon HD 7990 использует два GPU "Tahiti XT2", знакомых нам по Radeon HD 7970 GHz Edition. Здесь мы получаем обновлённые чипы "Tahiti XT2", которые работают в видеокарте ASUS ARES II (тест и обзор), в отличие от обычных "XT", использующихся в PowerColor HD7990 Devil 13 (тест и обзор). Оба GPU работают на фиксированной тактовой частоте 950 МГц, в режиме Boost они увеличивают тактовую частоту до 1000 МГц. 3072 Мбайт памяти GDDR5 у обоих GPU работают на частоте 1500 МГц и подключены по 384-битной шине. Пропускная способность составляет 288 Гбайт/с, как и у Radeon HD 7970 GHz Edition.
Два GPU "Tahiti XT" обеспечивают в сумме 4096 потоковых процессоров, 256 текстурных блоков и 64 конвейера растровых операций (ROP). На следующей странице мы сравним архитектурные спецификации новинки с GeForce GTX 690 и GeForce GTX Titan. Это позволит дать теоретическую оценку возможностям Radeon HD 7990.
Теперь перейдём к сравнению видеокарты Radeon HD 7990 с конкурентами.
{jphoto image=36009}
Скриншот GPU-Z подтверждает технические данные, описанные ранее, но всё же не полностью корректно распознаёт видеокарту. На скриншоте ошибочно выведены интерфейс памяти и пропускная способность.
Сравнение эталонной видеокарты
Сравнение с конкурентами | |||
---|---|---|---|
Модель | AMD Radeon HD 7990 | NVIDIA GeForce GTX 690 | NVIDIA GeForce GTX Titan |
Розничная цена | Н/Д | от 875 евро в Европе от 32 тыс. рублей в России |
от 915 евро в Европе от 34,7 тыс. рублей в России |
Сайт производителя | AMD | NVIDIA | NVIDIA |
Технические спецификации | |||
GPU | 2x Tahiti XT2 | 2x GK104 (GK104-400-A2) | GK110 (GK110-400-A1) |
Техпроцесс | 28 нм | 28 нм | 28 нм |
Число транзисторов | 2x 4,3 млрд. | 2x 3,54 млрд. | 7,1 млрд. |
Тактовая частота GPU (базовая частота) | 950 МГц | 915 МГц | 837 МГц |
Тактовая частота GPU (частота Boost) | 1000 МГц | 1019 МГц | 876 МГц |
Частота памяти | 1500 МГц | 1502 МГц | 1502 МГц |
Тип памяти | GDDR5 | GDDR5 | GDDR5 |
Объём памяти | 2x 3072 Мбайт | 2x 2048 Мбайт | 6144 Мбайт |
Ширина шины памяти | 2x 384 бит | 2x 256 бит | 384 бит |
Пропускная способность памяти | 2x 288 Гбайт/с | 2x 192,2 Гбайт/с | 288,4 Гбайт/с |
Версия DirectX | 11.1 | 11.0 | 11.0 |
Потоковые процессоры | 2x 2048 (1D) | 2x 1536 (1D) | 2688 (1D) |
Текстурные блоки | 2x 128 | 2x 128 | 224 |
Конвейеры растровых операций | 2x 32 | 2x 32 | 48 |
TDP | 300 Вт | 250 Вт |
Наиболее интересным будет сравнение между Radeon HD 7990 и GeForce GTX 690, поскольку последняя является самой быстрой одиночной видеокартой на сегодня с двумя GPU. Мы также добавили в таблицу и видеокарту GeForce GTX Titan, поскольку три указанных видеокарты соответствуют топовым моделям на рынке. Давать какую-то трактовку разнице в потоковых процессорах, текстурных блоках и ROP проблематично, поскольку производительность на практике несколько отличается от теории.
Тестовый образец в деталях
Конечно, технические спецификации GPU и памяти важны, но не стоит забывать о других характеристиках видеокарты. Их мы рассмотрим чуть ниже.
Тестовый образец в деталях | ||
---|---|---|
Тактовые частоты (2D/3D) | Чип | 300 МГц/950 МГц |
Память | 150 МГц/ 1500 МГц | |
Режим Turbo | 1000 МГц | |
Видеопамять | Объём | 2x 3072 Мбайт |
Производитель, тип | Hynix, GDDR5 | |
Интерфейс памяти | 384 бит | |
Раскладка | Длина (со слотовой заглушкой) | 30,5 см |
Длина (с кулером) | 30,5 см | |
Высота (с кулером) | 11 см | |
Толщина (с кулером) | 3,9 см (два слота) | |
Подключение питания | 2x 8-конт. | |
Подсистема питания | 8+2 фазы | |
Кулер | Размер | Два слота |
Радиатор | 8x медных тепловых трубок Алюминиевые и медные рёбра |
|
Вентиляторы | 3x 85-мм осевые | |
Интерфейсы | 1x Dual-Link-DVI 5x Mini-DisplayPort |
|
Дополнительно | - |
Как обычно, в режиме бездействия два GPU "Tahiti" у видеокарты Radeon HD 7990 снижают тактовую частоту до 300 МГц. Память работает на одной десятой номинальной частоты - 150 МГц. Конечно, при этом снижается и напряжение, чтобы минимизировать энергопотребление. В наших тестах мы посмотрим, каких результатов смогла добиться AMD.
Длина видеокарты составляет 30,5 см, то есть она точно вписывается в спецификации ATX. Вместе с кулером высота Radeon HD 7990 составляет 11 см, что тоже можно назвать стандартным значением для видеокарт, радиатор не выступает сверху. Толщина видеокарты 3,9 см вместе с кулером приводит к тому, что она занимает два слота. Но если ставить две видеокарты Radeon HD 7990 в слоты PCI Express на материнской плате, то места между ними будет немного. Все остальные характеристики мы рассмотрим подробнее чуть ниже.
Позвольте перейти к рассмотрению тестовой видеокарты.
Мы начнём рассмотрение видеокарты с внешнего вида спереди и сзади.
С лицевой стороны у видеокарты Radeon HD 7990 доминируют три 85-мм вентилятора. Длина видеокарты 30,5 см хорошо заметна по относительным размерам слота PCI Express. Сквозь крыльчатку вентиляторов можно хорошо разглядеть мощный радиатор. Кожух кулера изготовлен из пластика, традиционно для эталонного дизайна AMD мы получаем чёрный и красный цвета.
Сзади видеокарта AMD закрыта металлической панелью. Она, помимо всего прочего, улучшает прочность видеокарты. Также задняя пластина помогает охлаждению видеокарты, горячие элементы на лицевой стороне могут частично передавать тепло на пластину. Также и радиатор крепится напрямую к этой пластине.
Три 85-мм вентилятора используют по девять лопастей каждый, причём AMD подчёркивает эффективный дизайн крыльчатки. Как все это скажется на практике, мы увидим в тестах уровня шума в режиме бездействия и под нагрузкой. От качества взаимодействия между воздушным потоком и радиатором зависит эффективность охлаждения.
75 Вт на видеокарту подаются через слот PCI Express, два 8-контактных разъёма обеспечивают до 150 Вт энергии каждый. Таким образом, видеокарта Radeon HD 7990 может теоретически потреблять до 375 Вт энергии.
Рядом со слотовой заглушкой можно заметить разъём Crossfire, который позволяет объединить две Radeon HD 7990 в конфигурацию CrossFire. Впрочем, из-за высокой цены подобная конфигурация вряд ли будет популярной. На конференции GDC 2013 AMD использовала две видеокарты AMD Radeon HD 7990 для представления игр Battlefield 3 и Battlefield 4 в разрешении 4K, и они действительно выводились плавно со всеми деталями. Будем надеяться, что мы получим вторую видеокарту Radeon HD 7990 в ближайшем будущем, пока что мы можем нагрузить тестами только одну видеокарту.
На задней пластине сделаны специальные вырезы для крепёжных пластин кулеров GPU, а также некоторых других компонентов. В целом здесь нет ничего примечательного. Сложность печатной платы оценить проблематично.
Под кожухом кулера скрыты два радиатора, через каждый из них проходят четыре тепловые трубки. Это уже хорошо видно и без снятия кулера. Также можно видеть плотное прилегание кожуха к слотовой заглушке.
Перейдём к рассмотрению внешнего вида видеокарты.
С другого конца видеокарты можно видеть ту же картину, что и выше, а именно отверстия в кожухе вентилятора. AMD отказалась от турбины в пользу трёх осевых вентиляторов, которые нагнетают воздух внутрь, после чего он может выбрасываться практически во все стороны. Разве что у слотовой заглушки кожух не имеет отверстий, чтобы воздух выходил, преимущественно, наружу корпуса.
Видеокарта Radeon HD 7990 может работать с пятью дисплеями. Их можно подключать к выходам слотовой заглушки: одному двухканальному DVI и четырем mini-DisplayPort.
Сняв кожух, можно рассмотреть два радиатора во всех деталях. Они отводят тепло от соответствующих GPU, после чего передают тепло на алюминиевые рёбра через четыре тепловые трубки.
Стабилизатор напряжения тоже получил собственный радиатор, который полностью состоит из меди. Печатную плату рассмотреть не получится, поскольку и спереди она закрыта металлической пластиной.
Четыре тепловые трубки выходят из нижней контактной пластины, передавая тепло на рёбра радиатора.
Перейдём к изучению снятого кулера, после чего мы рассмотрим плату без металлических пластин.
Кожух кулера изготовлен полностью из пластика, размер вентиляторов немного превышает 80 мм (мы получаем 85 мм). AMD указывает на выбор специальных вентиляторов, которые отличаются высокой надёжностью и низким уровнем шума.
Два радиатора оснащены массивной контактной пластиной из меди, из которой выходят четыре медные тепловые трубки. Два выреза радиаторов огибают медный радиатор стабилизаторов напряжения.
Без металлических пластин можно разглядеть печатную плату во всей красе. Справа и слева располагаются кристаллы GPU, облачённые в металлические защитные накладки. Между чипами располагаются основные компоненты стабилизатора напряжения. Также можно видеть шесть из 12 чипов памяти на каждый GPU.
Задняя сторона видеокарты без металлической пластины тоже густо заполнена компонентами. Здесь размещаются оставшиеся шесть чипов памяти из 12. Также обратите внимание на сотни резисторов SMD.
На самих кристаллах GPU нет никакой маркировки. На металлическом корпусе можно найти обозначение "1302". На первых видеокартах Radeon HD 7970 графический процессор Tahiti имел обозначение "1146". Чип GHz Edition получил обозначение "1218", вероятно, из-за нового степпинга. Какие улучшения были внесены в чип с новой маркировкой, используемый для Radeon HD 7990, нам неизвестно.
Для соединения двух GPU и слота PCI Express AMD использовала хорошо знакомый чип PLX Technology PEX 8747. Он представляет собой коммутатор PCI Express 3.0 с 48 линиями. Соответственно, по 16 линий дает каждый GPU, еще 16 линий подается от системы через слот PCI Express.
Как обычно, на видеокарте можно видеть тумблер переключения AMD BIOS, позволяющий выбирать между BIOS только для чтения и свободно изменяемым BIOS. Функции разгона AMD не реализовала, возможно, мы увидим их в продуктах от партнёров компании.
Для проведения тестирования мы обновили нашу тестовую систему, а также и поколение драйверов. Процессор Intel Core i7-3960X был разогнан со штатной частоты 3,2 ГГц до 4,2 ГГц, чтобы максимально устранить "узкое место" по производительности CPU. Мы использовали следующие компоненты:
Тестовая конфигурация | |
---|---|
Процессор | Intel Core i7-3960X 3,3 ГГц, разгон до 4,2 ГГц |
Материнская плата | ASUS P9X79 |
Оперативная память | ADATA XPG Gaming Series Low Voltage 4x 2 Гбайт PC3-12800U CL 9-9-9-24 |
Накопитель | ADATA S510 SSD 60 Гбайт |
Блок питания | Seasonic Platinum Series 1000 Вт |
Операционная система | Windows 8 Pro 64 Bit |
Видеокарты | |
NVIDIA | NVIDIA GeForce GTX Titan (837/1502 MHz, 6144 MB) |
NVIDIA GeForce GTX 690 (915/1502 MHz, 4096 MB) | |
NVIDIA GeForce GTX 680 (1006/1502 MHz, 2048 MB) | |
NVIDIA GeForce GTX 670 (915/1502 MHz, 2048 MB) | |
NVIDIA GeForce GTX 660 Ti (915/1502 MHz, 2048 MB) | |
NVIDIA GeForce GTX 660 (1058/1250 MHz, 2048 MB) | |
NVIDIA GeForce GTX 650 Ti Boost (980/1502 MHz, 2048 MB) | |
NVIDIA GeForce GTX 650 Ti (925/1350 MHz 2048 MB) | |
NVIDIA GeForce GTX 650 (1058/1250 MHz, 1024/2048 MB) | |
NVIDIA GeForce GTX 590 (608/1215/854 MHz, 3072 MB - 1536 MB эффект.) | |
NVIDIA GeForce GTX 580 (772/1544/1000 MHz, 1536 MB) | |
NVIDIA GeForce GTX 570 (732/1464/950 MHz, 1280MB) | |
NVIDIA GeForce GTX 560 Ti 448 Cores (732/1464/950 MHz, 1280 MB) | |
NVIDIA GeForce GTX 560 Ti (820/1640/1000 MHz, 1024 MB) | |
NVIDIA GeForce GTX 560 (810/1620/1002 MHz, 1024 MB) | |
NVIDIA GeForce GTX 550 Ti (900/1800/1026 MHz, 1024 MB) | |
AMD | AMD Radeon HD 7990 (950/1000/1500 MHZ, 6144 MB) |
AMD Radeon HD 7970 GHz Edition (1050/1050/1500 MHz, 3072 MB) | |
AMD Radeon HD 7970 (925/925/1375 MHz, 3072 MB) | |
AMD Radeon HD 7950 (800/800/1250 MHz, 3072 MB) | |
AMD Radeon HD 7870 (1000/1000/1200 MHz, 2048 MB) | |
AMD Radeon HD 7850 (860/860/1200 MHz, 2048 MB) | |
AMD Radeon HD 7790 (1075/1075/1500 MHz, 1024/2048 MB) | |
AMD Radeon HD 7770 (1000/1000/1125 MHz, 1024 MB) | |
AMD Radeon HD 7750 (800/800/1125 MHz, 1024 MB) | |
AMD Radeon HD 6990 (830/830/1250 MHz, 4096 MB - 2048 MB эффект.) | |
AMD Radeon HD 6970 (880/880/1375 MHz, 2048 MB) | |
AMD Radeon HD 6950 (800/800/1200 MHz, 2048 MB) | |
AMD Radeon HD 6870 (900/900/1050 MHz, 1024 MB) | |
AMD Radeon HD 6850 (775/775/1000 MHz, 1024 MB) | |
AMD Radeon HD 6790 (840/840/1050 MHz, 1024 MB) | |
AMD Radeon HD 6770 (850/850/1200 MHz, 1024 MB) | |
Драйвер | |
NVIDIA | GeForce 314.22 |
AMD | Catalyst 13.5 Beta 2 |
Мы выражаем благодарность ASUS, Intel, ADATA, Thermaltake и Seasonic за предоставленные компоненты.
Настройки драйверов NVIDIA:
- Текстурная фильтрация: Качество
- Сглаживание- гамма-коррекция: Да
- Текстурная фильтрация - оптимизация анизотропии: Нет
- Текстурная фильтрация - отрицательный LOD Bias: Заблокировано
Текстурные настройки AMD:
- Текстурная фильтрация: Качество
- Catalyst AI: Выключен/ Качество
Ниже приведены настройки тестов, использованных нами:
Futuremark 3DMark 11 (DX11):
- Entry
- Performance
- Extreme
Futuremark 3DMark (DX11):
- Ice Storm
- Cloud Gate
- Fire Strike
- Fire Strike Extreme
- Sala
Compute Mark (Complex):
- Fluid 3D
- Fluid 2D
- Mandel Vektor
- Mandel Skalar
- RayTracing
Unigine Valley (DX11):
- 1680x1050 1xAA/AF
- 1680x1050 8xAA/16xAF
- 1920x1080 1xAA/AF
- 1920x1080 8xAA/16xAF
- 2560x1600 1xAA/AF
- 2560x1600 8xAA/16xAF
Anno 2070 (DX11):
- 1680x1050 1xAA/AF
- 1680x1050 MLAA 16xAF
- 1920x1080 1xAA/AF
- 1920x1080 MLAA 16xAF
- 2560x1600 1xAA/AF
- 2560x1600 MLAA 16xAF
Battlefield 3 (DX11):
- 1680x1050 1xAA/AF
- 1680x1050 4xMSAA 16xAF
- 1920x1080 1xAA/AF
- 1920x1080 4xMSAA 16XAF
- 2560x1600 1xAA/AF
- 2560x1600 4xMSAA 16xAF
Call of Duty: Black Ops II (DX11):
- 1680x1050 1xAA/AF
- 1680x1050 8xMSAA+FXAA 16xAF
- 1920x1080 1xAA/AF
- 1920x1080 8xMSAA+FXAA 16XAF
- 2560x1600 1xAA/AF
- 2560x1600 8xMSAA+FXAA 16xA
Crysis Warhead (DX10):
- 1680x1050 1xAA/AF
- 1680x1050 8xMSAA 16xAF
- 1920x1080 1xAA/xAF
- 1920x1080 8xMSAA 16xAF
- 2560x1600 1xAA/AF
- 2560x1600 8xMSAA 16xAF
Crysis 3 (DX11):
- 1680x1050 2TXSMAA/16xAF
- 1680x1050 4xMSAA/16xAF
- 1920x1080 2TXSMAA/16xAF
- 1920x1080 4xMSAA/16xAF
- 2560x1600 2TXSMAA/16xAF
- 2560x1600 4xMSAA/16xAF
The Elder Scrolls V: Skyrim (DX9):
- 1680x1050 1xAA/AF
- 1680x1050 8xAA+FXAA 16xAF
- 1920x1080 1xAA/AF
- 1920x1080 8xAA+FXAA 16xAF
- 2560x1600 xAA/AF
- 2560x1600 8xAA+FXAA 16xAF
Far Cry 3 (DX11):
- 1680x1050 8xAAx16xAF
- 1920x1080 8xAA/16xAF
- 2560x1600 8xAA/16xAF
Hitman: Absolution (DX11):
- 1680x1050 8xMSAA/16xAF
- 1920x1080 8xMSAA/16xAF
- 2560x1600 8xMSAA/16xAF
Bioshock Infinite:
- 1680x1050 8xMSAA/16xAF
- 1920x1080 8xMSAA/16xAF
- 2560x1600 8xMSAA/16xAF
Перейдём к оценке уровня шума, энергопотребления и температуры Radeon HD 7990.
Хотя AMD и говорит о том, что в режиме бездействия второй GPU выключается, энергопотребление системы составило 133,3 Вт, что примерно на 15 Вт превышает GeForce GTX 690. Больше потребляют только видеокарты с двумя GPU предыдущего поколения, а именно Radeon HD 6990 и GeForce GTX 590. Честно говоря, мы ожидали чуть меньшего уровня энергопотребления. Возможно, система некорректно уменьшает рабочие напряжения (судя по показаниям утилит, частота GPU уменьшается до 300 МГц, а памяти - до 150 МГц).
Под нагрузкой система с Radeon HD 7990 потребляет больше 500 Вт энергии, что несколько превышает предыдущее поколение в виде Radeon HD 6990 и GeForce GTX 590. Видеокарта GeForce GTX 690 потребляет на 100 Вт меньше. Впрочем, без учёта результатов тестов мы не будем делать какие-либо заключения. Лучше дождёмся расчётов производительности на ватт.
Для видеокарты с двумя GPU результат 35 °C в режиме бездействия можно назвать очень хорошим. Впрочем, намного интереснее будут результаты под нагрузкой, поскольку кулеру придётся справляться с существенным тепловыделением двух GPU. И при этом он должен обеспечивать приемлемый уровень шума.
Температура GPU не превышает 75 °C, так что кулер Radeon HD 7990 отлично справляется со своей работой. Два радиатора с медным основанием и четыре тепловые трубки у каждого эффективно отводят тепло. Но открытым пока что остаётся вопрос уровня шума.
AMD и NVIDIA в последние годы озаботились проблемой эффективного охлаждения. Это хорошо видно по результатам Radeon HD 7990. В режиме бездействия мы получаем уровень шума 35,9 дБ(A), в данном отношении флагман AMD шумит ничуть не громче современных видеокарт с одним GPU.
Видеокарта Radeon HD 7990 хорошо себя показала и под нагрузкой. Уровень шума 51,4 дБ(A) нельзя назвать очень тихим, но по сравнению с конкурентами видеокарта с двумя GPU работает лучше. Как нам кажется, кулер действительно очень эффективный.
Мы добавили в наши тесты предыдущее поколение 3DMark. 3DMark 11 является первым тестом, полностью ориентированным на DirectX 11, от разработчика Futuremark. Именно по этой причине тест интенсивно использует тесселяцию, глубину поля резкости, объёмное освещение и DirectCompute. Вполне логичным кажется требование по наличию многоядерного процессора с количеством ядер не меньше четырёх. Скачать тест можно в соответствующем разделе нашего сайта.
Новый тест Futuremark 3DMark позволяет сравнивать разные устройства, от смартфонов до high-end ПК. В тесте предоставляются три пресета, которые охватывают все сферы производительности благодаря изменяемым настройкам. Конечно, в тесте используются такие технологии, как тесселяция, глубина поля резкости, объемное освещение и DirectCompute. Тестовый прогон Firestrike Extreme должен поставить даже high-end видеокарты "на колени". Скачать тест Futuremarks 3DMark можно в соответствующем разделе сайта.
Тест Unigine Heaven неплохо показал себя в будущем в качестве платформы для сравнения производительности, недавно он был улучшен в виде версии Valley. Тест создаёт ландшафт площадью 64 млн. квадратных метров, который накладывает высокую нагрузку на современные GPU, в том числе, благодаря богатой растительности и динамически изменяемой погоде. Встроенный тест оценивает производительность в различных окружениях, что позволяет составить полную общую картину производительности. Скачать Unigine Valley можно на сайте разработчика.
AMD и NVIDIA всегда подчёркивают вычислительную производительность своих GPU. И в дополнение к многочисленным движкам с поддержкой OpenCL, мы также решили оценить вычислительную производительность отдельно. Мы взяли тест LuxMark 2.0, тестовую сцену "Sala" с использованием RayTracing, результат теста выводится в сэмплах в секунду. Скачать LuxMark 2.0 можно по следующей ссылке.
С помощью теста ComputeMark мы пытались более точно оценить вычислительную производительность GPU. Тест основан на автоматическом выполнении нескольких вычислительных сценариев, которые накладывают различные требования к "железу". Вычислительная мощность тесту предоставляется через API DirectX 11 Compute. Среди всего прочего тест включает сценарий отслеживания лучей (RayTracing). Скачать ComputeMark можно на сайте разработчика.
Действие пятой игры в семействе The Elder Scrolls разворачивается в провинции Skyrim. Сюжет игры построен вокруг возвращения драконов, что было предсказано в древних свитках ("Elder Scrolls"). Геймер играет роль "довакина", то есть персонажа с телом человека и душой дракона. В игре вам предстоит сражаться не только с обычными тварями, но и с драконами. Добавим к этому реалистичные улицы и захватывающие дух пейзажи, уходящие в горизонт. Благодаря отличной детализации растительности и значительной дальности видимости Skyrim может нагрузить любую видеокарту.
Разработчиков Crysis можно поблагодарить за то, что их игра стала тестом де-факто графических возможностей ПК. Движок Cry Engine всегда отличался тем, что мог "поставить на колени" даже новейшие high-end системы. Именно по этой причине для наших тестов мы взяли дополнение Crysis Warhead. Мы запускали Crysis в режиме DirectX 10 с максимальным уровнем детализации.
С игрой Crysis 3 мы получили нового технологического лидера. Игра поддерживает только видеокарты класса DirectX 11, так что Crytek, разработчик Crysis 3, однозначно задал направление развития. В игре используются тесселяция и мощные алгоритмы пост-обработки для сглаживания, способные "поставить на колени" даже новейшие видеокарты.
Black Ops 2 - последняя часть в игровой линейке "Call of Duty", при этом новое дополнение опирается на различные улучшения движка. Мир находится в состоянии холодной войны между Китаем и США за драгоценные редкоземельные металлы. Запрет экспорта привёл к кибератаке, парализовавшей китайский фондовый рынок. Конфликт разворачивается между двумя сторонами, которые, тем не менее, избегают открытого противостояния.
Игра Anno 2070 отличается от предшествующих игр серии тем, что действие происходит не в прошлом, а через 60 лет в будущем. Геймплей во многом похож, то есть вам нужно исследовать и открывать острова, колонизировать их, создавать циклы производства продукции и развития поселений, чтобы удовлетворять потребности общества, а также выстраивать дипломатические отношения с соседями. В игру были введены три фракции: Эко/Eco нацеливаются на развитие возобновляемых источников энергии и сохранение природы, Магнаты/Tycoons не стесняются загрязнять окружающую среду ради прибыльной работы тяжелой промышленности. Третья фракция Техи/Techs развивают новые технологии и осваивают морские глубины. Большие острова, живая флора и фауна, впечатляющие эффекты воды и растительности - всё это в изобилии имеется в игре благодаря движку Related Designs (DX11), и высокие настройки детализации накладывают немалую нагрузку на видеокарту.
Семейство Battlefield недавно получило уже третью итерацию, позволяющую геймерам сражаться друг с другом на масштабных аренах. В игре можно выбирать бойцов разной специализации, воевать с помощью реалистично смоделированного оружия и техники. Добавьте к этому мощный движок Frostbite 2 (DX11), обеспечивающий глубокое погружение в игру. Благодаря продвинутой системе совершенствований, достижений и роста персонажа интерес к игре не будет ослабевать в течение долгого времени, добавьте к этому возможность разблокирования оружия и гаджетов. Так что длительное наслаждение третьей игрой в семействе Battlefield гарантировано.
Самая новая игра в семействе Far Cry построена на движке Dunia Engine 2, разработчиком выступила Ubisoft. Геймер традиционно переносится на тропический остров, где он играет роль протагониста Джейсона Броди, попавшего на остров со своими друзьями. Главного героя со всей честной компанией захватывают в плен пираты, поэтому выбираться придётся в одиночку. А потом, с помощью местных жителей, геймеру придётся вызволять из плена друзей и расстреливать врагов. Far Cry 3, как и две предыдущие версии игры, радует впечатляющей графикой. В режиме DirectX 11 картинка значительно улучшается сглаживанием, технологией Ambient Occlusion и красивыми текстурами. Добавим к этому высокую плотность деталей, так что даже high-end видеокартам придётся нелегко.
Hitman: Absolution можно назвать наследницей предыдущей игры Hitman: Blood Money. Главный персонаж - агент 47, работающий профессиональным киллером. В Hitman: Absolution агенту 47 предстоит узнать, что бывшие друзья предали его и покинули. Так что придётся заняться обычным делом, чтобы распутать ситуацию. Игра Hitman: Absolution базируется на движке Glacier 2, который способен нагрузить даже high-end видеокарты.
Среди горячих новинок 2013 года почетное место занимает Bioshock Infinite. Игра радует не только захватывающим сюжетом, но и технологическими инновациями. Движок игры может задействовать практически все современные эффекты DirectX 11, в игре они есть. Так что мы решили добавить Bioshock Infinite к нашему тестовому пакету.
Даже разрешение 2560x1600 пикселей в некоторых играх и настройках не смогло нагрузить Radeon HD 7990 по полной программе. Поэтому мы провели частичные тесты игр в разрешении 5760x1080 с усиленными настройками сглаживания. Результаты приведены на следующих диаграммах.
Разгон видеокарты Radeon HD 7990 оказался проблематичен. Мы сразу же столкнулись с отсутствием поддержки со стороны утилит или самой AMD. Даже в драйвере вкладка Overdrive позволяла разгонять GPU всего на 100 МГц, а память - на 75 МГц. Утилиты разгона, такие как MSI Afterburner, тоже были ограничены данной опцией. Ограничение Power Limit можно выставлять на +20 процентов.
Учитывая программные ограничения, мы без проблем выставили частоту GPU 1100 МГц и память 1575 МГц у видеокарты Radeon HD 7990. Мы получили следующие результаты:
Конечно, повышение тактовых частот привело к увеличению энергопотребления, температур и уровня шума:
Тема микро-подёргиваний неизбежно возникает при оценке видеокарт с двумя GPU или систем несколькими GPU. NVIDIA с новым поколением "Kepler" представила специальные аппаратные и программные меры, которые позволяют уменьшить эффект микро-подёргиваний. Конечно, в худшем случае они всё равно могут проявить себя, но на практике с микро-подёргиваниями пользователи сталкиваются намного реже, чем раньше. У AMD ситуация была похуже, компании предстояло решить проблему микро-подёргиваний. И в случае Radeon HD 7990 AMD попыталась представить собственное решение. К сожалению, детальной информации от AMD мы не получили, но попытались провести некоторые измерения.
Мы выбрали два сценария, в которых появляются проблемы микро-подёргиваний. Сценарием худшего случая можно назвать среднюю частоту кадров 30 fps, для которого мы проводили измерение времени отрисовки кадра.
При горизонтальной прокрутке камеры мы получили переходы от 10 до 50 мс по времени отрисовки кадра в Battlefield 3. Геймер хорошо ощущает подобный дефект, игру вряд ли можно назвать плавной.
Схожую ситуацию с Battlefield 3 мы обнаружили и в Far Cry 3, но она проявляет себя уже не так резко. Мы вновь не получили стабильного времени отрисовки кадра, оно менялось от 22 до 47 мс.
К сожалению, похоже, что в драйвере Catalyst 13.5 Beta 2 AMD по-прежнему не удалось реализовать решения проблемы. Но компания обещает, что в ближайшие недели будет выпущен новый драйвер с исправлением ситуации. Честно говоря, мы рассчитывали, что к моменту объявления Radeon HD 7990 драйвер уже будет доступен.
Для систем с несколькими GPU на основе AMD сегодня есть только одно разумное решение: ограничитель кадров (frame limiter). Он ограничивает частоту кадров определенным уровнем, для которого производительность системы достаточна. Впрочем, планку в 60 fps не всегда получается выставить в качестве ограничителя, все зависит от выбранного разрешения и настроек игры. В некоторых сценах частота кадров может падать ниже планки 60 fps, в таком случае от микро-подёргиваний вряд ли получится избавиться.
AMD больше не придётся полагаться целиком на партнёров в деле выпуска видеокарт с двумя GPU, Radeon HD 7990 успешно вышла на рынок. Тем более что профессиональный ускоритель FirePro S10000 с двумя GPU начал продаваться, почему бы не создать на его основе настольную видеокарту? AMD выбрала для видеокарты Radeon HD 7990 новое кодовое название "Malta", так что о прежнем "New Zealand" можно забыть. Слишком уж негативная аура накопилась вокруг этого кодового названия после многомесячного ожидания видеокарты с двумя GPU поколения "Southern Island". Конечно, подстегнули AMD и продукты партнёров, такие как видеокарта ASUS ARES II (тест и обзор) и PowerColor HD7990 Devil 13 (тест и обзор). Тем более что NVIDIA провела успешную атаку, GeForce GTX Titan (тест и обзор) стала лидером по производительности среди видеокарт с одним GPU, поэтому AMD не желала оставлять рынок моделей с двумя GPU целиком на растерзание NVIDIA GeForce GTX 690 (тест и обзор).
{jphoto image=36009}
В тестах схватка между Radeon HD 7990 и GeForce GTX 690 происходила практически на равных. В некоторых новых играх мы наблюдали явное преимущество Radeon HD 7990, впрочем, у AMD было более чем достаточно времени, чтобы подогнать производительность под планку GeForce GTX 690. Всё, что мы говорили раньше о high-end видеокартах, можно смело перенести и на Radeon HD 7990: свой потенциал видеокарта раскрывает только на разрешениях 2560x1600 и выше. Меньшие разрешения не дают достаточной нагрузки на два GPU. 3 Гбайт видеопамяти на GPU вполне достаточно для высоких разрешений, разве что экстремально тяжелые режимы сглаживания методом суперсэмплинга могут упереться в объём памяти.
AMD Radeon HD 7990 | |
---|---|
Розничная цена | Н/Д |
Сайт производителя | AMD |
Технические характеристики | |
GPU | 2x Tahiti XT2 |
Техпроцесс | 28 нм |
Число транзисторов | 2x 4,3 млрд. |
Тактовая частота GPU (базовая частота) | 950 МГц |
Тактовая частота GPU (частота Boost) | 1000 МГц |
Частота памяти | 1500 МГц |
Тип памяти | GDDR5 |
Объём памяти | 2x 3072 Мбайт |
Ширина шины памяти | 2x 384 бит |
Пропускная способность памяти | 2x 288 Гбайт/с |
Версия DirectX | 11.1 |
Потоковые процессоры | 2x 2048 (1D) |
Текстурные блоки | 2x 128 |
Конвейеры растровых операций | 2x 32 |
Пиксельная скорость заполнения | 2x 32 Гпиксель/с |
SLI/CrossFire | CrossFire |
Уровень шума | |
В режиме бездействия | 35,9 дБ(A) |
Под нагрузкой | 51,4 дБ(A) |
Энергопотребление | |
В режиме бездействия | 133,3 Вт |
Под нагрузкой | 518,2 Вт |
Температура | |
В режиме бездействия | 35 °C |
Под нагрузкой | 75 °C |
Энергопотребление новинки уже не так радует. Несмотря на (предположительно) отключенный GPU в режиме бездействия наша система потребляла 133 Вт, что довольно много. Конкуренты со схожим уровнем производительности (GeForce GTX 690) или даже более высоким (GeForce GTX Titan в SLI) потребляют в режиме бездействия примерно на 10 процентов меньше энергии. Под нагрузкой разница в энергопотреблении тоже бросается в глаза. Судите сами: система с видеокартой Radeon HD 7990 потребляет под нагрузкой 518 Вт, у той же GeForce GTX 690 энергопотребление составило 415 Вт, разница в энергопотреблении не соответствует разнице в производительности. Так что если вам требуется оптимальное соотношение производительности на ватт, то вряд ли видеокарта Radeon HD 7990 поставит новые рекорды. Эффективность кулера мы оцениваем как высокую. И в режиме бездействия, и под нагрузкой мы получили низкую температуру и уровень шума.
Альтернативы? При текущей заявленной цене в $1000 от AMD мы видим альтернативы не только со стороны NVIDIA в виде GeForce GTX 690, но и от партнёров компании. Ту же PowerColor HD7990 Devil 13 можно приобрести в Европе по цене 930 евро, причём встроенная система разгона позволяет получить дополнительный прирост производительности. Если цена не принципиальна, то в качестве альтернативы можно привести видеокарту ASUS ARES II.
Личное мнение
Меня вполне убедила видеокарта AMD Radeon HD 7990, жаль лишь, что она появилась только сегодня. Если бы видеокарта вышла не через 16 месяцев после своего первого объявления, мы получили бы "монстра" игровой производительности. AMD в таком случае существенно облегчила бы себе жизнь, а сегодня она могла бы представить уже обновлённую версию проекта "New Zealand". Но, увы, получилось то, что получилось. За AMD пришлось отдуваться партнёрам компании, которые выпустили собственные решения на двух GPU. В любом случае, сегодня AMD представляет high-end продукт, который позволит компании закрепить свое место среди лидеров. (Андрей Шиллинг)
Преимущества Radeon HD 7990:
- Очень хорошая производительность, особенно в высоких разрешениях
- Низкая температура GPU
- Низкий уровень шума
- Возможно подключение до пяти мониторов
Недостатки Radeon HD 7990:
- Высокая цена
- Высокое энергопотребление в режиме бездействия и под нагрузкой