Hardwareluxx > Статьи > Железо > Системы в сборке > Тест и обзор: Intel NUC NUC8I7HVK - самый мощный мини-ПК поколения Hades Canyon

Тест и обзор: Intel NUC NUC8I7HVK - самый мощный мини-ПК поколения Hades Canyon

PDFПечатьE-mail
Опубликовано:
Андрей Шиллинг

Страница 1: Тест и обзор: Intel NUC NUC8I7HVK - самый мощный мини-ПК поколения Hades Canyon

intel-hades-canyonВ начале года были представлены процессоры Core с графикой Radeon RX Vega M, которые стали первым плодом сотрудничества между Intel и AMD. Хотя роль AMD все же вторична, поскольку процессор представлен под названием Intel. Похоже, что Intel просто заказала кристаллы у AMD из-за отсутствия собственной альтернативы. До сих пор существует путаница насчет того, к какому поколению, Polaris или Vega, относится GPU. Но об этом мы поговорим позднее. Также мы рассмотрим и возможности нового NUC.

Причина разработки процессора Core с графикой Radeon RX Vega M вполне понятна: Intel нужна более высокая графическая производительность в некоторых категориях продуктов, чем может обеспечить собственное интегрированное решение. По всей видимости, разработка CPU началась 2-3 года назад под кодовым названием Kaby Lake-G. Не так давно Раджа Кодури начал работать на Intel, поэтому в ближайшие годы у Intel может появиться собственная мощная графика.

В любом случае, с процессорами Core, оснащенными графикой Radeon RX Vega M, Intel ступает на неизведанную территорию. Несколько месяцев назад были представлены пять моделей CPU, скоро за ними последуют другие. Сочетание 8-го поколения процессора Core на архитектуре Kaby Lake, 4 Гбайт памяти HBM2 и графики Radeon RX Vega M для ноутбуков тоже в новинку. AMD представила настольные видеокарты Radeon RX Vega 56 и 64 в прошлом году, процессоры Core стали первым потребительским решением, использующим технологию соединения кристаллов в упаковке под названием Embedded Multi-Die Interconnect Bridge (EMIB).

Упаковка процессоров Core с графикой Radeon RX Vega M состоит из трех чипов. А именно стека памяти HBM2 объемом 4 Гбайт, GPU Radeon RX Vega M Graphics и процессора Intel Core 8-го поколения. Через EMIB подключаются только стек памяти HBM2 к графическому процессору AMD. EMIB - не интерфейс или протокол, а технология электрического соединения чипов. Вместе с TSMC AMD использует схожую технологию для подключения своих GPU к стекам памяти HBM на подложке видеокарты. То же самое касается и NVIDIA, конечно.

Благодаря интеграции GPU на упаковку CPU с помощью EMIB, Intel смогла снизить площадь чипов на 50%. Толщина упаковки составляет 1,7 мм, что позволяет на основе чипа создавать очень тонкие ноутбуки.

EMIB - технология производства, разработанная Intel, она позволяет соединять разные кристаллы на одной подложке. Подобный дизайн 2.5D подходит для объединения кристаллов, созданных по разным техпроцессам. А каналы Through Silicon Vias (TSVs) обеспечивают высокую скорость передачи данных. В то же время увеличивается плотность упаковки отдельных компонентов, что уменьшает пространство, занимаемое на PCB. И позволяет создавать более компактные дизайны.

Схожие аргументы были и при разработке High Bandwidth Memory, которая располагается рядом с кристаллом GPU на одной подложке и подключается через те же каналы Through Silicon Vias (TSVs). Для быстрой памяти требуется не менее быстрый интерконнект, что верно и для процессоров Intel Core H. Как мы отметили выше, технология EMIB позволяет устанавливать чипы с разными техпроцессами. Например, CPU может быть изготовлен по 10-нм техпроцессу, но GPU - по 14 или 12-нм техпроцессу на заводах GlobalFoundries. Также данная технология существенно снижает цену по сравнению с кремниевой подложкой. Intel раскрыла дополнительную информацию о технологии EMIB на встрече Technology and Manufacturing Group.

Для соединения GPU и CPU используются восемь линий PCI Express. В результате пропускная способность составляет 7,88 Гбайт/с. На первый взгляд, мы сталкиваемся с ограничением. Действительно, у большинства комбинаций процессора Intel с дискретным GPU в ноутбуках мы получаем полные 16 линий. Но Intel, по всей видимости, использует в данном случае ядра Kaby Lake Refresh, оснащая их графикой Radeon RX Vega M. И у данных процессоров для подключения компонентов предусмотрены только 12 линий. Восемь уже задействованы для GPU, в результате на SSD, контроллеры Thunderbolt и все остальное остаются лишь четыре линии. Впрочем, как утверждает Intel, восьми линий PCI Express вполне достаточно.

Radeon RX Vega M Graphics на основе Polaris

Вскоре после выхода Hades Canyon NUC развернулась бурная дискуссия насчет того, используется ли внутри GPU на основе архитектуры Vega, как утверждали Intel и AMD, или на Polaris. Первые сомнения появились, когда утилита AIDA64 распознала GPU в составе Intel Core i7-8809G как Polaris 22. Еще один интересный результат дает DXDIAG, программа диагностики, тестирующая функциональность DirectX - она подтверждает указанный выше тезис. Например, архитектура Vega поддерживает функциональный уровень DirectX 12_1, в случае Polaris мы получаем лишь 12_0. Для APU Raven Ridge на архитектуре Vega утилита DXDIAG показывает поддержку 12_1, для Intel Core i7-8809G - вновь только 12_0.

Мы считали информацию Core i7-8809G с помощью утилиты Direct3D 12 Feature Checker, также взяли сведения из драйвера AMD Linux. Как можно видеть, GPU относится к поколению gfx8 (Polaris, Tonga и Fiji), в то время как Vega относится к gfx9.

Ниже представлены спецификации Core i7-8809G:

Windows 10 version 1803 (build 17101.1000) x64

ADAPTER 0
"AMD Radeon R9 200 Series"
VEN_1002, DEV_67B0, SUBSYS_30801462, REV_00
Dedicated video memory : 4072.4 MB (4270227456 bytes)
Total video memory : 12207.5 MB (12800466944 bytes)
Video driver version : 23.20.15017.4003
Maximum feature level : D3D_FEATURE_LEVEL_12_0 (0xc000)
DoublePrecisionFloatShaderOps : 1
OutputMergerLogicOp : 1
MinPrecisionSupport : D3D12_SHADER_MIN_PRECISION_SUPPORT_NONE (0) (0b0000'0000)
TiledResourcesTier : D3D12_TILED_RESOURCES_TIER_2 (2)
ResourceBindingTier : D3D12_RESOURCE_BINDING_TIER_3 (3)
PSSpecifiedStencilRefSupported : 1
TypedUAVLoadAdditionalFormats : 1
ROVsSupported : 0
ConservativeRasterizationTier : D3D12_CONSERVATIVE_RASTERIZATION_TIER_NOT_SUPPORTED (0)
StandardSwizzle64KBSupported : 0
CrossNodeSharingTier : D3D12_CROSS_NODE_SHARING_TIER_NOT_SUPPORTED (0)
CrossAdapterRowMajorTextureSupported : 0
VPAndRTArrayIndexFromAnyShaderFeedingRasterizerSupportedWithoutGSEmulation : 1
ResourceHeapTier : D3D12_RESOURCE_HEAP_TIER_2 (2)
MaxGPUVirtualAddressBitsPerResource : 40
MaxGPUVirtualAddressBitsPerProcess : 40
Adapter Node 0: TileBasedRenderer: 0, UMA: 0, CacheCoherentUMA: 0, IsolatedMMU: 1, HeapSerializationTier: 0
HighestShaderModel : D3D12_SHADER_MODEL_5_1 (0x0051)
WaveOps : 0
WaveLaneCountMin : 64
WaveLaneCountMax : 64
TotalLaneCount : 2816
ExpandedComputeResourceStates : 1
Int64ShaderOps : 0
RootSignature.HighestVersion : D3D_ROOT_SIGNATURE_VERSION_1_1 (2)
DepthBoundsTestSupported : 1
ProgrammableSamplePositionsTier : D3D12_PROGRAMMABLE_SAMPLE_POSITIONS_TIER_2 (2)
ShaderCache.SupportFlags : D3D12_SHADER_CACHE_SUPPORT_SINGLE_PSO | LIBRARY | AUTOMATIC_INPROC_CACHE | AUTOMATIC_DISK_CACHE (15) (0b0000'1111)
CopyQueueTimestampQueriesSupported : 1
CastingFullyTypedFormatSupported : 1
WriteBufferImmediateSupportFlags : D3D12_COMMAND_LIST_SUPPORT_FLAG_DIRECT | BUNDLE | COMPUTE | COPY (15) (0b0000'1111)
ViewInstancingTier : D3D12_VIEW_INSTANCING_TIER_NOT_SUPPORTED (0)
BarycentricsSupported : 0
ExistingHeaps.Supported : 1
ReservedBufferPlacementSupported : 0
SharedResourceCompatibilityTier :  D3D12_SHARED_RESOURCE_COMPATIBILITY_TIER_0 (0)
Native16BitShaderOpsSupported : 0
AtomicShaderInstructions : 0

Таким образом, Radeon RX Vega M Graphics представляет собой гибридное решение, а именно специально разработанный кристалл. В любом случае, производительность остается на первом месте, архитектура в данном случае вторична.

Dynamic Power Sharing - 100 Вт распределяются автоматически

Пять новых процессоров Core с графикой Radeon RX Vega-M работают с тепловыми пакетами 65 и 100 Вт. Данный тепловой бюджет расходуется на CPU и GPU. Как правило, OEM-производители оптимизируют свои системы, сочетающие CPU и дискретный GPU, под уровень System Design Point (SDP). В игровых ноутбуках предпочтение отдается GPU, в других классах - процессору. Компоненты работают внутри выделенного бюджета, используя свои механизмы энергосбережения и Boost. Intel уже опробовала технологию совместного бюджета с интегрированной графикой, когда тепловой пакет разделялся между CPU и HD Graphics. Обычно приоритет отдавался встроенной графике.

Ядра Core и графика Radeon RX Vega M могут динамически распределять тепловой пакет между собой (Dynamic Power Sharing), Intel называет данную технологию Dynamic Tuning. Таким образом, в зависимости от требований CPU и GPU, они получают нужный бюджет. Пользователь тоже в какой-то мере влиять на распределение бюджета через параметры работы технологии. Кроме того, поддерживается и разгон в определенной степени.

Технология Dynamic Tuning интересна тем, что позволяет Intel достичь более высокой игровой производительности с тепловым дизайном 45 Вт, чем с дизайном 62,5 Вт без Dynamic Tuning. Впрочем, здесь все же стоит провести собственные тесты процессоров Core с графикой Radeon RX Vega M, после чего уже можно будет сделать выводы о производительности.

Процессоры Intel Core 8-го поколения с графикой Radeon RX Vega M

Но позвольте перейти к пяти представленным моделям.

Сравнение процессоров Core с графикой Radeon RX Vega M
Модель Core i7-8809G Core i7-8709G Core i7-8706G Core i7-8705G Core i5-8305G
Ядра/ потоки 4 / 8 4 / 8 4 / 8 4 / 8 4 / 8
Базовая частота 3,1 ГГц 3,1 ГГц 3,1 ГГц 3,1 ГГц 2,8 ГГц
Частота Boost 4,2 ГГц 4,1 ГГц 4,1 ГГц 4,1 ГГц 3,8 ГГц
Кэш L3 8 MB 8 MB 8 MB 8 MB 6 MB
Память DDR4-2400 DDR4-2400 DDR4-2400 DDR4-2400 DDR4-2400
Число каналов памяти Два Два Два Два Два
Дискретная графика Radeon RX Vega M GH Radeon RX Vega M GH Radeon RX Vega M GL Radeon RX Vega M GL Radeon RX Vega M GL
Частота GPU До 1.100 МГц До 1.100 МГц До 1.100 МГц До 1.100 МГц До 1.100 МГц
Встроенная графика 630 630 630 630 630
Разгон CPU и памяти Да Да Да Да Нет
Разгон GPU Vega и HBM Да Нет Нет Нет Нет

У всех процессоров используются четыре физических ядра, которые могут обрабатывать до восьми потоков. Четыре из пяти моделей относятся к семейству Core i7, "младший" процессор - к Core i5, базовая частота составляет от 2,8 до 3,1 ГГц, в зависимости от CPU. В режиме Boost ядра могут разгоняться до 4,2 ГГц. Пока не совсем понятно, подразумевает здесь Intel частоту Turbo для всех ядер или нет. У четырех из пяти CPU кэш L3 составляет 8 Мбайт. У процессора Core i5-8305G кэш составляет только 6 Мбайт.

Как и подобает ядрам Kaby Lake Refresh, все процессоры поддерживают память DDR4-2400 в двухканальном режиме. Конечно, у всех процессоров есть и встроенная графика Intel HD Graphics 630.

Имеются некоторые отличия по GPU Radeon RX Vega M. Процессоры Core i7-8809G и Core i7-8709G оснащены вариантом Radeon RX Vega M GH, в случае Core i7-8706G, Core i7-8705G и Core i5-8305G мы получаем Radeon RX Vega M GL. Отличия приведены в таблице ниже.

Множитель полностью разблокирован только у Core i7-8809G. Возможен разгон CPU, GPU и HBM2. У других моделей можно разгонять только CPU и память.

Сравнение графики Radeon RX Vega M
Модель Radeon RX Vega M GH Graphics Radeon RX Vega M GL Graphics
GPU Vega Vega
Техпроцесс 14 нм 14 нм
Compute Units 24 20
Потоковые процессоры 1.536 1.280
Текстурные блоки 96 80
Базовая частота 1.063 МГц 931 МГц
Частота Boost 1.190 МГц 1.011 МГц
Память 4 GB HBM2 4 GB HBM2
Ширина шины памяти 1.024 бит 1.024 бит
Частота памяти 800 МГц 700 МГц
Пропускная способность памяти 204,8 Гбайт/с 179,2 Гбайт/с
ROP 64 пикселей/такт 32 пикселей/такт
Производительность с одинарной точностью 3,7 TFLOPS 2,6 TFLOPS

В таблице приведены отличия между Radeon RX Vega M GH и Radeon RX Vega M GL. В случае GH у GPU Vega мы получаем 24 вычислительных блока CU или 1.536 потоковых процессоров. Базовая частота составляет 1.063 МГц, в режиме Boost возможно увеличение частоты до 1.190 МГц. У варианта GL число блоков CU ограничено 20, число потоковых процессоров - 1.280. Базовая частота составляет 931 МГц, в режиме Boost возможен разгон до 1.011 МГц.

Обе версии оснащаются одинаковым объемом 4 Гбайт HBM2, которая подключена по 1.024-битному интерфейсу. Intel установила стек HBM2 емкостью 4 Гбайт, в случае настольной версии Radeon RX Vega используются два стека по 4 Гбайт. Интерфейс памяти составляет 1.024 бита на чип, откуда мы и получили упомянутые 1.024 бита. Частота памяти у GH составляет 800 МГц, в случае GL - 700 МГц. Соответственно, пропускная способность памяти - 204,8 Гбайт/с или 179,2 Гбайт/с. Меньше половины, чем у настольных видеокарт Vega. Вычислительная производительность составляет 3,7 или 2,7 TFLOPS. Весьма удивительно, что AMD снизила производительность ROP Radeon RX Vega M GL в два раза.