Страница 11: FreeSync против G-Sync

Горячие споры сегодня идут не только по поводу производительности Radeon RX Vega, но и технологий синхронизации FreeSync и G-Sync. FreeSync является весьма важной игровой технологией для AMD; производительность видеокарт продолжает увеличиваться, но они не всегда справляются с поддержкой высокого уровня минимальных fps. Например, та же GeForce GTX 1080 Ti с трудом справляется с разрешением 3.840 x 2.160 пикселей, ситуация с Radeon RX Vega 64 еще хуже, учитывая уровень производительности. Технологии FreeSync и G-Sync уже давно присутствуют на рынке, но некоторые вопросы остаются.

Технологии FreeSync и G-Sync обещают отсутствие подергиваний и рывков, а также низкие задержки. Но между технологиями есть отличия, помимо того, что FreeSync является открытым стандартом. Технология FreeSync опирается на Adaptive Sync, производители дисплеев могут использовать стандартные компоненты для контроллера TCON, что снижает цену. AMD не требует отчислений за использование FreeSync – в отличие от NVIDIA. Скорее всего, именно в этом кроется причина широкого распространения мониторов FreeSync, в случае дисплеев G-Sync выбор ограничен.

Есть отличия и по цене. Самый дешевый монитор FreeSync стоит от 7,4 тыс. рублей. Но мониторы с компенсацией низкой частоты кадров (LFC, Low Framerate Compensation) стоят более чем в два раза дороже. Самый дешевый монитор G-Sync можно купить от 23,3 тыс. рублей. Поэтому если не углубляться в технические подробности, между FreeSync и G-Sync имеется существенная разница в цене не в пользу последнего. Что касается интерфейсов, то и здесь у FreeSync есть преимущество, стандарт работает через порты DisplayPort и HDMI, в случае же G-Sync придется ограничиться DisplayPort.

Диапазон частот синхронизации и технические отличия

Теперь же позвольте поговорить о технических отличиях. Наиболее важную роль играет минимальная частота, при которой поддерживается технология синхронизации. В случае FreeSync нижняя планка составляет 35-40 Гц, верхняя может подниматься до 144 Гц. Однако частота 144 Гц возможна только при использовании выхода DisplayPort, в случае HDMI она ограничена 120 Гц. В зависимости от разрешения диапазон может меняться. Кроме того, у некоторых мониторов он очень узкий, в экстремальных случаях мы получаем от 40 до 60 Гц. Поэтому при выборе монитора следует обращать внимание на диапазон FreeSync и соотносить его с производительностью видеокарты. Например, видеокарты Radeon RX 480 будет недостаточно для игры в разрешении 3.840 x 2.160 пикселей и удержания FreeSync в диапазоне от 40 до 60 FPS, так что о плавной игре можно забыть.

Функция компенсации низкой частоты кадров (Low Framerate Compensation, LFC) является важным фактором, устраняющим одну из проблем FreeSync. Если частота кадров упадет ниже диапазона FreeSync, то на мониторе будет заметно подергивание. Которое как раз и должна предотвращать технология FreeSync. Поэтому с помощью специального алгоритма LFC подобные ситуации отслеживаются, чтобы частота кадров всегда была выше нижней границы диапазона. Конечно, волшебных средств поднять производительность видеокарты нет, поэтому монитор просто повторяет предыдущий кадр.

Условием для работы Low Framerate Compensation является достаточная ширина диапазона FreeSync: максимальная частота должна быть в 2,5 раза (или больше) выше, чем минимальная. В случае ASUS MG279Q, например, мы получаем частоты от 35 до 90 Гц. Как раз в 2,5 раза выше. Поскольку данному условию удовлетворяют не все мониторы FreeSync, перед покупкой мы рекомендуем проверить рабочий диапазон FreeSync. Некоторые производители добавляют соответствующую отметку. Также AMD предлагает список мониторов FreeSync, с которым можно свериться по поводу поддержки LFC.

В случае NVIDIA G-Sync поддержка дополнительных технологий, подобных LFC, роли уже не играет. Конечно, здесь тоже имеются отличия по максимальной частоте обновления, которая связана с разрешением. У мониторов G-Sync диапазон частот составляет между 60 и 240 Гц. Частота больше 144 Гц на мониторах G-Sync пока не поддерживается. Но так ли важна поддержка технологии на высоких частотах обновления? Некоторые геймеры утверждают, что на частотах выше 144 Гц поддержка G-Sync не имеет смысла, другие оспаривают это мнение. В любом случае, с технологией G-Sync NVIDIA реализовала поддержку LFC иначе. Если частота кадров видеокарты уменьшается ниже 30 fps, автоматически активируется поддержка V-Sync. При этом частота обновления монитора выставляется кратно от частоты кадров видеокарты. Например, если видеокарта выдает 20 fps, то монитор будет обновлять экран с частотой 40 Гц. В целом, G-Sync можно назвать более проработанной технологией, поскольку покупателю дисплея не придется заглядывать в технические характеристики и оценивать диапазон. Во внимание следует принимать только разрешение и максимальную частоту обновление.

G-SYNC HDR и FreeSync 2

AMD и NVIDIA продолжают работать над улучшениями FreeSync и G-Sync. В случае FreeSync 2 поддержка Low Framerate Compensation уже является обязательной. Но фокус FreeSync 2 заключается в поддержке HD. Здесь суть кроется том, как HDR-дисплей и видеокарта работают друг с другом. Рендеринг и привязка оттенков (Tone Mapping) выполняются на GPU. Затем кадры передаются на HDR-дисплей, который выполняет привязку оттенков заново, адаптируя картинку или цветопередачу к возможностям монитора. В результате мы получаем избыточное выполнение двух операций Tone Mapping, что еще и вносит задержки. В новой версии FreeSync 2 привязка оттенков выполняется только на GPU, со стороны монитора этот этап пропускается. Конечно, подобную технологию должен поддерживать монитор – а это как раз входит в состав обязательных функций FreeSync 2.

С технологией G-Sync HDR в фокусе тоже было поставлено расширенное цветовое пространство и более высокий уровень контрастности. NVIDIA использовала технологию FALD (full array of local dimming) с 384 зонами, что существенно превышает возможности мониторов предыдущих поколений. Максимальная яркость должна быть на 1.000 кд/м² выше. Что касается цветового охвата, первые мониторы будут поддерживать DCI-P3, дающий на 25% больше цветов, чем стандарт sRGB. В будущем NVIDIA планирует расширить цветовой охват до Rec. 2020 (+72% по сравнению с sRGB). На данный момент некоторые мониторы G-Sync HDR уже объявлены, но в продаже они еще не появились.

Так что у технологий FreeSync и G-Sync весьма интересное будущее. Обе технологии продолжают совершенствоваться, для геймеров их можно назвать важными, поскольку преимуществ они обеспечивают немало. Технические отличия между G-Sync и FreeSync есть, но принцип работы технологий одинаковый. G-Sync поддерживается только видеокартами NVIDIA, а FreeSync будет работать только с GPU AMD. Так что здесь свободы выбора нет, стандарт определяется в момент покупки видеокарты.