Тест и обзор: Gigabyte GeForce RTX 3090 Gaming OC 24G - новый флагман NVIDIA

Опубликовано:

gigabyte-rtx-3090

Сегодня NVIDIA сделала второй шаг в поколении Ampere. Видеокарта GeForce RTX 3090 является флагманом поколения GeForce, но базируется она на том же GPU, что и GeForce RTX 3080. В нашу тестовую лабораторию поступила видеокарта Gigabyte GeForce RTX 3090 Gaming OC 24G. К сожалению, модель Founders Edition не была доступна.

Если не считать вполне вероятное появление видеокарт Quadro, GeForce RTX 3090 представляет собой максимальное расширение потребительского поколения Ampere. Из предшествующего поколения оппонентом можно считать отнюдь не GeForce RTX 2080 Ti, а Titan RTX. Но NVIDIA на этот раз решила назвать видеокарту не Titan, а GeForce, то есть она позиционируется все же на игровой рынок. Вместе с тем NVIDIA считает, что видеокарта подойдет и для полупрофессионального окружения. Возможно, NVIDIA все же стоило выбрать другое название, но об этом мы поговорим позже.

NVIDIA для GeForce RTX 3090 не стала использовать полную версию GA102 GPU, хотя и весьма близко к ней подошла. По сравнению с GeForce RTX 3080 число вычислительных блоков FP32 и INT32 было увеличено на 20%. Число ядер RT и Tensor тоже увеличилось в такой же пропорции. В общей сложности мы получаем 10.496 вычислительных блоков FP32. Позвольте привести спецификации в следующей таблице.

Подписывайтесь на группы Hardwareluxx ВКонтакте и Facebook, а также на наш канал в Telegram (@hardwareluxxrussia).

Мы рекомендуем ознакомиться с нашим руководством по выбору видеокарты для разных бюджетов.

Сравнение видеокарт
  RTX 3080 FERTX 3090 FE Gigabyte RTX 3090 Gaming OC 24GTitan RTX
GPU Ampere (GA102)Ampere (GA102) Ampere (GA102)Turing (TU102)
Число транзисторов 28 млрд.28 млрд. 28 млрд.18,6 млрд.
Техпроцесс 8 нм8 нм 8 нм12 нм
Площадь кристалла 628,4 мм²628,4 мм² 628,4 мм²754 мм²
Число FP32 ALU 8.70410.496 10.4964.608
Число INT32 ALU 4.3525.248 5.2484.608
Число SM 6882 8272
Ядра Tensor 272328 328576
Ядра RT 6882 8272
Базовая частота 1.440 МГц1.400 МГц -1.350 МГц
Частота Boost 1.710 МГц1.700 МГц -1.770 МГц
Емкость памяти 10 GB24 GB 24 GB24 GB
Тип памяти GDDR6XGDDR6X GDDR6XGDDR6
Ширина шины памяти 320 бит384 бит 384 бит384 бит
Частота памяти 1.188 МГц1.219 МГц 1.219 МГц1.750 МГц
Пропускная способность памяти 760 Гбайт/с936 Гбайт/с 936 Гбайт/с672 Гбайт/с
TDP 320 Вт350 Вт 370 Вт280 Вт
Цена 63.490 ₽136.990 ₽

Самое большое отличие между GeForce RTX 3080 и GeForce RTX 3090 заключается не в числе вычислительных блоков, а в объеме памяти. Объем видеопамяти был увеличен с 10 до 24 Гбайт, что ставит видеокарту на уровень Titan RTX. Благодаря использованию скоростной памяти GDDR6X пропускная способность увеличилась с 672 до 936 Гбайт/с. Интерфейс памяти 384-битный, NVIDIA увеличила тактовую частоту памяти GDDR6X с 1.188 до 1.219 МГц.

Прирост вычислительных блоков FP32 на 20% по сравнению с GeForce RTX 3080 или более чем в два раза по сравнению с Titan RTX говорит сам за себя. По производительности INT32 разница с Titan RTX не такая большая, то же самое касается ядер RT и Tensor. Третье поколение ядер Tensor и второе поколение ядер RT могут показывать свои преимущества лишь при определенных условиях.

Для GeForce RTX 3090 NVIDIA увеличила планку Power Limit еще выше. С 320 Вт для GeForce RTX 3080 мы получаем уже 350 Вт. GeForce RTX 3090 также играет в другой категории и по цене. NVIDIA за Founders Edition просит 136.990 ₽, видеокарты с альтернативным дизайном будут стоить не дешевле.

Power Limit
Gigabyte GeForce RTX 3090 Gaming OC 24G

Максимальный Power Limit 390 Вт
Power Limit по умолчанию 370 Вт
Минимальный Power Limit 100 Вт

Gigabyte увеличила планку Power Limit своей модели с 350 до 370 Вт по сравнению с Founders Edition. Кроме того, вручную его можно увеличить до 390 Вт. Некоторые модели GeForce RTX 3090 наверняка покажут уровень 400 Вт.


Чип GA102 GPU для видеокарты GeForce RTX 3090 базируется на архитектуре Ampere, которая отличается от варианта для дата-центров GA100 GPU.

Streaming Multiprocessor (SM) в архитектуре Ampere почти полностью лишился вычислительных блоков FP64, которые в составе GA100 GPU весьма важны для высокопроизводительных вычислений HPC, чего нельзя сказать о потребительском сегменте. Вычисления с двойной точностью выполняются в 1/60 производительности от вычислений FP32.

Зато число вычислительных блоков FP32 было удвоено. Вместо 64 блоков FP32 на SM теперь доступны 128, а также 64 блока INT32. Параллельно поддерживается выполнение двух путей данных. Первый путь состоит из 16 блоков FP32. Так что здесь можно выполнять 16 вычислений FP32 за такт. Второй путь состоит из 16 блоков FP32 и 16 INT32. Каждая четверть SM может выполнять либо 32 операции FP32, либо 16 операций FP32 и 16 INT32 за такт. Для SM целиком это означает 128 операций FP32 или 64 операции FP32 и 64 INT32 за такт.

GA102 GPU содержит семь кластеров GPC (Graphics Processing Clusters) с 12 SM в каждом. Но не все SM активны на GeForce RTX 3090 и GeForce RTX 3080. GA102 GPU теоретически может оснащаться 10.752 блоками FP32 (7 GPCs x 12 SMs x 128 блоков FP32). Но в случае GeForce RTX 3090 отключены два SM, поэтому придется довольствоваться "всего" 10.496 блоками FP32. Таким образом NVIDIA удерживает высокую долю выхода годных кристаллов.

Каждый SM содержит по четыре ядра Tensor третьего поколения. Число ядер Tensor на SM было уполовинено, но они должны быть, как минимум, в два раза более производительны. Ядер RT на SM по-прежнему по одному, но во втором поколении ядер RT произошли некоторые улучшения. Подробности приведены в нашем обзоре GeForce RTX 3080 Founders Edition.

Кроме изменений SM произошли оптимизации в структуре конвейеров растровых операций (ROP) и связи между ROP и контроллерами памяти. Вплоть до поколения Turing ROP всегда подключались к интерфейсу памяти. Использовалось восемь ROP на каждый 32-битный контроллер памяти. И если число контроллеров памяти, соответственно, объем памяти менялись, то же самое было верно и для ROP. В случае архитектуры Ampere ROP расположены в GPC. В каждом GPC есть два раздела ROP, по восемь конвейеров растровых операций каждый. В результате расчет числа ROP отличается. У видеокарты GeForce RTX 3090 используются семь GPC с 2x 8 ROP каждый, что дает 112 ROP.

NVIDIA встроила ROP по-новому, чтобы конвейеры рендеринга меньше зависели от интерфейса памяти. У GeForce RTX 3080 320-битный интерфейс памяти, но доступны 96 ROP вместо всего 80. В случае 384-битного интерфейса GeForce RTX 3090 были бы доступны 96 ROP, но их число составляет 112.


Gigabyte GeForce RTX 3090 Gaming OC 24G смотрится весьма солидно. Видеокарта имеет длину 315 мм, высоту 140 мм. Она занимает 2,5 слота, так что объем в корпусе потребуется немалый. По внешнему виду видеокарта Gigabyte выглядит весьма скромно. Кулер имеет серую расцветку, как и задняя пластина.

Задняя пластина накрывает PCB полностью, но PCB короче кулера. Gigabyte использовала дополнительное пространство за PCB для более эффективного охлаждения.

С лицевой стороны видеокарты расположены три вентилятора. Ближайший к слотовой заглушке имеет диаметр 80 мм, два остальных - 85 мм. Вентиляторы начинают раскручиваться только при температуре 56 °C. В режиме бездействия вентиляторы останавливаются при охлаждении GPU до 42 °C. Таким образом, Gigabyte GeForce RTX 3090 Gaming OC 24G может охлаждаться полупассивно, если видеокарте не требуется производить какие-либо вычисления.

С торца хорошо видна структура кулера. PCB расположена между основанием кулера и задней пластиной. С лицевой стороны видно крупное медное основание, которое отводит тепло от GPU и чипов памяти. Тепловые трубки обеспечивают передачу тепла в заднюю часть кулера. Тепло от VRM тоже отводится на радиатор.

Дополнительное питание обеспечивается двумя 8-контактными гнездами. Новый 12-контактный интерфейс питания остается прерогативой версии Founders Editions от NVIDIA. Заявленный TDP составляет 370 Вт, двум 8-контактным интерфейсам приходится обеспечивать около 320 Вт, поскольку через PCI Express подаются около 50 Вт.

Примерно пятая часть видеокарты не закрыта PCB, Gigabyte в задней части оставила отверстия, через которые продувается воздух. Можно видеть, что с помощью кабелей-переходников Gigabyte вынесла 8-контактные разъемы в заднюю часть видеокарты.

В отличие от GeForce RTX 3080, видеокарта GeForce RTX 3090 может работать в конфигурации из двух видеокарт благодаря разъему NVLink. Но NVIDIA продолжает урезать поддержку SLI. В следующем году компания уже не будет предлагать профили SLI, поэтому будут работать только игры с явной поддержкой multi-GPU.

На слотовой заглушке Gigabyte GeForce RTX 3090 Gaming OC 24G предлагает три порта DisplayPort 1.4 и два HDMI 2.1, что позволяет подключать все современные мониторы с высокой частотой обновления. Через HDMI 2.1 возможен даже режим 8K@120FPS.

Через слотовую заглушку уходит лишь небольшое количества тепла, поскольку принудительной вентиляции в данном направлении не осуществляется.

Что касается RGB-подсветки, видеокарта Gigabyte GeForce RTX 3090 Gaming OC 24G имеет только одну световую полоску и надпись Gigabyte с торца. В утилите можно выбрать цвет и эффекты подсветки.

GeForce RTX 3090 Founders Edition намного крупнее "младшей" модели. Но Gigabyte GeForce RTX 3090 Gaming OC 24G оказалась еще больше - и по высоте, и по длине.

Сравнение габаритов
  GeForce RTX 3090 Founders Edition Gigabyte GeForce RTX 3090 Gaming OC 24G
Длина 313 мм 325 мм
Высота 138 мм 130 мм
Толщина 3 слота 2,8 слота

Мы сняли кулер с видеокарты, чтобы рассмотреть PCB данной модели GeForce RTX 3090.

Сразу же отметим, что Gigabyte использовала ту же самую PCB для видеокарты Gigabyte GeForce RTX 3090 Gaming OC 24G, что и для протестированной ранее Gigabyte GeForce RTX 3080 Eagle OC 10G. Впрочем, это повсеместная практика многих производителей. Теперь остававшиеся пустыми места с точками пайки уже заняты. Сравнительная короткая PCB дополняется удлиненным кулером. Первые две трети PCB напоминают эталонную версию NVIDIA, но Gigabyte выбрала иной подход по дополнительному питанию.

За питание GPU отвечают 19 фаз, одна из которых относится к памяти - именно так Gigabyte разделила фазы на Gigabyte GeForce RTX 3090 Gaming OC 24G. Что сравнимо с Founders Edition от NVIDIA, которая использует 20 фаз в сумме.

Чтобы вынести дополнительные разъемы PCI Express в заднюю часть видеокарты, Gigabyte использовала короткие переходники питания. Плоские штекеры переходников вставляются в соответствующие 8-контактные разъемы на PCB. Так что вряд ли на Gigabyte GeForce RTX 3090 Gaming OC 24G можно будет установить водоблок. Хотя производители некоторых водоблоков заявляют о совместимости с Gigabyte PCB.

В задней части PCB можно видеть шунты, которые позволяют измерить ток и энергопотребление, чтобы видеокарта лучше укладывалась в предельный TDP.

В отличие от видеокарты GeForce RTX 3080, на GeForce RTX 3090 чипы памяти GDDR6X установлены и сзади видеокарты, чтобы уместить 24 Гбайт.

Gigabyte просто добавила удлинители с 2x 8-контактными штекерами, которые со стороны PCB подключаются в плоские гнезда. Если вы хотите оснастить видеокарту СВО, то вряд ли затея получится, поскольку гнезда нестандартные.

Задняя пластина обеспечивает отведение тепла от чипов памяти. Gigabyte установила довольно толстые теплопередающие прокладки между чипами памяти и задней пластиной. Мы не обнаружили проблем с перегревом, но мы собираемся исследовать вопрос нагрева памяти более глубоко.

Тепло от GPU и памяти отводится медным основанием. Для VRM тоже предусмотрен радиатор. Тепловые трубки передают тепло от медного основания на радиатор.


Мы также рассмотрели работу видеокарты Gigabyte GeForce RTX 3090 Gaming OC 24G под тепловизором. Начнем с того, что по поводу GeForce RTX 3080 появились сообщения, что память GDDR6X нагревается выше 100 °C, то есть работает за пределами спецификаций.

На данный момент мы проводим дополнительные измерения, и здесь есть связь с системой охлаждения. Но данную тему мы исследуем в отдельной статье.

Напомним, что в случае GeForce RTX 3080 Founders Edition некоторые горячие участки нагревались до 100 °C. С видеокартой Gigabyte GeForce RTX 3090 Gaming OC 24G мы подобных температур не обнаружили.

На задней части PCB расположены 12 чипов памяти GDDR6X, здесь можно видеть существенный нагрев задней пластины. Но температура поверхности задней пластины составила 65 °C. Сенсор между задней пластиной и памятью показал температуру от 75 до 77 °C.

В задней части металлической пластины вентилятор продувает воздух, поэтому температуры поверхности намного меньше.


К сожалению, мы не смогли получить видеокарту Founders Edition от NVIDIA к моменту публикации теста. Хотя Founders Edition ожидает быть весьма интересной.

Длина видеокарты NVIDIA составляет 313 мм, то есть чуть больше формата ATX, который оговаривает 305 мм. В случае других видеокарт тоже следует обращать внимание на габариты, поскольку та же стойка накопителей в корпусе может мешаться.

Высота видеокарты NVIDIA GeForce RTX 3090 Founders Edition составляет 138 мм, по толщине она занимает три слота. Так что и здесь NVIDIA штурмует пределы возможного. Кстати, это касается и веса: NVIDIA GeForce RTX 3090 Founders Edition весит около 2,2 кг.

NVIDIA выбрала ту же концепцию охлаждения, что и в случае GeForce RTX 3080: правый из двух вентиляторов выдувает воздух через радиатор в сторону кулера CPU. Мы уже рассматривали влияние подобной системы охлаждения на другие компоненты системы в тесте GeForce RTX 3080 Founders Edition, и отрицательных эффектов мы не обнаружили. Объем кулера в данном случае больше из-за увеличения габаритов, да и вентиляторы имеют больший диаметр.

В отличие от PCB видеокарты GeForce RTX 3080 Founders Edition, на PCB GeForce RTX 3090 компоненты установлены полностью. В том числе и чипы памяти GDDR6X, а также фазы системы питания. Теперь пустые места заполнены. В верхнем левом углу виден и разъем NVLink, который у видеокарт GeForce RTX 3080 отсутствует.


Мы обновили программное обеспечение в виде игр и тестов, компоненты тестовой системы тоже подверглись модернизации. Чтобы наша тестовая система была максимально приближена к практическим условиям, мы проводили тесты в закрытом корпусе. Операционная система Windows 10 была установлена на PCI Express SSD, но для игр мы использовали жесткий диск. На результаты тестов это не влияет.

Тестовая конфигурация
Процессор Intel Core i9-10900K
Система охлаждения Noctua NH-U12A
Материнская плата MSI MAG Z490 Tomahawk
Оперативная память G.Skill Trident Z Royal DDR4-3600 CL16-19-19-39 (F4-3600C16D-32GTRSC), 2x 16 GB
SSD Samsung SSD 960 Pro 512GB
HDD Seagate BarraCuda Pro
Блок питания Seasonic Prime Titanium Series 850W
Операционная система Windows 10 64 бит
Корпус Fractal Design Define XL R2

Мы использовали следующие версии драйверов:

Мы использовали следующие игры и тесты:


Энергопотребление

Нагрузка (на GPU)

в Вт
Меньше - лучше

В случае видеокарты Gigabyte GeForce RTX 3090 Gaming OC 24G мы получили максимальное энергопотребление под нагрузкой 373,5 Вт - почти на 30 Вт больше, чем у видеокарты GeForce RTX 3080 от Gigabyte. Собственно, от GeForce RTX 3090 мы ожидали уровня 350 Вт и выше.

Энергопотребление

Бездействие (на GPU)

в Вт
Меньше - лучше

В режиме бездействия видеокарта потребляла чуть больше 20 Вт. Что существенно выше ожидаемого. Данный феномен прослеживался и среди видеокарт GeForce RTX 3080 на альтернативных дизайнах.

Температура GPU

Нагрузка

в градусах Цельсия
Меньше - лучше

Под нагрузкой температура GPU не превысила уровень 68°C. Что существенно меньше, чем мы ожидали. И меньше протестированных ранее моделей GeForce RTX 3080. Интересно посмотреть, какую скорость вентиляторов Gigabyte пришлось выставить, чтобы дать такую температуру.

Температура GPU

Бездействие

в градусах Цельсия
Меньше - лучше

При температуре GPU 42 °C вентиляторы останавливаются, но на дальнейшее охлаждение видеокарты уходит немало времени. Мы провели измерения через десять минут, температура оставалась на прежнем уровне 42 °C.

Уровень шума

Нагрузка

в дБ(A)
Меньше - лучше

Уровень шума 43,2 дБ(A) у видеокарты Gigabyte GeForce RTX 3090 Gaming OC 24G - один из самых высоких среди новых видеокарт. Но в целом его можно назвать сравнительно низким. Впрочем, если посмотреть на температуру GPU, Gigabyte вполне могла снизить уровень шума, допустив нагрев на несколько градусов выше. Но Gigabyte решила иначе. Конечно, пользователь сам сможет найти баланс между температурой и уровнем шума с помощью утилит, таких как Afterburner.

Уровень шума

Бездействие

в дБ(A)
Меньше - лучше

Видеокарта останавливает вентиляторы в режиме бездействия, поэтому ее можно назвать бесшумной.


UL 3DMark

Time Spy - графика

Баллы
Больше - лучше

UL 3DMark

Fire Strike Extreme - графика

Баллы
Больше - лучше

UL 3DMark

Port Royal

Баллы
Больше - лучше


Luxmark 3.1

Hotel Lobby

KSamples/s
Больше - лучше


AIDA64

Производительность FP32

TFLOPS
Больше - лучше

AIDA64

Производительность FP64

GFLOPS
Больше - лучше

V-Ray

рендеринг Raytracing

млн. Pfade
Больше - лучше

OctaneRender

Havana

93.77 XX


38.17 XX
63.23 XX


28.59 XX
47.17 XX


21.05 XX
42.23 XX


18.23 XX
32.93 XX


14.21 XX
15.56 XX


15.56 XX
млн. семплов в секунду
Больше - лучше

OctaneRender

GodRays

млн. семплов в секунду
Больше - лучше

OctaneRender

Plants

млн. семплов в секунду
Больше - лучше


Blender 2.90

bmw27

секунды
Меньше - лучше

Blender 2.90

classroom

секунды
Меньше - лучше

Blender 2.90

The Junk Shop

секунды
Меньше - лучше

Blender 2.90

bmw27

секунды
Меньше - лучше


Anno 1800

1.920 x 1.080 - Ultra High

Кадры в секунду
Больше - лучше

Anno 1800

2.560 x 1.440 - Ultra High

Кадры в секунду
Больше - лучше

Anno 1800

3.840 x 2.160 - Ultra High

Кадры в секунду
Больше - лучше


Battlefield V

1.920 x 1.080 - High

199.4 XX


139.7 XX
193.5 XX


143.9 XX
161.5 XX


143.6 XX
150.7 XX


88.1 XX
147.7 XX


97.9 XX
135.4 XX


123.8 XX
131.8 XX


115.2 XX
127.5 XX


100.4 XX
117.9 XX


108.4 XX
112.2 XX


80.8 XX
105.9 XX


88.8 XX
Кадры в секунду
Больше - лучше

Battlefield V

2.560 x 1.440 - High

Кадры в секунду
Больше - лучше

Battlefield V

3.840 x 2.160 - High

Кадры в секунду
Больше - лучше


Control

1.920 x 1.080 - High

Кадры в секунду
Больше - лучше

Control

2.560 x 1.440 - High

Кадры в секунду
Больше - лучше

Control

3.840 x 2.160 - High

Кадры в секунду
Больше - лучше


Call of Duty Modern Warfare

1.920 x 1.080 - High

196.5 XX


157.6 XX
152.9 XX


125.4 XX
134.3 XX


113.8 XX
124.5 XX


102.6 XX
120.9 XX


100.6 XX
106.8 XX


92.1 XX
106.6 XX


87.3 XX
103.6 XX


86.2 XX
94.7 XX


82.9 XX
91.4 XX


76.7 XX
85.5 XX


73.1 XX
Кадры в секунду
Больше - лучше

Call of Duty Modern Warfare

2.560 x 1.440 - High

Кадры в секунду
Больше - лучше

Call of Duty Modern Warfare

3.840 x 2.160 - High

Кадры в секунду
Больше - лучше


Death Stranding

1.920 x 1.080 - High

218.1 XX


185.4 XX
180.4 XX


159.9 XX
154.7 XX


136.5 XX
148.5 XX


104.5 XX
146.1 XX


125.9 XX
137.9 XX


118 XX
128.1 XX


111.6 XX
122.6 XX


103.2 XX
117.7 XX


102.2 XX
111.6 XX


98.9 XX
103.5 XX


90.1 XX
98.9 XX


79.8 XX
Кадры в секунду
Больше - лучше

Death Stranding

2.560 x 1.440 - High

Кадры в секунду
Больше - лучше

Death Stranding

3.840 x 2.160 - High

Кадры в секунду
Больше - лучше


DOOM Eternal

1.920 x 1.080 - Ultra Nightmare

Кадры в секунду
Больше - лучше

DOOM Eternal

2.560 x 1.440 - Ultra Nightmare

Кадры в секунду
Больше - лучше

DOOM Eternal

3.840 x 2.160 - Ultra Nightmare

Кадры в секунду
Больше - лучше


F1 2020

1.920 x 1.080 - Ultra High

256.5 XX


194.3 XX
201.3 XX


161.8 XX
165.7 XX


135.2 XX
161.6 XX


122.5 XX
154.1 XX


117.9 XX
147.9 XX


111.7 XX
141.4 XX


140.4 XX
132.2 XX


106.7 XX
103.3 XX


84 XX
93.1 XX


72.5 XX
Кадры в секунду
Больше - лучше

F1 2020

2.560 x 1.440 - Ultra High

Кадры в секунду
Больше - лучше

F1 2020

3.840 x 2.160 - Ultra High

Кадры в секунду
Больше - лучше


Flight Simulator

1.920 x 1.080 - High

Кадры в секунду
Больше - лучше

Flight Simulator

2.560 x 1.440 - High

Кадры в секунду
Больше - лучше

Flight Simulator

3.840 x 2.160 - High

Кадры в секунду
Больше - лучше


Shadow of the Tomb Raider

1.920 x 1.080 - Ultra High

Кадры в секунду
Больше - лучше

Shadow of the Tomb Raider

2.560 x 1.440 - Ultra High

Кадры в секунду
Больше - лучше

Shadow of the Tomb Raider

3.840 x 2.160 - Ultra High

Кадры в секунду
Больше - лучше


Crysis Remastered

1.920 x 1.080, очень высокие

Кадры в секунду
Больше - лучше

Crysis Remastered

2.560 x 1.440, очень высокие

Кадры в секунду
Больше - лучше

Crysis Remastered

3.840 x 2.160, очень высокие

Кадры в секунду
Больше - лучше

Can it run Crysis?

Текущую реализацию Crysis Remastered вряд ли можно назвать технически убедительной. Игра по-прежнему очень сильно нагружает одно ядро CPU, независимо от наличия в системе четырех, восьми или большего числа ядер CPU. Да и по многим другим характеристикам Crysis Remastered нельзя назвать техническим чудом, на которое мы надеялись в 2020 году.

Но расчет эффектов трассировки лучей весьма интересен, поскольку Crysis Remastered опирается на DirectX 11, но с промежуточным слоем Vulkan для трассировки лучей. В итоге решение получилось технически грамотным и интересным.

Теперь мы знаем производительность GeForce RTX 3090 в Crysis Remastered по сравнению с другими видеокартами. "Пойдет ли на ней Crysis?"


Battlefield V - DXR и DLSS

2.560 x 1.440 - высокие

Кадры в секунду
Больше - лучше

Battlefield V - DXR и DLSS

3.840 x 2.160 - высокие

Кадры в секунду
Больше - лучше

Call of Duty Modern Warfare - DXR

2.560 x 1.440 - высокие

Кадры в секунду
Больше - лучше

Call of Duty Modern Warfare - DXR

3.840 x 2.160 - высокие

Кадры в секунду
Больше - лучше

Control - DXR и DLSS

2.560 x 1.440 - высокие

Кадры в секунду
Больше - лучше

Control - DXR и DLSS

3.840 x 2.560 - высокие

Кадры в секунду
Больше - лучше

Death Stranding - DLSS

2.560 x 1.440 - высокие

Кадры в секунду
Больше - лучше

Death Stranding - DLSS

3.840 x 2.160 - высокие

Кадры в секунду
Больше - лучше

Wolfenstein: Youngblood - DXR и DLSS

2.560 x 1.440 - высокие

Кадры в секунду
Больше - лучше

Wolfenstein: Youngblood - DXR и DLSS

3.840 x 2.160 - высокие

Кадры в секунду
Больше - лучше

Quake RTX

3.840 x 2.160 - высокие

Кадры в секунду
Больше - лучше


Поскольку видеокарта Gigabyte GeForce RTX 3090 Gaming OC 24G оснащена 24 Гбайт видеопамяти, NVIDIA отмечает возможность игры в 8K. Но соответствующий монитор есть лишь у пренебрежимо малого числа геймеров. Но мы все же провели тесты 8K, используя DSR, поскольку и у нас такого монитора нет.

Для разрешения 8K следует помнить, что речь идет об увеличении количества пикселей в четыре раза.

DOOM Eternal

7.680 x 4.320 - Nightmare

Кадры в секунду
Больше - лучше

F1 2020

7.680 x 4.320 - Ultra High

Кадры в секунду
Больше - лучше

Death Stranding

7.680 x 4.320 - Ultra High

Кадры в секунду
Больше - лучше

В играх F1 2020 или Death Stranding видеокарта GeForce RTX 3090 при переходе с 4K на 8K показывает прирост производительности по сравнению с RTX 3080, но выше обычного. Однако в F1 2020 и Death Stranding чистой производительности все же маловато для 8K. Поэтому лучше активировать DLSS, чтобы получить достаточные fps.

На некоторых скриншотах мы фиксировали занимаемую память. Результаты выглядят следующим образом:

Сравнение занимаемой памяти
Spiel 8K 4KWQHDFHD
F1 2020 14,5 GB 7,1 GB5,9 GB5,4 GB
Death Stranding 13,5 GB 5,7 GB4,9 GB4,7 GB
DOOM Eternal 16,3 GB 9,1 GB8,2 GB7,9 GB
Crysis Remastered 12,4 GB 12,5 GB10,0 GB9,1 GB

Из-за ограниченного времени на тесты, мы не стали разгонять видеокарту. Но, ориентируясь на наш опыт с GeForce RTX 3080, мы не ожидали существенных улучшений. А вот со снижением Power Limit ситуация уже более интересная.

Battlefield V

3.840 x 2.160 - высокие

Кадры в секунду
Больше - лучше

Control

3.840 x 2.160 - высокие

Кадры в секунду
Больше - лучше

DOOM Eternal

3.840 x 2.160 - Ultra Nightmare

Кадры в секунду
Больше - лучше

Температура GPU

Нагрузка

В°C
Меньше - лучше

Снижение Power Limit до 320 Вт почти не повлияло на производительность видеокарты, зато снизило энергопотребление на 50 Вт или 15%. Снижение до 250 Вт смысла уже не имеет, поскольку минимальные fps и 99% всех fps падают весьма существенно. Вероятно, золотой серединой здесь будет диапазон между 300 и 320 Вт, но все будет зависеть от модели видеокарты.


NVIDIA позиционирует GeForce RTX 3090 в качестве преемницы Titan RTX, однако название GeForce несколько смущает. Именно видеокарты Titan обычно давали небольшой прирост производительности по сравнению с самыми быстрыми GeForce, но вместе с тем обычно обеспечивали удвоение видеопамяти.

По сравнению с GeForce RTX 3080, видеокарта GeForce RTX 3090 оснащена примерно на 20% большим числом функциональных блоков, в 2,4 раза большим объемом видеопамяти (10 против 24 Гбайт GDDR6X) и на 23% более быстрым интерфейсом памяти (760 против 936 Гбайт/с). Поэтому разница по производительности между GeForce RTX 3080 и GeForce RTX 3090 вряд ли может быть больше 20% даже теоретически.

Если посмотреть на игровую производительность Gigabyte GeForce RTX 3090 Gaming OC 24G (и видеокарт GeForce RTX 3090 в целом), никаких сюрпризов мы не получили. Играть с такой видеокартой в разрешениях 1080p или 1440p обычно смысла не имеет, так как мы упирается в ограничения по производительности CPU. Видеокарта могла бы дать больше fps, если бы процессор успевал быстрее обрабатывать данные. Впрочем, в зависимости от игры, производительность и в этих разрешениях хорошо масштабируется.

В разрешении 4K ситуация уже намного лучше. Здесь мы получаем прирост между 15 и 20%, хотя есть игры, которые выигрывают меньше. Однако та же DOOM Eternal дает прирост производительности, близкий к теоретическому. Между тем 24 Гбайт памяти никакой роли здесь не играют. В разрешении 4K игры задействуют меньше 10 Гбайт, и за редкими исключениями производительность по минимальным fps и 99% fps сложно связать с ограничением 10 Гбайт у GeForce RTX 3080 - независимо от производительности GPU.

То же самое касается вычислительной производительности: увеличение на 20% вычислительных блоков дает прирост производительности на 20%. Здесь GeForce RTX 3090 может выиграть и больше в тех сценариях, которые упираются в 10 Гбайт видеопамяти GeForce RTX 3080. Многие проекты Blender и Octane в данном объеме памяти просто не умещаются. GeForce RTX 3090 с доступными 24 Гбайт дает больше свободы. Конечно, вместе с GeForce RTX 3090 следует использовать сценарии, в которых видеокарт дает явные преимущества. 24 Гбайт все же нужны далеко не везде.

Есть еще один момент: GeForce RTX 3090 не получит драйверы Studio, в отличие от моделей Titan. И в некоторых сценариях рабочих станций данный факт можно привести к определенным недостаткам. Вероятно, именно по этой причине NVIDIA решила сертифицировать видеокарту как модель GeForce. Без всяких вопросов, GeForce RTX 3090 обеспечивает приличную производительность рабочих станций за свои деньги, особенно по сравнению с предыдущими моделями Titan. Но по некоторым аспектам NVIDIA пришлось видеокарту "подрезать".

Gigabyte GeForce RTX 3090 Gaming OC 24G

Первой мы получили видеокарту GeForce RTX 3090 Gaming OC 24G от Gigabyte. К сожалению, сегодня мы не можем провести сравнения с другими видеокартами. Но видеокарта Gigabyte обеспечивает вполне ожидаемую производительность, исходя из частот Boost.

По кулеру нам понравилось не все. Gigabyte разрабатывала его под дизайн с энергопотреблением не ниже 350 Вт. Причем Gigabyte выставила уровень даже выше - 370 Вт, что не облегчает работу кулеру. Температура GPU кулера действительно оставалась довольно низкой.

Но вот уровень шума под нагрузкой был слишком высоким. Поскольку температура GPU низкая, Gigabyte могла бы повысить ее на несколько градусов в счет снижения уровня шума. Однако мы пока не провели измерений температуры видеопамяти и VRM. Возможно, высокие скорости вентиляторов нужны, чтобы охлаждать данные компоненты. К преимуществам можно отнести и полупассивную работу кулера, хотя она теперь характерна почти для всех видеокарт.

Остается вопрос цены. NVIDIA за Founders Edition просит 136.990 ₽, цена моделей с альтернативным дизайном вряд ли будет ниже. Но Gigabyte GeForce RTX 3090 Gaming OC 24G пока не появилась в российской рознице, так что здесь придется подождать.

Сравнение между GeForce RTX 3080 и GeForce RTX 3090 не стоит сводить только к производительности в играх, поскольку здесь GeForce RTX 3090 не дает революционного прироста, особенно учитывая цену. Выигрыш производительности в играх намного меньше более чем двукратного повышения цены. Что касается приложений для рабочих станций, то здесь следует присматриваться к тому, нужны ли 24 Гбайт видеопамяти. Здесь речь идет не только о простом монтаже видео и эффектах. 3D-рендеринг может быстро упереться в ограничения 10 или 11 Гбайт видеопамяти. Игры в 8K пока роли не играют, и в обозримом будущем ситуация вряд ли изменится. Ассортимент компьютерных мониторов с таким разрешением можно пересчитать по пальцам одной руки, да и соответствующие телевизоры встречаются редко. Здесь NVIDIA пытается протолкнуть технологию, которая на практике пока не существует.

Но в итоге решать потребителю. Готовы ли вы переплачивать за 24 Гбайт видеопамяти и прирост производительности 20%? Но если вам нужна максимальная видеокарта GeForce поколения Ampere, то GeForce RTX 3090 можно смело брать. Возможно, стоит обождать, поскольку выход GeForce RTX 3080 с 20 Гбайт видеопамяти вполне вероятен, а по цене она будет наверняка более привлекательной. Впрочем, официального подтверждения этому пока нет.

Преимущества Gigabyte GeForce RTX 3090 Gaming OC 24G:

Недостатки Gigabyte GeForce RTX 3090 Gaming OC 24G:

Подписывайтесь на группы Hardwareluxx ВКонтакте и Facebook, а также на наш канал в Telegram (@hardwareluxxrussia).

Мы рекомендуем ознакомиться с нашим руководством по выбору видеокарты для разных бюджетов.