Страница 34: Заключение

Оценивать производительность GeForce RTX 4090 можно с разных ракурсов. Если смотреть на производительность растеризации, то NVIDIA смогла очень хорошо перенести увеличения числа функциональных блоков GPU на 50% (блоки FP32 и INT32) в прирост производительности более 50%, в ряде случаев до 70%. При переходе с поколения GeForce RTX 20 на GeForce RTX 30 подобного прироста не было. Конечно, переход с последнего поколения GTX на первое RTX тоже дал значительное увеличение производительности, но NVIDIA тогда фокусировалась на производительности трассировки лучей, поэтому производительность классического рендеринга отошла на второй план.

Но данный прирост производительности 50-70% получится раскрыть не всегда. Ниже разрешения UHD производительность high-end видеокарт часто упирается в ограничение CPU. Поэтому при покупке GeForce RTX 4090 следует учитывать и апгрейд процессора. Между тем добавление эффектов трассировки лучей больше не приводит к столь существенному снижению производительности, как раньше. Dying Light 2: Stay Human идет в UHD на GeForce RTX 3090 Ti с частотой кадров всего 35 fps, теперь же мы получаем 60 fps, а благодаря G-Sync эффекты разрыва кадра устраняются. Radeon RX 6900 XT остается позади, но с видеокартой GeForce RTX 3090 (Ti) она вполне может конкурировать благодаря хорошей разработке драйверов. Впрочем, проводить такое сравнение нечестно, поскольку AMD готовит новое поколение, с которым и будет конкурировать GeForce RTX 4090.

Улучшенные ядра RT приводят к увеличению производительности трассировки лучей. Видеокарты GeForce RTX 30 теряют больше производительности после включения эффектов трассировки лучей, чем GeForce RTX 4090. Если раньше падение производительности составляло до 50%, то теперь оно ограничено 35%, и то лишь в некоторых случаях. Конечно, NVIDIA могла многое "подкрутить", но мы все еще говорим о настоящем рендеринге, когда каждый пиксель проходит полностью через конвейер.

А вот к DLSS 3 стоит присмотреться. Приятно видеть, что NVIDIA последовательно дорабатывает технологию за последние годы. В самом начале реализация DLSS была неказистой, технология была призвана компенсировать падение частоты кадров после включения эффектов трассировки лучей. И первое время приходилось идти на компромиссы по качеству картинки. Со вторым поколением DLSS качество было значительно улучшено, вплоть до уровня, когда мы не ощущали разницы. Чтобы обнаружить отличия, приходилось сравнивать статические кадры с увеличением.

DLSS 3 теперь делает еще шаг вперед. Технология теперь генерирует полные кадры, и по играм даже не скажешь, что не все кадры проходят полный конвейер рендеринга. Такое ощущение уже было со второй версией DLSS, теперь оно только усилилось. Придется привыкать к тому, что включение DLSS 3 не дает недостатков. Или, по крайней мере, сводит их к минимуму. У нас нет технической возможности сравнить сгенерированные кадры с "настоящими", чтобы провести скрупулезное сравнение. Но мы захватили несколько сцен на видео с разными пресетами DLSS. Сама технология Frame Generation не привела к появлению каких-либо ошибок, которые мы смогли бы обнаружить. В случае же масштабирования (upsampling) приходилось искать компромисс между качеством и балансом, когда не хватало fps.

Высокая "чистая" производительность, новые технологии, хорошая система охлаждения Founders Edition – все это замечательно. Но все омрачает цена. Видеокарта GeForce RTX 4090 Founders Edition будет продаваться за €1.949, та же GeForce RTX 3090 стоила на момент выхода €1.649 (сегодня от 107.300 ₽), а вариант Ti - €1.899 (сегодня от 122.000 ₽). Впрочем, сегодня эти видеокарты стоят намного дешевле, чем раньше. Если вы приобрели GeForce RTX 3090 Ti весной задорого, то цена €1.949 у GeForce RTX 4090 покажется разумной. Разница по производительности вполне достаточная, чтобы оправдать высокую цену.

С другой стороны, если вы не выполняли апгрейд видеокарт несколько лет, то цена €1.949 все равно высокая. Позволить флагманскую видеокарту сможет далеко не каждый геймер.

Кроме высокой цены, многих обеспокоит высокое энергопотребление. Но по сравнению с 450 Вт у GeForce RTX 3090 Ti, видеокарта GeForce RTX 4090 обеспечивает намного более высокую производительность. Впрочем, мы все равно говорим о 450 Вт. Если посчитать все игровые часы на протяжении года, то сумма за электричество будет немаленькая. Конечно, не каждая игра приводит к максимальной нагрузке и энергопотреблению 450 Вт, но расходы на электричество учитывать стоит. И разговоры о том, что энергопотребление подобных устройств не должно превышать 300 Вт, имеют под собой почву. Иначе куда может завести дальнейшая разработка процессоров и видеокарт?

Подписывайтесь на группу Hardwareluxx ВКонтакте и на наш канал в Telegram (@hardwareluxxrussia).

Мы рекомендуем ознакомиться с нашим руководством по выбору видеокарты для разных бюджетов.

Преимущества NVIDIA GeForce RTX 4090 Founders Edition:

  • Высокая чистая производительность
  • Улучшенная производительность трассировки лучей
  • Хорошая система охлаждения
  • 24 Гбайт видеопамяти
  • Технология DLSS 3 Frame Generation
  • Новые возможности DLSS помимо масштабирования

Недостатки NVIDIA GeForce RTX 4090 Founders Edition:

  • Дорогая
  • Огромные габариты для видеокарты
  • Высокое энергопотребление