Страница 25: Заключение

Переход на меньший техпроцесс для любого производителя чипов является серьёзным шагом. Особенно в том случае, если производство выполняется не на "домашних" заводах, а сторонним производителем чипов, у которого могут возникать свои проблемы. В частности, у TSMC наблюдались определённые трудности с первыми 28-нм чипами. Но двум производителям GPU, а именно AMD и NVIDIA, переход на меньший техпроцесс был жизненно необходим. NVIDIA надоело биться с чипами гигантской площади 530 мм² и 3 млрд. транзисторов. AMD в прошлом использовала более экономичный подход, причём не только по количеству транзисторов, но и по эффективности своих GPU. В случае нового поколения 28-нм GPU мы получили обратную картину. Теперь AMD конкурирует со своим транзисторным "монстром" из 4,3 млрд. транзисторов на площади 365 мм², а NVIDIA выпустила весьма экономичный чип на 3,53 млрд. транзисторов площадью всего 294 мм².

Всё это существенно сказывается и на цене. Nvidia сделала интересные комментарии, объявляя результаты квартала. Похоже, что выход годных кристаллов оказался намного ниже запланированного, и NVIDIA не может поставить достаточное количество чипов. TSMC, похоже, выставляет счёт производителям, таким как AMD и NVIDIA, не по количеству годных кристаллов, а по количеству подложек, независимо от того, сколько с неё получилось взять годных чипов. Большая площадь чипа приводит к меньшему количеству чипов с одной подложки, поэтому и себестоимость оказывается выше. Конечно, не менее важным фактором является и выход годных кристаллов, то есть доля работающих чипов из произведённых. Но в данном отношении ни один из производителей не может дать точный прогноз.

Мы подобрались к важной теме нашей статьи: GPU Nvidia GeForce GTX 680 перенес технологию Boost из области CPU в сферу GPU. Тот факт, что не все приложения и игры могут использовать видеокарту в полной мере, был хорошо известен и раньше, но пока что технической решения данной проблемы не было представлено. Технология GPU Boost идёт намного дальше подхода AMD Powertune. Вместе с тем Nvidia будет довольно сложно донести смысл технологии до среднего пользователя или геймера. Обратите внимание, что в нашей статье мы посвятили объяснению работы GPU Boost несколько параграфов и иллюстраций. Впрочем, время покажет.

technology-logos

У современных видеокарт есть несколько характеристик, позволяющих предугадать производительность в играх и приложениях: количество ядер/потоковых процессоров, частота GPU и памяти. Но на чем из этого списка следует поставить акцент? Конечно, базовая частота позволяет оценить производительность видеокарты, но, опять же, только базовую. Если вы захотите более высоких тактовых частот, то видеокарта без проблем их предоставит. Определённый прирост "Turbo" уже гарантирован в случае любой игры на видеокарте GeForce GTX 680, но максимальная тактовая частота будет меняться в зависимости от типа игры/приложения. Похоже, что на данный момент эта планка составляет около 1110 МГц. С другой стороны, все экземпляры видеокарт отличаются друг от друга, и что-то предсказать сложно. Когда Nvidia оптимизирует вместе с TSMC производство кристаллов, то на рынке должны появиться видеокарты с более высокими возможными частотами. Возможно, мы столкнемся с ситуацией, когда покупатели будут искать самые скоростные видеокарты, сдавать неудачные модели обратно в магазин, так далее по циклу.

Функции, подобные TXAA и адаптивной вертикальной синхронизации, конечно, интересны, но пока их актуальность и значимость оценить сложно. По крайней мере, это касается сглаживания TXAA, которое мы видели только по техническим демонстрациям. Какой выигрыш оно даст на практике? По крайней мере, адаптивная вертикальная синхронизация работает уже сегодня, и эффект она даёт вполне положительный.

gtx680-sli-rs

NVIDIA обещает намного более высокую производительность на ватт по отношению с предыдущим поколением собственных видеокарт, а также и конкурирующих решений от AMD. И наши тесты показывают, что обещания Nvidia действительно сбываются. В режиме бездействия и под нагрузкой видеокарта GeForce GTX 680 потребляет меньше или, по крайней мере, столько же энергии, что и эталонная модель Radeon HD 7970. Если учесть результаты тестов, то Nvidia действительно даёт лучшее соотношение производительность на ватт. В синтетических тестах преимущество по производительности составляет 20 процентов, в реальных играх - от 5 до 30 процентов (в зависимости от разрешения и игры). В некоторых тестах новинка GeForce GTX 680 уступает Radeon HD 7970. В частности, можно привести примеры игр Crysis Warhead и Metro 2033. Но Nvidia явно не будет сидеть, сложа руки, и обновления драйверов исправят ситуацию с производительностью. Если учесть все результаты тестов, то GeForce GTX 680 по сравнению с Radeon HD 7970 даёт прирост 7,5 процентов. Но AMD также выигрывает от большего объёма памяти на своих high-end видеокартах, особенно в самых высоких разрешениях.

Нам понравилась эталонная система охлаждения Nvidia, которая раньше вызывала немало критики. В режиме бездействия мы получили уровень температуры GPU всего 36 °C, а под нагрузкой - 80 °C. Конечно, это больше, чем мы получаем у GPU конкурирующих видеокарт AMD. Но в случае Nvidia подобный шаг мы считаем приемлемым, поскольку за счет снижения скорости вращения вентилятора под нагрузкой мы получаем чуть меньший уровень шума. Обратите внимание, что под нагрузкой видеокарта шумит тише, чем модели из линейки Radeon HD 7800 и 7900 с эталонной системой охлаждения.

NVIDIA GeForce GTX 680 будет продаваться в Европе по цене около 500 евро. Самая дешёвая видеокарта Radeon HD 7970 сегодня обойдется примерно в 440 евро (17 100 руб. в России). Впрочем, говорить о ценах пока рано, поскольку первые видеокарты GeForce GTX 680 будут продаваться явно по завышенным ценам, особенно в России. Нужно будет подождать, пока цены не успокоятся.

В целом, мы весьма обрадованы эволюцией нового поколения NVIDIA "Kepler". Видеокарта GeForce GTX 680 - это только начало. На горизонте уже виднеется GeForce GTX 670 Ti, да и модели для массового рынка должны вскоре подтянуться. Нам также можно ждать нового вычислительного "монстра" для HPC. Но давайте запасемся терпением.

Преимущества NVIDIA GeForce GTX 680:

  • Низкое энергопотребление в режиме бездействия
  • Очень хорошее соотношение производительности на ватт под нагрузкой
  • Низкий уровень шума в режиме бездействия
  • Низкий уровень шума под нагрузкой
  • DirectX 11.1
  • PCI Express 3.0

Недостатки NVIDIA GeForce GTX 680:

  • Высокая цена
  • Система регулировки тактовых частот будет понятна не всем