Мы долго ждали первую модель Radeon RX Vega 64 с альтернативным дизайном, но видеокарта, наконец, поступила в нашу тестовую лабораторию. ASUS первой представила соответствующую видеокарту, первой она появилась и у нас. Будет весьма интересно посмотреть, какие улучшения смогла внести ASUS с видеокартой ROG Strix Radeon Vega 64 OC Edition, какие преимущества по сравнению с эталонной версией мы получим.
Видеокарты Radeon RX Vega 64 и Vega 56 ждали очень долго, ожидания пользователей были весьма велики. Мы опубликовали тест эталонной версии, где также разобрали архитектуру Vega. Также мы провели дополнительные тесты High Bandwidth Memory Controller, майнинга криптовалют и разгона. Наконец, тест с пониженным напряжением дал весьма интересные результаты.
Но перед тем, как мы перейдем к обзору видеокарты, позвольте сказать пару слов о ситуации, сложившейся вокруг моделей Radeon RX Vega с альтернативным дизайном. На Computex некоторые партнеры AMD говорили о том, что видеокарты будут доступны в сентябре или октябре. Как обычно, сначала вышли только видеокарты в эталонных версиях. Мы ожидали, что партнеры AMD начнут поставки своих видеокарт с небольшой задержкой после представления эталонных версий. Но этого не случилось.
Единственная объявленная до сих пор видеокарта - ROG Strix Radeon Vega 64 OC Edition. Она доступна в финальном дизайне, но ASUS пояснила нам, что купить видеокарту раньше октября не получится. Причем не совсем понятно, что имеется в виду: начало, середина или конец октября. Для ROG Strix Radeon Vega 56 даты вообще не названо.
Между тем мы получили комментарии некоторых партнеров AMD о состоянии моделей с альтернативным дизайном. Судя по всему, AMD планировала начать отгрузку GPU своим партнерам с 11 сентября, чтобы они могли начать производство видеокарт с альтернативным дизайном. Но AMD отложила поставки на неопределенный срок. Партнеры пока пребывают в состоянии растерянности, поскольку они не знают, когда смогу начать производство видеокарт.
Но вернемся к видеокарте ASUS ROG Strix Radeon Vega 64 OC Edition. Как обычно, мы начнем со спецификаций.
Модель: | ASUS ROG Strix Radeon Vega 64 OC Edition | |
Цена: | - | |
Сайт производителя: | ASUS ROG Strix Radeon Vega 64 OC Edition (ROG-STRIX-RXVEGA64-O8G-GAMING) | |
Техническая информация | ||
---|---|---|
GPU: | Vega 10 | |
Техпроцесс: | 14 нм | |
Число транзисторов: | 12,5 млрд. | |
Тактовая частота GPU (базовая) | 1.298 МГц | |
Тактовая частота GPU (Boost) | 1.630 МГц | |
Частота памяти | 945 МГц | |
Тип памяти | HBM2 | |
Объём памяти | 8 GB | |
Ширина шины памяти | 2.048 бит | |
Пропускная способность памяти | 484 Гбайт/с | |
Версия DirectX | 12_1 | |
Потоковые процессоры | 4.096 | |
Текстурные блоки | 256 | |
Конвейеры растровых операций (ROP) | 64 | |
Типичное энергопотребление: | - | |
SLI/CrossFire | CrossFire |
Напомним, что AMD для своих эталонных версий выставила довольно агрессивные частоты Boost, которые на практике не достигались. Можно было рассчитывать на частоты между 1.400 и 1.536 МГц, но не более того. ASUS для ROG Strix Radeon RX Vega 64 OC Edition выставила частоту Boost 1.630 МГц, так что будет весьма интересно посмотреть, как видеокарта покажет себя под нагрузкой.
В остальном мы не получили технических отличий по архитектуре. Используется GPU Vega 10, который производится по 14-нм техпроцессу и содержит 12,5 млрд. транзисторов. На чипе доступны 4.096 потоковых процессоров, работающих на упомянутых выше тактовых частотах. Также доступны 256 текстурных блоков и 64 конвейера растровых операций. Отметим и техническую новинку поколения Vega - 8 Гбайт памяти HBM2, которые подключаются по 2.048-битной шине. С тактовой частотой 945 МГц мы получаем пропускную способность памяти 484 Гбайт/с.
Перед тем, как мы перейдем к рассмотрению видеокарты, позвольте привести результаты тактовых частот под разными нагрузками. Благодаря механизмам Boost видеокарты динамически меняют тактовые частоты, поэтому довольно важно оценивать реальные частоты под нагрузкой.
Скриншот GPU-Z подтверждает технические спецификации ASUS ROG Strix Radeon Vega 64 OC Edition.
Игра | Температура | Частота |
The Witcher 3: Wild Hunt | 78 °C | 1.560 МГц |
Rise of the Tomb Raider | 79 °C | 1.470MHz |
Hitman | 79 °C | 1.515 МГц |
Far Cry Primal | 79 °C | 1.490 МГц |
DiRT Rally | 79 °C | 1.590 МГц |
Anno 2205 | 79 °C | 1.520 МГц |
The Division | 78 °C | 1.540 МГц |
Fallout 4 | 79 °C | 1.545 МГц |
DOOM | 78 °C | 1.560 МГц |
Как можно видеть, на практике мы получили тактовые частоты несколько выше эталонной версии. Но тактовые частоты видеокарт Vega намного менее стабильны, чем в случае предыдущих архитектур AMD или конкурента NVIDIA. Можно вывести средний уровень частоты, но иногда GPU работал на 30-40 МГц быстрее или медленнее. В любом случае, мы получаем взаимосвязь частоты, температуры и энергопотребления.
На следующей странице мы рассмотрим видеокарту в деталях.
Перед тем, как мы перейдем к изучению видеокарты, позвольте привести наиболее важные технические спецификации по габаритам и охлаждению.
Длина печатной платы | 290 мм |
Длина с кулером | 298 мм |
Толщина | 2,5 слота |
Дополнительное питание | 2x 8-конт. |
Вентиляторы | 3x 90 мм |
Выходы на дисплей | 2x Displayport 1.3/1.4 2x HDMI 2.0 1x Dual-Link-DVI |
Пассивная работа вентиляторов в режиме бездействия | Да (до 55 °C) |
Как можно видеть, ASUS ROG Strix Radeon Vega 64 OC Edition заметно длиннее эталонной модели: почти 300 мм против 266 мм. Толщина системы охлаждения тоже была увеличена до 2,5 слотов по сравнению с двумя слотами у эталонной версии. Высота видеокарты составляет 120 мм, что заметно больше стандартных 100 мм. Остальные спецификации мы разберем чуть ниже.
Видеокарта ASUS ROG Strix Radeon Vega 64 OC Edition мало похожа на Radeon RX Vega 64 в эталонной версии. С лицевой стороны доминируют три осевых вентилятора. В целом, дизайн соответствует линейке ASUS Strix, поэтому он хорошо знаком многим читателям. Доминирует черный цвет, но во время работы видеокарту можно раскрасить благодаря RGB-подсветке, на которой мы остановимся чуть ниже.
Сзади видеокарта почти полностью закрыта металлической пластиной. Хотя кое-где PCB проглядывает. Пластина изготовлена из черного анодированного алюминия, но ASUS для разнообразия добавила несколько серых вставок. Также можно видеть логотип Strix с RGB-подсветкой. Весьма интересна и металлическая крестовина кулера, которая обеспечивает правильное давление на упаковку GPU.
Три осевых вентилятора ASUS ROG Strix Radeon Vega 64 OC Edition имеют диаметр 90 мм. Корпус и двигатель вентиляторов сертифицированы IP5X, поэтому пыль внутрь не проникнет. Вентиляторы начинают вращаться при нагреве GPU до 55 °C, а останавливаются, когда температура GPU снизится до 50 °C. Подобная разница по температурам предотвращает непрерывный цикл раскрутки/остановки вентиляторов. В режиме бездействия температура для охлаждения GPU ниже 50 °C требуется довольно много времени, вентиляторы начинают вращаться даже при небольшой нагрузке.
ASUS ROG Strix Radeon Vega 64 OC Edition работает от двух 8-контактных гнезд дополнительного питания. Вместе с 75 Вт через слот PCI Express они дают дополнительные 300 Вт. Максимальное энергопотребление видеокарты не указано, но оно наверняка ниже 300 Вт. Так что питание ASUS ROG Strix Radeon Vega 64 OC Edition можно назвать достаточным.
С торца видеокарты, где обычно располагаются разъемы CrossFire, установлен переключатель между производительным и тихим режимом. В производительном режиме упаковка GPU может работать с энергопотреблением до 260 Вт. В тихом режиме – до 240 Вт. Для сравнения: у эталонной версии Radeon RX Vega 64 энергопотребление заявлено до 220 Вт. Обратите внимание, что здесь подразумевается энергопотребление только упаковки GPU, а не видеокарты в целом.
Также с торца можно видеть логотип ROG, тоже подсвечивающийся RGB LED. Видеокарта комплектуется утилитой Aura Sync, позволяющей менять цвета и эффекты.
Подсветкой логотипа Strix сзади тоже можно управлять. На фотографии можно видеть точки прямого измерения напряжений с помощью мультиметра. Они позволяют измерять напряжения GPU, MVDD, VDCC, OVC, OVM и OVCI.
Как можно видеть сзади, кулер значительно выступает за пределы PCB. ASUS снабдила Radeon RX Vega 64 действительно массивным радиатором. Также видны кабели подключения вентиляторов и подсветки. Есть и некоторые другие интерфейсы, на которых мы остановимся чуть ниже.
ASUS ROG Strix Radeon Vega 64 OC Edition предлагает два порта DisplayPort 1.3/1.4 и два HDMI 2.0 на слотовой заглушке, как и выход DVI. Но не все выходы можно использовать одновременно. Зато можно одновременно воспользоваться двумя HDMI, хотя обычно мы получаем только один такой выход.
Мы сняли кулер ASUS ROG Strix Radeon Vega 64 OC Edition с видеокарты, что позволило более детально рассмотреть раскладку PCB.
Для снятия кулера достаточно открутить шесть винтов. ASUS установила заднюю металлическую пластину, спереди видеокарта тоже защищена пластиной. Если ее снять, можно рассмотреть PCB во всех деталях.
Как можно видеть по подсистеме питания, ASUS использовала свой подход, отличный от AMD. У эталонного дизайна фазы подсистемы питания расположены довольно близко к упаковке GPU. Как утверждали эксперты, у эталонной раскладки расположение компонентов почти идеальное, какие-либо улучшения внести вряд ли получится. Но инженеры ASUS все же разработали собственный дизайн. В эталонном дизайне доступны 12 двойных фаз (5+1) подсистемы питания. ASUS установила 13 фаз, часть из которых наверняка имеют двойной дизайн и отвечают за GPU, на HBM вновь выделена фаза.
Стабилизаторы напряжения используют высококачественные компоненты – дроссели и конденсаторы. Мы обнаружили и привычные компоненты: стабилизаторы напряжения VRM (IR35217) и шесть драйверов (IR3598). В задней части PCB располагаются и некоторые другие компоненты подсистемы питания.
Вокруг GPU довольно свободно. Причина кроется в том, что память HBM2 входит в состав упаковки GPU, поэтому отдельных чипов памяти нет. Аккуратный дизайн нарушают только две фазы питания, которые выбиваются из общего ряда. Они развернуты под 90° рядом с упаковкой GPU – справа вверху.
В задней части PCB расположены различные интерфейсы. Два левых предназначены для подключения вентиляторов и RGB-подсветки кулера. Красный разъем позволяет синхронизировать RGB-подсветку с другими компонентами системы, совместимыми с ASUS Aura Sync. Впрочем, сегодня не только ASUS, но и другие производители предлагают синхронизацию подсветки.
Справа располагаются еще два разъема для подключения двух вентиляторов корпуса. Под нагрузкой видеокарта может раскручивать вентиляторы до высоких оборотов, чтобы он лучше выбрасывали накапливающееся тепло наружу корпуса.
Сзади хорошо заметен приличный размер PCB. ASUS увеличила высоту, чтобы уместить в одном ряду максимум фаз питания. Будет интересно посмотреть, оправдает ли себя дизайн ASUS в тестах и во время разгона.
Но вернемся к GPU: упаковка GPU, которая содержит GPU и HBM2, вряд ли крупнее традиционных решений с внешней памятью GDDR. Поэтому на PCB остается немало свободного места, пусть в случае ASUS ROG Strix Radeon Vega 64 OC Edition оно частично занято подсистемой питания. Эталонный дизайн AMD тоже можно назвать вполне удачным.
Кулер полностью накрывает упаковку GPU. ASUS отказалась от технологии DirectCU, когда тепловые трубки напрямую контактировали с GPU. Но из-за некоторых недостатков подобное решение нельзя было назвать оптимальным. ASUS называет свою последнюю разработку технологией MaxContact. Компания обещает в два раза большую площадь контактной поверхности по сравнению с конкурентами. Что приводит к меньшим температурам и более высокой производительности.
С компонентами системы питания контактирует крупный алюминиевый радиатор. К нему добавлена теплопроводящая накладка. ASUS указывает увеличение площади радиатора на 40%, что должно улучшить передачу тепла продуваемому воздуху.
Мы существенно обновили программное обеспечение в виде игр и тестов, но аппаратное обеспечение осталось, по большей части, прежним. Чтобы наша тестовая система была максимально приближена к практическим условиям, мы проводили тесты в закрытом корпусе. Операционная система Windows 10 была установлена на SSD, но для игр мы использовали жесткий диск. На результаты тестов это не влияет.
Тестовая конфигурация | |
---|---|
Процессор | Intel Core i7-3960X 3,3 @ 3,9 ГГц |
Система охлаждения | Corsair H110i GT СВО с замкнутным контуром |
Материнская плата | ASUS P9X97 Deluxe |
Оперативная память | G.Skill |
SSD | OCZ Arc 100 240 GB |
Блок питания | Seasonic Platinum Series 1.000 Вт |
Операционная система | Windows 10 64 бит |
Корпус | Fractal Design Define R5 |
Наша тестовая система содержит компоненты Intel, ASUS, Fractal Design, Corsair, G.Skill, OCZ и Seasonic. Мы выражаем благодарность всем производителям, предоставившим нам комплектующие!
Мы использовали следующие версии драйверов:
- Все видеокарты NVIDIA: GeForce 385.41
- Все видеокарты AMD: Radeon Software 17.9.1
Мы использовали следующие игры и тесты:
- Futuremark 3DMark
- Luxmark 3.0
- GPUPI 2.2
- The Witcher 3: Wild Hunt
- Rise of the Tomb Raider
- Hitman
- Far Cry Primal
- DiRT Rally
- Anno 2205
- The Division
- Fallout 4
- The Talos Principle
- DOOM
Перейдём к оценке уровня шума, энергопотребления и температуры.
ASUS ROG Strix Radeon Vega 64 OC Edition выключает температуры GPU в режиме бездействия, они начинают раскручиваться при нагреве GPU до 55 °C. Таким образом, в режиме бездействия видеокарта работает абсолютно бесшумно – важное преимущество по сравнению с эталонным дизайном.
Под нагрузкой кулер ASUS ROG Strix Radeon Vega 64 OC Edition показывает свой потенциал: вместо почти 50 дБ(А) мы получили 37,7 дБ(А), на уровне других видеокарт с альтернативным дизайном или даже ниже. Здесь видеокарта ASUS демонстрирует свое первое преимущество.
В режиме бездействия заметны недостатки, связанные с тесным дизайном упаковки GPU. Температура снижается на пару градусов ниже планки 50 °C, вентиляторы до температуры 55 °C не раскручиваются.
Под нагрузкой мы видим еще одно преимущество мощного кулера. У эталонной видеокарты GPU нагревался до предельной температуры и сбрасывал тактовые частоты, в случае же ASUS ROG Strix Radeon Vega 64 OC Edition температура составляет меньше 80 °C. HBM2, чьи температуры тоже можно отследить, нагревается до 87 °C.
Энергопотребление в режиме бездействия не так интересно. Здесь нельзя сказать ничего хорошего или плохого.
Здесь мы вновь видим подтверждение ранее сделанных выводов. Архитектура Vega работает выше уровня с оптимальной эффективностью. Энергопотребление весьма значительное, причем по сравнению с эталонной версией ASUS ROG Strix Radeon Vega 64 OC Edition потребляла на несколько ватт больше. Будет интересно посмотреть на результаты производительности.
С подключением нескольких мониторов проблем не возникает. Энергопотребление увеличивается незначительно, проблем мы не видим.
Тест 3DMark от Futuremark – один из наиболее популярных синтетических тестов, он позволяет удобно сравнивать разные системы или отдельные компоненты. Отдельные режимы (Preset) позволяют оценить различные аспекты работы системы – вплоть до разрешения UltraHD/4K. Тест изначально разрабатывался под DirectX 11, но сегодня 3DMark также позволяет оценить оптимизацию под DirectX 12, анализируя число вызовов Draw calls.
Luxmark 3.0 – тест рендеринга, который опирается на интерфейс OpenCL и широкую аппаратную базу видеокарт. Luxmark разрабатывался в качестве теста определения производительности LuxRender. Для расчета сцены используется LuxRender 2.x API. Результат выдается в семплах в секунду.
В тесте GPUPI вычисляется число пи через разные интерфейсы. Программы, такие как SuperPi, уже давно используются для оценки вычислительной производительности "железа", возможен расчет через процессоры и видеокарты. Как видно по названию GPUPI, данный тест опирается для расчета на GPU. Мы использовали OpenCL API и вычисляли число пи до 500 млн. или 1 млрд. знаков. GPUPI позволяет удобно ценить 64-битную производительность "железа".
Ролевая игра Ведьмак 3: Дикая охота базируется на книгах и игровом мире известного фантаста Анджея Сапковски. Протагонист Геральт из Ривии открывает средневековый фантастический мир и выполняет разнообразные квесты. Игровой движок был разработан студией CD Projekt Red самостоятельно, в игре используется версия 3. Ролевая игра опирается на открытый мир и устанавливает новые стандарты компьютерной графики.
С игрой Dirt Rally студия разработчиков Codemasters вновь сместила акцент на симуляцию по сравнению с предшественницей. В игре доступны 17 автомобилей, в том числе Audi S1 quattro, Lancia Delta и Ford Fiesta RS WRC, а также 36 трасс в трех уголках мира: Греции, Уэльсе и Монте-Карло. После выхода игры в Steam продолжает появляться дополнительный контент, в том числе Pikes Peak, Rally Deutschland и FIA Rallycross Championship.
Разгонять ASUS ROG Strix Radeon Vega 64 OC Edition нелегко. С одной стороны, потенциал разгона небольшой, поскольку GPU работает на частотах, близких к предельным. С другой стороны, не все программные настройки срабатывают. Поэтому все приходилось перепроверять. И первым шагом мы всегда оценивали, сработала ли настройка.
Мы увеличили планку энергопотребления ASUS ROG Strix Radeon Vega 64 OC Edition на +50%. Затем мы увеличивали тактовые частоты GPU и HBM2, пока не теряли стабильность. В итоге мы смогли добиться частоты GPU около 1.700 МГц, на которой видеокарта прошла через все наши тесты. Память HBM2 работала на 1.020 МГц. Больше мы выжать не смогли. Подсистема питания ASUS не показала каких-либо преимуществ, поскольку разгон GPU Vega ограничивался возможностями воздушного охлаждения.
Ниже представлены результаты тестов после разгона.
ASUS ROG Strix Radeon Vega 64 OC Edition – первая версия Radeon RX Vega 64 OC Edition с альтернативным дизайном в нашей лаборатории. Она действительно дает ряд преимуществ, особенно по охлаждению. Температуры GPU, HBM2 и, вероятно, VRM были существенно ниже эталонного дизайна. А меньшие температуры никогда не повредят. Но обо всем по порядку.
В случае видеокарт Radeon RX Vega есть немало технических сходств с моделями Radeon R9 Fury, хотя есть и отличия. Видеокарты Radeon R9 Fury были доступны только в альтернативных дизайнах, но производители не могли в полной мере задействовать потенциал. У поколения Fiji упаковка GPU уже работала на пределе. Примерно то же самое мы наблюдаем и в случае видеокарт Vega. AMD разработала очень хорошую PCB, чью подсистему питания вряд ли можно улучшить. Чип Radeon RX Vega 64 работал уже на пределе. Есть ли у партнеров AMD возможность раскрыть потенциал видеокарты лучше?
ASUS постаралась пойти на такой шаг с ROG Strix Radeon Vega 64 OC Edition, представив PCB с собственным дизайном. Но подсистему питания улучшить вряд ли возможно. Так что здесь мы преимуществ не видим. Хотя ASUS смогла дать больший запас GPU Vega по производительности благодаря улучшенному охлаждению и более высокому энергопотреблению. Здесь подход ASUS можно назвать успешным. В тестах ASUS ROG Strix Radeon Vega 64 OC Edition показала на 5-8 процентов более высокий уровень производительности по сравнению с эталонной версией.
Но кроме производительности важную роль играет система охлаждения. И здесь мы видим наиболее значимое преимущество ASUS ROG Strix Radeon Vega 64 OC Edition. Кулер с большей площадью поверхности теплообмена в области ребер радиатора и большей контактной площадью смог снизить температуры упаковки GPU. Три осевых вентилятора работали под нагрузкой существенно тише вентилятора-центрифуги эталонного дизайна. Отдельным плюсом можно назвать выключение вентиляторов в режиме бездействия или под малыми нагрузками, когда температура GPU оставалась ниже порогового уровня. Высокая температура GPU в режиме бездействия характерна для всех видеокарт Vega. Под нагрузкой мы заметили легкий свист дросселей ASUS ROG Strix Radeon RX Vega 64 OC Edition. Но в закрытом корпусе вы его вряд ли услышите.
У видеокарты ASUS ROG Strix Radeon Vega 64 OC Edition есть несколько дополнительных функций. Здесь можно отметить точки прямого измерения напряжений, RGB-подсветку с синхронизацией с остальными компонентами системы и два разъема подключения вентиляторов корпуса. Еще одним плюсом мы бы назвали два режима BIOS, между которыми можно переключаться с помощью тумблера. Отличия невелики, поэтому в большинстве случаев мы рекомендуем остановиться на производительном режиме по умолчанию. Мы провели тесты уровня шума тихого режима, но в тесты производительности его не добавили. Как показал краткий тест, в тихом режиме производительность снижается на 2-3 процента.
Остается вопрос цены. Мы тестировали ASUS ROG Strix Radeon Vega 64 OC Edition в финальной версии. Больше никаких изменений не планируется, даже в BIOS. Но придется подождать не меньше месяца, прежде чем видеокарта станет доступна на рынке. Причина кроется не в ASUS, поскольку AMD обещала начать поставку чипов с 11 сентября. Но по каким-то причинам отложила начало поставок. И насчет цены пока вряд ли можно сказать что-то определенное. Мы будем держать наших читателей в курсе событий.
Преимущества ASUS ROG Strix Radeon Vega 64 OC Edition:
- Позволяет играть в разрешении 1.440p во все современные игры
- Профили производительности и Radeon iChill
- Новые технологии, подобные HBM2, HBCC и т.д.
- Бесшумная в режиме бездействия
- Тихая работа под нагрузкой
Недостатки ASUS ROG Strix Radeon Vega 64 OC Edition:
- Пока недоступна на рынке
- Сравнительно небольшой прирост производительности по сравнению с эталонной версией
- Потенциала разгона почти нет
- Свист дросселей под нагрузкой
Личное мнение
Честно говоря, мы ожидали иного развития событий. Видеокарта Radeon RX Vega 64 должна была победить GeForce GTX 1080 Ti, пусть даже с энергопотреблением на 30-40 Вт выше. Но по результатам тестов ASUS ROG Strix Radeon Vega 64 OC Edition мы видим такую же картину, что и в случае оригинальной Radeon RX Vega 64 с эталонным дизайном. Здесь вряд ли стоит винить ASUS, поскольку она зависит от того, что предоставит AMD. Наверняка и партнеры AMD ожидали иного развития событий. Больше всего рады те компании, которые выпускают видеокарты и на чипах NVIDIA, и на чипах AMD, поскольку они могут активнее работать с конкурентом AMD. В любом случае, AMD с видеокартой Radeon RX Vega не оправдала надежд потенциальных покупателей и партнеров. Эталонной версии Radeon RX Vega 64 "повезло" с системой охлаждения, здесь ASUS показала себя с лучшей стороны. Но по другим параметрам не так все просто. Добавьте к этому не лучшую ситуацию с доступностью видеокарт и задержки. С этим ASUS тоже ничего не может сделать (Андрей Шиллинг)